Кто же его посадит. Цемент заменили хлебной закваской


памятник котёнку с улицы Лизюкова в Воронеже

Памятники бывают разные: историческим личностям, знаменательным событиям и политическим деятелям. Но, как это ни парадоксально, любимыми становятся те, что воздвигнуты в честь персонажей вымышленных. Особенно популярны герои кинофильмов и мультфильмов, чьи имена часто становятся нарицательными, а цитаты - крылатыми.
20 мая на Яндексе закончился конкурс "Он же памятник!", по мотивам которого я и сделала этот пост. Можно зайти вот сюда:........ и посмотреть, как распределились голоса между претендентами и какие есть вообще памятники в природе...



Ша..!!..Парниша..!!... Гостиница "Юность"...м.Спортивная...г.Москва


Большая Мэрилин (Чикаго). 8-ми метровая статуя Мэрилин Монро весом 15 т стоит на огромной решётке вентиляции, и взметнувшееся вверх платье кажется невесомым в восходящем потоке воздуха.


Львёнку и черепахе. Московская обл., Раменское.


Скульптурная группа "Адам, Ева и Змей-искуситель" находится в уединенном почти райском уголке парка у метро "Проспект Вернадского" в Москве.


На Фрунзенской набережной в Москве был открыт памятник «Есть такая профессия - Родину защищать», созданный по мотивам советского фильма «Офицеры».


Гонконг. Аллея звезд. Памятник Брюсу Ли


Шерлок Холмс и доктор Ватсон. В Москве на Смоленской набережной возле посольства Великобритании


Моргалы выколю... Памятник Евгению Леонову в образе Доцента возле Мосфильма


в Петербурге был открыт памятник Остапу Бендеру.


Весёлый клоун в Москве, непосредственно напротив цирка на Цветном бульваре


Питерский Ангел в Санкт-Петербурге


"Вот оно - счастье!" памятник в Барнауле


А. С. Пушкин и герой его романа Евгений Онегин. Им есть о чем поговорить г. Йошкар-ола


Памятник цветочнице. Это памятник продавщице цветов Берте Клингберг (1898-2005). “Шверинскую цветочницу” знали многие, её всегда можно было увидеть на городской площади, одетую в национальный костюм и с корзинкой цветов. г. Шверин, Германия.


"Учителями славится Россия"...памятник первой учительнице в гор. Красноярске


"За двумя зайцами". Памятник Проне Прокоповне и Голохвастову - памятник персонажам кинокомедии «За двумя зайцами» расположенный в Киеве на Андреевском спуске.


Памятник студенческой молодежи на площади перед Кировоградским национальным техническим университетом.


памятник Гулливеру во дворе филфака Госуниверситета в Санкт-Петербурге


"Щас спою" памятник Волку из мультфильма "Жил был пёс"


Удивительная скульптура в виде бесхвостой кошки, сидящей на ножницах на набережной Яузы в Мытищах.


памятник бездомной собаке в гор. Тюмень


Памятник Водовозу расположился на территории Главной водопроводной станции Санкт-Петербурга


памятник жене моряка на набережной в Новороссийске


"Белая невесточка." Памятник на набережной в гор. Геленджик


Морские стражи в дозоре... памятник на набережной в гор. Новороссийск


памятник Лиде и Шурику из фильма "Операция Ы..." в гор. Краснодар


Памятник жене моряка. Установлен на территории Морского вокзала в Одессе.


Скульптура «Странник», созданная из нескольких сотен металлических букв, на берегу бухты Антиб. 8-метровая фигура человека, который обхватил колени руками, смотрит на море


памятник Новгородочке в Великом Новгороде


памятник мудрой Сове из советского мультфильма в гор. Хабаровке


памятник бедному ослику, стоит в парковой зоне гор. Хабаровска


памятник почтальону Печкину в Колпино


"Киса и Ося были тут". Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову г.Чебоксары


памятник Владимиру Высоцкому во Владивостоке


"Трус, Балбес и Бывалый" памятник в Перми


г. Кемерово. Скульптурная композиция «Колыбель» Эта скульптурная композиция-символ признательности всем матерям, оберегающим, лелеющим и воспитывающим своих детей. Ведь "рука, качающая колыбель, правит миром".


памятник "Даме с собачкой" в Могилёве


"Благородство времени." Андорра. Сальвадор Дали.


г.Новокузнецк. "Сосиска дружбы". из советского мультфильма, когда щенок Шарик и котенок по имени Гав стоят друг напротив друга и едят одну сосиску на двоих. Установлена рядом с недавно открывшимся магазином мясных продуктов.


Пара гнедых на улице в гор. Тобольск


памятник Ершову и героям его сказки установлен вблизи Тобольского кремля


памятник "Признание в любви" в Тольятти


"Памятник Семье" в гор. Саранск


Сказка детства... Памятник Буратино установлен в г.Самара


"потерялся..."...памятник кошелёчку в городе Краснодаре


"Детские забавы" памятник на одной из улиц Сингапура


"Размышление." памятник в Китае


Паустовский на берегу Оки


Крупнейшая омская предпринимательница М. А. Шанина была одной из первых женщин в Омске, вошедших в купеческую элиту, в её первую гильдию.


Памятник бабушке, торгующей семечками установлен у входа на Комаровский Рынок в Минске


В г. Кострома есть памятник - совсем маленький. Это бассет-хаунд. Рядом копилка.


Возле аэропорта в Ростове-на-Дону пасутся металлические лошади.


Памятник игрокам в нарды в г.Владикавказ.


"Рисующий мальчик", Великий Новгород


памятник в парке «Бобровый лог» под Красноярском. Волк умеет "говорить" - его словарный запас составляет девять фраз, которые он произносит каждому нажавшему на медаль, расположенную на его животе.


"Всенародная тройка" в Иркутске


памятник любимому персонажу из мультфильма "Ёжик в тумане"... гор. Киев.


Памятник Св. Георгию находится в скале при въезде в Алагирское ущелье, РСО-Алания.


Витебск. Уличный музыкант


Витебск. САПОЖНИК.


МАРК ШАГАЛ. Витебск. - от моего читателя . Спасибо!


