Вариант 1 возникновение героического былинного эпоса. Место возникновения былин

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

#### #### ##### #### ####
## ## ## ## ## ## ## ## ## ##
#### #### ## ## ##### #####
## ## ## ## ## ## ## ##
## ## ## ## ## ## ## ##
#### #### ##### ### ###

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Произведения древнерусской литературы. Деревянное и каменное зодчество. Использование монументальной живописи - мозаики и фрески для украшения храмов. Художественное оружейное и ювелирное ремесло.

    презентация , добавлен 27.11.2013

    Рассмотрение культуры Руси в период Древнерусского государства с момента его образования до татаро-монгольского нашествия. Возникновение у восточных славян письменности в дохристианский период. Развитие литературы, зодчества, живописи и фольклора.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    Особенности развития художественной культуры Византии, в которой сплелись воедино всевозможные восточные мотивы, почтение к официальной стороне жизни и противостояние ей, сохранение традиций античности и создание художественных традиций христианства.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Становление культуры Византии в условиях ожесточенных философско-богословских споров. Исторический процесс возрождения и развития риторики, эпистолографии, архитектуры. Воплощение христианских мировоззрений в монументальной мозаичной и фресковой живописи.

    презентация , добавлен 21.03.2011

    Становление языческого Древнерусского государства, его основные культурные особенности. Влияние христианства на русскую культуру. Обзор раннехристианской русской культуры, ее самобытности, отличий от культурно-религиозных образований других стран.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Русская летопись - средоточие истории Древней Руси - один из важнейших памятников письменности, литературы и культуры в целом. Деревянное и каменное зодчество X-XI вв. - органическая часть культуры Киевской Руси. Охрана памятников искусства и старины.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Устное народное творчество. Летописание, возникновение письменности и распространение грамотности среди славян. Берестяные грамоты. Памятники архитектуры, зодчества и живописи. Специфика иконописного письма. Художественное ремесло в эпоху Киевской Руси.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Религиозная реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси. Идея богоданности искусства Византии. Массовое строительство церквей и монастырей. Выдающиеся произведения зодчества Киевской Руси. Анализ живописи византийского православного мира.

    В связи с принятием христианства и с активизацией международных связей появилось множество переводов с греческого, латыни и древнееврейского. Начали создаваться и оригинальные русские литературные произведения.

    Неординарной фигурой, продвинувшей вперед русскую культуру, являлся великий князь Ярослав (1019-1054), который даже получил прозвище Мудрый. К наиболее значимым его начинаниям необходимо отнести начало формирования законодательства, названного Русской Правдой. Отныне на Руси на основании закона, а не традиции, не права сильного регулировались взаимоотношения в государстве. Ограничивалась кровная месть. Определялись штрафы (виры) за те или иные преступления. Характерной чертой Русской Правды было отсутствие смертной казни, введенной впоследствии. Ответственность перед законом зависела от социального положения человека, но не от его происхождения и веры.

    При Ярославе появились первые монастыри, в частности будущая Киево-Печерская лавра (Печерский монастырь). Летописец Нестор отмечал, что христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться». Была создана первая библиотека при соборе Святой Софии. Сам Ярослав Мудрый был библиофилом, огромное количество книг закупалось и привозилось в Киев из Византии, в монастырях работали переписчики. Ярослав, сам знавший шесть иностранных языков, поощрял изучение наук. При нем, по просьбе его сестры, была открыта школа для девочек, что было большой редкостью и для Европы вто время. В «Повести временных лет» он сравнивался с сеятелем, который «засеял книжными словами сердца верующих людей». Именно при Ярославе Мудром Русь заявила о своей церковной самостоятельности. Впервые митрополит был не прислан из Византии, а поставлен великим князем из русского духовенства. Первым русским митрополитом стал сподвижник Ярослава - Иларион. Похоронен Ярослав Мудрый в Софийском соборе, где он назван «цесарем» - царем.

    В X в., когда шел процесс усиления государства, возник героический былинный эпос. Постепенно выработался определенный напевный стиль при передаче былин, или старин. Богатыри воплощали в себе лучшие человеческие качества: патриотизм, честность, смелость, верность, силу. В былинах об Илье Муромце повествуется о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем Поганым. Рядом с ним лукавый, любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный Добрыня Никитич. Все они являются защитниками Русского государства.

    Другой мир раскрывается в новгородских былинах об удальце Василии Буслаеве, который верит только в собственную силу и смелость. Гусляр Садко покоряет своей игрой морского царя. Эти былины знакомят с жизнью Новгорода.

    Труд земледельца нашел свое отражение в былинах о пахаре Микуле Селяниновиче, наделенном чудесной богатырской силой. Он входил в дружину сына Святослава Олега, воевавшего с варягами в 975 г. Но былинных персонажей неизмеримо больше, чем богатырей. Среди них и сам князь Владимир, и Полкан Полканович, и Марья Лебедь Белая, и др.

    В былинах нашла отражение и русская история. Одно из отличий былины от летописи заключается в том, что в летописях, которые очень сильно реагировали на социально-политическую ситуацию в стране, судьба Руси в сложные, переломные моменты зависит от киевского князя, а в былине - в минуту опасности защитниками Родины становятся богатыри из народа.

    Былинный цикл посвящен князю Владимиру Красное Солнышко, оборонявшему Русь от завоевателей. Другой цикл посвящен Владимиру Мономаху и его борьбе с половцами. Записывать былины начали с XVII в. Сейчас записано около 3 тыс. былин, но сколько их было в те времена, сказать невозможно.

    Сюжетов, общих с европейскими, в былинах много. Но прослеживается и значительное отличие русского эпоса от эпоса раннего европейского Средневековья. И здесь и там идет борьба с иноплеменниками. Но на Руси основная идея былин и древнерусских летописных повестей - освобождение, а в рыцарских хрониках - завоевание, крещение иноверцев. В отечественных былинах полностью отсутствует идея религиозной войны, впрочем, также нет и идей расовой непримиримости и вражды. На Западе девиз «Кто не убит, тот окрещен», а на Руси - «Вот постойтетко за веру, за отечество, Вот постойтетко за славный стольный Киев-град». Еще в раннее Средневековье можно увидеть различие с западноевропейским эпосом, где воспеваются борьба за славу и драгоценности, за верность вождю, кровная месть. В древнерусском эпосе эти темы не стали определяющими.

