Влияние новейшей литературы на современную молодёжь. Исследовательский проект "классика и молодежь"

Проблема молодежи в современной литературе

Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом - растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром.

Варлам Шаламов.

Знаем, что такое в армии быть порядочным. Многие ребята после службы морально сломались, особенно интеллигентные.

Из письма в газету.

"Мне шестнадцать, я мир обнимаю любя..." - написал юный волгоградский поэт, трагически погибший в 18 лет. Мне тоже скоро будет 18. Порой чувствую необъятность жизненных сил, беспричинную веселость и любовь ко всему свету. Чего, кажется, тревожиться, когда в жизни все складывается хорошо? Почему же иной раз жестокая тоска охватывает меня, ничто не радует, жизнь представляется бессмысленной? Я заметил, что чаще всего это бывает, когда в действительности или в искусстве сталкиваюсь с новыми для меня явлениями несправедливости, жестокости, бесчеловечности.

Как проводят время чуть не большинство моих ровесников? Гоняют до одури на мотоциклах, мешая отдыхать жителям, слоняются по улицам, ищут, где выпить, или развлекаются драками и безобразиями на дискотеках. Интересно, что у многих моих товарищей даже мысли не возникает помочь своим родителям. Мне не о чем порой даже поговорить с теми, с кем принадлежим к одному поколению. Но больше всего меня поражает жестокость парней и девчат. Ко всем: К родителям, которых совсем не жалеют; к учителям, которых доводят до болезни; к слабым, над которыми могут издеваться бесконечно; к животным.

Я много размышлял о том, откуда идет жестокость и почему она так часто торжествует. Конечно, здесь много причин: войны и революция этого века, сталинские лагеря, через которые прошло чуть не полстраны, повальное пьянство и безотцовщина, даже то, что школа ставит ни за что тройки, позволяя бездельничать. А в последние годы, когда выяснились факты злоупотребления властей, многие из нас совсем изверились.

Но в этом сочинении мне хотелось бы сказать о двух явлениях и временах нашего общества, которые рождают жестокость. Очень многие проходят через колонию, и почти все - через армию. О зоне и об армии два произведения современной литературы.

Роман Леонида Габышева "Одлян, или Воздух свободы" - повествование о подростке, позже юноше, Коле, по кличке сначала Камбала, потом Глаз, позднее Хитрый Глаз. Если кратко, это рассказ о мире, где господствует сплошное унижение и насилие. "Глазу становилось невмоготу. Тиски так сдавили кисть, что она перегнулась пополам: мизинец касался указательного пальца. Казалось, рука переломится, но гибкие косточки выдерживали.

Глаз, а ну улыбайся. И знай: медленно буду сжимать, пока кости не хрустнут или пока не сознаешься.

Ладно, Глаз, пока хватит. Вечером пойдем с тобой в кочегарку. Суну твою руку, правую руку, в топку и подождем, пока не сознаешься".

Страшнее всего, что по требованию заправил зоны (в данном случае Камани) Коля сам сует руку в тиски или подставляет голову под удар. Иначе будет еще хуже. Читаешь роман и понимаешь: человек попадает в колонию, и общество перестает его защищать. Лагерное начальство делает вид, что ничего не замечает. Нет, хуже, сознательно использует часть заключенных (так называемых рогов и воров), которым предоставляются льготы и послабления, чтобы те держали всех остальных в порядке". А уж порядок зеки-заправилы наводить умеют... Сцен, подтверждающих сказанное, в романе много. Вот одна. Коля первые дни в зоне. Майор, по прозвищу Рябчик, проверяет его дежурство. Он спрашивает парня:

Прописку сделали?

Коля молчал. Ребята заулыбались.

Сделали, товарищ майор,- отвечал цыган.

Кырочки получил?

Получил,- теперь ответил Коля.

Какую кличку дали?

Камбала,- ответил Миша.

То, чему улыбнулся майор с зеками, прописка и кырочки, заключались в жестоком избиении и унижении, но к этому люди, поставленные следить за исправлением заключенных, относятся как к должному.

Значительная часть романа состоит из подобных эпизодов. Что же, может быть, благодаря писателю, не только Хитрый Глаз, но и читатель постигает, что такое свобода.

В повести Сергея Каледина "Стройбат" показаны несколько дней из жизни военных строителей, которые выполняют "почетную обязанность советских граждан". Это сборная часть, своего рода свалка, куда собрали "скверну" из многих стройбатов. Поэтому нравы здесь не так уж отличаются от зоны, да и интересы те же. "Короче, ехали в ад, а попали в рай. Вот ворота, а справа, метров двести,- магазин. А в магазине - рассыпуха молдавская, семнадцать градусов, два двадцать литр. С десяти утра. Малинник!"

