Какой грех булгаков считает самым страшным. Самый страшный порок современности

С образом Понтия Пилата связаны основные нравственные вопросы романа, такие как проблема совести и власти, трусости и милосердия. Встреча с Иешуа навсегда изменяет жизнь прокуратора. В сцене допроса он почти неподвижен, но внешняя статичность еще сильнее оттеняет Как в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость - самый страшный порок»?

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и Маргарите. Фантастическое в романе выглядывает из-за повседневного, по улицам Москвы разгуливает нечисть, прекрасная Маргарита превращается в ведьму, а администратор Варьете становится вампиром. Необычна и композиция «Мастера и Маргариты»: книга состоит из двух романов: собственно романа о трагической судьбе Мастера и четырех глав из романа Мастера о Понтии Пилате.

«Ершалаимские» главы представляют собой содержательный и философский центр романа. Роман о Пилате отсылает читателя к тексту Священного Писания, но при этом Булгаков творчески переосмысливает Евангелие. Между его героем Иешуа Га-Ноцри и евангельским Иисусом есть важные различия: у Иешуа нет последователей, кроме бывшего сборщика податей Левия Матвея, человека «с козлиным пергаментом», который записывает речи Га-Ноцри, но «записывает неверно». Иешуа на допросе у Пилата отрицает, что он въезжал в город на осле, и толпа приветствовала его криками. Толпа, скорее всего, избила бродячего философа - на допрос он приходит с уже обезображенным лицом. К тому же не Иешуа является главным героем романа Мастера, хотя его проповедь любви и истины, несомненно, важна для философии романа. Главным героем «ершалаимских» глав выступает пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

С образом Понтия Пилата связаны основные нравственные вопросы романа, такие как проблема совести и власти, трусости и милосердия. Встреча с Иешуа навсегда изменяет жизнь прокуратора. В сцене допроса он почти неподвижен, но внешняя статичность еще сильнее оттеняет ее, страх перед публичным осмеянием и гневом римского императора сильнее, чем страх в бою. Слишком поздно Пилат превозмогает свой страх. Ему снится, что он шагает рядом с философом по лунному лучу, спорит, и они «ни в чем не сходятся друг с другом», что делает их спор особенно интересным. И когда философ говорит Пилату, что трусость - один из самых страшных пороков, прокуратор возражает ему: «это самый страшный порок». Во сне прокуратор осознает, что теперь он согласен «погубить свою карьеру» ради «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача».

Назвав трусость «самым страшным пороком», прокуратор решает свою судьбу. Карой Понтию Пилату становится бессмертие и «неслыханная слава». И 2000 лет спустя люди все еще будут помнить и повторять его имя как имя человека, осудившего на казнь «бродячего философа». А сам прокуратор около двух тысяч лет сидит на каменной площадке и спит, и только в полнолуние его терзает бессонница. Его собака Банга разделяет с ним наказание «вечностью». Как Воланд объяснит это Маргарите: «...кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

По роману Мастера, Пилат пытается искупить вину перед Иешуа тем, что приказывает убить Иуду. Но убийство, даже под видом справедливой мести, противоречит всей жизненной философии Иешуа. Возможно, тысячелетнее наказание Пилата связано не только с его предательством по отношению к Га-Ноцри, но и с тем, что он «не дослушал» философа, не понял его до конца.

В финале романа Мастер отпускает своего героя бежать по лунному лучу к Иешуа, который, по словам Воланда, прочитал роман.

Каким же образом мотив трусости трансформируется в «московских» главах романа? Вряд ли можно обвинить в трусости Мастера, сжегшего свой роман, отказавшегося от всего и добровольно ушедшего в лечебницу для душевнобольных. Это трагедия усталости, нежелания жить и творить. «Мне удирать некуда», - отвечает Мастер Ивану, предположившему, что легко удрать из больницы, обладая, как Мастер, связкой всех больничных ключей. Возможно, в трусости можно обвинить московских литераторов, ведь литературная ситуация в Москве 30-х годов XX века была такова, что писатель мог создавать только вещи, угодные государству, либо не писать вообще. Но этот мотив проскальзывает в романе только намеком, догадкой Мастера. Он признается Ивану, что по критическим статьям в его адрес было видно, что «авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим».