"Гномы". город Сочи

Честно говоря, если бы мне пришлось судить, то я бы без разговора отдала первое место памятнику, что на первом фото в моём посте - памятнику котёнку с улицы Лизюкова. Но... первое место занял в конкурсе на Яндексе "Он же памятник!" вот этот:


Автор проекта – местный скульптор Владимир Долгов – представил первого гомельчанина в виде охотника, приставшего к берегу в поисках дичи.
Рядом с человеком в лодке – лесная рысь, символ Гомеля.

Счастья вам, дорогие, друзья! Полный мешок денег, как у этих гномов в Сочинском дендрарии! Не в деньгах счастье, я понимаю. Но всё-таки хорошо, когда они есть!

"Кто ж его посадит? Он же памятник!" - так, помнится, восклицал один из героев фильма "Джентльмены удачи" по поводу монумента М.Ю. Лермонтову. А скульпторы и архитекторы уже давно и ставят, и сажают известных писателей и поэтов в самых замысловатых положениях и самых необычных компаниях.

Сегодня мы совершим с вами небольгое путешествие по памятникам. В каждой стране, в любом городе есть фонтаны и скульптуры, посмотреть на которые съезжаются туристы со всего мира. Также почти в каждом городе есть памятники известным политическим деятелям и историческим лицам, писателям. Но только в последние годы стали делать памятники, которые вызывают улыбку у прохожих и желание с ними сфотографироваться. Есть такие скульптуры и Нижнем Новгороде, в основном они расположены на нижегородском Арбате - улице Большая Покровская. Это исторический центр нашего города, пешеходная улица, где любят гулять многие горожане и гости нашего древнего города. В самом начале улицы вас встречает Городовой, как бы следя за порядком.

На пересечении улиц стоит опершись на велосипед нижегородский почтальон.

И еще много других персонажей встретятся вам на пути, но да речь сейчас не о них.

Появились памятники еде, вещам, персонажам фильмов и мультфильмов, нашим чувствам и порокам, выраженным в металле, дереве или гипсе.

Эти необычные скульптуры превратились в самостоятельные достопримечательности, о которых пишут в новостях, и посмотреть на которые съезжаются горожане и жители других городов.

Среди них есть и памятники книге, но памятников собственно читателю немного.

В общем, судите сами...

На улице Большая садовая города Ростов-на-Дону установлен Памятник читателю «Вечерки».


Памятник расположен рядом со зданием газеты «Вечерний Ростов». Хотя, наверно, не правильно его называть читатель, лучше читатели. Ведь собака также пытается заглянуть в газету.

Памятник «Наш читатель» Актоба, Казахстан. Идея открытия уникального памятника принадлежит творческому коллективу актобинской независимой газеты «Диапазон». Авторами «Нашего читателя», как прозвали актюбинские журналисты необычную скульптуру, стали местные художники. Взрослый импозантный мужчина с аккуратной бородкой, в костюме и при галстуке сидит нога на ногу и вдумчиво всматривается в строки газеты. Именно таким увидели актобинцы того порой безымянного читателя, которому адресуются все написанные слова и для которого работают кудесники пера. Ибо нет для пишущих людей большего наказания, чем статья или книга, не нашедшие адресата. Теперь бронзовый читатель, несмотря на погоду и время суток, будет постоянно находиться у входа в редакцию «Диапазона», сидя на лавочке и держа в руках раскрытую толстую газету.


Скульптурная композиция «Памятник одесскому читателю» открыта 1 апреля 2005 года, автор-скульптор О. Черноиванов. Представляет собой ироническую копию памятника основателям Одессы работы скульптора Б. Эдуардса и архитектора Ю. Дмитриенко, установленного на Екатерининской площади в конце XIX века и под горячую руку демонтированного большевиками.

Учитывая сложившиеся политические обстоятельства, центральная фигура композиции, императрица Екатерина, изучает русско-украинский разговорник. Автор генерального плана города Деволана читает «Путеводитель по Одессе», дабы сопоставить свой проект с реальностью. Остальным персонажам повезло гораздо больше: Дерибас знакомится с творчеством Жванецкого, в руках Григория Потемкина «Конармия» Бабеля, у Платона Зубова – «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.



"Памятник маленькому читателю " находится возле филиала Национальной библиотеки Украины для детей. По непонятным причинам Маленький Читатель заперт в клетке. Наверное таким образом родители заставляют его учить уроки.


Скульптурная композиция "Студенты" , изображающая Шурика и Лиду, героев фильма Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", установлена 30 апреля 2012 года в центре города Краснодар. Авторы - краснодарские скульпторы Алан Карнаев и Валерий Пчелин. Высота бронзовой скульптуры - 185 сантиметров. Вес - около 300 кг.

Создатели памятника выбрали один из самых выразительных моментов комедии: бронзовая Лида идет быстрым шагом, углубившись в конспект с лекциями, а Шурик со стопкой книг заглядывает ей через плечо. Кажется, будто бронзовые Шурик и Лида идут по бульвару рядом с прохожими. По задумке скульпторов, студенты как раз проходят по бронзовому люку. Его вмонтировали в булыжную мостовую бульвара.

Установлена скульптура в Краснодаре на ул Красная, около здания Кубанского технологического университета.


Памятник читателю появился также и в самом центре Нижнего Новгорода в сквере на площади Минина и Пожарского: на скамейке у фонтана расположился господин в сюртуке и котелке с высокой тульей, поглощенный чтением газеты.



Декоративную скульптуру "вечного читателя", взгляд которого навсегда прикован к одной из страниц, подарила городу местная газета, публикующая бесплатные объявления. Администрации города и Нижегородского района поддержали инициативу газетчиков, и даже приняли участие в церемонии установки этой скульптуры. Памятник не нарушает гармонию и настолько хорошо вписывается в пространство, что рядом с "читателем" из металла на скамью присаживаются юные абитуриентки с конспектами и студенты, у которых завершается летняя сессия.

Нижний Новгород – читающий город. Здесь выходит более трех десятков самых разных печатных изданий, имеющих своих читателей. И даже если под мощным натиском высоких технологий остановятся печатные станки, и все газеты исчезнут, уступив место электронным версиям, памятник не даст забыть, что когда-то каждый из нас выстаивал очереди к окошку газетного киоска, чтобы взять в руки свежий номер любимой газеты, еще пахнувший типографской краской.

