Духовные искания князя андрея. Достигших идеала забирает Бог…

/ / / Духовная эволюция Андрея Болконского (по роману Толстого «Война и мир»)

– это замечательный персонаж романа «Война и мир». К тому же, это и любимый герой самого автора - Льва Николаевича Толстого. С князем Андреем читатель знакомится уже с первых страниц романа. Он выделяется на фоне светской массы лживых и неискренних людей, которые привыкли все делать ради выгоды, ради прибыли. Болконский чувствует себя лишним. Он никак не может смириться с теми жизненными принципами, которые стояли во главе в таком грязной обществе.

Главными чертами характера Андрея были независимость, справедливость, честность, прямота. Он всегда мог в открытую высказать свои мысли, и не редко, такие слова были похожи на грубость.

В начале романа герой предстает перед нами 26 – летним молодым человеком, который был женат, который вскоре должен был стать отцом. Однако искренних чувств к своей жене Андрей уже не испытывал.

Вначале Андрея отличала от всех необычайная скромность, которая с развитием сюжета переросла в одно из лучших качеств характера героя. Семья Болконских также могла похвалиться своим патриотизмом, верой в родную и любимую страну. Князь Андрей сближается с Пьером, между парнями возникает настоящая дружба, которая основывалась на сходстве душевных качеств. Главный герой всегда пытался придерживаться активной жизненной позиции. Он хотел совершить подвиг, за который на него обратят внимание. Кумиром Болконского стал сам Наполеон.

Князь Андрей решает принимать участие в военных сражениях 1805 года. В ходе сражения, герой понимает, что одному простому человеку никак не справиться с управлением огромного войска. Также, Болконский знакомится с настоящими патриотами, с храбрыми и отважными людьми.

Одним из таких персонажей становится капитан Тушин. Он без страха ведет активное нападение на врага, хотя находится в очень сложном положении. Андрей помогает Тушину и всей батареи выбраться и отступить.

В ходе войны Болконский осознает, что не за все храбрые поступки тебя будут хвалить. Вот к примеру, с капитаном Тушиным вышло именно так. Его бранили, на него кричали за такой неоправданный риск и наступление. Только лишь князь старался защитить скромного капитана.

Показать себя и совершить подвиг князь Андрей планирует и во время битвы при Аустерлице. Однако вражеская пуля ранит его. Лежа на поле боя, он всматривается в бескрайнее небо и осознает бессмысленность своих поступков.

После ранения, Андрей возвращается в родные Лысые Горы. Он пытается изменить жизнь людей, принять участие в реформировании. Очередное разочарование принуждает Андрея оставить свои эгоистичные и мнимые идеи. Он погружается в семейную жизнь, переживает страдания жены, которая умирает во время родов. Князь Андрей остается со своим сынишкой, которого безумно любит.

Попадая в Отрадное, герой встречается со старым дубом. Ему кажется, что жизнь окончена. Однако встреча с жизнерадостной и светлой девушкой – Наташей Ростовой в корень меняет мировоззрение Болконского. Андрей влюбляется, он желает видеть Наташу своей женой. Для князя начинается новая жизнь. Даже тот старый дуб, который недавно был угрюмым и страшным, полностью перерождается, оживает.

Участвуя в Бородинском сражении, князь Андрей желает постичь народную роль. По мнению Болконского, только лишь особый военный настрой войска сможет принести победу в сражении. На поле боя князь Андрей не чувствует себя центром всех событий, он является их частью. Болконский пытается подать пример другим солдатам. Он совершает подвиг, в результате которого и получает смертельное ранение.

Эволюция чувств, которая происходит в душе Болконского, приводит его к победе над личным, эгоистичным «я». Смерть князя Андрея была славной!

