Рубенс краткая биография и творчество основные работы. Краткая биография рубенса

В блистательной когорте фламандских живописцев Питер Пауль Рубенс занимает главенствующее место. С его творчества начинается необычайный расцвет искусства Нидерландов XVII века, обусловленный возрождением страны после многолетних войн за независимость. Этот расцвет был недолгим, но Рубенс сделал его настоящей эпохой живописи.

Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.

Рубенс провёл в Италии 8 лет , написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит. Новшеством была и его манера тщательно прописывать пейзаж и детали фона портрета.

Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. Он был молод, невероятно талантлив, обладал покоряющим обаянием и настоящей мужской красотой. Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.

В эти годы Рубенс плодотворно работает и его слава крепнет. Он богат и может писать так, как велит ему божественный дар. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. и Франц Снайдерс продолжили его славу.

После смерти Изабеллы тяжко страдавший от потери Рубенс даже приостановил свою работу и отдал несколько лет дипломатии. В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.

Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться, болезнь быстро прогрессирует. Но и тогда природный оптимизм и ощущение полноты жизни не покидают его. 30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.

Художественное наследие Рубенса необозримо. Сотни и сотни работ - мифологические и религиозные композиции, портреты, пейзажи, небольшие эскизы и огромные декоративные полотна, рисунки и архитектурные проекты - всего этого хватило бы не на одну человеческую биографию.

Питер Пауль Рубенс, путь в живопись

Творчество фламандского мастера представляется грандиозной книгой, рассказывающей о красоте человека, о могуществе и величии природы. Искусство Рубенса - это песня здоровья и радости.

Великий живописец родился на чужбине, в немецком городе Зигене, куда его родители эмигрировали, спасаясь от террора испанских поработителей. Когда после смерти отца в 1587 г. будущий художник вместе с матерью переехал в Антверпен, он застал этот богатый город в полном запустении. Фландрия, оставшаяся, в отличие от Голландии, под испанским владычеством, медленно восстанавливала свои силы. Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Но в годы учения Рубенса фламандское искусство ещё только стремилось обрести почву под ногами.

Двадцатитрехлетний художник совершает решительный шаг - он надолго уезжает в Италию, Там его настоящими учителями становятся Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Караваджо, Он изучает их творчество, копирует картины, делает зарисовки скульптуры, С этого времени начинается и светская карьера Рубенса. Мы видим его при дворе герцога Мантуи, затем в Риме. В 1603 году он совершает первое путешествие в Испанию.

Вернувшись в 1608 году на родину, Рубенс быстро занимает ведущее положение в художественной жизни страны. Его авторитет непререкаем. В мастерской Рубенса (где прошли обучение, в частности, Йордане и Ван Дейк) сотнями изготовляются огромные полотна по заказу двора, знати и церквей. Но Рубенс находит ещё время и для того, чтобы выполнять дипломатические поручения испанских наместников: ездит в Голландию, Францию, Англию. В Испании в 1628 году он знакомится с молодым Веласкесом.

Место в истории

В качестве дипломата Рубенс потратил много энергии на установление мира между беспрестанно враждовавшими европейскими державами. Разочарованный, он был вынужден а конце концов расстаться с политическим поприщем. Но оно дало художнику знание людей и их слабостей; Рубенс «возненавидел дворы».

Современного зрителя могут, пожалуй, расхолодить помпезные полотна Рубенса, посвященные возвеличиванию государей. Этьен Фромантен, автор книги «Старые мастера», уподобил их торжественной оде - именно они снискали при жизни художника особую славу. Но для нас наиболее ценная часть рубенсовского наследия - это картины, написанные им собственноручно, без участия мастерской. Любители искусства в нашей стране хорошо знают творчество Рубенса: в Эрмитаже находится богатое собрание рисунков и одна из лучших в мире коллекций, насчитывающая более сорока его картин. Здесь, в эрмитажных залах, можно любоваться жизненной энергией образов аллегории «Союз Земли и Воды», почувствовать драматическую экспрессию сцены «Пир у Симона Фарисея», насладиться звучностью красочной палитры картины «Персей и Андромеда» и эмоциональным рубенсовским пейзажем.

Особняком стоит - не только в эрмитажном собрании, но и в творчестве художника вообще - его небольшой «Портрет камеристки», один из величайших шедевров мировой портретной живописи. В нём нет и тени аффектации, все дышит ясной гармонией, красочный строй сдержанно-благороден.

Рано или поздно всякий, кто чуток к искусству, найдет свой путь к Рубенсу. И тогда, по словам Фромантена, перед ним «предстанет зрелище поистине изумительное, дающее самое высокое представление о человеческих способностях».

В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.

Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577–1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

Рубенс – создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества. Рубенс родился в городе Зигене (Германия), куда, спасаясь от преследований инквизиции, эмигрировал его отец. Образование получил в латинской школе Антверпена, живописи обучался у романиста Отто ван Веениуса и Ван Ноорта, приверженца национальной традиции. Поездка в Италию, где он изучал творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе, Корреджо, Караваджо, а также памятники античности, способствовала быстрому творческому росту.

По возвращении в 1608 году в Антверпен Рубенс стал придворным художником испанской наместницы Нидерландов. Его слава быстро росла. Многочисленные заказы побудили Рубенса организовать живописную мастерскую, в ней работали лучшие художники страны. Своими графическими работами Рубенс формировал национальную школу граверов.