Возможно есть еще памятники читателям, попробуйте дополнить мой список.
А еще я вам предлагаю заглянуть на сайт "Памятники и фонтаны", который познакомит вас с самыми необычными памятниками начиная от писателей, кончая буквами алфавита.

Кто ж его посадит? Он же памятник!

Несчастливая все-таки судьба у памятников в России. Зачастую с уходом очередной эпохи, памятники слетают со своих пьедесталов и отправляются на переплавку.

НИЖНИЙ ТАГИЛ

Интересна судьба знаменитого памятника, посвященного Николаю Никитичу Демидову в городе Нижнем Тагиле. Это был огромный помпезный монумент работы французского скульптора Ф-Ж Бозио.

Монумент был действительно великолепен. Пять скульптурных композиций, десять фигур, отлитых из бронзы, пьедестал из пород тагильского мрамора. Сначала монумент был установлен перед Никольской церковью, но потом перенесен на Предзаводскую площадь, организуя пространство, от него отходили три луча улиц. Четыре композиции по углам посвящены жизни Демидова от детства-отрочества до зрелых лет. Центральная часть это Демидов, который принимает благодарность то ли от музы Нижнего Тагила, то ли от благодарной России, что тут подразумевал скульптор? А тагильчане незамысловато считали, что это собственно жена Демидова а вокруг его дети.

Памятник "эксплуататору трудового народа" достоял так до революции, а потом в 1919 году фигура Демидова исчезла, как будто он просто ушел, освободив место новым хозяевам. Эпоха Демидовых казалось бы безвозвратно закончилась. Позднее "пропавшего горнозаводчика" обнаружили в Москве и отправили на переплавку. Та же судьба постигла остальные фигуры. Бронза была ценным материалом.

Но вот закончилась советская эпоха. И уже на свалку истории отправляются советские символы. Новое время требует новых героев. Появилось модное заграничное словечко "бренд". Тут-то и вспомнили про отцов-основателей. И уже как-то стараются не вспоминать про жестокую эксплуатацию работного люда.

ЧЕЛЯБИНСК. памятник "УШИ"

Памятник физику Курчатову уроженцу Челябинской области (г.Сим, до революции Симский завод Уфимской губернии) в Челябинске, в народе прозванный "Уши". Справа легко-атлетический комплекс имени Елесиной. Когда какой-нибудь приезжий спрашивает что это за две скалы, местные острословы отвечают "Неужели не узнали? Две башни-близнецы в Нью-Йорке и Бен Ладен!"

ЕКАТЕРИНБУРГ памятник "ПОД ВАРЕЖКОЙ"

Памятник добровольцам танкового корпуса "Тыл фронту" на привокзальной площади в Екатеринбурге, в народе прозванный "Под варежкой". Это первое, что видят приезжающие в город по железной дороге. Это место, где обычно назначают встречу отъезжающие куда-нибудь на электричке студенты, школьники. "Где встречаемся?" "Под варежкой!" Я училась в УрГУ в 80-е. И мы были в стройотряде и там встречались не раз. Памятник на самом деле красив и суров, один из лучших в Екб, пожалуй один из самых узнаваемых символов города. К сожалению многие местные не знают, что там захоронена земля из Орла, Львова, Праги и Берлина, опаленная кровью наших солдат-танкистов.

Чук и Гек.

Так в народе прозвали памятник отцам-основателям Екатеринбурга.

Надпись внизу гласит, что памятник Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. Говорят, что на самом деле в шляпе стоит де Геннин. Хотя какая разница, если они как близнецы. Портретного сходства с оригиналами нет никакого.

ОРЕНБУРГ - памятник "ПЕДАЛЬ"

Фото Педаль - Пушкин и Даль

Памятник двум великим русским людям - Пушкину и Далю - установлен в Оренбурге, в парке. Горожане сокращенно памятник называют "Педаль". Здесь излюбленное место встреч молодежи. Ну, то есть примерно так: "Где встретимся?" - "В 8 у Педали".

ЧЕЛЯБИНСК

Памятник "Сказ об Урале" на привокзальной площади в Челябинске несколько зим подряд наряжали в костюм Деда Мороза. На шубу ушло сто метров ткани. Обряжали памятник в новогодний наряд альпинисты. Это был самый большой кафтан Деда Мороза, он даже занесен в книгу рекордов Гиннеса. Но эта идея встретила противоположные мнения у горожан. Одни посчитали ее забавной, другие наоборот были возмущены.

Урал изображен в виде былинного богатыря вырубленного в граните. Он олицетворяет силу и мощь уральских мастеров. Этот памятник был навеян скульптору Виталию Зайцеву сказами Бажова. На постаменте всем известная строка поэта Твардовского: "Урал - опорный край Державы, ее добытчик и кузнец..."

Сегодня ему было бы 82 года. Он родился 13 октября 1934 года. Отцом Савелия был известный адвокат Виктор Савельевич Крамаров. Когда Савелию было 4 года, его отец был арестован НКВД по обвинению в антисоветской агитации и осуждён на восемь лет. Срок заключения он отбывал на лесоповале в Усвитлаге.

Савелий жил с матерью Бенедиктой (Басей) Соломоновной в коммуналке. Его мать была вынуждена развестись с мужем, чтобы не лишиться работы. В 1946 его отец был освобождён из мест заключения и ненадолго приехал в Москву повидаться с семьей. Остаться в Москве ему было нельзя, и он вынужден был переехать в Бийск, где проживал до 1950 года. Затем его снова арестовали и сослали на поселение в Красноярский край. Там вскоре погиб. По официальной версии совершил самоубийство.

Когда Савелию было шестнадцать лет, его мать умерла, он остался на попечении её братьев. Брат отца из Львова, также оказывал ему помощь. В школе Савелий учился неважно, часто дрался, пропускал уроки, посещая вместо них кинотеатр, куда его бесплатно пропускала соседка по коммунальной квартире тётя Дуся, которая работала там контролершей. Именно тогда у Крамарова появилась страсть к театру.

После окончания школы Савелий Крамаров сделал попытку поступить в театральный институт, но туда его не приняли, тогда он подал документы в Московский лесотехнический институт. В 1954 году во время обучения в институте он поступил в Центральный Дом работников искусств, в театральную студию «Первый шаг». Несмотря на большой конкурс, ему удалось поступить с первого раза.