Таким образом, мотив трусости воплощается главным образом в романе о Понтии Пилате. То, что роман Мастера вызывает ассоциации с библейским текстом, придает роману общечеловеческое значение, насыщает его культурными и историческими ассоциациями. Проблематика романа бесконечно расширяется, вбирая в себя весь человеческий опыт, заставляя каждого читателя задуматься о том, почему трусость оказывается «самым страшным пороком»


В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита два сюжета. В московских главах изображена современная писателю действительность тридцатых годов двадцатого века. Роман создавался в эпоху тоталитарного государства, в период сталинских репрессий. В это страшное время люди бесследно исчезали из своих квартир и уже не возвращались туда. Страх сковывал людей, и они боялись иметь своё мнение, открыто выражать свои мысли. Общество было охвачено массовым психозом шпиономании. Атеизм стал частью государственной политики, а доносительство возвели в ранг добродетели. Зло и насилие, подлость и предательство торжествовали. Писатель - гуманист верил в силу добра и был уверен в том, что зло должно быть наказано.

Поэтому в Москву тридцатых годов силой своего воображения он помещает дьявола, который в романе носит имя Воланда. Булгаковский сатана отличается от традиционного образа дьявола, существующего в религиозном сознании. Он вовсе не склоняет людей на грехи, не искушает соблазнами. Он разоблачает уже существующие пороки и наказывает грешников, неся справедливое возмездие и служа таким образом делу добра.

Второй сюжет представлен как роман мастера о Понтии Пилате. Чтобы утвердить вечные духовные ценности, писатель обращается к евангельским образам.

Христианские мотивы связаны с образами Иешуа, Понтия Пилата, Левия Матвея и Иуды.

Понтий Пилат появляется на страницах романа во всём величии человека, обладающего огромной властью, - " в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой" выходит он в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого.

Римский наместник является пятым прокуратором Иудеи. Он имеет право подписывать смертные приговоры. И в то же время М.Булгаков наделяет своего героя физической слабостью - мучительной головной болезнью - "гемикранией", при которой болит полголовы. Он ужасно страдает от "непобедимой" болезни, от которой нет средств, нет никакого спасения. В таком болезненном состоянии начинает Понтий Пилат допрос "подследственного из Галилеи". Прокуратор должен утвердить смертный приговор Синедриона.

Образ Понтия Пилата в романе является наиболее сложным и противоречивым. С именем этого героя связана проблема совести, поставленная очень остро. На примере образа всесильного прокуратора утверждается мысль о том, что "трусость - самый страшный порок".

Понтий Пилат - человек храбрый и мужественный, он смело сражался в бою "под Идиставизо, в Долине Дев". "Пехотный манипул попал в мешок, и если бы не врубилась с фланга кавалерийская турма, а командовал ею я, - тебе, философ, не пришлось бы разговаривать с Крысобоем", - говорит он Иешуа. В сражении прокуратор не боится смерти и готов прийти на выручку товарищу. Этот человек наделён огромной властью, он утверждает смертные приговоры, жизнь осуждённых в его руках. Но, тем не менее, Понтий Пилат допускает слабость и проявляет малодушие, осуждая на смерть человека, в невиновности которого он ни минуты не сомневался.

Чтобы понять, почему игемон принял такое решение, следует обратиться к сцене допроса во дворце Ирода. Великого.

Эпизод допроса можно разделить на две части. В первой части Понтий Пилат принимает решение отменить смертную казнь, так как в действиях бродячего философа он не видит ничего преступного. Иешуа не подговаривал народ разрушить ершалаимский храм. Он говорил в переносном смысле, а сборщик податей неправильно понял и исказил мысль философа. Во второй части допроса Понтий Пилат стоит перед нравственной проблемой совести, проблемой нравственного выбора. На куске пергамента прокуратор читает донос на Иешуа. Иуда из Кириафа задал провокационный вопрос о государственной власти. Бродячий философ ответил, что всякая власть является насилием, что в будущем никакой власти не будет, а наступит царство истины и справедливости.

