«Техники и приёмы акварельной живописи. Методическая разработка на тему: «Натюрморт в технике акварель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

детский (подростковый) центр «Агнес»

детский (подростковый) клуб «Радуга»

Методическая разработка

Мастер-класс

«Акварель на мятой бумаге»

Разработала:

Балашова Ирина Вячеславовна.

Педагог дополнительного образования

Детского (подросткового)

клуба «Радуга»

г. Н. Новгород

Мастер-класс на тему «Акварель на мятой бумаге»

Техника работы акварелью на мятой бумаге относится к способам нетрадиционному рисованию.

Техника работы акварелью на мятой бумаге рекомендуется для занятий с детьми от 5 лет.

Работа может быть использована в качестве подарка к празднику Вербного Воскресенья.

Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическими работниками образовательных учреждений при организации кружковой работы и работы творческих объединений.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы с акварелью.

Задачи:

    познакомить педагогов с техникой дополнительных эффектов акварели;

    обучать последовательности действий, использованию методов и приемов на примере письма «Вербы»;

    создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;

    способствовать интересу педагогов к нетрадиционным способам рисования.

Ожидаемые результаты мастер - класса:

    повышение креативности педагогов;

    возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;

    изучение разработки по теме мастер-класса;

    рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;

    практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов в процессе работы;

    создание акварельной работы в технике «мятой бумаги», проявляя творческую инициативу, фантазию и мышление.

Методическое оснащение занятия

Методы:

    интерактивный (словесный, наглядный, практический);

    исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы,

    выбор действия и его способа, свобода творчества).

Приемы:

    объяснение;

    консультация;

    беседа с показом практических действий;

    создание акварельной работы

Использование наглядности:

    Постановка букета из живой вербы;

    образцы готовых работ выполненные педагогом;

    схемы поэтапного выполнения изделий;

    материалы для практической работы.

Материалы и инструменты:

    Листы ватамана;

    акварель;

  • морская соль;

    мочевина;

Ход проведения мастер – класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Я очень рада видеть вас здесь, в нашем клубе «Радуга». Меня зовут Ирина Вячеславовна. Я являюсь педагогом декоративно-прикладного творчества кружка «Батик».

Совсем скоро - светлый праздник Воскресения Христова, Пасха. В такой светлый день хочется дарить радость, поэтому предлагаю сделать акварельную работу, выполненную в технике «мятая бумага» «ВЕРБА». Ее можно использовать в качестве подарка или оформления к празднику.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Для работы нам потребуются материалы:



    Акварель.

  1. Ватман любого удобного вам формата.

    Мочевина.

Приступаем к практической части.

    Лист ватмана хорошо смачиваем водой. Если есть возможность, лучше замочить в какой-либо емкости.


    Аккуратно мнем сырой лист по нескольким направлениям

    Расправляем лист

    По еще сырой бумаге, пишем фон, добавляя для эффектов, спирт, соль, мочевину.

    Белилами без кисти с помощью пальцев, хаотично ставим белые пятна, имитируя почки вербы.

    Кистью постараться врисовать в уже готовые почки ветки. (Ребенок старается проявить фантазию, чтобы нарисовать изгибы веток)

7. Завершаем работу.

Работа готова!

Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач на занятиях с детьми.

Благодарю за сотрудничество!
- Спасибо за внимание и участие в работе. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!

Список литературы:

    Ольга Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью». Москва 2010

    Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.

    Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009

    Полевые цветы в акварели. У.Тэйт. Кристина &К. 2010

Интернет-ресурсы

    http://kladraz.ru/ - Сайт «кладовая развлечений»

    http://victoriaartist.ru/ Дыхание акварели. Сайт художницы В.Кирьяновой

МЕТОДЫ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ.

АКВАРЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Проценко Елена Владимировна

Курск 2016 г.

Введение

  1. Разработать урок по теме: «Акварельная живопись»

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме данной работы.