    Большое место в былинах отводится каликам перехожим. В тот период времени каликами называли паломников в Святую землю. Испокон веку было принято помогать каликам и кормить их ради Христа, так как они шли поклоняться Гробу Господню в Иерусалим. Калики не только не противопоставлялись богатырям, но часто сами являлись богатырями. Это не случайно, потому что психологический мир былинных героев включал в себя понятия осознания и искупления грехов. Паломничество было традиционной формой искупления. Оно само по себе приравнивалось к подвигу. Идет, таким образом, приравнивание духовного подвига к ратному. Из этих героев можно назвать Дмитрия Солунского, Анику-воина, Алексея Божьего человека и др. Они - духовные богатыри.


    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 ВАРИАНТ2 Часть 1 Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ:М 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Прочитайте текст и выполните задания 1-З. (1)Возникновение героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества, относится к Х веку; в основе былин лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. (2)<... > прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича - воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописях. (3)Былины редко сохраняли точность фактических деталей, но не в точном следовании историческим фактам достоинство этих произведений: главная их ценность в том, что они созданы народом и отражают его воззрения, оценку сущности исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы. 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) В основе былин, возникших в Х веке и являющихся вершиной устного народного творчества, лежат реальные исторические события, а прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди: прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича - воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописях. 2) Дядя Владимира Святославовича - воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописях, явился прообразом былинного Добрыни Никитича, и это является свидетельством того, что в основе былин, возникших в Х веке и являющихся вершиной устного народного творчества, лежат реальные исторические события, а прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. 3) Главная ценность вершины устного народного творчества - героического былинного эпоса, возникшего в Х веке и имеющего в своей основе реальные исторические события, а в качестве некоторых героев - прототипов реально существовавших людей, - состоит не в точном следовании историческим фактам, а в способности отражать воззрения и идеалы народа и его оценку происходящего в Древнерусском государстве. 4) Способность отражать взгляды и идеалы народа, его оценку происходящего в Древнерусском государстве составляет главную ценность вершины устного народного творчества - героического былинного эпоса, возникшего в Х веке и имеющего в своей основе реальные исторические события, а в качестве некоторых героев - прототипов реально существовавших людей. 16

    2 5) Былины, возникшие в Х веке как героический эпос народа и явившиеся вершиной устного народного творчества, редко сохраняли точность фактических деталей, но не в точном следовании историческим фактам достоинство этих произведений. 1 ~-~---" 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). К тому же Благодаря этому Так, Несмотря на это, Поэтому 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТНО ШЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОТНОШЕНИЕ, -я; ер. 1) Причастность к чему-либо. Иметь отношение к делу. 2) Внутренняя оценка кого-либо или чего-либо и проявление этой оценки. Хорошее о. к детям. Ответственное о. 3) Взаимная связь разных предметов, действий, явлений. Между двумя событиями обнаруживается определенное о. О. между двумя величинами. 4) мн. Связь между кем-либо, возникающая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения.деловые отношения. Международные отношения. Дипломатические отношения. 5) В математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое, а также запись соответствующего действия. Равенство двух отношений. 6) Официальная бумага, документ (офиц.). О. из министерства В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. начался черпать банты прибыв засветло ~ В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Все обращали внимание на ЦАРСТВЕННЫЙ поворот головы и осанку баронессы, которая к тому же обладала хорошим голосом, прекрасно пела и музицировала. Обладатель исключительного права на товарный знак может ПРЕДСТАВИТЬ право на его использование другим лицам. Большая перламутровая раковина, поднятая со дна моря, может стать украшением интерьера вашей квартиры, рабочего кабинета или ПАМЯТНЫМ подарком подруге. В произведениях устного народного творчества и во многих литературных произведениях дуб часто является олицетворением силы, гордости, ВЕКОВОЙ мудрости. Эффективный механизм регулирования процесса глобализации должен ОХВАТЫВАТЬ все сферы: от политической и военной до гуманитарной ~----~--- 17

    3 6. В одном из приведённых ниже выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЗАЖЖЁМ свечу ситцевых ПЛАТЬЕВ ИСПЕКЁМ торт в ДЕВЯНОСТА сёлах выразить более ТОЧНО Ответ=~~~~~~~~~~~~~~~ 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом В) нарушение в построении предложения с однородными членами Г) нарушение в построении сложного предложения Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Зная период времени между остановками одного и того же маятника, по известным уравнениям легко подсчитывается модуль упругости. 2) Кто-то из студентов сдал экзамены досрочно. 3) Стоило только заговорить о происшествии, как поручик выходит из комнаты. 4) Галина Уланова - одна из выдающихся представительниц советской балетной школы. 5) Те, кто остался на собрании, стремился выразить свою позицию. 6) Рассмотрев птицу, которая кружилась над гнездом, мальчик понял, что это ласточка. 7) Иван Сергеевич Тургенев писал то, что нужно беречь чистоту языка. 8) Роща замерла в полуденной тишине, и прекрасными и таинственными казались звуки лопающихся под солнечными лучами берёзовых почек. 9) Тонкий аромат распространяли не только ночные цветы, раскрывшие свои бутоны, а также тяжёлая росистая трава. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б в г д 8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. кл.. ссицистический ори.. нтировочный лим.. тированный ~~~~~~~~~~~~~~~з.. рница разг.. рающийся 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. бе.. водный, ра.. жать от.. йти, н.. ступить на.. колоть, о.. бирать -~~~~~~~~~~~~~~из.. явить, отоб.. ются пр.. поднёс, пр.. вык 18