Перед прокуратором стоит выбор: не подписать смертный приговор -- значит нарушить закон об оскорблении величества; признать Иешуа виновным - значит спасти себя от наказания, но обречь невинного человека на смерть.

Для Понтия Пилата это мучительный выбор: голос совести подсказывает ему, что арестованный не виноват. Когда прокуратор прочитал донос, ему показалось, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо её появилась плешивая голова Ирода с редкозубым золотым венцом. Это видение символизирует тот выбор, который сделает Понтий Пилат. Он пытается как-то спасти Иешуа, посылая "сигналы", чтобы тот отказался от своих слов о великом кесаре, но бродячий философ привык говорить только правду. Римский прокуратор внутренне не свободен, боится наказания и поэтому неискренен. "На свете не было и не будет никогда более великой и прекрасной власти, чем власть императора Тиверия", - произносит Пилат и с ненавитью смотрит на секретаря и конвой. Он произносит слова, в которые не верит, боясь доноса свидетелей его допроса. Понтий Пилат сделал свой выбор, утвердив смертный приговор, потому что он не готов занять место бродячего философа, он проявил малодушие и трусость.

Главного уже не изменить, и прокуратор стремится изменить хотя бы второстепенные обстоятельства, чтобы заглушить муки совести. Проявляя сочувствие к осуждённому, он отдаёт приказ умертвить Иешуа на кресте, чтобы тот долго не мучился. Он приказывает убить доносчика Иуду и вернуть деньги первосвященнику. Прокуратор старается хоть как=то загладить свою вину, унять угрызения совести.

Важную роль в романе играет сон, который увидел римский прокуратор после казни Иешуа. Во сне он идёт в сопровождении своей собаки Банги - единственного существа, к которому он испытывает привязанность. А рядом с ним по прозрачной голубой дороге идёт бродячий философ, и они спорят о чём-то сложном и важном, причём ни один из них не может победить другого. Во сне прокуратор убеждает себя, что казни не было. Он вспоминает слова, произнесённые Иешуа перед казнью, которые передаёт начальник службы Афаний: "...в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость". Во сне прокуратор возражает бродячему философу: "...это самый страшный порок!" Он вспоминает о своей храбрости в бою: "...не трусил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя - Великана". Во сне прокуратор делает правильный выбор. Ещё утром он бы не погубил свою карьеру из-за человека, совершившего преступление против кесаря. Но ночью он всё взвесил и пришёл к выводу, что согласен погубить себя, чтобы спасти от казни "решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача". Здесь показано, что прокуратор раскаивается в своей трусости. Он понимает, что совершил ужасную ошибку. Но он способен на подвиг и самопожертвование. Если бы можно всё изменить или повернуть время назад, Понтий Пилат не подписал бы смертный приговор. "Мы теперь всегда будем вместе", - говорит Га-Ноцри. Речь идёт о том самом бессмертии, о котором почему-то подумал прокуратор, когда прочитал донос Иуды. Бессмертие Иешуа в том, что он остался верен проповеди добра и взошёл на крест ради людей. Это подвиг самопожертвования. Бессмертие Пилата в том, что он проявил малодушие и из трусости подписал смертный приговор невинному человеку. Такого бессмертия никто бы не захотел. В конце романа прокуратор утверждает, что "более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу". Он говорит, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем".

Человек, как и любое живое существо, подвержен страху. Это вполне нормальное явление, в котором находит свое отражение инстинкт самосохранения. Вот только в жизни бывают обстоятельства, которые требуют от человека преодоления этого страха, то есть подавления в себе первобытного инстинкта. Такая задача совсем не из легких, поэтому неудивительно, что люди проявляют трусость. Это понятие и будем сегодня рассматривать.

Что подразумевает под собой трусость?

Трусость - это поведение человека в некой ситуации, когда он отказывается принимать решения или активно действовать из-за страха или других фобий. Трусостью, вне всяких сомнений, движет страх, и это понятие нужно отличать от осторожности или осмотрительности. Однажды В. Румянцев отметил, что трусость - это бегство от возможной опасности без ее предварительной адекватной оценки.

В психологии трусость считается отрицательным качеством. слабость, что не позволяет выполнять должные действия.