Ранние (антверпенский период) произведения Рубенса (до 1611 – 1613 годов) хранят отпечаток влияния венецианцев и Караваджо. В это же время проявилось свойственное ему чувство динамики, изменчивости жизни. Рубенс писал огромные полотна, которых не знали нидерландцы в 16 веке. Особое внимание уделял созданию алтарных композиций для католических храмов. В них перед зрителями разыгрывались сцены страданий и мученической смерти, вместе с тем и нравственной победы гибнущего героя, как бы напоминавшие о недавно минувших драматических событиях нидерландской революции. Так решена композиция «Воздвижение креста» (около 1610–1611, Антверпен, Собор), где поднятый ввысь крест с могучей фигурой озаренного узким снопом света Христа господствует над группой отчаявшихся, скорбящих близких и враждебных им палачей, а также богохульных стражников. Прекрасная голова Христа, вдохновенного и страдающего, мужественного и полного спокойствия духа, является «кульминационной и самой выразительной нотой поэмы, иными словами ее верховной строфой» (Фромантен). «Воздвижение креста» показывает, как переосмысливал фламандский живописец опыт итальянцев. У Караваджо Рубенс заимствовал мощную светотень и пластическую убедительность форм. Вместе с тем выразительные фигуры Рубенса исполнены патетики, охвачены стремительным напряженным движением, какие были чужды искусству Караваджо. Склоненное порывом ветра дерево, ярость усилий атлетически сложенных палачей, поспешно поднимающих крест, резкие ракурсы сплетающихся друг с другом фигур, беспокойные блики света и тени, скользящие по трепещущим от напряжения мышцам,– все сливается в единый стремительный порыв, объединяющий и человека и природу.

Рубенс охватывает целое в его многообразном единстве. Каждая индивидуальность раскрывает характер во взаимодействии с другими персонажами. Рушатся принципы классической композиции искусства Возрождения с типичной для нее замкнутостью и изолированностью изображаемой сцены. Пространство картины решается как часть необъятного окружающего мира. Это впечатление подчеркнуто диагональю креста, словно вырывающегося за пределы рамы смелым срезом дерева и фигур. Монументальные алтарные композиции Рубенса органически включались в барочную пышность церковного интерьера, захватывали зрелищностью, интенсивностью стиля, напряженными ритмами («Снятие с креста», 1611–1614, Антверпен, Собор).

Свежесть восприятия жизни и стремление придать изображенному убедительность правды составляют существо его произведений. Герои античных мифов, христианских легенд, современные ему исторические деятели и люди из народа живут в его полотнах неутомимой жизнью; воспринимаются как часть могучей первозданной природы. Картины Рубенса раннего периода отличаются красочностью палитры, в которой чувствуется глубокий жар и звучность, они проникнуты патетикой чувств, до тех пор неведомые нидерландскому искусству, тяготевшему к интимности, к поэзии повседневного.

Рубенс был большим мастером картин на мифологические и аллегорические темы. Традиционные образы народной фантазии давали ему повод для изображения героических чувств и подвигов. Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тепа. Он ценил в нем не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сип. Рассказы о подвигах античных богов и героев – свободные импровизации Рубенса, посвященные прославлению красоты жизни, радости существования. В «Вакханалии» (1615–1620, Москва, Государственный музей изобразительного искусства), изображающей празднество в честь бога вина Вакха, мифологические образы – носители природного стихийного начала, плодородия, неиссякаемого жизнелюбия.

Со второго десятилетия 17 века усиливается драматическая динамика композиций Рубенса. Движение пластических масс, патетика жестов подчеркиваются экспрессией развевающихся тканей, бурной жизнью природы. Сложные композиции строятся асимметрично по диагонали, эллипсу, спирали, на противопоставлении темных и светлых тонов, контрастах цветовых пятен, с помощью множества переплетающихся волнообразных линий и арабесок, объединяющих и пронизывающих группы. В «Похищении дочерей Левкиппа» (1619–1620, Мюнхен, Старая пинакотека) драматизм страстей, захватывающих героев, достигает апогея. Тела молодых женщин, борющихся с похитителями, вздыбленные кони образуют сложный по линейным и цветовым ритмам узор – он подчеркивает структуру композиции. Беспокойный силуэт группы разрывается бурными жестами. Патетика композиции усиливается низким горизонтом, благодаря которому фигуры героев возвышаются над зрителем и четко смотрятся на фоне бурного неба.

Рубенс часто обращался к темам борьбы человека с природой, к сценам охоты: «Охота на кабана» (Дрезден, Картинная галерея), «Охота на львов» (около 1615, Мюнхен, Старая пинакотека; эскиз – Санкт-Петербург, Эрмитаж). Ярость схватки, физическое и духовное напряжение доведены до предельного накала. Трепет жизни передан художником во всех явлениях материального мира, его природных формах.

Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-е годы. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом композиций. Рубенс отказался от локального цвета, перешел к тональной многослойной живописи по белому или красному грунту, сочетал тщательность моделировки с легкой эскизностью. Голубые, желтые, розовые, красные тона даны в соотношениях друг с другом в тонких и богатых оттенках; они подчиняются основному серебристо-жемчужному или теплому оливковому. Нежные голубоватые тени, легко моделирующие объемы, красноватые рефлексы, скользящие и вспыхивающие, наполняют формы трепетом жизни, художник подчеркивает силу одних тонов и мягкость других. Цвет отдельных предметов передается плотным слоем корпусных красок. Там, где нужно, грунт и подмалевок просвечивают сквозь активные цвета. Поверх корпусных красок наносятся прозрачные слои жидкой лессировки, усиливающие глубину тона, свежесть и легкость живописи, смягчающей контуры, светлые места выделяются густыми бликами. Создается впечатление изменчивости предмета, окутанного вибрирующей световоздушной средой.

Эти особенности лучистой палитры Рубенса характеризуют шедевр Эрмитажа – картину «Персей и Андромеда» (1620–1621, прославляющую рыцарскую доблесть героя, победившего морское чудовище, в жертву которому предназначалась Андромеда. Рубенс воспевает великую силу любви, преодолевающую препятствия. Героическая тема раскрыта живописно-пластическими средствами, напряженной внутренней динамикой линий, форм, ритмов. В ярости застыло лицо Медузы, поражающей дракона смертоносным взглядом. Грозно сверкает металл доспехов Персея. Радостно возбужден торжествующий могучий Пегас. Взволнованное ритмическое движение, пронизывающее композицию, подобно вихрю, воспринимается как отзвук недавней битвы. По мере приближения к Андромеде оно замирает и едва ощущается в трепете плавных очертаний ее фигуры. К ней устремляется уверенной мужественной поступью Персей, легко и стремительно летит богиня победы Виктория, венчающая Персея лавровым венком. Ярко-красный цвет плаща Персея, холодное серебро его лат контрастируют с теплым нежным тоном тела Андромеды, точно сотканного из света, окруженного ореолом сверкающих золотых волос. Световоздушная среда растворяет контуры ее тела. Тончайшие сопоставления розово-желтых тонов с голубыми полутонами, коричневых тонов с вспыхивающими красными рефлексами придают трепетность круглящимся формам. Мерцающие пятна светло-желтого, розового, красного и голубого – развевающихся одежд, объединенные золотистым подмалевком, образуют единый слитный красочный поток, порождают атмосферу ликования.

