Статуи греческих Богов – мировое скульптурное наследие. Древнегреческие скульптуры

Древнегреческие мифы прошли сквозь века, и дошли до наших дней как величайший кладезь мудрости и глубокого философского смысла. Именно культы и божественные фигуры древнегреческой культуры вдохновили первых античных скульпторов на создание своих великолепных шедевров, покоривших ценителей искусства по всему миру.

До сих пор в разных уголках планеты представлены уникальные скульптурные изваяния различных греческих Богов, многие из которых в свое время были предметом поклонения и признаны настоящими шедеврами мировой скульптуры. Рассмотрим особенности скульптурного изображения Богов Древней Греции и вспомним самые знаменитые работы великих мастеров.

Зевс - Бог неба и грома. Древние греки считали Зевса царем всех Богов и поклонялись ему как самому могущественному божественному существу. Его имя часто сопоставляют с именем его римского эквивалента Юпитера.

Зевс – младший из детей Кроноса и Реи. В классической мифологии считается, что Зевс был женат на богине Гере, и в результате этого союза на свет появились Арес, Геба и Гефест. Другие источники его супругой называли Диону, а Илиада утверждает, их союз увенчался рождением Афродиты.

Зевс печально известен своими эротическими выходками. Это привело к появлению многочисленных божественных и героических потомков, включая Афину, Аполлона, Артемиду, Гермеса, Персефону, Диониса, Персея, Геракла и многих других.

Традиционно даже Боги, не имеющие прямого отношения к Зевсу, уважительно обращались к нему как отцу.


Фото:

Скульптурные изображения Зевса всегда сочетаются с его классическими символами. Символы Зевса — это молния, орел, бык и дуб. Скульпторы всегда изображали Зевса могучим мужчиной средних лет с густой бородой, который в одной руке удерживает молнию, оправдывая свое звание громовержца.

Фигура Зевса изображается обычно довольно воинственной, так как известно, что именно он считается организатором кровопролитной Троянской войны. Одновременно с этим лицо Зевса всегда излучает благородство и добродетель.

Самая знаменитая статуя Зевса была воздвигнута в V веке до нашей эры в Олимпии и считается одним из Семи чудес света. Гигантская скульптура была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости и поражала современников своими невероятными масштабами.

Статуя изображала Зевса, величественно восседающим на огромном троне. В левой руке он удерживал большой скипетр с орлом, в то время как во второй руке у него была миниатюрная скульптура богини победы Ники. Трон был украшен многочисленными барельефами и фресками, изображающими львов, кентавров, подвиги Тесея и Геракла. Могучий Зевс был облачен в золотые одежды и воспет многочисленными современниками во многих литературных и исторических свидетельствах.

К сожалению, последнее упоминание об этой статуе датируется V веком н. э. Третье чудо света согласно историческим данным было уничтожено пожаром в 425 году.

Посейдон в древнегреческой мифологии считается одним из верховных морских богов. Наряду с Зевсом и Аидом, Посейдон входит в тройку могущественных богов-олимпийцев. Согласно мифам, Посейдон со своей женой богиней Амфитритой и сыном Тритоном обитают в роскошном дворце на дне океана, окруженные различными морскими мифическими существами и божествами.

Могущественный и великий Бог моря Посейдон вдохновил многих скульпторов на создание великих статуй и барельефов. Одно из самых знаменитых и признанных изваяний Посейдона «Посейдон с мыса Артемисион» — бронзовая античная эллинистическая статуя.


Фото:

Обнаружена была статуя в Эгейском море у мыса Артемисион и поднята на поверхность как одно из величайших сохранившихся до наших дней наследий античности. Скульптура изображает Посейдона в полный рост, замахивающегося чтобы метнуть оружие, которое так и не было найдено. Ученые предполагают, что это трезубец.

Также многочисленные статуи и скульптуры Посейдона можно встретить на улицах старинных европейских городов – Копенгагена, Флоренции, Афин и т.д. Однако наибольший художественный отклик этот Бог получил при создании фонтанов. В мире насчитывается сотни великолепных скульптурных фонтанов, в центре художественной композиции которых присутствует Посейдон, окруженный рыбами, дельфинами, змеями и морскими чудовищами.

Великая Олимпийская Богиня Деметра считается богиней плодородия, сельского хозяйства, зерна, и хлеба. Это одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона, покровительствующее земледельцам. Богиня Деметра, как и многие другие греческие божества, имеет две стороны – темную и светлую.

Согласно легендам и мифам, ее дочь Персефону похитил бог подземного царства и родной брат самой Деметры, Аид, сделав ее своей женой и царицей царства мертвых. Разгневавшись, Деметра послала на Землю голод, который стал забирать жизни людей. Однако одумавшись и смилостивившись, она же послала людям героя Триптолемоса чтобы научить их тому, как правильно обрабатывать землю.


Фото:

В скульптурном и художественном воплощении Деметра изображается как женщина средних лет, обычно коронованная и удерживающая в одной руке пшеничные колосья, а в другой горящий факел. Самая знаменитая Статуя богини Деметры сегодня хранится и выставляется в музеях Ватикана. Это мраморное изваяние лишь копия греческой статуи римского периода 430-420 гг. до н.э.

Богиня изображена величественной и спокойной и облачена в традиционный древнегреческий наряд. Фигура приобретает особую монументальность благодаря симметрично распределенным концам напуска хитона.

Аполлон - один из самых важных и почитаемых Олимпийских божеств в классической греческой и римской религии и мифологии. Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето и братом близнецом Артемиды. Согласно легенде, Аполлон стал олицетворением Солнца и света, в то время как его сестра Артемида ассоциировалась у древних греков с луной.

В первую очередь Аполлон считается богом света, а также покровителем музыкантов, деятелей искусства и врачей. Как покровитель Дельфы, Аполлон был оракулом — пророческим божеством. Несмотря на многочисленные добродетели бога Аполлона, он также описывался как бог, который мог принести плохое здоровье и смертельную чуму.


