"Кристально честный человек". «Ни предприимчивость, ни достоинство не являются национальной идеей»

Сегодня день рождения у российского режиссера театра и кино, сценариста, художественного руководителя московского театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова, ему исполняется 49 лет. За свою творческую деятельность он снял более двух десятков работ, удостоенных российских и международных кинопремий. В 2017 году ему было предъявлено обвинение в мошенничестве, хищении 133 млн рублей из бюджетных средств, выделенных на развитие проекта современного искусства «Платформа». Режиссер не признает свою вину и уже год находится под домашним арестом. Не смотря на это его последний фильм «Лето» вышел в прокат в июне этого года и был представлен на Каннском фестивале. Forbes собрал его высказывания о карьере режиссера, современном театре и кинематографе.

Передо мной в юности не стояло задачи куда бы то ни было, в том числе и в Москву, уехать из Ростова. Впрочем, я и театром не собирался заниматься.

Вообще, театр, если он не выводит зрителя из зоны комфорта, - это зря потраченный вечер.

Это политики любят направлять, указывать и поучать, а театр помогает заглянуть туда, куда самому заглянуть страшно.

Я думаю, что политическое кино - оно не про аспекты современной политики, а про то, что происходит с людьми здесь и сейчас, в России. Мне кажется, ничем другим вообще не стоит заниматься. Ни в театре, ни в кино.

Кино - это зеркало . Ты смотришься и видишь себя.

Про наш театр нельзя говорить. Канал «Культура» отказывается присылать камеры на наши премьеры, даже на самые громкие. Про мой спектакль, в котором, допустим, занят какой-нибудь артист, связанный с Первым каналом, на этом канале будут говорить, не упоминая фамилии режиссера.

Если не хочешь гражданской войны, задуши эту войну вначале в себе. Это не значит, что я всех люблю, но я всех уважаю. И сочувственно отношусь даже к мерзавцам, полагая, что они совершают гадости, за которые им потом будет либо очень стыдно, либо с ними что-то случится.

Некоторые спектакли я не могу смотреть. Физиологически невыносимо. Уважаю людей, которые их делают, знаю, что это тяжелый труд, но не могу.

В кино я не люблю кастинги . Невозможно по кастингу понять о человеке ничего, потому что у него стресс, у меня стресс. Я очень долго к людям приглядываюсь, мы о чем-то разговариваем или молчим. Достаточно мучительный процесс. Я точно знаю, что театр делается командой, каждая позиция здесь, от администратора на входе до пресс-атташе, очень важна. Не тот человек - и все будет не так.

Я вам честно скажу, иногда я прихожу к каким-то продюсерам и говорю открыто: «Давайте я сниму фильм или поставлю спектакль под другой фамилией. И посмотрим, что будет».

Мне важно знать, что я свободный человек , что театр - это не вериги или тазик с бетоном, в котором стоят мои ноги. Я хочу знать, что я волен уйти в любой момент - и нет никой драмы, я просто иду дальше.

Необходимость ставить современный текст у меня есть постоянно. Это некая режиссерская гигиена.

Для себя я до конца не могу сформулировать - должен ли сегодня режиссер быть такой фигурой, какой она сформировалась в XX веке - абсолютным диктатором, или нет? Он, для меня это несомненно, - демиург, творец театра.

Мы все время талдычим про «традиции» и «классику» в театре, но для меня совершенно очевидно, что, например, не бывает классического театра. Или - живой, современный механизм, или - театр-музей.

Культура - это привычка . Что до сих пор сохраняет Россию театральной державой при полном кризисе театра? Сила привычки. Привыкли, что театр - важная вещь: пусть мы даже в него не ходим, но он должен быть.

Есть Министерство культуры, нет Министерства культуры - никакое Министерство культуры не запретит поставить спектакль, если очень хочется его поставить. Для спектакля ничего не надо. Голый артист на голой сцене, как выясняется. Никакое Министерство культуры не заставит писателя не писать книжку, художника не писать картину .

Театр - это не про роскошь и не про «заработать много денег» , это про «заниматься искусством», это про формулирование идей, про исследование современного человека, про философию, про сочетание зеленого и фиолетового, наконец. Но не про деньги. Хочешь деньги зарабатывать - иди нефтью торговать или вон на госслужбу.

В последние годы стала проявляться интересная закономерность — наибольший резонанс в обществе вызывают не новые работы отечественных артистов и режиссеров, а их, мягко говоря, неоднозначные высказывания на общечеловеческие темы.

«Ни предприимчивость, ни достоинство не являются национальной идеей»

Героем февраля 2018 года, безусловно, можно считать народного артиста России Алексея Серебрякова , который в интервью Юрию Дудю высказал свое мнение о положении дел в современной России и о национальных особенностях россиян.

