Поколение next c какого года. X, Y, Z: теории поколений в России

Миллениалы (поколение Y) — это поколение родившихся после 1981 и до 2000 годов. Поколение игрек сформировалось в то время, когда Интернет стал основным средством массовой информации.

В отличии от предыдущих поколений, игрекам важно получать эмоциональный и профессиональный опыт в различных сферах, поэтому занять место в кожаном кресле и стать "большим директором" для них не конечная цель. Поэтому им свойственно бросать работу, которая не приносит эмоционального удовлетворения или просто не нравится. Нет, это нельзя назвать непостоянством, это скорее жажда взять максимум от жизни. И в этом миллениалы сильно проигрывают другим поколениям, значительно снижая свою ценность на рынке труда. Ни одному работодателю объективно не выгодно брать нестабильного сотрудника в компанию.

К тому же, именно среди представителей поколения Y чаще всего встречаются те, кто "ищет себя" — люди, которые не имеют ни амбиций, ни работы, ни перспектив. Подобный поиск своего призвания может затянуться на долгие годы.

Что делает миллениал, когда находится в поиске?


Учится. Бакалавриат, магистратура, аспирантура, второе высшее, обучение за бугром. 33 диплома, но никакого настоящего опыта. Все, что угодно, лишь бы не работать.

Почему они не торопятся делать выбор?

Все просто — миллениалы бояться взрослеть. Международное общество изучения поведенческого развития (IJBD) провело исследование, которое показало, что нынешние студенты бояться взрослеть больше остальных поколений. Они дольше живут с родителями, не хотят заводить семьи и детей.

Ходят слухи, что миллениалы равнодушны к сексу. Это..


не совсем так. Они равнодушны к беспорядочным половым связям, и это очень хорошо. Секс стал более доступным. Он окружает нас со всех сторон, и для того, чтобы увидеть кого-нибудь без штанов, можно просто правильно сформировать запрос в гугле. Предыдущие поколения не были в таком изобилии секса вокруг, к тому же, они стремились завести семью раньше, чем игреки. Для миллениала важно все, что связано с эмоциями и имитацией стабильности, поэтому они выбирают партнера грамотно и не размениваются на секс на одну ночь. Даже использование Тиндера миллениалами не ставит за главную цель сексуальное удовлетворение. Они склонны найти интересного собеседника, а не красивое тело.

К чему стремятся игреки?

Они знают цену своим умениям и потраченному времени. Их график расписан, а цели уже давно визуализированы на мудборде. Миллениалы часто путешествуют, много фотографируют для соцсетей и точно знают, чего хотят от этой жизни. По крайней мере, сегодня они в этом уверены.

Поколение Y одно из самых неоднозначных поколений. Среди миллениалов встречаются крайне амбициозные и самостоятельные представители, но в то же время, они могут быть абсолютно беспомощными и апатичными. На игреку приходит зэт, который по праву называют “золотым сотрудником” для любой компании. Да, им уже можно работать.

Поколение Z: что знают, умеют и как пользуются навыками "цифровые люди"


Generation Z — термин, применяемый для поколения людей, родившихся примерно с 1995-2000 года. Эти люди буквально росли бок о бок с технологиями и с детства не выпускали из рук тетрисы, телефоны, планшеты и компьютеры.

Зэты гораздо быстрее обрабатывают информацию и живут в так называемом мире многозадачности. Безусловно, эта многозадачность ограничивается теми операциями, которые они делают с помощью гаджетов. Написать сообщение левой рукой, погуглить как варится картошка правой и отправить резюме в компанию мечты вроде того же Гугла, с помощью голосовой команды. Они действительно неплохо разбираются в компьютерных технологиях с самого детства.

Шестилетний ребенок сейчас выполнит сложнейшую операционную задачу с помощью гаджета в полтора раза быстрее, чем предыдущие поколения. Их приоритет — скорость, благодаря этому зэтов нужно ценить как сотрудников.

При этом есть и опасения.

В чем проблема поколения Z?

Они слишком практичны. Не видят смысла получать высшее образование, предпочитая пройти полугодичные курсы пиара, например и не отвлекаться на развивающие общие знания дисциплины.

Зэты не умеют долго концентрировать внимание на проектах. Это надоедает. Для того, чтобы они не бросили недоделанную работу, их график нужно загружать параллельными задачами, которые способны "переключать" их внимание.

Если вы долго не отвечаете на письмо зэту, он..

Уже нашел новую работу. Этому поколению не свойственно ждать “своего часа”, они знают, что время уже пришло.

А что же любовь?