Закон здесь: у сильного всегда бессильный виноват! Сильные- это деды, слабые- салабоны. Казалось бы, разница небольшая: на год раньше пришел на службу. Но она как цвет кожи или язык. Деды могут не работать, пьянствовать, издеваться над первогодками. Те должны все терпеть. Мало того, будучи отделенными начальниками, деды распоряжаются, как рабовладельцы. "Сперва Женька решил Егорку с Максимкой Косте подарить, да потом одумался- всего-то пахарей у него- эти двое. Егорка, кроме основной работы, Женьку с Мишей Поповым обслуживает: койку заправить, пайку принести из столовой, постирать по мелочи, а Максимка- Колю, Эдика и Старого". Порядок здесь старшие тоже наводят быстро: "Егорку Женька обработал сразу, тот почти не рыпался. Пару раз ему кровь пустил слегка, а чучмеки почему-то крови своей боятся. А... с Максимкой повозился подольше...".

В повести не раз описывается, как солдаты пьют или колются. Центральная сцена- грандиозная драка между ротами. После всего жутким издевательствам воспринимается характеристика на Костю Карамычева. Последние восемь месяцев он работал грузчиком на хлебокомбинате и крал, что только мог. От пьянства "не просыхал". Когда же, "вконец оборзев", попался, командир роты Дощинин "предложил Косте на выбор: или он дело заводит, или Костя срочно чистит... все четыре отрядных сортира". Тот выбрал последнее, взяв, разумеется, помощников из молодых. При "дембеле" же этот командир дал Косте следующую характеристику: "За время службы... рядовой Карамычев К.М. проявил себя как инициативный, выполняющий все уставные требования воин... морально устойчив... Характеристика дана для предъявления в Московский университет". Что ж, готов интеллигент. Беспредел, как говорят зеки. Сейчас готовят военную реформу. Боюсь, однако, мои ровесники ею не успеют воспользоваться. Возможно, скоро и мне предстоит идти служить. Неужели придется два года жить с парнями, в которых отсутствуют человеческие чувства? Нет, физических лишений я не боюсь. Как говорится: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Прочитаны оба произведения. Они не слишком художественны, есть погрешности против стиля и законов литературы. В них нет зато погрешностей против правды. Писателям веришь. И веришь еще в то, что если мы очень захотим, то жестокости станет меньше.


Теги: Проблема молодежи в современной литературе Сочинение Литература

Проблема классической литературы в современном обществе
Самой актуальной, на мой взгляд, проблемой классической литературы в современном обществе является не признание ее среди молодого поколения. Поставьте перед собой вопрос: «Когда я последний раз брал в руки книгу автора классической литературы?»
«Затрудняюсь ответить»- больше половины молодого населения именно так ответит на поставленный вопрос. В чем причина? На мой взгляд, основная причина данной тенденции в изменении взглядов молодежи, переоценка жизненных ориентиров, им уже неинтересен Евгений Онегин со своими неординарными манерами, со своим явным тщеславием, стремлением к свободе и в то же время с тонким ранимым внутренним миром. Они не понимают, для чего читать произведение Ивана Тургенева «Муму», чему может научить рассказ о немом дворнике Герасиме, который утопил собаку.
Компьютерные игры (а также всевозможные инструкции к ним), американские мультфильмы (Шрек, Клуб Винкс, Черепашки Ниндзя и т.д.), современные романы для девочек (как найти свою любовь, как избавится от прыщей), детективы, где уже и из первой части выясняется кто убийца, книги про вампиров («Сумерки»). Вот они, так называемые заменители Пушкина, Достоевского, Толстого и других величайших писателей классической литературы.
Школьная программа отводит все меньше времени на чтение классической литературы. Если раньше у детей чтение таких книг отождествлялось с приятным познавательным времяпровождением, то сейчас у многих подростков найдется куча других занятий, а для некоторых это подобно каторге, которую сочиняет для них учитель. Раньше дети, читая литературу, учились добру, справедливости, заботе о близких, помощи бедным, сейчас же они живут в другом мире, каждый день приходя домой и включая телевизор они видят ненависть, злость, эгоизм, изъятие выгоды с помощью унижения других людей и т.д., поэтому они лечатся другими способами. «Для чего я буду тратить столько времени, читая Достоевского, чтобы извлечь для себя пользу, посмотреть на мир с другой стороны, поступать так же как и герои книг, чтобы справится со злом, когда я могу сесть за компьютер включить игру «Counter Strike» и справится со всеми преступниками более легким способом» - думают сейчас современные дети.Печально,но это действительно так. К тому же статистика не молчит: Анализируя формы проведения досуга среди подростков выяснилось, что
- 75% подростков предпочитают гулять со сверстниками;
- Треть подростков предпочитают слушать музыку, играть на компьютере;
- 15% школьников с друзьями смотрят телевизор;
- 7% играют в активные игры (футбол).
Видно, что в этом списке места классической литературе нет, да что там классической, даже современным книгам подростки мало уделяют внимания.
В заключение скажу, что проявление данной ситуации, касающейся классической литературы является неизбежным следствием развития современных технологий, тенденций к совершенствованию, сейчас мир компьютерных технологий, мир, где катастрофически не хватает свободного времени. Задача сегодняшнего общества, а именно образовательных учреждений- как можно больше знакомить нынешнюю молодежь с классиками, с произведениями, у которых нет срока годности, на занятиях в классах, с преподавателем, чтобы наши дети могли отличить Н.В. Гоголя от произведений Грибоедова А. С.

