В чем смысл названия пьесы недоросль. Смысл названия комедии «Недоросль»

Одна из выдающихся сатир и комедий «Недоросль», автор которой Денис Иванович Фонвизин, была написана в 18 веке в 1781году. Комедия носила политический и общественно социальный характер и вскоре стала одним из лучших достижений русской драматургии 18 века и обрела мировую известность, что конечно же принесло и самому автору славу.

В комедии остро затронуты проблемы взаимоотношений и воспитания того времени. Все произведение в образе Митрофанушки и его матери госпоже Простаковой описывает проблему воспитанности дворянства, их моральные устои, деспотичное и глумящиеся отношение дворянства по отношению к крепостным и прислуге.Само слово «недоросль» не носило глумливый характер, к примеру, при Петре I таким словом называли дворянских детей, которые еще не поступили на службу и не достигли совершеннолетия.

В комедии наоборот слово уже обретает нарицательный характер и отображает в себе смысл не доросшего морально и умственно человека.

По сюжету описывается глупая, злонравная и невежественная госпожа Простакова и ее сын Митрофан. Женщина не желает быть образованной и просвещать свой ум вместо этого она предпочитает занимать свое время расправой над своими подчинёнными. Единственный человек, которого она по-настоящему любит, холит и лелеет это её сын Митрофанушка.

В своем сыне она воспитывает качества, которые считает, что действительно приносят счастье ей и её ребенку. Автор не просто так взял именно это имя, полное его значение звучит как «отображающий свою мать». Она воспитала сына жадным, глупым, эгоистичным и деспотичным, он не способен отвечать за свои поступки. Уже в самом раннем детстве он позволяет грубо обращаться и разговаривать со своей пожилой няней, дерзит отцу, да и к родной матери он наплевательски относится. Как же по другому расти ребенку, ведь ему позволено все и рядом есть постоянно отрицательный пример матери.

Позже ребенку конечно нанимаются различные учителя, но не для того чтобы он был развитым или как то занять полезным его свободное время, а для того чтобы просто он не отстал от остальных дворянских детей. Естественно он слишком ленив, чтобы чему-либо обучаться и спустя несколько лет обучения уроки не приносят своих плодов, он остается также и глуп и не способен связать грамотно слов. Отец к воспитанию ребенка не прилаживает каких либо действий, так как он боится в чем либо возразить своей супруге и подчиняется её воле. В такой атмосфере мальчик полностью морально деградирует, он безжалостен, равнодушен и ищет во всем свою корысть.

Однако плоды такого воспитания не заставят себя долго ждать. Примером того служит случай, когда план по похищению и женитьбе на Софье срывается и у Простаковой отнимают имение. Сын, не долго думая, безо всякого зазрения совести отказывается от своей матери, так как от нее теперь не видит выгоды.

Название комедии особенно четко раскрыто в кульминационных действиях комедии. Когда Митрофану пора было заступить на службу, Стародум сомневается в его полезности отечеству.

Таким образом автор заявляет о главной проблеме своего времени. Подрастающее дворянство, которое должно стать в будущем опорой своему государству воспитывается не способным и не доросшим морально. Автор призывает к пересмотру политики относительно дворянства и к предотвращению разложения общества.

Смысл названия комедии Недоросль

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина была написана в начале 80-х годов XVIII века, период правления императрица Екатерины Второй, который повлек за собой ряд проблем для русского общества, в частности, падение устоев морали среди дворянства, а также низкий уровень образования многих представителей знати. Все эти проблемы и раскрывает автор в своем произведении.

Значимую роль в нем играет название комедии, именно с него начинает подниматься проблематика комедии.

Первое значение – прямое, устаревшее для нашего времени. Под недорослем в восемнадцатом веке понимали дворянских детей, которые еще не достигли своего совершеннолетия и не поступили на государственную службу. В своем прямом значении это слово не несет никакого оскорбительного или насмешливого характера, а просто обозначает обычного подростка, юношу тех времен. Естественно, под «недорослем» подразумевается Митрофан – один из главных героев пьесы. На момент сюжеты ему приходится около 16 лет, он получает домашнее образование, благодаря нанятым учителям: Цыфиркину, Кутейкину и Вральману, учиться у них основам орфографии, письмо, арифметики и истории.