    4 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. засушл.. вый влюбч.. вый подразум.. ва ть подкле.. л отпрыг.. ва ть ~~~~~~~~~~~~~~~ 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. замеч.. нный растревож.. шь поколебл.. шь увлека.. мый растрепл.. шь ~~~~~~~~~~~~~~~ 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (НЕ)ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ особым расположением своих товарищей по плотницкой бригаде за дотошность в работе, Семён был рад предложению мастера испытать себя в городе. Встреча бывших приятелей оказалась отнюдь (НЕ)СЛУЧАЙНОЙ. Никто (НЕ)ОБЯЗАН руководствоваться в своих поступках мнением большинства, если по определённым убеждениям это мнение не разделяет. Прислушавшись, можно было понять, что молодые люди за соседним столиком говорили (НЕ)ПО- РУССКИ. Все молодые люди стремятся к (НЕ)ЗАВИСИМОСТИ. Ответ=~~~~~~~~~~~~~~~ 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. У брата, по всеобщему признанию, был КАКОЙ(ТО) странный образ мыслей, и рассуждения и выводы его порой ставили окружающих (В)ТУПИК. Отец любил читать нотации, и брат его, хотя и делал их с чувством юмора, (ПРИ)ЧЁМ замечательным. мой дядя, ТО(ЖЕ) был склонен к нравоучениям, Печорину вздумалось заглянуть под навес, ЧТО(БЫ) выяснить, ЕСТЬ(ЛИ) корм у лошадей. ТАК(ЖЕ) как существует шестьдесят разновидностей берёз, так и разновидностей сыроежек существует довольно много: более двух десятков; ЕСЛИ(ЖЕ) говорить точнее, их двадцать семь. Нужно ГДЕ(ТО) навести справки (НА)СЧЁТ прибытия поезда. Ответ=~~~~~~~~~~~~~~~ 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одно Н. Иностра(l)ыми судьями уже были поставле(2)ы оценки, подсчита(3)ы баллы и подведе(4)ы предварительные итоги соревнований по ко(5)ому спорту. Ответ=~~~~~~~~~~~~~~~ 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Возведение бетонных и железобетонных конструкций является дорогостоящим и трудоёмким. 2) Лектор призывал будущих литераторов к ясности простоте и изобразительной точности выражения к работе над музыкальностью и благозвучием речи. 3) Девушка что-то втолковывала группе ребят и при этом то повышала то снова понижала голос. 19

    5 4) Ни в одном из описанных событий ни Алексей ни его одноклассники не принимали участия. 5) Смелость Мамочкина была зачастую позёрством нуждалась в подстёгивании и старшина понимал это. \. --~-~ 16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Не менее прочную позицию занимали в душе Гараськи немногие истины (1) добытые путём житейского опыта (2) и (3) господствовавшие над представлениями (4) внушаемыми ему взрослыми. 17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Вячеслав (1) очень серьёзно посмотрел в глаза другу и уверенно произнёс: ~послушай (2) Михаил (3) ты (4) непременно (5) отлично сдашь все экзамены. Об этом (6) ты (7) пожалуйста (8) даже (9) не беспокойсю>. 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В 1894 году в Москве (1) появился Литературно-театральный музей (2) основу (3) которого (4) составила коллекция по истории русского и западноевропейского театра А.А. Бахрушина ~ 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Громко и требовательно прозвучал в тишине комнаты звонок (1) но (2) когда Мария Константиновна (3) открыла дверь (4) то уже никого не застала (5) а на лестничной клетке в высокой вазе стояла охапка её любимых полевых цветов ~ 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Целеустремлённый и работоспособный, Борис Леонидович Пастернак стремился всё довести до совершенства, и это повлияло на биографию жизни будущего писателя: несмотря на безграничную любовь к музыке, он отказался от музыкальной карьеры, осознав, что не сможет достичь высот на этом поприще. Прочитайте текст и выполните задания (l)как-то во время встречи с читателями ко мне подошла молодая женщина. - (2)Я вас узнала, - сказала она мне. - (3)Вы часто приходили к нам в школу. (4)А один раз пришли, когда выступал перед нами лётчик. (5)Не помните? (б)он только приехал с фронта. (7)Вспомнили? 20