Принимая какие-либо «поведенческие решения», человек, как правило, ориентируется на некие жизненные принципы, ценности и идеалы, усвоенные им в процессе социализации. Отсюда категория «идеал» обладает глубоким социальным значением. Идеалы по сути своей выражают общечеловеческие ценности, организуют жизнедеятельность человека, оказывают влияние на его духовный потенциал и на творческую активность, выступают показателем степени социальной зрелости . Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации. Несмотря на это, художественная культура продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе. Молодому человеку в силу его возрастных и психологических особенностей свойственно сопоставлять, сравнивать себя с героями произведений искусства, переносить на себя события, происходящие на сцене, на экране или в книге, погружаться в мир иллюзий, созданный воображением автора произведения . Особый интерес в этом плане представляет художественная литература как особый вид искусства, где художественный образ не статичен, а действует в определенном времени и пространстве, тем самым задает модели поведения в определенных ситуациях. За каждым героем стоит конкретная картина мира . Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не сознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается эталонный герой. Отсюда образы, созданные художественной литературой, могут оказывать непосредственное воздействие на жизнь человека в той или иной ситуации. Таким образом, художественная литература призвана выполнять ряд функций, позволяющих людям познать окружающий мир, пережить определенные эмоции, получить эстетическое удовольствие, уйти от реальности в мир воображения, обогатиться опытом других людей путем сопоставления себя с героями литературных произведений . Однако не все эти функции выполняются в полной мере. Отсюда возникает проблема несоответствия роли, которую общество отводит художественной литературе как особому виду искусства в процессе формирования нравственных и эстетических идеалов молодого поколения, и реального места художественной литературы в жизни современной молодежи в условиях многообразия каналов трансляции ценностей и идеалов. Проблема изучения ценностных ориентаций молодежи, а также факторов формирования ценностей и идеалов, на основании которых молодые люди будут строить свое будущее и будущее всей страны, представляет особый исследовательский социально-психологический интерес. В 2010 году на базе кафедры социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование на тему «Роль художественной литературы в формировании идеалов учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга». Предмет исследования: читательская самооценка учащейся молодежи Санкт-Петербурга, а также факторы, влияющие на мотивацию чтения молодых людей. Была поставлена цель — выявить механизм формирования идеалов посредством художественной литературы в структуре различных видов искусства и досуга молодежи. Объектом исследования выступили учащиеся школ и вузов Санкт-Петербурга (257 респондентов). Возрастной интервал представлен тремя группами: 15—17 лет, 18—22 года, 23 года и более. Из них — 103 юноши (40,1 %) и 154 девушки (59,9 %). В опросе принимали участие учащиеся различного профиля — гуманитарный, технический, естественнонаучный. Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что у современной молодежи сохраняется интерес к чтению: 82,1 % опрошенных подтвердили, что любят читать. При этом треть респондентов (29,7 %) читают постоянно, каждый день; более половины ответивших (54,7 %) читают от случая к случаю, не ежедневно; 14,1 % читают очень редко, не чаще чем раз в неделю; лишь 1,6 % не читают вовсе. В контексте данного исследования наибольший интерес представляет художественная литература с точки зрения ее влияния на формирование идеалов молодежи. Результаты опроса показали, что молодые люди проявляют значительный интерес к произведениям художественной литературы. В системе других видов искусства художественная литература занимает третье место по популярности после музыки и кино. Среди книг, прочитанных за последние полгода старшеклассниками, чаще всего назывались произведения школьного курса: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др. Из произведений, не входящих в программу, было названо большое количество произведений современных зарубежных писателей (Пауло Коэльо, Харуки Мураками, Стефани Майер и т.д.). Что касается студентов, то они проявляют большой интерес к произведениям русской классической литературы. В списке прочитанных за последние полгода книг представлены произведения из школьной программы по литературе (Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» и др.), что, возможно, свидетельствует о желании студентов перечитать и переосмыслить некоторые произведения школьного курса с точки зрения своих новых личностных позиций. В то же время респондентами были перечислены внепрограммные произведения программных авторов («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «В круге первом» А.И. Солженицына, «Дни Турбиных» М.