Фото:

Одна из самых известный скульптур Аполлона — Аполлон Бельведерский. Эта мраморная скульптура – точная копия бронзового прототипа, который был создан древнегреческим скульптором Леохаром в 330-320 гг. до н. э. Скульптура изображает бога в образе молодого стройного юноши, который предстает перед зрителями полностью обнаженным.

Опорой для правой руки бога служит ствол дерева. Лицо юноши изображает решительность и благородство, взгляд устремлен вдаль, а рука простирается вперед. Сегодня скульптура «Аполлон Бельведерский» выставляется в музеях Ватикана.

Артемида была одной из самых почитаемых древнегреческих богинь. Ее римский эквивалент – носит имя Диана. Гомер упоминает ее под именем Артемида Агротера как «покровительницу дикой природы и хозяйку животных». Аркадийцы считали, что она дочь Деметры и Зевса.

Однако в классической древнегреческой мифологии Артемиду обычно описывали как дочь Зевса и Лето, а также сестру-близнеца Аполлона. Она была эллинской богиней охоты и диких животных. При этом именно Артемиду древние греки считали покровительницей молодых девушек, хранительницей девственности и помощницей в родах.


Фото:

В скульптурных воплощениях Артемида часто изображалась как охотница, несущая лук и стрелы. Главными символами Артемиды считались кипарис и олень. Самая знаменитая в мире скульптура, посвященная богине Артемиде — Диана Версальская или Диана-охотница. Эта мраморная статуя была выполнена в I или II вв. до н. э. неустановленным точно раннеэллинистическим скульптором. Скульптура изображает молодую стройную девушку с убранными наверх волосами и облаченную в классическое короткое греческое одеяние.

Афродита — древнегреческая богиня любви, красоты, удовольствия и продолжения рода. Она отождествляется с планетой Венера, которая названа в честь римской богини Венеры, считающейся прообразом Афродиты в римской мифологии.

Основные символы Афродиты — мирты, розы, голуби, воробьи и лебеди. Культ Афродиты был в значительной степени основан на культе финикийской богини Астарте (шумерская культура). Основными культовыми центрами Афродиты были Кипр, Коринф и Афины. Она также была богиней-покровительницей проституток, что заставило ученых на протяжении некоторого времени предлагать концепцию «священной проституции». В настоящее время эта концепция считается ошибочной.

Самое знаменитое скульптурное изваяние Афродиты – прославленная на весь мир статуя Венеры Милосской. Предположительно фигура была создана около 300 г. до н. э. неизвестным ныне скульптором.

Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милос выкопал эту великолепную скульптуру молодой и красивой девушки в своем огороде. Чтобы подчеркнуть, что Афродита – это богиня любви, ее фигура изображена мастером невероятно женственной и привлекательной. Особенностью этого великолепного творения стало отсутствие рук.

После длительных споров, реставраторы приняли решение, что не будут восстанавливать руки красавицы и оставят Венеру в неизменном виде. Сегодня эта великолепная скульптура, выполненная из белоснежного мрамора, выставляется в Лувре и ежегодно привлекает сотни тысяч туристов со всего мира.

Гермес – один самых молодых среди олимпийских богов. Он считается сыном Зевса и Плеяды Майи. Гермес достаточно противоречивій бог. С одной стороны он считается богом торговли, прибыли, ловкости и красноречия, однако по легенде ему не было равных в воровстве и обмане. Согласно знаменитому мифу, свое первое воровство Гермес совершил еще в младенческом возрасте.

Миф рассказывает, что он убежал из колыбели и угнал целое стадо коров, которое на тот момент пас Аполлон. Чтобы коров и его не вычислили по шагам на песке, он привязал к копытам животных ветки деревьев, которые и убрали все следы. Также Гермес покровительствует ораторам и глашатаям, и считается богом магии и алхимии.


Фото:

Пожалуй, самой знаменитой и талантливой работой скульпторов по отображению образа Гермеса стала статуя из паросского мрамора «Гермес с младенцем Дионисом». Фигура была обнаружена Эрнстом Курцием в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии. Первое, что удивляет зрителя при взгляде на статую – ее огромные размеры. Вместе с подиумом высота статуи составляет 370 см.

Еще одна великолепная скульптура, посвященная этому богу — Гермес Бельведерский. Долгое время эту скульптуру путали со статуей Антиноя. Статуя изображает белоснежную фигуру обнаженного молодого мужчины, который склонил голову. С плеча его небрежно спадает традиционная для греков накидка. До сих пор многие ученые считают, что скульптура Гермеса Бельведерского в мраморе – это всего лишь копия утраченного бронзового оригинала.

Дионис – в древнегреческой мифологии это младший из богов-олимпийцев, бог вина и покровитель виноделия. Второе имя этого божества Бахус. Интересно, что кроме виноградарства, Дионис также покровительствовал театру и считался богом вдохновения и религиозного экстаза. Обряды, связанные с почитанием Диониса, всегда сопровождались реками выпитого вина, неистовыми танцами и захватывающей музыкой.

Считается, что Дионис родился от порочной связи Зевса и Семелы (дочери Кадма и Гармонии). Узнав о беременности Семелы, супруга Зевса Гера разгневалась и переселила девушку подальше от Олимпа. Однако Зевс все-таки нашел тайную возлюбленную и вырвал у нее из живота ребенка. Далее этот малыш был подшит в бедро Зевса, где он его успешно и выносил. Таким необычным способом, согласно греческим мифам появился на свет Дионис.


Фото:

Самую известную статую Диониса создал величайший скульптор с мировым именем – Микеланджело. Стремясь подчеркнуть особенности личности, мастер изобразил Диониса обнаженным с чашей в руке. Его волосы украшены виноградом и лозой. Рядом же с главным героем Микеланджело расположил Сатира, который неизбежно преследует людей, страдающих различными зависимостями, в том числе и алкоголизмом.

