Балет и его вредные последствия для здоровья. Сжигает лишние калории

Многие родители часто не могут определиться с выбором секции для ребенка. Не знают отдавать ли своего малыша на кружки для развития физической культуры или творческих способностей. В нашей статье мы поговорим о балете, о его пользе и вреде для детей.

Прекрасным способом совместить эстетическое и физическое воспитание ребенка - это отдать его на балет для детей. Чаще всего получается так, что на балет чаще отдают девочек, чем мальчиков, потому что это более нежный и прекрасный вид спорта. Наверное, каждая девочка хоть раз представляла себя в белоснежной пачке, танцующей на пуантах или изображающей умирающего лебедя. Но есть родители, которые не против, чтобы их сыновья были пластичными, гибкими и умели хорошо танцевать. Говоря о балете сразу представляется образ стройного и подтянутого силуэта, прекрасной гибкости и растяжки и умение плавно на цыпочках танцевать.

Балет - это франзузское слово, которое означает “танцую” от слова “ballo”. Это вид сценического искусства, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

Давайте разберемся чем полезны занятия балетом для детей:

  • занятия балетом формируют у детей чувства к прекрасному. Ребенок достигает физического и духовного совершенства;
  • вырабатывается правильная осанка, появляется красивая, статная и одновременно легкая походка, вырабатывается умение красиво двигаться;
  • решаются проблемы с искривлением позвоночника, укрепляются все мышцы, суставы, сухожилия и весь костный скелет ребенка;
  • улучшается координация, выносливость, гибкость и все двигательные навыки, идет хорошая физическая подготовка;
  • быстрее и лучше формируется опорнодвигательная система, укрепляются мышцы всех частей тела. Ребенок никогда не будет страдать лишним весом, если будет заниматься балетом;
  • формируется музыкальность и ритмичность под влиянием классической музыки.

Но если вы решили отдать своего ребенка на балет, наберитесь терпения и будьте готовы к тому, что ребенок будет очень сильно уставать и часто жаловаться. Ведь балет - это очень большой труд, это постоянное физическое напряжение. Балет требует соблюдения определенной диеты даже у детей. Но огромным плюсом от уроков балета для детей является повышение трудоспособности, упорства и морально-психологической выносливости. Также дети вырастают уверенными в себе, зная, что они умеют добиваться поставленных целей. Они привыкают работать над собой для достижения идеальных результатов.

Существуют школы любительского балета. Если вы не хотите, чтобы балет был смыслом жизни ребенка и приносил ему в будущем доход, то отдайте малыша туда, где он также будет развиваться и совершенствоваться физически и морально.

Если вы хотите, чтобы ребенок занимался балетом на профессионалоьном уровне, то найдите для него хорошую балетную школу. Но приготовьтесь к тому, что в ней будет жесткий отбор. Детей выбирают по физическим данным и учитывают очень многое. Педагоги смотрят на тип телосложения и структуру тела, пропорции и длину рук и ног. Также очень важным является наличие природной гибкости и плавности в движениях ребенка. Когда ребенок прошел отбор, то необходимо тщательно наблюдать за его здоровьем. Профессиональный балет заключает в себе очень большие физические нагрузки, которые под силу только полностью здоровому ребенку.

Одновременно со всем этим стоит отметить, что после долгих профессиональных занятий балетом у ребенка могу начаться проблемы со здоровьем. Строгая диета для ребенка может привести к тому, что у ребенка будет недостаточно микроэлементов и витаминов в организме. Могут начаться проблемы с костями и суставами ног и стоп.

Стараейтесь восполнять недостаток витаминов и микроэлементов, в особенности кальция в организме ребенка. Кальций - это основа крепких и здоровых костей.

Перед тем как отдавать ребенка в балетную школу, сначала стоит ребенка отдать на хореографию или гимнастику, где его проверят и оценят все физические возможности. Если вы хотите увидеть своего ребенка танцующего на сцене известных драматических театров и желаете, чтобы он связал с балетом всю свою жизнь, помните, что балет - это огромные физические нагрузки и часто перегрузки. За этим нежным и красивым видом искусства стоит большой труд, которые исключает лень и поблажки. Если ребенок сам не хочет и не готов заниматься этим, но не принуждайте и не заставляйте его.

