Народные жанры сказка и былина: сходства и различия. Какие сходства и различия у мифа и былины

Такие жанры как героический эпос, миф и былина принадлежат к числу наиболее древних литературных произведений. Они стали первыми жанрами литературы, зародившись во времена, когда человечество впервые начало использовать письменность.

Героический эпос, миф, былина; отличие мифа от сказки

Миф, былина и героический эпос имеют ряд характеристик, которые обобщают их, а также некоторые моменты, которые все же говорят о глубоких различиях между ними. Данные жанры возникли на реальной исторической основе.

Героический эпос и былина зачастую прославляют народы, которые противостояли захватчикам, героев военных конфликтов, воспевают их мужество, смелость и патриотизм. В мифах мотив героизма частично смешан с мистификацией, однако они также основаны на исторических событиях, реальность которых все же вызывает сомнения.

Миф более древний жанр, чем героический эпос и былина. Его зарождение предписывается временам расцвета древних цивилизаций. Ложно полагать, что мифы существовали исключительно в Древней Греции и Риме. В славянской культуре мифы также занимали ведущее место.

Однако из-за того, что славяне на ранних этапах своего развития не имели письменности, многие мифы были потеряны в толще истории и не дошли до наших дней. В современной теории литературы жанр сказки рассматривают в статусе «деградированного мифа».

Чтобы развеять ложные отождествления мифа и сказки, следует проанализировать главные отличительные черты этих жанров. Во-первых, сказка и миф исполняют разные функции: миф объясняет человеку происхождение окружающих его явлений, сказка исполняет воспитательную и развлекательную функцию.

Во-вторых, человек воспринимает миф как преувеличенную действительность, в то время как сказка первоначально считается выдумкой.

Приемы создания героического характера в эпосе

В процессе создания героического характера в эпосе зачастую широко использовались стилистические, лексические приемы, синтаксические схемы.

Достаточно часто в героическом эпосе встречаются фразеологические обороты, которые подчеркивают достоинства героя: «быстрый, как молния». Героический характер главного героя представляет собой сборное явление - чаще всего он включает в себя положительные черты нескольких человек, а иногда и всего народа.

Герой-богатырь

Главный герой известных в наши дни эпосов - герой - богатырь - человек, обладающий огромной физической силой, чувством патриотизма, смелостью и решительностью. Герой - богатырь - центральная фигура героических эпосов. В противовес ему часто включаются негативные герои - захватчики, мифологические существа, с которыми он борется, чтобы защитить свое отечество и свой народ.

Роль художественного слова в эпическом произведении

В эпических произведениях всегда используются лексические приемы, которые объединяются в эпические формулы. Художественная эпичная формула представляет собой сочетание существительного и прилагательного с устойчивым эпитетом - черная смерть, белое лицо, добрый молодец.