Мифы и легенды Древней Греции оказали решающее значение в создании уникальных скульптурных композиций по всему миру. Все перечисленные выше шедевры мировой скульптуры следует обязательно посетить и увидеть своими глазами.

Зевс был царём богов, бог неба и погоды, закона, порядка и судьбы. Он был изображён, как царственный человек, зрелый с крепкой фигурой и тёмной бородой. Его обычными атрибутами были молнии, королевский скипетр и орёл. Отец Геракла, организатор Троянской войны, борец со стоглавым монстром. Он затопил мир, чтобы человечество начало жить заново.

Посейдон был великим олимпийским богом моря, рек, наводнения и засухи, землетрясений, а также покровителем лошадей. Он был изображен, как зрелый мужчина крепкого сложения с тёмной бородой и с трезубцем. При разделении мира Хроном между сыновьями, получил правление над морем.

Деметра была великой олимпийской богиней плодородия, сельского хозяйства, зерна, и хлеба. Она также председательствовала в одном из мистических культов, обещающих своим посвященным путь к благословенной загробной жизни. Деметра была изображена, как зрелая женщина, часто коронованная, держащая в руке пшеничные колосья и факел. Она принесла на Землю голод, но и она же послала героя Триптолемоса учить людей тому, как обрабатывать землю.

Гера была королевой Олимпийских богов и богиней женщин и брака. Она была также богиней звёздного неба. Она обычно изображается, как красивая женщина в короне, держащая королевский посох с наконечником из лотоса. Иногда она держит королевского льва, кукушку или ястреба в качестве компаньонов. Была женой Зевса. Родила младенца-калеку Гефеста, которого сбросила с Неба, лишь взглянув. Он сам был богом огня и искусным кузнецом и покровителем кузнечного дела. В Троянской войне Гера помогала грекам.

Аполлон был великим богом олимпийских пророчеств и оракулов, исцеления, чумы и болезни, музыки, песен и стихов, стрельбы из лука и защиты молодежи. Он был изображен, как красивый, безбородый юноша с длинными волосами и различными атрибутами, такими как венок и лавровая ветвь, лук и колчан, ворона, и лира. Аполлон имел храм в Дельфах.

Артемида была великой богиней охоты, дикой природы и диких животных. Она была также богиней родов и покровительницей юных девушек. Ее близнец — брат Аполлона, был так же покровителем мальчиков-подростков. Вместе эти две бога были также вершителями внезапной смерти и болезни - Артемида нацеливалась на женщин и девочек, и Аполлон на мужчин и мальчиков.

В древнем искусстве Артемида, как правило, изображается в виде девушки, одетой в короткий до колен хитон и оснащенной охотничьим луком и колчаном со стрелами.

После своего рождения, она сразу же помогла своей матери родить брата близнеца Аполлона. Она превратила охотника Актеона в оленя, когда тот увидел её купающейся.

Гефест был великим Олимпийским богом огня, металлообработки, каменотеса, и искусства скульптуры. Он обычно изображался, как бородатый человек с молотком и клещами - инструментами кузнеца, и верхом на осле.

Афина была великой олимпийской богиней мудрых советов, войны, обороны городов, героических усилий, ткачества, гончарного и других ремёсел. Она была изображена увенчанная шлемом, вооруженная щитом и копьём, и одетая в плащ, отделанный змеей, обернутый вокруг её груди и рук, украшенный головой Горгоны.

Арес был великим олимпийским богом войны, гражданского порядка и мужества. В греческом искусстве он был изображён либо как зрелый, бородатый воин, одетый в боевые доспехи, или обнажённый безбородый юноша с шлемом и копьём. Из-за отсутствия отличительных признаков, его часто бывает трудно определить в классическом искусстве.

Учитывая, что скульптура - древнейший вид искусства, его связь с культом в древности неразрывна. Пожалуй, абсолютное большинство сохранившихся пластических изображений каменного века, так или иначе связаны с культом и могут быть названы "скульптурами богов". Позже, когда на смену анимизму пришел тотемизм, скульптурные изображения богов стали более четкими и выраженными.

Скульптурные изображения языческих богов чаще всего выполнены в камне или вырезаны из дерева. К сожалению, свидетельств языческой культуры на территории России осталось не так уж и много. Чаще всего в музеях нашей страны есть лишь отдельные экземпляры, сохранившиеся не слишком хорошо. Среди них особо ценен так называемый Большой Шигирский идол, изготовленный в 8 тысячелетии до нашей эры. Дата впечатляет, поскольку скульптура старше фигур египетских богов, а также скульптур из Месопотамии.


Скульптуры египетских богов известны всем по картинкам в школьных учебниках. Самые монументальные из них располагались некогда в храмах Луксора и Карнака, в скальных храмах долины Нила. полны самых разных статуэток и небольших скульптур Анубиса, Сета, Хора, Исиды, Осириса и т. д. Согласно египетской традиции все скульптуры изображены либо сидящими, либо делающие шаг вперед (шаг в вечность). Идеально симметричные лица, пропорции тел строго определены каноном. Огромные глаза (египтяне считали, что одна из человеческих душ живет именно в глазах) делают египетские скульптуры выразительными и одухотворенными.


Пожалуй, именно античная культура подарила мировой культуре самые высокохудожественные сакральные скульптуры. Стоит упомянуть два шедевра великого Фидия - скульптуры Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Вторая фигура сохранилась лишь в мраморных копиях, дающих представление только о внешнем виде скульптуры, лишенных былого величия и реалистичности. Оригиналы статуй Афины и Зевса были выполнены в сложной хризоэлефантинной технике (деревянная основа, покрытая тонкими золотыми пластинами (волосы, одежда и оружие) и тонкими пластинами из слоновой кости (обнаженные части тела)). Использование слоновой кости делало скульптуру необыкновенно реалистичной, передающей фактуру белой, полупрозрачной кожи теплых оттенков, а золотой блеск придавал величественность и ощущение безграничного могущества богов.

