Урок культура раннего возрождения в италии. В чем проявилась новизна учения о человеке? Скульптура раннего Возрождения
Вопрос 1. Кто называл себя «любителями мудрости»?
Любителями мудрости были люди из разных слоёв общества, но все хорошо образованными, которые не просто изучали знания античности, как делала схоластика, а преклонялись перед античностью и мечтали её полностью возродить. Они открывали новые литературные произведения.
Не то, что до этого они были скрыты, но схоластика ими не интересовалась, изучая лишь философское и научное наследие. Любители мудрости списывали доступные им надписи на камне, оставшиеся от древних римлян. До того люди средневековья не обращали на них внимания, потому что по сути каждая из них не несла в себе ничего важного.
Но любители мудрости ценили уже то, что её создали древние римляне. Именно эти люди утверждали, что они создают Новое время, а между ними и Древним миром – варварские Средние века.
Вопрос 2. Как гуманисты представляли роль и значение человека?
Именно гуманисты поставили человека в центр своего внимания, стали проявлять интерес не только к спасению его души, но и к земной его жизни. В то время как средневековая церковь осуждала греховность человека, его пороки, гуманисты восхищались его достоинством, его совершенством.
Вопрос 3. Чем отличались представления о благородстве, распространённые в феодальном обществе и у гуманистов?
В феодальном обществе слово «благородство» понимали буквально, то есть «благое рождение» – рождение от достойных предков. Гуманисты же утверждали, что ценно не то, от кого человек рождён, а то, чего человек достиг воспитанием души и возвышенными размышлениями.
Вопрос 4. Почему «любители мудрости» назвали своё время эпохой Возрождения?
Потому что они возрождали античность. Не просто восхищались ею, а именно хотели восстановить то, что разрушили варвары.
Вопрос 5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения?
1) в живописи создана игра светотени, изображение стало объёмным;
2) созданы новые типы зданий, теперь архитектура ориентирована не вверх, как готическая, а по горизонтали;
3) архитектура стала реалистичной, как в античности.
Вопрос 6. Самостоятельно составьте и заполните таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения».
§ 29. Культура раннего Возрождения в Италии
Культура раннего возрождения
Возрождение, как эпоху в истории искусства и культуры, делят на четыре такие этапы:
1. Проторенессанс, относится ко второй половине тринадцатого, начало четырнадцатого веков).
2. Раннее Возрождение, начало пятнадцатого и до конца этого века.
3. Высокое Возрождение, конец пятнадцатого века и первые двадцать лет шестнадцатого).
4. Позднее Возрождение, со средины шестнадцатого до девяностых годов этого века.
Период «Раннего Возрождения» охватил с 1420 по 1500 года. В течение этих лет в искусстве, ещё совсем отрешенном от недавнего прошлого, примешиваются некоторые элементы, взятые из классики древности.
Возрождение - это эпоха, в которой отразилось начало перехода к капитализму от феодализма. Классические формы Возрождения сложились в самом начале в Италии, чуть позже аналогичные процессы начались и в Азии и в странах Восточной Европы. В каждой из стран у данного типа культуры были свои индивидуальные особенности, а именно этнические характеристики, специфические традиции, влияние других культур. Возрождение тесно связано с формированием светской культуры и сознания.
Главной особенностью культуры раннего Возрождения, которую представляли Боккаччо, Петрарка, Донателло, Джотто, Боттичелли, являлись разносторонность и целостность понимания человека, культуры и жизни. Авторитет культуры все время резко возрастал, но оно никаким образом не противопоставлялось ремеслам и науке, а было равноценной и равноправной формой человеческой деятельности. До высокого уровня поднялись архитектура и прикладные искусства, в них было соединение художественного творчества, ремесел и с технического конструирования. Другая особенность Возрождения - это его ярко выраженный реалистический и демократический характер, в центре которого всегда стоит природа и человек.
Художниками достигается большой и широкий охват существующей действительности, ими правдиво отображаются все основные тенденции того времени. Они ищут самые эффективные способы и средства, чтобы ярче воспроизвести все богатство и разнообразие форм проявления реальности в мире: его красоту, гармонию и изящество.
