Составление описательного рассказа по репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели. План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: "Грачи прилетели"

Гулюса Арнаутова
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» для детей старшей группы.

Программное содержание : Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы,

эстетические чувства, переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; способствовать художественному видению картины , стимулировать желание внимательно её рассматривать ; продолжать учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине ; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры. Закреплять умение образовывать однокоренные слова.

Материалы и оборудование : Репродукция картины А . К. Саврасова «Грачи прилетели » , репродукции картин русских художников : портрет, натюрморт. Приготовить тесто для булочек, изюм мелко нарезать для глаз. Фартуки, косынки,нож (под присмотром воспитателя)

Методические приемы :

Художественное слово;

Напоминание;

Вопросы;

Беседа по картине ;

Помощь в составлении рассказа

Образец педагога;

Поощрение;

Физминутки;

Словарная работа :

а) обогащение : грачи , гнезда, окраина села, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый;

б) активизация : слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, тает, скрылось и т. п : слова - определения : радостные, шумливые, старая корявая береза , ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке .

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята, посмотрите на картины . На какие группы их можно разделить (Пейзаж, портрет, натюрморт) .

Чтение стихотворения М. Яснова «О картинах » .

Если видишь на картине Если видишь на картине

Нарисована река, чашку кофе на столе.

Или ель и белый иней, Или морс в большом графине,

или сад и облака или розу в хрустале,

или снежная равнина, или бронзовую вазу,

или поле и шалаш, или грушу, или торт

обязательно картина Или все предметы сразу

называется (пейзаж) . Знай, что это (натюрморт) .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто–нибудь на вас,

Или принц в плаще старинном ,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Артур, ваш сосед,

Обязательно картина

Называется (портрет) .

Ребята, сегодня, я приглашаю вас на выставку картин знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова .

Но экскурсоводами на нашей выставке, будете вы , дети и вам предстоит рассказать гостям об одной очень известной картине . (На доску выставляется репродукция картины ) . Вы знаете, как она называется? (Грачи прилетели .) (Если дети затрудняются, воспитатель предлагает им придумать

свое название картины .)

Для того чтобы стать экскурсоводом на нашей выставке нужна подготовка. А кто такой экскурсовод? (Тот, кто проводит экскурсии по выставке, рассказывает о картинах ) Да, экскурсовод, это человек, который интересно рассказывает о картинах на выставке или об экспонатах в музее. Но чтобы посетителям выставки было интересно экскурсовод должен хорошо изучить и рассмотреть картину . Посмотрите внимательно на картину , что интересного увидел и изобразил художник на своей картине ? (Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей ) .

Что изобразил художник на переднем плане картины ? (деревья, берёзы) .

- Расскажите о деревьях на картине , какие они? (Деревья корявые, большие, старые , ветвистые, снизу тёмные, сверху светлые, без листиков).

Кого вы видите на берёзах? (Птиц, грачей )

- Расскажите о грачах , какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)

Что делают грачи ? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку , держит её в клюве)

- Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.

Какие деревья выбрали грачи для гнёзд ? (Грачи выбрали старое , кривое дерево, оно толстое, ветвистое, гнёзда надёжно укреплены)

Вспомните, как называется место, где живет грачи ? (Грачовник )

- Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. Видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. - Что изобразил художник вдалеке? (поле, луг, лес, заливные луга)

Посмотрите, есть ли на картине солнце ? (Нет)

Как вы поняли? (На небе тучи) .

Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

Ребята, что можно сказать о небе? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами оно низкое, грустное, холодное)

Лучи солнца освещают облака, и кажется, что вот-вот облако растает и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Ребята, каким вы видите снег? (Тяжёлые, мокрый, потемневший, подтаявший, рыхлый, серый, печальный)

Какими бы словами вы бы закончили свой рассказ об этой картине ? Скоро снег совсем растает и покажется мягкая и шелковистая травка. В воздухе пахнет весной. Воздух чист и свеж. Весна! Ну, что ж, вы вполне готовы быть экскурсоводами. Но прежде чем начать экскурсию мы намного отдохнём.

Физминутка.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать , Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля . (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону )

Птички начали спускаться, На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями» )

Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

А сейчас дорогие экскурсоводы, кто расскажет гостям об этой замечательной картине ? (Опрашивается три – четыре ребёнка) Молодцы, хорошие экскурсоводы. Наша галерея закрывается, ждём вас в гости ещё.