Человеком, с определенными, по-видимому, бесповоротно сложившимися взглядами. Но жизнь ломает эти взгляды, и тогда он теряет свою прежнюю уравновешенность, начинает искать смысла жизни и только перед смертью достигает заветной цели. Ценой жизни было завоевано это трудное разрешение. Вот почему трагедия жизни князя Андрея гораздо труднее, чем у Пьера Безухова – у того, путем страданий, ошибок, разочарований, прояснялось и углублялось то, что, в сущности, было прирождено его натуре, – у Андрея Болконского, наоборот, «ломалась» и перестраивалась вся его душа

Главная черта его – резко выраженная личность... Еще молодой человек, он уже так определенно смотрит на жизнь в людей с высоты своего собственного «я», что, кажется, мы имеем дело с человеком, прожившим уже полжизни. У него ясное, продуманное мировоззрение, сложившееся отчасти под влиянием отца, скептика-вольтерьянца. Это рационалистическое мировоззрение у князя Андрея органически слилось с его душой, наполнило ее холодом, неверием и презрением к людям.

Андрей Болконский

Прямо и бесстрашно смотрит князь Андрей в жизнь, и кажется она его рационалистическому уму ясной и простой и довольно скучной. Князь Андрей чувствует себя неизмеримо выше окружающей его толпы, мелочной и пошлой, – он всегда одинок и гордится этим одиночеством. Только к Пьеру относится он дружелюбно, ценя в нем «золотое сердце». Да еще Наташа Ростова сумела оживить его, внушить ему к себе любовь, серьезную и глубокую, наполнившую все существо его верой в жизнь и в счастье

Характерный особенности его личности, – это могучий, светлый ум, не признающий в жизни ничего таинственного, мистического и отвлеченного. Ум этот отличается и выдающейся широтой, и богато развит хорошим, основательным самообразованием. Недаром он, человек военный по профессии, может быть, и деятельным помощником Сперанского над составлением проекта конституции , и хорошим сельским хозяином, вводящим в управление разумные усовершенствования... Оттого он может жить широкими и разнообразными интересами, умеет правильно ценить жизнь своего бурного времени и быть проницательным судьей «великих людей» (Наполеона , Кутузова , Сперанского).

Не вынося ничего туманного, чувствительного и мечтательного, ничего непостижимого, ум его отличается трезвостью, реализмом. Оттого князь Андрей в жизни не мечтает, а всегда «разыгрывает жизнь», как искусный шахматист, обдумывающий вперед будущие ходы. Вот почему и «воображение» его – совсем иное, чем у Пьера, живущего больше «чувством». Воображение князя Андрея более сбивается на «расчет».

Но он отнюдь не односторонней человек, – не машина. В нем чувство не менее сильно, чем разум, – только он всегда держит его во власти, не дает ему воли. Лишь, в моменты ломки миросозерцания, ослабевает в нем власть воли, – и тогда его здоровое, сильное чувство вырывается на волю. Это освобожденное чувство не похоже на животные порывы Пьера, на развращенность Анатоля Курагина, – у князя Андрея оно отличается такою же ясностью и трезвостью, как его разум. Любовь его к Наташе, примирение его с ней перед смертью, приближение душой к тому Богу, которого он не знал в течение всей своей жизни – вот, главнейшие моменты, когда в полной силе владело его душою чувство.

Его железная воля, находящаяся в подчинении у ума, – тоже характерная черта князя Андрея; она никогда не переходит в упрямство, и самодурство, – до этого не допускает и светлый ум его, и доброе, честное сердце и то «святое недовольство собой», которое всегда живет в его душе. Вот почему, когда сознание подсказывает ему, что он ошибается, эта железная воля всегда уступает и направляется в ту сторону, куда толкает его новое убеждение.

Человек умный, с серьезными запросами живой общественной и государственной деятельности, он инстинктивно стремится к самоопределению, старается оценить свою общественную стоимость. Это стремление вполне выразилось в истории его карьеры: он – то идет по дороге «военного гения», то вступает на поприще законодателя, или сельского хозяина, то идет в ряды войск, в качестве простого «работника» на военном поприще, – но всякий чувствует, что он не «мечется», как например, тургеневский Рудин , бросающийся без толка во все стороны, а именно сознательно меняет жизненные пути.