Скульптуры античных богов украшают . можно увидеть скульптуры Венеры и Ники. Обе скульптуры созданы во втором веке до нашей эры. Разные авторы, разные трактовки образов, разные подходы. Но общая гармония, пластичность и мастерство, делают эти скульптуры шедеврами древнего ваяния.

Интересна фигура отдыхающего Гермеса (Национальный музей Неаполя). Свободная, раскованная поза, умиротворение и отстраненность на лице. В фигуре нет ничего “божественного”, лишь крылатые сандалии указывают на то, что перед нами бог торговли, покровитель мошенников.


Археологический музей в Афинах по праву гордится уникальной бронзовой скульптурой Посейдона, прекрасно сохранившейся в море, близ мыса Артемисон. Для этого изображения, созданного в эпоху эллинизма, характерна энергия, внутреннее напряжение и динамика. Некоторая эмоциональность, присущая всем скульптурам эллинизма, делает памятник интересным для подробного изучения.


Скульптуры богов Древнего в плане эстетики и содержания фактически повторяют работы греческих мастеров. Единственная заслуга римлян в скульптуре - это реалистичность образов. Поскольку большинство императоров были обожествлены, то во многих скульптурах Марсов, Юпитеров и Нептунов можно узнать некоторых августейших правителей великой империи.

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

    Пещера Пентели или Врата Конца

    На юго-восточном склоне горы, на уровне 720-ти метров находится вход в пещеру Пентели. В переводе на русский язык это слово звучит как «Врата Конца». В глубине пещеры начинается сложная сеть различных коридоров и подземных штолен, которая тянется на многие километры под землей. Многочисленные аномалии и паранормальные явления, которыми богато это место не дают покоя ученым, и по сей день.

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 1)

    Сказать, хотел увидеть Грецию всю жизнь, наверное, было б неправильно, но за последние 35 лет, я ручаюсь. А тут и повод подвернулся - 18 июня 2006 года в пригороде Афин концерт Роджера Уортерса. Прямо напротив моего дома - турфирма. Перехожу улицу, захожу, говорю: «Так, мол и так. Хочу. Это возможно?» «Скорее всего - да, но позвони через три дня. Скажем точно» - говорят. Звоню, договариваюсь, жду, получаю визу, билеты, инструкции… И рано утром 16/VI’06 на Boeing-737 «Пулковских авиалиний» лечу в мечту… CUT16/VI’06.Небо чистое только над Питером и Грецией, остальное прикрыто облаками.

    Родос. Родосская крепость

    Если Вы планируете посетить сказочный остров Родос, то непременно уделите свое внимание Родосской крепости – с 1988-го года объекту всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот поразительный памятник талантливой инженерной мысли был построен в средние века рыцарями-госпитальерами, которые захватили остров во время крестовых походов. Почти 220 следующих лет эта твердыня считалась самой неприступной и наиболее защищенной во всем христианском мире.

    Тайное общество-"Филики Этерия" в Одессе

    Александруполи

    Многим людям не чуждо стремление летом поехать куда-нибудь на юг. Даже если они едут в Грецию, то все равно хотят отдохнуть именно на южной ее части. Предлагаю Вам посетить фракийский город Александруполи, расположенный на северо-востоке Эллады. Город основал Великий полководец и завоеватель Александр Македонский в 340-м году до н. э.

Оставим пока все наши сомнения нерешенными - мы вернемся к ним после рассмотрения других материалов - и продолжим чтение Платона.

«Прежде всего вспомним, - так начинает свой рассказ Критий во втором диалоге Платона, - что прошло около девяти тысяч лет с того времени, как происходила, говорят, война между всеми жителями по ту и по эту сторону Геракловых Столпов».

Существовали в то время две державы - Греция и Атлантида. Другие народы подчинялись одной из них - «над одной стороной начальствовал этот город и вел, говорят, всю ту войну, а над другой - цари острова Атлантиды. Остров Атлантиды, говорили мы, когда-то был больше Ливии и Азии, а теперь осел от землетрясений и оставил по себе непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море, так что идти далее они не могут».

При разделе мира между богами Греция, как мы уже знаем, пришлась на долю Афины; Посейдон избрал себе Атлантиду. Боги «получили в удел, что им нравилось, и водворились в странах, водворившись же, питали нас, свое стяжание и заботу, как пастыри - свои стада...»

Люди забыли, какой строй был в этих государствах в те древние времена. Новые поколения знали только понаслышке имена властелинов этих земель и их деяния, но даже и об этом они имели лишь смутные представления, ибо заняты были прежде всего борьбой за хлеб насущный, а «дух повествования и исследования древностей вошел в города вместе с досугом...»

«Поэтому при множестве больших наводнений, имевших место на протяжении девяти тысяч лет - ибо столько прошло лет с того времени до настоящего, - земля за это время и при таких условиях, стекая с высот, не делала (здесь), как в других местах, значительных наносов, но, смываемая со всех сторон, исчезала в глубине. И вот теперешнее, по сравнению с тогдашним, как это бывает на малых островах, представляет собой как будто только остов большого тела, потому что с землею все, что было в ней тучного и мягкого, сплыло и осталось одно тощее тело. А тогда, еще не поврежденная, имела она на месте нынешних холмов высокие горы, в так называемых теперь Феллейских долинах, обладала долинами, полными земляного тука, и на горах содержала много лесов, которых явные следы видны еще и ныне. Из гор есть теперь такие, что доставляют пищу одним пчелам; но еще не так давно целы были кровли (построенные) из деревьев, которые, как прекрасный строевой материал, вырубались там для величайших зданий. Много было и иных прекрасных и высоких дерев, скоту же страна доставляла богатейший корм. Притом в то время она орошалась ежегодно небесными дождями, не теряя их, как теперь, когда дождевая вода сплывает с голой земли в море; нет, получая ее много и вбирая в себя, почва страны задерживала ее между глинистыми заслонами и затем, спуская поглощенную воду с высот в пустые низины, рождала везде обильные водные потоки в виде ручьев и рек, от которых и ныне еще, у мест больших когда-то потоков, остаются священные знаки, свидетельствующие, что мы говорим теперь об этой стране правду».

