Церкви, монастыри и усадьбы калужской области.

Летом 1882 года небольшая усадьба на улице Ольховой в Кисловодске стала приютом для прибывшего на лечение художника Николая Александровича Ярошенко. Природа Кисловодска настолько очаровала художника, что спустя три года он приобрел эту усадьбу, и начал возведение на нем собственного дома. Проект «Белой виллы» творение самого Ярошенко — одноэтажный деревянный дом с двумя флигелями был построен по эскизам великого художника.

Здесь в разные годы желанными гостями были художники, писатели, ученые. Усадьбу считали центром культурной жизни Северного Кавказа. В гостях у Ярошенко и его супруги Марии Павловны бывали Дмитрий Менделеев, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский и многие другие выдающиеся персоны. Именно на «Белой вилле» хотел найти приют и укрытие Лев Толстой, планируя свой первый побег из Ясной Поляны .

Ярошенко умер в Кисловодске в 1898 году и был похоронен неподалеку от усадьбы, в ограде Свято Никольского собора.

Возрождение усадьбы Ярошенко связано с именем художника Владимира Вячеславовича Секлюцкого, который проделал большую работу по сбору исторических документов и экспонатов. В 1959 году было принято решение об организации музея в этой усадьбе. Он был открыт в 1962 году и с тех пор неизменно привлекает внимание любителей живописи и старины.

В музее можно увидеть крупные портретные жанровые и пейзажные работы кисти Николая Ярошенко. Здесь есть и зал произведений его современников: Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи и других.

В последние годы территория музея значительно расширилась: усадьбе возвращены ее прежние размеры и разбит прекрасный сад.

Уже много лет музей проводит встречи с интересными людьми – «Ярошенковские субботы», на которых выступают выдающиеся деятели культуры искусства. Это продолжение светлых традиций в становлении художественной культуры на Кавказе.

Город Кисловодск и его жители уже не представляют себя без этого небольшого дома над вечно говорливой рекой Ольховкой, где живет и будет жить имя художника, его живой дух, где разместился целый мир его искусства.

Литература:

Секлюцкий, В.Кисловодский художественный музей Н.Я. Ярошенко / В. Секлюцкий – Минеральные Воды: Изд. «Кавказская здравница», 1986. – 24 с.

Путеводитель по Кавказским Минеральным Водам – Ессентуки: «РОССЫ», 2005. – 344 стр.

Шейко, Н.И. Кавказские Минеральные Воды / Н. Шейко – М.: Вече, 2011. – 304 с., ил.

Опросы

Календарь

Наш instagram

    4 дня ago by molodezhka_stavropol Книжный фримаркет! 17 марта приглашаем всех на традиционную книжную ярмарку «Прочитал книгу – передай другому!». В течение всего дня вы можете приносить книги из своей библиотеки и обменивать их на предложенные издания. А также вы можете посетить интеллектуальные площадки. В 11.00 – начнётся заседание философского клуба «Автор». В 13.00 – очередное собрание любителей и знатоков литературы «Круг слова». Мы ждём всех, кто чувствует в себе нераскрытый потенциал писателя, или просто желает насладиться советами мастеров слова и пера. Тема: «Написание эссе». В 14.00 – в студии «Читаем вместе» открытая лекция профессора СКФУ Л. И. Бронской «У поэтической карты России 20

    3 дня ago by molodezhka_stavropol #ОТДЕЛКРАЕВЕДЕНИЯ РЕКОМЕНДУЕТ #ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Памятник зачетной книжке, или просто «Студент» в Ставрополе! На одной из центральных улиц краевого центра, на улице Мира, находиться композиция, которая называется Памятником зачетной книжке, или просто «Студент». Расположен памятник напротив главного корпуса Ставропольского государственного аграрного университета. Автор объемной металлической композиции – ставропольский авангардист Василий Чуйков, член двух Союзов - художников и дизайнеров России. Уникальные работы скульптора «из того, что под рукой» можно увидеть на улицах Ставрополя, Пятигорска, Волгограда, Невинномысска и других населенных пунктов Юга России. Художественное направление, в котором работает Чуйков, называется анепластика. Это декоративные скульптурные композиции из металла, куда он добавляет многое другое. Высота монумента

    4 дня ago by molodezhka_stavropol Какая прелесть – эти сказы! В студии «Читаем вместе. Перезагрузка» – очередное студийное занятие по программе «Учимся читать и понимать классику». Будем рады видеть вас 27 марта в 12.00. Ведущая программы – профессор СКФУ Л. И. Бронская – даёт открытую лекцию на тему: «Павел Бажов – автор знаменитых «Уральских сказов». В детстве все мы с увлечением читали сказы П. Бажова, смотрели фильмы, снятые по замечательно интересным сюжетам. На этом занятии внимание присутствующих будет сосредоточено на том, как они создавались, откуда автор черпал сюжеты и образы героев. Гости библиотеки узнают много интересного о поисках материала для сказов. Во многом он

    6 дней ago by molodezhka_stavropol Экологическая акция «Чистое чтение»! В «Молодёжке» прошла экологическая акция «Чистое чтение», целью которой было привлечь внимание к писателям и поэтам, пишущим о природе, познакомить с тематической литературой по экологии и охране окружающей среды. Учащиеся МБОУ СОШ № 28 5 «В» класса смогли поучаствовать в работе различных творческих площадок, которые работали во время проведения акции. Знатоков экологических наук ждала викторина «У природы чистое сердце», которая сразу привлекла внимание своими оригинальными вопросами о природе и не только. Увлеченных фотографией привлекла фотосушка, которая назвалась «Природы чудные мгновенья». Всех гостей знакомили с книжной выставкой «Чистая книга» и предлагали вспомнить своих любимых писателей и

    6 дней ago by molodezhka_stavropol #ЛИТЕРАТУРНЫЙКАЛЕНДАР Юбилейные даты 2019 года: 14 март - 215 лет со дня рождения австрийского композитора И. Штрауса-отца (1804-1849) - 140 лет со дня рождения немецкого физика Альберта Эйнштейна (1879-1955) Иоганн Батист Штраус (более известен как Иоганн Штраус-отец) - австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Родоначальник музыкальной династии Штраусов. Трое его сыновей - Иоганн, Йозеф и Эдуард - тоже стали известными композиторами. Наследие композитора насчитывает 251 творение (из них 152 вальса). Это наследие было бережно сохранено его сыном Иоганном Штраусом-младшим и издано в 1889 году в Лейпциге. К 28 годам Штраус стал настолько знаменит, что даже во время холеры в 1832 году