А. Булгакова), что говорит о сохранившемся интересе к произведениям русских классиков. С другой стороны, студенты проявляют значительный интерес к произведениям зарубежной литературы, как классической, так и современной. Наибольшей популярностью среди студенческой молодежи пользуются следующие произведения: «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Над кукушкиным гнездом» К. Кизи, «Три товарища», «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка и др. На каждом возрастном этапе в читательском спросе учащихся появляются новые побудительные мотивы к чтению, что объясняется содержанием задач и требований, которые выдвигает перед ними учебно-ролевая и в целом жизненная позиция. Об этом свидетельствуют изменения жанровых предпочтений в зависимости от учебного профиля. Так, например, учащиеся гуманитарного профиля наибольший интерес проявляют к зарубежной классике (54,9 %), к русской классике (52 %) и современной зарубежной литературе (48 %), в то время как учащиеся технических специальностей предпочитают, в первую очередь, фантастику (51,1 %), приключенческую литературу (38,6 %), «фэнтэзи» (34,1 %) и русскую классику (31,8 %). Что касается учащихся естественнонаучного профиля, в отличие от предыдущей категории, русскую классическую литературу они ставят на первое место, а затем уже приключенческую литературу и фантастику. С возрастом молодой человек в большей степени ощущает свою связь с окружающими людьми, сверстниками и необходимость анализировать свои действия в соответствии с принятыми нормами. Отсюда повышается интерес к художественным произведениям, которые заставляют задуматься над важными нравственными проблемами: 52,9 % учащихся отметили, что обращают внимание на проблемы, затронутые в произведении, для 70 % респондентов очень важно, читая художественную литературу, иметь возможность задуматься над этими проблемами. Стоит отметить, что молодые люди, уделяющие значительную часть времени чтению художественной литературы, чаще проявляют способности к творческой деятельности в области литературы. В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа, позволяющие утверждать, что существует связь между активным чтением и творческой деятельностью: желанием и способностью писать сочинения, стихи, рассказы, эссе (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,157, уровень значимости p = 0,05). Однако основной целью настоящего исследования было выявление механизма формирования идеалов молодежи посредством художественной литературы. Было показано, что этот процесс осуществляется не напрямую, через подражание внешнему облику и манере поведения героя, а в скрытой, опосредованной форме, путем сопоставления, идентификации с героями литературных произведений и их действиями в ситуациях, аналогичных собственным жизненным обстоятельствам. Таблица 1. Результаты корреляционного анализа по показателям частоты чтения и творческой активности * корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.); N — количество использованных пар значений переменных. Большинство респондентов (71,5 %) согласились с тем, что «читая художественную литературу, молодой человек сопоставляет себя с героями произведений и тем самым формирует свой собственный идеальный образ». В то же время 28,5 % респондентов считают, что на создание образов и идеалов художественная литература не оказывает воздействия, так как, по их мнению, молодой человек формирует свой идеальный образ другими средствами. Для большинства участников опроса (62,6 %) также важны при чтении художественной литературы совпадения жизненных ситуаций, событий, характерных черт героев с их собственными. При этом 41,4 % респондентов отметили, что поведение героя может служить личным примером. Результаты корреляционного анализа, представленные в табл. 2, показывают, что молодые люди, для которых поведение литературных героев может служить примером, нуждаются в положительном герое (выявлена положительная корреляция r = 0,196 с уровнем значимости р = 0,01). Наличие положительного героя в литературе также значимо при сопоставлении собственного жизненного опыта с опытом героев литературного произведения (r = 0,158 с уровнем значимости р = 0,05). Таблица 2. Результаты корреляционного анализа по двум показателям: * корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.); * корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.); N — количество использованных пар значений переменных. Большинству респондентов (84,3 %) свойственно сопоставлять свой личный жизненный опыт с опытом героев литературных произведений, из них 70,8 % обращаются к опыту героев любимых книг, когда ситуация, описанная в литературном произведении, идентична их собственной жизненной ситуации. С другой стороны, 30,1 % респондентов считают, что никакое литературное произведение не может помочь в решении личных проблем. В ходе опроса часть респондентов отметили, что среди прочитанных ими художественных произведений есть такие, которые позволили им сформировать некоторые жизненные принципы, такие как «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», «человек должен стремиться к лучшему, работать над собой, достигая цели», «плохой опыт — тоже опыт», «отношение к жизни как к великому чуду» и т.д. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что у современной молодежи сохраняется интерес к художественной литературе. Кроме того, многие молодые люди испытывают потребность в положительных героях, на которых можно было бы ориентироваться в определенных жизненных ситуациях. К сожалению, как показали результаты исследования, современная отечественная литература не предоставляет молодым людям достаточное число таких персонажей, которые могли бы выступать образцом для подражания. Вопрос развития отечественной литературы, популяризации произведений отечественных авторов, повышения художественного уровня книг, стимулирования выпуска и распространения социально значимой литературы требует внимания со стороны научной среды, средств массовой информации и государственных институтов в целях определения приоритетных направлений по поддержке и развитию чтения в России, в том числе и в Санкт-Петербурге. Пушкина А.В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 152-157. ЛИТЕРАТУРА 1. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. 2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. 3. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против: заметки социолога. Л., 1990. 4. Художественная литература. Проблемы исторического развития, функционирования и интерпретации текста. Сб. науч. тр. Минск, 2001.