Классическая детская хореография - одно из самых популярных дополнительных занятий для детей. О том, чтобы отдать ребенка на балет, взрослые задумываются, когда малыш подрастает до четырех-пяти лет. Однако многие не знают, что приводить малышей в студию можно гораздо раньше: уже с двух-трех лет.

Казалось бы, двухлетним малышам еще рано разучивать балетные па, но это не совсем так. О своем опыте раннего хореографического развития «Летидору» рассказала балерина, руководитель своей собственной хореографической студии Ксения Белая .

Несколько лет тому назад наша студия первой в Москве объявила набор на хореографию для малышей от двух лет. Это решение было связано с личной ситуацией: у моей двухлетней дочери обнаружили плоскостопие и вальгус, и я решила самостоятельно скорректировать проблему с помощью балета.

Чтобы добиться желаемого результата, я разработала специальную программу с учетом особенностей развития малышей. Я набрала небольшую группу и начала тренировки.

iconmonstr-quote-5 (1)

В результате все проблемы у дочки ушли всего за два месяца, у ровесницы дочки после занятий исчезла косолапость.

Поэтому мы приняли решение оставить в расписании специальный класс для малышей, богатый игровыми элементами и импровизацией.

С тех пор и по настоящее время малышовые группы у нас очень популярны. При этом мы профильная хореографическая студия, такие классы предполагают не просто веселый и интересный досуг, но и помогают создать хорошую балетную базу на будущее.

Наш опыт показывает, что в два года с ребенком можно не только играть.

Что ребенку в два года дает хореография

Занимаясь хореографией, наши ученики учатся многому:

  • концентрации и навыку сохранять, фокусировать свое внимание на педагоге, задаче, упражнении;
  • координации своего тела;
  • фантазии и способности импровизировать, когда они изображают под музыку разных персонажей.

iconmonstr-quote-5 (1)

Двухлетние малыши после года занятий балетом могут похвастаться также формированием правильной осанки - когда лопатки стоят на своих местах, а животик подтянут.

Уходят или выравниваются ортопедические проблемы. Отдельно стоит сказать и о том, что балет в любом возрасте формирует эстетический вкус.

Наконец, еще одно преимущество групповых танцевальных занятий уже в два года - это знакомство с работой в коллективе, навык принятия информации от педагога. И, конечно, здоровая физическая нагрузка, развитие пластичности, знакомство с собственным телом и его возможностями - все эти плюсы от занятий сложно переоценить.

К тому же ранние занятия балетом дают возможность заложить хорошую базу для того, чтобы в дальнейшем эти полуигровые занятия вылились в увлеченность дисциплиной на более серьезном уровне.

Что важно знать родителям, которые отдают детей на балет в два года

Как понять, что ваш малыш готов к занятиям? Все очень просто. Если у вас растет маленький непоседа, который пританцовывает на месте, едва заслышав музыку, любит кривляться, изображать сказочных героев, то можете смело отводить его на пробный урок.

Приступая к занятиям, родителям нужно помнить, что от них тоже многое зависит, особенно в процессе адаптации. Это значит, что им нужно быть готовыми к тому, что ребенок не сразу испытает восторг от новой деятельности. Не все будет получаться сразу, порой дети будут капризничать, уставать, отказываться от урока. С этой ситуацией можно справиться, если набраться терпения, настраивать ребенка, планировать дни занятий таким образом, чтобы малыш успевал отдохнуть перед уроком.

Родителям важно следить за тем, чтобы ребенок приезжал не только готовым, но сытым и бодрым.

Нужно учитывать и то, что даже самый бойкий ребенок может просидеть первые несколько занятий на руках у мамы.

Моя дочь провела именно так свои первые четыре занятия, а сейчас она с радостью и удовольствием солирует на сцене.

Чтобы поддерживать в малышах увлеченность, я рекомендую повторять дома элементы упражнений. Например, можно попросить малыша научить вас каким-то простым па, дать ему почувствовать, что он уже разбирается в этом лучше вас.