«Я думаю, что если отъехать на 30, 50, 70 километров от Москвы, много элементов 90-х годов вы увидите. Так или иначе, до сих пор ни знания, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются прерогативой, национальной идеей. Национальной идеей являются сила, наглость и хамство». На вопрос журналиста, когда артист сам сталкивался с этим в последний раз, Серебряков заявил: «Да, собственно говоря, сегодня. Дал взятку гаишнику». Слегка ошарашенному репортеру актер пояснил: «Я нарушил немножко... Я не хотел тратить время, а он так хотел этой взятки... А я подумал: «Может, у него трое детей, черт его знает».

Откровения Алексея Серебрякова не могли остаться незамеченными. Реакция на них была соответствующей.

«У меня, кроме сочувствия, к Алеше ничего нет»

Режиссер Владимир Бортко в интервью RT заметил: «Я снимал его в двух фильмах, оба были предельно патриотичны. Тогда он не заявлял ничего подобного. Что с ним случилось сейчас, я не знаю. Национальная идея России — любить свою родину. И эта идея позволяла нам выживать на протяжении столетий, будучи, мягко говоря, в не сильно благожелательном окружении. Серебряков хороший артист, кстати. Но хороший артист — не значит умный человек».

Коллега Бортко Андрон Кончаловский , много лет живший и работавший на Западе, так прокомментировал выступление актера РБК: «Честно говоря, у меня, кроме сочувствия, к Алеше ничего нет. Надеюсь, что он по-прежнему будет сниматься в России, чтобы жить, потому что там (за пределами России, — Ред.) он вряд ли кому-то нужен».

Многолетний друг Серебрякова и его партнер по сериалу «Бандитский Петербург» Дмитрий Певцов в интервью РЕН-ТВ встал на защиту коллеги: «Вся шумиха, которая возникает, мне кажется, глупая. Те, кто этим занимается, занимаются самопиаром».

При этом Певцов признался, что сам интервью еще не видел.

Обращались журналисты за комментарием и к самому Серебрякову.

«Я сказал все, что я сказал. Если мне потребуется что-то договорить, я обращусь к господину Дудю и ему договорю», — ответил артист журналистам РЕН-ТВ.

Кадр youtube.com

Мальчик из «Вечного зова»

Актерская карьера уроженца Москвы Алексея Серебрякова началась рано и почти случайно. Мальчик учился в музыкальной школе по классу баяна и однажды попал на фотографию для репортажа об учебном заведении, который вышел в газете «Вечерняя Москва». Фото попалось на глаза ассистенту режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова , искавшему именно типаж. Так 13-летний Алексей Серебряков, выходец из семьи врача и авиаинженера, попал в один из самых успешных многосерийных кинопроектов СССР — «Вечный зов».

Алексей Серебряков в фильме «Вечный зов». Фото: Кадр из фильма

К моменту поступления в актерский вуз у Серебрякова уже была богатая кинобиография. Например, он сыграл главную роль суворовца Владимира Ковалева в картине «Алые погоны». «Фильм рассказывает о судьбах воспитанников суворовского училища, достойно принявших эстафету от своих командиров в годы Великой Отечественной войны, и о сегодняшнем дне Советской армии, формировании характеров, воспитании мужества молодых воинов», — таково описание сюжета этой картины 1980 года.

От «Фаната» до «Левиафана»

Однако после окончания ГИТИСа в 1986 году Серебряков с головой уходит в перестроечное кино и публика узнает его в совсем других образах. Это жестокий парень по кличке Пан и картины «Забавы молодых», каратист по прозвищу «Малыш» из фильма «Фанат», сержант Арсенов из «Афганского излома», где Серебряков играл вместе со знаменитым итальянцем Микеле Плачидо .

Были и совсем уж неожиданные роли — например, роль в эротической комедии «Обнаженная в шляпе», или образ истребителя вампиров в фильме «Упырь».

В 2000 году Серебряков снова вошел в число самых популярных отечественных актеров. Это случилось после того, как он сыграл криминального авторитета Олега Званцева по кличке «Адвокат» в сериал «Бандитский Петербург». Следующей крупной работой, вызвавшей широкий резонанс, стала главная роль в сериале 2004 года «Штрафбат». Можно сказать, что за Серебряковым в этот момент окончательно закрепилась репутация человека, который блестяще играет неоднозначных героев в неоднозначных картинах.

Действительно, актер снялся практически во всех крупных проектах, которые вызывали жесткие споры в обществе. Про «Штрафбат» мы уже говорили, а были еще роли самогонщика в мрачной картине «Груз 200», роль Лебеды в фильме «Жила-была одна баба» и, конечно, главная роль в «Левиафане» Алексея Звягинцева .