К этому времени относится создание двадцати больших композиций на тему «Жизнь Марии Медичи» (1622–1625, Париж, Лувр), предназначенных для украшения Люксембургского дворца. Это своего рода живописная ода в честь правительницы Франции. В полотне «Прибытие Марии Медичи в Марсель» театральность целого сочетается с естественностью и свободой в расположении фигур.

В 1620-е годы Рубенс много работал как портретист. Он продолжил гуманистическую традицию портрета Высокого Возрождения, но проявил более непосредственное, личное отношение к людям, значительно больше раскрывал чувственную полноту жизни и обаяние модели. «Портрет молодой женщины» (около 1625, Санкт-Петербург, Эрмитаж) чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа. Лицо девушки, окруженное жемчужно-белой пеной воротника, выделяется па темном фоне. Легкость письма, золотистые рефлексы и прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают ясность и чистоту ее душевного мира. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет. Он трепещет в золотистых волосах, мерцает в жемчугах. Волнистая линия мазка порождает иллюзию вибрации поверхности, ощущение внутренней жизни, движения.

Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью. В композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, особый поворот фигуры, головы, многозначительный, полный достоинства взгляд и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы. С помощью костюма портретируемого раскрывается то, что недосказано лицом модели, ее жестом. В «Автопортрете» (около 1638, Вена, Историко-художественный музей) поворот головы, чуть надменный, но благосклонный взор, широкополая шляпа, непринужденная элегантная осанка – все способствует раскрытию идеала человека широкого кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах.

С 1630-х годов начался поздний период художественной деятельности Рубенса. После смерти Изабеллы Брант художник женился на Елене Фоурмен. Пресыщенный славой и почестями, он ушел от дипломатической деятельности, отказался от официальных заказов и проводил большую часть жизни в загородном замке Стэн. Рубенс писал картины небольшого формата, несущие отпечаток его личных переживаний. Его восприятие мира стало глубже, спокойнее. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер. Художник сосредоточил внимание на их живописном совершенстве: колорит утратил многоцветность, стал обобщенным. Эти последние десятилетия творчества Рубенса представляют вершину его художественного развития. Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей: «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (1636, Лувр, Париж). Часто в его произведениях звучат интимные ноты. Полон особой свежести образ Елены Фоурмен, молодой фламандки, с ее упругим телом, атласной кожей, мягкими пушистыми волосами, блестящими глазами – пышной, цветущей, женственно-обаятельной. Переливающееся нежными перламутровыми красками тело оттенено темным пушистым мехом шубки – картина «Шубка», (1638–1639, Вена, Историко-художественный музей). Художник тонко чувствует оттенки полупрозрачных красок, нежных, голубовато-серых теней, розовых мазков, переходящих друг в друга и образующих словно эмалевый сплав.

Одна из центральных тем этого периода – сельская природа, то исполненная эпического величия, могучей красоты и изобилия, то подкупающая простотой и лиричностью. В полотнах Рубенса оживают бескрайние просторы полей и пастбищ, вздымающихся холмов, рощи с пышными кронами деревьев, сочная трава, клубящиеся облака, извилистые реки и проселочные дороги, пересекающие по диагонали композиции. Первозданной силе природы, ее могучему дыханию созвучны фигуры крестьян и крестьянок, занятых повседневным трудом. Художник строит пейзаж крупными красочными массами, последовательно чередуя планы: «Крестьяне, возвращающиеся с полей» (после 1635, Флоренция, галерея Питти). Народная основа творчества Рубенса ярко проявляется в «Крестьянском танце» (между 1636 и 1640 годами, Мадрид, Прадо), где молодые крестьяне, прекрасные своим здоровьем, бьющей через край жизнерадостностью, даны в органической связи с поэтическим образом плодородной земли. В дальнейшем творчество Рубенса оказало огромное воздействие на развитие европейской живописи. Особое значение оно имело для формирования фламандской живописи, и прежде всего – Ван Дейка.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640).

Автопортрет. 1623 г.


Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens) 28 июня 1577, Зиген - 30 мая 1640, Антверпен) - плодовитый фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
"История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа"
, - писал о Рубенсе один из его биографов.

Биография Рубенса:

Фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко, архитектор, государственный деятель и дипломат. Руководил обширной мастерской, выполнявшей по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции. Собственноручно создал большое количество произведений: портреты, пейзажи, аллегории, мифологические и религиозные картины, монументальные алтарные композиции для антверпенских церквей. Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций). Творчество Рубенса оказало заметное влияние на развитие европейского искусства XVII-XIX вв.
Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в семье юриста, эмигранта из Фландрии. Художник происходил из старинной семьи антверпенских граждан, его отец Ян Pубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу.



Автопортрет в кругу друзей Мантуа. Фальфраф Ришартц Музей, Кельн

Сначала он поселился в Кельне, где вошел в близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого, эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая была открыта. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и настояний своей жены, Марии Пейпелинкс.
Местом ссылки был назначен ему небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьей 1573 - 78 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец. Детство Петера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кельне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Pубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.

Питера вместе с братом Филиппом отдают в латинскую школу, давшую юношам основы гуманитарного образования. Общее образование Рубенс получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг. В возрасте 13 лет Питер начинает обучаться живописи. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а весной 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправляется оканчивать свое художественное образование в Италию, где изучает произведения Тициана, Микеланджело, Рафаэля, Караваджо.