Список литературы

  1. Базанова, Е. Стихия воды и краски. О технике акварельной живописи [текст] / Е. Базанова.-М.: «Просвещение», 2008. - 256с.
  2. Браун, К. Акварель. Цветы. Энциклопедия [текст] / К.Браун. – M.: «Арт-Родник», 2011. – 192 с.
  3. Винер, А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью [текст] / А.В.Виннер. – М.: «Искусство», 2009. – 193 с.
  4. Керси, Д. Деревья и леса. Акварель [текст] / Д. Керси.-М.: «Контэнт», 2010. - 250с.
  5. Комесанья, П. Рисуем акварелью. Полный курс [текст] / П.Комесанья. – Белгород: Книжный клуб «Рисуем акварелью. Полный курс», Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011. – 56 с.
  6. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности [текст] / В.Б.Косминская– М.: «Просвещение», 2008. – 125 с.
  7. Крошоу, Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих» [текст] /, Э.Крошоу. – М.: «Астрель», 2006. – 174 с.
  8. Крошоу, Э., Крошоу, Д., Ваух, Т. Акварель. Все что надо знать [текст] / Э.Крошоу. – М.: «Астрель», 2006. – 159 с.
  9. Кунц, Д. Основы акварели. Цвет [текст] / Д.Кунц.-М.: «Попурри», 2006. – 169 с.
  10. Лаветт, Д. Акварель - это просто [текст]: Руководство для начинающих / Д.Лаветт. – М.: «Попурри», 2005. – 189 с.
  11. Либралато, В., Лаптева, Т. Школа акварели [текст] / В.Либралато.-М.: «Эксмо», 2012. – 96 с.
  12. Назаров, А.К. Основные способы акварельной живописи [текст] / А.К.Назаров. – M.: «Орбита-М», 2011. – 145 с.
  13. Найс, К. Акварель для начинающих [текст] / К.Найс. – M.: «Попурри». 2010, – 314 с.
  14. Ревякин, П.П. Техника акварельной живописи [текст] / П.П.Ревякин. – M.: «АСТ», 2009. – 187 с.
  15. Розенберг, К. Классические пейзажи [текст] / К.Розенберг. – М.: «Арт-Родник», 2008. – 153 с.
  16. Сервер, Ф. Акварель для начинающих» [текст] /Ф.Сервер. – M.: «Астрель», 2008. – 128 с.
  17. Фенвик, К. Курс акварельной живописи: пейзаж за считанные минуты [текст] / К.Фенвик. - М.: «ACT», 2007.- 45с.
  18. Харрисон, Т. Пейзажи акварелью. Полный курс для начинающих» [текст] /Т.Харрисон. – M.:, «БММ», 2010. – 116 с.
  19. Шитов, Л.А., Ларионов, В.Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства» [текст]: Кн. для учащихся/ Л.А.Шитов. – М.: «Просвещение», 2005. – 189 с.
  20. Шматова, О. Самоучитель по рисованию акварелью [текст] / О.Шматова. – М.: «Эксмо», 2007. – 80 с.

Приложение 1

Условная классификация акварельных техник.

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №5 г. КУРСКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

МЕТОДЫ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ.

АКВАРЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Выполнила: преподаватель изобразительного искусства

Проценко Елена Владимировна

Курск 2016 г.

Введение.........................................................................................................3

Глава1. Теоретические основы техники акварельной живописи

1.1.Особенности акварельной живописи....................................................5

1.2. История акварельной техники ………………………………………7

1.3. Классификация акварельных техник..................................................10

Глава 2. Техники акварельной живописи на уроках изобразительного искусства

2.1. Изучение техник акварели в ДШИ………………………………...22

2.2. Разработка урока по теме: «Акварельная живопись. Теплые и холодные краски»........................................................................................27

Заключение..................................................................................................32

Список литературы.....................................................................................34

Приложение.................................................................................................36

Введение

Акварель – это чувство. Таковы возможности и особенности этого материала – насыщенность и нежность цветов, энергия и плавность мазка, темп в работе. Они отвечают глубине чувства, оттенкам переживания. (Н. Петрашкевич).

В изобразительном искусстве существует огромное количество самых разнообразных материалов. Одни из них используются довольно редко, другие наоборот известны каждому. К таким широко известным материалам относится акварель.

Акварелью называют краски, растворителем для которых служит вода. Они экологичны, не требуют сложного оборудования, просты в употреблении. Поэтому акварельные краски используют как для детского, так и профессионального творчества.

Акварель выполняется, как правило, на бумаге, поэтому ее часто относят к графическим техникам. Вместе с тем по своим живописным возможностям ее трудно не отнести к живописи. Уникальность акварели заключается в ее промежуточном положении между двумя крайне интересными видами изобразительного искусства.

Важнейшей особенностью акварели является ее прозрачность. Это свойство материала позволяет передавать глубину пространства световоздушной среды, изменчивость и подвижность окружающего мира, разнообразие цветовых и тональных отношений.