Алексей Серебряков в фильме «Левиафан». Фото: Кадр из фильма

«У нас абсолютно рабская психология»: как Алексей Серебряков объяснял «Аргументам и Фактам» свой отъезд в Канаду

В 2010 году Алексею Серебрякову было совершенно заслуженно присвоено звание «Народный артист России».

А в 2012 году артист вместе с семьей покинул Россию, переехав в Канаду.

Вот как объяснял он свое решение : «Я перевёз свою семью в Канаду. Хочу, чтобы мои дети росли и воспитывались в принципиально другой хотя бы бытовой идеологии. Хочу, чтобы они понимали, что могут цениться знания, трудолюбие, что необязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей. Уличная идеология цивилизованной страны — это доброжелательность и терпимость — то, чего так недостаёт в России. К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил».

При этом, по уверению Серебрякова, последней каплей для него стал страшный смог 2010 года: «Я давно об этом думал, но последней каплей стали летние пожары 2010 года, когда Центральную Россию окутал чудовищный смог. И дело даже не в смоге, а в том, что власти не объявили о необходимости эвакуировать хотя бы детей, поскольку взвеси, наполняющие смог, необратимо откладываются в лёгких. Вот это абсолютно наплевательское отношение власть имущих переполнило мою чашу терпения.

И вообще, я подустал от происходящего в России. Можно сказать, сбежал, не выдержал. Жизнь коротка, и я не могу и не хочу больше ждать, когда народ поумнеет. Я не знаю, сколько мне осталось, но хочу, чтобы мои дети усвоили: мир большой и жить можно по-другому. Все говорят про деланность западных улыбок, но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба».

Заодно в том же интервью актер прошелся и по вопросам государства и общества: «О какой демократии может идти речь?! У нас абсолютно рабская психология! А демократия — это ответственность. Народ в лучшем случае интегрирует кого-то во власть. Мол, вот мы тебя выбрали — ты за всё и отвечай, решай наши проблемы! Демократия — это принятие решения на основе знаний, чёткого понимания между чем и чем ты выбираешь. А я лично не вижу сегодня повального желания людей образовываться, развиваться, повышать свою квалификацию, работать и, в конце концов, нести ответственность — в том числе за страну, за власть. А тех, кто хочет, — капля в море».

Если посмотреть внимательно, то интервью Серебрякова, данное «АиФ» шесть лет тому назад, — настоящий программный документ актера. И сказанное тогда принципиально не отличается от сказанного сейчас.

Патриот на экране: Алексей Серебряков по-прежнему зарабатывает на «хамах»

Казалось бы, все честно и достойно. Актер не сошелся взглядами с народом, уехав туда, где жизнь устроена так, как ему нравится.

Есть одна загвоздка — Серебряков уехал частично. Он продолжает работать в России. Вернее, так — сытая и обеспеченная жизнь в Канаде достигается актером за счет участия в проектах для народа, который неизвестно когда поумнеет.

Вот вам, к примеру, 2015 год. Серебряков играет маньяка в сериале «Метод», который выходит по «Первому каналу». В том же году на том же канале Серебряков появляется в криминальной драме «Фарца». А в 2017 году на канале «Россия» артист играл в главной роли в сериале «Доктор Рихтер» — официальной адаптации легендарного «Доктора Хауса».

Но есть кое-что более интересное. В 2016 году разочарованный Россией и ее народом Серебряков играет в патриотическом сериале «Стена», снятом по мотивам историко-приключенческого романа... министра культуры России Владимира Мединского . Сыграл Серебряков историческую личность — воеводу Михаила Борисовича Шеина , руководившего обороной Смоленска во времена Смутного времени.

А в ноябре 2017 года на экраны страны вышел еще один исторический фильм, получивший большую государственную поддержку — «Легенда о Коловрате». Фильм был одобрен лично президентом России Владимиром Путиным , который после просмотра картины заявил: «Из того, что видел, — впечатляет, за душу берет, и мне кажется, что люди будут смотреть с интересом. И сама по себе идея хорошая».

Кадр из фильма

И кто, как вы думаете, предстал перед российским зрителем в образе Великого князя Рязанского Юрия Игоревича, павшего в бою с захватчиками? Разумеется, разочарованный в российском народе Алексей Серебряков.

«Отдаю себе отчет, что я там не нужен»

Почему так происходит, сам артист еще осенью 2012 года объяснил в интервью «Известиям»: «Прекрасно отдаю себе отчет, что я там не нужен, но не загадываю. Будет оказия — почему нет. Но ждать, что буду играть Чехова ... Здесь это все-таки еще может произойти, там — вряд ли. Образ в кино не в один день создается. Вот Джонни Депп : любое его появление на экране — $100 млн, которые принесли зрители, чтобы посмотреть его еще раз. Возрастному русскому артисту сделать свою фамилию таким брендом — это что-то из области невозможного... Если появится работа, ради которой я захочу прийти к жене и детям и сказать: ребята, вы знаете, но в ближайшие два месяца я буду в Москве работать, то они поймут. А для меня это будет шанс сделать что-то, за что ни мне, ни им не будет стыдно, чем они, может быть, будут даже гордиться».