Портрет Питера Пауля Рубенса 1590 г.

В конце 1601 г. художнику было предложено место при дворе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуанского. В обязанности Рубенса входило копирование полотен великих мастеров. У герцога художник оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию.
Слава талантливого художника приходит к нему неожиданно. По просьбе герцога Рубенс везет ценные подарки испанскому королю Филиппу III. В дороге случается неприятность: дождь безнадежно испортил несколько картин, исполненных Пьетро Факкетти, и Рубенсу приходится взамен писать свои собственные. Картины производят впечатление, и Рубенс тут же получает свой первый заказ - от первого министра короля герцога Лермы. Композиция (на которой герцог изображен сидящим верхом на коне) имеет оглушительный успех, и слава Рубенса разносится по европейским королевским дворам.
В итальянский период своей деятельности, Pубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602; в госпитале в Грассе), "Двенадцать апостолов", "Гераклита". "Демокрита" (1603, в мадридском муз. дель Прадо), "Преображение" (1604; в муз. Нанси), "Св. Троицу" (1604, в мантуанской библиотеке), "Крещение" (в Антверпене), "Св. Григория" (1606, в гренобльском музее) и три картины, изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме).




Леда и лебедь, 1600.Стефан Мейзон, Нью-Йорк, США


The Deposition. 1602. Галерея Боргезе, Рим


Богоматерь с младенцем C. 1604, Musйe изобразительных искусств, Tours


Битва с амазонками. 1600 г. Потсдам (Германия), Картинная галерея

В 1608 г., получив известие о тяжелой болезни матери, Рубенс спешно возвращается в Антверпен. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на данное Рубенсом мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине.
В 1609 г. он соглашается занять должность придворного живописца при правительнице Фландрии Изабелле Австрийской. Осенью того же года Питер женится на аристократке Изабелле Брандт., дочери Джона Брандта, секретаря городского суда. От этого брака родилось трое детей.



Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт, 1609-1610.
Альт Пинакотека, Мюнхен


Изабелла Брандт, жена Рубенса, 1626. Галерея Уффици, Флоренция


Портрет юной девочки, (Портрет дочери Клары Серена Рубенс)
1615-16. Вадус, Музей Лихнетштейна


Альберт и Николас Рубенсы, дети художника, 1626-1627.
Музей Лихтенштейна, Вадус

В ранний период творчества Рубенс пишет парадные портреты в духе нидерландских традиций XVI в. («Автопортрет с Изабеллой Брандт»). В 1610-е гг. исполняет алтарные образы в духе барокко для антверпенского собора и городских церквей («Водружение креста», «Снятие с креста»). Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена.
В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для церкви св. Бавона, в Генте), "Поклонение волхвов" (для церкви св. Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской Пинакотеке). В 1612-20 гг. складывается зрелый стиль художника. В этот период он создает многие из лучших своих работ: мифологические картины («Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», «Союз Земли и Воды», «Венера перед зеркалом», «Битва греков с амазонками»); сцены охоты («Охота на гиппопотама и крокодила»); пейзажи («Возчики камней»).




Воздвижение креста, триптих, общий вид. Слева направо: Мария и Иоанн, Воздвижение креста, Воины


Снятие с креста.1614: O.-L. Vrouwekathedraal, Антверпен


Распятый Христос.1611: Koninklijk музей воор Schone Kunsten, Антверпен


Страшный Суд. 1617. Старая Пинакотека, Мюнхен. Германия

«Похищение дочерей Левкиппа».1618


Венера перед зеркалом.1615: коллекция князя Лихтенштейна, Вадуц


Туалет Венеры, ок. 1608 г. Мадрид, музей Тиссен-Борнемиса

Охота на крокодила и гиппопотама.1615-1616 гг., Старая пинакотека, Мюнхен


Голова медузы. 1617. Частная коллекция


Самсон и Далила.1609 г.,национальная галерея, Лондон


Мальчик с птицей. 1616. Столичный музей, Берлин, Германия


Четыре философа (справа налево: Ученый Ян Вовелиус, знаменитый философ-стоик Юстус Липсиус,
ученик Липсиуса, брат художника Филипп и сам Рубенс; над ними бюст Сенеки).
1612. Галерея Палатина(Палацо Питти), Флоренция, Италия

В этот же период Рубенс выступил в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. К концу 1610-х гг. Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции. В общей сложности из мастерской Рубенса вышло три тысячи картин.
В 1618 г., из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы" (в церкви Богоматери, в Мехельне), "Охота на львов" (в мюнхенской Пинакотеке), в 1619 г. "Последнее причащение св. Франциска" (в антверпенском музее), "Битва амазонок" (в мюнхенской Пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее.




Охота на львов 1616, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия



Битва Амазонок, 1618. Старая Пинакотека, Мюнхен

В 1620-е гг. Рубенс создает цикл картин, заказанных французской королевой Марией Медичи и предназначенных для украшения Люксембургского дворца («История Марии Медичи»), пишет парадные аристократические портреты («Портрет Марии Медичи», «Портрет графа Т. Эренделя с семьей»), исполняет ряд интимно-лирических портретов («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»), создает композиции на библейские темы («Поклонение волхвов»). Он написал для Марии Медичи цикл аллегорических панно на сюжеты из ее жизни и выполнил картоны для гобеленов по заказу Людовика XIII, а также начал цикл композиций с эпизодами из жизни французского короля Генриха IV Наваррского, так и оставшийся незавершенным. Блестяще образованный, владеющий несколькими языками, Рубенс довольно часто привлекался испанскими правителями для выполнения дипломатических миссий.