Эта эпоха имеет большое положительное значение во всей мировой культуре, так как в искусстве воплощается идеал свободного и гармонического бытия человеческого.
Эпоха раннего Возрождения переходная от Средних веков к периоду нового времени. Именно в те времена происходили крупные изменения в культурной и экономической жизни с проявлением первых зачатков капиталистической промышленности, с развитием банковского дела и международной торговли. Происходит формирование научной картины мира, с зарождением экспериментального естествознания. Крупнейшие ученые этой эпохи: Коперник, Бруно, и Галилей обосновывают гелиоцентрическую систему. Кроме этого было совершено первое в мире путешествие вокруг света Колумбом и Магелланом с целью открытия новых земель.
Культура Возрождения имеет свое разное по темпам развитие. Так, в Италии она началась в четырнадцатом веке, в некоторых других только в пятнадцатом. Самой высшей точкой развития Ренессанса считается шестнадцатый век, когда он распространился уже на разные европейские страны, которых объединяют идеи гуманизма. Этот принцип стал выражением основной направленности всей культуры этого времени, так как он считается высшим нравственным и культурным в развитии человеческих способностей. Идеями гуманизма были охвачены разные слои общества, от купеческих кругов до религиозных сфер и простых народных масс. Это было время начала появления совершенно новой светской интеллигенции. Гуманизм - это вера в большие, совершенно без границ, возможности человека. В духовной культуре появляются новшества, связанные со свободой суждений, независимостью, со смелым критическим духом. Личность человека, прекрасная и могучая, по праву становится центром в идеологической сфере.
Первый гимн достоинству человека был написан Данте Алигьери - им стала «Божественная комедия». В этом произведении соединилась и поэзия и философии. В нем есть даже теология, наука, которая проникнута большой верой в предназначение человека на земле. Современник Данте - Петрарка был философом и лирическим поэтом. Именно его называют родоначальником итальянского гуманистического движения эпохи Возрождения.
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура раннего Возрождения в Италии»
Цели: - выяснить причины подъёма культуры в Италии в XIV веке;
Обеспечить усвоение нового понятия « культура Возрождения»
Познакомиться с гуманистами и их взглядами;
Развивать умение работать с учебником и находить нужную информацию;
Развивать умение рассуждать, высказываться, делать умозаключения.
Воспитывать интерес к изучению культуры других народов.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку исторической личности, высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.
Метапредметные:
Познавательные : структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное и несущественное, используют знаково-символические средства для систематизации материала.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры.
Тип урока: комбинированный
Оборудование : компьютер, презентация, тесты, задания на карточках.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
Тестирование по теме: « Средневековая литература и искусство »
1. Как назывались поэты-певцы, которые проявились в Провансе в XI веке?
А) трубадуры
Б) трубачи
В) сочиняльщики
2. Что не воспевали в своих стихах поэты-певцы?
А) справедливую и богатую жизнь
Б) образ идеального рыцаря
В) служение Прекрасной даме, Мадонне
3. Как назывались рыцарские поэты, которые появились в Северной Франции. Италии. Испании, Германии?
А) трубадуры
Б) песняры
В) труверы
4. В средневековых романах отражались:
А) древние легенды и поверья
Б) взгляды древних мыслителей
В) легенды о короле Артуре, беззаветная любовь и судьба Тристана Изольды
5. Любимым жанром городской литературы был
А) поэмы
Б) рассказы в стихах и басни на бытовые темы
В) оды
6. Самым великим поэтом Средневековья был:
А) Франциск Виньонн
Б) Вергилий
В) Данте Алигьери
А) Рим и встречу с папой
Б) загробное царство
В) на небеса и разговор с Богом
8. Романский стиль характеризовался:
А) массивные здания с гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором
Б) низкие здания с большим количеством полукруглых окон
В) лёгкие здания с большим количеством просторных и высоких зданий
9. Художники средневековья стремились:
А) прославить красоту человеческого тела
Б) раскрыть богатый мир человеческой души, мысли, чувств.