Так выглядели полуостров Пелопоннес и Афины, прежде чем «одна чрезмерно дождливая ночь, растворив кругом почву, совершенно обнажила его от земли, причем одновременно произошло землетрясение и в первый раз случилось третье пред Девкалионовым бедствием страшное разлитие воды. В прежнем же своем объеме, в иное время, он простирался от Эридана и Илисса и захватывая Пникс, имел напротив Пникса границей Ликабетт, весь был одет землей, за исключением немногих мест, имел ровную поверхность. Внешние его части, под самыми скатами, населены были ремесленниками и теми из земледельцев, поля которых находились поблизости, в верхних же, около храма Афины и Гефеста, расположилось совершенно отдельно воинское сословие, окружив все, будто двор одного дома, одной оградой».

В этой стране жили люди, прославленные «красотой тела и различными доблестями» и в Европе и в Азии. Состав ее армии «как мужчин, так и женщин, могущий и теперь и на будущее время вести войну, оставался по числу всегда одинаков, т. е. содержал по крайней мере до двадцати тысяч». Чтобы выступить против афинян, атланты должны были собрать все свои силы.

Критий предваряет свой рассказ об Атлантиде кратким замечанием: «Не удивляйтесь, если часто будете слышать у варварских мужей греческие имена. Причину этого вы узнаете. В намерении воспользоваться этим сказанием для своего стихотворения Солон разыскивал значение имен и нашел, что те первые египтяне записали их в переводе на свой язык; поэтому и сам он, схватывая значение каждого имени, записывал его в переводе на наш язык. Эти-то записи были у моего деда, да есть у меня и доныне, и я перечитывал их еще в детстве. Так, если услышите имена такие же, как и у нас, не удивляйтесь - причину этого вы знаете».

Когда «Посейдон получил в удел остров Атлантиду», он «поселил там своих потомков, рожденных от смертной жены, на такого рода местности. С моря, по направлению к середине, лежала по всему острову равнина, говорят, прекраснейшая из всех равнин и достаточно плодородная. При равнине же, опять-таки по направлению к середине острова, на расстоянии стадий пятидесяти, была гора, небольшая в окружности. На той горе жил один из людей, родившийся там с самого начала из земли, по имени Эвенор, вместе с женой своей Левкиппою; у них была единственная дочь Клито. Когда девушка достигла уже поры замужества, мать и отец ее умерли».

Эвенор и Левкиппа, подобно Адаму и Еве, были людьми смертными. Эвенор означает «смелый», а Левкиппа - буквально «белая лошадь» (Посейдон в древнейшее время почитался в виде коня). Почувствовав страсть к Клито, Посейдон «сочетался с нею и крепким ограждением осек кругом холм, на котором она жила, построив одно за другим большие и меньшие кольца поочередно из морских вод и из земли, а именно два из земли и три из воды, на равном повсюду расстоянии один от другого, словно выкроил их из середины острова, так что холм тот сделался недоступен для людей; ведь судов и плавания тогда еще не было».


План столицы Атлантиды по описанию Платона. Берега острова между второй и третьей внутренними гаванями обведены каменными стенами с башнями. Ипподром имел в ширину 1 стадий. В порту под стенами набережной находились крытые доки.

Столица Посейдонии изображена на прилагаемом рисунке, который составлен точно по описанию. На нем видна система кольцеобразных каналов, окружающих центральную часть, в которой на холме расположен королевский дворец. Вода из холодных и горячих источников подавалась для орошения садов и отопления помещений. Посейдон «пищу всякого рода произрастил в достаточном количестве из земли. Детей мужского пола родил и воспитал он пять пар - близнецов - и разделил весь остров Атлантиду на десять частей». Первому сыну из старшей пары он отдал поселение матери вместе с окрестностями, сделав его царем, а остальные дети стали архонтами. Первого сына Посейдон назвал Атласом, от его имени и было образовано название страны и моря: «...Старшему и царю дал то, от которого и весь остров, и море, именуемое Атлантическим, получили свое название, - ибо имя первого воцарившегося тогда сына было Атлас». Близнецу, родившемуся за ним, который получил в удел окраины острова от Столпов Геракла до «Гадирской области», было дано эллинское имя Эвмел - владелец овец, а туземное его имя - Гадир - перешло на название страны. Имена следующих пар близнецов Амфир и Эвемон, Мнисей и Автохтон, Эласипп и Мистор, Азаис и Диапреп.

Наследники Атласа продолжали отстраивать столицу. Систему каналов, которая первоначально была чем-то вроде рва вокруг дворца Посейдона и Клито, они соединили с морем и построили портовые сооружения, которые теперь стали необходимы, поскольку «многое... благодаря широкому господству прибывало к ним извне», - так Платон определяет связи атлантов с покоренными странами. Быть может, именно эти сделки и явились причиной войны между Атлантидой и эллинами.

На самом острове тоже было немало сокровищ. Прежде всего руды металлов. Кроме золота, цену которому хорошо знали, здесь добывали также породу, «которая теперь известна только по имени, но тогда была больше, чем именем, - породу... извлекавшуюся из земли во многих местах острова и, после золота, имевшую наибольшую ценность у людей того времени» - мифический орихалк.

Для всех животных, населявших землю, озера и болота, там хватало корма, даже для «по природе величайшего и самого прожорливого животного» - «многочисленной породы слонов».

«Далее, и плод мягкий, и плод сухой, который служит для нас продовольствием, и все те, что мы употребляем для приправы и часть которых называем вообще овощами, и тот древесный плод, что дает и питье, и пищу, и мазь, и тот с трудом сохраняемый плод садовых деревья ев, что явился на свет ради развлечения и удовольствия, и те облегчающие от пресыщения, любезные утомленному плоды, что мы подаем после стола, и все это остров, пока был под солнцем, приносил в виде произведений удивительно прекрасных и в бесчисленном множестве».