    6 (8)Я вспомнила. (9)Я очень хорошо помнила этот день. (lo)b самом конце войны в родной город на короткую побывку прие.хал молодой лётчик. (ll)времени было в обрез, но ему очень хотелось забежать в школу, где он ещё так недавно учился. (12)И, взяв за руку свою племянницу, которая поступила в первый класс той самой школы, куда он ходил десять лет, молодой лётчик повёл её знакомой дорогой. (13)0н довёл её до самых школьных дверей, первого класса. и тут им повстречалась руководительница - (14)3айдёмте к нам, - сказала она лётчику. - (15)Встреча с фронтовиком - это прекрасное воспитательное мероприятие. (16)У нас уже были директор крупного завода, заслуженный артист республики и знатный сталевар... (17)А фронтовика ещё не было. (18)Пойдёмте! (19)0н согласился. (20)И вошёл в класс. - (21)Вот, девочки, знакомьтесь, - сказала учительница. - (22)К нам в гости пришёл герой, лётчик. (23)0н прилетел к нам прямо с фронта. (24)0н учился в нашей школе и был всегда примерным учеником. (25)0н всегда строго соблюдал правила внутреннего распорядка, никогда не опаздывал и аккуратно выполнял домашние задания. (26)0н был вежливым учеником, он не грубил учителям, он... (27)Я взглянула на лётчика. (28)0н стоял красный как рак. (29)У него было скуластое лицо и чуть раскосые глаза. (30)И по взгляду этих глаз - весёлому, чуть диковатому, было ясно: облик идеального школьника, который сейчас рисовала учительница, не имел к нему никакого отношения. (31)Было очевидно: ему случалось нарушать правила школьного распорядка. (32)Бывало, он опаздывал на уроки, бывало, не слишком аккуратно выполнял домашние задания. (33)И то ли ещё бывало! - (34)Все эти качества помогли ему стать настоящим воином, - продолжала учительница. - (35)Сейчас он расскажет вам о своих фронтовых подвигах и фронтовых буднях. (36)Лётчик смотрел на девочек, словно размышляя, что бы такое им рассказать... (37)И что будет им интересно? (38)Если бы среди них сидел хоть один мальчишка, какой-нибудь веснушчатый, курносый Петька, какой-нибудь любопытный Лёнька... (39)Но перед ним были чистенькие и аккуратные девочки в коричневых платьицах и чёрных фартуках. (40)Лётчик-фронтовик - он попросту боялся этих девочек. (41)И вдруг, решившись, будто прыгнув с моста в воду, он заговорил. (42)0н рассказал им, как ночевал однажды в селе, которое только-только отбили у врага. (43)Колхозники возвращались домой из леса, из землянок, где жили около полугода, спасаясь от немцев. (44)И вот, проснувшись, лётчик увидел, что у его кровати стоит девочка лет двух. (45)0на была одета в какое-то тряпьё, ноги босые, хотя стояла уже глубокая осень. (46)Волосы у девочки космами свисали на глаза, её давно не стригли. (47)В доме не было ничего: ни еды, ни белья, ни одежды, ни мыла, чтобы умыться. - (48)А мать у девочки лежала больная, - рассказывал лётчик. - (49)0на в землянке схватила лихорадку, и её принесли домой почти без памяти и положили на печку. (50)А девочка - голодная, холодная, грязная. (51)И мы с товарищем моим Серёгой вскипятили воды, посадили девочку в корыто и вымыли. (52)Потом закутали в шинель и стали думать, как бы её приодеть. (53)А Серёга на гражданке был сапожником. (54)0н взял мою меховую рукавицу и скроил девочке башмаки. (55)Руки у меня видите, какие большие? (56)Как лопаты! (57)А у девочки ножки вот какие, ну, прямо как у куклы. (58)Потом из Серёгиной фуфайки мы смастерили ей платье и даже кушачком подвязали. (59)А потом решили её постричь. (60)У неё глазки голубые, как незабудки, хорошие такие глазки, а за волосами не видно. (61)Но как постричь её ровно, красиво? (62)Ведь мы никогда этому делу не учились. (63)И вот, послушайте, как мы сообразили: я взял горшок, небольшой, глиняный, ну, обыкновенный горшок, в котором варят кашу, и надел девочке на голову- и постриг по краешку ровно-ровно! (64)В кружок постриг! (65)Молодой лётчик смотрел на девочек, и видно было, что все эти аккуратные первоклассницы больше не пугают его. (66)0ни слушали и смеялись, и он готов был рассказывать им ещё и ещё. (67)0н взглянул на учительницу, ожидая поощрения и похвалы, и словно кто-то остановил его на бегу. (68)Поджав губы, учительница смотрела на него недоумённо и строго. 21

    7 ~~~~~~~~~~~~~~~- ~~~~~~~~~~~~~~~- ~~~~~~~~~~~~~~~- ~~~~~~~~~~~~~~~- (69)Пробормотав: - Ну, вот какое было дело, - лётчик умолк. - (70)Мы поблагодарим товарища фронтовика, - сухо сказала учительница, - и займёмся устным счётом! (71)Когда лётчик вышел в коридор, учительница шагнула вслед за ним и сказала с укором: - А я надеялась, что вы расскажете детям что-нибудь поучительное, воспитательное! (72)Авы... - (73)И знаете, что я вам скажу, - произнесла та, что семнадцать лет назад, в сорок четвёртом году, маленькой девочкой вместе со мной слушала лётчика, - знаете что... (74)Вот странная вещь: сколько я с той поры слушала разных знаменитых людей - и артистов, и учёных - и не так чтобы много запомнила. (75)А всё, что тот лётчик рассказывал, помню, как будто вчера. (76)Всё помню: и девочку с горшком на голове, и как он её стриг, и как она смирно сидела, и как он кормил её шоколадом. (77)Ну, всё, всё, как будто видела своими глазами... *Фрида Абрамовна Вигдорова (гг.) - русская советская писательница, журналист и правозащитник. (По Ф. Вигдоровой *) 21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Молодая женщина, которая подошла к автору во время встречи с читателями, поступила в первый класс в самом начале войны. 2) Когда молодой лётчик шёл в школу, он не планировал выступать перед ученицами. 3) В школьные годы молодой лётчик был одним из самых прилежных учеников. 4) Прежде чем начать рассказ, лётчик попытался понять для себя, о чём будет интересно послушать первоклассницам. 5) Учительница была недовольна рассказом лётчика, а первоклассницам этот рассказ очень понравился. 22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях представлено описание. 2) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию. 3) В предложениях представлено повествование. 4) Предложение 68 содержит причину того, о чём говорится в предложении 69. 5) В предложениях содержится рассуждение. 23. Из предложений 8-12 выпишите один фразеологизм. 24. Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. 22

    8 Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 справа от номера задания 25, нач.иная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 25. «Молодой лётчик стремится описать случай, который с ним произошёл на войне, ярко, образно, чтобы его маленьким слушательницам было понятно и интересно. Этой цели служат различные выразительные средства, в том числе троп (А) (в предложениях 55-56, 57, 60). Предлагая первоклассницам представить происходящее, приглашая их поразмышлять о возможных действиях в затруднительной ситуации, фронтовик использует синтаксическое средство - (Б) (предложения 55, 61). Живой интерес лётчика к тому, что он рассказывает, и к своим маленьким слушательницам, эмоциональный отклик которых он почувствовал, проявляется в использовании такого синтаксического средства, как (В) (предложения 63, 64). Силу воздействия рассказа лётчика-фронтовика подчёркивает приём (Г) (предложения 74-75))>. Список терминов: 1) эпитет 6) вопросительное предложение 2) метафора 7) синтаксический параллелизм 3) сравнение 8) противопоставление 4) олицетворение 9) анафора 5) восклицательное предложение А Б в г Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Часть2 Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ М Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примераиллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 23


    Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Вариант 9 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

    Текст 3. (1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг - театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть

    Русский язык. 9 класс 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет

    Вариант 4 (1)Огромный стадион казался притихшим. (2)Трибуны постепенно редели (3)«Петюшка», раздался рядом негромкий голос. (4)Пётр оглянулся. (5)От барьера на него смотрел человек в клетчатой рубашке.

