Путь России глазами Музея современной истории: вызовы времени и приоритеты развития. Сокровищница российской филателии

На открытии экспозиции «Россия. ХХ I век: вызовы времени и приоритеты развития» в Государственном музее современной истории России. Выступает генеральный директор музея И.Великанова. Фото А.Торина.

В День Конституции в Музее современной истории России открылась новая экспозиция. Она получила название «Россия. XXI век: вызовы времени и приоритеты развития» и охватывает историю современности - от перестройки до наших дней. В торжественной церемонии открытия приняли участие министр культуры России Владимир Мединский и министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.

Экспозиция разместилась в шести залах общей площадью 700 кв. м. В качестве художественного решения экспозиции был избран образ пути - непростого, многосюжетного, порой трагичного, который прошла страна за последние три десятилетия. Отличительной чертой проекта стало сочетание подлинных экспонатов и мультимедийных технологий. Огромную помощь в создании экспозиции оказали Всероссийская государственная телерадиокомпания, предоставившая хроникальные кадры важнейших событий последних десятилетий, а также Международное информационное агентство «Россия сегодня», выступившее генеральным партнером проекта. Неоценимую помощь музею оказали Российских государственный архив социально-политической истории и его директор А.Сорокин, Институт российской истории РАН и его директор Ю. Петров, а также Министерство иностранных дел России.

Вниманию посетителей Государственного музея современной истории России впервые за постсоветский период Была представлена музейная экспозиция, посвященная сложному пути, который за последние три десятилетия прошла наша страна.

По словам генерального директора Музея современной истории России Ирины Великановой, представленный вниманию посетителей проект можно сравнить с мультимедийной хрестоматией, в основе которой, с одной стороны, документальная хроника, свидетельства очевидцев и непосредственных участников событий, уникальные документы и экспонаты, а с другой - новейшие технологии, при помощи которых подается информация.

По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, новый проект музея представляет собой основу для дальнейших исследований актуальных политических и общественных проблем.

«Это здание мы восстанавливаем уже третий год, капитально ремонтируем его частями, - отметил в своем выступлении министр культуры Владимир Мединский. - В следующем году займемся филиалами музея. Здание бывшего Английского клуба в Москве должно стать одним из самых посещаемых музейных пространств столицы».

В настоящее время в экспозиции выставки «Россия. XXI век» находится 1400 предметов и 10 тысяч документов, однако, это вовсе не предел. По словам организаторов, экспозиция будет обновляться практически в режиме реального времени, вбирая в свой состав все важнейшие свидетельства времени. С целью «погружения в эпоху» в шести залах размещены 14 мультимедийных киосков, при обращении к которым можно в мельчайших подробностях узнать о происходивших событиях, прослушать аудио- и видеозаписи. Некоторые из них сделаны специально для музея. Значительный интерес у посетителей вызовет интервью командующего Черноморским флотом в 1991-1992 годах адмирала Игоря Касатонова об обстоятельствах раздела флота между Российской Федерацией и Украиной и своем отказе принести присягу Киеву.

Среди экспонатов, представленных вниманию посетителей, - реликвии с инаугурации первого и последнего Президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина, личные вещи защитников Дома Советов РСФСР («Белого дома») в августе 1991 года, простыня с надписью кровью «Не стреляйте в нас!», которую вывесили в окне заложники во время трагических событий в Буденновске в июне 1995 года, личные вещи народного депутата СССР Галины Старовойтовой. На выставке представлены личные вещи председателей Правительства Российской Федерации Виктора Черномырдина и Евгения Примакова. Тем более ценно, что организаторы проекта не ставили задачи осудить или превознести кого-либо из активных участников событий 1990-2000-х годов. Эта выставка скорее побуждает к размышлению о причинах и следствиях событий, свидетелями которых еще недавно был весь наш многонациональный народ.

Витрина экспозиции, посвященная трагическим событиям в Москве 3-4 октября 1993 года. Фото А.Торина.

В залах, посвященных современному периоду, особое место отведено проведению референдума в Крыму в марте 2014 года. Воспользовавшись специальной мультимедийной программой, каждый желающий может подробно изучить историю Крыма - от вхождения в состав Российской империи в 1783 году до последних событий. Эксклюзивным экспонатом выставки стало перо, которым Президент России В.Путин подписал Договор между Российской Федерации и Республикой Крым и образовании в составе России новых субъектов.