Наконец, нужно отдавать себе отчет в том, что бывают и дети, которые не испытывают никакого интереса к танцам. Некоторые из них постепенно вовлекаются в процесс, некоторые - нет.

Если ваш ребенок пока относится к последней категории и после 8-10 занятий по-прежнему не испытывает никакого энтузиазма, мы советуем сделать паузу и попробовать еще раз через несколько месяцев или в следующем учебном году.

Наша редакция заинтересовалась тем, кто и как танцует в Ташкенте. Мы просмотрели основные танцевальные направления города и побеседовали с их представителями, чтобы узнать, что происходит с танцевальной культурой города, какие у нее проблемы, куда она развивается и что ее ждет дальше?

Новая героиня, балерина ГАБТ им А.Навои Амина Бабаджанова, рассказывает о сложностях балета, новом здании большого театра и карьерном росте.

Как все начиналось

Я любила танцевать с самого детства – смотрела, как танцуют Майя Плисецкая, Галия Измайлова, наша народная балерина. В детском саду, например, всегда была в первых рядах и любила выступать. В десять лет я узнала о детском наборе в Хореографический институт, куда и поступила, пройдя все четыре тура отбора.

Конкретной задачи поступить у меня не было – была бы рада любому раскладу. Но, как выяснилось, данные для балета у меня самые подходящие, и я поступила. Восемь лет я училась, после чего устроилась на работу в театр им. Алишера Навои. Как и все, начинала в массе, спустя какое-то время доросла до солистки, ну и, конечно, дошла до ведущих партий. Танцевала в таких постановках, как «Эсмеральда», «Бахчисарайский фонтан», «Томарис», «Хумо», «Спартак», «Жизель», «1000 и 1 ночь», – везде были ведущие партии. Спектаклей было много, перечислить все сложно.




Уже пять лет как мы работаем во дворце Туркестан. Естественно, сократился наш репертуарный план. Остались «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и другие. Но все спектакли, вышедшие из репертуара, будут восстанавливаться, после того как мы вернёмся домой, в театр Навои.


Через тернии к звездам

Чтобы учиться в балетной школе, нужен сильный характер. Без него тяжело просто даже выстраивать отношения со сверстниками и другими студентами, постоянно присутствует конкуренция. Со слезами на глазах, несмотря на замечания педагогов и их недовольство, я ставила себе цель и добивалась своего. Были всякие неприятные мелочи между собой – например, однажды мне порвали костюм прямо перед выходом. Или однажды мне пришлось менять партнера за пять дней до спектакля, потому что предыдущий внезапно заболел. В нашем деле всегда нужно надеяться на себя, на свои силы, не опираясь ни на кого, кроме педагогов. Бывает, что человек не выдерживает такого психологического давления и уходит.





Конечно, подобные досадные мелочи бывают и сейчас, но я не реагирую на них – отнимает слишком много времени. Раз есть зависть, значит, я интересна остальным, им есть о чём поговорить. А я просто стараюсь делать свою работу.

Возрастной порог, или что балерине делать дальше

Наш стаж примерно 20 лет, и это очень короткий срок, который к тому же пролетает совершенно незаметно. Я уже проработала свои двадцать лет, но физически я ещё могу продолжать – мои данные позволяют, и я держу себя в форме. Я достаточно молодо выгляжу, у балерин есть такое качество. Но если балерина получает травму после двадцати лет постоянной практики – тяжело быстро восстановиться. И я считаю, если талантливая балерина пропустила практику и опыт через себя, она должна передавать свой опыт, знания и мастерство дальше, преподавать это ученикам. Потому что изучить всё самостоятельно сложно, а с помощью таких мастеров, которые прошли через всё, учиться гораздо проще.




Я планирую работать на сцене ещё лет пять, а может, больше. Секрет в том, чтобы выбирать дорогу правильно – брать роли, которые соответствуют возрасту. Я не буду Машенькой в «Щелкунчике», я буду играть ту роль, где можно выглядеть достойно, и пусть это будет мать, а не молодая девушка. К примеру, уже год я танцую мать Капулетте в «Ромео и Джульетте», и это очень драматичный образ. Зрелость балерины проявляется в таких образах.