    Зачет 4 по тестам ОГЭ Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе(бланке ответов 2).Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. 1 Прослушайте текст и напишите

    Москва 2017-2018 учебный год Экзаменационный словарь ГИА государственная итоговая аттестация, экзамен, предполагающий определенную процедуру проведения. ЕГЭ единый государственный экзамен, форма государственной

    8 класс Диагностическая работа в формате ОГЭ (2016) Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 13 заданий. Часть 1 включает одно задание и представляет

    Вариант 26 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 2-14. (1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки... (2) Писать стихи

    Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

    ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ русский язык и математику. По каждому из них нужно набрать не ниже минимального

    Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

    Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 1 Русский язык. 9 класс. Вариант 1-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа

    ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΜΕΣΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΚΡΑΤΙΚΑ ΙΝΣΤΙΤΟΥΤΑ ΕΠΙΜΟΡΦΩΣΗΣ ΤΕΛΙΚΕΣ ΕΝΙΑΙΕΣ ΓΡΑΠΤΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ: 2011-2012 Μάθημα: Ρωσικά Επίπεδο: 2 Διάρκεια: 2 ώρες Ημερομηνία

    ОГЭ-2015: НОВЫЙ ФОРМАТ ЗАДАНИЙ 15.2 И 15.3: КАК ПОДГОТОВИТЬ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ? Бабанова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Гимназия 75» 1 Сдать ОГЭ и ЕГЭ

    Диагностическая работа в формате ОГЭ Вариант 8 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

    Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Район Город (населенный пункт)

    Сценарий классного часа на тему «Правила поведения в школе» (1 класс). Цели занятия: -формирование навыка правильного поведения в школе. -сплочение детской группы. -развитие наблюдательности, мыслительной

    Система оценивания проверочной работы по русскому языку 4 класс Вариант 4 Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе

    Русский язык. 9 класс. Варианты РЯ90301 90302 1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём

    Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку за курс 8 класса Прочтите текст и выполните задания 2 11. (1)Запах кофе был для Андрея не просто запахом. (2)Он был незабываемым воспоминанием,

    Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому языку

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Формулировка задания Напишите сочинение по прочитанному тексту Сформулируйте одну из проблем поставленных автором текста Прокомментируйте сформулированную проблему Включите в комментарий

    Данный урок представляет систему работы педагога Тищенковой Е.В. на уроках русского языка с использованием современных образовательных технологий: проблемного диалога, информационно-коммуникационной, оценивания

    Контрольная работа по русскому языку для учеников 11 класса МШЗД за октябрь Учебник Н.Г. Гольцовой Учитель Лыжова Татьяна Александровна В контрольной проверяются темы: Знакомство с критериями оценивания

    РУССКИЙ ЯЗЫК 10 (Вариант 02 1/5) Мониторинг учебных достижений (РУССКИЙ ЯЗЫК - 10 класс) Вариант 02 На выполнение работы по русскому языку даётся 1,5 часа (90 минут). Работа выполняется на основе прочитанного

    11 ФЕВРАЛЯ 2018г Имя: Домашняя работа 18 Тема: Сочетания -ЧН- -ЧК-. Задание 1. Задания из учебника. Задания 107, 110 на стр. 60-61. Убери одну или две буквы. Запиши полученные слова. Дудочка удочка, дочка

    Предмет: русский язык класс Урок 57 Учитель: Курбатова В. Ю. Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Педагогическая цель: Способствовать развитию умения писать буквы;

    Русский язык. ОГЭ. Опыт и ошибки. Апряткина Изабелла Анатольевна учитель русского языка и литературы гимназия 2 г.владивостока 2016г. Мифы Миф 1. Мне это не нужно! Мифы Миф 2. Знать все правила просто

    ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Когда шёл дождь, дети играли дома. 1 А) Прочитайте предложения. Разделите их на 3 группы предложения, где действия: а) совпадают во времени полностью, б) совпадают

    MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA Фамилия: Имя: Отчество: Учебное заведение: Место жительства: Район / Муниципий: Agenţia de Asigurare a Calităţii РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН ЗА КУРС

    В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная

    Учимся анализировать результаты выполнения задания 25 (сочинения) в ЕГЭ по русскому языку 1. Прочитайте исходный текст Исходный текст Виктор Сергеевич Розов - известный русский драматург, участник Великой

    Диагностическая работа в формате ОГЭ Вариант 10 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

    Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе 2014-2015 учебный год, Сухих Е.В., методист Одинцовского УМЦ «Развитие образования» СВОДНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ПРЕДМЕТАМ

    РУССКИЙ ЯЗЫК Разноуровневые задания 2 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.8:811.611 ББК 74.268.1Рус Р89 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования

    Тема урока: Б.Заходер «История Гусеницы». Цели: учить видеть и понимать окружающую природу, учить представлять черты характера героя, его интересы; развивать воображение, критическое мышление, связную

    Занятие 12 1. Язык и речь. - Что такое речь? Кто обладает речью? Виды речи: устная и письменная. Примеры разных видов речи. - Язык - это система слов, знаков (букв), которая характерна для разных народов

    Региональная оценка качества знаний учащихся ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ, 4 класс 2014 (4053-1/5) Контрольная работа по русскому языку и литературному чтению Вариант 4053 Инструкция для ученика Ребята! Вам предлагается

    Тема: «БУДЕМ ЗДОРОВЫ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА О ЧАСТЯХ РЕЧИ» Задачи: Образовательные: обобщить знания учащихся о частях речи, их роли в речи; развивать умение находить части речи в предложениях, текстах; обогащать

    Региональный обязательный экзамен по русскому языку в 8 классе ФИО учащегося Наименование учреждения Класс Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся

    Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего вре- мени».

    Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение.

    Былины, по замечанию В.П. Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно-славянскую эпоху и развившиеся в условиях Древней Руси…».

    Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

    О высоком эмоциональном воздействии былин на слу- шателей вспоминал известный фольклорист П.Н. Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул…

    Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

    Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

    В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

    Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были куп- цы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

    Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

    Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.

    В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

    В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:

    «Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа».

    В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко».

    В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление бо- гатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

    Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Нов- город избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

    Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерет- ся-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

    Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, остав- шись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».

    Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз Новгороду». Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

    Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.
    Художественное своеобразие былин

    Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

    Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

    Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

    Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

    Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

    Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т. д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

    В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

    Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при испол- нении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

    Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя».

    Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской неза- висимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины.

    Литература периода XVIII века для детей. (Справщик Савватий, Симеон Полоцкий, Карион Истомин).

    Детская литература в России XV-XVIII веках

    Всю историю древнерусской детской литературы можно раздев лить на четыре периода:

    1) вторая половина XV - первая половина XVI в., когда появились первые познавательные произведения;

    2) вторая половина XVI - начало XVII в., когда было издано 15 печатных книг для детей;

    3) 20-40-е гг. XVII в., когда начинается регулярное стихотворство;

    4) вторая половина XVII - период мирования разных жанров и видов детской литературы.

    Большое развитие в XVII в. получает поэзия. Стихи того времени, адресованные детям, были, с современной точки зрения, еще довольно примитивными. Но именно с них на­чиналась детская поэзия.

    Редкая детская рукописная или печатная книга обходилась без стихотворений. Особенно много их было во второй половине XVII в., когда писались и произведения большого объема, которые мы теперь называем поэмами. Стихами излагались правила поведения, сооб­щались разные сведения о мире. Большинство стихотворений ано­нимны. Однако некоторые авторы известны были уже тогда, другие установлены теперь. Самым первым детским поэтом на Руси сле­дует считать справщика Московского Печатного двора Савватия. Справщик отвечал за содержание, грамотность книги. Поэтому на эту должность назначались самые образованные люди. В настоящее время известно более десяти стихотворений Сав­ватия, написанных им специально для детей. Среди них - первое стихотворение в книге Московской печати, помещенное в азбуке издания 1637 г. Оно состоит из 34 строк. В стихотворении просто, теп­ло и ясно рассказывается читателю о книге, которую он держит в руках, восхваляется грамота, книжная премудрость, даются разно­образные советы, как учиться и как читать. По композиции это задушевная беседа с ребенком на интересную и важную для него тему.Автор убеждает ребенка не лениться в учении, быть старательным, во всем слушаться учите­ля. Только в этом случае он может научиться «мудростному писанию» (грамоте), попасть в число «мудрых мужей» и стать «истин­ным сыном света». Позднее, во второй половине XVII в., стихотворение это широко распространялось через рукописные книги.

    Большой известностью пользовалось и другое стихотворение Савватия - «Прещение вкратце о лености и нерадении», состоящее из 124 строк. В нем создан отрицательный образ ученика, способного, но ленивого и нерадивого. Савватий старается привить детям уважение к грамоте, восторженное отношение к образованию и презрение к невежеству. Автор подводит читателя к выводу, что учение - свет, а неучение - тьма. Как основное воспитательное средство Савватий использует убеждение, а как литературный прием - сравнение, уподобление. Например, он говорит, что бриллиант дорог игрой света, цветом, красками, а человек - образованием и «своим разумением».

    В другом большом стихотворении, состоящем из 106 строк, наз­ванном «Азбука отпускная», создан образ положительного учени­ка, который внял советам своего учителя, старательно учился, и поэтому педагог научил его всему, что сам знал и умел. Это как бы напутственное слово ребенку в день окончания обучения.

    Самым крупным поэтом XVII в. был Симеон Полоцкий. Настоящая его фамилия Петровский. В 1664 г. по приглашению русского царя Алексея Михайло­вича Симеон переехал в Москву, где открыл школу, стал прини­мать активное участие в литературной и общественной жизни. Симеон Полоцкий принимал участие в создании букваря 1664 г. Им же составлен целиком букварь издания 1667 г., который был переиздан в 1669 г. Написанное Симеоном предисловие для этого букваря является выдающимся педагогическим трактатом XVII в.

    Но наибольший интерес представляет букварь 1679 г. В нем помещено два стихотворения для детей: «Предисловие юношам, учитися хотящим» и «Увещание». В первом из них рассказывается о книге, восхваляется грамота, содержатся призывы к детям хо­рошо учиться, ибо тот, кто трудится в юности, будет пребывать в покое в старости. Из всех трудов наибольшее удовольствие и поль­зу приносят чтение и учение. Второе стихотворение помещено в конце книги. Он написал стихотворные предисловия к изданным им для детей книгам «Тестамент» и «Повесть о Ваарламе и Иоасафе». В них он рассказывает о содержании книг, обращает внимание на самое главное, стараясь заинтересовать детей, подготовить к восприятию.Самыми главными книгами Симеона Полоцкого являются «Риф. мологион», имеющий 1308 страниц большого формата, и «Верто­град многоцветный», состоящий из 1316 страниц. Книги были пред­назначены, по словам автора, «в пользу юных и старых», которые могли в них «ума словес поискати» и читать «к научению возраста своего». В книгах немало стихотворений, доступных детям, в том числе приветственные стихи от детей к родителям, родственникам и покровителям.

    Были доступны детям и приобретшие большую известность сти­хи о природе, минералах, животных, растениях, занимательные ле­генды и т. п. Вот, например, стихотворение «Дуга» («Радуга») или стихи о земле и воде.Будучи учителем по профессии и выдающимся поэтом своего времени Симеон Полоцкий внес значительный вклад в создание литературы для детей.

    Первым русским писателем и поэтом, чье творчество было целиком посвящено детям, был Карион Истомин. Во всех своих произведениях Карион Истомин прославлял науку, "просвещение, "яги Он считал, что учиться должны все: дети всех сословий, мальчики и девочки, люди всех национальностей. Наука, по словам Кариона Истомина, должна избавить людей от нужды и горя. Хотя в большинстве своих стихотворений Истомин непосред­ственно адресовался к царевичам, но предназначал их для всего русского народа.

    При жизни Кариона Истомина вышли три его книги для детей и полный комплект учебников. В другой детской книге Кариона Истомина - Большом букваре было 11 стихотворений. Кроме этого, он написал более десяти стихотворных книг. Так, в книге «Полис» рассказывается о всех, временах года, частях света, разных странах. В стихотворной книге «Домострой», состоящей из 176 строк, на ярких примерах, образно излагаются правила поведения. Основное содержание правил сводится к требованию заниматься изучением «наук свободных» и т. п.