Ответ оставил Гость

Былина весьма близка к исторической песне, но тем не менее между ними имеется глубокая и принципиальная разница.Былина древнее исторической песни. Былина и историческая песня выражают сознание народа на разных ступенях его исторического развития в разных формах.При ближайшем сравнении сказки с былиной на один и тот же сюжет всегда окажется, что отличия имеются не только в форме исполнения, но и в самом содержании: сказка обычно превращает героический подвиг в забавное приключение.
Былина стала проникать в древнерусскую литературу. Начиная с XVII века, мы имеем рукописные повести, предметом которых служат подвиги богатырей. Из них наиболее излюбленными были повести об Илье и Соловье-разбойнике и о Михаиле Потыке. Такие произведения именовались «повесть», «гистория» или «сказание». Книжным языком того времени здесь повествовалось о тех героях и их подвигах, о которых народ пел. Эти «повести» предназначались, конечно, не для пения, а для чтения.
В отличие от мифа и позднее - от сказки,герой былины не обладает никакими талисманами или волшебными средствами. Правда, есть случаи, когда герой обладает не только сверхчеловеческой силой, но и уменьем обращаться в животных или волшебными средствами, но такие случаи единичны. Это «арсенал мифа», которым некоторое время еще пользуется былинный эпос.Герой побеждает не в силу своей магической вооруженности, воплощенной в талисманах, амулетах, волшебных орудиях или предметах, он побеждает только отвагой, силой, мужеством, полной неустрашимостью.Чтобы вызвать восхищение и любовь слушателей, герой должен обладать выдающимися качествами. Он наделяется самыми высокими моральными качествами и внешней привлекательностью.
В чем состоит основное моральное качество героя? Оно состоит в том, что герой всегда лишь в последнюю очередь думает о себе. Герой стремится не к своему личному благополучию,его деятельность направлена на благо людей.Несомненно, что этот идеал связан с родовым строем, где индивидуум всегда имеет поддержку коллектива. Однако, если в такой поддержке усматривается нечто героическое и высокое, то это значит, что в этом видят нечто необычайное. Готовность всякому помогать есть не результат стремлений к прошлому, где эта помощь подразумевалась сама собой, она - реакция на настоящее, где эта помощь сама собой уже не подразумевается, где уже имеется деление на имущих и неимущих, где уже зародились эксплуатация и насилие. Герой помогает обездоленному, то есть обедневшему имущественно.
Такой характер героизма ни внешне, ни внутренне не связан с основным повествованием. Можно наблюдать, что новое понятие героизма вторгается в старую композиционную систему и начинает ее нарушать. Герой совершает поступки, не связанные с основной нитью повествования, даже нарушающие и замедляющие его течение, но внутренне необходимые для создания его полного облика. Эти поступки состоят в том, что герой в разных формах спасает кого-нибудь из беды.
Русские были участниками величайших исторических потрясений европейско-азиатского средневековья. Борьба с татарами потребовала напряжения всех сил народа. Теперь народ уже но мог довольствоваться песнями, в которых герой поражал чудовищного змея, хотя он и не забыл об этих песнях и продолжал их художественную обработку. Появились новые песни о борьбе с историческими, реальными врагами. Традиционны в этих песнях только их былинная форма и способ исполнения. В них народ создал образы героев, защищающих величайшее достояние и святыню - свою отчизну. Характер этих героев не создан традицией и не выводим из нее. Он выкован в конкретной исторической борьбе и воплощает лучшие, героические качества народа.Группа этих былин - более поздняя, чем группа былин о сватовстве героя или о его борьбе с чудовищами.

Былины - народные песни о подвигахбогатырей , сохранившиеся на севере России в памяти певцов-сказителей. Эпические песни, в которых воспеты героические события. Былины художественно обобщили действительность 11- 16 веков.

Записывали былины преимущественно в 19 и 20 веках на Русском Севере – их главном хранителе: в бывшей Архангельской губернии, в Карелии, на реках Мезень, Печора, Пинега, на побережье Белого моря, в Вологодской области. Кроме того, начиная с 18 века былины записывали среди старожилов Сибири, на Урале, на Волге и в центральных русских губерниях. Отголоски былин сохранили казацкие песни на Дону, Тереке, Нижней Волге, Урале.

Содержание былин разнообразно. Науке известно около 100 сюжетов, всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована. Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. Идея героических былин – прославление единства и независимости Русской земли, в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личностные пороки. Былины осуждали социальную несправедливость, произвол княжеской власти. В народе былины называли «стАринами», «старИнками», «старИнушками». Термин «былина» - чисто научный, он был предложен в первой половине 19в И.П. Сахаровым. Слово «былина» было взято им из «Слова о полку» и искусственно применено для обозначения фольклорного жанра, чтобы подчеркнуть его историзм.

Воспевая в былинах те или иные события, сказители никогда не уподоблялись летописцам, они не стремились передать хроникальной последовательности событий, а изображали только центральные моменты. Певцов привлекало не точное фиксирование истории, а выражение ее народных оценок, отображение народных идеалов.