А сейчас я приглашаю вас за стол и предлагаю самим слепить из теста грачей . 17 марта по народному календарю –день Герасима -грачевника . В этот день наши пра –пра бабушки пекли птичек –грачей и считали , что такой горячей выпечкой приблизят наступление теплых дней. Вот и мы с вами возьмемся за дело и будем печь грачей .

Сначала вспомним наши правила :

Вымыть руки;

Надеть передник;

Заправить волосы под косынку.

Способ приготовления булочек-грачей . Готовое тесто раскатываем «колбасками» . «Колбаски» разрезаем на равные кусочки, которые снова раскатываем на более тонкие «колбаски» . Получившиеся тонкие колбаски завязываем в узелок. Таким образом, сам узелок –это фигура грача . Смазываем противень маслом и выкладываем узелки на противень. Уже на нем дорабатываем заготовки. Чуть оттягиваем одну сторону узелка- голова птицы. Вставляем изюминки – глазки. В нижней части узелка опять оттягиваем тесто-хвостик. Хвостик надрежем ножом, чтобы получить перышки. Смазываем булочки крепко заваренным чаем или взбитым яйцом. Оставляем на 10 -15 минут на противне.

А затем уносим на кухню в духовку. Когда булочки приготовятся, за общим столом проводится чаепитие.

1. Учить детей высказывать свои мысли содержательно, понятно.
2. Совершенствовать умение использовать разные части речи в
точном соответствии с их целью высказывания.
3. Продолжать эмоционально, «со вкусом» рассказывать об
интересных событиях.
4. Воспитывать интерес к птицам и произведениям искусства.
Словарная работа: пейзаж, суетятся, перекликаются, поскрипывают.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне, перелётных птицах; знакомство с приметами весны.
Ход.
Воспитатель: Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называют картины, изображающие природу?
Дети: Картины называют пейзажами.
Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с пейзажем, но кто на нём изображён, вы должны отгадать:
Всех перелётных птиц черней, враг личинок, друг полей,
Взад - вперёд по пашням вскачь, а зовётся птица - (Грач)
Воспитатель: Более ста лет назад Алексей Кондратьевич Саврасов написал свою знаменитую картину: «Грачи прилетели». Какое хорошее название. Как будто кто-то, пробегая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!» (Послушайте о чем же, рассказывает эта картина).
Аудиозапись.
В тихом уголке русского селения Алексей Кондратьевич Саврасов увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. Художник построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно - каждый предмет, каждую деталь.
На первом плане - грачи, они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. «Грее-Грее-Грее» -кричат они. Отсюда птица и получила свое название. Грач - очень полезная птица. Она в почве ищет личинок, гусениц и поедает их, чтоб они не портили всходы.
Один из них подобрал с земли веточку. Грачи спешат соорудить на берёзе гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели. Потом наш взгляд уходит дальше, - туда, где сараи и церковь. А ещё
дальше - вольно раскинулась Земля, освободившаяся от снега, и небо-легкое, с голубыми оконцами - просветами. Все берёзки, как будто сажею кто-то вычернил -это грачи вороненые, смелые, важные. Молчаливо обходят ручьи.
Воспитатель: Прилетели грачи и стало ясно, что конец зиме. Весна пришла! Обратите внимание, какие нежные цвета использует художник?

Дети: Бледно-голубой, беловато-розовый, светло-коричневый.

Вос-ль: Художник выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают зимние сны. А если бы вы стали птицей, что бы вы могли рассказать? Куда полететь?
Дети: Рассказы дети от лица птиц о том, как им было голодно и холодно зимой, как трудно лететь из теплых краев.
Аудиозапись. Пробуждение природы.
Воспитатель: Обратите внимание, как Саврасов отразил в картине пробуждение природы?
Рассказы детей.
1 ребёнок: Сон этот не глубокий - природа постепенно начинает оживать.
2 ребёнок - Трепещут солнечные блики на деревянной изгороди и тянутся к свету молодые деревья.
3 ребёнок - Слышно как поскрипывают от ветра стволы берез, а в проталинках булькает вода.
Воспитатель: От ветра стволы берёз что делают?
Дети: Березы поскрипывают.
Воспитатель: А берёзы на картине не низкие, а какие... высокие (добавляют дети).
Не толстые, а... тонкие
Не прямые, а... изогнутые
Не безобразные, а... красивые
Погода, кажется здесь не жаркая, а... холодная
Грачи не молчат, а... перекликаются, советуются.
А люди изображены на картине?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вы видите, что людей здесь нет. И в то же время мы почти ощущаем их. Ведь кто построил церковь? А ещё что построили люди?
Дети: Ответы детей - Люди построили сарай, изгородь.
Воспитатель: Люди ещё скоро вспашут землю и чем засеют?
Дети: Ответы детей. (Засеют землю зерном)