Когда-то давно наши предки сформулировали мудрость, которая звучит так: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

С тем, чтобы бы напиться где-то помимо России, у Алексея Серебрякова имеются явные трудности. Хотя не все так плохо — артист сыграл босса русской мафии в «клюквенном», но довольно хорошо сделанном англо-американском сериале «МакМафия». И все-таки, основной источник безбедной жизни в Канаде — деньги, заработанные в России. Деньги, которые россияне, в том числе и живущие за 30, 50,70 и более километров от Москвы. Деньги российских налогоплательщиков, которые потом выделяются на создание фильмов и передаются артистам.

Режиссера отправили под домашний арест до 19 октября. Наш корреспондент наблюдала за процессом в Басманном суде [видео]

Фото: REUTERS

Изменить размер текста: A A

В среду, 23 августа, в Басманном районном суде решался вопрос об избрании меры пресечения для худрука театра «Гоголь -центр».

Самые нетерпеливые из группы поддержки начали собираться у здания суда на Каланчевской улице часов в девять утра. Уже к 10:00 приехали «камеры» и пишущие журналисты. Подтянулись актеры «Гоголь-центра» и представители театральной общественности. Неудивительно, что к полудню - на это время было назначено заседание - подъезды к Казанскому вокзалу, что рядом с Басманным судом, были перекрыты. Толпа остановила уличное движение. Полиция пыталась навести порядок, выстроившись цепочкой. Но напрасно. Машины встали. Народ, догадываясь, что всех в зал суда не пропустят, старался занять места в «партере». Актер Артур Смольянинов залез на капот чьего-то внедорожника.

Это ваша машина? - ради любопытства поинтересовалась я.

Здесь все теперь наше, - почему-то решил Смольянинов.

"Огранизатор преступной группы"

В этой суете приезд Серебренникова , который прошлую ночь провел в СИЗО, прошел незамеченным.

Напомним, в понедельник поздно вечером худрука «Гоголь-центра» задержали в Петербурге . Там он снимает свой новый фильм "Лито" о ранней поре творчества рок-музыканта Виктора Цоя . Взяли режиссера чуть ли не на съемочной площадке. И отправили под конвоем в Москву , в Следственный комитет. 9 часов везли в микроавтобусе.

Задержание было столь внезапным, что Кирилл Семенович поначалу был сбит с толку и растерян. От дачи показаний отказался, ожидал приезда адвоката, который в Москву смог приехать только во вторник днем. Свою вину Серебренников категорически не признавал, объясняя, что суть обвинений ему непонятна.

Между тем, следователи считают, что Серебренников участвовал в хищении 68 миллионов рублей госсубсидий, выделенных «Седьмой студии» и фестивалю «Платформа» в 2011-2014 годах.

Группа, возглавляемая Серебренниковым, совершила умышленное тяжкое преступление. Находящаяся под стражей Нина Масляева (экс-бухгалтер «Седьмой студии» - Ред.) прямо указала на Серебренникова. Он был организатором преступной группы, которая украла бюджетные деньги, - выступил на суде следователь. - К тому же, у Кирилла Семеновича есть вид на жительство в Латвии . Есть собственность за рубежном. Оставаясь на свободе, он может скрыться от ответственности. Вот почему следствие ходатайствует о домашнем аресте режиссера.

33 подписанта

Следом за обвинением выступила защита.

Мать Кирилла Семеновича имеет инвалидность, у отца - Семена Михайловича, 1933 года рождения, был инфаркт и инсульт, - говорил адвокат Серебренникова, взывая к милосердию суда. - Кроме того, у Кирилла есть собственность - квартира на Пречистенке,17. Плюс поручительство Натальи Солженицыной …

Адвокат зачитал пространное письмо вдовы писателя, в котором она написала, что заключение под стражу - исключительная мера. Наталья Дмитриевна лично знакома с Серебренниковым, «он исключительно порядочный человек». Кроме Солженицыной поручительства подписали Александр Калягин , Андрей Малахов , Владимир Урин, Евгений Миронов , Фёдор Бондарчук , Константин Райкин , Игорь Верник , Валерий Гаркалин, Виктория Исакова , Чулпан Хаматова, Андрей и Авдотья Смирновы , Зельфира Трегулова, Людмила Улицкая, Ксения Раппопорт , Максим Матвеев , Лев Додин , Лиза Боярская, Андрей Ургант, Ксения Собчак, Сергей Светлаков, Константин Хабенский, Юлия Пересильд… Всего 33 деятеля культуры.