Галерея Медичи, 1622-1625 Лувр, Париж

Вторая половина жизни Рубенса прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629).
После смерти супруги, в 1627-30 гг., художник посещает Голландию, Францию, затем едет в Мадрид и Лондон с поручениями дипломатического характера. Он встречается с Карлом I, герцогом Бекингемом, Филиппом IV, кардиналом Ришелье, способствует заключению мирного договора между Испанией и Англией, за что испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский - дворянство.
Во время путешествий Рубенс пишет портреты царственных и просто высокопоставленных особ: Марии Медичи, лорда Бекингема, короля Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской. В Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполненых для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне - девять больших плафонов на сюжеты из истории короля Иакова II.
Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания, между прочим: "Поклонение волхвов" (в антверпенском музее), "Бегство Лота" (Лувр), "Христа и Грешницу" (в мюнхенской Пинакотеке), "Воскрешение Лазаря" (в берлинском музее), "Вакханалию" (Эрмитаж), "Вакха" (там же), "Сад любви" (в мадридском музее, в дрезденской галерее), "Игру кавалеров и дам в парке" (в венской галерее), "Возчиков камней" (Эрмитаж) и др.


Бегство Лота. 1622. Париж, Лувр



Сад любви, 1632,Музей Прадо, Мадрид

В 1630-е гг. начался новый период творчества художника. В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла. После четырех лет вдовства, в 1630 г. Рубенс женится на шестнадцатилетней Елене Фоурман, дочери друга и дальнего родственника Даниеля Фоурмана. У них было пятеро детей. Рубенс отходит от политических дел и целиком отдается творчеству. Он приобретает поместье с замком (Стен) в Элевейте (Брабант) и поселяется там с молодой женой.



Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника, 1630.
Королевский Музей Изобразительных Искусств, Брюссель


Елена Фоурмен с детьми, 1636-1637. Музей Лувр, Париж

:: Рубенс Питер Пауль" src="http://www.wm-painting.ru/plugins/p19_image_design/images/816.jpg">
Рубенс, его жена и сын.1639. музей Метрополитен, Манхэттен


Рубенс в своем саду с Еленой Fourment. 1631: Частная коллекция

Время от времени художник создает декоративно-монументальные композиции, но чаще пишет небольшие картины, исполняя их собственноручно, без помощи мастерской. Его главной моделью становится молодая супруга. Рубенс запечатлевает ее в библейских и мифологических образах («Вирсавия»), создает более 20 портретов Елены («Шубка», «Портрет Елены Фурмен»). Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639).



Венера в шубе.1640: Художественно-исторический музей, Вена


"Три грации".1639: Музей Прадо, Мадрид


Суд Париса.1639: Музей Прадо, Мадрид

Тематика произведений этого времени разнообразна. Последние десять лет жизни Рубенса (1630 - 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности.
В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу" (в венской галерее). Он продолжал работать в уатгальском дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих "Жизнь Апеллеса" (в 9 сценах), "Историю Константина" (12 сцен), "Триумф церкви" (в 9 сценах).
Наряду с поэтическими пейзажами («Пейзаж с радугой», «Пейзаж с замком Стен»), Рубенс писал сцены деревенских празднеств («Кермесса»).




Осенний пейзаж с видом на замок (Het Steen).1635, Национальная галерея, Лондон

Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен. По эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы - в мюнхенской Пинакотеке и в Эрмитаже). Кроме этих работ, Рубенс исполнил немало и других, например, серии охотничьих сцен для королевского дворца дель Прадо в Мадриде, картины "Суд Париса" (в лондонской национальной галерее и в мадридском музее) и "Диана на охоте" (в берлинском музее), а также целый ряд пейзажей, в том числе "Прибытие Одиссея к феакийцам" (в галерее Питти, во Флоренции) и "Радугу" (в Эрмитаже).




Пейзаж с коровами, 1636. Дерево, масло. Старая Пинакотека, Мюнхен

Пейзаж: доярки и коровы. 1618.Королевская коллекция, Лондон

Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами. Он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток.
Последние произведения Рубенса - «Три грации», «Вакх» и «Персей, освобождающий Андромеду» (закончена учеником Рубенса Я. Йордансом).



Персей, освобождающий Андромеду 1640. Музей Прадо, Мадрид.

Весной 1640 г. здоровье Рубенса резко ухудшилось (он страдал подагрой), и 30 мая 1640 г. художник скончался.
Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики. В большинстве случаев, Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли сами картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачей заказчикам.
Учениками-сотрудниками Рубенса были: знаменитый А. ван-Дейк, Квеллинус, Схуп, Ван Гук, Дипенбек, Ван Тюльден, Воутерс, д""Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, Ван Моль и др.

Дом Рубенса в Антверпене

Памятник Рубенсу в Антверпене

Фламандская живопись XVII-XVIII вв.

Коллекция фламандской живописи XVII-XVIII вв.в Государственном Эрмитаже позволяет составить представление о творчестве почти всех значительных мастеров этого времени. Она насчитывает свыше 500 картин, выполненных более чем 140 художниками. Полотна ведущих живописцев Фландрии - Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса экспонируются в пяти залах второго этажа Нового Эрмитажа.

Собрание работ Рубенса, главы фламандской художественной школы XVII столетия, включает 22 картины и 19 эскизов, имеющих мировое значение. Среди наиболее известных полотен мастера - "Союз Земли и Воды" (1618), "Персей и Андромеда" (начало1620-х), "Возчики камней" (около 1620), "Вакх" (между1638-1640). О крупных монументально-декоративных циклах Рубенса дают представление эскизы к серии "Жизнь французской королевы Марии Медичи"(1620-е) и к праздничному убранству Антверпена по случаю въезда инфанта Фердинанда, нового правителя Фландрии (1630-е).

Ученик Рубенса Ван Дейк представлен 24 произведениями. Главным образом, это работы портретного жанра, принесшего мастеру славу. Эрмитажное собрание демонстрирует все основные типы портрета, получившие развитие в творчестве Ван Дейка - от камерно-интимногодо парадно-заказного. Среди работ выделяются "Автопортрет" (1622 или 1623) и "Портрет Уильяма Чалонера" (конец 1630-х).