В середине острова, во дворе царского дворца, находился храм Посейдона и Клито, главный храм и место ежегодных жертвоприношений. Этот храм был отделан изнутри и снаружи золотом, орихалком, слоновой костью и полон всяческих богатств. Около храма стояли золотые статуи жен и потомков первых десяти царей, которых на протяжении столетий набралось бесчисленное множество.

Весь храм снаружи был покрыт серебром и золотом. Внутри его возвышалась статуя Посейдона, о которой Платон пишет, что «внешность же его представляла что-то варварское». «Воздвигли также внутри золотых кумиров - бога, что, стоя в колеснице, правил шестью крылатыми конями, а сам, по громадности размеров, касался теменем потолка, и вокруг него плывущих на дельфинах сто нереид...»

Питьевая вода и вода из горячих ключей подавались через водопровод. Водохранилища были окружены строениями и деревьями. Излишки воды отводились в каналы, окружавшие центр острова. По берегам каналов стояли прекрасные здания из белого, красного и черного камня. Не были забыты и водоемы для купания: «Одни были под открытым небом, другие - крытые, для теплых на зимнее время ванн, особые - царские и особые - для частных людей, отдельные же для женщин и отдельные для лошадей и прочих рабочих животных, причем дали каждому соответствующее устройство».

Было там также много «садов и гимназий и для мужчин, и особо для лошадей».

Климат на острове был теплый, горы защищали его с севера от холодных ветров. Урожай собирали два раза в год. Весь остров подобно столице был покрыт системой каналов, которые не только снабжали его водой, но и служили прекрасными путями сообщения.

В портах было множество народа. «Арсеналы наполнены были триремами и все снабжены вдосталь нужным для трирем снаряжением... Но перешедшему за гавани, а их было три, встречалась еще стена, которая, начинаясь от моря, шла кругом везде на расстоянии пятидесяти стадий

от большого кольца и гавани и замыкала свой круг при устье канала, лежавшем у моря. Все это пространство было густо застроено множеством домов, а водный проход и большая из гаваней кишели судами и прибывающим отовсюду купечеством, которое в своей массе день и ночь оглашало местность криком, стуком и смешанным шумом».

Войско атлантов состояло из сухопутных и морских сил. Огромная армия располагала 10 тыс. парных упряжек и 60 тыс. более легких колесниц. Вооружение состояло из луков, пращей, а также копий. В состав морских сил входили 1200 кораблей с 240 тыс. матросов. Вся армия состояла из девяти корпусов, что соответствовало девяти царствам, подчиненным главному правителю.

Долго пришлось бы говорить и о государственном устройстве. Мы ограничимся лишь упоминанием о том, что атланты всегда соблюдали законы, введенные Посейдоном. Они были начертаны на орихалковом столбе и хранились в храме Посейдона, чтобы каждый мог их прочесть. Возле храма происходили суды и обсуждались общие дела. Прежде чем творить суд, на алтарь приносили жертву и торжественно клялись, что будут судить «по начертанным на столпе законам». И лишь после трапезы и возлияний, когда жертвенный огонь начинал угасать, приступали к обсуждению или суду. На рассвете приговоры заносили на золотую доску, которую также в качестве жертвы оставляли в храме.

Закон запрещал царям поднимать оружие друг против друга и обязывал их оказывать взаимную помощь, если бы кто-либо «задумал истребить царский род», «...сообща, подобно предкам, принимали они решения относительно войны и других предприятий, предоставляя высшее руководство роду Атласа. И царь не властен был приговорить к смерти никого из родственников, если более половины царей, из числа десяти, не будут на этот счет одного мнения.

В продолжение многих поколений, пока природы божьей было в них (людях тех мест) еще достаточно, они оставались покорны законам и относились дружелюбно к родственному божеству. Ибо они держались образа мыслей истинного и действительно высокого, выказывая смирение и благоразумие в отношении к обычным случайностям жизни, как и в отношениях друг к другу. Оттого, взирая на все, кроме добродетели, с пренебрежением, они мало дорожили тем, что имели, массу золота и иных стяжаний выносили равнодушно, как бремя, а не падали наземь в опьянении роскоши, теряя от богатства власть над самими собою; нет, трезвым умом они ясно постигали, что все это вырастает из общего дружелюбия и добродетели, а если посвящать богатству много забот и придавать большую цену, рушится и само оно, да гибнет вместе с ним и то. Благодаря такому взгляду и сохранявшийся в них божественной природе у них преуспевало все, на что мы раньше подробно указывали. Но когда доля божества от частых и обильных смешений со смертною природой в них наконец истощилась, нрав же человеческий одержал верх, тогда, не будучи уже в силах выносить настоящее свое счастье, они развратились, и тому, кто в состоянии это различать, казались людьми порочными, потому что из благ наиболее драгоценных губили именно самые прекрасные; на взгляд же тех, кто не умеет распознавать условия истинно блаженной жизни, они в это-то преимущественно время и были вполне безупречны и счастливы, когда были преисполнены неправого духа корысти и силы.

Бог же богов Зевс, царствующий согласно законам как существо, способное это различать, принял на вид, что племя честное впало в жалкое положение и, решившись наказать его, чтобы оно, образумившись, стало скромнее, собрал всех богов в самую почетную их обитель, которая приходится в средине всего мира и открывает вид на все, что получило жребий рождения, собравши же их, сказал...»

На этом обрывается диалог Платона «Критий». Таким образом, неизвестно, что сказал Зевс на собрании богов и каким был дальнейший ход событий. Мы можем только предполагать, что на этом собрании было решено погубить Атлантиду, следствием чего явилась самая ужасная катастрофа за все время существования человечества на Земле.