    1). Вопрос о происхождении героического эпоса - один из сложных в литературоведческий науке - породил целый ряд различных теорий. Выделятся среди них две: ""традиционализм"" и "антитрадиционализм". Основы первой из них заложил французский медиевист Гастон Парис (1839-1901 гг.) в своей капитальной работе "Поэтическая история Карла Великого" (1865 г.). Теория Гастона Париса, получившая название "теории кантилен", сводится к следующим главным положениям. Первоосновой героического эпоса явились небольшие лирико-эпические песни-кантилены, широко распространенные в VIII в. Кантилены были непосредственным откликом на те или иные исторические события. В течение сотни лет кантилены существовали в. устной традиции, а с Х в. начинается процесс их слияния в крупные эпические поэмы. Эпос - продукт длительного коллективного творчества, высочайшее выражение духа народа. Поэтому единого творца эпической поэмы назвать невозможно, сама же запись поэм - процесс скорее механический, чем творческий,

    Позиции "традиционалистов" и "антитрадиционалистов"" в определенной степени сближал в своей теории о происхождении героического эпоса Александр Николаевич Веселовский. Суть его теории в следующем. Началом эпического творчества явились небольшие песни - лирико-эпические кантилены, рожденные как отклик на события, взволновавшие народное воображение. Спустя время отношение к событиям, излагаемым в песнях, становится спокойнее, острота эмоций утрачивается и тогда рождается эпическая песня. Проходит время, и песни, в том или ином отношении близкие друг другу, складываются в циклы. И наконец цикл превращается в эпическую поэму. Пока текст бытует в устной традиции, он - создание коллектива. На последней же стации формирования эпоса решающую роль играет отдельный автор. Запись поэм не механический акт, а глубоко творческий.

    Основы теории Веселовского сохраняют свое значение и для современной науки (В. Жирмунский, Е. Мелетинский), которая также относит возникновение героического эпоса к VIII в., считая, что эпос есть создание как устного коллективного, так и письменно-индивидуального творчества.

    Корректируется лишь вопрос о первоосновах героического эпоса: ими принято считать исторические предания и богатейший арсенал образных средств архаического эпоса.

    Начало формирования героического (или государственного) эпоса не случайно относят к VIII в. После падения Западной Римской империи (476 г.) в течение ряда веков происходил переход от рабовладельческих форм государственности к феодальным, а у народов Северной Европы - процесс окончательного разложения патриархально-родовых отношений. Качественные изменения, связанные с утверждением новой государственности, определенно дают о себе знать в VIII в. В 751 г. один из крупнейших феодалов Европы Пипин Короткий становится королем франков и основателем династии Каролингов. При сыне Пипина Короткого - Карле Великом (годы правления: 768-814) образуется огромное по территории государство, включающее в себя кельто-романско-германское население. В 80б г. папа коронует Карла титулом императора вновь возрожденной Великой Римской империи. В свою очередь Кара завершает христианизацию германских племен, а столицу империи г. Ахен стремится превратить в Афины. Становление нового государства было трудным не только из-за внутренних обстоятельств, но и из-за внешних, среди которых одно из главных мест занимала неутихающая война франков-христиан и арабов-мусульман. Так история властно вошла в жизнь средневекового человека. А сам героический эпос стал поэтическим отражением исторического сознания народа.

    Обращенность к истории определяет решающие черты отличия эпоса героического от эпоса архаического, Центральные темы героического эпоса отражают важнейшие тенденции исторической жизни, появляется конкретный исторический» географический, этнический фон, устраняются мифологические и сказочные мотивировки. Правда истории теперь определяет правду эпоса.

    У героических поэм, созданных разными народами Европы, много общего. Объясняется это тем, что художественному обобщению подверглась сходная историческая действительность; сама же эта действительность осмысливалась с точки зрения одинакового уровня исторического сознания. К тому же средством изображения служил художественный язык, имеющий общие корни в европейском фольклоре. Но вместе с тем в героическом эпосе каждого отдельного народа много неповторимых, национально-специфических черт.

    Наиболее значительными из Героических поэм народов Западной Европы считаются: французская - "Песнь о Роланде", немецкая - "Песнь о нибелунгах", испанская - "Песнь о моем Сиде". Три эти великие поэмы позволяют судить об эволюции героического эпоса: "Песнь о нибелунгах" содержит целый ряд архаических черт, "Песнь о моем Сиде" являет эпос на его исходе, "Песнь о Роланде" - миг его высшей зрелости.

    2) ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА

    В период Зрелого Средневековья продолжается развитие традиций народно-эпической литературы. Это один из существенных этапов ее истории, когда героический эпос стал важнейшим звеном средневековой книжной словесности. Героический эпос Зрелого Средневековья отразил процессы этнической и государственной консолидации и складывающиеся сеньериально-вассальные отношения. Историческая тематика в эпосе расширилась, потеснив сказочно-мифологическую, увеличилось значение христианских мотивов и усилился патриотический пафос, была разработана большая эпическая форма и более гибкая стилистика, чему способствовало некоторое отдаление от чисто фольклорных образцов. Однако все это привело к известному обеднению сюжета и мифопоэтической образности, поэтому впоследствии рыцарский роман вновь обратился к фольклорной фантастике. Все эти особенности нового этапа в истории эпоса тесно связаны между собой внутренне. Переход от эпической архаики к эпической классике, в частности, выразился в том, что эпосы народностей, достигших ступени отчетливой государственной консолидации, отказались от языка мифа и сказки и обратились к разработке сюжетов, взятых из исторических преданий (продолжая все же использовать, разумеется, и старые сюжетные и языковые клише, восходящие к мифам).

    Родо-племенные интересы были оттеснены интересами национальными, пусть еще в зачаточной форме, поэтому во многих эпических памятниках мы находим ярко выраженные патриотические мотивы, связанные часто с борьбой с иноземными и иноверными завоевателями. Патриотические мотивы, как это специфично для Средневековья, частично выступают в форме противопоставления христиан «неверным» мусульманам (в романских и славянских литературах).