АКТЁРСКАЯ КАРЬЕРА

Первым фильмом, в котором снялся Савелий Крамаров, был «Ребята с нашего двора», там он сыграл хулигана Ваську Ржавого. После фильма «Друг мой, Колька!», в котором он сыграл хулигана Пименова, актёр получил признание. Впоследствии эту роль Крамаров называл самой лучшей в своей карьере.

Благодаря нескольким удачным ролям актёра стали приглашать известные режиссёры. Он был буквально нарасхват и даже иногда отказывался от ролей. Огромный успех принесла актёру роль в фильме «Неуловимые мстители», он появился в кадре всего несколько раз, произнес фразу «А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И - тишина!» Эта фраза впоследствии стала крылатой.

Возвращенец Савелий Крамаров

К началу семидесятых годов, Крамаров снялся более чем в 30-ти фильмах и был одним из популярнейших комедийных актёров. Одна из самых известных его ролей – Косой (Федя Ермаков) в фильме «Джентльмены удачи»

В 1972 году Крамаров поступил в ГИТИС на актёрский факультет. А в 1974 получил звание “заслуженный артист РСФСР”. Период с 1971 -1975 можно считать золотым в кинематографической карьере Савелия Крамарова, в эти годы он сыграл свои лучшие роли. Среди которых: Пётр Тимохин в «Большой перемене», изобретатель Прохор в «Этой весёлой планете», дьяк Феофан в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Однако позднее актёр попал в немилость к начальству, и снимать в фильмах его перестали.

ЭМИГРАЦИЯ

Лишённый возможности работать Крамаров стал подумывать об эмиграции. Из страны его долгое время не выпускали и не давали возможности работать по специальности. В 1981 году он написал письмо президенту США Рональду Рейгану, в прошлом также актёру. В письме он рассказал о своём сложном положении и просил помощи. Это письмо было трижды зачитано в эфире радиостанции «Голос Америки». В октябре 1981 года ему всё же позволили покинуть страну.

Эмиграция в США

В 1982 актёр переехал в США. Крамаров поселился в Лос-Анджелесе у своего старого знакомого - артиста Ильи Баскина, вместе с которым он снимался в фильме «Большая перемена». Карьеру актёра он продолжил. В 1984 году снялся сразу в трёх фильмах: «Космическая одиссея 2010», «Оступившийся парень», «Москва на Гудзоне». В течение следующих 10 лет ещё в девяти фильмах. На родину Савелий Крамаров приезжал два раза, в 1992 на кинофестиваль «Кинотавр» в качестве почётного гостя и в 1994 году.


ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

В молодости актёр не был избалован женским вниманием. На выпускном вечере он пытался пригласить на танец свою одноклассницу Наталью, в которую был влюблен. Наташа, презрительно оглядела его старенький костюм и стоптанные туфли, отказала ему и демонстративно отвернулась. В 70-х годах актёр часто он прогуливался возле модных магазинов, поигрывая ключами от своего автомобиля Фольксваген, надеясь таким образом познакомиться с девушкой. Однако девушки внимания на него не обращали, воспринимали его как дурачка. Официально Савелий Крамаров был женат три раза. Первой его женой стала однокурсница из ГИТИСа по имени Людмила. Со второй гражданской женой Марией Савелий прожил 13 лет. В 1986 году актёр женился третий раз на женщине по имени Марина, которая родила ему дочь. Девочку в честь матери отца назвали Басей. Его последней женой была Наталья Сирадзе.

БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ

В январе 1995 года Савелий Крамаров обратился к врачу по поводу боли в животе. При обследовании у него обнаружили рак. В феврале 1995 ему была сделана операция и назначена химиотерапия. В результате осложнения у него начался тромбоз и произошёл инсульт. Актёр ослеп, потерял речь и был парализован. 6 июня 1995 года он скончался в клинике города Сан-Франциско. Похоронен был на еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности» недалеко от Сан-Франциско. Могила Савелия Крамарова В октябре 1997 года на его могиле был установлен памятник по макету скульптора Михаила Шемякина. Памятник выполнен в виде гримерного столика, на нём разложены маски несыгранных актёром ролей и лежит раскрытая книга, в которую записаны названия его любимых фильмов: «Неуловимые мстители», «Друг мой, Колька!», «Двенадцать стульев», «Джентльмены удачи», «Большая перемена». В левой части памятника занавес, а справа портрет актёра. Первая › Знаменитости › Российские актеры

Лена ИОНОВА, Евгений ЧЕРНЫХ

Савелия Крамарова вогнал в могилу здоровый образ жизни

«На протяжении многих лет Савелий строго, даже фанатично, заботился о своем здоровье, — вспоминала его американская жена Марина Крамарова («Одесский вестник», 23.12. 1995г). — Он тщательно, можно сказать, скрупулезно изучал все предписания и рекомендации диетологов и основы восточной медицины. В кухонных ящиках и на стенах были развешаны многочисленные рецепты здоровья. Он делал абсолютно все возможное, чтобы дожить до глубокой старости, не болея. И шутил: Это первый эксперимент как дожить до 120 лет здоровым.

Проснувшись утром, он пил чай из целебных трав. После этого помолится Богу и бежит к океану (он жил в Сан-Франциско в нескольких кварталах от океана). Большую часть года плавал. Пробежка, зарядка на свежем воздухе, после чего первый завтрак — свежие разнообразные фрукты. Затем гигиенические процедуры и второй завтрак — большой салат из свежих овощей. Обед был простой и однообразный. В термос Савелий засыпал крупу (каждый день разную), заливал ее крутым кипятком, и через несколько часов обед был готов. В кашу добавлял очищенное оливковое масло, мед, иногда зерна семечек и изюм.

Ужин — опять сырые овощи, каша, соевое тофу. Все это покупалось в магазинах «Здоровье», то есть было натуральным на 100%.

