Образ Евгения Онегина — «лишнего человека. Характеристика евгения онегина с цитатами

«Это человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. Он все начинал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви».

От Онегина ведут свою родословною все основные герои всех основных русских романов, - и Печорин, и Рудин, и Базаров, и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, и Иван Карамазов, и Райский, и даже Обломов. В Онегине - корень их всех. Однако Онегин и возвышается над ними всеми.

Недаром Герцен чувствовал родство таких людей, как он сам, не с Печориным, а с Онегиным. « . Все мы в большей или меньшей степени Онегины, если только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками».

II .Онегин, добрый мой приятель…

Онегин – представитель высшего петербургского света. Типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме "Кавказский пленник" А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое "ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Но поэт, по его, же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе "Евгений Онегин" эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типический образ. Создавая роман, Пушкин отказался от романтического героя-одиночки. Его Онегин - обыкновенный человек, а не исключительная личность. Читатель должен был узнавать в нем характер своего современника, представленного в сфере будничных событий и дел. Поэт описывал нравственную жизнь дворянства, потому что именно в нем в эти годы появились исполненные благородства люди, общественные идеалы которых были лишены своекорыстия. В последующем общественную важность избранного Пушкиным героя высоко оценит Белинский: « В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом».

Но Пушкин задумал не просто изобразить «внутреннюю жизнь» лучших людей высшего сословия, но их внутреннюю жизнь в определенный исторический момент. Такой роман о современности, оказавшийся и историческим, приобретал огромное общественное значение Образ Онегина - отправная точка в развитии главного героя русского романа.

Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку.

Изумительную характеристику дал Онегину Достоевский, с одной стороны как человеку своего круга и времени, а с другой – преломившему в себе вечные свойства человеческой натуры. Онегин понял, какие душевные раны нанес себе, оттолкнув от себя Татьяну и убив Ленского из-за пустякового недоразумения. Вследствие этого в его уме и сердце зарождается сомнение не столько в своих душевных силах, сколько в способностях управлять ими.

«Начинаются его мучения, его долгая агония. Проходит молодость. Он здоров, силы его просятся наружу. Что делать? За что взяться? Сознание шепчет ему, что он пустой человек, злобная ирония шевелится в душе его, и в то же время он сознает, что он не пустой человек: разве пустой может страдать? Пустой занялся бы картами, деньгами, чванством, волокитством. Чего же он страдает? Оттого, что нельзя ничего делать? Нет, это страдание достанется другой эпохе. Он страдает еще только тем, что не знает даже, что уважать, хотя твердо уверен, что есть что-то, которое надо уважать и любить. Но он озлобился, и не уважает ни себя, ни мыслей своих: не уважает даже самую жажду жизни и истины, которая в нем; он чувствует, что хоть она и сильна, но он ничем для нее не пожертвовал, - и он с иронией спрашивает: чем же ей жертвовать, да и зачем? Он становится эгоистом и между тем смеется над собой, что даже и эгоистом быть не может. О, если бы он был настоящим эгоистом, он бы успокоился!»

Конечный вывод Достоевского об Онегине: «это дитя эпохи, это вся эпоха».

Да, разумеется, Онегин представляет собою свою эру. Но Онегин прежде всего проникает в себя, устанавливая, таким образом, свою несовместимость с другими. А это ведет к тому, что для Онегина особенно важно прояснить собственную человеческую сущность. Двигаясь в этом направлении, он оказывается в положении человека, для которого первая тайна на свете – он сам, его общезначимая единственность. Его трагедия в том, что он – один. Где же выход для него? Только в нем самом. Лишь при осознании того, что ты один на свете, но именно как человек в полном смысле слова, тебе, рано или поздно, скорее поздно, чем рано, откроется путь к другим, как человеку, неотъемлемому от других.

Очень трудно, в сущности, невозможно, было Пушкину закончить свой роман в стихах, о том свидетельствует какой-то насильственный обрыв его:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

2.1Детство и юность Онегина

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин, это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня. Его воспитывал француз-гувернер, который

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил…

Белюкин Д.А. В Летнем саду

Естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но учеба шла и в другом направлении: «Коль рано мог он лицемерить. ревновать. казаться мрачным, изнывать.». Вот откуда пошли все беды Онегина. Как же несчастливо его воспитали. Он только может «казаться», «являться», «лицемерить», «умеет скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать он не умеет. Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.

Главной героиней романа «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина. Девушка выросла в окружении многовековых дубрав, на лоне широких полей и привольных лугов. Любовь к окружающему миру жила в Татьяне с детства. Отношение героини к природе помогает понять ее сущность.