"Сбежать из страны я не смогу"

Все письма и поручительства приобщили к материалам дела. Кирилл Серебренников выразил сердечную благодарность.

Я не виноват. Все обвинения против меня невероятно абсурдны, - сказал он в ответном слове. - Я много лет работаю в России . У меня нет оснований покидать страну или воздействовать на кого-либо в процессе следствия. По каждому звонку следователя я приходил на допрос. Мой коллектив работал честно, ни о каких злоупотреблениях сотрудников я не знаю. Моя работа как худрука оценена несправедливо. Мы сделали яркий, мощный проект (имеется в виду «Платформа» - Ред.), который известен не только у нас в стране, но и в мире. Я отвечал за художественную часть, она была на высочайшем уровне. Скрыться, сбежать из страны я не смогу. У меня забрали загранпаспорт в мае. Собирался в Штутгарт , где должен ставить оперу. Теперь это невозможно. Домашний арест считаю мерой жестокой, необоснованной. Это не позволит мне дальше работать. Я честный человек. И оснований для бегства у меня нет.

Следствие говорит, что обвинение против Серебренникова обоснованы, но в материалах дела нет ничего по существу, - снова вступился адвокат режиссера. - Обвинения основаны на показаниях Нины Масляевой. По тем показаниям, которые я прочитал, невозможно установить вину моего подзащитного. Кроме того, прошу суд принять во внимание, что мы готовы внести залог в размере суммы, которую Кириллу инкриминируют (68 миллионов рублей - Ред.). Мы быстро соберем деньги, достаточно бросить клич среди людей, которые сейчас на улице, возле суда…

"Кристально честный человек"

Но клич бросать не потребовалось. Около 13.00 в Бутырском суде появилась Ирина Прохорова , издатель и старшая сестра бизнесмена Михаила Прохорова. В суде она сообщила, что готова внести за режиссера залог.

Кирилл Серебренников - выдающийся режиссер, - высказала мнение Ирина Дмитриевна. - Он вывел нашу страну в ранг международной театральной державы. К тому же он кристально честный человек. Его жизнь - это творчество. Он настоящий патриот России. Я лично готова внести залог, чтобы такие люди, как Серебренников, не сидели в тюрьме.

Накаляющийся пафос , похоже, смутил даже Кирилла Семеновича.

Я сожалею, что принёс столько беспокойства таким занятым и прекрасным людям, - признался он. - Я, действительно, патриот России. Стараюсь, чтобы моя стана была мощной культурной державой. Я скромный человек и живу скромно. Проект «Платформа» - часть моей жизни. Мы ничего не воровали...

В защиту Серебренникова выступили режиссеры Андрей Смирнов и Алексей Мизгирев.

Песню испортили

Выслушав все «за» и «против», суд, тем не менее, занял сторону обвинения и принял решение отправить Серебренникова под домашний арест до 19 октября. Под домашним арестом уже несколько месяцев находится и бывший директор «Седьмой студии» Юрий Итин.

Актеры «Гоголь-центра», которые вместе с журналистами ждали решения суда, решили поддержать своего худрука песней. Виктор Цой «Мы ждем перемен». Кто-то из коридора суда вел трансляцию на улицу. И там должны были подхватить в унисон «Перемен!Требуют наши сердца...». Но только затянули песню, как судебные приставы «наступили на горло» двум самым голосистым. Анну Шалашову и Варвару Шлыкову под руки сопроводили в отдельную комнату. Им на защиту кинулись актриса Юлия Пересильд…

На этой пронзительной ноте завершилось заседание Басманного суда.

МНЕНИЯ

Актер Александр Петров:

Конечно, нельзя не замечать того, что происходило в здании Басманного суда. Я думаю, что не надо унывать, всё будет хорошо, и справедливость восторжествует. Совсем недавно я был на съёмках фильма «Лето» - я приезжал туда к своей девушке Ирине Старшенбаум . Когда я приехал на съёмки, я увидел чудесную, талантливую, честную, настоящую команду суперпрофессионалов. Часть этой команды работала над «Гоголем».

Я с курсом Серебренникова знаком очень давно - мы параллельно учились. Наши курсы были самыми сильными. Серебренников воспитывает только порядочных, честных, настоящих, человечных, с большим сердцем людей. Очень сложно поверить в то, что происходит.

Продюсер Александр Цекало:

Я считаю, что в стране которая находится в очень хороших отношениях со всем миром, где экономика на подъёме, льются инвестиции с запада , побеждена коррупция, не воруют депутаты, у генералов не находят 100 миллионов евро…. Чем ещё заниматься? Театрами. Поэтому, я считаю, что это очень хорошая инициатива, дальше пойдут телеканалы, певцы, певицы. Если все хорошо в стране, то надо браться за культуру. Вот они и взялись.