По пятницам Савелий ел рыбу, которую недолго варил на пару. В течение дня пил овощные соки. Ни соли, ни сахара, ни хлеба и других мучных изделий, ни молочных продуктов, ни яиц, не говоря уже о мясе, Савелий категорически не употреблял. Он также отказывался от вареной пищи. Я часто варила овощные супы и готовила винегрет, но он и этого не ел. Правда, иногда он просил пожарить ему картошку, но без жира и без соли. Лишь изредка, на торжествах, позволял себе съесть что-нибудь вкусненькое. Время от времени он очищал организм методом голодания»

Голодал Крамаров по 10 дней. Каждое утро делал специальную йоговскую зарядку для мозга — полчаса стоял на голове. Для улучшения кровообращения. Постоянно медитировал. Играл в теннис. Не пил, не курил. Голову намазывал смесью чеснока и лука, чтоб лучше росли волосы, а тело – благовонными целебными маслами по особым рецептам. Даже в гости к американским друзьям ходил со своими баночками с едой, чайными заварками, водой. На это накладывался иудаизм с кошерным питанием. Его раввин в Сан-Франциско Йозеф Лангер утверждал, что не встречал среди звезд Голливуда столь сильно верующих людей, как Крамаров. Он отказывался от очень выгодных предложений, если те попадали на еврейские праздники, не работал в субботу, даже если ему предлагали огромные деньги. Интересовался у раввина, можно ли в субботу брать телефонную трубку, включать свет, зажигать зажигалку…

СОВЕТСКИЙ БРЭГГ

Впрочем, начались все эти «причуды» еще задолго до эмиграции в США. Двоюродный брат актера Виктор Волчек рассказывал «Экспресс-газете»: «Савва очень серьезно занимался проблемами своего питания. Много чего не ел, не пил. Ради свежих кураги, чернослива, орехов всегда ездил на Центральный рынок. А за медом — в Подмосковье. Ел фрукты и овощи в неограниченном количестве. Мяса не употреблял»

Что привело Крамарова к ЗОЖ (здоровому образу жизни)? Ведь еще в начале 70-х, рассказывал мне кинодраматург Аркадий Инин, «Савва был как все» — покуривал, позволял рюмку-другую водки.

Судя по характеру его питания, трезвости, тренировкам, голоданию, толчком к резкой перемене жизни стала книга американского натуропата Поля Брэгга «Чудо голодания». В середине 70-х она активно распространялась в СССР в самиздате: листочки с бледным шрифтом, перепечатанные под копирку энтузиастами на пишущих машинках. В нынешний век Интернета в такое трудно поверить, но так было! Самиздатовская книжка Брэгга многих в Советском Союзе тогда впечатлила. Сам Брэгг, кстати, ставил цель прожить 120 лет. Крамаров стал его фанатичным поклонником, строго исполнял все рекомендации.

Йога — явно от старшего товарища по съемкам в «Джентльменах удачи». Георгий Вицин – главный «киноалкаш СССР» — в жизни никогда не пил, не курил. Ради йоговских асан мог спокойно прервать любую съемку. Когда в 1981 году Крамаров покидал СССР, все свои самиздатовские наставления по йоге передал именно Вицину, рассказывал мне директор Музея Трех актеров Володя Цукерман.

Кстати, одной из веских причин переезда в США для Крамарова могло быть именно желание стопроцентно «жить по Брэггу» — у океана. Выполнять все Правила здоровья Учителя: бегать ежедневно по берегу, купаться в целебных волнах, принимать солнечные ванны, пить чистую воду, употреблять натуральные продукты, вдыхать чистый воздух…

Все это Крамаров получил сполна. Человек с железным здоровьем, он никогда не простужался, гордился своим накачанным гибким телом без единой капли лишнего жира. В Америке женился на эмигрантке-одесситке Марине, чьи воспоминания я приводил выше. В 53 года стал отцом дочки Баси.

Уже под 60 записался в студию бразильских танцев. Опять же следуя завету Брэгга, который любил танцевать с молодыми. Тогда же очередной раз женился. Новая супруга Наталия – на 20 лет моложе. Это тоже один из принципов натуропатов – молодые жены способствуют омоложению. Этому следовал академик А. Микулин, автор популярной в СССР книги «Активное долголетие или моя система борьбы со старостью». Он менял жен на все более молодых и умер в 90! Через несколько дней после развода с пятой, супермолодой супругой. Академик-трезвенник Ф.Углов, автор «Памятки русского долгожителя», прожил 103 года. Вторая жена была на 32 года моложе. Примеры можно продолжать.

В 60 у Крамарова заболел левый бок. Снизу. Он отправился к врачу. Актер свято верил в американскую медицину, ежегодно проходил тщательное обследование, хотя лекарств не любил, как любой уважающий себя натуропат. Доктор после анализов произнес приговор – рак прямой кишки! «Он не поверил, — вспоминала последняя жена Наталия. — Сказал мне: «Все смеяться будут: чтобы после соблюдения диеты и регулярных очищений организма такой вот диагноз!»

Увы, диагноз подтвердился. Ему немедленно сделали операцию. Химиотерапию. Вскоре последовали два инсульта. Актер ослеп. Спустя пять месяцев после операции скончался. Но даже на смертном одре постоянно спрашивал, кошерную ли пищу ему подают.

Как же могло случиться, что человек с идеальным здоровьем, образом жизни, намеревавшийся дотянуть до 120 без старости, ушел в мир иной так рано, в 60? И хотя прошло два десятка лет, до сих пор на сайтах сыроедов, вегетарианцев, бегунов, голодарей регулярно обсуждается вопрос о причинах смерти Крамарова. Мол, стоит ли изнурять себя тренировками, голодовками, постной едой, если самому Крамарову это не помогло, а возможно, даже подтолкнуло в могилу.

Последняя супруга актера во всем винит американских докторов. Мол, после операции они просмотрели деформацию сердечного клапана, тромбоз, другие осложнения… Да и химиотерапия была усиленной.

Владимир Шаинский несколько лет назад рассказывал мне, что после операции в США по поводу рака мочевого пузыря категорически отказался от любой химиотерапии. В декабре Владимиру Яковлевичу стукнет 89. Он тоже давний поклонник ЗОЖ, но не столь фанатичный. Я сам свидетель его зарядок на снегу в одних трусах. Но и горячительное он не отвергал, чему тоже не раз был свидетелем. И соучастником.