В) писать портреты святых
10. Главной фигурой декора в храме, в монастырской келье, в спальне мирян было изображение:
А) Девы Марии
Б) любого святого
В) распятие Иисуса Христа
11. Средневековая живопись была представлена:
А) витражами и книжными миниатюрами
Б) фресками и мозаиками
В) картинами
Критерии оценки :
Менее 5 – «2»
От 5 до 7 – «3»
От 8 до 10 – «4»
11 – «5»
Вот мы проверили с вами, как вы усвоили изученную на прошлом уроке тему
3. Сообщение темы и целей урока .
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца».
М. Буанаротти
Начиная с XIV века культура Италии получает новый импульс в своём развитии. Этот период называют культурой Возрождения, как вы думаете, почему?
Чем могло быть вызвано появление новой культуры? Об этом мы и будем с вами говорить сегодня на уроке.
Запишите тему урока в тетрадь.
Какие цели мы для себя поставим сегодня на уроке при изучение данной темы?
(сл. 2) Изучать новый материал мы будем по такому плану:
« Любители мудрости» и возрождение античного наследия.
Новое учение о человеке.
Воспитание нового человека.
Первые гуманисты.
Искусство раннего Возрождения.
Задание на урок:
(сл. 3 ) - Мне бы очень хотелось, чтобы на протяжении нашего урока вы подумали вот над каким вопросом: « Почему именно Италия стала родиной появления новой эпохи – эпохи Возрождения»
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
Как уже говорили, в середине XIV века в Италии зарождается новая культура - культура Возрождения, которая распространится затем по всей Западной Европе. Эпоха Возрождения, когда развивалась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.
Как вы думаете, почему возникла эта культура? Какие причины способствовали её появлению? (ответы детей) (сл. 4)
– Давайте обобщим ваши предположения и запишем в тетради причины появления эпохи Возрождения:
1) Расцвет итальянских городов
2) Развитие торговли и ремесла
3) Развитие в городах образования
4) Стремление горожан узнать больше
1 . «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. (сл. 5)
Переходим к изучению первого вопроса.
Какие цели вы для себя поставите?
В XIV веке в богатых городах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости ». Они преклонялись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда процветали науки и искусство, люди были доблестными и муд-рыми. А потом, думали они, пришли варвары (готы), и воцарились невежество и жесто-кость. Варвары забыли прекрасную латынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с христианской верой.
(сл. 6) Свое время «любители мудрости» назвали эпохой Возрождения.
- Запишем определение :
Возрождение или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков.
(сл. 7) Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени.
А как вы думаете, почему людей называли « Любителями мудрости»?
Что они должны были изучать, чтобы их так стали называть?
(изучали латинский и греческий языки, разыскивали античные статуи и рукописи, переписывали и изучали произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и деньги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.)
Как вы думаете, люди каких профессий могли попасть в число « любителей мудрости»? (Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адвокат и чиновник)
Собравшись вместе, они увлеченно обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.
-
«Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории.
Как вы думаете, они были правы? Почему вы так считаете?
(Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, готические соборы, философия Фомы Аквинского не менее прекрасны, чем книги Гомера, храмы Акрополя и философия греков) .
Можем ли мы сказать, что античное искусство было хуже, чем новая?
(Они не лучше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести - античность
- Мы с вами выяснили, кто такие « люди мудрости», а теперь познакомимся с новым учением о человеке.
2) самостоятельная работа по учебнику:
Стр. 229-230
Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с новым учение о человеке, а потом я задам вам несколько вопросов, чтобы проверить, как внимательно вы читала этот материал.
Давайте проверим, как вы поняли прочитанный материал.
Каково второе название « любителей мудрости» ? (гуманисты)
(сл. 8) – запишем определение
Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;
Каким было отношение гуманистов к человеку? (они считали, что человек – это лучшее и главное творение Бога).
Каким способом человек может достичь звёзд и победить судьбу? (усилием воли и трудом)
Что послужит человеку наградой за его старание, труды и упорство? (слава современников)
Какой человек был идеалом для гуманистов? (« универсальный человек», который достиг совершенства во всём)
3) рассказ учителя
:
3. Воспитание нового человека
.
Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозяином своей судьбы. Господь предоставляет людям выбор и помощь, и только от человека зависит, возвысится ли он до существа почти божественного или упадет ниже скотов.
-
Природные способности подобны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух.
- Давайте вспомним, кого в феодальном обществе считали « благородным»?
