Ты моя мелодия — Муслим Магомаев. О неверных названиях музыкальных композиций

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Всю жизнь нас сопровождает музыка. Она может быть разной: от красивых мелодичных отрывков до больших гармоничных произведений. Мелодия - это последовательность звуков, которая воспринимается как единое целое.

Понятие мелодии

В основе каждой композиции лежит мелодия. Она представляет собой скелет, на который наращивают остальные звуки, чтобы создать произведение. Мелодия - это распев (в переводе с греческого языка). В теории музыки это понятие используют для выделения одного голоса из фактуры произведения.

При этом она всегда представляет собой солидарную последовательность звуков. А также имеет определенный темп, тембр и тональность. Мелодия - это то, что задает характер всему произведению. Если из любой популярной композиции выделить мелодию, то вы узнаете произведение именно по ней.

Использование мелодий

Мелодия - это основа для написания музыки, которую мы все слышим в хитах любимых исполнителей, на танцевальных площадках, по радио и телевидению. Интересно, что композиторы создают свои мелодии для разных случаев с определенными правилами. Например, для хитов и рекламы им необходимо делать композиции, которые будут незамысловатыми. Для этого берутся самые простые последовательности звуков, характерные для народной музыки. Они отличаются легкостью запоминания и воспроизведения. Именно из-за простоты мелодий некоторые хиты или рекламные фрагменты хорошо запоминаются.

Мелодии используются повсеместно от классических многоголосных произведений до звуков будильников и сигналов вызовов телефона. Любую народную песню или всемирно известный хит можно переложить в мелодию, расписав произведение по нотам. Этот прием используется при создании вариантов любых музыкальных композиций для фортепиано.

Изучение основ игры на любом музыкальном инструменте начинается с несложных мелодий. Они наиболее просты к запоминанию. Композитор, при создании любого произведения, начинает работу с сочинения мелодии, а уже потом наращивает на нее дополнительные звуки в ходе объединения инструментов задающих ритм и объем звучания.

Применение мелодий в мобильных телефонах

Пик использования мелодий пришелся на появление мобильных телефонов. Особенно это касалось первых моделей, рингтоны которых были полифоническими или вовсе моно. Мелодии на звонок стали использовать для замены неприятных уху звуков (классических сигналов аналоговых дисковых телефонов) на более гармоничные и не раздражающие.

Однако нельзя сказать, что впервые мелодии были использованы на мобильных. Стационарные модели с кнопочной системой набора номера также подавали сигналы гармоничными переливами. Чаще всего в основе таких мелодий лежали классические произведения.

Сейчас каждый смартфон имеет в своей памяти предустановленный набор мелодий, которые пользователь может использовать по своему усмотрению. Устанавливать мелодии можно отдельно на каждый сигнал вызова. Будильник возможно выбрать такой, чтобы не раздражал по утрам. А оповещение о входящем смс-сообщении способно отображаться всего одним звуком.

Сложно ли изменить мелодию на телефоне

Мелодии на телефон чаще всего вносят в его память. При помощи настроек легко выбрать подходящие из нескольких вариантов стандартного пакета. В первых полифонических телефонах была интересная опция - пользователь сам при помощи набора звуков мог создать приятную мелодию. Позже эту возможность убрали, так как она не пользовалась спросом. Большинство людей не использовали созданные мелодии, а предпочитали выбирать звуки из стандартного пакета.

Необходимость сочинять новые мелодии пропала с развитием телефонов с МР3 и полифонии. Практически все популярные хиты есть в этих форматах. Сейчас у пользователей смартфонов нет проблемы с тем, как изменить мелодию. Им достаточно скачать или скопировать с любого диска интересующий трек и заменить им звонок или звук входящих сообщений. В сети можно найти самые разные варианты.

Развитие мобильных технологий позволяет заменять мелодиями даже гудки. Большинство мобильных операторов сделали это платной опцией, но на некоторых тарифных планах замену гудков на мелодичные переливы можно произвести и бесплатно. Иногда эта возможность включена в тариф по умолчанию. В этом случае вместо гудка обычно используется корпоративная мелодия оператора.