Былины донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Батыя, Тугоркана). Так эпический князь Владимир Красно Солнышко совместил Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Добрыня Никитич, дядя Владимира Святославича, жил в 10-нач.11 вв. о нем есть летописные упоминания. Например, былинный Добрыня – сват Владимира Святославича. В этой роли исторический Добрыня выступил в 980г, когда Владимир решил жениться на полоцкой княжне Рогнеде.

В 12в. В Новгороде ил купец по имени Сотко. Садко – герой новгородских былин.

Илья Муромец в русских письменных источниках упоминается в 16в, а в немецкой устной традиции он известен с 13в. Согласно некоторым преданиям, в Киевско-Печерской лавре находилась гробница с мощами Ильи Муромца. Возвышению Ильи Муромца над другими богатырями способствовало то, что он – выходец из Северо-Восточной Руси, оторая с 12в среди древнерусских земель стала играть ведущую роль.

Путилов. Русский историко-песенный фольклор.

Былины- произведения, сюжеты которых являются результатом худ.вымысла. в основе этого вымысла всегда лежит историческая действительность, но не в виде конкретных событий и фактов. Эпос есть художественное обобщение исторического опыта народа целой эпохи. В этом обобщении на первом плане- ист.идеалы народа.

ИСТОРИЯ СОБИРАНИЯ. Значительную трудность создает то обстоятельство, что до нас не дошло, а может быть вовсе не имелось, записей былин ранее начала XVII века. Самые старшие Б. записи имеют всего лишь 300-летнюю давность. Принимая же во внимание неизбежную изменчивость всякого фольклорного текста в устной передаче из поколения в поколение, приходится признать, что даже наши древнейшие записи Б. не сохранили Б. в их первоначальном содержании и форме. Более поздние записи былин, сделанные учеными собирателями из уст народа в XVIII-XX вв., вполне естественно включили в себя ряд еще дальнейших «наслоений» и подверглись бо́льшим или меньшим изменениям и привнесениям со стороны длинного ряда поколений отдельных сказителей. Восстановление первоначального вида каждой Б. и ее дальнейшей эволюции может быть (и то относительно) сделано лишь на основании внимательного сравнения и сопоставления всех дошедших до нас вариантов Б. как старых, так и новых записей.

Этим объясняется, почему ученые фольклористы так дорожат каждой старой рукописью с былинным текстом и каждой новой записью Б. на один и тот же сюжет. Б. сюжетов насчитывается всего около 40, записей же Б. текстов сейчас накопилось свыше 1 500 номеров.

Древнейшей записью русских эпических песен является запись исторических песен, почти современная воспеваемым в них событиям, сделанная для англичанина Ричарда Джемса, жившего в России в 1619-1620. Собственно Б. текстов в рукописях XVII в. дошло до нас пять. Самым древним рукописным текстом является «Сказание о киевских богатырях, как ходили в Царьград и как побили цареградских богатырей и учинили себе честь» (в конце текста это «Сказание» названо «Богатырским словом»). Этот и им подобные рукописные тексты Б. XVII в. надо рассматривать вместе с другими рукописными Б. текстами XVIII и начала XIX вв.

От середины XVIII в. дошел до нас замечательный сборник былин, составленный казаком Киршей Даниловым для уральского богача заводчика Демидова и заключавший в себе свыше 70 песен.

Открытие богатств русского Б. эпоса падает на 60-70-е гг. XIX в. В 1861-1867 вышли в свет «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (224 номера Б.), а в 1872 - «Онежские Б.», записанные в 1871 А. Ф. Гильфердингом (318 номеров).

В течение 1862-1874 выходили выпуски посмертного труда «Песни, собранные П. В. Киреевским» (всего 11 тт.).