Записал Стас ТЫРКИН

ВОПРОС ДНЯ

Почему дело Серебренникова разделило общество?

Александр ЗАПОЛЬКСИС, политолог:

Часть общества считает себя от общества и государства свободным. И когда государство возвращает их в берега, они возмущаются зажимом свободы (для них - анархии). Дело осложняется полным отрывом «творческих» от «народа».

Матвей ЦЗЕН, адвокат:

Творческая интеллигенция полагает, что он не виноват «потому что талантливый режиссер выше меркантильных интересов». Но где были надзирающие органы, если деньги, по которым должны были отчитаться в 2012-м, украли, а вспомнили об этом сейчас?

Антон БЕЛИКОВ, иконописец:

Есть некто, кто мутит свои дела. Но в культуре есть место для персонажа, за приключениями которого все наблюдают. Серебренников - трикстер (человек, дух или животное, не подчиняющееся общим правилам поведения. - Ред.). Басманный суд - его подмостки, вовлеченность зрителя - практика театра. Серебренников - не Мейерхольд , и 2017-й - не 1937-й.

Марина ЯКОВЛЕВА, заслуженная артистка России:

Не думаю, что Кирилл сам замешан в махинациях. Ему бы заниматься постановками, а тут бюрократия. Общество привыкло огульно обвинять, а тут надо разобраться, мы ведь тонкостей не знаем. Горько, если его оговорили и выяснится, что он ни в чем не виноват. Сочувствую ему как творцу.

Игорь МОЛОТОВ, писатель:

Николай СВАНИДЗЕ, историк, журналист:

У нас общество всегда делилось на тех, кто репрессии поддерживает, и тех, кто нет. Режиссера бросить за решетку - кошмар! Вспоминается судьба Мейерхольда. Возвращается 1937 год - такого класса режиссера судили именно в том году...

Владимир БОРТКО, режиссер:

Это лакмусовая бумажка, когда общество Москвы и Питера разделяется на либералов и государственников. Процесс позволяет понять, с кем ты.

МНЕНИЕ

Павел САДКОВ

Не делайте из суда культа

Следствие продолжается не один месяц, сам Серебренников никуда бежать-уезжать не собирался, да и физически не мог, у него нет загранпаспорта. Насколько известно, во всех следственных мероприятиях участвовал, ни от каких вопросов-допросов не отлынивал. Зачем этот карнавал со спецназовцами и падающими в обморок от шока иностранными журналистами?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Александр КОЦ

Почему артисты вступились за Серебренникова, а министры за Улюкаева - нет

Представьте, если бы за бывшую чиновницу минобороны Евгению Васильеву вписалось все руководство военного ведомства. Или за экс-губернатора Сахалина Александра Хорошавина начали дружно ходатайствовать все губернаторы, стеная о репрессиях. Или кабмин в едином порыве написал письмо с просьбой отдать арестованного министра экономики Алексея Улюкаева на поруки. Естественно, наша прогрессивная общественность тут же заклеймила бы каждого из подписантов вором, коррупционером и подельником. Еще бы, это же ненавистные чиновники

Гардероб Московского городского суда находится в подвале. Очередь. Девушка с восточной внешностью берет пальто медленно, путается в номерках… Оборачиваюсь. Вижу рядом Кирилла Серебренникова с адвокатом, поодаль охрана. Киваю… не знаю, разрешается ли подходить к обвиняемому в гардеробе? Не навредит ли ему мое приветствие? Решаюсь спросить: «Тебя можно обнять?» «Можно, - говорит он. - Ты же не участник следственных мер».

Я не участник, но в величественно-мраморных стенах Мосгорсуда невольно начинаешь чувствовать себя в чем-то виноватым. От суда и сумы… «Не снимать! Еще одно предупреждение, покинете здание суда!» — сердится здоровенная гвардейская охрана, и толпящиеся перед комнатой №225 люди спешно прячут телефоны.

В комнате №225 рассматриваются апелляционные жалобы экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского, бывшего директора «Седьмой студии» Юрия Итина и режиссера Кирилла Серебренникова о возможности изменить им меру пресечения.

Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов утверждает, что основным доказательством похищений госсредств по-прежнему является оговор бывшего бухгалтера театра Нины Масляевой, незаконно помещенной под стражу. Ее удерживали в СИЗО, пока она не дала необходимые следствию, но ничем не подтвержденные свидетельства против коллег по театру. По мнению адвоката, очевидно, что в сравнении с предыдущим заседанием следствие так и не нащупало новых доказательств вины подозреваемых. Да и прежние были основаны не на конкретике — на общих словах.