.
В первый раз на Северном Кавказе художник побывал во время своего свадебного путешествия с молодой женой Марией Павловной, носившей в девичестве фамилию – Навротина. Супругам очень понравился Кисловодск и они решили приезжать сюда ежегодно, а потом они приобрели земельный участок у Курортного парка и начали строить свой дом в Кисловодской слободе.
Белую виллу проектировал сам Ярошенко. Строители построили одноэтажный деревянный дом по чертежам художника. У построенного дома супруги Ярошенко разбили зелёный парк.
В 1885 году Ярошенки покинули Санкт-Петербург и поселились на кисловодской усадьбе «Белая вилла» на постоянной основе.
У Ярошенко было много друзей и на Белой вилле всегда было много гостей, поэтому к пятикомнатному дому были пристроены несколько гостевых флигелей. Известно, что у четы Ярошенко часто гостили такие известные люди как: , Дмитрий Менделеев, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Константин Станиславский…
Историки утверждают, что помпейские росписи усадьбы, создавались гостившими друзьями Ярошенко.
Ярошенко Николай Александрович уходил из дома и мог бродить по окрестностям несколько дней с красками и мольбертом, творя свои картины.
Ярошенко жил в Кисловодске счастливой творческой жизнью, он мог бы создать ещё множество живописных шедевров. Но судьба распорядилась иначе... Летним днём, в 1898 году, живописец пошел работать на гору Большое седло и уже возвращаясь домой, он попал под сильный ливень. Ему пришлось бежать больше девяти вёрст, чтобы найти укрытие от холодного промозглого дождя. С трудом он добрался до усадьбы, мокрый и замёрзший. Утром следующего дня, в возрасте 51 года, Ярошенко умер от сердечного приступа.
Супруга Ярошенко Мария Павловна очень хотела сохранить авторские картины Ярошенко и коллекцию подаренных работ его друзей, она мечтала создать музей имени Н.А.Ярошенко в Кисловодске. Для музейного здания она хотела завещать «Белую виллу».
К сожалению, на землях Кавказских Минеральных Вод не подобрали хорошего места для музейной коллекции. Вдову художника вынудили отдать картины в Полтаву, в город, где родился художник. Эта коллекция положила начало Полтавскому художественному музею.
Мария Ярошенко Ярошенко покинула этот мир в 1915 году, после чего «Белая вилла» опустела.

Самый первый музей Ярошенко в усадьбе «Белая вилла» рассчитывали создать в 1918 году. Тогдашний нарком просвещения, профессор Александр Павлович Нечаев настаивал на этом, а Павел Александрович Утяков сохранил уцелевшие интерьеры усадебного дома.
16 декабря 1968 года два флигеля на территории усадьбы Н.А.Ярошенко утвердили памятниками истории и архитектуры государственного значения.
В нынешнее время Мемориальный музей-усадьба художника Николая Александровича Ярошенко – это современный полноценный музей, который хранит около 150 работ художника. Первый гостевой флигель показывает выставку работ художников-передвижников, а во втором проводятся выставки по темам и культурные мероприятия. В музее также экспонируются личные вещи и мебель супругов Ярошенко.
Прекрасным дополнением музейного комплекса является сад, который состоит из двух уровней. На первом уровне располагается фруктовый сад и малюсенький дендрарий, где существуют экзотические деревья.
На втором уровне сада находится тихий камерный парк с фонтанами, в котором отдыхают местные жители и приезжие туристы.

Усадьба Степановское-Павлищево Юхновского района Калужской области расположено в 62 км к юго-западу от Калуги. Усадебный комплекс стоит на возвышенном левом берегу реки Течи, притоке реки Угры, входит в границы природоохранной зоны национального парка «Угра» и обладает статусом Объекта культурного наследия регионального значения.1

В настоящее время усадьба включает в себя главный дом, хозяйственные постройки, усадебный парк и въездные ворота с фигурами оленей. Все сохранившиеся постройки усадьбы и основная часть парка относятся к концу XIX века.

История усадьбы Павлищев Бор прослеживается со второй половины XVIII века.

Первым документом, непосредственно относящимся к усадьбе, является ситуационный план 2 , выполненный в виде наброска, на котором показана река Теча, три моста, переброшенных через неё, и несколько селений по её берегам. Рядом с одним из селений на плане начертано: «село Зубово, Купленное Лопухиною», рядом с другими «Степановское и Павлищево. Ушаковой, 305 душ». По-видимому этот план-набросок был сделан самим Степановым для уточнения положения дел по имениям, когда-то им принадлежавшим. Данное предположение подтверждается материалами генерального межевания 1782 года и «атласом Калужского наместничества» за тот же год. 3 . В 1782 года с. Зубово с деревнями действительно принадлежало В. Б. Лопухиной. Очевидно, ранее 1782 г. оно было продано ею Степановым, как указано на плане. Названный ситуационный план показывает ещё одно бывшее владение на р. Тече. - «Степановское и Павлищево», числящееся за Ушаковой. Оба эти селения являются частями, составляющими нынешний посёлок Павлищево.
Документы, относящиеся к 1790-м годам, раскрывают дату и обстоятельства перехода этого имения Степановым.4

В 1791 году дед Елизаветы Платоновны Ярошенко (урождённой Степановой), Виктор Степанович Степанов вернул себе одно из имений в Мещовском уезде Калужской губернии. Часть его была им выкуплена у княгини М. Н. Долгоруковой, часть - куплена у Ф. Ф. Ушаковой. В документах конца XIX - начала XX века оно именуется и как Степановское и как Павлищево. В фамильной переписке оно обычно называлось Степановским.

В архиве Степановых находится ещё один документ, относящийся к 1834г., когда владельцем был дед Е. П. Ярошенко (урождённой Степановой). В документе говорится о владельце усадьбы и о сёлах, ему принадлежавших. 5 Виктор Степанович Степанов умер, вероятно, в 1839 году. Этой датой помечено его духовное завещание.6 После него Мещовская вотчина принадлежала его сыну, Платону Викторовичу, а в 1873 году - к дочери последнего, Елизавете Платоновне. Дата наследования засвидетельствована в документе на выкуп крестьянами земли в её имении.7

За три четверти века, прошедшие с момента приобретения Степановыми Мещовского поместья, они, несомненно, привели его к экономической устойчивости, а также придали ему благоустроенный облик.

Последними владельцами усадьбы Степановское-Павлищево стали супруги Е. П. и В. А. Ярошенко, о которых стоит рассказать подробнее.

Елизавета Платоновна Степанова (впоследствии Ярошенко) родилась в 1850 году
«Елизавета Платоновна была женщиной маленького роста, одевалась очень скромно. Это была женщина образованная, интересовавшаяся философией и много знавшая в этой области».8 Восемнадцати лет по воле матери она вышла замуж за человека, который был вдвое старше её, за флигель-адъютанта, гвардии полковника Николая Петровича Шлиттера. Не отличавшаяся покорным характером она пошла на этот шаг, преследуя единственную цель - выйти из-под опеки своей властолюбивой матери.