Однако, как мы видим по ходу сюжета, юноша совсем не хочет учиться, чему потакает его мать и кормилица. Сидя на уроках, Митрофан не прикладывает ни малейших усилий к занятиям, старается как можно быстрее закончить урок, чтобы пойти дальше слоняться без дела по дому, сходить на голубятню или в свинарник. Такое отношение к образованию он унаследовал от свих родителей.

Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, чтении книг, считает это бессмыслицей и пустой тратой времени. Жизнь сама всему научит, так рассуждает героиня. Сама хозяйка дома безграмотна, ее речь изобилует руганью, бранными словами и просторечными выражениями. Она не умеет читать, что показано в эпизоде, где Софья приносит письмо от своего дядюшки Стародума. Он уже давно считался погибшим, так как от него много лет не было никаких вестей. Простакова не верит, что письмо от него, считает, что девушка врет, однако, не может никак доказать свои слова, она банально не может прочитать написанное в силу своей безграмотности.

Подобные установки госпожа Простакова унаследовала от своих родителей, таких же необразованных невежд. Таким образом, Фонвизин показывает, что в плохом воспитании и отсутствии хотя бы базовых знаний виноваты родители, преемственность поколений.

Мать Митрофана нанимает своему сыну различных учителей лишь для того, чтобы он смогу получить специальный документ (венечная память). Только после его получения молодой человек имел право вступать в брак, а именно успешной женитьбы желала Простакова своему сыну. Второй причиной является тот факт, что в те времена среди дворян было очень модно нанимать учителей своим детям для домашнего обучения, особенно иностранных преподавателей. Так, в доме Простаковых оказывается Вральман – бывший кучер, которому удается выдать себя за немца, учителя истории. Ничего неподозревающая хозяйка дома хвастается заграничным гостем перед Стародумом, не понимая, как глупо она выглядит.

Таким образом, недорослем в пьесе Д.И.Фонвизина можно назвать не только Митрофанушку, но и других героев: господина и госпожу Простаковых, Тараса Скотинина. Все они не образованы, безграмотны и нисколько не стыдятся этого. Напротив, они считают учебу бесполезным занятием, порождая тем самым таких невежд, как Митрофан.

Сейчас читают:

  • Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита сочинение

    Действие романа «Мастер и Маргарита» разворачивается в двух временных линиях и в двух разных городах – в древнем Ершалаиме и в советской Москве 30-х годов. Действия, проходящие в Ершалаиме – это события, описываемые Мастером в своем романе.

  • Чичиков живая или мёртвая душа и почему сочинение

    В поэме Мёртвые души, Чичиков является главным героем. Автор назвал из-за того, чтобы показать, что у помещиков сердца мертвы. А касается главного героя, то сейчас разберёмся.

  • Характеристика героев пьесы Вишневый сад сочинение

    В своей пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов дает яркие характеристики всем героям, разделив их, условно, на людей настоящего, прошлого и будущего. Эти персонажи не только своими делами, а главное словами говорят о себе. Так, одна из главных героинь действа,

  • Сочинение по картине Рылова Зелёный шум

    Аркадий Александрович Рылов – выдающийся и знаменитый русский художник-пейзажист, родившийся в 1870 году. Он создаёт невероятные и удивительные пейзажи. Его картины с пейзажами приводили в восторг многих людей, которые обожают искусство и в том

  • Сочинение по картине Сайкиной Детская спортивная школа 7 класс

    Спорт - это увлечение человека заниматься своим телом. Как правило, родители с детства приучают детей принимать участия в спортивных мероприятиях. Спорт позволяет ребенку быть всегда здоровым. На эту тематику много разных статей,

  • Сочинение Остап и Андрий Братья и враги 7, 8 класс

    События, описываемые Н.В. Гоголем, лежат в основе казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленные гетманом Н. Потоцким. В эти времена Речь Посполита решительно стремилась обратить подконтрольную ей часть территорий в католичество

/ / / Почему комедию Фонвизина «Недоросль» называют «комедией воспитания»?

Комедия была написана Денисом Фонвизиным в 1782 году. Это был век, проходивший под эгидой Просвещения. Активные деятели видели истинное искусство в его нравственно-воспитательном проявлении. Они пытались достучаться до общества, призывая к пробуждению в людях стремления к саморазвитию, усовершенствованию личности. Классицизм – одно из направлений в литературе, в рамках которого авторы воздействовали на разумное начало в человеке, призывали к исправлению пороков, воспитывали в людях добродетельные качества.