Понимание трусости по Феофрасту

Древнегреческий философ Феофраст говорил, что трусость - это душевная слабость, которая не позволяет человеку противостоять своему страху. Трусливый человек легко может принимать утесы скал за пиратские корабли или готовиться к смерти, как только начнут подниматься волны. Если трус вдруг попадет на войну, то при виде того, как гибнут его товарищи, он наверняка сделает вид, что забыл оружие, и вернется в лагерь. Там трус подальше спрячет меч и будет изображать усиленные поиски. Он сделает все, лишь бы не сражаться с врагами. Даже если ранят кого-то из его товарищей, он будет ухаживать за ним, но когда начнут возвращаться воины с поля битвы, вне всяких сомнений, трус выбежит им навстречу, весь вымазан кровью своего товарища и будет рассказывать о том, что собственноручно вынес его из адского боя.

Вот такой яркий пример трусости приводит Феофраст, пытаясь раскрыть суть этого понятия. Но неважно, сейчас или тысячи лет назад, человеческая природа осталась неизменной - трусы ведут себя одинаково.

Трусость и мужество

Чувство страха известно всем людям. Никогда еще не было, нет и не будет человека, который ничего не боится. Вот только одни перед лицом опасности отступают, а другие ломают себя и идут навстречу своему страху. Таких людей принято называть мужественными. Но если человек не поступил так, и спустя время его принуждают окружающие к определенному действию, то вне всяких сомнений, он получит прозвище труса. Неумение и нежелание справиться со своими страхами навсегда поставит на человеке соответствующее клеймо.

Победить трусость непросто. Набраться смелости, проявить храбрость - на такие поступки потенциально способен каждый человек, но если в нем уже крепко укоренилась трусость, он становится ее беспомощным рабом. Трусость делает все, чтобы не проявить себя, это незаметная тень с огромной разрушительной силой.

Можно вспомнить много примеров трусости: друг не заступился за товарища, потому что испугался драки; человек не меняет ненавистную работу, боясь потерять стабильность; или солдат, сбегающий с поля брани. Трусость имеет множество обличий, скрывающихся за правилами.

Ад Данте

В дантовском путеводителе по загробному миру дано классическое описание трусов. В самом преддверии Преисподней столпились безликие души, когда-то они были людьми, пораженными трусостью. Это равнодушные зеваки на пиру жизни, они не знали ни славы, ни позора, и миру не стоит помнить о них.

Если человек, попадая в опасную ситуацию, думает исключительно о бегстве, игнорируя при этом глас разума, он поражен трусостью. Трусость всегда выбирает то, что удобно и безопасно. Не решать проблему, а прятаться от нее - вот основа, на которой базируется понятие трусости.

Последствия

Чтобы спрятаться от жизненных проблем и принятия решений, трусость находит разрядку в увеселительных мероприятиях. Скрываясь за чередой бесконечных пирушек, просмотром смешных видеороликов, трусость постоянно накапливает количество неприятных ситуаций, требующих разрешения. Так к чему приводит трусость?

Если она уже стала проявлением личности, то можно с уверенностью сказать, что такой человек не способен на храбрость или самоотверженность. Он становится робким и пугливым, а еще у него навсегда замолкает совесть. Не испытывают страха только умалишенные. Избегать опасности - это разумный поступок, но убегать от конкретной проблемы - это трусость.

Трус подумает десять тысяч раз, прежде чем принять решение. Его девиз: «Как бы чего не вышло». Следуя этому принципу, человек превращается в настоящего эгоиста, который делает все возможное, чтобы скрыться от угроз внешнего мира. Трусость замкнута в своем одиночестве, а перепуганное эго, которому важнее всего собственная сохранность, готово пойти на любую подлость. Так рождается предательство. В паре с трусостью любой принимает гипертрофированный вид: глупый превращается в неисправимого тупицу, лживый становится клеветником. Вот к чему приводит трусость.