Зэты повернуты на традиционных семейных ценностях. Им важно построить не только хорошую карьеру, но и крепкую семью. С родителями "цифровое поколение" зачастую выстраивает партнерские отношения, а смыслом своей семьи видит хорошую и любящую друг-друга ячейку общества.

Их планы краткосрочны, мечты не граничат с фантастикой, а действия — вполне конкретны.

Минусы поколения Z


Эти люди всегда пытаются выдавать желаемое за действительное: в интернете они могут быть забавными, симпатичными, успешными и креативными. На деле, они просто хорошо освоили технологии. Это о большинстве.

Фото обложки Sammie Vasquez

Поколение «икс», поколение «игрек», поколение «зет» — эти выражения часто мелькают в статьях социологов и демографов, кадровиков и маркетологов. Что же означают эти буквы?

Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека - исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.

Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений):

  • Величайшее поколение (1900—1923).
  • Молчаливое поколение (1923—1943).
  • Поколение беби-бумеров (1943—1963).
  • Поколение Х («Икс») (1963—1984).
  • Поколение Y («Игрек») (1984—2000).
  • Поколение Z «Зэд» (c 2000).

Ученые отмечают, что границы рассчитываются с допущением плюс-минус 3 года, и для людей, находящихся на стыке поколений, зачастую характерны особенности и тех, и других.

Послевоенное поколение. Фото с сайта dochki2.tmc-it.net

Бэби-бумеры

К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколения - это, конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.

Они выросли в настоящей супердержаве. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди. Лучший спорт для них — это футбол, хоккей. Лучший отдых — туризм. В других людях они очень уважают любознательность. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнес-центры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов.

В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является крепкое здоровье и завидная выносливость.

Поколение X. Фото с сайта pikabu.ru

Поколение X

Поколение X - это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Поколение Х еще называют потерянным или неизвестным поколением. Они выросли на фоне холодной войны, дефицита, начала перестройки. Многие иксы выросли в неполной семье, а работающие родители позволили вести самостоятельную жизнь. Нередко это поколение называют « ». В политической жизни иксы мало активны из за своего индивидуализма, менее патриотичны, чем их отцы.

Их отличительными особенностями являются умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь выбранного направления.

Поколение Y

«Осеннее» поколение Y, которое родилось с 1983 по 2003 годы, выросло на фоне глобальных потрясений: развал государства СССР, теракты, эпидемии. Но течение времени внесло новые символы - бурное развитие информационных технологий. Благодаря интернету и сотовой связи поколение игреков получило прозвище «поколения большого пальца», за свою способность набрать СМС пальцем одной руки.

Игреки могут легко общаться с незнакомыми людьми в сети, но в реальной жизни испытывают проблемы общения. В виртуальном мире игреки создают свой идеальный мир, где царят их правила и законы. Поэтому поколение отличается большой наивностью и незнанием реалий этого мира.

Игрекам не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, они хотят получать награды и высокие гонорары прямо сейчас, просто за то, что они есть. В то же время они стремятся достигать профессионализма в нескольких областях сразу, стремятся к получению разносторонней информации, что является плюсом в современном мире.

Шутки поколения Y

Мы родились - распался СССР, пошли в школу - дефолт, поступили в универ - начался кризис, нашли сносную работу - конец света. Прямо поколение счастливчиков.

Поколение Z

Те, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Они видели восстановление мощи нашей страны, болели за наших спортсменов-победителей на олимпиадах и чемпионатах мира. В их школе стоят компьютеры, сделан ремонт, во дворах чисто, установлены новые детские площадки и спортивные комплексы.

Представители поколения Z активно используют планшеты, iPad, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Поколение Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством. Предполагается, что поколение будет экономным и будет вести здоровый образ жизни.

Шутки поколения Z

Когда я был ребенком, меня не взяли в падаваны, в 10 лет я не получил своего первого покемона, в 11 лет мне не пришло письмо из Хогвартса… Если к 33 годам дядя не подарит мне кольцо всевластия или в 50 лет в мою дверь не постучит волшебник, я перестану надеяться и пойду искать работу...

Поколение next

Если следовать теории Штраусса и Хоува, то поколение, которое придет на смену нулевым (представители этого поколения начнут рождаться в 2023-24 годах), будет поколением Художников, «новым молчаливым поколением». Мы не можем точно предсказать, каким оно будет, но можем вспомнить, каким было предыдущее. Вот что шестьдесят лет назад писала Times: «В ожидании указующего перста судьбы современная молодежь работает не покладая рук и не ропща. Самый удивительный факт в этом молодом поколении - это их молчание. За очень редким исключением, вы не увидите их на трибунах… Они не пишут манифестов, не произносят речей и не ходят с транспарантами».