Не знаем мы и того, закончил ли этот свой труд Платон. Одни утверждают, что, наверное, он устал от этой работы, что якобы чувствуется в стиле последних фраз. Правда, трудно представить себе, чтобы автор прекратил работу в середине начатой фразы. Другие придерживаются мнения, что Платон закончил свой труд, но уничтожил его, поняв, что у легенды слишком шаткое основание. Однако почему же в таком случае отсутствует только окончание? Предположение, что Платон не успел закончить «Крития», так как писал его в последний период своей жизни, тоже несостоятельно. Ведь «Критий» не был последней его работой - предсмертным трудом считают «Законы». Есть лица, которые утверждают, что Платон не только закончил «Крития», но написал еще и следующий диалог под названием «Гермократ», посвященный третьему из учеников Сократа, присутствовавших на докладах Тимэя и Крития. Вероятнее всего, окончание было утеряно, как и многие произведения древнегреческих авторов, о которых мы знаем лишь понаслышке или по цитатам в других трудах. Оставив пока этот вопрос открытым, так же как и оценку достоверности рассказа Платона (мы еще вернемся к нему), сделаем, как и после первого диалога, некоторые пояснения.

«Местонахождение» Атлантиды во втором диалоге описано более подробно, чем в «Тимэе». По-видимому, не вызывает никаких сомнений, что Платон имеет в виду Атлантический океан. Толкование самого названия формально совпадает с общепринятым объяснением, что оно происходит от Атласа. Но не от гор Атласа и не от греческого титана Атласа, сына Япета и Климены, брата Прометея. В данном случае Атлас - это сын Посейдона и прекрасной дочери «туземца» Клито.

В «Критии» Платон еще раз повторяет, что океан в настоящее время недоступен для судов в результате катастрофы, постигшей остров, от которого остался лишь, «непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море...» Не подлежит сомнению, что здесь говорится о море по ту сторону Столпов Геракла. Однако именно этот отрывок вызывает много споров и для некоторых комментаторов является серьезным аргументом в пользу того, что весь рассказ Платона следует считать сказкой. Ибо в этой части океана нет никакого мелководья. Правда, в древние времена утверждали, что Атлантический океан непригоден для мореплавания из-за ила, который якобы мешает судам. Такого рода утверждения повторялись даже в более поздние времена, однако известно, что они распространялись преднамеренно и совсем не в связи с Атлантидой. Ими пользовались финикийские мореходы, чтобы отбить у конкурентов охоту совершать плавания в открытом море вдали от суши по ту сторону Столпов Геракла. Ведь именно там пролегал путь на Британские острова за оловом, к западным берегам Африки, а быть может, и к островам, которые были известны только самим финикийским мореходам.

Кроме того, отсутствие мелководий в настоящее время еще не свидетельствует о том, что они не могли существовать 2500 лет назад, во времена Солона. Так считает советский атлантолог Н. Ф. Жиров. И в исторические времена на Атлантическом океане случались землетрясения (например, в 1755 г.). В результате каждого из них могло произойти дальнейшее оседание морского дна, а мелководья могли исчезнуть бесследно. Ведь даже и сейчас время от времени отмечаются изменения структуры дна Атлантического океана.

Например, в 1957 г. вблизи острова Файал на Азорском архипелаге из океана появилась вершина вулкана. Несколько недель спустя островок имел уже площадь 6 км квад. , а вулкан, который все еще извергал пепел, достиг высоты 200 м . Просуществовав всего лишь 30 дней, остров исчез в морской пучине.

Платон определяет размеры острова Атлантида, сравнивая его с Ливией и Малой Азией. Население его, согласно рассказу, составляло, видимо, несколько миллионов человек. Климат был похож скорее на климат Канарских, а не Азорских островов: атланты собирали два урожая в год - один после сезона дождей, а второй после искусственного орошения.

Атлантида по Донелли.

Многие современные авторы обращают внимание на необычайно достоверные представления Платона о геологической истории Греции. Пельский переводчик трудов Платона Владислав Витвицкий в своем комментарии к «Тимэю» пишет, что «изменения рельефа местности в районе Афин не произошли, по всей вероятности, в течение одной ночи, но в основном они описаны весьма правдоподобно». Геологи согласны с тем, что процесс смывания почвы, называемый денудацией и наблюдаемый на Земле и поныне, в рассказе Платона представлен реально и мог происходить сравнительно недавно, возможно даже на глазах людей. Не подлежит сомнению, что в ледниковый период, когда лед сковал огромные массы воды в северной части Европы, Азии и Америки, уровень ее в Средиземном море был примерно на 90 м ниже, чем сейчас. Очертания береговой линии этой части европейского континента представлены на прилагаемой карте.

Во времена Платона люди, разумеется, не знали о том, что когда-то был ледниковый период, и поэтому поразительно, насколько описание совпадает с теми фактами, которые известны сегодня; Поэт Валерий Брюсов писал: «Если бы хотели считать этот рассказ лишь плодом фантазии Платона, нам пришлось бы наделить его прямо-таки сверхчеловеческой гениальностью, благодаря которой он сумел предугадать научные открытия, которые были сделаны лишь спустя тысячелетия».

Кроме того, Брюсов замечает, что для описания идеального общественного строя в глубокой древности Платону совсем не нужно было придумывать мифический материк на Атлантическом океане. Местом описываемых событий он мог избрать любой район известного ему мира.

Очевидно, Платон действительно располагал какими-то данными, которые он положил в основу рассказа. По всей вероятности, это могли быть древнейшие египетские записи. Стоит еще раз вспомнить слова Крития: «Эти-то записи были у моего деда, да есть у меня и доныне».

Одно из десяти имен первых царей Атлантиды - Гадир - дошло и до нас в названии Гадирской области. Гадейра - финикийское селение Гадир, нынешний Кадис (Кадикс), портовый город в южной Испании на берегу Атлантического океана. Это название внесло небольшую путаницу, так как дало основание отдельным атлантологам считать, что вся Атлантида находилась на Пиренейском полуострове возле устья реки Гвадалквивир.

Эллада 12 000 лет назад.