Экспозиция, посвященная воссоединению Крыма с Россией. Среди экспонатов справа - бюллетень для голосования на общекрымском референдуме 16 марта 2014 года. В центре - перо, которым, Президент России подписал Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым и образовании в составе России новых субъектов. Справа - распоряжение Президента о подписании этого Договора. Фото А.Торина.

Важное место на выставке отведено развитию науки и техники в современной России. Среди наиболее ценных экспонатов - обтекатель с первой ракеты, запущенной в апреле 2016 года с космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке; модель ракеты-носителя «Ангара»; скафандр летчика-космонавта, Героя России Федора Юрчихина. Заметное место в новой экспозиции нашли и военные разработки последних лет - танк Т-14 «Армата» и российская боевая экипировка «Ратник».

Модель танка Т-14 «Армата», представленная на выставке. Фото А.Торина.

На выставке представлены экспонаты, иллюстрирующие участие России в миротворческих операциях, а также современные события, разворачивающиеся на территории Сирии. Среди них - ценный трофей: черный флаг террористической организации ДАИШ, захваченный при освобождении Пальмиры.

Модель морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Фото А.Торина.

Значительный акцент в рамках выставки уделен освоению Севера. На посвященной этому вопросу витрине представлена капсула с первой арктической нефтью, а также макет ледостойкой нефтяной платформы «Приразломная». В музее представлены личные вещи известного российского полярника, Героя Советского Союза и Героя России Артура Чилингарова. Посетители выставки могут увидеть макет глубоководного аппарата (батискафа) «Мир», на котором в ходе экспедиции «Арктика-2007» люди достигли дна в точке географического Северного полюса. Участникам экспедиции удалось доказать, что хребет Ломоносова, в районе которого, по предварительным данным, находится до четверти объема мировых запасов углеводородов, является частью российского континентального шельфа.

Центральным мультимедийным объектом экспозиции стала уникальная интерактивная карта «Россия-Родина моя». Она включает в свой состав 15 информационных слоев и 1500 загруженных объектов. Карта позволяет получить исчерпывающие данные о субъектах страны, их истории, народах и религиях, культурном и природном богатстве.

Завершающим аккордом проекта стала демонстрация панорамного видеофильма «Символы России», лейтмотивом которого стала тема единства и традиций российского народа - от принятия великим князем киевским Владимиром Святославичем крещения в Херсонесе до современного этапа развития Российской Федерации. Тем самым посетитель выставки чувствует, что новые страницы истории создаются у него на глазах, а сам он - непосредственный участник этого процесса. Хочется надеяться, что эта выставка получит популярность не только как музейный объект, но и как источник формирования взвешенного взгляда на прошлое и настоящее нашей страны.

Cultural Institute компании Google - образцовый пример современного виртуального музея. Начинавшийся в 2011 году как проект, посвященный исключительно музеям искусства, сейчас ресурс включает в себя раздел по истории, а также по самым удивительным местам планеты. Кроме просмотра картинок в высоком разрешении сайт предлагает виртуальный тур с эффектным интерфейсом и аудиогидом. Здесь можно ознакомиться с такими площадками, как галерея Тейт в Лондоне, галерея Уффици , Метрополитен-музей в Нью-Йорке, узей Орсе в Париже, Королевский музей в Амстердаме и другие. Недавно Google оцифровал последнюю Венецианскую биеннале современного искусства. Отдельного внимания заслуживает проект про уличное искусство со всего мира Street Art .

Музей Гуггенхайма


Но большинство известных музеев сегодня считают необходимым формирование виртуальной коллекции в сети, лишний раз подтверждая свое владение шедеврами и распространяя качественные репродукции своих картин. В частности, Музей Гуггенхайма создал онлайн-коллекцию с удобным рубрикатором по именам и направлениям, объединив таким образом коллекции всех четырех городов, где расположен музей, и других проектов фонда Гуггенхайма. Виртуальный музей включает множество опций: помимо прочего, это информативный сайт с лекциями и видеороликами на разные темы.