Адвокат Итина делится с судом своим беспокойством: «Домашний арест используется как наказание и средство давления на подследственных». Давление оказывалось на Итина, но он не дает показаний на Серебренникова не из дружеских отношений, он просто не знает о деятельности «Седьмой студии» — с 2011 года работал в Ярославском театре.

Во время заседания выяснилось удивительное обстоятельство: при допросе Серебренникову задавались вопросы со ссылкой на обличительные показания Итина… которые Итин не давал.

«Видимо, — поясняет адвокат Итина, — следствие надеялось, что обвиненные начнут друг друга оговаривать». Адвокат предполагает, что в таком случае изоляция обвиненных для следствия — способ «развести их по углам».

«Я спросил арестовывающих меня людей, — рассказывает Кирилл Серебренников, — зачем?» Мне пояснили, что против меня начал давать показания Итин. Эти бумажки с якобы показаниями моего коллеги были едва ли не более болезненными травмами, чем сам арест. А сегодня — счастливый день, я понял что все это ложь… ложь на основе несуществующих показаний».

Адвокат Малобродского Ксения Карпинская задает риторический вопрос: «Следователь должен действовать добросовестно или нет?

В итоге весь суд превращается в защиту от абсурдных обвинений, повторяемых, как мантры, от заседания к заседанию.

Адвокаты: «Мы надеялись, что следствие хочет выявить истину. Но следствие ищет исключительно доказательства вины». Сторона защиты лишена возможности на предоставление доказательств. Их не принимают к сведению».

Карпинская просит приобщить к материалам дела переписку из личной почты Алексея Малобродского, заверенную у нотариуса. Не только сами письма Малобродского, в которых он просит прибавить зарплату (до 200 тысяч рублей) и разрешить работать по совместительству в «Седьмой студии» и «Гоголь-центре», но и ответы Серебренникова. В ответах, проигнорированных (или не найденных?) следствием, Серебренников пишет, что не может платить такую зарплату… просит Малобродского сосредоточиться исключительно на работе в «Гоголь-центре». В ответах Серебреникова нет ни слова про деньги (!)

Серебренников спрашивает в письме: «Учтены ли все конкретные мероприятия, так как могут возникнуть претензии?

«Суд должен проверить причастность обвиняемого к уголовному делу», — настаивают адвокаты, — проверить доказательства… Малобродский в своих письмах подробно описывал, какие средства потрачены на оборудование, на различные мероприятия…» Следователи из всего делают один вывод: «Ну ясно, деньги похитили…»

На протяжении долгого процесса презумпции невиновности не существует: не следствие доказывает вину, а невинные пытаются доказать, что они невиновны. И их не слышат.

Во время перерыва выходим из зала заседаний с Ксенией Собчак, она возмущена работой следователей: «Они даже не озабочены тем, чтобы собрать хоть какие-то внятные улики. Ни одного конкретного слова…»

Адвокат Харитонов цитирует Дмитрия Медведева, на всю страну разъяснившего: законодательство в сфере госзакупок несовершенно в театральной сфере. И резонансное следствие обязано разобраться, где возможные нарушения, а «где необходимость принятия оперативных решений». Про эти самые оперативные решения говорили адвокаты и обвиняемые. За три года более 300 представлений на «Платформе». Свет, звук, зрительный зал, зарплаты (от 40 до 60 постоянных участников), уплата налогов. Пока не поступали субсидии, несли свои деньги, брали кредиты в банках. А как? «Три года жизни мы потратили на проект «Платформа», — говорит Серебренников. — По сути, создали стационарный театр».

По мнению стороны защиты, следствие с самых первых обысков, с масок-шоу, унизительных арестов приняло исключительно обвинительный уклон. Когда же к обвинению были подключены свидетельства бывшего главбуха Нины Масляевой, обвинение воспрянуло духом.

За сотрудничество со следствием Масляеву отпустили из СИЗО под домашний арест. Хотя следствию было известно, что ранее за растрату она получила условный срок. На суде вспоминали, как она выделила себе из средств «Платформы» кредитов на 4 млн руб., на 2 млн открыла свой медцентр… Тем не менее следствие верит только ей, готовой оговаривать бывших коллег по театру.


Алексей Малобродский. Фото: РИА Новости

Малобродского из СИЗО не отпускают уже более 7 месяцев. Почему? В отличие от Масляевой, он несудимый, никогда не скрывался. За него вступилось едва ли не все театральное сообщество.

Документация по проекту «Платформа», — как объяснила Карпинская, — уничтожена в Минкультте по истечению срока давности. Она задает вопросы: «Кем уничтожена? Кто при этом присутствовал?» Почему три года Минкульт не считал себя потерпевшим, а после «следственной инициативы», там решили, «что они потерпели»?

Около ста поручительств за Кирилла Серебренникова тоже отправляются «под скатерть». Режиссер находится под домашним арестом более 3 месяцев — мера явно избыточная. За все это время следствие так и не добыло новых доказательств его вины.