Принимая какие-либо «поведенческие решения», человек, как правило, ориентируется на некие жизненные принципы, ценности и идеалы, усвоенные им в процессе социализации. Отсюда категория «идеал» обладает глубоким социальным значением. Идеалы по сути своей выражают общечеловеческие ценности, организуют жизнедеятельность человека, оказывают влияние на его духовный потенциал и на творческую активность, выступают показателем степени социальной зрелости .

Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации.

Несмотря на это, художественная культура продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе.

Молодому человеку в силу его возрастных и психологических особенностей свойственно сопоставлять, сравнивать себя с героями произведений искусства, переносить на себя события, происходящие на сцене, на экране или в книге, погружаться в мир иллюзий, созданный воображением автора произведения .

Особый интерес в этом плане представляет художественная литература как особый вид искусства, где художественный образ не статичен, а действует в определенном времени и пространстве, тем самым задает модели поведения в определенных ситуациях. За каждым героем стоит конкретная картина мира . Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не сознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается эталонный герой. Отсюда образы, созданные художественной литературой, могут оказывать непосредственное воздействие на жизнь человека в той или иной ситуации.

Таким образом, художественная литература призвана выполнять ряд функций, позволяющих людям познать окружающий мир, пережить определенные эмоции, получить эстетическое удовольствие, уйти от реальности в мир воображения, обогатиться опытом других людей путем сопоставления себя с героями литературных произведений . Однако не все эти функции выполняются в полной мере.

Отсюда возникает проблема несоответствия роли, которую общество отводит художественной литературе как особому виду искусства в процессе формирования нравственных и эстетических идеалов молодого поколения, и реального места художественной литературы в жизни современной молодежи в условиях многообразия каналов трансляции ценностей и идеалов.

Проблема изучения ценностных ориентаций молодежи, а также факторов формирования ценностей и идеалов, на основании которых молодые люди будут строить свое будущее и будущее всей страны, представляет особый исследовательский социально-психологический интерес.

В 2010 году на базе кафедры социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование на тему «Роль художественной литературы в формировании идеалов учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга».

Предмет исследования: читательская самооценка учащейся молодежи Санкт-Петербурга, а также факторы, влияющие на мотивацию чтения молодых людей.

Была поставлена цель - выявить механизм формирования идеалов посредством художественной литературы в структуре различных видов искусства и досуга молодежи.

Объектом исследования выступили учащиеся школ и вузов Санкт-Петербурга (257 респондентов). Возрастной интервал представлен тремя группами: 15-17 лет, 18-22 года, 23 года и более. Из них - 103 юноши (40,1 %) и 154 девушки (59,9 %). В опросе принимали участие учащиеся различного профиля - гуманитарный, технический, естественнонаучный.

Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что у современной молодежи сохраняется интерес к чтению: 82,1 % опрошенных подтвердили, что любят читать. При этом треть респондентов (29,7 %) читают постоянно, каждый день; более половины ответивших (54,7 %) читают от случая к случаю, не ежедневно; 14,1 % читают очень редко, не чаще чем раз в неделю; лишь 1,6 % не читают вовсе.

В контексте данного исследования наибольший интерес представляет художественная литература с точки зрения ее влияния на формирование идеалов молодежи. Результаты опроса показали, что молодые люди проявляют значительный интерес к произведениям художественной литературы. В системе других видов искусства художественная литература занимает третье место по популярности после музыки и кино.

Среди книг, прочитанных за последние полгода старшеклассниками, чаще всего назывались произведения школьного курса: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др. Из произведений, не входящих в программу, было названо большое количество произведений современных зарубежных писателей (Пауло Коэльо, Харуки Мураками, Стефани Майер и т.д.).

Что касается студентов, то они проявляют большой интерес к произведениям русской классической литературы. В списке прочитанных за последние полгода книг представлены произведения из школьной программы по литературе (Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» и др.), что, возможно, свидетельствует о желании студентов перечитать и переосмыслить некоторые произведения школьного курса с точки зрения своих новых личностных позиций. В то же время респондентами были перечислены внепрограммные произведения программных авторов («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «В круге первом» А.И. Солженицына, «Дни Турбиных» М.А. Булгакова), что говорит о сохранившемся интересе к произведениям русских классиков.

С другой стороны, студенты проявляют значительный интерес к произведениям зарубежной литературы, как классической, так и современной. Наибольшей популярностью среди студенческой молодежи пользуются следующие произведения: «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Над кукушкиным гнездом» К. Кизи, «Три товарища», «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка и др.