Виртуальные туры по парижскому Лувру


Лувр не представлен в культурном проекте Google (о котором речь шла выше), предпочитает развивать собственную онлайн-платформу. На своем сайте музей позволяет прогуляться по нескольким залам. Подножия стен королевского дворца на первом этаже музея, зал с реликвиями античности и Древнего Египта можно увидеть в виде виртуальной панорамы.

Музей истории и науки Оксфорда


На сайте одного из самых известных мировых музеев науки можно посмотреть фотографии и панорамы экспозиций. Все это является частью одного большого виртуального тура по Оксфорду . Из примечательных экспонатов виртуального музея - доска, на которой писал Эйнштейн во время знаменитой лекции в университете в 1931 году. На сайте музея создан целый ностальгический проект Прощай, доска! », в котором приняли участие британские знаменитости вроде Брайана Ино и Роберта Мея. Получилось мило.

Виртуальный музей Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон


Бесплатная прогулка по колыбели американской демократии - музею Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон. Место, где работал и жил первый президент Америки, оцифровано создателями музея с невероятной тщательностью. Подробный онлайн-тур с фотографиями, информационными блоками, аудиогидом на английском языке подкреплен также видео с актерами в костюмах конца XVIII века. Все, чтобы погрузиться в атмосферу исторического места.

Виртуальный музей вещей Thngs.co


Молодой проект, уже завоевавший признание среди специалистов IT-индустрии и простых пользователей, понравится тем, кто интересуется историей вещей и склонен к созданию собственных коллекций. Сами авторы называют свой сайт фейсбуком для вещей. У каждого предмета или категории предметов есть свой таймлайн, где можно в исторической перспективе отследить эволюцию объекта. Зрителю предлагаются только факты: год, место и внешний вид. Ориентация на объективность и простоту выгодно отличает этот проект среди других. Убедиться в этом поможет, в частности, подборка предметов советского наследия. Проект запустился недавно, но обещает бурно развиваться и расти.

Проект Europeana

Скорее это проект энциклопедического характера, но за счет упора на визуальную культуру вполне тянет на звание музея. Ресурс дает возможность пользователю отправиться в настоящий виртуальный тур по предмету, который его интересует, будь то велосипеды начала XX века, античные вазы или открытки с видами Петербурга. Просто нужно ввести данные, эпоху - и ресурс выдаст список изображений, текстов, видеороликов и звуковых дорожек, чтобы помочь сделать восприятие предмета максимально объемным и полным.

Мировая цифровая библиотека


Похожий на Europeana, но уже русифицированный проект «Мировая цифровая библиотека» также может снабдить полезными фактами и изображениями на любую тему. Сайт эстетичен и прост в использовании, так что можно надолго застрять, изучая законодательные акты времен Киевской Руси или хронику чемпионата США по бейсболу 1947 года из простого любопытства.

Национальный музей естественной истории в Вашингтоне


Американский Национальный музей естественной истории позволяет пройти по залам, детально рассмотреть окаменелости древних существ, коллекции насекомых и птиц и даже египетских мумий, представленных в экспозиции. В общем, полностью погрузиться в историю естествознания, даже если у вас нет возможности посетить музей в реальной жизни. На сайте также есть большой раздел с интерактивными материалами и роликами по темам.

Музей НАСА


Поклонникам космической тематики нельзя пройти мимо виртуального проекта, посвященного истории всемирно известного космического агентства США. Запуск ресурса был приурочен к пятидесятилетнему юбилею организации в 2008 году. Помимо успехов американской космонавтики здесь довольно наглядно показаны технические детали космического кораблестроения и запуска космических аппаратов, а добродушный робот сориентирует, на что кликать дальше.

Публикации раздела Музеи

Высокие технологии в современных музеях

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

Музеи, современного ли искусства или классические, тоже стараются идти в ногу с прогрессом. Для тех, кто любит искусство, но не имеет возможности много путешествовать, давно существуют виртуальные туры по музеям разных стран. Модный тренд - совмещать искусство с аттракционом - долго вызывал критические отзывы музейщиков всего мира. Однако мультимедиатехнологии, которые еще несколько лет назад в качестве опытного образца проходили обкатку лишь на временных выставках, сегодня все больше используются в постоянных экспозициях.