Точно так же, как и для молчаливых ХХ века, для «новых» основными ценностями будут ценности коллективные (социальные сети будут играть важную роль в их жизни); они, вероятно, будут много работать, а в свободное время уходить в виртуальные миры, только не книг (как 100 лет назад), а компьютерных игр.

Материал из сайт

Время появления поколения Y

Поколение Y , или как его еще называют поколение Миллениум – это люди, которые родились в период с 1981 по 2003 год. Надо сказать, что в разных странах в зависимости от политических, экономических, социальных условий дата отсчета для этого поколения меняется. Так, если в США к поколению Y относят людей, родившихся уже в 1981 году, то в России время «игреков» началось позднее, в 1984 году, после распада СССР с началом перестройки.

Основные события, сформировавшие ценности поколения Y в России: - распад СССР;
- теракты и военные конфликты;
- возрастание употребления населением страны, и особенно молодежью, алкоголя и наркотиков;
- развитие цифровых технологий, Интернет.

Ценности поколения Y

Поколение Y в бизнесе

Молодые люди до 30 лет – это самая численная аудитория среди молодых бизнесменов, основателей или участников новых проектов и просто людей, которые работают сами на себя (фрилансеры) . Для такой любви к «свободному плаванью» есть несколько причин:
1) Становление рыночной экономики во время их детства. Будущие предприниматели наблюдают картину развития бизнеса с ранних годов и подстраиваются под эти реалии. Естественно, не менее значимую роль сыграло законодательство новой страны, где разрешены любые методы заработка денег, которые не запрещены. Следовательно, вывод: поколение Y – это продукт нового времени.
2) Нежелание работать в коллективах и компаниях, где действуют порядки «старого режима» . Молодым людям психологически дискомфортно трудиться в коллективе вместе со старшим поколением, которые живут согласно своим собственным ценностям. И нелегко работать в подчинении руководителей , которые занимали административные должности во времена «строения коммунизма». Дело тут даже не в конфликте поколений . Это просто разные люди, с разными ценностями, разным мировоззрением и разными взглядами. В итоге получается, что молодые сотрудники предпочитают или работать в коллективе своих сверстников (а это около 80% от общего количество вакантных рабочих мест) или начать свое собственное дело , выбирая себе помощников и партнёров самостоятельно.

Самореализация и развитие нового поколения

В итоге можно сформировать следующую картину видения Поколения Y:
1) Они не привязаны к одному рабочему месту . Они считают, что регулярно менять работу – это в порядке вещей. Главное – формировать себя как специалист, а в каких компаниях – это неважно, карьера не зависит от работодателя. Естественно, работодатели тоже понимают такое положение вещей. В итоге, для того чтобы получить работу , молодому специалисту надо основательно доказать, что эта работа ему нужна (длительный отбор кандидатов на вакантную должность, достаточно долгие стажировки и практика перед официальным трудоустройством, медленный рост зарплаты в первые годы работы и т. п.). Сами молодые работники считают, что это ущемление их рабочих прав, но на самом деле это только адекватная реакция на чрезмерную «мобильность в карьере» Поколения Y.
2) Они не привязаны даже к собственному делу. Любовь к свободе, возможности распоряжения своим личным временем и независимость стали причиной того, что Поколение Y выбирает такой вид бизнеса как проектная работа .
Это самостоятельная занятость, у которой есть время её старта и время её окончания, когда конечная цель будет достигнута, а готовый продукт можно будет предлагать на рынке. Большие корпорации и другие компании тоже видят в этом свою пользу: молодые специалисты не хотят работать на них, сидя в офисе и придерживаясь корпоративных правил, но они хотят продать результаты своей деятельности именно этим компаниям. Последние, в свою очередь, не против получить готовый продукт , в который не надо инвестировать средства и тратить собственные резервы на достижение цели.
3) Поколение Y стало «пионерами» такого столь специфического для старшего поколения вида занятости как удалённая работа или фриланс. Если перед молодым специалистом поставить выбор – как ему работать: по свободному графику или дистанционно, предпочтения разделяются примерно 50:50, в зависимости от специфики работы и жизненных обстоятельств молодого специалиста.