Идеальный возраст для балета

Приходить заниматься балетом после двадцати лет уже поздно. Потому что все связки становятся тугими, позвоночник не гнется так сильно, как необходимо. Самый поздний возраст для профессиональных занятий балетом – 14-15 лет, можно танцевать хотя бы характерные узбекские народные танцы. А в балет лучше идти с десяти лет, а то и раньше. Но никогда ничего не поздно, и если человек одарённый, а его тело гибкое и позволяет ему гнуться во все стороны, то преодолевать преграды будет гораздо проще.





Я не могу сказать, что достигла своего профессионального максимума. Думаю, я буду идти ещё дальше. Я прошла творческий путь на сцене как балерина, сыграв определенные роли, а сейчас учусь на педагога, чтобы передавать свои знания. Я могу оценивать, как танцуют другие артисты, так как я часто сижу в жюри. Если ты хочешь развиваться и совершенствоваться, предела нет. Можно всегда развиваться и совершенствоваться. У искусства нет границ.

Плюсы и минусы профессии

Практически всё зависит от педагога, который даёт балетное образование в начальных классах. Если он правильно ставит девочку, и её тело развивается по законам классических движений, то травм не будет. Если артист балета работает в полноги, он может упасть, споткнуться, получить вывих или ногу сломать, все, опять же, зависит от правильности движений. Если артист балета всегда делает движения как надо, в полную ногу, то травм можно избежать. Но если его природные данные не позволяют делать эту правильность завёрнутой, то болезненных ощущений не избежать.

Также многое зависит от партнёра. Бывает, что при поднятии и поддержке он может не словить балерину, но школа балета обучает всему, чтобы рисков не было.




Ну и, конечно, определенную роль играет физиология человека. Есть люди, которые не могут выдерживать такую нагрузку – у них болят ноги, появляется варикоз. Если проблем нет, то выдержать можно всё – и балет, и народные танцы, и на каблуках, и на пальцах, и в тапочках. Балерина должна танцевать только на пуантах – если после пуант резко перейти на тапочки, то работает уже другая группа мышц, и ноги могут болеть. Аналогично и на «характерках», это танец в туфлях на каблуках, – работает другая группа мышц. Поэтому в театре должны быть балерины характерные, на каблуках, балерины выступающие на пуантах или в тапочках. Хотя есть и универсальные, которым не принципиально, как и на чём танцевать.

Из плюсов – возможность танцевать в спектаклях образы с характером, где можно выразить судьбу героя, войти в этот образ и полностью прожить жизнь своего персонажа. И, выходя на сцену, я получаю удовольствие. Допустим, у Эсмеральды нежный, цыганский образ, у Томарис это женственность в сочетании с воинственностью. Я всегда наслаждалась спектаклями, которые проходили у нас на сцене. Мне нравилось испытывать выброс адреналина, энергии, получать удовольствие от танца.


О востребованности

Наша профессия востребована хотя бы потому, что на правительственных праздниках, типа Навруза или Дня Независимости, задействовано много танцоров, подготовка к ним продолжается около полутора месяцев. Кроме того, есть ещё всевозможные приёмы на праздниках Дня Конституции или Восьмого марта. На разных открытиях стадионов и гос.объектов нужен ансамбль, балет. В Узбекистане очень востребованы подобные танцы.

Плюс ко всему, на гастролях прославляется наша культура: в Китае, в Индии. К нам приезжают иностранцы, которые интересуются узбекскими танцами и отечественным балетом. Иностранцы иногда приезжают автобусами, что очень приятно. У нас билеты дешёвые, они приходят и смотрят. Совсем скоро откроется театр им. Алишера Навои, и весь уровень нашего балета будет подниматься. Будут восстанавливаться костюмы и декорации.

В балете существуют определённые категории, от которых зависит оплата: одиннадцатый разряд – самый высокий, но до него нужно дойти.

Где и как можно заниматься

В Ташкенте много студий, куда дети приходят заниматься хореографией, в возрасте от четырех до двадцати лет, а то и старше. Есть студия Галины Халматовой, она занимается с детьми, и они танцуют для себя. У Саиды Мансурходжаевой есть студия национального и классического танцев. В городе много людей, которым хочется развивать своё тело. Зачастую заниматься в студии – отличный вариант подготовки перед хореографическим училищем. И у нас в театре есть детская подготовительная студия «Солнышко».