Выдающийся советский композитор и музыкант Сергей Прокофьев (слева) и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Репродукция Фотохроники ТАСС

Альфред Хичкок считал приход звука в кино величайшей трагедией в истории "главнейшего из искусств". Но даже в "немые времена", когда фильмы озвучивали таперы, оно развивалось рука об руку с музыкой. Мы с легкостью запоминаем имена режиссеров и исполнителей главных ролей в полюбившихся фильмах, но фамилия автора саундтрека, за редкими исключениями, в голове не задерживается. Настало время исправить эту несправедливость.. Читайте первую часть его материала.

Сладкозвучная классика

Собственно, под термином "классика" здесь и далее мы будем понимать не столько то, что мы привыкли с ним ассоциировать – симфоническую музыку, исполненную высоколобыми музыкантами в Большом концертном зале консерватории имени Чайковского, сколько плоды творческих усилий членов Союза композиторов СССР. Диапазон получается довольно приличным: включающим в себя как собственно симфонические произведения, так и советскую эстраду, джаз, так называемый "филармонический" рок и позднесоветскую поп-музыку во всем ее многообразии. Объединяет эту разношерстную кучу стилей и жанров лишь одно – вся эта музыка писалась людьми, имевшими советское академическое (одно из лучших в мире, к слову) музыкальное образование.

Ну и что, в конце концов, тот же Моцарт или Гайдн написали немало легких вещей, предназначенных для увеселения широкой публики. Да и что греха таить – сегодняшние "попробуй джага-джага", как правило, сочиняются теми же руками, что и авангардные симфонии, ибо для создания примитивного сочетания нот, способного влезть в мозги всем и каждому, как раз и требуется крепкий профессионал.

Практически все "топовые" советские композиторы сочиняли для кино, поскольку именно эта работа и являлась основным источником их дохода, не считая отчислений с продажи клавиров (нотных записей), а "авторские" в системе Госконцерта были мелочевкой "на пиво".

"Безбедно могли жить только те композиторы, которые писали музыку для кино. Сложилась даже особая каста кинокомпозиторов <…> Платили за музыку в кино по минутам, и надо было её выдавать много и быстро. Потому, как правило, складывались кругленькие суммы, и в то же время потоком шля откровенная халтура, даже у небездарных людей".

(Виктор Екимовский, "Автомонография")

Важно еще понимать и то, что вся творческая система СССР была организована по корпоративному принципу: Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов и так далее. Члены творческих союзов, а вернее – их элита, имели преимущественные права на получение престижных и дорогостоящих заказов в своей области. С одной стороны, таким образом поддерживался определенного рода профессиональный ценз, а с другой – эти союзы превращались в замкнутые и застоявшиеся болотца. Наш главный рок-критик Артемий Троицкий писал, что после того как в 1973 году Дэвид Тухманов вступил в песенную секцию московского отделения СК, в течение 10 лет туда не было принято ни одного человека. А средний возраст советского композитора в период "высокого застоя" составлял около 60 лет, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сергей Прокофьев одним из первых начал сочинять специально для кино. За ним числятся саундтреки к восьми фильмам, включая "Александра Невского" и "Ивана Грозного" Эйзенштейна. По признанию самого режиссера многие куски фильма он монтировал ориентируясь на мелодический рисунок фонограммы – и это пожалуй один из немногих случаев в истории кино когда музыка управляла происходящим на экране, а не наоборот.

Владимир Дашкевич – последний из советского поколения великих. До конца 1991 года успел написать саундтреки к 57 фильмам, среди которых немало знакомых и с детства любимых: "Бумбараш", "Сентиментальный роман", "Волны Черного моря" (экранизация "Белеет парус одинокий" В. Катаева), все серии "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Пеппи Длинныйчулок", "Плюмбум", "Собачье сердце", "Это мы, Господи!" и "Афганский излом".

О дезинформации в названиях музыкальных композиций, или Что такое «Музыка ангелов»:

"Некий злобный гений упорно подписывает популярные музыкальные записи случайными красивыми названиями. Авторами же указываются классические композиторы, никогда не писавшие этих произведений. «Музыка ангелов» стала, наверное, самым популярным вопросом на форумах поиска нот. Итак, разоблачительный список:

1. Моцарт – Музыка ангелов - неправильное название, эту мелодию написал Yiruma? и называется она «River Flows in You», более редкая замена - Ян Качмарек – Goodbye (из фильма Хатико). Еще мелодию из фильма Хатико можно встретить под названием Wilhelm Richard Wagner – «Spring Waltz».