Другое мнение – организм актера не знал лекарств. Потому усиленное медикаментозное лечение ускорило трагический конец. Тот же трезвый йог Вицин, соратник Крамарова по ЗОЖУ и «Джентльменам удачи», прожил 84 года. Поболее, чем его коллеги по «Великолепной троице» Моргунов и Никулин, горячительное не отвергавшие. А мог и еще дольше прожить, считает директор Музея трех актеров Володя Цукерман. Попав в больницу, Вицин получил много лекарств. И умер. Врачи же не знают, как лечить йогов.

bank-etalon.kiev.ua


Знаменитая «джентльменская» троица: Муратов, Крамаров, Вицин

13 декабря 1971 года состоялась премьера легендарной комедии «Джентльмены удачи». С тех пор прошло более сорока лет, но интерес к любимому фильму не ослабевает. Впрочем, съемки были не менее интересными, чем сама картина

Изначально сюжет и герои были другими

Сценарная заявка Виктории Токаревой, Георгия Данелии и Александра Серого начиналась со слов: «Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актеры». Но в первоначальном распределении героев и ролей нет почти ничего общего с состоявшимся: Ролан Быков должен был играть фальшивомонетчика Миллиметра, ЮрийНикулин - профессионального альфонса и многоженца, Андрей Миронов- автомобильного угонщика Пижона, а Савелий Крамаров - мелкого карманника Косого.

Герой Леонова был майором милиции, малопохожим на добродушного воспитателя детского сада, которым стал впоследствии. Все, кроме Крамарова вынуждены были отказаться от участия в картине из-за своих дел, поэтому сюжет спешно переписали с новыми героями и стали искать для них актеров.

Сценарий стал «бестселлером»

Сценаристы Данелия и Токарева дали волю своей юмористической фантазии, используя в сценарии проверенные юмористические приемы. И успех задумки вскоре был подтвержден: 80 напечатанных для актеров экземпляров сценария разобрали уже на следующий день. Следующая партия исчезла так же быстро. Сценарий расходился, как горячие пирожки, переходил из рук в руки, порой оказываясь у совсем неожиданных читателей. Например, у начальника Министерства обороны, который хохотал так что вызывал зависть у коллег, и те звонили Данелии - просили и для себя экземпляр.

Консультантом картины был очень старательный полковник МВД Голобородько. По воспоминаниям Данелии, полковнику очень нравилось работать над картиной, поэтому он был деловитым и очень старательным. Когда выяснилось, что актер Фрунзик Мкртчян не может играть Василия Алибабаевича, а пробы на эту роль слишком затягивались (никак не могли утвердить актера - ни один из множества попробовавшихся не прошел), Голобородько пообещал уладить этот вопрос.

На следующий день Фрунзик Мкртчян звонил Данелии из Еревана, где у него был спектакль, и просил сказать милиции, что он, Фрунзик, на съемках не нужен. «Мне ихний министр уже дважды звонил, уговаривал! Если откажусь - обидятся, и ГАИ меня на каждом шагу штрафовать будет!» Вскоре на роль Алибабаевича утвердили Раднэра Муратова, который пробовался на роль начальника тюрьмы (этого персонажа вовсе убрали из сценария).

Дом «джентльменов удачи» был предназначен на снос

Поэтому, когда жильцов выселили, строение без сожалений отдали киношникам для сжигания. Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал, все меры предосторожности были соблюдены. Зато операторов пришлось буквально за шиворот вытаскивать из горящего здания - настолько они увлеклись съемочным процессом… А потом в фундаменте дома рабочие, разбиравшие стены, нашли клад. Вот только поделить его счастливчики не смогли и подрались. Кто-то вызвал милицию, и приехавшие стражи порядка конфисковали находку, а драчуны вообще ничего не получили.

Съемки заняли всего три месяца

За это время съемочная группа успела побывать и в Самарканде, и в Серебряном Бору на даче одного из членов съемочной группы (там снимали дачу профессора археологии), и в московской тюрьме строгого режима. Там актеров постоянно сопровождали милиционеры, а женщин и вовсе не пускали.

Цемент заменили хлебной закваской

Создатели фильма долго ломали голову, чем заменить цемент. Пробовали и пиво (слишком жидкое), и манную кашу (оказалась хороша лишь в горячем виде, а в холодном застывала комками: не купать же актеров в кипятке!) Тогда пригнали цистерну с хлебной закваской - отличным липким составом, который на самом деле смывался с трудом. Впрочем, это не помешало Вицину просидеть в цистерне свыше необходимого времени: актер, тщательно следивший за своим здоровьем, узнал, что состав закваски включает в себя 23 вида лекарственных трав и на 15 лет продлевает молодость. Крамаров же из-за своей клаустрофобии вовсе не полез в цистерну - этот момент в фильме замаскировали. По признанию оператора картины Георгия Куприянова - не слишком удачно…. А вот одежду актеров искупали в самом настоящем цементе.

В работе с верблюдом применялись режиссерские хитрости

Проблемы с верблюдом начались сразу же: почему-то все были уверены, что в Самарканде будет легко раздобыть верблюда. Однако найти «корабль пустыни» удалось лишь в зоопарке. Четвероногого актера зовут Алмаз (верблюд-долгожитель до сих пор живет в самаркандском зоопарке). Другой проблемой оказалось намерение посадить Леонова на спину верблюда. В итоге на верблюде ехали только Крамаров и Вицин, а Леонова вез на себе дрессировщик, прятавшийся за верблюдом. Ну и «плевок» верблюда изобразили на лице Крамарова с помощью вспененного шампуня.

На самом деле, ничего страшного не происходило. Просто актер Олег Видов, игравший в фильме таксиста, вспоминает, как тяжело было сдерживать смех во время съемок. «Савелий Крамаров сидит рядом со мной и произносит текст, а я не могу сдержать смех. Режиссер командует: «Повернись и говори с человеком!», а я не могу! У меня по лицу слезы текут от смеха, и все вокруг тоже смеются…»

Не обошлось и без киноляпов

Когда герой Леонова получает пинок в мягкое место, на штанах актера отчетливо видны следы прошлых дублей пинка. На руке Доцента вытатуированная лампочка в разных кадрах «нарисована» по разному - кое-где перевернута вверх ногами. А «наколки» героев после растирания снегом смазываются и почти превращаются в кляксы. Неясным остается «таинство» переодевания персонажей после пожара: вот они смотрят на него в женском одеянии, а потом неожиданно вновь оказываются одетыми в мужскую одежду. В конце фильма милиционеры подъезжают на черной и вишневой «Волге», а отъезжают уже на двух вишневых… Как бы там ни было, эти детали на на успех фильма и любовь к нему зрителей никак не повлияли.