Автор характеризует Татьяну как нежную мечтательницу. Она с детства любила зиму. В эту пору года девушке особенно ярко мечталось. В юном возрасте Ларина не стремилась проводить время со сверстниками. Ей больше нравилось читать и слушать сказки, окунаясь в мир фольклора длинными зимними ночами. Неудивительно, что она придавала большое значение гаданиям, обрядам, приметам, поверьям. И даже вещий сон Татьяны, который подробно описывается в романе, наполнен яркими фольклорными красками – девушка в лесу повстречалась с медведем – частым героем русских сказок.

На формирование личности Лариной во многом повлияла та обстановка, в которой она росла и воспитывалась. Самым близким человеком для нее стала крепостная няня, ей героиня и открыла душу в трудную минуту. После свадьбы и переезда в Петербург Татьяна оказалась вынуждена окунуться в мир лицемерия и лжи. Тем не менее, она не изменила себе, оставшись тем же образцом чести и благородства. Образ Лариной в романе «Евгений Онегин» олицетворил авторские идеалы и национальный русский дух. Больше всего в этой героине поражает гармоничное сочетание лучших простонародных и дворянских качеств.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» чувства и поведение героев во многом обусловлены укладом жизни общества, в котором они обращаются. Центральный персонаж романа – молодой дворянин Евгений Онегин, характер которого раскрывается в противопоставлении театральной жизни в первой главе и реальных человеческих чувств в конце романа.

Онегин обладает сложным, противоречивым характером. Он дорожит чувством собственного достоинства и независимостью, но идет на уступки нормам жизни общества, боясь быть непринятым, хоть и считает, что в этом нет смысла, что роль, которую он играет, - «низкое коварство».

С детства воспитание Онегина было поверхностным: «…Monsieur l"Abbe, фрацуз убогий… учил его всему шутя. Не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Юность Евгения проходила внешне легко и беззаботно, но все привычное быстро надоедало ему, вызывая недовольство и раздражение. Онегин живет многообразной светской жизнью, не отдавая предпочтения определенному ее способу. Подчиняясь требованиям общества, он все делает «по моде»: одевается модно и ведет себя «модно», т.е. так, как все считают правильным в данный момент. Боясь «ревнивых осуждений», он становится франтом. Евгению крайне важно мнение окружающих, его жизнь зависит от общества. Поверхностное отношение ко всему, беспрекословное следование моде лишают Онегина возможности быть самим собой.

Однако общество принимало его, ведь он «по-французски совершенно мог изъясняться и писать, легко манзурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил». Ведь свет хочет видеть Онегина именно таким: послушным общественным традициям молодым человеком. Благодаря своему остроумию и очарованию, он легко покорял сердца женщин и приятельствовал с мужчинами, ни к кому не испытывая сердечной привязанности:

Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!

Так же легко Онегин отвергает людей. Для него нет авторитетов – ни книги, ни театр, ни философия не оставляют глубокого следа в его душе. Евгений всюду принят, проводит время в круговороте развлечений, пестрых и однообразных, как говорит

Он – лицемер, умеющий произвести нужное впечатление, однако не отдающий себе отчет в том, зачем ему это:

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять…


Мы видим Онегина как будто лишь внешнего, из его настоящих переживаний – лишь скуку и безразличие. Он не был счастлив в этой своей, внешне легкой жизни: «нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум», как потом быстро наскучит и размеренная сельская жизнь.

Онегин, «непостоянный обожатель очаровательных актрис» в начале романа не позволяет себе истинного чувства любви. Да и не к кому. Все молодые девушки света также играют свою роль в его жизни-спектакле. Он понимает, что видел порыв настоящих чувств Татьяны, ее искренность в письме тронула его. Но Евгений, "в любви считаясь инвалидом", уверен, что не в состоянии связать свою жизнь с семьей: «Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, …кроме Вас одной, невесты не искал иной, и был бы счастлив… сколько мог».

Онегин не особо уважал людей вообще, однако, его надменность не была слепой гордыней. Раззнакомившись с Ленским, он высоко оценил его как человека, признавая его благородство и сильные черты характера:

Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал, -
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

В жизни Онегина нет места дружбе. Общение с Ленским для него сводится к развлечению:

…И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Он не дорожит людьми, и это приводит, что он убивает на дуэли Ленского, который был ему другом, из-за полной ерунды.