В тоже время акварель портативный и достаточно доступный по стоимости материал. Ею удобно пользоваться как при работе на природе, так и в условиях мастерской.

Акварель обладает широкими техническими возможностями. Акварельные работы могут быть построены на тончайших цветовых переходах прозрачного красочного слоя или глубоких сочных цветовых пятнах.

В ней может быть использовано ровноокрашенное или с неповторимыми затеками пятно, разной формы красочные мазки и линии.

Есть у акварели еще одна особенность. Она не любит поправок. А это требует от исполнителя виртуозного владения не только техническими приемами акварельной живописи, но и умения уверенно рисовать. Именно поэтому акварель следует отнести к одной из самых сложных живописных техник. Разумеется, и процесс освоения приемами письма акварелью, требуют серьезной и целенаправоенной работы.

Возникает вопрос о целесообразности изучения акварельной живописи на первоначальной стадии обучения изобразительному искусству. Отвечая на него можно привести массу доводов как «за», так и «против» использования этого материала в целях обучения детей изобразительному искусству.

Объект исследования: процесс обучения живописи на уроках изобразительной деятельности.

Предмет исследования: техники и методы акварельной живописи на уроках изобразительной деятельности.

Цель работы – определить необходимость изучения методов и техник. акварельной живописи на уроках изобразительной деятельности.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  1. Выделить особенности акварельной живописи;
  2. Рассмотреть виды акварельных техник;
  3. Выявить особенности изучения акварельной техники на уроках изобразительной деятельности;
  4. Разработать урок

В Древнем Египте рисовали отточенной палочкой с кусочком верблюжьей шерсти на конце красками из размельченной земли. Это и была первая техника акварели, которой уже около четырех тысяч лет. С тех пор акварельная живопись прочно вошла в употребление в Европе.

Само слово «акварель» имеет латинский корень “aqua” - вода. Поэтому главный принцип техники рисования акварелью - это степень увлажнения бумаги. Именно вода дает прозрачность красок, чистоту цвета и позволяет разглядеть фактуру бумаги.

Для художника имеется выбор из существующих техник рисунка акварелью:

  • aкварель по-сухому (итальянская акварель);
  • акварель по-мокрому (английская акварель);
  • комбинированная (смешанная) техника;
  • акварель по фрагментарно увлажненной бумаге.

Акварель по-сухому (Итальянская акварель)

Acquarello - это слово звучит музыкально для уха. Наносятся слои краски (один, если это однослойная акварель) или несколько (если это лессировка) на сухой лист бумаги.

«Акварель - это нежное обещание масла», и эта техника прямое тому подтверждение.

Тональность краски гуще, цвета ярче, мазки видны словно рисунок написан маслом. Основная трудность в том, что если масло все стерпит, работу можно подкорректировать, то в акварели ошибаться практически нельзя. У итальянцев даже есть термин “A la Prima”, то есть «в один прием» . Картина пишется без этапов. Чистыми, неразведенными цветами надо смело схватить суть, сделать зарисовку с натуры.

Шаги художника в технике акварель по-сухому:

  1. нанесение контурного рисунка, разработка теней;
  2. акварель в один слой, или лессировка;
  3. мазки непрозрачные, мозаичные, точные;
  4. избегать грязных наплывов, большая скорость работы.

У кого поучиться итальянской манере: Российская академическая живопись XIX века. Например, «Итальянский пейзаж» А.А.Иванова, хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Акварель по-мокрому (Английская акварель)

Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)

Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность - непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.

В своей книге «Как понять акварель» писатель Том Хоффманн сказал: «Картина акварелью - диалог между художником и зрителем, причем у каждого своя роль. Если говорить будет лишь один, второму станет скучно.»

Шаги художника в технике акварель по-мокрому:

  1. добавление воды в краски;
  2. смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
  3. обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
  4. удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
  5. рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
  6. просушивание рисунка от 2-х часов;
  7. проработка элементов переднего плана (если требуется).

У кого поучиться английской манере: у блистательного английского живописца Уильяма Тернера. По свидетелям современников, он создавал сразу по четыре рисунка в этой технике «с удивительной, чудовищной скоростью».

Из российских художников примером является рисунок Максимилиана Месмахера «Вид Кельнского собора».

Смешанная техника акварели

Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.