США

Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям гаджет в форме черной ручки , благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.

Согласитесь, что самое обидное в музеях – это запрет трогать экспонаты. Национальная портретная галерея Вашингтона решила эту проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта, посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.

«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.

Музей искусств Кливленда. Фото: New-York Times

Великобритания

Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов.
Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.

Европейский союз

Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.

Музей истории польских евреев в Варшаве использует компьютерные технологии ради эффекта полного погружения в традиции и быт еврейского народа. Аудио- и видеоряд позволяет посетителям оказаться в таверне, синагоге, школе, увидеть из окна виртуального трамвая панораму города и улицы прошлого столетия, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев.

Музей истории польских евреев. Варшава. Польша. Фото: официальный сайт музея

Датский национальный морской музей в Хельсингере позволил своим посетителям погрузиться в морскую пучину. 11 проекторов создают гигантскую панорамную проекцию, благодаря чему и создается ощущение реального нахождения в открытом океане.

В музеях Греции и Франции действует проект, разработанный при финансовой поддержке Европейской комиссии компанией CHESS. После заполнения специальной онлайн-анкеты программа присваивает клиенту профиль и составляет для него индивидуальный маршрут, который корректируется по ходу посещения музея. По выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения. Кроме того, каждый желающий может разместить свой культпоход на сайте музея и сделать его репост в соцсетях.

Музей естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто обзавелся специальным мультимедиатоннелем с видеопроекциями и объемным звуком. Тоннель создает посетителям иллюзию полета над Альпами и спуска по снежной трассе. Еще одна новинка – интерактивный глобус – копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.

Еще один, финансируемый Европейским союзом проект meSch дарит посетителям музеев возможность взаимодействия с экспонатами посредством «умных» предметов. Например, «умная» лупа позволяет максимально приблизить произведение искусства и рассмотреть его в мельчайших подробностях. «Умная» книга пригодится для похода в парк-усадьбу или по местам боевой славы: при помощи специальной закладки, которую необходимо разместить на значке достопримечательности, посетитель услышит рассказ о ней из подвешенного рядом репродуктора, замаскированного под обычный фонарь.

Австралия

Музей Квинсленда выпустил мобильное приложение , содержащее описание 550 видов австралийской фауны. Кроме красочных фотографий и справочного описания животного, приложение снабжено информацией об ареале обитания или угрозе вымирания какого-либо вида.
В Национальном музее Австралии интерактивные экскурсии проводит пара роботов-шахматистов – Каспаров и Честер. Причем эта экскурсия доступна из любой точки земного шара. Все, что нужно пользователю, – выход в Интернет, веб-камера и микрофон.

ЮАР

В музее города Стелленбос посетители буквально за несколько секунд могут оказаться в машине времени. Если повернуть круглую ручку по часовой стрелке, окажешься в будущем, если против – в прошлом. На 4-метровом экране появится изображение выбранной посетителем эпохи с рассказом на африкаанс, кхоса или английском языке.

А что у нас?

В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы интерактивные дисплеи и столы, позволяющие посетителю самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания. А также информационные киоски – сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.

Сразу в нескольких музеях России – в Краеведческом музее в Тольятти , Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре , региональном музее Северного Приладожья , Музее природы и человека в Ханты-Мансийске – особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете.

Музей-заповедник «Сталинградская битва» к 70-летию Победы тоже модернизировали. Благодаря современным технологиям, события героической обороны города на Волге буквально оживают на глазах посетителей. Анимированный макет города позволяет увидеть на гипсовом полотне подробную историю битвы за Сталинград: полномасштабные картины мирной довоенной жизни сменяются сценами боев, перемещений Красной армии, высадкой десанта и варварской бомбардировкой 23 августа 1942 года.

А в обновленной экспозиции музея появились интерактивные стенды, столы и постаменты с фотографиями, документами, письмами, видео и аудиоматериалами.

Еврейский музей и центр толерантности в Москве, наверное, самый интерактивный музей в столице. В нем все продумано так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории. Постоянная экспозиция поделена на несколько тематических пространств. Посетитель может подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней торы и даже виртуально примерить кипу.

Музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге построил свое экспозиционное пространство таким образом, что оно находится в постоянном движении. Зритель погружается в водный мир при помощи видеопроекций и звукового сопровождения, передающего шум воды. Все экспонаты, кстати, можно трогать.

Дарвиновский музей в Москве использует так называемые живые этикетки – небольшие цифровые панели размером с ладонь транслируют информацию с флеш-носителя. Этикетки динамичны – показывают не только фотографии, но и короткие видеофрагменты, позволяя увидеть животное в естественной среде, услышать его голос и звуки окружающей природы. Текст можно не читать, ведь диктор называет животное, что очень важно для самых маленьких посетителей музея, которые еще не выучили азбуку.

Музей «Наследие Чукотки» и вовсе превратил свою экспозицию в видеоарт, насытив пространство тематическими видеоинсталляциями. Детям предлагается компьютерная игра, рассказывающая о природе Севера.

Есть в стране и несколько интерактивных музеев. Самые известные – «Лунариум» , который находится в Московском планетарии, столичный Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге.
Экспозиция «Лунариума» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Более 80 экспонатов в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления.

В «Экспериментаниуме» каждый посетитель может стать участником научного опыта или эксперимента. 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике. Кроме прочего, загадывают головоломки и демонстрируют оптические иллюзии.

В «ЛабиринтУме» посетителю наглядно продемонстрируют принцип действия различных законов физики. А в так называемой «Черной комнате» каждый желающий может поймать свою тень или создать молнию.
Закрытый до 2018 года на реконструкцию Политехнический музей обещают сделать в полном смысле слова интерактивным, что неудивительно. Это главный не только в Москве, но и в стране музей, посвященный науке и технике. И уж коли научные инновации ворвались в артистическую среду, использование самых новейших технологий в Политехе будет органичным и правильным, поскольку одна из основных его функций – просвещение и популяризация науки среди подростков.

Фото: Пресс-служба Политехнического музея

» - это международный проект о первых российских космических путешествиях. Выставка стала результатом масштабного исследования, которое продолжалось пять лет. Ученые и музейщики из России и Англии по крупицам собирали архивные документы и памятные вещи, принадлежащие пионерам космонавтики, чтобы раскрыть личные истории людей, которые участвовали в создании космической эры.

Инициаторы выставки - лондонский Science Museum и Наталья Сидлина, которая впоследствии стала организатором выставки с английской стороны, а теперь - куратором русской коллекции в галерее Тейт.

После того как выставка прошла в Лондоне и Москве, создан виртуальный каталог экспозиции. Платформой для него стала «Википедия вещей» Thngs - международный стартап родом из России.

The Village пообщался с создателями выставки и попросил отобрать семь знаковых вещей, с которых лучше начать знакомство с проектом.

Наталья Сергиевская

заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея, куратор выставки

«Космос: рождение новой эры»

Идея была не только в том, чтобы рассказать факты о российской космонавтике. Наша цель - рассказать о легенде, о судьбах удивительных людей, причастных к первым полетам в космос. О том, как невозможное становится реальностью.

Можно было пойти простым путем, чтобы сделать выставку: собрать экспозицию из макетов и экспонатов из российских музеев. Но стало понятно, что если уж запускать такой большой уникальный проект, то надо показывать те объекты, которые никто и никогда раньше не видел. Команда собирала подлинные «документы» тех первых космических полетов: реально летавшие аппараты, технологические макеты кораблей, станций, луноходов, которые были самыми прорывными изобретениями того времени.

В переговоры было вовлечено большое количество российских предприятий космической отрасли. В конце концов, выставка собрана из экспонатов более чем 25 коллекций. С одной стороны, были крупные фантастически красивые объекты, которые было нереально сложно перевезти через границу. С другой - был перелопачен огромный массив архивных материалов. Организаторы встречались и с ныне живущими космонавтами первой плеяды, такими как Терешкова, Леонов, и с родственниками Королева, Гагарина, и с большим количеством других людей, причастных к первым полетам, про которых в России никто никогда не слышал.