На каждом возрастном этапе в читательском спросе учащихся появляются новые побудительные мотивы к чтению, что объясняется содержанием задач и требований, которые выдвигает перед ними учебно-ролевая и в целом жизненная позиция. Об этом свидетельствуют изменения жанровых предпочтений в зависимости от учебного профиля. Так, например, учащиеся гуманитарного профиля наибольший интерес проявляют к зарубежной классике (54,9 %), к русской классике (52 %) и современной зарубежной литературе (48 %), в то время как учащиеся технических специальностей предпочитают, в первую очередь, фантастику (51,1 %), приключенческую литературу (38,6 %), «фэнтэзи» (34,1 %) и русскую классику (31,8 %). Что касается учащихся естественнонаучного профиля, в отличие от предыдущей категории, русскую классическую литературу они ставят на первое место, а затем уже приключенческую литературу и фантастику.

С возрастом молодой человек в большей степени ощущает свою связь с окружающими людьми, сверстниками и необходимость анализировать свои действия в соответствии с принятыми нормами. Отсюда повышается интерес к художественным произведениям, которые заставляют задуматься над важными нравственными проблемами: 52,9 % учащихся отметили, что обращают внимание на проблемы, затронутые в произведении, для 70 % респондентов очень важно, читая художественную литературу, иметь возможность задуматься над этими проблемами.

Стоит отметить, что молодые люди, уделяющие значительную часть времени чтению художественной литературы, чаще проявляют способности к творческой деятельности в области литературы. В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа, позволяющие утверждать, что существует связь между активным чтением и творческой деятельностью: желанием и способностью писать сочинения, стихи, рассказы, эссе (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,157, уровень значимости p = 0,05).

Однако основной целью настоящего исследования было выявление механизма формирования идеалов молодежи посредством художественной литературы. Было показано, что этот процесс осуществляется не напрямую, через подражание внешнему облику и манере поведения героя, а в скрытой, опосредованной форме, путем сопоставления, идентификации с героями литературных произведений и их действиями в ситуациях, аналогичных собственным жизненным обстоятельствам.

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа по показателям частоты чтения и творческой активности

Большинство респондентов (71,5 %) согласились с тем, что «читая художественную литературу, молодой человек сопоставляет себя с героями произведений и тем самым формирует свой собственный идеальный образ». В то же время 28,5 % респондентов считают, что на создание образов и идеалов художественная литература не оказывает воздействия, так как, по их мнению, молодой человек формирует свой идеальный образ другими средствами.

Для большинства участников опроса (62,6 %) также важны при чтении художественной литературы совпадения жизненных ситуаций, событий, характерных черт героев с их собственными. При этом 41,4 % респондентов отметили, что поведение героя может служить личным примером. Результаты корреляционного анализа, представленные в табл. 2, показывают, что молодые люди, для которых поведение литературных героев может служить примером, нуждаются в положительном герое (выявлена положительная корреляция r = 0,196 с уровнем значимости р = 0,01). Наличие положительного героя в литературе также значимо при сопоставлении собственного жизненного опыта с опытом героев литературного произведения (r = 0,158 с уровнем значимости р = 0,05).

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа по двум показателям:

* корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.);
** корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.);
N - количество использованных пар значений переменных.

Большинству респондентов (84,3 %) свойственно сопоставлять свой личный жизненный опыт с опытом героев литературных произведений, из них 70,8 % обращаются к опыту героев любимых книг, когда ситуация, описанная в литературном произведении, идентична их собственной жизненной ситуации. С другой стороны, 30,1 % респондентов считают, что никакое литературное произведение не может помочь в решении личных проблем.

В ходе опроса часть респондентов отметили, что среди прочитанных ими художественных произведений есть такие, которые позволили им сформировать некоторые жизненные принципы, такие как «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», «человек должен стремиться к лучшему, работать над собой, достигая цели», «плохой опыт - тоже опыт», «отношение к жизни как к великому чуду» и т.д.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что у современной молодежи сохраняется интерес к художественной литературе. Кроме того, многие молодые люди испытывают потребность в положительных героях, на которых можно было бы ориентироваться в определенных жизненных ситуациях. К сожалению, как показали результаты исследования, современная отечественная литература не предоставляет молодым людям достаточное число таких персонажей, которые могли бы выступать образцом для подражания. Вопрос развития отечественной литературы, популяризации произведений отечественных авторов, повышения художественного уровня книг, стимулирования выпуска и распространения социально значимой литературы требует внимания со стороны научной среды, средств массовой информации и государственных институтов в целях определения приоритетных направлений по поддержке и развитию чтения в России, в том числе и в Санкт-Петербурге.

Пушкина А.В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 152–157.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
3. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против: заметки социолога. Л., 1990.
4. Художественная литература. Проблемы исторического развития, функционирования и интерпретации текста. Сб. науч. тр. Минск, 2001.