Литература и ссылки

  1. «Демоскон Weekly» №381, Е Митрофанова «История возникновения теории поколений»
  2. Наталья Соколова «Поколение Игрек» «Профиль» № 34(685).
  3. Анонс журнала «HR менеджмент», октябрь, 2007
  4. Подписка на журнал «HR менеджмент» в Киоске E-xecutive
  5. Е. Шамис, А. Антипов «Теория поколений»

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Диалог на тему сменяемости и отличий поколений друг от друга начался достаточно давно (например, в учениях древнегреческого учёного Полибия), однако научное осмысление этой проблемы началось относительно недавно, в начале XX века. Первое освещение они получили в работах Мангейма и Ортеги-и-Гассета, которые говорили о социологических аспектах формирования поколений. Спустя почти сотню лет их теории были продолжены и дополнены современной, классической концепцией , которую изложили американские ученые Уильям Штраусс и Нил Хоув. Сегодня эта теория набрала популярность благодаря своей актуальности и широкой популяризации в социальных медиа.

Знаменитая концепция «Беби-бум, X Y Z», как её называют на просторах интернета, находит применение в социологии, политологии, философии, антропологии и экономических науках.

В России теории поколений особое внимание уделяют маркетологи, которые используют знания о поколениях потребителей и разрабатывают стратегии взаимодействия с ними.

Теория поколений Штраусса и Хоува в своём изначальном варианте строилась исключительно на исследованиях американского общества. В дальнейшем принципы теории поколений использовали и для анализа процессов в других странах. Среди отечественных популяризаторов теории наиболее известна Евгения Шамис , которая превратила изучение поколенческих тенденций в бизнес, помогающий современным компаниям управлять персоналом, который состоит из представителей разных поколений.

Вот Евгения Шамис рассказывает об основах теории поколений

Смысл теории

Конфликты и непонимание между поколениями закономерны и объяснимы, ведь социокультурный прототип определяется окружающей средой, которая отражает дух времени в данный конкретный момент. Только приспособлением к условиям вид способен выжить, ему приходится играть по постоянно меняющимся правилам. Экономический кризис, голод, война, или наоборот, резкое улучшение качества жизни напрямую влияет на то, как личность формируется и воспринимает себя в условиях, в которых она оказалась.

По Штарусу и Хоуву поколения - это совокупность всех людей, которые появились на свет во временном промежутке 20-25 лет. Критерии поколения:

  • одна историческая эпоха, в которой представители поколения, находясь примерно в одной возрастной категории, делят воспоминания о ключевых событиях, культурные и социальные веяния;
  • общие убеждения и модели поведения;
  • чувство принадлежности к данному поколению.

История человечества условно делится на поколенческие эры, которым характерны взлеты и падения, иными словами, обладающие волнообразной структурой. Авторы концепции называют эти периоды превращениями или периодами, в которых поколения образуются по общим закономерностям. Этапы превращения:

  • Подъём: общество разделяет коллективные интересы и ориентируется на власть и авторитет институтов; в эту фазу появляется поколение Пророков.
  • Пробуждение: встаёт вопрос противостояния индивида обществу, развивается культура индивидуализма, культ бунта и противостояния старым порядкам, усталость от дисциплины; в эту фазу появляется поколение Странников.
  • Спад: процветает индивидуализм, государственным институтам не доверяют; в эту фазу появляется поколение Героев.
  • Кризис: возрождаются идеи сильных государственных институтов. На месте старой государственной власти зарождается новая, которая сплачивает общество под эгидой общих ценностей. В эту фазу появляется поколение Художников.

Архетипы поколений: борьба Странников с Пророками, страдания Героев и оптимизм Художников

Поколение Пророков , которое появляется на свет в фазу подъёма после кризиса, строят новое общество и верят в коллективизм, светлое будущее и прогресс. В российской истории это этап советской оттепели, когда появились первые признаки свободы после тяжелых военных времён и сталинских репрессий. Дети, которые родились и выросли в это время, застали первый полёт в космос, эффективность государственной власти и её социальность. Вспомните, как нахваливают наши бабушки и дедушки советские медицину и образование. Институты власти исправно выполняли свою функцию, обеспечивали население работой и жильём, подкрепляя свои действия идеологическим подтекстом. Это были времена, когда народ начал жить хорошо по сравнению с кризисным временем, которое было до этого.

Михаил Андреевич родился в начале пятидесятых годов. Когда он был мальчишкой, он писал письма Гагарину и мечтал быть таким же храбрым и сильным, как первый космонавт. Миша с детства был уверен, что его страна - самая великая в мире держава, он без памяти любит Родину и готов всю жизнь трудиться на общее благо. Он поступает в институт, выходит из него квалифицированным специалистом, устраивается на работу, женится. Всё это время он проходит стадии, причисляющие его к форме общности: Миша был и октябрёнком, и пионером, и комсомольцем, а потом и в партийные ряды записался. К своим тридцати годам Михаил Андреевич специалист, патриот, муж и отец двоих-троих детей. На его здоровье положительно отразился тренд спорта, а на интеллекте - культивируемая патологическая любовь к чтению.