Затея выставки была в том, чтобы поговорить о тех мечтателях, которые не думали о том, что полет в космос невозможен. Они просто полетели.

В какой-то момент удалось убедить организаторов в том, что выставка должна быть показана и в Москве, иначе большая часть объектов, про которые мы еще школьниками читали в учебниках, снова вернется на закрытые предприятия и их больше никто никогда не увидит. Было принято решение, что выставка должна состояться на ВДНХ. Все участники довольно сложного организационного процесса (ВДНХ, Политехнический музей, Science Museum и РОСИЗО) пытались договориться о том, насколько сильно изменится концепция выставки. Казалось, что делать выставку точно такой, как в Лондоне, было бы странно, учитывая уровень осведомленности российской аудитории об истории и героях отечественной космонавтики. Мы решили сместить акценты, подчеркнув фантастичность того, что было совершено нашими соотечественниками, мы рассказали о космосе как о мечте.

Кроме космических аппаратов, в выставку вошли и произведения искусства - именно они создавали ореол мечты, сбывшихся надежд и фантазий. Среди них были, например, работы авангардистов начала XX века, которые создавались тогда же, когда первые конструкторы и первые идеологи космических полетов (Королев, Глушков, Циолковский) мечтали о том, что сейчас уже кажется нормой, а тогда казалось абсолютно невозможным. Художественные произведения были представлены из коллекции Третьяковской галереи, Музея архитектуры имени Щусева, частных коллекций.

В разделе, посвященном пребыванию человека в космосе, мы разместили архитектурные акварели Галины Балашовой, которая в реальности занималась проектированием тех самых интерьеров, о которых мечтали люди в начале «космического» века. Искусство пронизывает всю выставку параллельной нитью - нитью мечты.

Дима Девинн

сооснователь и СЕО Thngs

Мы создаем «Википедию вещей». На Thngs можно находить интересные вещи, и вскоре их можно будет обсуждать, собирать в коллекции, а некоторые даже купить. Сейчас мы сфокусированы именно на работе с музейными коллекциями, их оцифровке и публикации онлайн-выставок. Это очень интересный формат, на Thngs выставки проходят вне привычного музейного пространства и не ограничены во времени - любой может получить доступ к экспонатам и их историям, где бы он или она ни находились. Это в своем роде возведение мостов между культурами: например, школьник из Токио или астронавт из Калифорнии имеет доступ к знаниям о советской космической программе, а также о мечтах и ценностях того времени через экран своего устройства. А еще это просто красиво.

Жидкостный ракетный двигатель ОРМ-52 разработали в Газодинамической лаборатории под руководством Валентина Глушко. Он стал одним из самых мощных двигателей из ранней серии ОРМ. Он работал на смеси керосина и азотной кислоты и вырабатывал очень значительную мощность для своего времени - 300 кгс. Благодаря этому ОРМ-52 использовали в одной из первых экспериментальных жидкотопливных ракет - РЛА-2. В соответствии с проектом ракета должна была подняться вертикально вверх, достичь высоты четырех километров, а затем выпустить парашют с метеорологическими инструментами, установленными в верхней части. На волне успеха двигателя ОРМ-52 разработали еще несколько мощных жидкостных двигателей после ряда попыток: от ОРТ-53 до ОРМ-70, которые могли производить до 600 кгс мощности.

Масштаб: 1:10

«Спутник-3» создали в ОКБ-1 (сейчас РКК «Энергия»). Он стал фактически первым спутником, действительно подготовленным для научной работы. «Спутник-1» делали ради самого факта запуска объекта в космос, а «Спутник-2» проектировался впопыхах - к годовщине Октябрьской революции. «Спутник-3» же был значительно крупнее и содержал большое число всевозможных измерительных приборов. На нем были установлены магнитофон для записи телеметрии, экспериментальные солнечные батареи и работающий от них радиомаяк, а также датчики для регистрации космических лучей, уровня радиации, анализа солнечного излучения и другие.

Запуск «Спутника-3» состоялся 15 мая 1958 года с помощью доработанной ракеты-носителя Р-7: для вывода полезного груза массой 1327 кг понадобилось создание дополнительного ракетного блока. Аппарат успешно вышел на вытянутую эллиптическую орбиту и оставался на ней до 6 апреля 1960 года. По результатам запуска «Спутника-3» создано целое семейство аналогичных аппаратов.