Десять работ Йорданса периода расцвета его художественной деятельности включают "Автопортрет с родителями, братьями и сестрами" (около 1615) и "Праздник бобового короля" (около 1638). Среди 14 картин Снейдерса особого внимания заслуживает серия из четырех монументальных "Лавок" (конец 1610-х) - одна из немногих, дошедших до нашего времени полностью, которая была выполнена для особняка влиятельного представителя администрации испанских наместников в Южных Нидерландах Жака ван Оффема в Брюсселе.

Фламандскую бытовую живопись XVII в. характеризуют, в первую очередь, работы двух крупнейших представителей этого жанра - Адриана Брауэра и Давида Тенирса Младшего. В Эрмитаже хранятся две картины Брауэра - "Деревенский шарлатан" (около 1625) и "Сцена в кабачке" (около 1632). Собрание произведений Тенирса Младшего составляют свыше 40 картин, основная часть которых принадлежит к 1640-1650 гг. - периоду расцвета творчества художника. "Групповой портрет членов стрелковой гильдии "Oude Voetboog" в Антверпене" (1643) представляет особую редкость не только для творчества мастера, но и для фламандского искусства в целом, поскольку широкое распространение подобные портреты получили только в голландской живописи.

РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul ) (1577–1640), – великий фламандский художник и дипломат. Рубенс как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.

Особенности творчества Рубенса

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенноТициану с Брейгелем . Первое десятилетие творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

Факты биографии

Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574-1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).

Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк , Якоб Йорданс и Франс Снейдерс . Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.

Достижения Рубенса

В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом. Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль. Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени...

Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. Что бы Рубенс ни рисовал - белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, - его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира. "История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа", - писал о Рубенсе один из его биографов.

Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck , английский вариант написания имени - Anthony , Энтони;22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

    1 Биография

    2 Основные работы

    3 Неизвестная картина

    4 Литература

    5 Примечания

Биография [править]

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618-1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

Антон Ван Дейк Карл I

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант - не сохранился; 2-й - Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618-1620, 1-й вариант - Мадрид, Прадо; 2-й - Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617-1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620-1621, 1-й вариант - Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант - Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624-1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 - начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.

картины

Антонис ван Дейк - один из немногих в истории искусства, кто любил и умел писать портреты детей. Картина "Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон" относится к позднему, английскому периоду творчества художника и выполнена в традициях западноевропейского парадного портрета.

Девочки изображены в статичных позах на фоне драпировки и условного декоративного пейзажа. Одетые и причесанные согласно моде, они похожи на взрослых леди. Старшая держится важно и с чувством собственного достоинства, словно придворная дама. Младшая, ласково обняв сестру за плечо, застыла в той позе, в которую ее поставили. Все это не лишает образы девочек детской непосредственности и обаяния. Официальная торжественность заказного портрета смягчается и жанровым мотивом: собачка, удивленная неподвижностью своих хозяек, теребит одну из них лапкой за платье. Картина отличается изысканной колористической гаммой с преобладанием холодных жемчужно-серых и серебристо-голубых тонов, а также виртуозным мастерством в передаче фактуры тканей и украшений.

"Семейный портрет" - одна из лучших ранних работ знаменитого фламандского живописца Антониса ван Дейка . Возможно, здесь изображена семья пейзажиста Яна Вильденса). Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Супруги не демонстрируют свои чувства, но компактная монолитная композиция создает впечатление доверительной близости и согласия между ними. В открытом, приветливом взгляде женщины угадываются ум и чувство собственного достоинства. Сдержанность, деликатность и серьезность подчеркивает художник в облике мужчины. Ранние портреты ван Дейка демонстрируют прочную связь с национальными традициями портретной живописи, которые проявились в отсутствии идеализации моделей, простоте и лаконизме композиционного решения и виртуозной передаче фактуры. Пурпурная бархатная драпировка, золотистая вставка на женском платье, зеленая юбочка ребенка и розовое коралловое ожерелье в сочетании с черным и белым создают нарядную и изысканную красочную гамму.