2. Композицию «Мелодия слез» (или «Слёзы дождя») Бетховен никогда не писал. ВКонтакте красуется ошибочное название, которое придумали невежественные люди. Эту композицию написал южнокорейский пианист под псевдонимом The Daydream.
Оригинальное название композиции: Tears.

3. «Моцарт В. А. Чистая симфония. Ближе к мечте» - ошибочное название, на самом деле эта композиция написана коллективом Secret Garden и называется она The promise.

4. Музыку к фильму «Реквием по мечте» написал Клинт Мэнселл, но не ВАГНЕР и не МОЦАРТ! (В Википедии присутствует ошибка в статье о фильме).

5. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (или же Осенний вальс) (4:27)» Этого Шопен тоже никогда не писал, композиция Mariage D’amour с длительностью 4:27 принадлежит композиторам Paul de Senneville и Olivier Toussaint. Исполнителем является Ричард Клайдерман.

6. Вагнер – Свадебный марш/Сон в летнюю ночь/Увертюра - композиция неверно называется ВКонтакте, музыка написана Яном Тирсеном и называется она Yann Tiersen – Comptine d’un autre ete: L’apres midi. У Вагнера есть свадебный ХОР из оперы Лоэнгрин. Второй вариант Hans Gьnter Wagener - Sommernachtstraum.

7. Д. Д. Шостакович – Симфония №5 (Симфония души) или еще ее называют прелюдией - название неверное, эта композиция принадлежит коллективу Secret Garden и называется она Song from A Secret Garden.

8. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (1:31)» - еще одно неверное название, мелодию с длительностью 1:31 написал Ян Тирсен и называется она Yann Tiersen – Mother’s Journey. Стоит отметить, что Тирсена как только ни называют, человеческая фантазия безгранична.

9. «Шопен Фредерик – Апрель мечты» – настоящее название Yanni Hrisomallis – One Man’s Dream.

10. Штраус – Ромео и Джульетта – это не Штраус, а Нино Рота,написавший саундтрек к фильму «Ромео и Джульетта», называется What Is a Youth?

11.Wilhelm Richard Wagner – Trдne (Вагнер – Слеза) – неверное название, на самом деле это Дмитрий Маликов – Прощай, жестокий мир

12. Верди – Сицилийская вечерня - неверное название, композитор заглавной темы к фильму «Крестный отец» все тот же Нино Рота.

13. Штраус – Медленный вальс – настоящее название Secret Garden – Dreamcatcher

14. Пуччини – Тоска (скрипка), также приписывается Верди, Вивальди и Ванессе Мэй – все это неверные названия, истинный композитор Edvin Marton, обработавший мелодию из Арии Каварадосси.

16. Рихард Вагнер – Реквием по любви; Dieses Leben; Жизнь - неверное название, на самом деле это Secret Garden – Awakening

17.Бетховен – Silense - неверное название, на самом деле это Ernesto Cortazar – Beethoven’s Silence

18. Клод Дебюсси – Героическая колыбельная - неверное название, на самом деле это Carter Burwell – Bella’s Lullaby.

19. «Адажио» Альбинони - известный миф, на самом деле композитором является Ремо Джазотто, а не Альбинони.

21. Clou – Слушая тишину - неверное название, на самом деле это Origen – Dance of the Clouds.

22. Иоганн Себастьян Бах – Прелюдия № 13 - на самом деле это Ketil Bjornstad Prelude 13 (из фильма «Одиночество в сети).

23. Моцарт – Гимн Лиги чемпионов УЕФА - Моцарт не писал гимн лиги чемпионов.

25. Johann Pachelbel – «Canon in D major» – приписывается иногда И. С. Баху.

26. Cаундтрек к фильму «Список Шиндлера» Джона Уильямса приписывается Фредерику Шопену.

27.Wilhelm Richard Wagner – Himmelfahrt Schцn - неправильное название, на самом деле это Jonathan Cain – Bridal March.

28. Рихард Вагнер – Воплощение любви – (3.33), на самом деле это Toni Hulji – Croatian Rhapsody.