Проводится закличка - физкультпауза:
Воспитатель: «Сеем, сеем, просеваем». Сеем, сеем, посеваем,
Зерно в землю мы бросаем. А потом, примнем немножко,
Чтобы наша птица грач не смогла его склевать.
(под речёвку дети выполняют движения)
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо).
Воспитатель: А для чего строят грачи гнёзда?
Дети: Выводить птенцов.
Воспитатель: Кто вырастит из маленького грачонка?
Дети: Из маленького грачонка вырастит грач.
Воспитатель: А кем будет гусеница? (Бабочкой).
Кем будет куриное яйцо? (Цыпленком). Показ предметов.
Кем станет цыплёнок (Курицей, петухом).

Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: С кем можно сравнить петуха.

Дети: (Показывать картинку) – с будильником, сторожем, часами, забиякой.
Воспитатель: А что объединяет эти предметы? (Показ домашних птиц).
А что объединяет наших грачей и самолет?
Дети: Самолёт и птицу объединяет то, что они летают по воздуху, что у них есть крылья.
Воспитатель: А что ещё делают грачи?
Дети: Они суетятся, перекликаются.
Воспитатель: Посмотрите снова на картину и назовите слово, которое обозначает действия грачей.
Дети: Они прилетели.
Воспитатель: А чем похожи слова, прилетели, прибежали, примчались?
Дети: Все слова начинаются с маленького слова - приставки - при.
Воспитатель: Назовите слова, которое обозначает направление, в котором летают
грачи? (Вверх, вниз).
Воспитатель: Скажите точнее: облака по небу летят, плывут, кувыркаются, бегут, плетутся, крадутся.
Дети: Облака по небу плывут.
Воспитатель: Почему в народе говорят «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»
Дети: Потому что таит снег, появились лужи, проталины. Люди пашут землю, на деревьях набухли почки. Птицы строят гнезда, чтоб высиживать птенцов. Оживает и пробуждается природа от зимнего сна.
Воспитатель: Отлично! Ваши ответы порадовали меня.
Воспитатель: У вас на столах лежат картинки с птицами. Выберите тех птиц, которые оставались у нас зимовать и назовите их. (Щегол,воробей, синица, поползень, свиристель, снегирь, дятел, сорока, ворона). А теперь, покажите, какие птицы прилетают из теплых краёв и назовите их (скворец, грач, ласточки, журавли).
В слове грач, сколько слогов, а в слове грачи?
(Показ картинки)
На какую птицу похожа птица грач?
Дети: На ворону, только у грача вокруг клюва со временем образуется белое кольцо.
Воспитатель: Прекрасно! Я знала, что вы справитесь с заданием.
Давайте поиграем парами. (ЗНАКОМАЯ ИГРА). Надо закончить начатое предложение, одним словом по аналогии.
Например, берёза, - дерево, а ромашка -... цветок.
Огурец - овощ, а яблоко - фрукт.
Воспитатель: А теперь, найдите, у кого лежат на столе фрагменты из картины Саврасова «Грачи прилетели» и покажите на картине, где эти фрагменты должны быть и что на них изображено.
Дети: Дети рассказывают, уточняя название картины и автора.
Воспитатель: Смотрите, как прекрасен этот уголок России, как прекрасна наша Земля!
У меня три стакана с водой. Стакан с блёстками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой - спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с грязной водой - неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины.
Дети: Несколько детей подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станет лучше и добрее.
Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке?
Дети: Кормушку.
Воспитатель: На прогулке мы пойдем и повесим её. Занятие закончено.

«Грачи прилетели»

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Правильно, это весна.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)

Расскажите о грачах. Что они делают? {Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.)

Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)

Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задум чивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)

Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей).

Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.


Ольга Амирасланова
НОД по ИЗО в подготовительной коррекционной группе «Грачи прилетели»

НОД по художественному творчеству (ИЗО) в подготовительной коррекционной группе на тему «Грачи прилетели » .

ЗАДАЧИ :

Образовательные

Учить детей видеть красоту родной природы, прелесть весенних пейзажей, замечать оттенки цвета снега, весеннего неба, воды;

Продолжать учить детей рисовать картину, используя разные приемы.

Развивающие

Развивать образное восприятие детей в процессе рассматривания картин русских художников-пейзажистов; эстетический вкус, вызвать желание отразить впечатления, полученные на выставке картин;

Развивать словарный запас детей. Познакомить с новыми понятиями : пейзаж, картинная галерея, грачевник .