Развитие балета в Узбекистане

Двигаться вперёд заставляет желание танцевать. И такой вид искусства, как балет – это нечто неземное, романтическое, классическое. Наш новый балетмейстер взялся за развитие балета. Стараются пригласить педагогов Мариинского театра, готовятся новые костюмы. Вскоре мы планируем открыть театр, и по этому поводу намечается грандиозный концерт с новыми костюмами. Одним словом, работа кипит.

И сейчас это стимул для всех – наш театр снова откроется, и мы вернёмся в свой родной дом. Потому что все сцены дворца Туркестан – концертные. Но мы благодарны руководству дворца Туркистон за то, что предоставили нам возможность заниматься и работать уже как пять лет. В том, чтобы заново открыть театр, задействован почти весь Узбекистан, вплоть до Министра культуры и Президента. На сегодняшний день культурному росту страны уделяется много внимания, и я надеюсь, это даст свои плоды. Вернутся уехавшие артисты, а балетное искусство снова вернется на свой уровень.

Первый отборочный экзаменационный тур

Комиссия должна предварительно оценить внешние, сценические и профессиональные физические (функциональные) данные абитуриента, все это отразить в экзаменационном оценочном листе первого тура и дать заключение (рекомендацию) о возможности допуска ко второму туру экзаменов.
На комиссию дети вызываются группами по десять-двенадцать человек. Их ставят лицом к членам комиссии, чтобы те имели возможность, сравнивая, выделить тех, кто отличается наилучшей пропорциональностью телосложения, наибольшей внешней привлекательностью. После этого начинается знакомство с каждым ребенком в отдельности.
Визуально изучаются форма и пропорции тела в положении стоя с сомкнутыми стопами ног (I невыворотная позиция ног) в четырех ракурсах: лицом, левым и правым боком и спиной. Предпочтение отдается детям умеренно долихоморфного типа сложения: узкокостным, с нормальным или слегка удлиненным корпусом, узкими или в норме плечами, с удлиненеными ровными ногами, такими же руками, тонкими кистями и пальцами рук. Стопы должны иметь ярко выраженные своды, первый и второй пальцы - одинаковой длины. Голова и шея пропорциональны телу ребенка. Черты лица правильные. Лицо выразительное.
Принимаются для занятий классическим танцем также дети со средним или мезоморфным типом сложения, обладающие выразительной сценической внешностью. При приеме мальчиков средний (мезоморфный) тип сложения даже предпочтителен.
Не принимаются дети, которые выглядят внешне несценично, но делать подобные заключения следует с большой осторожностью, так как главным критерием при приеме, как уже говорилось, являются пропорциональное строение тела, профессиональные данные, артистическая одаренность.
В то же время считаем необходимым обратить внимание на следующие отрицательные признаки внешнего облика ребенка, при этом учитывая, что в процессе роста и развития здесь могут произойти значительные изменения.
Телосложение. Не принимаются дети брахиморфного типа сложения. Они отличаются широкими и укороченными пропорциями тела: при длинном туловище имеют короткие ноги, при широких плечах широкий низкий таз.
Голова. Отрицательными признаками являются: непропорциональная большая голова, голова угловатой формы, крупная нижняя челюсть, большой подбородок, выступающие наружу углы челюсти, неправильной или уродливой формы нос, уши, деформация передних зубов, нарушенный (неправильный) прикус.
Шея. Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей. Дети с чрезмерно длинной шеей, с выступающим кадыком (щитовидным хрящем) также несценичны.
Плечевой пояс. Не принимаются дети с резко выделяющимися, приподнятыми или асимметричными ключицами, а также с выступающими грудинными и плечевыми концами, с широкой и угловатой формой плеч и с крыловидными и асимметричными лопатками.
Руки. Отрицательным признаком считаются руки с чрезмерными перегибаниями в локтевом суставе, а также короткие руки.
Позвоночный столб. Не принимаются дети с искривленным позвоночником. Это - выраженный кифоз (сутулость или "круглая спина"), гиперлордоз ("седлообразная поясница"), выраженный сколиоз второй и третьей степени (выраженныя асимметрия лопаток).
Грудная клетка. Отрицательные признаки: асимметрия грудной клетки, узкая форма с деформацией ребер, выступающая нрудина ("килеобразная" или "куриная" грудь), заметное западение грудины (воронкообразная деформация).