Принимая какие-либо «поведенческие решения», человек, как правило,
ориентируется на некие жизненные принципы, ценности и идеалы, усвоенные
им в процессе социализации. Отсюда категория «идеал» обладает глубоким
социальным значением. Идеалы по сути своей выражают общечеловеческие
ценности, организуют жизнедеятельность человека, оказывают влияние на
его духовный потенциал и на творческую активность, выступают показателем
степени социальной зрелости .
Сегодня
на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека
оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в
обществе информационных технологий роль традиционных каналов
формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе
художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая
место каналам массовой коммуникации.
Несмотря
на это, художественная культура продолжает оказывать значительное
влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература
являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных
ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого
человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о
добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе.
Молодому
человеку в силу его возрастных и психологических особенностей
свойственно сопоставлять, сравнивать себя с героями произведений
искусства, переносить на себя события, происходящие на сцене, на экране
или в книге, погружаться в мир иллюзий, созданный воображением автора
произведения .
Особый
интерес в этом плане представляет художественная литература как особый
вид искусства, где художественный образ не статичен, а действует в
определенном времени и пространстве, тем самым задает модели поведения в
определенных ситуациях. За каждым героем стоит конкретная картина мира
. Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не
сознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается
эталонный герой. Отсюда образы, созданные художественной литературой,
могут оказывать непосредственное воздействие на жизнь человека в той или
иной ситуации.
Таким
образом, художественная литература призвана выполнять ряд функций,
позволяющих людям познать окружающий мир, пережить определенные эмоции,
получить эстетическое удовольствие, уйти от реальности в мир
воображения, обогатиться опытом других людей путем сопоставления себя с
героями литературных произведений . Однако не все эти функции
выполняются в полной мере.
Отсюда
возникает проблема несоответствия роли, которую общество отводит
художественной литературе как особому виду искусства в процессе
формирования нравственных и эстетических идеалов молодого поколения, и
реального места художественной литературы в жизни современной молодежи в
условиях многообразия каналов трансляции ценностей и идеалов.
Проблема
изучения ценностных ориентаций молодежи, а также факторов формирования
ценностей и идеалов, на основании которых молодые люди будут строить
свое будущее и будущее всей страны, представляет особый
исследовательский социально-психологический интерес.
В
2010 году на базе кафедры социологии молодежи и молодежной политики
факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование на
тему «Роль художественной литературы в формировании идеалов учащейся
молодежи г. Санкт-Петербурга».
Предмет исследования: читательская самооценка учащейся молодежи Санкт-Петербурга, а также факторы, влияющие на мотивацию чтения молодых людей.
Была поставлена цель
- выявить механизм формирования идеалов посредством художественной
литературы в структуре различных видов искусства и досуга молодежи.
Объектом исследования
выступили учащиеся школ и вузов Санкт-Петербурга (257 респондентов).
Возрастной интервал представлен тремя группами: 15-17 лет, 18-22 года,
23 года и более. Из них - 103 юноши (40,1 %) и 154 девушки (59,9 %). В
опросе принимали участие учащиеся различного профиля - гуманитарный,
технический, естественнонаучный.
Полученные
в ходе исследования данные позволяют утверждать, что у современной
молодежи сохраняется интерес к чтению: 82,1 % опрошенных подтвердили,
что любят читать. При этом треть респондентов (29,7 %) читают постоянно,
каждый день; более половины ответивших (54,7 %) читают от случая к
случаю, не ежедневно; 14,1 % читают очень редко, не чаще чем раз в
неделю; лишь 1,6 % не читают вовсе.
В
контексте данного исследования наибольший интерес представляет
художественная литература с точки зрения ее влияния на формирование
идеалов молодежи. Результаты опроса показали, что молодые люди проявляют
значительный интерес к произведениям художественной литературы. В
системе других видов искусства художественная литература занимает третье
место по популярности после музыки и кино.
Среди
книг, прочитанных за последние полгода старшеклассниками, чаще всего
назывались произведения школьного курса: «Преступление и наказание» Ф.М.
Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С.
Тургенева, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др. Из произведений, не
входящих в программу, было названо большое количество произведений
современных зарубежных писателей (Пауло Коэльо, Харуки Мураками, Стефани
Майер и т.д.).
Что
касается студентов, то они проявляют большой интерес к произведениям
русской классической литературы. В списке прочитанных за последние
полгода книг представлены произведения из школьной программы по
литературе (Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой
нашего времени» и др.), что, возможно, свидетельствует о желании
студентов перечитать и переосмыслить некоторые произведения школьного
курса с точки зрения своих новых личностных позиций. В то же время
респондентами были перечислены внепрограммные произведения программных
авторов («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «В круге первом» А.И.
Солженицына, «Дни Турбиных» М.А. Булгакова), что говорит о сохранившемся
интересе к произведениям русских классиков.
С
другой стороны, студенты проявляют значительный интерес к произведениям
зарубежной литературы, как классической, так и современной. Наибольшей
популярностью среди студенческой молодежи пользуются следующие
произведения: «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Над кукушкиным
гнездом» К. Кизи, «Три товарища», «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка и др.
На
каждом возрастном этапе в читательском спросе учащихся появляются новые
побудительные мотивы к чтению, что объясняется содержанием задач и
требований, которые выдвигает перед ними учебно-ролевая и в целом
жизненная позиция. Об этом свидетельствуют изменения жанровых
предпочтений в зависимости от учебного профиля. Так, например, учащиеся
гуманитарного профиля наибольший интерес проявляют к зарубежной классике
(54,9 %), к русской классике (52 %) и современной зарубежной литературе
(48 %), в то время как учащиеся технических специальностей
предпочитают, в первую очередь, фантастику (51,1 %), приключенческую
литературу (38,6 %), «фэнтэзи» (34,1 %) и русскую классику (31,8 %). Что
касается учащихся естественнонаучного профиля, в отличие от предыдущей
категории, русскую классическую литературу они ставят на первое место, а
затем уже приключенческую литературу и фантастику.
С
возрастом молодой человек в большей степени ощущает свою связь с
окружающими людьми, сверстниками и необходимость анализировать свои
действия в соответствии с принятыми нормами. Отсюда повышается интерес к
художественным произведениям, которые заставляют задуматься над важными
нравственными проблемами: 52,9 % учащихся отметили, что обращают
внимание на проблемы, затронутые в произведении, для 70 % респондентов
очень важно, читая художественную литературу, иметь возможность
задуматься над этими проблемами.
Стоит
отметить, что молодые люди, уделяющие значительную часть времени чтению
художественной литературы, чаще проявляют способности к творческой
деятельности в области литературы. В таблице 1 представлены результаты
корреляционного анализа, позволяющие утверждать, что существует связь
между активным чтением и творческой деятельностью: желанием и
способностью писать сочинения, стихи, рассказы, эссе (коэффициент
корреляции Пирсона r = 0,157, уровень значимости p = 0,05).
Однако
основной целью настоящего исследования было выявление механизма
формирования идеалов молодежи посредством художественной литературы.
Было показано, что этот процесс осуществляется не напрямую, через
подражание внешнему облику и манере поведения героя, а в скрытой,
опосредованной форме, путем сопоставления, идентификации с героями
литературных произведений и их действиями в ситуациях, аналогичных
собственным жизненным обстоятельствам.