Воспитательные

Прививать детям любовь к русской живописи, русской природе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

НОД по ФЦКМ «Весна пришла» ,

НОД по ПИ и ПД «Грачи прилетели » (оригами, разучивание стихотворений о весне, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке.

МАТЕРИАЛЫ

Репродукции картин А. К. Соврасова «Грачи прилетели » , И. И. Левитана «Март» , В. Н. Бакшеева «Голубая весна» , А. И. Куинджи «Ранняя весна» . Запись произведения П. И. Чайковского «Времена года» «Март» .

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети садятся за столы. Воспитатель обращает их внимание на теплую, солнечную погоду.

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Какое сейчас время года?

Ответы детей (весна)

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Какие приметы весны вы можете назвать?

Ответы детей

(тает снег, появляются проталины, первые цветы – подснежники, прилетают птицы и др .)

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Какой сейчас месяц?

Ответы детей (март) .

Воспитатель предлагает детям отправится на выставку картин. Дети подходят к выставленным картинам и рассматривают их.

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Что изображено на этих картинах?

Ответы детей (природа) .

Воспитатель объясняет детям, картины с изображением природы называются ПЕЙЗАЖЕМ, а место, где выставлено много картин называется картинной ГАЛЛЕРЕЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Какие краски использовали художники для изображения весны?

Ответы детей (голубые, серые, белые, черные)

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Какое настроение у картин? Одинаковое или разное?

Ответы детей (одни картины хмурые, мрачные, другие – солнечные, радостные) .

Дети читают стихи.

1. Всю зиму

Белый снег

А в марте взял

И почернел.

Почернел с досады,

Солнцу рады!

2. Пробудившись ото сна,

Кистью мягкою весна

На ветвях рисует почки

На полях - грачей цепочки ,

Над ожившею листвой -

Первый росчерк грозовой,

А в тени прозрачной сада -

Куст сирени у ограды.

После чтения стихотворений воспитатель обращает внимание детей на картинуА. К. Саврасова «Грачи прилетели » .

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Что изображено на картине?

Ответы детей (нарисованы березы, прилетели грачи , они строят и ремонтируют старые гнезда).

ВОСПИТАТЕЛЬ объясняет детям, что место, где много гнезд грачей называется ГРАЧЕВНИКОМ .

Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и самим изобразить весеннюю картину.

На доске вывешены изображения грача . Воспитатель напоминает детям как рисовать птицу, какие методы и приемы можно использовать для ее изображения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Пришла долгожданная весна (руки разводим в стороны)

Выглянуло долгожданное солнышко (Поднимаем руки вверх)

По небу плывут пушистые облака (волнистыми движениями ладоней показываем облака)

Оживают деревья (разводим руки в стороны)

Лопаются почки, появляются листочки (хлопаем в ладоши над головой)

На проталинках появляются нежные подснежники (приседаем и показываем подснежник)

Бегут ручьи (делаем руками волнистые движения)

Как красиво весной в лесу! (разводим руки в стороны) .

Под музыку дети рисуют.

В конце занятия воспитатель подводит итоги :

Мы сегодня побывали в картинной ГАЛЛЕРЕЕ. Узнали что такое грачевник . Рисовали весенний ПЕЙЗАЖ

Публикации по теме:

Физкультурное занятие в подготовительной группе коррекционной направленности «Моряки» Цель: - Активизировать двигательную активность и познавательный интерес детей посредством игровой деятельности. Задачи: - способствовать.

Интегрированная НОД в подготовительной коррекционной группе (обучение грамоте, рисование) Конспект итогового интегрированного занятия Образовательная область «речевое развитие; художественно-эстетическое развитие» Цель: выявить.

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Задание для Антошки». Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Демонстрационный материал: Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Раздаточный материал: Картинки со звуком «Л», таблицы. Предварительная.

Конспект НОД по рисованию «Цветочная поляна» в подготовительной специальной (коррекционной) группе Конспект НОД по рисованию «Цветочная поляна» в подготовительной специальной (коррекционной) группе. Дубовцева Любовь Борисовна Цель: учить.

Конспект по приобщению детей к изобразительному искусству «Знакомство с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели» Конспект образовательной деятельности по приобщению детей к изобразительному искусству «Знакомство с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» В гостях у художника. Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников
№ 197 г. Челябинска»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Подготовила
воспитатель высшей категории
Конькова Елена Геннадьевна
г. Челябинск, 2015 г.