Фонвизин затрагивает в пьесе такие актуальные для его современности проблемы, как отношение дворян к крепостным и воспитание юного поколения. И хотя вопиющей проблемой является первая, ключевой стала вторая, поэтому пьеса названа «комедией воспитания». Это объясняется тем, что автор считает воспитательную проблему причиной появления второй – злонравия невежественных крепостников.

Не получив должного образования и нравственного воспитания, дворяне становились бессердечными деспотами, которые не признавали никаких прав за своими крепостными. Такими являются в комедии Простакова и ее брат Скотинин, таким станет и . Показательным является отношение семейства к няньке Еремеевне, которая 40 лет верой и правдой им служит, но получает за это лишь пощечины. Причина злонравия героев в их невежестве и нежелании чему-то обучаться. Исходит все из семьи: не знал грамоты отец Простаковой и Скотинина – не знают ее и они. Более того, герои считают, что разные там науки попросту бесполезны. Важно лишь «достаточек нажить и сохранить». Эту приземленную философскую позицию они передадут новому поколению, представителем которого является Митрофан. Он не хочет учиться, не только потому что ленив, но и потому что видит негативный пример своей семьи.

Основная идея комедии в вопросе о настоящем, идеальном воспитании. Он рассматривается писателем при помощи описания воспитания Митрофана. Для него нанимают платных учителей. Грамоте обучает дячок, арифметике учит Цыфиркин, а овладеть французским языком помогает Адам Адамыч Вральман. Но вот Митрофану за несколько лет так ничему и не удалось научиться.

Во-первых, хоть и хотела дать образование сыну, но не показывала на своем примере его важность. Во-вторых, учителя не были на самом деле компетентными. Дяк сам знал грамоту только по нескольким книгам, Адам Вральман не перегружал ученика знаниями, объясняя это тем, что нельзя перегружать ребенка, нужно давать свободу. И только Цыфиркин чувствовал свою ответственность и даже не хотел брать плату, потому что ничему так и не научил.

Писатель считал, что в вопросах воспитания важно не только развития ума, но и нравственных чувств. Свое отношение к воспитанию автор выражает наиболее полно через героя Стародума. Он говорит Софье, что заботиться воспитанием молодого поколения должна, прежде всего, государственная власть, от нее должны исходить инициативы, так как это было при царе Петре.

Комедия воспитания Дениса Фонвизина имела большое влияние на его современников и остается поучительной для нас.

Комедия «Недоросль», значение которой очень велико, и смешила зрителей, и учила, и воспитывала их. В «Недоросле» Фонвизин смело выступил на борьбу с общественным «злонравием». Автор смотрел на писателя как на «стража общего блага». Он указывал как сатирик на те недостатки русской действительности, которые волновали и беспокоили в его эпоху всех передовых, просвещенных людей России. И проблема воспитания человека и гражданина, и неотложность пересмотра вопроса о крепостном праве, и необходимость борьбы с распущенностью общественных нравов—все это были больные, злободневные задачи времени, поставленные самой жизнью и требовавшие разрешения. Фонвизин разрешал их в духе гуманных, прогрессивных идей. Комедия его заставляла думать над этими вопросами, будила гуманные чувства, возбуждала негодование против угнетения человеческой личности, толкала к критике деспотизма и самодержавия. Так высокая идейность комедии определила ее важную общественную роль уже в эпоху Фонвизина.

Комедия "Недоросль" значение не утеряла, однако, и в последующие эпохи. Недаром почти через полстолетия после появления комедии Пушкин называл Фонвизина «другом свободы» и писал о «Недоросле», что в нем «сатирик превосходный громил невежество в комедии народной».

Фонвизин хотел обличать людей, а не общественно-политический строй. Однако нарисованная им картина крепостнического быта была насыщена столь горячим негодованием, что оно прозвучало мощным призывом к освобождению, — и не только к отвлеченно-просветительскому освобождению личности от невежества и бескультурья, но и к конкретно-историческому освобождению народа от его угнетателей. В этом заключалось объективное общественное значение «Недоросля», которое комедия не могла утратить, по меньшей мере, до реформы 1861 г. Фонвизин, «сатиры смелой властелин », был действительно «другом свободы» (Пушкин).