Такое удивительное гармоническое сочетание ума и воли делает князя Андрея лицом замечательным и резко выдвигает его из рядов других действующих лиц. И он сам знает свои достоинства и гордится ими. Отсюда презрительное отношение его к людям, отсюда его честолюбие и самомнение, выражавшееся сначала не более, не менее, как в вере в свою «гениальность». Презирая всех, он преклоняется только перед теми, кого свет считает «гениями». И с ними он хочет сравняться, их затмить собой. То он рассчитывает сам проделать карьеру Наполеона, то мечтает прославиться на поприще гражданской службы, имея перед глазами Сперанского. Но стоило ему всмотреться в их деятельность, стоило ему убедиться, что «личность» в истории не играет никакой роли, как он честно отказывается от выбранных путей и ищет новых: выбирает более скромное поприще сельского хозяина, служащего земле и мужикам.

В войну 1812 года он опять оказывается на поле битвы, но уже не в штабе главнокомандующего, где в свите формируются «военные гении», а в рядах простых солдат – около Каратаевых . Тушиных и Тимохиных. Так привел своего героя Л. Толстой к отречению от личности, к признанию, что истинное величие в «простоте, добре и правде». Сначала для него в жизни не было достаточного простора, – везде было тесно, негде было размахнуться его гениальности, – а, в конце концов, он предпочитает всему на свете честную, незаметную работу маленьких людей-муравьев, имена которых даже не сохраняются историей.

Такова же история отношений Андрея Болконского к религии. Вначале в его душе непоколебимое, стойкое неверие, смягченное быть может, только отчасти утонченностью и деликатностью его души: его суровый, жестокий отец не позволил бы повесить себе на шею икону, а князь Андрей это позволяет своей сестре, чтобы ее не обидеть. Потом мы видим, как стойкость этого неверия поколебалась, когда тяжелораненый лежал он на Аустерлицком поле и глядел на то лазурное небо , на которое он никогда раньше не глядел, и о котором никогда не думал... Потом это колебание, смягчавшее его сердце, еще больше усиливается, когда он прощает Анатоля Курагина, умирающего в лазарете, прощает Наташу, когда смерть смотрит в его глаза. Умирает он почти верующим, отделавшись от того «разумного эгоизма», которым ранее определялись его отношения к людям. Он понял, что только в широкой, бескорыстной любви ко всему, – к Богу и людям, – спасение человека.

«Да, любовь (думал он опять с совершенною ясностью), но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь , или почему-нибудь , но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда умирая я увидал своего врага и всё-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. – Любить ближних, любить врагов своих. Всё любить – любить Бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческою любовью; но только врага можно любить любовью божескою. И от этого-то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека… Любя человеческою любовью можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души... Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует, только потому, что я люблю. Все связало его одного. Любовь есть Бог и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Таким образом, и князь Андрей приведен автором к идеалам «простоты, добра и красоты», и он отказывается от индивидуалистического мировоззрения и, подобно Пьеру, переходит к тому антииндивидуализму, – полным выражением которого является, не оторвавшийся от народа Каратаев, – символ чего-то целого, круглого, общего.

Общая характеристика Андрея

Андрей Болконский, один из любимых персонажей Льва Толстого, предстает перед читателем практически в начале романа. Характеристику Болконскому в романе «Война и мир» Толстой дает как одаренной натуре с богатым внутренним миром и обостренным чувством чести. Болконский – человек незаурядного ума, склонного к постоянному анализу как внешних, так и внутренних, душевных, событий. Не чуждый эгоизма вначале произведения, князь Андрей тяготеет к государственной деятельности, он жаждет славы и признания – но не для себя, а для блага русского народа. Этот запутавшийся, потерявший внутренний ориентир, но глубоко честный патриот и настоящий дворянин на протяжении всего произведения ищет себя самого, смысл жизни, ответы на те непростые вопросы, которые ставит перед ним текущая ситуация.