Большинство респондентов (71,5 %) согласились с тем, что «читая
художественную литературу, молодой человек сопоставляет себя с героями
произведений и тем самым формирует свой собственный идеальный образ». В
то же время 28,5 % респондентов считают, что на создание образов и
идеалов художественная литература не оказывает воздействия, так как, по
их мнению, молодой человек формирует свой идеальный образ другими
средствами.
Для
большинства участников опроса (62,6 %) также важны при чтении
художественной литературы совпадения жизненных ситуаций, событий,
характерных черт героев с их собственными. При этом 41,4 % респондентов
отметили, что поведение героя может служить личным примером. Результаты
корреляционного анализа, представленные в табл. 2, показывают, что
молодые люди, для которых поведение литературных героев может служить
примером, нуждаются в положительном герое (выявлена положительная
корреляция r = 0,196 с уровнем значимости р = 0,01). Наличие
положительного героя в литературе также значимо при сопоставлении
собственного жизненного опыта с опытом героев литературного произведения
(r = 0,158 с уровнем значимости р = 0,05).

ольшинству респондентов (84,3 %) свойственно сопоставлять свой личный
жизненный опыт с опытом героев литературных произведений, из них 70,8 %
обращаются к опыту героев любимых книг, когда ситуация, описанная в
литературном произведении, идентична их собственной жизненной ситуации. С
другой стороны, 30,1 % респондентов считают, что никакое литературное
произведение не может помочь в решении личных проблем.
В
ходе опроса часть респондентов отметили, что среди прочитанных ими
художественных произведений есть такие, которые позволили им
сформировать некоторые жизненные принципы, такие как «относись к людям
так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», «человек должен стремиться
к лучшему, работать над собой, достигая цели», «плохой опыт - тоже
опыт», «отношение к жизни как к великому чуду» и т.д.
Таким
образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что у
современной молодежи сохраняется интерес к художественной литературе.
Кроме того, многие молодые люди испытывают потребность в положительных
героях, на которых можно было бы ориентироваться в определенных
жизненных ситуациях. К сожалению, как показали результаты исследования,
современная отечественная литература не предоставляет молодым людям
достаточное число таких персонажей, которые могли бы выступать образцом
для подражания. Вопрос развития отечественной литературы, популяризации
произведений отечественных авторов, повышения художественного уровня
книг, стимулирования выпуска и распространения социально значимой
литературы требует внимания со стороны научной среды, средств массовой
информации и государственных институтов в целях определения приоритетных
направлений по поддержке и развитию чтения в России, в том числе и в
Санкт-Петербурге.
А.В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов
современной российской молодежи // Социальная психология и общество.
2014. Том 5. № 2. С. 152–157.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
3. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против: заметки социолога. Л., 1990.
4.
Художественная литература. Проблемы исторического развития,
функционирования и интерпретации текста. Сб. науч. тр. Минск, 2001.