Адвокаты ссылаются на пленум Верховного суда, определяющий, что для продления сроков задержания необходимы новые обстоятельства дела: их нет.

Серебренников объясняет судье

— Меня арестовали позже всех, были обыски, вызывали следователи, я всегда являлся, рассказывал подробно про «Платформу» и все проекты, которые делали. Про то, как искали деньги, когда задерживался транш от Минкульта, как вкладывали свои средства, брали кредиты. Я постоянно сообщал следствию, где именно нахожусь. Бежать нет смысла, это значит признать свою вину. Наверное, кто-то хочет, чтобы мы помучались. Ну хорошо, мы уже мучаемся. И главное, не только мы, но и наши близкие. Моим родителям за 80. Отец после операции, мама лежит, у нее Альцгеймер, есть шанс, что она меня просто не узнает. Не для жалости говорю. Просто это «задержание страшных преступников» переходит в пытку пожилых людей, которые этого точно не заслуживают. Мы-то держимся, но им не скажешь: «Держитесь!»
В зале Мосгорсуда. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Круглолицый рыжеволосый следователь и миловидная, но с тусклым выражением лица прокурор слушают его скептически. Быстро отбарабанили заготовленный текст, не акцентируя внимания на подробностях. Малобродский сравнивает выступления следователя и прокурора с шаманскими заклинаниями, повторяющими одно и то же с разными интонациями… Он даже предположил, что прокурорские тексты пишутся под копирку — они едва ли не дословно повторяют друг друга. «Масляева заключила досудебное соглашение со следствием… Адвокаты хотят ввести суд в заблуждение... Контракты закрывали кредитами — нарушали законодательство».

Абсурд превращается в многотомный сериал-морок. Мера пресечения Малобродскому изначально объявлена «за не поставленный спектакль «Сон в летнюю ночь». Давно выяснилось — спектакль был. «Но раз причина отпала, значит, может ли быть продлена мера пресечения?» — выясняет Карпинская.

Алексей Малобродский снова пытался убедить суд в том, что полгода под стражей — это уже практически наказание. Без приговора, без убедительных доказательств:

«Огромная работа проделана следствием, допрошены артисты, арестован рояль. Следствие, по сути, само опровергает себя. Для меня крайне важно защитить мое доброе имя».

Он обещает являться по повесткам в случае изменения пресечения. И следователям было бы легче, они часами просиживают в СИЗО, ожидая возможности допросить обвиняемого. Почему же его единственного из всех подозреваемых держат под стражей? Он же был всего лишь наемным работником». У Малобродского есть единственное объяснение упорной жестокости — добиться от него нужных следствию показаний»

Через два дня Алексею Малобродскому 60 лет. Его мать, жертва Холокоста, лишена возможности общения с сыном. Он болен сам, в СИЗО ему не оказывают необходимой врачебной помощи.

Судья на протяжении всего заседания непроницаем. Оживился лишь раз, перечисляя по бумажке СМИ, которым разрешили снимать оглашение приговора: РБК, МК, НТВ, «Дождь», Life, Russia Today… HBO (северо-американская кабельная спутниковая телевизионная сеть). «HBO»? — с интересом переспросил «Ваша честь».

Кажется, Ежи Лец заметил: «О государстве лучше всего судить по тому, как в нем судят». Любопытно задать себе вопрос: почему столь последовательно и неутомимо разжигается именно театральное дело? Не кинематографическое, к примеру. Хотя понятно, что слова Медведева о театре и несовершенстве его хозяйственной деятельности в полной мере относятся и к кино. Однако именно в нынешнем театре все еще окончательно неистребим дух вольнодумства.

Кинематографисты все охотней за большие деньги воплощают на экране мечту о военизированном патриотизме, изъявляют готовность снимать «датовское» кино хоть ко Дню единения, юбилею Революции, Великой Отечественной, сочинять про Коловрата, Калашникова, святого Владимира или Василису Кожину. Кинорежиссеры с громкими именами ходят, как на работу, на причастие к новым пастырям Соловьеву-Киселеву-Норкину. Готовы гнобить заморскую нечисть, увещевать недавних братьев по прописке, славить русское оружие.

Театральные никак не уймутся. Им и свиные головы подкладывают, и демонстрации казачьи учиняют, и выгоняют из помещений. Они все за свое. То про Беслан, то крамолу про религиозный фанатизм, то про малайзийский «Боинг», то про интимные отношения. Зачем они нас нам показывают, у нас же есть телевизор?

P.S.

Мосгорсуд не изменил меру пресечения режиссеру Кириллу Серебренникову, бывшему директору «Седьмой студи» Юрию Итину, экс-директору «Гоголь-центра» Алексею Малобродскому. Он останется в СИЗО до 19 января.