Приемы комбинированной (смешанной) техники:

  1. на мокрый лист положить первый слой краски;
  2. проработка планов, создание требуемой степени размытости;
  3. просушивание рисунка;
  4. следующие слои краски выкладывать поэтапно;
  5. проработка среднего и ближнего планов.

Основное правило техники : бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.

Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника. Примеры комбинированной техники в работе художника Константина Куземы.

Следующим вопросом для художника является создание красочных слоев. Различают однослойную и многослойную техники (лессировку).

Однослойная техника акварели

Если перефразировать знаменитого сатирика, одно неосторожное движение, и в лучшем случае получится графика вместо акварели. Краска накладывается в один слой, корректировку производить нельзя. Однослойную технику можно применять сухим-по-сухому, и мокрым-по-сухому.

Особенности однослойной акварели «сухим по сухому»:

  • исполнение буквально в одно-два касания;
  • надо заранее намечать контуры рисунка;
  • выбрать используемые цвета, для скорости работы;
  • для колоризации применять оттенки только на влажном слое;
  • больше четкости и графичности, меньше переливов.

Особенности акварели в один слой «мокрым по сухому»:

  • больше переливов, меньше графичности и четкости;
  • мазки наносить быстро, до просыхания, один за другим;
  • для колоризации успевать добавлять краску, когда мазок еще не просох.

Плюсом в однослойной технике является создание живописных акварельных переливов. На сухом листе легче контролировать текучесть и очертания мазков. Современные художники часто проводят мастер-классы и выкладывают видео в Youtube. Технику однослойной акварели можно посмотреть, например, у акварелиста Игоря Юрченко.

Тем же, кто неустанно совершенствует технику акварели, стоит овладеть многослойной техникой (лессировкой), в которой работают известные мастера.

Многослойная техника акварели (лессировка)

Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка - многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.

Особенности многослойной техники акварели:

  • реалистичность изображения: картина в ярких, насыщенных тонах;
  • нижний слой светлых и прозрачных мазков должен успеть просохнуть перед следующим нанесением;
  • видны границы мазков;
  • краска не смешивается в разных слоях;
  • мазки делаются аккуратно, планы воздушны, живопись в мягком стиле;
  • можно разделить процесс на несколько сеансов, выполнить большое полотно.

Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.

Непревзойденным мастером многослойной акварели считается Сергей Андрияка. Помимо творчества художник активно занимается преподавательской деятельностью, работы его и учеников постоянно выставляются.

«Масляная живопись - это словно езда на лимузине, а акварель - на «Феррари». Не та респектабельность и безопасность, но это правда круто» - остроумно заметил хорватский акварелист Джозеф Збуквич. Что же требуется для того, чтобы написать хорошую акварель, или «с ветерком проехаться на «Феррари» по мнению художника? Он же отвечает: «Следуй за акварелью, или просто рисуй».

Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).

Приемы в многослойной технике также разнообразны:

  1. Мазки надо делать по принципу «дело мастера боится», изобретать свою технику, делая точечные, линейные, размытые, фигурные, сплошны и прерывистые мазки.
  2. Заливка покрывает большую часть рисунка одним цветом, применяется для того, чтобы обеспечить плавные цветовые переходы.
  3. Отмывка - нанесение не более трех слоев краски, один на другой после высыхания для усиления полутонов, прописывания деталей и теней. Таким образом достигается общий тон.
  4. Градиентная растяжка - мазки плавно переходят друг в друга, каждый следующий светлее предыдущего. Это делается при радужном переходе цветов.
  5. Вытягивание краски - чистая сухая кисть делает тон мазка светлее, проходит по бумаге, собирая лишний пигмент.
  6. Резерваж - та часть листа, которую оставляют белой.

Виды резерважа:

  • «обходка » - название говорит само за себя, надо аккуратно обходить кистью нужные места. В мокрой акварели на резерваж надо оставлять побольше места из-за протеканий краски.
  • механическое воздействие : процарапывание, маскировка. Надо избегать повреждения бумаги острыми предметами и резких контрастов. Дополнительные материалы: бритва, восковые мелки и т.п.
  • вымывание краски сухой салфеткой или отжатой кистью. Возможно использование мастихина, если краска просохла.

Можно создавать акварели в технике гризайль (монохромные), дихромные (с охрой) и многоцветные рисунки.

Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:

  • Смешивание акварели с белилами, гуашью, акварельными карандашами, тушью, пастелью. Это уже не чистая техника, а смешанная. Что это дает? — ясность (карандаши), штрихование (пастель), отмывку (тушь), книжные иллюстрации (перо), резерваж (белила), линейные штрихи (акварельные карандаши).
  • Спецэффект «рисунок на смятой бумаге » дает удивительный эффект светотеней на сгибах бумаги.
  • Спецэффект с солью : на рисунок наносятся кристаллы соли, в результате трения с бумагой появляются фантастические разводы. Подходит для рисования звездного неба или заливного луга.
  • Спецэффект «разбрызгивание » - этот эффект знаком всем 1-2-летним карапузам. Оказывается, прием разбрызгивания существует в живописи, и за него не отругают. С помощью зубной щетки наносятся мельчайшие капли краски. Подходит для написания стихий, бурь, штормов.
  • Акварель с чаем : для эффекта «состаривания» бумаги, фактурой напоминающей пергамент. Лист тонируется чайной заваркой.
  • Спецэффект с пищевой пленкой: пленка, смоченная краской, резко отделяется от листа бумаги. Полученные разводы используются как фон.

И опять о принципе «дело мастера боится»: каждый художник может создавать свои, авторские приемы и техники. Делиться или нет с окружающими - его дело, но каждый художник отвечает за оригинальность своей работы. Как сказал уже упомянутый акварелист Джозеф Збуквич: «Акварель - босс. Я лишь ее юный помощник».

В процессе освоения способов и технических приёмов письма акварельными красками студенты должны помнить известное предостережение: техника не самоцель, а всего лишь средство в передаче поставленных задач. Каждый студент в соответствии с личными качествами и художественным вкусом находит свой особый стиль письма, в соответствии с требованиями натуры выбирает тот или иной метод и технический приём.

Существуют различные методы работы над произведением. Укажем наиболее распространённые из них:

1) работа над этюдом «раскладкой», где мазки и заливки кладутся в разбивку с одновременным учётом цветового тона, светлоты и насыщенности;

2) метод «широкого» письма, где к частному и деталям переходят лишь после общей организации в этюде больших световых и цветовых отношений;

3) метод письма по частям с разработкой деталей, при котором студент вынужден сохранять большие световые и цветовые отношения в своём представлении;

4) совмещение в одном этюде одновременно методов «широкого» письма и работы по частям.

Все указанные методы в техническом отношении выполняются письмом по сухой или по сырой бумаге, в один приём или по стадиям, рассчитанным на продолжительное время, и должны быть подчинены выявлению основного содержания живописи.

Способы работы по сухой бумаге

Способ сухого штудированного письма. Этот способ заключается в работе по сухой бумаге во всю силу светового и цветового тонов с конструктивным разбором объёмной формы (так называемой обрубовкой) посредством заливок плоскостей. Не давая мягких акварельных эффектов, способ сухого штудированного письма является методически наиболее верным в решении задач при работе с натуры на начальном этапе обучения. Он развивает у начинающего акварелиста цветовосприятие, укрепляет рисунок, даёт правильное конструктивное отображение формы и объёма, помогает быстрому освоению красок и их смесей.

Этот способ применяется по подготовленному рисунку с последовательной разработкой в цвете - от общего к деталям, от главного к второстепенному с уточнением целого в конце работы. Его нужно использовать уже в первом длительном задании, после работы над натюрмортом из геометрических тел.

Однослойный способ письма. Однослойный способ техники акварели исключает письмо, рассчитанное на стадии, но допускает перерывы в работе. Этот способ предусматривает широкое письмо большой кистью, сухо и резко или мягко и сочно, в один сеанс. Однослойный способ пригоден в работе над этюдами на пленэре.

Работа однослойным способом возможна и по частям. Она ведётся небольшими мазками (мозаическое письмо) малой кистью, мазок к мазку. Эта работа требует соответствующей подготовки и умения, так как при сложении изображения из множества мазков и цветовых пятен трудно сохранить цельность и колорит произведения. В работе применяют как лессировочные, так и корпусные краски.

Многослойный способ письма. Эта работа рассчитана на стадии и в основе своей предполагает так называемое «лессировочное письмо». Последнее не исключает применения в допустимых пределах корпусных красок в свете и при необходимости на передних планах. Выполнение работы на стадиях вызвано рядом причин и, прежде всего, сложностью самого процесса создания этюда (произведения), при котором воображению начинающего не под силу сразу охватить всю работу от начала до конца, от общего до деталей.