Его младшая дочь Елена, которая появилась на свет в начале 70-х годов, уже не так оптимистично настроена на будущее. На её молодость приходятся кризисы холодной войны, её братья воевали в Афганистане, а некоторые одноклассники не дожили до тридцати из-за героиновой зависимости. Дисциплина «совка» её немного раздражает, так как она подрывает её личные стремления и интересы. В это время развивается телевидение, которое возвещает молодой Лене о падении Берлинской стены, о разрушении Страны Советов, о том, что Грузия, куда Лена с семьёй ездила каждое лето, теперь стала зарубежной стеной. На тот момент, когда Лена заканчивает институт и выходит замуж, страны, в которой она родилась, уже нет, и идеалов, соответственно, тоже. Нужно выживать. В подобных условиях растёт поколение X, или Странники .

Лена устраивается на работу и начинает зарабатывать всеми доступными способами. Так как система формируется заново, к тридцати годам она уже занимает руководящий пост, учится лавировать и содержать семью в условиях неопределённости. В это время повышен личный драматизм, так как падение духовных стереотипов довольно драматично отразилось на судьбе «иксов». Если в советское время брак приходилось тянуть до последнего, потому что развод порицался, то после 1991-го года браки посыпались, как карточные домики. К середине девяностых у Лены за плечами есть один развод и несколько неудачных опытов отношений вне брака.

В лихие девяностые у Елены рождается дочь Люся. Да, да, та самая страдающая Люся из нашумевшей статьи . Живущая в относительном достатке, она растёт в атмосфере индивидуализма, где человек человеку ничего не должен, а самое главное в жизни - самореализация. Мама Лена прикладывала все усилия, чтобы у Люси было всё (крыша над головой, образование...), и продолжает поддерживать её даже во взрослом возрасте. Ближе к 30 годам Люся становится депрессивно настроенным «переподростком», застрявшим в иллюзиях собственной исключительности. Это поколение называют ещё поколением «Питер Пенов», наивных и сложных в общении, не определившихся со своими целями и постоянно сравнивающих себя с другими. Замуж Люся не спешит, за её плечами - постоянная смена рабочих мест и разочарования. Она ходит в кедах и свитшоте, работает в опен-спейсе менеджером по контенту, на выходных играет в PlayStation или ходит на выставки или тренинги по личностному росту. Так выглядит портрет российского поколения Y, или Героев .

После 2000 года у «игреков», а иногда и у «иксов», которые ещё относительно молоды, рождаются дети, которые мыслят другими категориями. Они не помнят жизни без интернета и гаджетов, их мир лежит за пределами государственных границ, они свободно передвигаются по планете и легко меняют круг общения. Сейчас они только вступают во взрослую жизнь, и у них абсолютно другой подход к ней.

Младший брат Люси Дима, типичный представитель поколения Z, или Художник , отлично разбирается в тенденциях моды и активно пользуется киберпространством. Он ведёт свой стрим на твиче, присутствует во всех социальных сетях, не считает нужным накапливать информацию, так как её слишком много. Дима надеется на силу гугла и уверен, что его жизнь будет протекать в относительном комфорте, где ему не нужно будет бороться за место под солнцем. Это поколение домоседов (Homelanders). У Димы нет кумиров, потому что на YouTube каждый подросток может набрать миллионы просмотров, если предложит качественный контент. По сравнению со своей старшей сестрой, цифровой иммигранткой (потому что в её детстве интернета не было), ему не приходится лихорадочно учиться, чтобы быть на волне, он гармонично постигает новые тенденции и следует им.

EeOneGuy, один из топовых YouTube-блогеров

Критика теории и альтернативы: почему Сбербанк так интересуется теорией поколений

Поколенческая теория продолжает развиваться и встречает обоснованную критику. Естественно, идея цикличности не нова: эти тенденции просматриваются и в исторической, и экономической науке. Однако, при анализе данных Штраус и Хоув не учитывают ни демографических факторов, ни отдельных характеристик личности, ведь не всех представителей того или иного поколения можно отнести к соответствующему типу, поэтому течение циклов может протекать не так равномерно, как хотелось бы исследователям. Несмотря на глобализацию, представители разных стран сталкиваются c различными условиями, так что вряд ли можно говорить о чётких тенденциях внутри того или иного общества.

В российском научном сообществе теорию поколений в её классическом варианте иногда сравнивают с гороскопами , когда одни признаки из описания поколения признаются истинными, а другие, иногда противоречащие реальности, просто игнорируются. До сих пор ведётся полемика о том, применима ли вообще теория к российскому обществу . Приведённая в этой статье классификация очень обобщённая и упрощённая, поэтому каждый индивид внутри поколения может с ней согласиться или не согласиться.

Несмотря на противоречивость подхода, российские компании, например, Сбербанк , заинтересованы в исследовании поколенческих тенденций. Попытка понять, что движет поколениями Y и Z, поможет руководителям компаний правильно организовать трудовой процесс и обеспечить рост бизнеса. На примере тех же Люси и Димы рассматриваются схемы общения и постановки задач, которые давно не сходятся с традиционными методами управления персоналом. Проект Евгении Шамис "RuGenerations" занимается изучением поколений как раз с точки зрения работы HR и маркетинга, которое направлено на обучение и введение в корпоративные процессы молодых представителей общества.

Теория Штруса и Хоува далека от идеальной модели современного общества, но её популярность среди современных исследователей заставляет задуматься: может быть, закономерности развития современной цивилизации всё-таки подчиняются общим правилам. Приведенная в этой статье классификация очень обобщённая и упрощённая, поэтому каждый индивид внутри поколения может с ней согласиться или не согласиться. Пожалуйста, оставляйте в комментариях своё мнение о том, насколько вы согласны с этим подходом. Буду рада услышать ваши мысли и примеры, которые подтверждают или опровергают постулаты авторов.

» Сергей Кокарев и Анастасия Каримова написали для сайт колонку о шести типах миллениалов - людей, родившихся в промежутке с 1980-го до начала 2000-х, привыкших к технологиям, быстрому темпу жизни и новым впечатлениям, и о том, как использовать эти знания для продвижения брендов.

Интерес к поколению Y активно эксплуатируют в последнее время СМИ, освещая эту тему то в разрезе маркетинга и брендинга, то в контексте социологии, психологии и HR. И благодаря массмедиа, у многих сформировалось некое сумбурное представление об этих людях.

Гениальность и бестолковость, эгоцентризм и любовь к ближнему, предпринимательские способности и инфантилизм как характерные признаки «Игреков» то осуждаются, то поощряются, но всегда вызывают живую реакцию - ведь в описаниях кто-то обязательно узнает себя, своего друга или коллегу.

Мы решили разложить все по полочкам: прояснить спорные моменты и рассказать, как теория поколений помогает строить свою работу в соцсетях.

Отцы и дети: другой взгляд на проблему поколений

Один из главных моментов, по которым есть расхождения не только в СМИ, но даже в материалах значимых исследователей - границы поколения Y. Кто-то относит к «Игрекам» людей, родившихся с 1980 по начало 1990-х годов. И тех, кто родился в конце 90-х считает уже представителями поколения Z. Другие сдвигают границы до 1985-2005. В поисках истины обратимся к источнику.

Границы поколений четко обозначает и обосновывает так называемая теория поколений, разработанная в начале 90-х годов прошлого столетия американцами Нилом Хоувом и Уильямом Штраусом. Позже эта теория была адаптирована и для других стран.

Согласно теории, «длительность» одного поколения составляет 20-22 года. Каждые 20 лет появляется новое поколение людей, чьи ценности принципиально отличаются от ценностей их родителей, бабушек и дедушек.

Любопытно, что смена поколений происходит всего четыре раза, образуя единый 80-летний цикл. Четыре поколения в рамках цикла меняются, как времена года, и повторяются вновь. Так происходит уже многие сотни лет. Исследование Хоува и Штрауса описывает эту закономерность с конца 16 века - времени рождения Соединенных Штатов, - однако, исследователи утверждают, что данная закономерность была актуальна задолго до этого.

80-летний цикл представляют четыре архетипа поколений: «Художники», «Идеалисты», «Кочевники» и «Герои».

Личность «Художников» формируется в эпоху реакции и жесткого авторитарного контроля со стороны внешних сил, будь то власть или родители. «Идеалисты» растут в эпоху экономического подъема и стабильности. «Кочевники» - во времена, когда начинает дуть ветер перемен, и рушатся старые ценности. «Герой» появляется в кризис, чтобы на руинах «старой жизни» создать новый мир. Как сказал Франклин Рузвельт, одним поколениям многое дано, от других - многое ожидается.

А к какому же архетипу относятся «Игреки»?

Герои нашего времени

Архетип «Героя» в 20 веке воплотился в двух разных поколениях. Это так называемое «Величайшее поколение» - люди, родившиеся с 1900-х по 1920-е годы.

«Герои» в прямом смысле этого слова, защищавшие, менявшие, строившие новый мир. Родившиеся в нестабильную эпоху смены власти, революции, глобальных потрясений, представители «Величайшего поколения» прошли как минимум через одну войну.

Спустя 80 лет цикл повторился. Герои нашего времени - «Игреки», или миллениалы. Коворкинг, смузи, стартапы, борода, котики, вот это всё.

Но нет, не всё.

Архетип «Героя», конечно, проявляется иначе, чем 80 лет назад. Героизм «Игреков» - в отрицании авторитетов. В вере в себя и свои возможности. В неготовности проводить десятки лет на скучной работе. В динамичности, жажде познать мир. В преобладании духовных ценностей над материальными. В предпринимательском духе.

Игреки росли в период эпохальных перемен: перестройка, развал СССР, либерализация и переход к рыночной экономике, глобализация, бурное развитие цифровых технологий, стремительное распространение интернета и мировой финансовый кризис.

Отсюда готовность миллениалов к изменениям, неверие в долгосрочные перспективы и отрицание авторитетов. Цинизм, самоуверенность, инфантильность и оптимизм: «игреки» застали период относительно благополучных 2000-х.

Информационная революция делает молодежь свободной и уверенной в себе. Технологии позволяют одному человеку соревноваться с большими организациями: хакеры выступают против корпораций, блогеры сражаются с газетами, террористы - с государствами, пользователи YouTube - с киностудиями, производители приложений - с целыми индустриями.

Пройдет лет пять, и «Игреки» окажутся в самом экономически активном возрасте. Именно они будут производить львиную долю ВВП, тратить деньги на качественную одежду, путешествия, инвестировать в образование детей и впрягаться в ипотеку.

Бизнес, который не научится коммуницировать с ними, не сможет быть успешным.

Разные «Игреки»

Ситуация осложняется тем, что «Игреков» много и они разные. Поколение миллениалов считается наиболее «разношерстным» поколением в истории. Отсюда и противоречия в характеристике «Игреков», о которой мы упомянули в самом начале. Сегодня в России 30 миллионов «Игреков». Очевидно, что, помимо общих черт, присущих поколению в целом, можно выделить и некие особенности, по которым можно его сегментировать.

В 2012 году The Boston Consulting Group провела исследование под названием "The Millennial Consumer". В нем приняли участие четыре тысячи «Игреков» в возрасте от 16 до 34 лет, а также представители более старших поколений.

Неудивительно, что ответы варьировались у «Игреков» разных возрастов, социального статуса, дохода и пола: их отношение к технологиям, общению, медиапотреблению, маркетингу и взгляду на жизнь разнятся. Результатом исследования стало выделение 6 типов «Игреков». Отличительные особенности социального поведения легли в основу условных названий этих типов:

  • «Осведомленные» (Hip-ennial);
  • «Продвинутые» (Gadget Guru);
  • «Зеленые и пушистые» (Clean and Green);
  • «Консерваторы» (Oldschool);
  • «Мамы миллениалы» (Millenial-Mom);
  • «Анти-миллениалы» (Anti-Millenial).

Мы в агентстве «Апрель», пожалуй, одни из первых во всей digital-тусовке рунета всерьез начали вникать в работу с аудиторией на основе теории поколений. Самый большой интерес наш подход представляет для компаний, стремящихся наладить диалог именно со своей аудиторией, вместо того, чтобы «палить из пушки по воробьям», увеличивая медиадавление и, возможно, сливая бюджет.

Правильный подход к милленниалам позволит «раскачать» сообщество в социальных сетях, найти или вырастить своих собственных адвокатов бренда.

Каждый из обозначенных выше типов «Игреков» имеет свои особенности сетевого поведения. Давайте пойдем по порядку и выясним, как, с кем и о чем лучше говорить.

Hip-Ennial или «Осведомленные»

Глобальный инсайт этой аудитории звучит как «я могу изменить этот мир». Однако говорят они намного больше, чем делают. Среди «Осведомленных» преобладают девушки. В социальных сетях они очень активны, при этом скорее предпочитают «лайкать», «шерить» и комментировать, чем писать какие-то собственные вдумчивые (или не очень) тексты.

«Осведомленные» - очень благодатная почва для распространения всевозможных вирусных активностей. Например, от благотворительных организаций. Вспомните, кто чаще всего репостит призывы о помощи собакам, бабушкам и детям среди ваших друзей, и вы найдете яркого представителя «Осведомленных».

Gadget Guru или «Продвинутые»

«Как здорово быть мной!» - нескромно, но они правда так думают. Эти парни, а в основном это парни, стремятся быть независимыми, хорошо зарабатывать и покупать на эти деньги передовые гаджеты. Думается, немалая часть аудитории сайт узнает в «Продвинутых» себя, а сможете ли вы ответить, что вам интересно в Digital?

Верно, главное это не быть ведомым, а вести самому. Вы создаете больше всего контента, стремясь подчеркнуть свой успех и следование тренду. И вы будете особенно довольны, если бренд продемонстрирует особое личное отношение, прислушается к вашим советам и будет общаться с вами.

А еще лучше, если среди ваших друзей (совершенно случайно, ага), отыщется «евангелист» бренда и по большому секрету раскажет о самых секретных новинках и поделится промокодом.

Millennial Mom или «Мамы миллениалы»

«Я люблю заниматься спортом, путешествовать и баловать моего ребенка». «Мамы Игреки» очень активны. Ребенок для них - не только не причина перестать заниматься собой, но, наоборот, драйвер личностного роста и развития. Что касается поведения в соцсетях, то они находят достаточно времени, чтобы производить просто тонны контента.

Однако темы, которые их интересуют, ограничены вполне понятным кругом: путешествия, здоровье, семья, образование. Политика и экономика не интересуют «Мам» до тех пор, пока какие-то события не начинают касаться непосредственно их.

«Мамы Миллениалы» - очень интересная аудитория, которая тратит деньги с коэффициентом Х2 на себя и своего ребенка. Если вы хотите достучаться до них, попробуйте настроить коммуникацию через авторитетных в их среде блогеров и мам-знаменитостей. Общаться с ними напрямую можно, но потребуются усилия, чтобы заслужить доверие.

Clean and Green или «Зеленые и пушистые»

«Я забочусь не только о себе, но и о мире, который меня окружает» - они толпятся вокруг веганских вагончиков и несут сдавать лампы и батарейки. Мы назвали их «Зелеными», что абсолютная правда и «Пушистыми», что иногда не совсем соответствует истине. Так как порой они могут быть весьма воинственны.

Стоит задеть за живое, готовы подхватить волну и смело вовлечься в скандал на страницах Facebook. «Зеленые» не будут вам доверять, до тех пор, пока вы не докажете, что вы на самом деле сократили выбросы. Привет, .

Если вы хотите консолидировать аудиторию «Зеленых» - дайте им возможность бесплатно для вас потрудиться. Пусть принесут батарейки, придумают рецепт нового блюда или расскажут друзьям, какие вы молодцы.

Anti-Millennial или «Анти-миллениалы»

«Я слишком занят делами и семьей, чтобы думать о чем-то еще» - да, им плевать на политику, экологию и общественные организации, а вместе с тем, на ваш «фейсбучек» с «вконтактиком». Конечно, они пользуются интернетом, возможно, у них даже есть профили в социальных сетях, но они, что называется, «пустые»: картинка вместо аватарки и 10-20 друзей.

Если ваш товар заинтересует этих суровых ребят, они на него подпишутся, но большого вовлечения от них не ждите.

Old-School Millennial или «Консерваторы»

«Общение в социальных сетях слишком обезличено, а давайте лучше встретимся и кофе выпьем!» - это «Иксы», которые просто прикидываются «Игреками». Ну любят они живое общение, ну не уютно чувствуют себя в социальных сетях, ну не понимают, как вызвать такси через приложение.

Возможно, у кого-то из них даже домашний телефон есть. И телевизор. Если «Анти-меллениалы» выпадают из классификации, то «Консерваторы» находятся на другом полюсе по отношению к «Продвинутым».

Если ваша целевая аудитория «Консерваторы», постарайтесь больше использовать классические медиа - ООН, ТВ, газеты, журналы - иначе есть риск, что вы просто их не достанете.

Как видите, шесть групп миллениалов или «Игреков» достаточно емко описывают основные типажи тех кому сейчас от 14 до 33 лет. Наиболее полезна теория поколений в двух случаях: во-первых, когда вы ищете потребительский инсайт вашей целевой аудитории, во-вторых, когда вы хотите настроить диалог с аудиторией через социальные сети.

Просто максимально точно и без иллюзий опишите целевого покупателя и найдите определение, под которое он подпадает. Многие ответы придут сами собой.