1. Вид занятия: Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
2. Программное содержание: Учить художественному видению пейзажа,
стимулировать желание внимательно ее рассматривать.
Продолжать обучение умению видеть замысел художника, соотносить содержание картины со средствами выразительности, которые он применял. Обогащать речь детей эмоционально – эстетическими терминами.
Воспитывать проявление эмоционального отклика на весенние проявления природы; эстетические чувства и переживания.
3. Подготовительная работа: Экскурсия в школьный сад; наблюдение за весенними изменениями природы; чтение стихов; рассматривание иллюстраций, слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года», весна.
4. Ход занятия:
Дети сидят перед мольбертом с закрытой картиной.
Дети, отгадайте загадку: Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
(Весна)
А эту:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мокнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
А послушайте как поэт Алексей Николаевич Плещеев написал про весну: Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
В природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.
Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья. У нас в этом году весна никак не может победить зиму. Еще совсем недавно мы были с вами в школьном саду и видели, что природа еще спит, снег укрывает землю.
И вдруг все наполнилось легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Солнышко светит ярче, лучи его стали ласковыми, теплыми, и все вокруг радуется этому. Снег тает, появились проталинки, встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. Птички повеселели, слышали как громко и весело чирикали воробьи. А вы почувствовали, какой легкий воздух стал, как запахло весной? Это запах талого снега, нагретой солнцем коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка.
А скажите какие из перелетных птиц первыми возвращаются к нам?Правильно это грачи, про них еще говорят, что они на крыльях приносят весну.
Такую вот картину наблюдал и художник Алексей Кондратьевич Саврасов на окраине русского села. Он тоже радовался весне, прилету первых весенних птиц – грачей. И он написал про это картину, которую так и назвал – «Грачи прилетели».
Давайте – ка и мы полюбуемся этой картиной, рассмотрим ее внимательно. Можно подойти поближе, чтобы все увидеть.
(дать время для рассматривания картины)
Что же интересного увидел художник? (На березы прилетели грачи). Почему стая прилетела именно к этим березам? (здесь сохранились грачиные гнезда). Что же птицы собираются делать (отремонтировать свои старые гнезда) .Почему вы так подумали (грач внизу подобрал веточку и сейчас понесет ее в гнездо).
Как много грачей и больших грачиных гнезд. Мне кажется, что я даже слышу грачиный гомон, птиц много, все они кричат, вьются, каждый занят своим делом, все суетятся, оглашая окрестность неумолкаемым гомоном.
Скоро в гнездах появятся маленькие птенцы: грачата. Поэт Владимир Мусатов написал об этой поре такое стихотворение: Весною на деревьях построена деревня.
Как ветер начинается, деревья все качаются.
Качаются деревья – качается деревня.
И сотни голосов в тревоге за птенцов
Взлетают над деревней.
Качаются деревья, качается деревня.
Не сдуло бы грачат.
Кричат они, кричат…
Шумит, роняя перья, крикливая деревня.
Вот как интересно назвал поэт птичье поселенье «Крикливая деревня»
А теперь посмотрите, какие деревья выбрали грачи. Расскажите о них. Опишите березу в центре. (старая, корявая, с расщепленным пнем) Посмотрите, а рядом молодые березки. Какие они (стройные, высокие, молодые). Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и потянулись вверх, к солнцу.
А как вы думаете, почему грачи выбрали для своих гнезд это место.
Да, здесь спокойно, это окраина небольшого села. Что мы видим на втором плане картины? (забор, несколько низких деревянных домов и белокаменную старую церковь). А еще дальше поля, с еще лежащим кое - где снегом. А потом бескрайние дали равнин и лесов.
Расскажите о снеге. (потемнел, стал рыхлым, серым, осел).
А есть ли солнышко? Как вы догадались (оно чуть просвечивает сквозь облака; лужица растаяла, от берез лежат тени.)
А что можно сказать о небе? Какое оно? (покрыто голубовато –серыми тучами, но прозрачное, легкое)
Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу.
Все чрезвычайно скромно и просто. В картине заключена одновременно печаль и радость, улыбка и раздумье; чем дольше смотришь на картину, тем больше проникаешься любовью к истинно русской природе.
Я сейчас включу музыку, а вы подумайте, а как бы вы назвали эту картину? Звучит «Утро» Э. Грига.
После окончания – Что вы услышали, почувствовали в музыке?
А есть ли это в картине? Да, я тоже услышала радость от пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и легкую печаль по уходящей зиме.
Так как бы вы назвали картину?