Питер Пауль Рубенс. (1577-1640), происходивший из буржуазной семьи Антверпена, родился в городе Зигене в Германии, куда его отец, юрист, вынужден был эмигрировать, будучи политически скомпрометирован при реакционном правительстве герцога Альбы. Потеряв отца в возрасте около десяти лет, мальчик был воспитан своей матерью, Марией Пейпелинкс, которая по смерти мужа вернулась в Антверпен и поместила сына в местную латинскую школу. Рубенс получил здесь образование в духе идей контрреформации, но вынес вместе с тем со школьной скамьи отличные знания нескольких иностранных языков и античной культуры. Почувствовав сильнейшее влечение к искусству, Рубенс с согласия матери поступил в учение к пейзажисту Верхагту, но скоро перешел от него в мастерскую Адама ван Ноорта. Последний являлся довольно посредственным живописцем, но был одним из немногих хранителей заветов реализма старой нидерландской школы. После четырехлетней работы под руководством этого мастера Рубенс избрал нового учителя - живописца Отто Вениуса, являвшегося, в противоположность ван Ноорту, одним из столпов романизма (направление, ориентирующееся на художественную культуру Италии), к усвоению идей и образов которого Рубенс и без того был подготовлен своим классическим школьным образованием. В 1598 году время ученичества Рубенса окончилось, и он был внесен в списки свободных мастеров антверпенской гильдии св. Луки. Подобно большинству живописцев своего времени, Рубенс стремился пополнить свое художественное образование изучением на месте произведений ведущих мастеров итальянского искусства, равно как и памятников античного мира. В 1600 году он отправился в Италию и провел там более восьми лет. Почти сразу по приезде в Венецию Рубенс попал на службу к герцогу Мантуанскому, сделавшему его своим придворным художником. Эта служба не была для мастера слишком обременительной. Он имел возможность подолгу жить в Риме, побывал во Флоренции, Парме, Генуе, а в 1603 году имел также случай посетить Испанию. Период деятельности Рубенса до поездки в Италию выяснен мало. Годы, проведенные в Италии, так называемый «итальянский период» творчества мастера, являются временем формирования его искусства. К этому периоду относятся первые достоверные работы мастера. Рубенс внимательно изучает Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджо и других, а также попадает под влияние венецианцев, живописные достижения которых оставили в его творчестве неизгладимый след. Из явлений современного ему искусства Италии сильнейшее воздействие оказали на Рубенса работы Карраччи, а также, в несколько меньшей степени, главы итальянского реализма Микеланджело да Караваджо, С рвением отдался он изучению памятников античности как художник и как археолог. Копируя, зарисовывая, он писал уже тогда многочисленные картины преимущественно на религиозные темы, а также портреты, в которых ранее, чем в чем-либо, достиг зрелости (портрет герцога Лермы, 1603, Мадрид, частное собрание). В 1608 году в силу семейных обстоятельств (тяжелая болезнь и смерть матери) Рубенс вернулся в Антверпен, а те условия, которые он нашел здесь для своей работы, побудили его остаться на родине. Вскоре он женился на дочери видного местного бюргера, Изабелле Брант, и окончательно обосновался в Антверпене. Как художник, в полной мере созвучный культуре господствующих кругов общества, Рубенс сразу имел необычайный успех, не изменявший ему и в дальнейшем. Второе и третье десятилетия 17 века являются периодом наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Заказы бесчисленны. Они идут от двора, от церкви, от множества частных лиц. Удовлетворить запросы на все требуемые церковные, мифологические и иные картины Рубенс оказался в состоянии не только благодаря совершенно исключительной легкости творчества, но и в силу организованности его натуры и деловой постановки работы в созданной им мастерской, где в средний период деятельности художника под его ближайшим руководством работало множество помощников и учеников. Заказы поступали не только из местных кругов, но также из-за границы. Наиболее крупным среди них в средний период деятельности мастера является заказ французской королевы Марии Медичи на цикл картин, которые должны были служить прославлению ее жизни и царствования. Заказ этот потребовал двух поездок Рубенса в 1620-х годах в Париж и обусловил возникновение одного из капитальнейших его созданий. В конце того же десятилетия этот период деятельности Рубенса обрывается. В его семейном быту наступает перемена. В 1626 году он теряет любимую им жену и вскоре затем, томимый одиночеством и уступая желанию правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, принимает на себя роль дипломатического агента по заключению мира между Испанией и Англией. Встречаемый повсюду как прославленный художник, с почетом, он приобрел в лице испанского и английского королей новых ревностных ценителей своего искусства. В знак признания заслуг мастера первый возвел его в дворянство, второй дал рыцарское достоинство. Почести, личные знакомства и новые деловые связи были только одним из результатов дипломатических поездок Рубенса. Еще важнее были для него запас новых художественных впечатлений и, в частности, новое соприкосновение с творчеством Тициана, исключительно богато представленного в испанском дворцовом собрании. Закончив, согласно полученным указаниям, свою миссию, Рубенс вернулся в 1630 году в Антверпен и в конце того же года вступил в новый брак с шестнадцатилетней девушкой из антверпенской бюргерской семьи Еленой Фоурмен. Художнику к этому времени уже исполнилось пятьдесят три года, но, несмотря на разницу лет супругов, их брак оказался счастливым и открыл для Рубенса последнюю радостную полосу жизни и творчества. Образ молодой жены неразрывно связан с его поздним искусством. Не говоря о бесчисленных портретах, облик и характерные черты Елены Фоурмен повторяются в большинстве произведений Рубенса, падающих на последнее десятилетие его художественной деятельности. Тяготясь шумом и суетливостью большого торгового города, Рубенс приобрел в середине 1630-х годов поместье и с тех пор подолгу жил в деревне. В это поместье входил старинный замок Стен, от названия которого последний период Рубенса нередко обозначается как «стеновский период». Рубенс имел теперь больше досуга и в выборе тем мог чаще руководствоваться собственным влечением, но в то же время не переставал выполнять и многочисленные заказы. Здоровье Рубенса уже к этому времени резко ухудшилось. Он страдал жесточайшей подагрой, и болезнь прогрессировала очень быстро. Бодрость духа все же не покидала его до конца. Утратив возможность владеть сначала левой, а в начале 1640 года и правой рукой, он сохранил присущую ему жизнерадостность мировоззрения. Вскоре, однако, наступила развязка, и 30 мая того же года Рубенс скончался 63 лет от роду. Он сошел со сцены в полном расцвете своих творческих сил, но его жизненная задача была выполнена. Фламандская школа приобрела благодаря ему мировое значение, его собственное творческое наследие громадно: насчитывают не менее 3000 картин и эскизов, оставленных мастером. Широкий охват интересов Рубенса проявляется прежде всего в разнообразии тематики его произведений, включающей почти все разрабатывавшиеся в его время жанры. Рубенс главным образом живописец, но сфера его деятельности не ограничивается этой областью. Его гений охватывает все стороны художественной жизни тогдашней Фландрии. Рубенс выступает как