Трудно установить, какой металл имел в виду Платон, говоря об орихалке. Утверждение, что речь идет о каком-то ценном металле или о неизвестном доныне элементе, лишено всяких оснований. Долгое время на эту тему строились самые фантастические предположения. Некоторые считали, что орихалком был назван сплав золота и серебра, или серебра и меди, меди и олова, или даже меди и алюминия. Советский атлантолог Н. Ф. Жиров, химик по образованию, считает, что это была латунь, которую получали из аурихальцита - редко встречающегося минерала, содержащего медь и цинк. Изделия из латуни были найдены в одной из египетских гробниц, относящейся к третьему или четвертому тысячелетию до нашей эры, т. е. к тем временам, когда в Египте еще не была известна бронза. Название «орихалк» происходит от греческого «орос» - горы и «халькос» - медь, красный металл.

Интересно описание флоры на Атлантиде.

Много догадок и предположений вызывает упоминаемый Платоном «плод мягкий». Иногда считают, что в данном случае речь шла о бананах.

Бананы растут в Африке, Южной Азии, на островах Океании и в субтропических зонах Америки. В некоторых странах они являются основной пищей. Урожаи этой культуры во много раз превышают урожаи злаков. Климат Атлантиды соответствует условиям, необходимым для произрастания бананов. Если они растут на западном побережье Африки и на восточном - Америки, то вполне вероятно, что такие фрукты могли быть известны и на острове, расположенном между этими двумя континентами. Именно отсюда и берет свое начало названная выше теория.

Недавно в Бразилии, т. е. в пределах влияния культуры атлантов, был обнаружен сорт дикорастущих бананов под названием pacoba . Атлантологи считают, что культурные сорта бананов были выведены из этого дикорастущего сорта на Атлантиде, а затем саженцы рассылались в колонии по обеим сторонам Атлантического океана .

Однако против такого толкования говорит не подлежащий сомнению аргумент: виноград с древнейших времен был известен и в Греции, и в соседних странах, и Платону незачем было для упоминания о нем пользоваться столь туманным описанием.

В то же время вопрос о дереве, которое дает... «и питье, и пищу, и мазь», решается однозначно. Таким деревом может быть только кокосовая пальма. Она не растет в районе Средиземного моря. Ее родиной является зона, охватывающая кольцам весь земной шар вдоль экватора. Кокосовые пальмы растут главным образом по берегам морей, но иногда встречаются и на некотором расстоянии от побережья. Район распространения кокосовых пальм довольно широк: по обеим сторонам Тихого океана, т. е. на побережье Азии и Австралии, а также Америки, он простирается от 25° северной широты до 25° южной широты, а на восточном и западном побережьях Африки кокосовая пальма встречается в пределах от 6° северной широты до 16° южной широты. Ни в Северной Африке, ни в Малой Азии, ни на Аравийском полуострове кокосы не растут. Поэтому не удивительно, что Платон не знал плода, который дает «и питье, и пищу, и мазь», но это не значит, что он не видел и не ел кокосовых орехов . Их могли привозить купцы. Правда, первое описание кокосовой пальмы мы встречаем лишь в труде Теофраста - ученика Платона и Аристотеля - «О происхождении растений».

Под понятием «с трудом сохраняемый плод... что явился на свет ради развлечения и удовольствия» Платон, а вернее Солон и его египетские наставники, вероятно, имели в виду различные засахаренные фрукты.

Особого внимания заслуживает описание храма Посейдона, а также внешности этого бога, которая, как сообщает Платон, «представляла что-то варварское». Если эта статуя напоминала изображения богов ацтеков и тольтеков из Центральной Америки, о. чем будет идти речь дальше, то не следует удивляться, что она не нравилась египтянам и грекам. Подобное впечатление возникает, вероятно, у каждого из нас при виде изображений мексиканских богов, в то время как греческие статуи считаются теперь образцом красоты. Это замечание Платона, как, впрочем, и ряд других аналогий, заставляет задуматься о существовании какой-то связи между Атлантидой и Америкой. Этого, конечно, не мог знать Платон, и поэтому невольно хочется повторить еще раз слова Брюсова: «Если бы мы хотели считать этот рассказ лишь плодом фантазии Платона, нам пришлось бы наделить его прямо-таки сверхчеловеческой гениальностью».

Последние строки сохранившегося текста «Крития» содержат сообщение, представляющее исключительную ценность для проблемы Атлантиды.

Зевс собрал «всех богов в самую почетную их обитель, которая приходится в средине всего мира», где они должны были вынести приговор.

Известно, что, согласно верованиям греков, местопребыванием богов был Олимп - священная гора в Греции. Однако во времена Платона Греция уже не считалась центром всего мира. Так могли рассуждать во времена Солона и Геродота, в устах же Платона, учителя великого Аристотеля, географические труды которого высоко ценились на протяжении последующих полутора тысяч лет, такое высказывание звучит как анахронизм. Если бы Платон придумал весь этот рассказ только в качестве фона для своих политических воззрений, то, несомненно, «поселил» бы богов в соответствии с современными ему представлениями и тогдашним уровнем научных знаний. Поэтому трудно не поддаться впечатлению, что Платон в данном случае действительно повторил слова Солона, переданные Критием на собрании в доме Сократа.

Вернемся, однако, к тексту, подчеркнутому в «Тимэе» остров «пред устьем его, которое вы по-своему называете Геракловыми Столпами... был больше Ливии и Азии, взятых вместе, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от тех островов - ко всему противолежащему материку, которым ограничивался тот истинный понт. ...а то (что с внешней стороны) можно назвать уже настоящим морем, равно как окружающую его землю по всей справедливости - истинным и совершенным материком».

В этом описании мы видим очертания Америки от Лабрадора до наиболее выдвинутой на восток части нынешней Бразилии, которая дугой охватывает центральную часть Атлантического океана. Острова, к которым мореплаватели имели доступ, а через них ко всему материку, - это Малые и Большие Антильские острова.