Увлечённая идеей женского равноправия, она решила получить высшее юридическое образование в одном из заграничных университетов. Это предшествовало посещение в Петербурге, «где они жили с мужем», женских курсов, на которых читались лекции по физике и математике. Преподавателем оказался Василий Александрович Ярошенко, ставший впоследствии её вторым мужем. Весной 1875 года Е. П. Шлиттер (урождённая Степанова) уезжает в Швейцарию, где сначала готовится, а затем поступает в один из лучших университетов - Бернский. В фамильном архиве Степановых хранится её обширная переписка с Василием Александровичем Ярошенко, относящаяся к этому периоду.9 Она раскрывает историю их любви, приведшую Елизавету Платоновну оставить университет, вернуться в Россию (пробыв в Берне менее года), развестись с Н. П. Шлиттером и соединиться с В. А. Ярошенко. Очевидно, в следующем году состоялся бракоразводный процесс - одна из местных телеграмм, отправленная ею на петербургский адрес В. А. Ярошенко, подписана уже фамилией «Степанова».10 Брак между Е. П. Степановой и В. А. Ярошенко был заключен между 1876-м и 1878 гг.11

Сведения о Е. П. Ярошенко (Степановой) и её муже В. А. Ярошенко за XX век довольно кратки. Сохранились документы Калужского губернского жандармского управления о выдаче им в 1913-м и 1914 годах заграничных паспортов и снятии полицейского надзора с В. А. Ярошенко в 1915 г.12

Елизавета Платоновна Ярошенко в течение 1898-1913 гг. занималась расширением и перестройкой своих домов на Гончарной улице и Хитровской площади. Часто дела вели доверенные люди, но распоряжения поступали из её «домовладельческой конторы», расположенной на Гончарной улице.13 В выпусках адресной и справочной книги «Вся Москва» Е. П. Ярошенко числится в списке домовладельцев и постоянных жителей города до 1917 г. включительно 14 . Где она жила позднее - неизвестно. Письмо М. С. Волошиной к Е. П. Ярошенко датировано 1928 годом. Оно написано из Коктебеля, но куда адресовано - неизвестно. Из этого можно сделать предположение, что Елизавета Платоновна Ярошенко умерла после 1928 г.15

«Василий Александрович Ярошенко был высокого роста, с черной бородой и черными пронзительными глазами. Характер у него был строгий, речь насмешливая».16 По профессии инженер-технолог, он с удовольствием занимался естественными науками, отдавая этому большую часть своего свободного времени. В имении Василий Александрович не прекращал своих занятий наукой и техникой, имел лабораторию. После революции в подвалах дома было обнаружено множество лабораторных склянок.

Здоровье у В. А. Ярошенко было слабое (он болел туберкулёзом). Но благодаря исключительным условиям, созданным для него женой, многие сезоны он проводил вместе с ней в Италии на их собственной, приобретенной вилле, что помогло ему дожить до преклонных лет.17 Умер Василий Александрович после 1915 года, но где и при каких обстоятельствах - неизвестно.18

По свидетельству крестьян, в Степановское-Павлищево хозяева приезжали только на лето, и усадьба именовалась «Лесная дача». Хозяева усадьбы построили в селе Павлищево четырехклассную школу и взяли её на полное обеспечение, помогали погорельцам, вообще охотно шли навстречу нуждам крестьян. В праздники одаривали всё село пряниками, конфетами. Молва гласит, что из супругов более щедрым был Василий Александрович. Это по его инициативе, когда сгорело несколько крестьянских дворов, потерпевшим были выделены кирпичи и лес для строительства, скот для обзаведения хозяйством.

Итак, при Е. П. и В. А. Ярошенко родовое поместье существенно изменилось.

Первый господский дом в усадьбе Степановское-Павлищево был деревянным, он стоял здесь вплоть до 1917 года.19 Точная дата строительства каменного дома, сохранившегося до наших дней, в документах отсутствует. Однако существуют материалы, позволяющие вывести достаточно обоснованную датировку. Показательным является текст, помещенный под фотографией, изображающей один из фасадов главного дома. Фотография может быть отнесена к дореволюционному времени; текст, вероятно, современен ей или сделан несколько позже, но не позднее 1920-х годов.20 В данном тексте строителем дома (автором проекта) назван В. А. Ярошенко. Владельческая линия усадьбы свидетельствует, что Василий Александрович Ярошенко вошел в неё в 1876-1877 гг., женившись на Е. П. Степановой. Следовательно, ранее этой даты строительство дома не могло быть начато.

В краткой «Исторической записке» В. Г. Тартаковской со ссылкой на «очевидцев» говорится, что строительство дома началось после смерти родителей Елизаветы Платоновны. 21 Установлено, что отец умер в 1872 году, мать - после 1893 года.22 Однако подтверждении, даже косвенных, что дом был начат после 1893 года, в документах нет.

Датировку можно попробовать определить, опираясь на следующие факты.

В 1893 г. Елизавета Платоновна Степанова (Ярошенко) после смерти её отца Платона Викторовича стала наследницей Мещовской вотчины и одновременно больших домовладений в Москве: на Гончарной улице и на Хитровской площади.23

Архивное дело по домовладению Е.П.Степановой-Шлиттер-Ярошенко на Гончарной улице 24 (знаменитый дом Тутолмина) содержит множество документов, которые интересны для нас тем, что их содержание и даты, объединенные с материалами семейной переписки, позволяют яснее понять биографию последней владелицы, а также время возведения главного дома в Юхновском имении.25

Уже в 1880 году, как и в последующие годы, Ярошенко проводят летний период в Степановском. На это есть указание в письмах матери Елизаветы Платоновны Степановой (Ярошенко) за 1880 год: «...летом, если здоровье мое позволит, я могу побывать у Вас в деревне».26 В письмах разных лиц к В. А. Ярошенко имеются сведения о начале строительных работ в имении. Из них понятно, что летом 1880 года владельцы усадьбы запланировали в ней большое строительство. Пожелание Я. Панова «успешной постройки дома», по-видимому, подразумевает главный усадебный дом.27 Письма 1881 года от А. Юркова (управляющего) свидетельствуют, что в декабре этого года осуществляется интенсивная подготовка к строительству. В Степановское из Калуги идут многочисленные грузы с дорогостоящими строительными материалами, предназначенными, вероятнее всего, для возведения господского дома: кровельное и котельное железо, металлические рельсы (для балочных междуэтажных конструкций), дуб (для паркетов, дверей, оконных пролетов), заготавливается белый камень для цоколя, при этом в усадьбе создаётся кирпичный завод, налаживается производство извести. Некоторые работы в это время уже идут: распиловка дубовых бревен, теска цоколя.

Управляющий просит выслать «рисунок дубовым коробкам», которые следовало изготовить заранее. Обращение за таким чертежом к В. А. Ярошенко свидетельствует, что тот был руководителем работ начавшегося строительства.28

В недатированном письме Г. Волжинского 29 (друга семьи) упоминается петербургский архитектор, приносивший Ярошенко чертежи дома «с зимним садом и целым лабиринтом комнат», и отмечается, что они вносили в проект всё новые и новые изменения. Предположительно, здесь речь идет о главном доме в Степановском-Павлищеве. Очевидно, архитектор играл роль технического исполнителя, автором же проекта являлся сам Ярошенко.