два сборника: Н. С. Тихонравова и В. Ф. Миллера, Молодые тогда ученые собиратели совершили поездки за Б. в разные края этой обширной губернии; в результате наука обогатилась обстоятельными сборниками Б.: А. В. Маркова, «Беломорские Б.», М., 1901 (116 номеров); А. Д. Григорьева (всего 424 номера), «Архангельские Б. и исторические песни», т. I, М., 1904 и т. III, M., 1910 (том II не вышел) и Н. Е. Ончукова, «Печорские Б.», В Саратовском крае (М. и Б. Соколовы и другие - 24 номера), в Сибири (Тан-Богораз, Гуляев и др. - 27 номеров); довольно значительный Б. материал записан у казаков донских, терских, уральских, оренбургских (собрания Листопадова, Арефина, Догадина, Железновых, Мякушина, Панкратьева, Карпинского - сведения обо всех этих записях объединены в ст. В. Ф. Миллера - «Казацкие эпические песни XVI и XVII веков» в его «Очерках народной словесности», т. III, М., 1924).

Классификация былин:

будут различаться былины богатырские от Б.-новелл, как их уже давно Вс. Миллер различал по содержанию. В былинах богатырских движение отличается центростремительностью к главному действующему лицу - богатырю. Развивается оно не всегда прямолинейно, а очень часто с внезапными сдвигами в противоположную сторону. Излюбленным приемом богатырской Б. является прием антитезы (Илья, вопреки предостерегающей надписи на распутье трех дорог, едет по ним и своими действиями опровергает эти предостережения; Добрыня не слушается наставлений матери и купается в Пучай реке и т. д.). Аналогично приему антитезы в развитии действия в богатырских былинах видим тот же прием контраста и в организации образа Б. героев. В начале Б. герой не дооценивается, даже опорачивается, враг кажется значительнее его, сильнее, затем все это 13 сразу опровергается дальнейшим, тем более финальным моментом богатырской Б.: богатырь один расправляется с многотысячной враждебной силой. Контрастно например обрисованы такие пары, как Илья и Идолище, Потаня и Кострюк, Добрыня и Змей и др. Для богатырской былины чрезвычайно характерны различные формы гиперболизации как внешнего вида былинных героев и их атрибутов, так и их действий, подвигов.

Б.-новеллы (Чурила и Катерина, Алеша и Добрыня, Хотен Блудович и др.), в отличие от богатырских Б., включают значительно больше элементов чисто драматического действия. Не малую роль в поэтике Б. играют различные формы диалога, причем в богатырской, воинской Б. диалог, или вообще прямая речь, менее употребительны, чем в Б. новеллистической, для к-рой диалогическая форма изложения в значительной мере является формальным признаком особого Б. жанра. Диалог выполняет существенную динамическую функцию в строении Б. - он в значительной мере двигает действие в Б.

Былины объединяются в циклы еще и:

По времени

По территории

По героям

Киевский и новгородский циклы

Билет 27. основные сюжеты русских былин. Новгородский и киевский циклы.

Сюжеты былин. Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ).

Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович , Состязание с Чурилой ).

Основные былинные герои. Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе.

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Былины делятся на:

    Киевские .

Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, пр дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.

Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой. Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев. По пути он совершил свои первые подвиги: разбил вражеские войска под Черниговом, освободил дорогу от соловья-разбойника.

После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни – воинское служение Руси.

Богатырский подвиг Добрыни изображает былина «Добрыня и змей» - рассказ о том, как на Пучай-реке Добрыня одной шляпой отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась и предложила заключить мир. Добрыня отпустил змея, но потом увидел, как тот схватил княжескую дочь и отправился ее выручать. В этот раз бой был долгим, но Добрыня одержал победу.

К числу популярных жанров фольклора относятся сказки и былины. Несмотря на то что они очень похожи, эти жанры имеют каждый свою специфику и были написаны с различными целями. Рассмотрим, в чем сходство и различие сказки и былины.

Краткое знакомство с жанром сказка

К числу популярных жанров русского фольклора следует отнести сказки. Сначала появились сказки о животных, потом - волшебные и социально-бытовые. В чем специфические особенности жанра?

  • Изложенные в ней события воспринимались как вымысел.
  • Цель написания - поучительная, реже - развлекательная.
  • Форма изложения - проза.