Брежнев одобрил безобидный жаргон

Режиссер Александр Серый сам бывал в местах заключения (за драку с архитектором, к которому приревновал свою девушку, Александр был осужден на 8 лет, о вышел досрочно, через 4 года), поэтому уголовный жаргон знал не понаслышке. Однако из-за этого жаргона картину и «тормозили» Данелия для подстраховки разослал сценарий всем крупным милицейским чиновникам на утверждения и поправки.

И хотя милиция отнеслась к сценарию благосклонно, а глава МВД хохотал до слез, многие настоятельно рекомендовали смягчить или разбавить обилие блатной речи. Пришлось создателям фильма вводить в речь героев более невинные ругательства. Вопреки всем ожиданиям, Брежнев, посмотрев ленту, оценил юмор и сразу дал добро, заметив, что ничего страшного в блатных терминах нет - сегодня их знает каждый мальчишка.

По материалам интернета Николай Зубашенко

19:13, 29.01.2018

Что происходит на этой фотографии? Зачем памятник Александру III посадили в клетку? Кто стоял на Манежной площади вместо фонтана, кому на самом деле принадлежит «памятник невидимке», что случилось с гипсовым Радищевым и кто спас Ленина на Варшавском вокзале — об этом мы сегодня расскажем в новом тексте.

«Кто ж его посадит? Он же памятник!» — удивлялся герой Савелия Крамарова в фильме «Джентльмены удачи». Но бывает и такое.

В Петербурге почти 5000 памятников, от «Медного всадника» до шуточного Чижика-Пыжика на Фонтанке. Сегодня мы вспомним монументы, которые не пережили ХХ век или в лучшем случае потеряли законное место. Рассказываем об утраченных памятниках Петербурга — от великих князей до советских вождей.

Бегемот на комоде

Одним из самых одиозных петербургских памятников всех времён остаётся памятник Александру III, созданный в 1909 году итальянским скульптором Паоло Трубецким. Скульптуру установили перед крупнейшим столичным вокзалом - Николаевским (ныне Московский). Место выбрали не случайно: ключевой заслугой императора Александра, судя по надписи на постаменте, сочли создание Транссибирской магистрали.

1908-1909 гг - это не Троянский конь в Петербурге. Просто архитекторы примериваются, как будет выглядеть памятник Александру III на Знаменской площади.

Но петербургская публика монумент не приняла. Уже в день открытия несчастного Царя-Миротворца сопровождало улюлюкание толпы, а зеваки и газетчики упражнялись в острословии: самой популярной шуткой стал стишок «Стоит комод, на комоде - бегемот, на бегемоте - обормот». Досталось даже лошади самодержца, которой пеняли на отсутствие хвоста, а выпуклости её спины сравнивали с женской грудью.

Да нормальный памятник!

Но как это ни странно, памятник простоял после революции 1917 года почти до самой Второй мировой - демонтировали скульптуру только в 1937 году.

В советские годы над несчастным монументом всячески глумились, особенно в годовщины революции и на первомай. Здесь он, например, заключён в клетку. Вот настоящее современное искусство!

1922 г. - памятник на своём месте, хотя и с издевательской подписью на постаменте. Возможно, она его и спасла. Вместо метро «Пл. Восстания» можно видеть храм.

В каком-то смысле «обормоту на комоде» даже повезло: его так и не переплавили, а убрали в запасники Русского музея. Лишь постамент валаамского красного гранита сохранить не удалось: он пошёл в расход уже под другие скульптуры - в частности, памятник композитору Римскому-Корсакову на Театральной площади.

1994 г - перевозка памятника в Мраморный дворец, где его можно увидеть и сегодня.

Впрочем, теперь в художественных достоинствах монументу Александру III (или в отсутствии оных) могут лично убедиться все желающие: в 1994 году его поставили перед Мраморным дворцом.

Правда, и в наши дни Александра III не оставляют в покое. Например, недавно в курдонёре Мраморного дворца напротив него стоял памятник Японской девочке на тиранозавре (современное искусство).

И пожалуй, дело не в том, что он так уж плох - просто российское общество к 1910-м годам было уже настроено антимонархически, и напоминавший городового-держиморду царь вызывал у большинства петербуржцев только раздражение.


Проект возвращения Александра III на прежнее место обсуждают и сегодня. Это может стать актуальным, если власти городе решат сделать пространство под пл. Восстания торгово-развлекательными площадями - в этом случае площадь точно не выдержит стелу.


При всей спорности монумента Паоло Трубецкого новый памятник Александру III, открытый совсем недавно в Крыму, изрядно напоминает петербургскую скульптуру. Ещё и гангнам-стайл танцует.

Фонтан вместо Романова

А вот памятник великому князю Николаю Николаевичу-старшему пробыл перед нынешним кинотеатром «Родина» совсем недолго. Торжественно открытый императором незадолго до начала Первой мировой, он не простоял на Манежной площади и пяти лет - в соответствии с ленинским указом «о памятниках царям и их слугам» скульптура была направлена на переплавку уже осенью 1918-го.

Приезд Николая II на открытие памятника Николаю Николаевичу в январе 1914 года.

Досадно, но как раз этот памятник, созданный итальянским скульптором Пьетро Каноникой, был довольно красивым. Большая, свыше 10 метров, скульптура генерал-фельдмаршала и полководца Николая Романова возвышалась на площади, ближе к Караванной улице.

Детали монумента.

Она призвана была напоминать о подвигах российских солдат и офицеров во время войны с турками 1877-1878 годов. Именно после тех блестящих побед русского оружия народы Балкан получили независимость от Османской империи и создали свои государства.

Сама скульптура имела портретное сходство с великим князем. В отличие от пресловутого «бегемота на комоде», была встречена общественностью и критиками положительно.