Последнее письмо можно датировать по ряду признаков. Упоминаемые в нем «Коля и Мария Павловна» - брат Василия Ярошенко, художник Н. А. Ярошенко, с женой. Известно, что они жили в Петербурге до 1891 г. В следующем, 1892 г., из-за обострившегося туберкулёза горла Н. А. Ярошенко переехал на постоянное жительство в Кисловодск. Таким образом, письмо Г. Волжинского, адресованное ещё в Петербург, следует отнести к более раннему времени - 1880-м гг.

Сохранившийся личный архив Степановых имеет конечной датой 1892 год. Более поздних документов в нём нет. По этой причине нет каких-либо сведений о дальнейшем ходе строительных работ в Степановском.

Обращаясь к документам другого архивного фонда, связанного с московскими домовладениями Е. П. Ярошенко, можно увидеть, что после одиннадцатилетнего перерыва начинается в 1891г. новый этап ремонтных перестроечных работ во владении на Гончарной улице, продолжающихся до 1893 г. Многие строения во владении отдаются внаём также, как до этого принадлежавшие ей ночлежные дома на Хитровской площади. Управляющему предписывается «отдавать квартиры внаем, получать с жильцов деньги, а неисправных выселять, наблюдать за чистотою...» 30 и пр. Предположительно, что этого потребовал бюджет владелицы, из которого ранее были выделены большие средства на завершившееся уже строительство усадебного дома в Степановском. На основании всех приведенных источников и аргументов, датировкой главного дома в усадьбе Павлищев Бор можно считать 1880-е гг. В воспоминаниях одной из воспитанниц Ярошенко П. И. Васильевой 31 , говорится, что дом был построен «во второй половине XIX века». В краткой «Исторической справке» В. Г. Тартаковской 32 (1974г.) говорится: «Основное здание было построено, видимо, в последней четверти XIX века (по свидетельству очевидцев, строительство было начато после смерти родителей Елизаветы Платоновны, а достройки продолжались до начала ХХ в.)». «Очевидцы», то есть старожилы с. Павлищева, не знали точных дат смерти родителей Е. П.Ярошенко, «достройками» могли быть названы другие сооружения усадьбы, которая последними владельцами перестраивалась в целом.

Единственным фактором в пользу более поздней датировки дома, 1890-е гг., является существование близкого аналога павлищевского дома - итальянской виллы Ярошенко в городке Бордигера (Местечко Бордигера находится на итальянской части Лазурного побережья, между Ментоной и Са-Ремо. - Прим. ред.). Семейная переписка начала 1880-х гг., когда, по-видимому, был разработан проект главного усадебного дома, ничего о нём не сообщает. Ярошенко в это время проводили зимы в Петербурге, где жил и художник Н. А. Ярошенко. Позднее, в 1892 г., последний навсегда уехал из Петербурга в Кисловодск. Возможно, что семья брата (также больного туберкулёзом) после его отъезда начинает ездить на зиму и весну в Италию, где покупает виллу, ставшую архитектурным прообразом павлищевского дома. Однако нельзя исключать, что вилла была приобретена раньше, еще во время свадебного путешествия Ярошенко. Здоровье Василия Александровича уже тогда вызывало опасения, поездки супругов в Бордигеру возможны и в те годы. О существовании виллы известно от сотрудников «Мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко» в Кисловодске. Её фотографии поступили в музей от племянницы братьев Ярошенко Натальи Николаевны Купчинской-Трусовой (1884-1969), которая рассказывала и о самой вилле, принадлежавшей её родственникам Е. П. и В. А. Ярошенко.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что главный дом в Павлищеве стилистически соответствует архитектуре 1880-1890-х гг.

Главный дом представляет собой сложное в плане многообъёмное трехэтажное кирпичное здание с цокольным этажом под всем объемом, а в юго-восточной части — небольшим аттиковым этажом. Перекрытия над цокольным этажом сводчатые. Стены и своды цокольного этажа кирпичные оштукатуренные.

Парадный северо-западный фасад решен довольно строго. Центральный ризалит увенчан сложным фронтоном. Строгая ритмика окон, выделенная продольным рустом второго этажа и сложным межэтажным карнизом, подчеркивает горизонтальность постройки. Главный вход смещен от центральной оси влево на угол.

Парковый, юго-восточный, фасад обращен к реке. Его решение сходно с архитектурой итальянских вилл. Центральная колоннада поддерживает огромный балкон второго этажа. От этой колоннады к реке спускается широкая лестница. Справа и слева от центральной устроены колоннады различных размеров, многочисленные профилированные пилястры, трехгранные полуколонны. Центральная часть фасада завершена развитой балюстрадой, левая - аттиковым этажом, правая - сложным аттиковым фронтончиком. Всё это композиционно объединено благодаря мощным междуэтажным и венчающим карнизам и горизонтальному ряду крупных окон.

Боковые фасады дома еще более дробны по своей композиции: длинные ряды окон и карнизов здесь прерываются, и потому возрастает ощущение некоторой хаотичности архитектурного облика.
Кровля дома имеет сложную конфигурацию, как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной.
Внутренняя отделка главного дома не сохранилась, однако, по имеющимся воспоминаниям П. И. Васильевой и М. С. Волошиной, можно представить ее обилие и изящество.33

После 1917 года планировка дома подвергалась некоторым изменениям. В двух больших пожарах - 1929-го и 1997 гг. - сгорели междуэтажные перекрытия, кровля, выгорели интерьеры. Известно, что во время реставрации 1955 г. частично сохранявшаяся первоначальная живопись была заменена новой или достаточно грубо поновлена. По свидетельству старожилов, в период размещения в усадьбе туберкулезного санатория ВЦСПС в главном доме по распоряжению руководства санатория сбивалась декоративная лепнина. Это делалось силами бригад, набиравшихся из местных жителей, и имело целью уничтожение лепнины как мест скопления туберкулезной инфекции. Главное здание косметически ремонтировалось в 1970-1980-х гг. (кровля, покраска фасадов и интерьеров).

К северо-западу от главного дома располагается замкнутый хозяйственный двор прямоугольной планировки. Все здания расположены строго по его периметру. Первоначально в состав двора входили дом управляющего, людская, каретный сарай, конюшня для рысаков, птичник, свинарник, коровник, конюшня для рабочих лошадей, склад для инвентаря.

Дом управляющего был центром двора. Он расположен по оси господского дома, напротив парадных ворот. Эта небольшая кирпичная двухэтажная с мезонином постройка, прямоугольная в плане, имеющая традиционную объемно-пространственную композицию. Декор фасадов -простые наличники окон и сухариков карниза -прост и лаконичен. Первоначальный интерьер здания полностью утрачен. Сохранились только три кафельные печи: одна на первом этаже и две - на втором.