Некий злобный гений упорно подписывает популярные музыкальные записи случайными красивыми названиями. Авторами же указываются классические композиторы никогда не писавшие этих произведений. «Музыка ангелов» стала, наверное, самым популярным вопросом на форумах поиска нот. Итак, разоблачительный список(хотя, под пунктом 20 пример «доброй» мистификации):

1. Моцарт — Музыка ангелов — неправильное название, эту мелодию написал Yiruma и называется она «River Flows in You» (Скачать ноты), более редкая замена — Ян Качмарек — Goodbye (из фильма Хатико) (Скачать ноты). Еще мелодию из фильма Хатико можно встретить под названием Wilhelm Richard Wagner – «Spring Waltz»

2. Композицию «Мелодия слез»(или «Слёзы дождя») Бетховен никогда не писал, ВКонтакте красуется ошибочное название, которое придумали невежественные люди. Эту композицию написал южнокорейский пианист под псевдонимом The Daydream.
Оригинальное название композиции: Tears (Скачать ноты)

3. «Моцарт В. А. Чистая симфония. Ближе к мечте.» — ошибочное название , на самом деле это композиция написана коллективом Secret Garden и называется она The promise (Скачать ноты)

4. Музыку к фильму «Реквием по мечте» (ноты) написал Клинт Мэнселл , но не ВАГНЕР и не МОЦАРТ! (В википедии присутствует ошибка в статье о фильме, не читайте там ничего)

5. «Шопен Фредерик — Весенний вальс (или же Осенний вальс). (4.27)» Этого Шопен тоже никогда не написал , композиция Mariage D’amour с длительностью 4:27 принадлежит композиторам Paul de Senneville и Olivier Toussaint (Скачать ноты). Исполнителем является Ричард Клайдерман

6. Вагнер — свадебный марш/сон в летнюю ночь/увертюра композиция неверно называется ВКонтакте, музыка написана Яном Тирсеном и называется она Yann Tiersen — Comptine d’un autre ete: L’apres midi. У Вагнера есть свадебный ХОР из оперы Лоэнгрин. (Скачать ноты) Второй вариант Hans Günter Wagener — Sommernachtstraum

7. Д. Д. Шостакович — Симфония №5. (Симфония души) или еще ее называют прелюдией — название неверное, это композиция принадлежит коллективу Secret Garden и называется она Song from A Secret Garden. (Скачать ноты)

8. «Шопен Фредерик — Весенний вальс. (1:31)» еще одно неверное название , мелодию с длительностью 1:31 написал Ян Тирсен и называется она Yann Tiersen — Mother’s Journey. (Скачать ноты) Стоит отметить, что Тирсена как только ни называют, человеческая фантазия безгранична.

9. «Шопен Фредерик — Апрель мечты.» — настоящее название Yanni Hrisomallis — One Man’s Dream (Скачать ноты)

10. Штраус — Ромео и Джульетта — это не Штраус, а Нино Рота ,написавший саундтрек к фильму «Ромео и Джульетта» , называется What Is a Youth?

11. Wilhelm Richard Wagner — Träne (Вагнер — слеза) неверное название, на самом деле это Дмитрий Маликов — Прощай, жестокий мир

12. Верди — сицилийская вечерня неверное название , композитор заглавной темы к фильму «Крестный отец» все тот же Нино Рота .

13. Штраус — Медленный вальс — настоящее название Secret Garden — Dreamcatcher

14. Пуччини — тоска (скрипка) еще также приписывается к Верди, Вивальди (Вивальди вообще умер задолго до появления Пуччини) и Ванессе Мэй — все это неверные названия, истинный композитор Edvin Marton обработавший мелодию из Арии Каварадосси.

16. Рихард Вагнер — Реквием по любви; Dieses Leben; Жизнь неверное название , на самом деле это Secret Garden — Awakening

17. Бетховен — Silense неверное название, на самом деле это Ernesto Cortazar — Beethoven’s Silence

18. Клод Дебюсси — Героическая колыбельная неверное название , на самом деле это Carter Burwell — Bella’s Lullaby

19. «Адажио» Альбинони — известный миф, на самом деле композитором является Ремо Джазотто , а не Альбинони.

20. Джулио Каччини — Ave Maria. сказана правда этой композиции

21. Clou — Слушая тишину неверное название , на самом деле это Origen — Dance of the Clouds

22. Иоганн Себастьян Бах — Прелюдия № 13 — на самом деле это Ketil Bjornstad Prelude 13 (из фильма «Одиночество в сети)