архитектор-декоратор, делает проекты для скульпторов, оформляет театрализованные зрелища, работает в качестве книжного графика, создает большую школу профессиональных граверов. Тесно связанный со всей культурой своего времени, Рубенс является во многом и типичнейшим представителем стиля барокко. Все основные черты последнего: преобладание чувства над рассудочностью, динамизм форм и торжество декоративного начала - составляют основу его творчества. Композиционные приемы Рубенса, использование им живописных средств и трактовка частностей дают как бы формулы типичной барочной картины. Искусство Рубенса вместе с тем чрезвычайно самобытно и реалистично. Преемственность культуры буржуазии, из которой вышел Рубенс и с которой до конца не порвал теснейшей связи, равно как и влияния некоторых художественных течений, воспринятых им в юности, положили прочную основу для развития национально-фламандских традиций в его творчестве. Что бы Рубенс ни писал, его образы никогда не теряют верности реальному миру. Свежесть восприятия действительности и способность придать всему изображаемому убедительность правды составляют жизненный нерв его творчества. Его герои полны мощи и духовной силы, его женщины - существа, исполненные морального и физического здоровья. Неустанное и зоркое наблюдение действительности сочетается в искусстве Рубенса с исключительным богатством фантазии. Он был одарен необычайной легкостью и ясностью пластического воображения, выливавшегося без мучительных и медленных исканий сразу в органически стройный и выразительный комплекс форм. Как живописец Рубенс представляется в истории искусств одним из величайших мастеров кисти. По звучности и изысканности красочных сочетаний это один из первых колористов прошлого. Вместе с тем Рубенс принадлежит к крупнейшим рисовальщикам западноевропейского искусства. В первое десятилетие 17 века в творчестве Рубенса чрезвычайно сильно влияние итальянского искусства, особенно сказавшееся в типе его женских образов. О стилистическом характере работ этого времени отличное представление дают алтарные картины для церкви Санта-Мария-Валличелла в Риме (1608, картины в названной церкви и в музее Гренобля). Период полной зрелости дарования Рубенса открывается со времени его возвращения в 1608 году на родину. Два следующих затем десятилетия являются временем его наиболее напряженной творческой деятельности. В те времена в картинах ценились в первую очередь художественный замысел, сюжет, общее впечатление. Художественное достоинство фактуры было доступно меньшему кругу. Для таких ценителей, как и для самого себя, Рубенс писал картины, являющиеся от начала до конца его собственноручными произведениями. В остальных случаях он часто прибегал к сотрудничеству помощников и учеников. Тогда методы работы сводились к следующему: Рубенс сам делал эскиз намеченной композиции. Если эскиз его удовлетворял и нравился заказчику, он переносился в увеличенном масштабе на холст силами мастерской. Сотрудники мастера выполняли затем картину в красках, причем им в помощь Рубенс, опять-таки собственноручно, рисовал для отдельных фигур этюды с натуры. Почти готовая картина заканчивалась самим Рубенсом. Иногда он целиком выполнял на ней некоторые более ответственные части, как головы, руки, но часто ограничивался и тем, что лишь проходил ее своей кистью, усиливая эффекты освещения, акцентируя детали и т. п. Постановка дела в мастерской Рубенса основывалась в то же время на разделении труда по специальности. Из многочисленных художников, писавших для него фигуры, со своей задачей особенно блестяще справлялись Ван Дейк и Иордане. Пейзажные фоны составляли специальность Лукаса ван Юдена и Вильденса. Звери писались по преимуществу Снейдерсом. Цветы и фрукты нередко выполнял друг Рубенса Ян Брейгель, прозванный «Бархатным». Как ни замечательны, однако, вещи, созданные при содействии подобных помощников, во всю величину своего огромного таланта Рубенс все же может быть оценен только там, где творческая мысль и ее выявление принадлежат всецело ему одному. Среди религиозных картин Рубенса одной из самых характерных является «Водружение креста» (1610-1611), находящаяся в Антверпенском соборе. Группа палачей и солдат ставит большой крест с пригвожденным к нему Христом. Драматическое содержание передается в выразительных реалистических формах, полных бурного движения. Это впечатление вызывается в значительной степени уже самим построением композиции с определенно выраженным в ней преобладанием диагонального направления. Разнообразные позы фигур, их сложные ракурсы и вздутые мышцы выражают крайнее напряжение физических сил. Этой грубой мощи противопоставляется идеализированный образ Христа. Рубенс широко использует в этом произведении всевозможные эффекты контрастов, в частности резкое чередование освещенных планов и теней. Пафос широких движений и напряженность динамики, получающие у Рубенса наибольшее развитие в период 1615-1620 годов, находят полноту выражения в ряде приходящихся на эти годы картин со сценами охоты. В картине «Охота на львов» Мюнхенского собрания (ок. 1615 г.), эскиз для которой составляет одну из лучших рубенсовских вещей в собрании Эрмитажа, действие наделено необычайной стремительностью и страстностью. Вздыбившиеся кони, лев, терзающий падающего всадника, и поражающие его охотники слились в неразрывную группу, где безудержная сила и жизненная энергия превращаются в бешенство. Но наряду с работами подобного характера Рубенс создает также значительно более лиричные и сдержанные. Он охотно обращается при этом к темам античного мира. Принадлежащая к числу шедевров мастера эрмитажная картина «Персей и Андромеда» (1620-1621) дает пример того, как свободно и реалистично использует он образы классической древности. Изображен момент, когда мифический герой Персей, прилетев на своем крылатом коне Пегасе, освобождает прикованную к скале Андромеду. Он победил державшего ее в плену дракона, и страшное чудовище бессильно разевает у его ног свою пасть. Восхищенный красотой пленницы, Персей приближается к ней, слава венчает победителя, амуры спешат служить ему. Античная сказка овеяна поэзией и трепетом жизни. Андромеда представлена в виде белокурой фландрской красавицы, и ее формы не менее характерны для искусства Рубенса, нежели мужественный, полный воли образ Персея. Ликующему тону повествования отвечает красочность картины. Торжествующе звучат синий, красный и желтый цвета, тела сверкают тончайшими переливами розовых и перламутровых тонов. Все слито в ритм плавных, круглящихся линий. Картина от начала до конца исполнена самим художником, и ее фактура, текучая в полутонах, но становящаяся густой и слоистой там, где играет свет, может служить превосходнейшим примером живописного мастерства Рубенса. Яркость колорита и многоцветность характерны для этого периода творчества Рубенса. Эти свойства отличают, между прочим, его «Вакханалию» (ок. 1620 г., Москва, ГМИИ), весьма показательную для трактовки Рубенсом античных тем: сатиры, фавны, козлоногие существа обоего пола хмелеют, но еще держатся на ногах, другие сонливо кормят своих детенышей. Здоровая фламандская жизнерадостность и реалистическая концепция сюжета делают эту картину как бы олицетворением стихийно-животных сил природы. Из портретов этого периода надо особо упомянуть прелестный «Портрет камеристки эрцгерцогини Изабеллы», овеянный большим лирическим чувством и отличающийся необычайной тонкостью письма (ок. 1625 г., Эрмитаж).