Склад для инвентаря расположен слева от дома управляющего - это двухэтажная постройка с пристроенными с обеих сторон верандами (По рассказам очевидцев, он был с навесом и колоннадами, которые придерживали крышу здания. - Прим. автора.), прямоугольная в плане; первый этаж - кирпичный, второй - деревянный. Все остальные постройки хозяйственного двора (конюшня для рысаков, конюшня для рабочих лошадей, птичник) - кирпичные одноэтажные.

Усадебный парк состоит из регулярной и пейзажной частей.

Регулярная часть парка сохранилась хорошо и состоит из липовой аллеи, ведущей от пруда, расположенного у реки Течи, до торцевой лестницы главного дома усадьбы; большой липовой аллеи (450 м), проложенной вдоль реки, ограничивающей парк; остатков липовых аллей у торца главного дома; зеленых «беседок» из лип и куртинных посадок лип вдоль дороги, ведущей от моста к господскому дому.

Особую ценность в парке представляет спуск к реке в виде следующих друг за другом террас, оформленных насаждениями. В пойме реки Течи расположен пруд, где раньше была купальня из белого камня в романском стиле. Сейчас воды в пруду нет. Имеется также запруда от реки. Гордостью усадьбы был цветочный партер перед главным фасадом барского дома - сохранилась его планировка.

В пейзажной части парка самые старые древесные насаждения насчитывают 100-120 лет. Это одиночные ели, высаженные по кругу на восток от главного дома, дубы и клены возле партера главного въезда, одиночные экземпляры в парке на уступах террас. Липовые аллеи к западу и востоку от основного здания возрастом также по 90-100 лет. Западная аллея некогда вела к деревянному дому, сгоревшему в 1917 г., восточная - к купальне на реке. Вдоль ограды с южной стороны находится второй ряд посадок более молодых лип. Возле современного въезда — посадки серебристого тополя, их возраст около 75-80 лет.

В парке сохранились пилоны парадных въездных ворот, увенчанные фигурами оленей (сломаны).

* * *

После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. В 1918 году издается декрет Совнаркома о регистрации, приёме на учет и охране памятников старины и искусства, находящихся во владении частных лиц, обществ, учреждений. Декрет коснулся и дворянских усадьбы. В 1919 году из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого.34 Среди реквизированных ценностей были картины художника Н. А. Ярошенко «Курсистка», «Портрет няни», «Портрет дамы с кошкой», «Портрет матери», «Портрет брата», «За чтением газеты», «Извержение Этны», «Этюд горной речки». Кроме этих картин из усадьбы в музей поступили два произведения живописи XVII в.: «Кающийся Пётр» работы Чжачинто Бранди, «В таверне» работы Адреана ван Остаде.35

В отношении картин Н. А. Ярошенко калужские искусствоведы предполагают, что они были написаны автором не в Павлищеве, а создавались в другом месте.36 Согласно воспоминаниям П. И. Васильевой 37 , художник написал здесь только одну картину - «На качелях». Ныне она хранится в Государственном Русском музее. В фамильном архиве Степановых есть письмо Н. А.Ярошенко, написанное брату. Оно не датировано. В нем художник принимает приглашение брата приехать в Степановское.38
Помимо картин, из главного дома усадьбы в 1923 г. была вывезена библиотека - она поступила в Румянцевский музей, ставший, как известно, основой Российской государственной библиотеки; тогда же был вывезен и архив владельцев 39 , который сейчас находится в Российском государственном архиве древних актов.

В 1924-1928 гг. имение Ярошенко, усадьба Павлищево, числится в списке восьми усадеб, представляющих в Калужской губернии наибольшую архитектурно-художественную ценность. Они были обследованы, поставлены на учет и взяты под охрану Отделом по делам музеев при Наркомпросе.40

Использование главного дома и всей усадьбы после революции было различным. Здесь размещались дом отдыха, пионерский лагерь, лагерь военнопленных поляков, детский дом «Павлищев Бор» («спецдом»). В 1952г. усадьбу занял туберкулезный санаторий ВЦСПС 41 , который находился там около сорока лет-до 1989 г. Вскоре после его открытия в 1955 г. была проведена реставрация главного дома. Еще ранее в 1929 (1930) г., при другом арендаторе, в главном доме была произведена смена перекрытий. 42 Возможно, что именно тогда произошли некоторые изменения: возведено междуэтажное перекрытие в центральном зале (столовой), появился наружный балкон на уровне второго этажа дома (вместо одного из окон здесь могла быть сделана балконная дверь). Однако прояснить этот вопрос могут только детальные натурные исследования.

В 1960 г. усадьба занесена в списки памятников архитектуры местного значения (постановление Совмина РСФСР № 1327). 43

В 1989 г. туберкулезный санаторий был расформирован, здания усадьбы переданы в ведение Калужского управления здравоохранения. Вслед за этим в усадьбе разместился областной наркологический диспансер. Он существовал в ней до сентября 1995 года. Главный дом в этот период практически не использовался. К концу 1990 г. в нем оставались лишь несколько медицинских кабинетов.

В 1991 г. комиссия областного управления культуры и Общества охраны памятников отмечала, что «главный дом почти не используется, не ремонтируется и из года в год разрушается» 44 . Это положение сохранилось и в последующие годы. В 1997 г. в результате пожара сгорела кровля дома и внутренние перекрытия. С 1995 г. и по настоящее время дом, как и вся усадьба, не используется.

Собранные историко-архивные документы, фотографии и проектные материалы по данному памятнику, которые относятся к XX-XXI столетиям, позволяют говорить о достаточно хорошем обеспечении научно-исследовательской документацией необходимых восстановительных и реставрационных работ в усадьбе.