Страшный порок

В большинстве своем трусливые люди жестоки. Они измываются над слабыми, пытаясь тем самым скрыть от общественности свой «пугливый недуг». Скопившуюся злость и обиду трус выплескивает на жертву. Трусливость лишает человека способности здраво рассуждать. Жестокие убийства, что даже бывалых криминалистов бросают в холодный пот, чаще всего совершены под воздействием страха. Вот почему трусость - это самый страшный порок.

Из-за своей чрезмерной пугливости человек может прожить целую жизнь, не узнав, на что он был способен. Каждый имеет потенциал смелого человека, но отказавшись от принятия решений или совершения необходимых действий, человек постепенно превращается в жалкого труса. Страх - это не грех, он раскрывает людские слабости, с которыми можно вполне успешно справиться, но трусость - это уже порок, которому нет оправданий.

Мало какому из человеческих пороков выпало столько нареканий и тяжких обвинений, сколько трусости. Иногда легче бывает сказать о себе "подлец", чем признать более соответствующее действительности -- "трус".

Это и немудрено, ибо трусость есть та характеристика души, в которой мы признаемся всего труднее; да и как отважиться на такое откровение, если трусость предполагает как раз полную неспособность правдиво признать свой изъян... ведь такое признание пугает!

Что такое Трусость и кто такой Трус? Определения

Трусость - преступная слабость на основе страха. Почему именно преступная слабость? Потому что трус способен совершить практически любые преступления из-за своего страха.

Трусость, так же можно определить, как не способность к необходимым и ответственным действиям в момент определённой опасности по мотивам страха. Рассмотрим подробнее:

Трус - раб своего страха, слабый духом и волей человек. Если человек раб страха, это означает, что он полностью ему сдался, не контролирует себя (не способен думать головой и принимать решения), а подчиняется своему страху на 100%.

Говорят «Трус и предатель – всегда презираем!» Почему? Потому что если человек трус, то он, по сути, потенциальный предатель и преступник, из-за страха он может обмануть, подставить, оклеветать, предать, бросить даже своего ребёнка или женщину в опасности и мн. др.

Чем отличается Трус от нормального человека, который боится, в котором есть страх?

Достойный или просто нормальный человек, который боится - не способен из-за страха на жуткие преступления (обман, клевету, предательство, убийство), то есть он способен перебарывать или хотя бы контролировать свой страх. У него в Душе есть моральные и нравственные ограничители (принципы), которые не позволят ему совершить преступное действие из-за страха.

Трус - как животное гонимое страхом, во власти которого он ничего не соображает и делает всё, чтобы спасти свою шкуру, часто за счёт зла совершённого по отношению к другим. Поэтому трус - всегда презираем, а трусость - это позорное качество, вызывающее только презрение и отвращение.

Но так как страх живёт практически в каждом человеке, то эта грань между трусостью и обычной боязнью часто очень тонкая, и пока не попадёшь в экстремальную ситуацию сложно понять трус ты или нет.

Если даже не смотря на страх, вы способны делать то, что обязаны, выполнять свой долг, поступать достойно, то есть идти на страх и преодолевать его ради благой цели - вы не трус, вы достойный человек!

Надеюсь я вас обрадую если скажу, что всё лечится, и страх можно устранить и трус может себя перевоспитать, став достойным человеком и даже бесстрашным воином.

На что нужно заменять Трусость и Страх?

Трусость - заменяется на управление собой и подчинение себе своего страха! С помощью своего разума и воли, правильных решений и настроя, страх - нужно научиться держать в клетке как бешеную собаку, всегда под каблуком, жёстко контролируя его. Чтобы он был вашим рабом, а не вы его безвольным слугой.

Сам же Страх - заменяется на такое доблестное качество, как Бесстрашие и Смелость. Оно присуще лучшим людям истории и современности: Воинам, Рыцарям, Офицерам, Самураям, Спартанцам, Легионерам, Правителям и просто сильным и достойным мужчинам и женщинам.

Есть красивое высказывание: «Воин – умирает всего один раз и всегда достойно, трус – умирает тысячи раз, каждый раз, когда боится, и всегда он подыхает как трусливый шакал».