Работа начинается с цветовой подготовки - нанесения в цвете подкладки, рассчитанной на последующее перекрытие после высыхания лессировочными красками. При этом рекомендуется использовать тёплые оттенки красок. Холодные тона цветовой подкладки, особенно голубые, могут исчезнуть, а места, где они находились, приобрести грязный вид.

Многослойный способ требует большого опыта и знания красок палитры. Умение предугадать завязку цветовой основы посредством неоднократных перекрытий различных оттенков представляет трудность. Здесь имеется в виду не письмо со слабой прокладкой одного и того же цвета до постепенного его усиления. Речь идёт о методе наложения различных цветов и оттенков, дающих в сумме сочетания, возникновения которых возможно только в истинной лессировке. При многократном наложении цвета на цвет необходима осторожность и чувство меры: существует предел, нарушение которого может привести к утрате прозрачности цвета в заливках. Допустимо комбинирование однослойного и многослойного способов письма в одном этюде.

Работа по сырой бумаге

Работа по влажной бумаге позволяет достигнуть удивительного единства цветовых масс, нежного и постепенного перехода одних красок в другие.

Однослойный способ работы. Это широкое письмо без стадий по увлажнённой бумаге. Выполняется крупной кистью подготовленными растворами красок. Кистью быстро и широко, не давая краскам высыхать, определяют большие отношения. Исправления делают сразу же: неверный тон снимают полусухой, отжатой кистью. Используют механические смеси красок всех групп.

Работа без перерыва, по частям, в один сеанс (способ а-ля прима). Это живопись, выполняемая по влажной бумаге в полную силу света и цвета, быстро и сочно. Этот способ письма позволяет передавать тонкость и мягкость цветовых переходов. Хорошее колористическое решение в акварели достигается путём сохранения в ходе работы крупных цветовых планов и силуэтов. Но характер акварельной техники не даёт возможности одновременно сочно и мягко работать над большими участками этюда и вынуждает складывать изображение по частям. В этом случае метод а-ля прима незаменим в работе с натуры.

Способ письма по сырой бумаге на стекле. Он заключается в том, что перед письмом бумагу опускают в воду, дают ей время пропитаться и набухнуть. Когда бумага набухнет, её вынимают и кладут на стекло, расположенное почти горизонтально. Писать можно сразу по очень влажной бумаге, но во избежания растекания красок лучше губкой снять излишек воды и начать работу после некоторой выдержки. Растворы красок следует подбирать однородные.

Способ «вливания цвета в цвет». Сырая краска, влитая в невысохшую другую и органически соединяющаяся с ней, даёт общую естественную для акварельной техники разноцветную заливку. Смешение красок при рассматриваемом способе - механическое. Хороший результат дают смеси и вливание цвета в цвет при работе лессировочными и полулессировочными красками. Лессировочная краска, влитая в корпусную, смывает её и стекая, образует грубые и жёсткие подтёки. Работу при способе «вливания цвета в цвет» лучше всего вести по частям.

Приём «срыва» положенной на бумагу краски. Этот приём заключается в следующем: не успевшая ещё высохнуть, особенно корпусная краска, смывается струёй воды, ранее проложенные заливки остаются нетронутыми; под смытой краской проявляется белая бумага с мягкими естественными переходами по краям. Приём «срыва» хорошо зарекомендовал себя в соединении с однослойным способом письма по сухой бумаге. Начинают работу с широкой и быстрой заливки по готовому рисунку растворами красок. После уточнения цветовых отношений, отдельной кистью - кадмием лимонным или жёлтым - густо закрывают места, предназначенные для снятия краски. Влажное состояние прокладок кадмия при этом поддерживают повторными его наложениями до полного высыхания остальных заливок. Затем работу промывают струёй воды из-под крана до полного срыва кадмия и краски, на которую он наносился. В следующей стадии письма определяют по сырому этюду светлые и тёмные тона, дорабатывают детали.

Среди перечисленных способов и приёмов ведения работы акварельными красками нет простых и лёгких, каждый из них имеет свои особенности, свои сложности, требует внимательного изучения и терпеливого освоения. Начинающий акварелист должен помнить, что механическое перенесение указанных способов, без учёта всего комплекса требований, обусловивших их применение, не может привести к положительным результатам в учёбе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виннер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. - М.: Искусство, 1951.
  2. Вибер Ж. Живопись и её средства. - Л., 1961.
  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.
  4. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986.
  5. Лепикаш В.А. Живопись акварелью. - М., 1961.
  6. Одноралов А.В. Материалы в изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1983.
  7. Ревякин П.А. Техника акварельной живописи. - М.: Наука, 1959.
  8. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1992.