В настоящее время требуется проведение работ по оформлению прав государственной собственности на объекты недвижимости, входящие в состав усадьбы Павлищев Бор. Удовлетворительное техническое состояние объектов на территории усадьбы - главного дома, дома управляющего, конюшни, склада для инвентаря - позволило бы передать их в аренду заинтересованным лицам с учетом утверждённого характера их использования и историко-культурных особенностей, подлежащих обязательному сохранению, и таким образом способствовать финансированию реставрации главного дома.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 . Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 (Приложение 2).
2 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 313. Планы (черновые) земельных угодий, имений и построек. 1870 г. и б/д. Л. 2.
3 . РГАДА. Ф. 1355. On. I. Д. 476, 477. Экономические примечания по Мещовскому уезду Калужской губернии; Атлас Калужского наместничества. Описание и алфавиты к Калужскому атласу. Часть вторая. С-Пб., 1782. С. 56-57. № 305.
4 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 275. Повеление Виктора Степановича Степанова бурмистру и крестьянам Мещовской вотчины. 1791 г.Л. 1,2. РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 276. «Верющее» письмо (копия) В. С. Степанова крестьянину Т. В. Гнусареву на управление Мещовской вотчиной. 1791 г.Л. 1.
5 . ГАКО. Ф. 209. Oп. I. Д. 23. Списки владельцев земли и крестьян по Мещовскому уезду за 1834 г. Л. 13 об.
6 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 3. «Объявление» В. С. Степанова в Московский опекунский совет (сопроводительное) к духовному завещанию. 1839 г. Л. 1.
7 . ГАКО. Ф. 62. Оп. 3. Д. 2530. О заключении выкупного договора Е. П. Шлиттер с крестьянами с. Степановского, д. д. Павлищево и Н. Выселки Мещовского уезда. 1874 г. Л. 143,144.
8
9 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 183. Письма Е. П., урожд. Степановой, к В. А. Ярошенко. 1875 -1876 гг.
10 . Там же.
11 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д.185. Письма Л. В. Ярошенко (матери) к В. А. Ярошенко. 1878-1880 гг. Л. 1,4 об.; ГАКО. Ф. 784. Oп. I. Д. 1182. О выдаче заграничных паспортов В. А. и Е. П. Ярошенко. 1914 г. Л. 285; ГАКО. Ф. 784. Oп. I. Д. 1259. О снятии полицейского надзора с В. А. Ярошенко. 1915 г. Л. 127 и об.
12 . ГАКО. Ф. 784. Oп. I. Д. 1058. О выдаче заграничных паспортов В. А. и Е. П. Ярошенко. 1913 г. Л. 270.
13 . Телефонный справочник абонентов московской телефонной сети. М., 1914. С. 449.
14 . Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1917 год. М., 1917. С. 570, 645.
15 . Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе (рукопись сборника воспоминаний и переписка жены поэта М. Волошина) / Сост. В. П. Купченко. Рукопись предоставлена московским театроведом и сценаристом Е. А. Тропило.
16 . Архив КОХМ. Научный фонд. Д. 9. Отрывки из рукописи П. И. Васильевой «Усадьба Степановское» и запись беседы с ней М. Шереметевой, сделанная 15 сент. 1948 г.
17 . ГАКО. Ф. 784. Oп. I. Д. 1058. О выдаче заграничных паспортов В. А. и Е. П. Ярошенко. 1913 г. Л. 270; ГАКО. Ф. 784. On. I. Д. 1182. О выдаче заграничных паспортов В. А. и Е. П. Ярошенко. 1914 г. Л. 285.
18 . ГАКО. Ф. 784. Oп. I. Д. 1259. О снятии полицейского надзора с В. А. Ярошенко. 1915 г. Л. 127 и об.
19 . Архив института «Спецпроектреставрация», Ш. 95. Инв. № 85. По сведениям старожила Е. М. Супранова - см.: Тартаковская В. Г. Историческая справка. М., 1974. С. 4.
20 . См.: Иконографические материалы. Архив КОХМ. Фото-фонд №№ 1-7.
21 . Архив института «Спецпроектреставрация», Ш. 95. Инн. № 85. По сведениям старожила Е. М. Супранова - см.: Тартаковская В. Г. Историческая справка. М., 1974. С. 2.
22 . В материалах архивного дела по их совместному с дочерью домовладению в Москве она упоминается до 1893 г., как «вдова Платона Викторовича Степанова» - см.: ЦАНТДМ. Ф. I. On. II. Д. 681 (Рогожская часть. № 620 (570). 1803-1913 гг.
23 . Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М., 1989. С. 17-18,34,37,39.
24 . ЦАНТДМ. Ф. I. Oп. II. Д. 681 (Рогожская часть. № 620/570). 1803-1913 гг.
25 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 183. Письма Е. П., урожд. Степановой, к В. А. Ярошенко. 1875-1876 гг.
26 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 197. Письма Е. Г. Степановой (матери) к Е. П. и В. А. Ярошенко. 1878--1880-е гг. Л. 23.
27 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 175. Письма Я. Панова к В. А. Ярошенко. 1881 г. Л. 5.
28 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы). Oп. I. Д. 182. Письма (управляющего) А. Юркова к В. А. Ярошенко. 1881 г. Л. 1, 3 и об.
29 . ЦАНТДМ. Ф. I. Оп. II. Д. 681 (Рогожская часть № 620/570). 1803-1913 гг.
30 . ЦАНТДМ. Ф. I. Oп. II. Д. 681 (Рогожская часть, № 620/570). 1803-1913 гг.
31 . Архив КОХМ. Научный фонд. Д. 9. Отрывки из рукописи П. И. Васильевой «Усадьба Степановское» и запись беседы с ней М. Шереметевой, сделанная 15 сент. 1948 г.
32 . Архив института «Спецпроектреставрация». Ш. 95. Инв. № 85; Тартаковская В. Г. Историческая справка. М., 1974. С. 2.
33. Купченко В. П., Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Коктебель, 2004; Волошин М. Автобиографическая проза. Дневники. М., 1991. С. 312-313; Архив КОХМ. Научный фонд. Д. 9. Отрывки из рукописи П. И. Васильевой «Усадьба Степановское» и запись беседы с ней М. Шереметевой, сделанной 15 сент. 1948 г.
34 . Пушкарёва Т. И. Указ. соч. С. 18.
35 . Петровский С. А. Из истории Калужского художественного музея // Художественный отдел Калужского областного художественного музея. Калуга, 1929. С. 10; а также уточнения гл. хранителя КОХМ Л. В. Хорошиловой в ноябре 2003 г.; Пушкарёва Т. И. Указ. соч. С. 19.
36 . Пушкарёва Т. И. Указ. соч. С. 19.
37 . Архив КОХМ. Научный фонд. Д. 9. Отрывки из рукописи П. И. Васильевой «Усадьба Степановское» и запись беседы с ней М. Шереметевой, сделанная 15 сент. 1948 г.
38 . РГАДА. Ф. 1484 (Степановы), Oп. I. Д. 187. Письма художника Николая Александровича брату - Ярошенко Василию Александровичу. Б/д.
39 . ГАКО. Ф. Р-32. Oп. I. Д. II. Сведения о бывших помещичьих усадьбах Калужской губернии. II окт. 1923 г. Л. 37 об., 38.
40 . ГАКО. Ф. Р-2878. Оп. 3. Д. 14. Списки памятников архитектуры по Калужской губернии. 1924-1925 гг., Л. 191; Д. 39. То же 1927-1928 гг. Л. 23 (оба дела хранятся в архиве КГОКМ).
41 . ГАКО. Ф. Р-883. Оп. 15. Д. 258. Распоряжение Совмина РСФСР от 25.04.1952 г. об организации туберкулезного санатория «Павлищев Бор». Л. 40.
42 . Архив института «Спецпроектреставрация». Ш. 95. Инв. № 85. Тартаковская В. Г. Историческая справка. М., 1974. С. 4.
43 . Архив Калужской областной дирекции по охране памятников. Переписка, решения, постановления по усадьбе Павлищев Бор (за разные годы).
44 . Архив Калужской областной дирекции по охране памятников. Переписка по усадьбе Павлищев Бор. Письмо главе администрации Калужской области А. В. Дерягину от 16.04.1993 г. из Калужской областной дирекции по охране памятников.