Именно то, что сам Евгений неискренен на протяжение всей своей жизни, не дает ему наслаждаться жизнью по-настоящему. Лишь увидев контраст между Татьяной прежней и новой – холодной, светской дамой, Онегин осознает, что именно искренность, неподдельность – то, что оживляет сердце:

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел…

Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

И он со всей своей страстностью и бездумностью стремится назад, к той Татьяне, ее живости. Онегин полон чувств и страсти, его душа полна любви, теперь уже неуместной. Татьяна уже связала себя узами брака и решает быть верной нелюбимому мужу, пусть ее чувства к Онегину и не прошли.

Теперь Онегин погружен в свою любовь с головой. Он любит «как дитя», непосредственно и бездумно. Теперь он понимает Татьянины чувства, теперь он испытывает то же самое. У него не получается отвлечься ничем. Ему потребовалось пройти долгий путь лицемерия, холодности, безразличия, неразборчивости, чтобы найти настоящую ценность в жизни:

И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки.

Однако Татьяна уже не может разделить с ним свою судьбу.

Главной героиней романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина.

Татьяна родилась и подрастала в селе, в классической семье русских дворян из провинции: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины…». В детстве девочка во многом схожа с остальными девчушками того времени. Также как и остальные она «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы». Однако начиная с малых лет в Татьяне было и немало такового, что отделяло ее из числа остальных, более того «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Таким образом, видно, что она никак не ласкалась ни к папе, ни к маме, вместе массой деток играться и забавляться никак особо не желала и «часто целый день одна сидела молча у окна». Правда, ее никто и не одергивает, никак не пеняют на немногословность и молчание, оставляют быть самой с собой.

В создании индивидуальности Лариной главную роль сыграла ситуация, в которой девочка подрастала и воспитывалась. Наиболее понимающим и «родным» человеком для Татьяны Лариной были не папа, мама, сестра или кто-либо еще из родственников, а крепостная няня.

С юношества Татьяна взахлеб читала слащавые и вызывающие легкую слезу умиления романы авторства Ричардсона и Руссо, которые «ей заменяли все». Чтение книжек будило и поднимало полет мысли и мечты, расширяло фантазию чуткой и любящей грезить девчушки, но никак не могло наглухо запечатать в ней те черты характера и индивидуальности, которые корнями пробивались и глубоко в этническую основу русской души.

Создатель романа «Евгений Онегин» характеризует Татьяну как мягкую мечтательницу. С раннего детства она жила особенной внутренней жизнью. Девочка подрастала в окружении многолетних дубрав, на лоне просторных бескрайних полей и ярких, мягких, свежих лугов.

Тесный контакт с природой, доверительная и близкая дружба с няней обучили Татьяну природному проявлению эмоций и чувств. Поэтому с самого начала знакомства с главной героиней читатель улавливает силу притягательности и искренней красы «девы лесов» и поддается власти этих добрых и эмоционально сильных ее качеств.

Татьяна Ларина с детских лет обожала зиму: «Татьяна (русская душою, сама не зная, почему) с ее холодною красою любила русскую зиму». Именно в данную пору времени ей в особенности ясно, красочно и чувственно мечталось.

Образ Лариной в романе «Евгений Онегин» оживил идеалы автора и раскрыл этническую силу русского духа. Наибольше в данной героине поражает гармоничное хитросплетение наилучших простонародных и дворянских черт характеров и устоев жизни. С самого юношества в Татьяне Лариной подрастала и крепла влюбленность, а со временем и пламенная любовь, ко всему находящемуся вокруг миру без исключений и разделений.

Из рассказа о прошлом Онегина, сразу же прикрепляемого к точно определенной общественной среде, - столичному («родился на брегах Невы») дворянско-светскому обществу, читатель узнает, как постепенно складывался характер героя: узнает о беспорядочной семейной обстановке и быте родительского дома мальчика Евгения, об его уродливом воспитании на иностранный лад, его возмужалости, суетном и бесплодном светском существовании. Читатель видит, что никаких «несчастий» с Онегиным не происходит. Наоборот, «забав и роскоши дитя» , он проводит время
«среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений» .
Словом, в обстоятельствах его жизни не было решительно ничего романтически исключительного; напротив, они были сугубо типичными для людей данного общественного круга. Типические обстоятельства сложили и типический характер.

Онегин владел французским языком, умел хорошо танцевать, знал светские манеры. Подчеркивая типичность такого воспитания и образования, Пушкин с иронией замечает:

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.. .

Автор описывает Евгения очень остроумным, элегантным человеком, но больше всего уделяет внимание главным его качествам - уму, образованности. Также в романе говорится, что Онегин был “ученый малый, но педант”. Мнения его никогда не совпадали с мнениями высшего света. Поэт изображает типичное времяпрепровождение этого молодого человека: театр, бал до утра.

В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.
Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился - и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.
В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.
А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.5 лет назад