МАСТЕР-КЛАСС «Акварельный пейзаж»

Урок живописи на пленэрных занятиях для педагогов и учащихся 3-4 классов ДХШ на тему: Этюды у воды.

Пономарева Любовь Иннокентьевна, преподаватель МАОУ ДОД «ОДШИ №3» МО г. Братска, Иркутской области.
Мастер - класс для учащихся ДХШ 3-4 класса (14-15 лет) и педагогов.
Назначение: наглядное пособие, подарок.
Цель: Ознакомление с основными методами и приемами последовательного выполнения этюда пейзажа акварелью.
Задачи:
Совершенствование умений и навыков в выполнении этюда пейзажа акварелью.
Развитие творческих способностей.
Воспитание любви и интереса к изображению природы.
Материалы: Акварель («Санкт - Петербург», «Нева», «Черная речка» или «Ленинград»); кисти круглые, белка №3, №6; бумага акварельная, банка для воды, палитра, карандаш.


Здравствуйте, уважаемые коллеги и любители искусства!
Мой мастер - класс называется «Акварельный пейзаж».
Пейзажи выполняются на пленэрных занятиях, и имеют большое значение, поскольку способствуют наглядному и практическому изучению законов световоздушной перспективы, приобретению новых знаний в освоении акварельных приемов и методической последовательности ведения работ.
Мы выбираем мотив пейзажа с водой и учимся писать отражение.
Существуют два основных акварельных приема- это лессировка, или многослойная живопись, и «а ля прима» - по-сырому, а так же производные от них многочисленные комбинированные приемы, направленные на выявление эффектности, многоструктурности и образности объекта.
Мы пишем пейзаж в традиционной технике многослойной живописи. Эта техника предполагает последовательное наслоение красочных слоев после просыхания предыдущего слоя. Причем первые слои- прозрачные, последующие частично перекрывают их, постепенно утемняют и насыщают цветовой строй работы. Нельзя сразу писать темными и яркими красками, поскольку при отсутствии белил в акварели, высветлить что-то достаточно сложно, да и акварель- материал свежий, легкий, прозрачный, происходит от слова «аква», что значит-вода. Цвет составляется с большим количеством воды, поэтому используется кисть круглая, белка, которая хорошо держит воду, а акварельная бумага хорошо ее впитывает.

Этапы работы.

1.Мотив пейзажа не очень сложный, поэтому выполняем рисунок сразу кистью, холодным или теплым цветом.


2.Выполняем акварельную заливку фона- неба кистью № 6 сверху вниз, используя для этого ультрамарин и охру, поскольку в солнечный день в синеве неба присутствует теплые оттенки.


3.Кусты и берега речки закрываем светлым и теплым зеленым цветом. Лучше, если зеленый цвет будет получен в результате смешения. Как известно, в акварельной коробке вам предлагаются не цвета, а краски. Чтобы получить цвет, нужно смешать, как минимум две краски.


4. В данном этюде доминирующие краски- синие, коричневые, охра, зеленый. Все последующие этапы работы выполняются по просохшему предыдущему слою. Определяем полутени кустарника на дальнем плане.


5.Усиливаем полутени второго плана, учитывая, что освещение верхнее, а кусты- это большие полусферические объемы.


6.Пишем отражение в воде. В данной речке очень слабое течение, поэтому отражение почти зеркальное. Как правило, оно всегда темнее и теплее реальных объектов. Пишем отражение вертикальными мазками, зеркально повторяя форму кустов.


7.Пишем воду, с отражающимся в ней небом, более темным цветом.


8. Усиливаем более яркими оттенками зеленого берег первого плана, не забывая, однако, о прозрачности акварели.


9. В тени кустарников ищем оттенки холодного цвета. Начинаем писать ели на дальнем плане. По отношению к кустарнику, они намного темнее.


10.Ели темные, почти плоские, так как находятся далеко, пишем их более тонкой кистью.


11. Усиливаем тень в кустах и воду первого плана, что дает ощущение пространства.


12. Показываем отражении елей в воде, усиливаем контрастность и плотность цвета в отражении кустов.


13. Подчеркиваем ветви в кустарнике, уточняем отражения первого плана.


14. Этюд готов. Успехов в творчестве!