использованы иллюстрации:

жж Глазуновской академии
жж Армейский репортёр
Русская усадьба. Вып. 16 (32). СПб., 2011. - Кошевая Ю. История усадьбы Степановское-Павлищево (Павлищев Бор). - С. 374-389.

«Белая Вилла» Николая Александровича Ярошенко была источником вдохновения не только для самого художника, но и для его гостей:…


  • Дом Реброва в Кисловодске, где останавливался Лермонтов, восстановят за 5,3 млн. руб

    Старинный дом в курортном Кисловодске, в котором останавливались Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, скоро обретет новую жизнь. В 2018 году в проект…

  • Кисловодский Курортный парк снова станет самым крупным в Европе

    В Кисловодске утверждена программа развития города до 2020 года. Она подразумевает собой ряд градообразующих, реставрационных, логистических и…

  • Дача ШАЛЯПИНА в Кисловодске, Ставропольский край

    Кисловодск – удивительный город, город множества муз. И если муза изобразительного искусства в городе-курорте поселилась в усадьбе художника…

  • Санаторий имени Г.К. Орджоникидзе, г. Кисловодск

    Курортная культура зарождается не только на морских побережьях и в тени парков. Особую роль в формировании туристического «климата» города играют…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 3 - Верхний парк)

    Завтра наступит лето – пора отпусков и путешествий. Многие россияне, выбирая место для отдыха, хотят посетить город, который славится хорошим…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 2). Нижний парк

    Сегодня, в Международный день памятников и исторических мест, я хотел бы пригласить вас на прогулку по второй части Курортного парка в Кисловодске.… ОКТЯБРЬСКИЕ ВАННЫ, Ставропольский край, г. Кисловодск

    Продолжаем гулять по Кисловодску. После мавритано-камбоджийского стиля Главных Нарзанных ванн мы познакомимся c историей одного из самых посещаемых…


  • Кисловодск славится не только своей курортной жизнью. В этом городе искали вдохновение многие художники, поэты, писатели и музыканты. Сегодня я хотела бы рассказать вам о «Белой вилле» - усадьбе великого художника Николая Александровича Ярошенко, ученика самого Крамского.

    Усадебный комплекс, расположенный среди прекрасных садов, долгое время считали центром культурной жизни Северного Кавказа. В гостях у Ярошенко и его супруги Марии Павловны бывали Дмитрий Менделеев, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский и многие другие выдающиеся персоны. Именно на «Белой вилле» хотел найти приют и укрытие Лев Толстой, планируя свой первый побег из Ясной Поляны.

    Ярошенко сумел передать атмосферу и культуру Северного Кавказа в самых невероятных гранях. Какова судьба наследия Ярошенко? Почему музей, расположенный ныне на территории усадьбы, следует посетить всем любителям тихих уединенных мест? Ответы на все эти вопросы вы найдете в моем рассказе про усадьбу выдающегося художника!

    Николай Александрович Ярошенко по праву считается одним из самых значимых и талантливых российских художников. На его творческом пути долгое время вставало множество препятствий, которые он смог преодолеть благодаря упорству, стремлению к мечте и бесконечной силе своего таланта.





    Николай Александрович родился в семье отставного генерал-майора в 1864 года. Его исторической родиной является Полтава. С детства мальчика готовили к военной карьере. Строгий и принципиальный отец, всю жизнь посвятивший себя военному делу, не видел будущее своего сына ни в какой иной сфере, кроме службы на благо Родины.

    Н.А. Ярошенко. Автопортрет, 1895 год.


    Юный Николай по достижении положенного возраста поступил в Полтавский кадетский корпус, а по его окончании – отправился в Петербург, чтобы продолжить обучение в Павловской училище. Николай Александрович с раннего детства ощущал свою тягу к изобразительному искусству. И вот, оказавшись в «городе муз» - Петербурге, он начал брать частные уроки рисования.




    Он с отличием окончил училище, и, исполнив волю отца, приступил к работе на Санкт-Петербургском патронном заводе. Николай Александрович продолжил свое обучение изобразительному искусству, постепенно знакомясь с художниками-передвижниками и писателями, публиковавшимися в журнале «Отечественные записки». Круг его общения был очень неоднороден: в числе его товарищей были и представители интеллигенции, и простые рабочие с завода. Во многом, это сформировало его художественное мировоззрение. Николай Александрович видел красоту и в нарочито возвышенном, и в простоте обыденного.


    На курсах Общества поощрения художников он познакомился с самим Иваном Ивановичем Крамским, который преподавал ему. После этого Ярошенко начал посещать знаменитую петербургскую Академию художеств. Так и начался творческий путь великого художника.

    Портрет Крамского. Н.А. Ярошенко, 1876 год.

    Холст, масло. 89,5 x 69,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


    Одним из самых интересных памятных мест, связанных с его судьбой, является усадьба в Кисловодске, в которой Ярошенко долгое время жил и создавал свои шедевры.


    История создания усадебного комплекса причудливо переплетается с огромной любовью художника к Кавказу. Первое знакомство Николая Ярошенко с Кисловодском состоялось во время его свадебного путешествия с новоиспеченной супругой – Марией Павловной, в девичестве – Навротиной. Молодожены были настолько очарованы красотой местных пейзажей, что решили посещать Кисловодск каждый год. Когда такие визиты стали доброй семейной традицией, супруги Ярошенко приняли решение - обзавестись собственным жильем в курортном городе.




    Н.А.Ярошенко. Бештау.

    1882 г. Холст, масло. 73х110

    Портрет М.П. Ярошенко.

    Нач. 1880-х. Холст на картоне, масло. 44х36 (овал)
    Они приобрели участок недалеко от Курортного парка и начали возведение на нем собственного дома. Проект «Белой виллы» - творение самого Ярошенко. В те годы эта местность называлась Кисловодской слободой и состояла всего из семи улиц. Одноэтажный деревянный дом с двумя флигелями был построен по эскизам великого художника. Около дома Мария Павловна и Николай Александрович разбили живописный парк.




    1960-е г.
    В 1885 году чета Ярошенко решила покинуть Петербург и окончательно обосноваться на Северном Кавказе. Именно тогда и начались «золотые страницы» в истории кисловодской усадьбы.


    Вид от "Белой виллы" на Свято-Никольский собор.
    Будучи видным художником и знаменитым общественным деятелем, Николай Ярошенко имел много друзей. В числе близких друзей и единомышленников художника были: Дмитрий Менделеев, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский. Эти культовые личности неоднократно навещали своего друга в кисловодской усадьбе. Они подчеркивали необычайную простую красоту «Белой дачи» и живописность ее окрестностей. Поток гостей, желающих навестить художника, был настолько велик, что супруги Ярошенко решили пристроить к своему собственному пятикомнатному дому несколько гостевых флигелей. Любопытно, что и гости не оставались в стороне от вопросов благоустройства усадьбы. Сохранились сведения о том, что уникальные помпейские росписи, были созданы друзьями Ярошенко, гостившими в усадьбе.