Кресла для трех членов экипажа с трудом вошли в «Восход». Пришлось пожертвовать комфортом - космонавтам приходилось изворачиваться, чтобы увидеть панель управления. Кроме того, средства эвакуации также не поместились, и космонавты не покидали борт на протяжении всей миссии. Возвратная ракета замедляла скорость корабля, опускавшегося на Землю.

Размеры: 0.6 × 0,85 × 2 м

Вес: 85 кг

«Кречет» разрабатывался на научно-производственном предприятии «Звезда» им. Г. И. Северина в рамках советской «лунной программы». Поскольку она сильно отличалась от американского аналога, к скафандру предъявлялись совершенно другие требования, что в итоге позволило разработчикам установить несколько технологических рекордов. Так, «Кречет» мог обеспечить автономную работу космонавта на Луне в течение 10 часов, что достаточно для пятикилометрового пешего перехода.

В скафандре были предусмотрены две независимые системы кондиционирования: одна обеспечивала равномерную циркуляцию и регенерацию атмосферы, а другая (КВО, представленная здесь) - отвод тепла. Для этого под «Кречет» надевался специальный комбинезон, в который было вшито в общей сложности около 100 метров трубок, по которым текла вода. Таким образом, можно было отводить около 400 Вт тепла. Но за все приходится платить: масса костюма, заполненного водой, составляла больше трех килограммов, а скафандр «Кречет» и вовсе не был предназначен для надевания - он был так велик и тяжел, что в него нужно было «входить» через люк в спине. «Кречет» ни разу не использовался по прямому назначению из-за отмены «лунной программы». Однако большая часть его систем, в том числе и КВО, нашла применение при разработке скафандров серии «Орлан», которые до сих пор применяются для работы в открытом космосе.

Масштаб: 1:3

Размеры: 1.3 × 1,25 × 1,85 м

Вес: 40 кг

Станцию разработали в конструкторском бюро Химкинского машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина c целью доставить на Землю образец лунного грунта. Для этого «Луна-16», помимо посадочной платформы, была оснащена возвратной ракетой и возвращаемым аппаратом. Запуск состоялся 12 сентября 1970 года, а 20 сентября станция мягко прилунилась. Из-за ограничений по массе возвращаемого аппарата точка посадки выбиралась так, чтобы начальная траектория ракеты на пути к Земле была как можно ближе к вертикали по отношению к поверхности Луны, что резко упрощало маневрирование и коррекцию траектории. В итоге станция совершила посадку практически на экваторе, в Море Изобилия, поставив рекорд максимальной массы, доставленной на Луну. После забора грунта успешно стартовала возвратная ракета.

, сталь , стекловолокно

Ключевой механизм, который используется и сейчас для стыковки космических аппаратов в космосе - например, для пристыковки дополнительных модулей к космической станции. Разработан в конструкторском бюро «Энергия» в начале 1970-х годов. Агрегаты стыковки подразделяются на два основных класса: активно-пассивные и универсальные. В первом случае агрегаты на двух стыкующихся кораблях несимметричны, чаще всего один имеет форму штыря, другой - конуса. Такая система более точна в наведении, но не универсальна: два космических аппарата с одинаковыми (штырь-штырь или конус-конус) агрегатами состыковаться не могут. Для устранения этого недостатка разработали андрогинный агрегат: один АПАС всегда мог пристыковаться к другому, независимо от того, пассивный он или активный. Впервые АПАС-75 был применен в июле 1975 года во время экспериментального полета «Союз» - «Аполлон». При помощи системы АПАС корабли дважды успешно провели стыковку и в общей сложности находились в состыкованном состоянии почти 47 часов. Позднее появились более совершенные модификации - АПАС-89 и АПАС-95, последняя используется и в настоящее время. На Международной космической станции также используется аналогичная система Единый механизм пристыковки, благодаря которой со станцией стыкуются корабли H-II Transfer Vehicle, Cygnus и Dragon SpaceX.

Фотографии: Polytechnic Museum/Thngs