(у кого были знатные предки.)
Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой человек может добиться величия и славы.
Если бы вы сейчас оказались в Средних веках, то вас бы можно было назвать гуманными?
4. Первые гуманисты
.
(сл. 9)
Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Петрарку (1304-1374). Против воли отца Петрарка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консервативных и более практичных родителей.
-( сл. 10)
Однажды Петрарка увидел в церкви молодую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил ей множество стихов, которые стали одной из вершин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чувства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.
-
Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не абсолютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказаться от свободы размышлять и от собственного мнения.
-
За годы жизни в Воклюзе Петрарка приобрел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Европа.
(сл. 11) Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные государи Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торжественной церемонии в Риме Петрарка был увенчан лавровым венком и титулом короля поэтов.
(сл. 12)
Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313- 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо - «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.
-
Благодаря Петрарке, Боккаччо и их последователям авторитет гуманистов необыкновенно возрос. Знатоков античной словесности приглашали читать лекции в университеты, назначали на высокие должности в управлении городов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.
-
В XV веке центрами культуры раннего Возрождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов распространялись в другие страны Европы.
5. Искусство раннего Возрождения
.
(сл. 13)
Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения проникнуты идеалами гуманизма.
-
Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получает
живописный и скульптурный портрет
- индивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из разных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.
-
Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объема
. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.
-
(сл. 14)
Самый замечательный живописец раннего Возрождения - флорентиец Сандро Боттичелли (1445-1510).
(сл. 15-16)
Самые известные картины мастера - «Весна» и «Рождение Венеры», которые исполнены наивной безмятежности, пленяют нежностью и изяществом.
(сл. 17
)
Менялась архитектура итальянских городов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы - палаццо, загородные виллы, купеческие особняки, университеты, госпитали. Эти строения комфортабельны, созданы для удобства человека.
В эпоху Возрождения художники и архитекторы стали пользоваться огромным уважением.
Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, короли и правители городов Италии.
5. Подведём итог урока .
Вспомните, какие цели вы поставили перед собой в начале урока. Вы их достигли?
Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.
Игра «Да-нет»
1. В середине XIV века зарождается новая культура – культура Возрождения.
2. Её родиной считается Греция.
3. Появились люди, которые стали называть себя « любители мудрости»
4. «Любители мудрости « считали античность « тёмным провалом», а средневековье – «золотым веком»
5. В период возрождения появляется новое учение о человеке – гуманизм.
6. Гуманисты утверждали, что человек не является хозяином своей судьбы.
7. Первым гуманистом считают итальянского поэта Франчёско Петрарку.
8. Он написал знаменитое произведение « Декамерон»
9. Самым прославленным художником эпохи Возрождения является Сандро Боттиччели.
6. Выставление оценок
(прокомментировать)
Рефлексия.
Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?
На какие вопросы вы не получили ответы?
Что не получалось у нас на уроке?
8. Домашнее задание:
Параграф29, заполнить таблицу «Культура Раннего Возрождения».
Тема: Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения.
Учитель истории и обществознания
Гордеева Д.В.
План урока:
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- «Любители мудрости» и возрождение античного наследия
- Новое учение о человеке и воспитание нового человека
- Первые гуманисты в литературе и искусстве
РОМАНСКИЙ
ГОТИЧЕСКИЙ
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
Собор Нотр-Дам в Реймсе,
Францмя, XIII в.
Аббатство Мария Лаах, Германия, XI-XIII вв.
Чем различаются данные постройки?
Почему эти архитектурные стили имеют такие названия?
РОМАНСКИЙ
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
ГОТИЧЕСКИЙ
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
Капелла кающихся грешников.
Дворец Дожей в Венеции,
Больё-сюр-Дордонь. XI-XII вв.
РОМАНСКИЙ
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
ГОТИЧЕСКИЙ
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
Собор в Амьене. Франция. XIII в.
Пизанский собор. Италия. XI–XII вв.
РОМАНСКИЙ
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
ГОТИЧЕСКИЙ
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
Дворец дожей в Венеции
XIV-XVI в.
Капелла кающихся грешников.
Больё-сюр-Дордонь. XI-XII вв .