Чаще всего сказки передавались «из уст в уста», вот почему конкретных авторов не имеют. Каждый рассказчик мог что-то подзабыть или, наоборот, добавить, поэтому тексты имели множество вариантов.

Описание былины как жанра

Еще один интересный народный жанр - былина, эпическая песня, главными героями были богатыри, князья и прочие защитники простого народа. Противники их нередко наделялись могучей силой. Так, Змей Горыныч - трехголовое чудовище, изрыгающее огонь из своих ненасытных пастей, брал в плен целые деревни русичей.

Выделим коротко ключевые черты жанра:

  • Поэтическая форма повествования, чаще всего тексты писались тоническим стихом с четным числом ударений (2-4).
  • Наличие четкой структуры: запев - зачин - экспозиция - концовка.
  • Герои нередко имели реальные прототипы или воспринимались народным сознанием как воплощение зла.

В целом жанр этот был любим русским народом, ведь в текстах добро всегда одолевало зло.

Общие черты

Рассмотрим сходства и различия сказки и былины. Прежде всего выделим общие черты, присущие обоим жанрам:

  • Отсутствие авторства.
  • Первоначально существовала лишь устная форма изложения.
  • Использование традиционных формулировок и шаблонов.
  • Отображали особенности жизни и быта людей своей эпохи.

Таковы основные сходства сказки и былины. Различия будут описаны ниже. Также отметим, что оба жанра использовали образы фантастических персонажей, которые чаще всего воплощали собой зло (Змей Горыныч в былинах, Баба-яга и Кощей - в сказках).

Различия

Рассматривая, какие сходства и различия сказки и былины выделяют, отметим, что они были созданы с различными целями:

  • Сказка - для поучения и увеселения слушателей.
  • Былина - для воспевания подвигов богатырей.

Далее, говоря о сходствах и отличиях былины и сказки, следует отметить, что в них действовали различные персонажи. На первый взгляд и те, и другие - объекты вымысла. Однако в сказках герои изначально воспринимались как придуманные. В былинах они нередко имели реальную историческую основу и воплощали в себе идеальные качества народных защитников.

Следующее сходство и различие сказки и былины - в сюжете текста. В былине воспевались подвиги, какие-то исторические события, важные для всего народа, чего не было в сказочных текстах. Последние нередко посвящались конкретному персонажу и его судьбе.

Пример сравнения

Чтобы еще лучше понять, в чем сходство и различия сказки и былины, сравним два текста - «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Марья Моревна». Оба произведения очень интересны и имеют увлекательный сюжет, знакомство с которым будет полезно и детям, и взрослым.

В глаза бросается первый признак, отличающий тексты: сказка изложена прозой, былина - особым стихом.

Далее рассмотрим другие сходства и различия сказки и былины. В начале текстов присутствует указание на место действия. «В некотором царстве, в некотором государстве» - так начинается «Марья Моревна», формула для жанра традиционна и лишена конкретики. А «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» прямо говорит о том, где разворачиваются события - город Чернигов.

Следующее сходство и различие сказки и былины - главные герои. Вроде они оба - и Иван-царевич, и богатырь Илья - смелы, решительны и отважны, но главной целью Ильи является бескорыстный подвиг ради спасения родного народа, а Иван при всех своих положительных качествах все же действует в собственных интересах - желая вернуть себе утраченную супругу.

Особенности изложения

Рассматривая сходство и различия былины и сказки как жанров русского фольклора, следует отметить, что обе они использовали устойчивые обороты, переходящие из текста в текст:

  • «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
  • «Черным-черно», «серый зверь да не прорыскиват».

Их применение не только создавало особую поэтику, но и помогало запомнить довольно объемные произведения.

Также часто применялись постоянные эпитеты: «добрый молодец», «силушка богатырская», «дорожка прямоезжая».

Сходства и различия сказок и былин говорят о том, что это различные фольклорные жанры, но имеющие много общих черт.