    Как сказано, эпос на новом этапе изображает феодальные усобицы и сеньериально-вассальные отношения, но в силу эпической специфики вассальная верность (в «Песни о Нибелунгах», «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде»), как правило, сливается с верностью роду, племени, родной стране, государству. Характерная фигура в эпосе этого времени - эпический «король», власть которого воплощает единство страны. Он показан в сложных отношениях с главным эпическим героем - носителем народных идеалов. Вассальная верность королю сочетается с рассказом о его слабости, несправедливости, с весьма критическим изображением придворной среды и феодальных раздоров (в цикле французских поэм о Гильоме Оранжском). В эпосе отражены и антиаристократические тенденции (в песнях о Дитрихе Бернском или в «Песни о моем Сиде»). В эпико-героические произведения XII-XIII вв. проникает уже порой и влияние куртуазного (рыцарского) романа (в «Песни о Нибелунгах»). Но даже при идеализации куртуазных форм быта эпос в основном сохраняет народно-героические идеалы, героическую эстетику. В героическом эпосе проявляются и некоторые тенденции, выходящие за пределы его жанровой природы, например, гипертрофированная авантюрность («Рауль де Камбре» и др.), материальные мотивировки поведения героя, терпеливо преодолевающего неблагоприятные обстоятельства (в «Песни о моем Сиде»), драматизм, доходящий до трагизма (в «Нибелунгах» и в «Песни о Роланде»). Эти разнообразные тенденции свидетельствуют о скрытых возможностях эпического рода поэзии, предвосхищают развитие романа и трагедии.

    Стилистические особенности эпоса теперь во многом определяются отходом от фольклора и более глубокой переработкой фольклорных традиций. В процессе перехода от устной импровизации к рецитации по рукописям появляются многочисленные enjambements, т. е. переносы из стиха в стих, развивается синонимия, увеличивается гибкость и разнообразие эпических формул, иногда уменьшается число повторов, становится возможной более четкая и стройная композиция («Песнь о Роланде»).

    Хотя широкая циклизация знакома и устному творчеству (например, в фольклоре Средней Азии), но в основном создание эпических произведений большого объема и их сложение в циклы поддерживается переходом от устной импровизации к рукописной книге. По-видимому, книжность способствует и зарождению «психологической» характеристики, а также интерпретации героического характера в плане своеобразной трагической вины. Однако взаимодействие фольклора и книжной словесности активно продолжается: в сочинении и особенно исполнении многих произведений эпоса велико участие в этот период шпильманов и жонглеров.

    6) Одним из самых замечательных памятников средневековой литературы считается эпическое сказание французского народа - "Песнь о Роланде".

    Незначительный исторический факт лег в основу этой героической эпопеи и со временем, обогатившись рядом позднейших событий, помог широкому распространению сказаний о Роланде, о войнах Карла Великого во многих литературах Западной Европы.

    В "Песни о Роланде" отчетливо выражена идеология феодального общества, в котором верное служение вассала своему сюзерену было неприкасаемым законом, а нарушение его считалось предательством и изменой. Однако черты мужественной стойкости, воинской доблести, бескорыстной дружбы и вдумчивого отношения к происходящему не получили в поэме, как и в замечательном памятнике творчества русского народа "Слово о полку Игореве", сословно-феодальной приуроченности; напротив, эти убедительные свойства доблестных защитников родины - военачальников-пэров и их вассалов, воспринимались как типические, общенародные. Еще в большей степени признанию и сочувствию со стороны широких народных масс способствовали мысли о защите отечества, о позоре и опасности поражения, которые красной нитью проходят через всю поэму.

    Феодальное общество с его резкой классовой борьбой дифференциацией, со своеобразным пафосом сословной рыцарской героики и чертами христианской религиозности вызвало к жизни десятки эпических сказаний. Именно во Франции, где феодальные отношения сложились в классической форме, возникло такое большое число героических поэм. Различные по теме, объему и форме, эти поэмы далеко не в равной степени отражали широкие народные интересы. Некоторые из них рассказывали о кровавых междоусобиях, о мстительных и корыстолюбивых баронах-захватчиках, которые признавали единственным законом право сильного и основой своей морали считали насилие и произвол; убедительным примером такого рода поэм является поэма "Рауль де Камбре". Личный интерес преобладал в этих произведениях, и верное служение сюзерену и государству утрачивало обязательный характер для "неверных баронов". В других эпопеях тема верности доминировала, и судьба изменника, предателя родины и нарушителя вассальной клятвы приводила его к возмездию и печальному концу. Отчетливей всего эта тема разработана в поэмах, повествующих о войнах Карла Великого, и, особенно, в "Песни о Роланде".

    Действительные события VIII века составили ядро "Песни о Роланде". В 778 году в Пиренеях на войска Карла Великого, которые возвращались из испанского похода, совершили нападение баски. В кровопролитной битве были уничтожены лучшие полки, общей судьбы, по словам приближенного биографа Карла Эйнхарда, не избежали и лучшие полководцы. В "Жизнеописании Карла Великого" этого автора говорится: "В сражении этом убиты Эггихард, королевский стольник, Ансельм, пфальцграф и Хруодланд (т.е. Роланд.), начальник Бретонской марки". Частный эпизод сражения с басками, единоверцами французов (франков), подвергся значительному переосмыслению: вместо басков появились грозные арабы-мусульмане, захватившие значительные пространства в Испании и уже не раз вторгавшиеся в пределы Франции. Поражение при Ронсевале не покрыло позором французов, а лишь способствовало выявлению их храбрости, умения стоять на смерть, защищая свою родину и прикрывая тыл главных отходящих сил. Исторический наместник Бретонской марки стал главным персонажем эпического сказания - Роландом, его столкновение с отчимом Гвенелоном и предательство последнего стали основой сюжета. Появились и новые подробности, характеризующие враждующие лагери и их полководцев. Историческому Карлу Великому был противопоставлен сарацинский царь Марсилий, лицо вымышленное. Сместились во времени и пространстве события и их участники: крестовые походы XI века придали новую идейную окраску всей поэме в целом. Хотя историческая достоверность в "Песни о Роланде" не соблюдена, однако черты далекого прошлого нашли в ней свое поэтическое осмысление.