Линии сравнения
Романский стиль
Готический стиль
Линии сравнения
Романский стиль
Время появления и период существования
Готический стиль
IX-XI вв.
Характерные признаки архитектурного стиля
XII-XVI вв.
Массивные здания, гладкие стены, полукруглая арка.
В плане – вид креста, в центре – башня.
Стрельчатый свод. Высокие колонны, просторные, светлые залы.
2. Скульптура
Работа с иллюстрациями учебника, страница 233, 234.
- Какие темы отражают скульптуры Средневековья?
- Откуда берут свое начало кентавры, химеры и другие сказочные существа-скульптуры?
- В чем вы видите главное отличие в произведениях античных и средневековых скульпторов?
- Кто являлся главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян?
- Как вы думаете, какова главная мысль средневекового искусства?
- Почему в Средние века скульпторы так часто изображали Богоматерь?
Стены романских храмов были покрыты росписями, а стены готических соборов заполняли витражи – картины из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.
Собор в Шартре,
Франция, XII век
3. Живопись
Нотр-Дам,
Франция
3. Живопись
Книжная миниатюра
Английская книжная миниатюра. Алхимика.
«Песнь о Роланде»
«Большие хроники»
Сожжение великого магистра Жака де Моле и командора Нормандии Жофруа де Шарни в 1314 г.
Сентябрь
«Календарь герцога Беррийского»
Январь
4. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия
- В середине XIV в. в Италии зарождается новая эпоха – Возрождение (Ренессанс). Первые полтора столетия называются ранним Возрождением.
- Чем была вызвана к жизни новая культура?
- Расцвет итальянских городов.
- Буржуа по-новому оценивали мир. Городские богачи были деятельностны и предприимчивы («Человек рожден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий»).
- Интерес к природе и человеку.
- Интерес к древней культуре.
5. Новое учение о человеке и воспитание нового человека
- Как церковь характеризовала положение человека в средневековом обществе?
Но в период Возрождения появились люди, которых стали называть гуманистами .
В чем проявилась новизна учения о человеке?
Как гуманисты представляли себе процесс воспитания нового человека?
В 1327 в церкви св. Клары он встретил красивую молодую женщину, которую воспел в стихах. Его сборник «Книга песен» составлен из сонетов, канцон, секстин, баллад, мадригалов, воспевающих его идеализированную любовь Лауру. Она была замужней женщиной, имела 11 детей и отказалась стать любовницей. Слава «певца Лауры», доставила ему покровительство влиятельных лиц, в частности семьи Колонна.
- Родился в Ареццо в семье нотариуса. В 1312 семья переехала из Ареццо в Авиньон. Образование получил сначала в Монпелье, а затем в Болонском университете. Однако он ненавидел юриспруденцию. Принял духовное звание, которое открыло ему доступ к папскому двору (1326). Петрарка увлёкся блеском придворной жизни.
6. Первые гуманисты в литературе и искусстве
- Задание: прочитайте сонет Петрарки «Из сонетов на жизнь Мадонны Лауры» на с. 240 учебника и ответьте на вопросы:
- Какова главная тема сонета?
- Какова основная мысль сонета?
- Какие чувства вызывает у вас этот сонет?
6. Первые гуманисты в литературе и искусстве
- Другим известнейшим писателем эпохи Возрождения стал ученик Петрарки Джованни Бокаччо. Он написал сборник новелл «Декамерон», в котором ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.
6. Первые гуманисты в литературе и искусстве
Сандро Боттичелли (1445 - 1510) - великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.
«Весна» (итал. Primavera ) - картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.
«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere ) - картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5×278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.
Подведем итоги:
- Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви?
- Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?
- Ответьте только «да» и «нет».
«+» / «-»
- Эпоха Возрождения началась в XV веке.
- Новая культура уделяла огромное внимание человеку, его жизни, природе.
- Целью жизни гуманисты считали не служение Богу, а труд на пользу людям.
- Франческо Петрарка был знаменитым художником эпохи раннего Возрождения.
- Донателло был увенчан лавровым венком и назван лучшим поэтом Италии.
- Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.
Домашнее задание:
- § 28, 29, прочесть, ответить на вопросы устно. Подготовиться к проверочной.