    Крыльцо "Белой Виллы".
    Природа Северного Кавказа служила для Николая Александровича источником бесконечного вдохновения. Он мог уходить из дома на несколько дней с красками и мольбертом, гулять по окрестностям в поисках идеальной натуры и полностью терять ощущение реального времени, работая над своими шедеврами.


    Шат-гора.

    1884 г. Холст, масло. 70х159
    Ярошенко в буквальном смысле изъездил весь Кавказ. Помимо популярных природных достопримечательностей, ему нравилось посещать и те места, в которые обычный турист никогда бы не забрел. Он с большим удовольствием путешествовал в отдаленные горные аулы. Николай Борисович был очень тактичен, уважителен и подчеркнуто талантлив. Именно эти качества помогали ему быть принятым представителями любых народов и конфессий. В его биографии есть удивительный факт: Ярошенко позировали кавказские горцы. Ни для кого не секрет, что нормами шариата запрещены любые изображения человека. Однако, для Николая Александровича делали исключение даже гордые и религиозные горцы. Художник обожал культуру Кавказа во всех ее ипостасях, а местные жители очень ценили это качество и принимали его как дорогого гостя. В среде художников Ярошенко даже получил звание «портретиста гор».


    Предгорье. Осенний пейзаж

    1882 г. Холст, масло. 35,5х51
    Несколько лет Ярошенко жил на Кавказе, пребывая в состоянии абсолютной творческой идиллии. Но жизнь художника оборвалась трагически и пугающе «символично». Летом 1898 года он в очередной раз пошел в горы, на этот раз его выбор пал на живописную гору Большое седло. Возвращаясь домой, художник попал под сильный ливень. Он пробежал около 10 километров, пытаясь найти хоть какое-то укрытие от дождя. Ярошенко еле дошел до дома, замёрзнув и сильно промокнув. На следующее утро он скоропостижно скончался в «Белой вилле» от сердечного приступа. Он прожил всего 51 год.


    Кисловодск. Водопад.

    1889 г. Этюд. Картон, масло. 19,5х39
    Убитая горем вдова, Мария Павловна Ярошенко, даже несмотря на свою скорбь по мужу, сумела взять в себя в руки и выполнить свой главный долг перед памятью покойного супруга – сохранить его творческое наследие. Мария Ярошенко была разносторонне образованной женщиной. Она выступала в роли музы, критика и главной опоры своего
    супруга.


    Современники так описывали ее стремления: «После смерти Н.А. Ярошенко, - пишет С. Караскевич, - Мария Павловна имела одну заботу – сберечь и сохранить картины Ярошенко и его товарищей в разное время ими подаренные. Не имея ничего кроме небольшой пенсии и доходов от дач в Кисловодске, она жила очень скромно в
    Петербурге. Любимой ее мечтой было создать музей имени Н.А. Ярошенко в Кисловодске, чтобы это был музей 80-х гг., глухих и обидно забытых, по ее словам, хотя в них родились и созрели все яркие мысли и события последовавших за ними боевых десятилетий. Для музея она хотела завещать «Белую виллу», в которой поместить все картины не только самого Николая Александровича, но и всех его современников и товарищей по передвижным выставкам, портреты, письма, книги, с автографами всех писателей, которые были близки к ее кружку, свою обширную переписку, дневники, заметки»


    В 1900 году Мария Ярошенко объявила, что она пожертвует уникальную галерею ее покойного мужа общественности, но только при одном условии – полотна, авторами которых являлись как сам Ярошенко, так и более 80 известнейших художников России, должны быть выставлены на территории Кавказских Минеральных Вод. Но, к сожалению, в пределах указанной территории не нашлось необходимого выставочного пространства. Вдова вынуждена была передать картины в Полтаву, на родину ее покойного супруга. Полотна были выставлены в здании Городской думы, положив начало Полтавскому художественному музею.


    Мария Ярошенко скончалась в 1915 году. С ее смертью «Белая вилла» опустела.
    Первый музей Ярошенко в бывшей его усадьбе планировали создать в 1918 году. По инициативе профессора Александра Павловича Нечаева, занимавшего должность наркома просвещения. А Павлу Александровичу Утякову удалось сохранить интерьеры усадебного дома.


    На официальном сайте музея размещена любопытная историческая информация. Вот о чем она гласит:

    «В воскресенье, 8 декабря с.г. отдел народного просвещения Кисловодского Совдепа устраивает народный праздник – чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался… На могиле Ярошенко будут произнесены речи о жизни и деятельности художника, после чего оркестр на площади исполнит соответствующие моменту пьесы. От собора процессия направится к дому Ярошенко. На углу улицы члены отдела Народного просвещения прибьют новую доску с надписью: «Улица Ярошенко». Подойдя к самому дому, участники церемонии повесят над входной калиткой вывеску «Народный научно-художественный музей в память художника-гражданина Н.А. Ярошенко», а рядом со входом доску с указанием, что в этом доме жил и скончался Н.А. Ярошенко.»

    Однако, светлым планам не суждено было сбыться. Во время гражданской войны усадьба была осквернена и разграблена. Она находилась в запустении до 1948 года. К пятидесятой годовщине со дня смерти великого художника по инициативе небезразличных общественных деятелей, было принято решение открыть в «Белой вилле» музей Николая Александровича Ярошенко. Начался длительный процесс формирования музейного фонда. К тому времени часть картин Ярошенко располагалась в других государственных музеях, некоторые полотна пополнили частные коллекции, а некоторые – бесследно исчезли.

    Музей в Кисловодске создавали «всем миром». По решению Совета Министров РСФСР от 16 декабря 1968 года два флигеля на территории бывшей усадьбы Н.А. Ярошенко были признаны памятниками истории и архитектуры государственного значения. С этих пор усадьба постепенно начала обретать вторую жизнь.


    На сегодняшний день Мемориальный музей-усадьба художника Николая Александровича Ярошенко представляет собой многофункциональное музейно-выставочное и рекреационное пространство. В музее хранится около 150 работ самого великого художника. В одном из гостевых флигелей располагается выставка картин художников-передвижников, другой гостевой флигель предназначен для проведения тематических выставок и культурных мероприятий для жителей и гостей города.

    Кроме того, усадьба является полноценным музеем. Здесь отлично передан дух дворянской усадьбы того времени и очень хорошо ощущается гений места, царивший здесь. Среди экспонатов музея представлены личные вещи и предметы мебели четы Ярошенко.

    Другой примечательной частью музейного комплекса является прекрасный сад, состоящий из двух уровней. Первый уровень занимают фруктовый сад и миниатюрный дендрарий, в котором собраны экзотические деревья.



    1954-2004 гг. Реставрация мемориальных объектов усадьбы Ярошенко.

    Оригинал взят у deadokey в Усадьба художника Н.А. Ярошенко БЕЛАЯ ВИЛЛА в Кисловодске, Ставропольский край