Первое описание Болконского в романе «Война и мир» говорит разом и о внешности, и о внутреннем мире героя: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…». Однако он не вписывается ни в светское общество, ни в собственную семью. А все потому, что Андрей, как человек чести, не может стать частью мира, которым правят притворство, наигранность и ложный патриотизм. В отличие от окружающих его «манекенов» в красивых нарядах. Жену свою, которую наши современники назвали бы «светской львицей», он считает куклой без души и мозга.

Начало пути. Эгоизм и стремление к славе

В первых главах романа князь Андрей всеми фибрами души жаждет личной славы на военном поприще. Ради этого глубоко эгоистичного устремления он готов принести в жертву все: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Кумир молодого человека – Наполеон.

Именно эти стремления и надежды толкают Андрея к поступлению на военную службу. Он становится адъютантом Кутузова. В решающий момент юноша бросается в гущу Аустерлицкой битвы, размахивая поднятым с земли знаменем – и практически унимает панику в рядах русской армии, увлекая в атаку целый батальон. В этот момент мы видим Андрея настоящим, без налета разочарования и неприятия окружающей действительности, которым он был покрыт дома с головы до пят. Это истинный патриот своей Родины, настоящий дворянин и человек чести. Ему не ведомы страх и сомнения, когда речь идет о защите интересов государства. Он каждой клеточкой тела хочет служить Отчизне. А еще этот эгоист жаждет всенародной любви и признания, хочет стать героем – но это уже лично для себя.

Андрей получает тяжелую рану – и все его честолюбивые устремления летят в тартарары. Истекая кровью на поле битвы, он смотрит в небеса – и понимает ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба?

И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». А спустя некоторое время повергается в прах и образ его героя: мужчина видит, как Наполеон, злорадно ухмыляясь, разглядывает поле битвы, откуда доносятся стоны раненых и умирающих.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год!»

Изменившийся Андрей больше не может воевать. Он возвращается домой, но только для того, чтобы понести горечь утраты (его жена умерла при родах, оставив князю сына Николеньку) и снова запутаться. Болконский решает отныне всего себя посвятить родным, жить только для них. Но его стремление служить никуда не девается. Встретившись с Пьером Безуховым, мужчина понимает, что служить людям и Родине можно не только на войне.

Болконский перестает ограничивать себя рамками родового гнезда, он стремится вносить свой вклад во все проекты, осуществление которых пойдет на благо русскому народу и стране. Приехав в Петербург, он присоединяется к кругу Сперанского и участвует в проекте отмены крепостного права в стране. Но… На одном из столичных балов мужчина встречает юную Наташу Ростову – и вспоминает о самом ценном, что есть в жизни каждого человека: о любви, счастье и семье. Что приводит к разочарованию в Сперанском и в государственной деятельности вообще.

В отношениях с этой молодой, веселой и наивной девушкой сухой и черствый Андрей познает ценность каждого мгновения жизни и счастье быть любимым – но даже это не может «испарить» его эгоизм. Андрей откладывает их свадьбу на год, а когда Наташа изменяет, не может ее простить и снова идет на войну. Почему? Потому что здесь, как ему кажется, его ценят, здесь он может служить таким понятным и таким правильным идеалам патриотизма и героизма.

Достигших идеала забирает Бог…

Андрея смертельно ранят. Практически до последнего вздоха этот мужественный человек цепляется за жизнь: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Однако, услышав тяжелые шаги старухи с косой, он покоряется судьбе: перестает бороться, не желает никого видеть, утрачивает всякую надежду.

Как ни горько, но смерть героя занимает важное место в характеристике Андрея Болконского. Потому как этот неустанно ищущий свое место в жизни глубоко одаренный и высокоморальный человек к концу жизни стал практически святым: всех любил, всех простил. Достигнув таких духовных высот, он просто не смог бы дальше выносить те жестокие разочарования, которые неустанно готовил ему насквозь прогнивший и оттого даже какой-то ненастоящий высший свет.

Тест по произведению