Правда, по воспоминаниям некоторых современников, сам Н. Н. Романов был весьма противоречивой личностью. Эксцентричный и эпатажный, он к концу жизни вовсе выжил из ума, оставаясь изрядной головной болью для царствовавшего тогда Александра III. Да и победы русских войск над турками, как считают военные историки, складывались не благодаря, а скорее вопреки командованию Николая Николаевича.

Точные копии памятника сохранились на родине скульптора - в Италии. Их можно увидеть и сейчас.

Возможно, всё это также поспособствовало уничтожению памятника в первые советские годы. Теперь вместо него в ожидании очередного сеанса в «Родине» хипстеры могут любоваться стандартным круглым фонтаном.


Памятник невидимке

Ещё более странную скульптуру можно увидеть у дома №132 по Фонтанке. Точнее, как раз нельзя увидеть - дело в том, что это так называемый «Памятник Невидимке», давно пользующийся популярностью у местных жителей и гостей города.

Тот самый «памятник невидимке» на Фонтанке, д. 132. На постаменте так и написано. Власти часто закрашивают надпись, но всякий раз она таинственным образом появляется на пьедестале к следующему утру.

Это постамент памятника, на котором ничего не стоит, он пуст. Шутники часто пишут на нём «Памятник Невидимке», а также фотографируются, забравшись на него - «я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

На самом же деле постамент предназначался для бюста ещё одного Романова - императора Александра II, который пожертвовал немало личных средств на создание Александровской больницы, перед которой и был воздвигнут монумент. Бюст стоял на этом месте с 1893 по 1931 год, пока не был сброшен со своего места. Есть версия, что сбросили его прямо в Фонтанку. Кстати, сейчас больница переквалифицировалась в психиатрическую, и некоторые её пациенты утверждают, что они этот памятник по-прежнему видят.

В действительности здесь стоял бюст Александру II, Царю-Освободителю. Позже благодарные соотечественники сбросили его в Фонтанку.

О восстановлении бюста речи пока не идёт. Хотя поклонники Александра II не должны переживать: уже в постсоветские годы в России появилось немало памятников Царю-Освободителю. Два из них находятся в Петербурге: в полный рост - на Суворовском проспекте и бюст перед банком - на улице Ломоносова. Не говоря уже о том, что главным петербургским памятником этому императору остаётся храм на месте его гибели - Спас на Крови.


Впрочем, в современном Петербурге память царя всё же чтят.

Короткий век «монументальной пропаганды»

Особой строкой в истории петроградской скульптуры стоят первые советские памятники. Практически все они создавались как временные и оказались крайне недолговечными, поэтому в лучшем случае сохранились лишь на фотокарточках тех лет. Единственным монументальным сооружением советского Петрограда, дошедшим до наших дней, остаётся мемориал на Марсовом поле.

Лассаль на Думской

Маркс перед Смольным (сейчас там Ленин - до сих пор)

Герцен

Размах ленинской «монументальной пропаганды» впечатлял: только за 1918 год Петроград обрёл не один десяток новых памятников. Перед Смольным поставили гигантского Карла Маркса, на площади Восстания - бюст Софьи Перовской в ультрасовременном стиле, прямо у Зимнего дворца - дворянского революционера Радищева. На углу Невского и Думской появился памятник Лассалю, у Балтийского вокзала - Огюсту Бланки, а на Васильевском острове - любимому Лениным поэту Гейне.

Софья Перовская перед Московским вокзалом

Гарибальди

Гейне

Гипсовый Радищев был символически установлен в разрушенной ограде Зимнего дворца. Все эти монументы были сделаны наспех и из крайне недолговечных материалов (например, из гипса) - а потому просуществовали весьма недолго.

Только вот обилие новых скульптур российских и зарубежных революционеров с лихвой компенсировалось крайне низким качеством работ. Вследствие развала экономики нормальных материалов не было, и многие из этих памятников изготавливались из гипса и гранитной крошки. В итоге даже те из них, кто не стал жертвой вандалов, не простояли и нескольких лет: например, Радищева быстро разнесла очередная буря, а самые крупные из памятников убрали сами власти после того, как их состояние стало представлять угрозу для жизни прохожих.

Как бронзовый Ильич по городу ходил

В отличие от первых совдеповских скульптур, памятники Ленину создавались уже с чувством, с толком, с расстановкой - из бронзы и гранита, на века. В Ленинграде, само собой, их было особенно много. Даже сейчас краеведы насчитывают в Петербурге 57 изваяний Ленина, не считая памятных досок.

Особенно Ильичей в советские годы любили ставить на вокзалах. Но если в памятнике на Финляндском вокзале была своя логика - ведь именно туда Ильич прибыл в 1917 году - то к остальным вокзалам он вроде бы прямого отношения не имел.

Варшавский вокзал в 1952 г. - с Лениным.

Тем не менее, в 1949 году, после реконструкции, свой Ленин появился и на действовавшем в ту пору Варшавском вокзале. Памятник стоял в огромной нише фасада и был прекрасно виден с любой точки Измайловского проспекта, а особо глазастые различали его аж с колоннады Исаакия.

Ленин на Варшавском в 1990-х: если присмотреться, то видно, что к нему уложены цветы, но и кое-где не отскребли краску, которой закидывали памятник.

Но наступили иные времена, и в 2001 году Варшавский перестал функционировать как вокзал, переквалифицировавшись в торгово-развлекательный комплекс. Ленина с вокзала вывезли.

Памятник Ленину во время его пребывания в Старо-Паново в 2005-2012 гг. Фото - Дмитрия Ратникова, «Канонер».

Хотя бронзовому Ильичу повезло больше. Сначала его укрыли рабочие завода «Специалист» в Старо-Паново, а в 2012 году скульптуру приобрела и установила в своём внутреннем дворе Академия имени Лесгафта. Типовой Ленин с Варшавского вокзала и сейчас стоит там, и при желании посмотреть на него можно, если зайти в вуз с улицы Декабристов. Скульптуру даже отреставрировали за счёт академии, так что выглядит Ленин хорошо.


Транспортировка Ленина в выкупивший его институт им. Лесгафта.


Ленин сегодня - на задворках академии Лесгафта.

В бурный ХХ век из истории «выпилили» не только памятники, но и многих живых людей. Впрочем, памятники, в отличие от людей, всегда можно воскресить - прецеденты имеются.

Дмитрий Витушкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .