"Песнь о вещем Олеге". Сопоставление баллады с летописным источником

Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку.

В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозно­го. Есть в ней и завязка: решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного — Васьки Шибанова — отвезти это посла­ние. Этот поступок — смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. И вот кульминация баллады:

Вдруг едет гонец, раздвигает народ,

Над шапкою держит посланье.

И спрянул с коня он поспешно долой,

К царю Иоанну подходит пешой И молвит ему, не бледнея:

«От Курбского князя Андрея!»

«Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»

И в ногу Шибанова острый конец Жезла своего он вонзает…

Затем царь отправляет Василия с Малютой Скуратовым в застенок.

Вскоре наступает трагическая развяз­ка: казнь Шибанов встречает бесстрашно.

Какую роль в развитии сюжета играют Курб­ский и царь Иоанн? Почему автор назвал балладу «Василий Шибанов»?

От царя Иоанна Грозного зависит жизнь всех людей в его государстве, в том числе и Василия Шибанова. От князя Курбского также зависит судьба его слу­ги. Но в сюжете баллады царь Иоанн и князь Курбский враждуют, и их проти­востояние определяет судьбу Василия Шибанова.

Какой эпизод показался вам самым убеди­тельным для характеристики главного героя?

Василий Шибанов во всех эпизодах, ко­торые описаны в балладе, ведет себя ровно и независимо. Однако не всегда это легко герою, и есть моменты, когда читатель остро переживает за него. Таков момент, когда царь пронзает своим жезлом его но­гу, читая дерзкое письмо Курбского. Сле­дя за тем, как ведет себя гонец под пытка­ми, мы запоминаем более всего то, что «он славит свого господина». И это запоми­нается, поскольку эти же слова звучат и перед его казнью. Так, описание судь­бы Шибанова достигает особой силы не столько за счет отдельного эпизода, сколь­ко за счет умелой демонстрации главного его качества — верности.

Какие художественные приемы активно ис­пользует автор при характеристике своих героев и при описании событий?

Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творче­ству и использует многие приемы произ­ведений фольклора. В ней много просто­народных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого, в речь героя включены слова зазноба, напря­мик, напролет, пешой. В письмо Курб­ского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответ­ствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрес­танных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.

Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность раб­ская, стан вражий, опальный воево­да, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.

Большую роль играют повторы. Запо­минается фраза, которая говорит о вер­ности стремянного: «Он славит свого гос­подина!» и слова повторяют палачи, кото­рым так и не удалось сломить верность слуги Курбского. Сам же он повторяет слова о своей верности:

Язык мой немеет, и взор мой угас,

Но слово мое все едино…

Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев?

Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злы­ми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями.

Сравните первую и последнюю строфы бал­лады. Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?

В первой строфе перед нами своеобраз­ный пролог к событиям баллады. Князь

Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова. В последней строфе — последние слова погибающего героя — развязка трагического сюжета баллады.

Создайте краткий рассказ об одном из геро­ев баллады.

Главным героем баллады, конечно, яв­ляется Василий Шибанов. Это верный своему хозяину стремянный. Рассказывая об этом человеке, можно использовать сло­во верность, и оно полностью охарактери­зует его главное качество. Но рядом с этим словом мы можем применить много других определений: бескорыстие, бесстрашие, точное осознание места в той ситуации, ко­торая сложилась. Шибанов не предаст, хо­тя отчетливо видит недостатки своего князя.. Его подвиг продиктован не трусостью, не страхом перед пытками, а твердыми убеждениями. Слуга предстает перед нами как человек, достоинства которого значительно выше качеств, которые демонстрируют князь Курбский и Иван Грозный.

Иван Грозный в этой балладе гневный, жестокий, нетерпеливый в своем всевлас­тии человек. Облик князя Курбского бли­зок к такой же характеристике: он гневен, «исполнен желчи и злобы», а «перо его мес­тию дышит». В столкновении двух власти­телей оба равны в своей ненависти, оба поглощены осуществлением только лишь сво­их задач, удовлетворением своих амбиций.

В рассказе о царе можно привлекать ил­люстративные материалы, например порт­реты, выполненные В. М. Васнецовым, ко­торые помогают представить себе этого че­ловека.

Составьте краткий словарь устаревших слов, которые использует автор в балладе. Объясните, с какой целью они помещены в текст.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

2.Проанализировать характеры персонажей баллады.

3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады.

4.Развивать навыки аналитической работы с текстом.

Ход урока.

1.Вступительная беседа.

В последнее время мы читали произведения, где люди попадают в необычные ситуации, в которых и проявляются их характеры. Испытанием чаще всего становится стихия - нечто загадочное и непредсказуемое.

А сегодня пойдёт речь о судьбе. От чего зависит судьба человека? Этим вопросом задаются не только писатели – исследователи человеческой души, но и вообще люди. Художественные произведения дают самые разнообразные ответы и толкования.

Сегодня мы посмотрим, что говорит об этом А.С.Пушкин в своём известном и почему – то кажущемся очень простым произведении – «Песнь о вещем Олеге».

А.С.Пушкин чувствовал своё великое предназначение, свою судьбу. Поэтому понятие судьба его очень интересовало и волновало. В доме Н.М.Карамзина поэт бывал в лицейские годы как свой человек и читал великий труд «История государства Российского». Там он познакомился с летописью о загадочной смерти древнерусского князя Олега.

2. Исторические сведения о княжении Олега.

Детские выступления с ответами на заранее данные вопросы.

-Когда правил Олег?

(Олег – второй в династии Рюриковичей, он правил сразу после Рюрика, так как родственник Рюрика Игорь был ещё мал).

- Была ли Русь уже христианской или уже языческой?

(действие происходит в 912г. в x веке. Русь пока пребывает в язычестве: княгиня Ольга, жена Игоря, в старости примет христианство, а крещение произойдёт в 988 году, при её внуке, князе Владимире).

-Как Олег взял Царьград? Какую военную хитрость он применил?

(Царьград стоял на берегу пролива. Греки перегородили пролив цепями, чтобы не прошли корабли русского князя. Тогда Олег решил поставить корабли на колёса и по суше обойти цепь. Греки были ошеломлены, увидев, как лодки русских идут по земле. После этого они не смогли оказать достойное сопротивление. Царьград был покорён.

3.Чтение летописного отрывка.

4. Работа с художественным текстом. Анализ основных эпизодов.

а) Работа с непонятными словами

(на доску прикреплены листы с написанными на них словами и их значениями, учащиеся зачитывают значения слов)

б) Выразительное чтение «Песни»

в) Составление сопоставительной таблицы, изображающей события, основные эпизоды летописи и баллады.

(работа ведется двумя учащимися самостоятельно у доски, у детей карточки с названиями эпизодов, учащиеся должны расположить их так, чтобы передать последовательность событий)

«Повесть временных лет» «Песнь о вещем Олеге»
1.Князь вспомнил своего коня. 1.Князь едет в поход против хазар.
2.Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва. 2.По дороге встречает кудесника и спрашивает о судьбе.
3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти. 3.Диалог князя и кудесника.
4.Он поехал взглянуть на кости коня. 4.Прощание с конём.
5.князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея. 5.Князь пирует с дружиной.
6.он умер и был похоронен на горе Щековице. 6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнаёт о его смерти.
7.Князь вспоминает предсказание (но не смеётся, а скорбит)
8.Князь едет взглянуть на кости.
9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конём.
11.Гробовая змея.
12.Тризна по Олегу.
г) Определение жанровой принадлежности произведения.

Название отличительных признаков баллады. Сравнение баллады и летописи.

Общее: обе основаны на историческом событии.

Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст.

В балладе много средств художественной выразительности.

Вообще же для баллады характерно наличие сюжета, диалога, некой тайны.

д)Обмен читательским впечатлением

-Почему пушкинский текст больше?

(в нём гораздо больше деталей, которые делают прошлое зримым, почти осязаемым; особое внимание уделяем эпитетам; это художественное произведение, главное для автора – создать образ героя, выразить свои чувства)

-Найдите строки, которые особенно понравились, выразите свои впечатления от них.

(дети читают понравившиеся строки и выражают свои впечатления. Например: «И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана» - это образ, сочетающий мотив старости и юности одновременно. Снег седины – знак прожитой жизни, а утро – начало дня и начало жизни. Утренний снег оставляет ощущение чистоты, свежести. Откуда это чувство? Может быть, Пушкин написал так потому, что, хотя дружинники и стары, мир их, если взглянуть нашими, «тысячелетними», глазами, очень молод?)

Вывод: Пушкин в своей балладе использует художественные детали, которые делают прошлое зримым, осязаемым. Так поэт «открывает окно» в прошлое, делает нас свидетелями происходящего.

е) Анализ деталей, делающих текст убедительным.

- Найдите детали, которые придают тексту историческую достоверность.

(Неразумные хазары; цареградская броня; Перун и его святилище в лесу; тризна, на которой должен быть убит любимый конь; ковши круговые)

Вывод: Пушкин в деталях очень точен, «стакан» - единственный анахронизм (ошибка от соединения неодновременных явлений, событий, вещей)

Обращаем внимание на такую деталь: князю Олега у Пушкина постоянно сопутствует дружина, и Пушкин не забывает о ней говорить.

ж)Проверка работы у доски

- Какой вывод можете сделать о композиции этих произведений? Как изображаются события в этих произведениях?

(в «Песни» хронологический порядок, все основные эпизоды сохранены, зримым предстаёт каждый эпизод;

В летописи хронологическая инверсия; главное – смерть Олега, спор с кудесником – предыстория, рассказ в рассказе, видим князя один раз)

з) Выявление композиционных и смысловых различий между рассказами.

По ходу обсуждения эпизодов делаем запись в таблице.

-Сравним эпизоды летописи и «Песни»

(учитель вместе с детьми обсуждает эпизоды, приводя примеры из текстов, составляет таблицу)

Летопись Песня
1. Вступление князя в произведение
Величавое выступление князя на верном коне.
2. Прощание Олега с конём.
Олег сразу отказывается от коня. Привязанность к коню, тяжесть прощания (этим подчеркивается его человечность, сила любви к коню)
3. Воспоминание о коне.
Вспоминает о коне в осенние дни вспоминает о коне в минуту радости, в зимнюю пору.(в эти счастливые минуты жизни он хочет видеть рядом своего боевого товарища, разделить с ним радость)
4.Отношение к известию о смерти коня
Нет боли от известия Тяжелое огорчение. Горе князя подчеркнуто противостоянием позы и эпитета:

Могучий Олег головою поник…

Душевная привязанность к коню.

1.Князь едет взглянуть на кости коня
Князь смеётся над кудесником и едет праздновать своё торжество

(победа над кудесником и судьбой)

князь скорбит о коне, досадует, что зря расстался, едет взглянуть на кости, чтобы проститься с другом

Ему горько, что не этот конь будет положен в могилу, князь мог бы перенести «дружбу» с конём в вечность.(Пушкин внёс мотив отношения князя к коню)

Олег – исторический деятель Олег – человек
Летописец не сомневался в мудрости Олега. Пушкин ставит под вопросом мудрость князя.
и) Подведение итогов сравнения.

-Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?

Обратите внимание: в «Песни» Олег едет в опасный поход и хочет узнать будущее.

(он предположил, что конь подведёт его и он погибнет в сражении, князь хочет избежать гибели, которая пристала воину, - гибель в битве, где рядом с ним был бы друг – конь и все его друзья – дружинники)

-Сумел ли князь изменить свою судьбу?

(он не обошел предсказание, но судьбу свою всё же изменил. Он «обидел» судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно)

События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не общая судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же, смысл «Песни» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».

На доске вопрос: почему для Пушкина важна любовь князя к коню?

-Почему Пушкин окружает Олега не семьёй, а дружиной?

(вся жизнь князя – битва. Дружина для него ближе, чем кто бы то ни было)

- Почему ещё пушкинский Олег так горько переживает смерть коня?

(он предал дружбу, пытаясь спасти свою жизнь)

к)Анализ эпизодов, связанных с поединком кудесника и князя.

- Какую роль сыграл здесь кудесник? Ведь вся история началась с их встречи.

вошла ещё одна тема. Кто такой кудесник. Что в -С кудесником в балладу нем особенного?

(Кудесник сродни поэту. Поэту тоже, считал А.С.Пушкин, дан божественный дар пророчества, вложен свыше «вещий язык»)

-Можно ли назвать их встречу поединком? Какой силой и властью обладает каждый из них?

Сравнительная характеристика

князь кудесник
Земной владыка Представитель высших сил. Прорекает судьбу. Соотносится с образом поэта – пророка
Появляется торжественно, величаво Появляется неожиданно, таинственно
Обращается к кудеснику снисходительно, задевает его достоинство Спокойно и гордо защищает своё достоинство.
Предлагает свою милость и плату, как будто подкупая судьбу. Говорит высшую правду, которую нельзя изменить ни подкупом, ни угрозой. Судьба неподкупна. Ни сила, ни богатство не помогут. Даёт гордую отповедь. Конь, которым хотел задобрить, станет твоей

Смертью.

Пытается противопоставить свою волю высшей воле признаёт небесную власть
- Кот же герой баллады – Олег или кудесник?

- Как объясняет кудесник любовь Олега к коню? (цитата)

5. Подведение итогов беседы. Сравнение двух описаний кургана.

-Прочтите описания курганов в «Песни». Чем они отличаются? Какое впечатление на нас производят?

(Князь совершил ошибку: пытаясь обмануть судьбу, он предал друга. Но от пушкинских стихов не остаётся тяжелое впечатление. Впечатление скорее светлое и умиротворённое. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним два описания кургана.

В последней строфе свет, преодоление горечи. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Место Олега на вершине кургана заняли князь Игорь и Ольга; его дружина отошла куда – то в сторону и пирует у брега. По сути, на наших глазах сменилось поколение. Пока был жив князь Олег, он пировал с дружиной на кургане какого – то прежнего героя, он был «на вершине жизни». Жизнь продолжается. Для Руси ещё всё впереди. Олег внёс свою лепту в русскую историю и ушел, оставив продолжать её потомкам, которые пируют на кургане.

Дружина же его по – прежнему вспоминает «минувшие дни» и битвы, которые уже окончательно стали прошлым и переходят в предания. Олегова дружина, спустившись с кургана, вплотную подошла к границе, отделявшей мир живых от мира мёртвых. С отгремевших битв смывается их страшная кровавая реальность, они становятся поэзией. Так и со смерти князя Олега смыто впечатление мучительного ужаса, осталось лишь предание, овеянное поэзией старины.

Г. Б. Иванова, МБОУ "ОО Каплинская школа", Старооскольский район, с. Федосеевка, Белгородская область

Учащиеся отмечают эпизоды: встреча князя Олега с кудесником и смерть князя Олега.

Просмотр мультипликационного фильма, созданного учащимися.

Просмотр эпизода фильма.

К жанру баллада.

Баллада – лиро - эпический жанр литературы. От итальянского «плясать». Небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой –то необычайный случай.

Виды баллад:

Исторические;

Семейно - бытовые;

Разбойничьи;

Страшные;

Трагические.

Историческая.

Особенности баллады:

Часто открывается пейзажным зачином;

Завершается пейзажной концовкой;

Имеет сюжет (эпическое начало);

Написана в стихотворной форме, выражены чувства героев

(лирическое начало) ;

Построено на диалогах и монологах (драматическое начало).

В летописной легенде при изучении древнерусской литературы .

Летопись – запись событий по голам (или летам).

Монах Нестор.

Выразительное чтение летописной легенды учеником.

Ответы учащихся.

Учитель: из письма Пушкина к (1825 г.) : « Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Эти произведения основаны на историческом событии. Одинаковые герои, сюжет.

Любой художественный текст отличает образность, ведь главное для писателя не рассказать, а изобразить, передать своё впечатление от увиденного.

1) различие по жанру :

ЛЕТОПИСЬ - проза

БАЛЛАДА – поэтический текст

2) различия во времени , изображённом в произведениях:

ЛЕТОПИСЬ - о встрече Олега с кудесником рассказывается в прошедшем времени;

БАЛЛАДА – о событиях рассказывается в настоящем времени.

3) различия в композиции произведений :

ЛЕТОПИСЬ – главная сцена – размышления князя над могилой коня, основанные на недоверии к кудесникам. О предсказании Олег вспоминает.

БАЛЛАДА – события изложены в хронологическом порядке:

· предсказание;

· разлука с конём;

· возвращение на родину;

· воспоминание о коне и сожаление об утрате верного друга;

· появление змеи;

· смерть Олега.

4) различия в изображении образов героев:

князь Олег

ЛЕТОПИСЬ - вещий (мудрый)

Ни на секунду не сомневается в ней.

БАЛЛАДА – для Пушкина Олег прежде всего воин, полководец.

«Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…»

(Олег храбрый, удачливый)

Ответы учащихся.

Олег любит своего коня.

Доброе отношение к коню, сожаление.

«Светлое чело» - свидетельство ума и красоты.

Олег щедрый.

У князя много отрицательных качеств:

1. «Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?»

(гордый)

2. «Открой мне всю правду, не бойся меня…»

(властный)

3. «Их сёла и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам»

(жестокий)

Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность.

В раздражении, что расстался до времени с любимым конём.

Варианты ответов учащихся.

Вдохновенный (глашатай воли богов)

смелый, независимый, бескорыстный , вещий язык его «правдив и свободен» (т. е. земные владыки над ним невластны)

Отвечает свободно, с чувством собственного достоинства. На высокомерную речь князя отвечает мудрым спокойствием, уверенностью в себе.

Простой человек, живущий глубокой духовной жизнью, способен противостоять власти: сила духа противостоит силе власти В кудеснике автор ценит «божий дар» и независимость. Предсказатель сродни поэту.

Ответы учащихся.

ЛЕТОПИСЬ – понятно отношение только к Олегу.

БАЛЛАДА - авторское отношение раскрывается через средства художественной выразительности. Отношение автора проявляется, с одной стороны, в восхищении воинской доблестью Олега, а с другой – князь для поэта - человек обыкновенный, не властный над судьбой.

К кудеснику

Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни.

Ответ вложен в уста кудесника, волхва: творчество должно быть свободным, независимым, неподкупным.


А. С. Пушкин… Его имя знакомо каждому. С творчеством этого писателя, поэта и драматурга мы знакомились ещё в 5 классе, изучая « Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» и поэму «Руслан и Людмила».

Очень нелёгким и тернистым был его творческий путь. В мае 1820 г. Пушкин был выслан из Петербурга за вольнолюбивые стихи и эпиграммы против царя и его приближённых. Так начались странствия поэта.

В этот период он побывал и на Кавказе, и в Крыму, и в Кишинёве, и в Одессе. На юге Пушкин много и упорно работал. За период южной ссылки (1820 – 1824 гг.) написано свыше 100 стихотворений, среди которых «Песнь о вещем Олеге».
Дома вы прочитали это произведение.

- Какие эпизоды, на ваш взгляд, являются важными?


  1. Восстановим сюжет этого произведения, посмотрев работы творческих групп.

- Так ли вы представляли себе эти сцены?


  1. Фронтальный опрос.
- К какому жанру литературы можно отнести это произведение?

- Что такое баллада?

Какие виды баллад вы знаете?

- Определите вид баллады «Песнь о вещем Олеге».

- Какие особенности баллады вам известны?

- Встречались ли мы ранее с таким сюжетом?
- Что такое летопись?
- Кто создавал летописи?

- Имя какого монаха вам известно?
Слово учителя.
Многие поэты и писатели обращались к прошлому и находили в нём немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавали свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи.

Одна из летописных легенд – о смерти киевского князя Олега, жившего во второй половине 9 – начале 10 века, привлекла внимание и Пушкина.

- Чем могло увлечь воображение поэта летописное сказание?

- Давайте сопоставим эти два текста.

- Что общего в этих произведениях?

- В чём же различия?

Давайте представим, что мы ничего не знаем ни о Пушкине, ни о русских летописях. Сможем ли мы тогда ответить на вопрос: какой текст принадлежит перу поэта, т. е является произведением художественной литературы. Почему?

- В каком времени описываются события этих произведений?

- Как построен сюжет произведений? Какая сцена является главной в ЛЕТОПИСИ?

Как изложены события в БАЛЛАДЕ?

- Одинаково ли нарисован образ Олега в этих произведениях?

Каким видит его летописец?

- Как относится к мудрости князя летописец?
- Каким рисует Пушкин Олега?
- Какую правду открыл кудесник князю? Поверил ли ему Олег?
- Как показал поэт «товарищескую любовь» старого князя к своему коню? Найдите в тексте строки, раскрывающие отношение князя к коню.

- Почему князь «тихо» на череп коня наступил?
- «Но вижу твой жребий на светлом челе» . Как характеризует Олега?
- Как характеризуют Олега следующие строки:

«Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня»?
- Только ли с положительной стороны изобразил Пушкин Олега?

- Почему кудесника Олег назвал «лживым, безумным стариком» ?
- За что, по мысли автора, князь наказан так жестоко?
- Обратимся теперь к образу КУДЕСНИКА. Каким рисует Пушкин кудесника?

- Как держится, как отвечает кудесник князю? В чём сила кудесника?

Как вы думаете, почему в балладе Пушкина, в отличие от легенды, кудеснику отведено такое важное место? Чем дорог этот образ Пушкину?

- Можно ли соотнести этот момент с обстоятельствами личной жизни поэта, а именно ссылки его на юг?

- К кому в большей степени относится слово «вещий» ?

3. Выводы по уроку.

Почему Пушкин обращается к старине?

Мало интересного давала современность?
- Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина?

Каким должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте?


  1. Домашнее задание:
найти и выписать в тетрадь средства художественной выразительности, помогающие нарисовать образы героев баллады (князя Олега, кудесника, коня). / / / Сопоставительный анализ баллады Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и эпизода «Смерть Олега» в «Повесть временных лет»

В творческом багаже гениального русского поэта Александра Пушкина есть множество произведений разного жанра, в том числе и баллады.

« » основана на рассказе, записанном в «Повести временных лет». Поэта заинтересовал образ князя Олега и его печальная история.

«Песнь о Вещем Олеге» основана на одном эпизоде из «Повести временных лет», однако она воспринимается, как оригинальное сочинение. Сопоставляя балладу Пушкина и отрывок из летописи, мы можем найти существенные различия.

Сближает произведения то, что они имеют одинаковый сюжет: пророчество мудрого старца, первое прощание князя с конем, второе прощание с конем спустя несколько лет, гибель Олега. Но описаны эти события по-разному. Поэтому мы воспринимаем балладу, как отдельное уникальное произведение.

Рассказ о князе Олеге в «Повести временных лет» изложен летописцем сухо и беспристрастно. Это объяснялось тем, что летопись должна была носить, прежде всего, информационный характер, объективно передавать факты, не иметь ярко выраженной экспрессивной лексики. Поэтому в Повести просто перечисляются факты, описываются действия героев без авторского мнения. Здесь нет места рассуждением или авторским эмоциям.

«Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина напротив написана в экспрессивной форме. Баллада насыщена множеством художественных приемов: эпитетами, метафорами, сравнениями и т.д. Поэт дает яркую характеристику героям, описывает их чувства и переживания, выражает свою авторскую позицию по отношению к событиям и персонажам.

Важным отличием есть и то, что эпизод о князе в Повести записан прозой, а Пушкин создал балладу в стихах. Поэтому баллада обладает большей лиричностью, душевностью.

Летописец дает сухую характеристику персонажам, а Пушкин ярко описывает главных героев. Так, например, старый мудрец, который рассказал Олегу о его судьбе, в Повести назван волхвом, а поэт называет его вдохновенным кудесником.

В балладе сцена прощания Олега с конем описана очень трогательно, тогда как в летописи это событие подается сдержанно. Пушкинский Олег более эмоционально реагирует на расставание с конем, ведь считает его своим верным другом, а летописный Олег просто отдает коня, чтобы избежать пророчества. Прощание князя с конем поэт изображает, как расставание двух привязанных душ, а не как хозяина и животного. Невзирая на свое положение, могучий князь склоняет голову к преданному коню. Лицо его сейчас выглядит очень угрюмым, и даже печальным.

Анализ двух произведений показал, что история князя Олега подается по-разному в «Повести временных лет» и «Песне о Вещем Олеге».