Как избавиться от Трусости? Алгоритм

Работа будет состоять из двух частей:

Научиться преодолевать и контролировать свой страх. По сути, перестать бояться свой страх и стать его хозяином, начать подчинять его себе, своей воле, своему духу.
А уже после этого можно убирать сам страх, работать непосредственно с его причинами.
Алгоритм и практические шаги:

1. Это всегда мотивация. Создайте такую мотивацию, которая даст вам силы и энергию пройти в этой работе над собой до конца, до победы. Напоминаю, что с мотивацией всегда работаем письменно:

  • Подробно напишите список минимум из 30 п. - какие неприятности вас ждут и чего вы лишитесь, если останетесь по жизни рабом своего страха, трусом. Вы должны чётко и ясно осознавать все негативные последствия своей слабости и очень сильно хотеть от неё избавиться.
  • Выпишите минимум 30 наиболее важных для вас оснований и причин - что вы обретёте, от чего избавитесь, кем сможете стать, как изменится ваша жизнь, если вы станете смелым, избавитесь от трусости и научитесь побеждать свой страх.

Это очень важное задание, которое нужно выполнить первым.

2. Вы должны полностью поверить в то, что сможете избавиться от трусости , перестать себя бичевать и разрушать из-за этого недостатка. Для этого я привожу вам сборный текст из книги «47 принципов древних Самураев или кодекс руководителя». Это ваш настрой, прочтите его полностью и не один раз:

Кодекс чести Самураев. О том, как побеждается трусость

Некоторые выкладки из текстов Древних Самураев, на основе которых в течение 700 лет идёт подготовка высших руководителей Японии.

«Важно осознать, тот от кого не осталось даже имени и тот, кто прославился в веках, пали, испытав одинаковую боль, когда их головы были отрублены врагом. Но если смерть неминуема, задачей руководителя должно быть умереть, совершая деяние великой доблести, способное поразить как товарищей, так и врагов.

Сколь отличается это, от участи труса, который в сражении последний, а в бегстве первый. Во время нападения на крепость он заслоняется товарищами, как щитом от врага. Сражённый, он падает и принимает собачью смерть, и по его телу шагают товарищи. Это величайший позор и забывать о подобном никогда не стоит.

Главный принцип руководителя: правильно и неправильно

Если Воин знает, как добиться первого и избежать второго, то выберет безошибочный путь руководителя. Разбираясь в сути явления, мы увидим, что всё сводится к трусости.

В качестве примера рассмотрим древнее сражение. Тот, кто рождён храбрым, не увидит ничего особенного в том, чтобы сражаться под градом стрел и пуль. Преданный верности и долгу, он подставит свою грудь под огонь неприятеля и насядет на врага, являя в своей великолепной доблести неописуемо чудесный пример. Найдётся и тот, чьи колени дрожат и сердце трепещет, но он задаётся вопросом: как он сможет действовать достойно среди всех опасностей?

И продолжает участвовать в сражении, потому что стыдится быть единственным, кто колеблется перед лицом товарищей. Так он укрепляет свою решимость, и он насядет на врага вместе с тем, кто храбр по натуре. И хотя поначалу он слабее храбреца, но после некоторых повторений подобного опыта он привыкает и начинает следовать примеру рождённого отважным, в подвигах он вырастает в Воина, не уступающего тому, кто рождён бесстрашным изначально.

Итак, для того, чтобы поступать правильно, и для того чтобы обрести доблесть, нет иного пути, чем тот, что идёт через чувство стыда и чистую совесть.

И когда настанет время нашего физического умирания, покажется – лишь мгновение прошло после прочтения этих слов. И по какому кодексу мы станем жить в последующие краткие мгновения?»

Надеюсь этот текст вас вдохновил так же, как меня в своё время:)

Поэтому второе, что нужно сделать - это поставить для себя цель научиться преодолевать свой страх, повернуться к нему лицом, идти, наступать на него. Это постоянная тренировка, в которой растёт ваша храбрость и бесстрашие, и на глазах тает ваша трусость. Начните делать то, чего боитесь, но не с самого большого страха, и пусть у вас появится первый позитивный опыт в преодолении своего страха, и в обретении начального контроля над ним, чтобы вы почувствовали и поверили - «Да, я это могу!»

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцрп. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие - это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон - муки ужасней не придумать, тем более что сон этот - его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.