Вместе с тем широкий охват жизни, глубокое проникновение в характеры, острота и важность поставленных проблем возвысили эту комедию как художественный памятник эпохи. «Недоросль» — важнейшая веха в развитии русской литературы, намечавшая в нашей драматургии поиски новых путей. Формально еще не порывая с классицизмом, используя средства народного фарса и западноевропейской предреволюционной буржуазной драмы, Фонвизин становился «одним из первых наших критических реалистов» (Горький). Вслед за Новиковым он прокладывал пути художественному реализму Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина (провинциальное дворянство в романе «Евгений Онегин») и Гоголя («Ревизор»).

«Недоросль» был высшим творческим взлетом Фонвизина. После «Недоросля», уже разбитый параличом, Фонвизин пробовали еще писать в драматической форме. Сохранилось несколько попыток этого рода. В частности, дошла до нас еще одна комедия Фонвизина «Выбор гувернера». Но она далеко уступает во всех отношениях не только «Недорослю», но и «Бригадиру».

В истории русской реалистической драмы интересующая нас комедия занимает чрезвычайно почетное место. Она, во-первых, родоначальница обличительно-реалистической русской драмы, во-вторых, лучшая русская комедия XVIII века. Живые образы комедии «Недоросль» были первыми яркими опытами реализма в русской драматургии. Из всех пьес XVIII века недаром только она прочно держится на сцене нашего театра. «Недоросль» открывает собой блестящий ряд комедий, вошедших в золотой фонд русского театра. За «Недорослем» у нас появились «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, многочисленные комедии Островского. Фонвизин — Грибоедов — Гоголь — Островский — таков основной путь русской комедии XIX века.

Эта комедия - бесподобное зеркало.
В. О. Ключевский
Сатирическая комедия «Недоросль» имеет непреходящую ценность как художественный памятник XVIII века. В ней Д. И. Фонвизин метко отразил русскую действительность времен правления Екатерины П и поднял вопрос о воспитании молодежи. Словно под увеличительном стеклом современники Фонвизина увидели «болезни» своего общества и свои собственные пороки.
Комедия «Недоросль» была включена в учебную программу по русской литературе. Спектакль по этой пьесе собирал полные залы и долгое время входил в театральный репертуар. «Недоросль» называли спектаклем для гимназистов и гимназисток, так как обычно его ставили во время зимних каникул. Но и взрослые люди с удовольствием смотрели комедию. Фонвизин заставлял их смеяться, возмущаться или огорчаться вместе со своими подопечными подростками-недорослями. Он представил им художественное воплощение их же жизни, пустой и грубой, но привычной. Наверное, честные по отношению к самим себе люди с горестью повторяли про себя восклицание Простакова-отца: «Хороши мы!».
Мы с вами живем в другой обстановке, и проблема крепостничества не тревожит умы современных прогрессивных людей, но природа человеческой души осталась прежней. Это означает, что пороки прошлого живут в нас, но в другой форме. Несмотря на наивность и шаблонность композиции пьесы, схематичность и плоскость героев, непонятный устаревший язык пьесы, откровенные нравоучение и морализм, ее главный конфликт между старым и новым в обществе, обнажение болезней человеческого ума и души остаются актуальными и сегодня.
Комедия «Недоросль» имеет большое воспитательное значение. Мы видим на примере Митрофанушки, как изуродовали его ум и душу невежды-родители. Даже если бы для его обучения наняли хороших учителей, а не невежд, то толку из того было бы мало. Вернее сказать, вышел бы из этого большой вред. Невежество и злонравие Митрофанушки не так опасны, как образованность, помноженная на злонравие. Словами Стародума Фонвизин учит молодых людей: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие». Эта мысль, повторяющаяся уже более двух сотен лет со времени первого представления пьесы, остается актуальной и сегодня. Не редки примеры негативной деятельности умных, образованных, но злонамеренных, духовно и морально развращенных людей. Поэтому Фонвизин предлагает при воспитании подростка на примерах из жизни исторических деятелей указывать на «два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения».
Историк Ключевский писал, что комедия «Недоросль» показывает, «какими понятиями и привычками удобрена та культурная почва, по которой мы ходим и злаками которой питаемся. Этого исторического интереса не могли замечать в комедии современники ее автора: смотря ее, они не видели нас, своих внуков; мы сквозь нее видим их, своих дедов». Педагоги, родители и воспитатели современных подростов-недорослей могут сказать об этой пьесе перефразированными словами Стародума: «Читай ее, читай! Кто написал «Недоросля», тот пером своим нравов развращать не станет».