Таз. .Противопоказан прием детей с широким тазом, "седлообразной" поясницей (гиперлордоз), низко посаженным тазом, с чрезмерными жировыми отложениями на бедрах, с массивными бедрами, с крупными и развитыми ягодичными мышцами.
Живот. Не принимаются дети с большим животом при отсутствии подкожных жировых отложений.
Ноги. Не принимаются дети с сильно выраженными "саблевидными", X-образными а) и O-образными б) ногами.


Стопы. Скошенные, широкие с крупной лодыжкой и выраженным плоскостопием стопы противопоказаны для занятий классическим танцем.


После знакомства с внешними сценическими данными комиссия проводит проверку профессиональных физических (функциональных) данных, таких как: выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Второй, медицинский, тур отбора

На втором туре проводится тщательное медицинское обслуживание детей детскими врачами всех специальностей. Во время осмотра присутствие педагогов тех классов, в которых будут учиться дети, обязательно, поскольку им следует знать мнение врачей-специалистов о здоровье и атомо-физиолого-психологических особенностях каждого их будущего ученика.
Врачи-специалисты проверяют состояние внутренних органов (сердца, легких, вестибулярного аппарата и другие), особо обращая внимание на зрение. В данном случае врачи и врачебная комиссия призваны исходить из того, что занятия классическим танцем требуют больших усилий и поэтому дети должны быть абсолютно здоровы.
При осмотре детей используется метод антропометрического исследования: измеряются вес, рост, выводится индекс длинноногости (по Н. Дембо и П. Коловарскому). Исследование проводится во всех возможных ракурсах.
При исследовании корпуса (торса, туловища) главное внимание обращается на состояние позвоночника, на степень его изгиба в сагиттальной (делящей тело на правую и левую части) и фронтальной (делящей тело на переднюю и заднюю части) плоскостях. В правильной осанке все части тела симметричны. Фиксируются отклонения в осанке, которые могут быть во фронтальной плоскости (сутулость - кифоз, увеличенный прогиб в поясничном отделе позвоночника - лордоз) и в сагиттальной плоскости (асимметрия лопаток - сколиоз). Дети с серьезными отклонениями в осанке заниматься классическим танцем не могут.
У будущих танцовщиков не должно быть резко выраженных X-образных и O-образных форм ног. Допускается при Х-образных ногах расстояние между стопами не более 10-12 см, при О-образных ногах расстояние между голенями и бедрами не должно превышать 3-3,5 см.
Для занятий классическим танцем не могут быть приняты дети с выраженными переразгибаниями в локтевых суставах. Важны форма и состояние стоп. У правильной стопы первый и второй пальцы одинаковой длины, своды стоп хорошо выражены. Ярко выраженные продольное и поперечное плоскостопие при приеме нежелательны.
Определяется тип сложения тела ребенка (долихоморфный, мезоморфный, брахиморфный) и его тип высшей нервной деятельности (темперамент холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика).
Когда подводятся итоги второго тура, заключению врачебной комиссии о возможности того или иного будущего воспитанника обучаться классическому танцу придается большое значение. Однако не менее важно и мнение педагога-хореографа о тех детях, которые, обладая определенными способностями, физически еще недостаточно окрепли и имеют в силу этого незначительные отклонения в осанке. И поэтому педагог должен определить, насколько возможны корригирование отклонений в осанке, развитие и совершенствование профессиональных данных. При весьма высоких требованиях к общефизическому состоянию ребенка нельзя просмотреть одаренного ребенка.


Третий, заключительный, тур отбора

Во время третьего тура рассматриваются профессиональные данные, а также проверяются музыкальность, ритмичность, координация движений и артистичность.
Сначала проверяются ритмичность и музыкальность кандидатов. Они по нескольку человек должны пройти по залу под музыку. Темп музыки должен меняться: то ускоряться, то замедляться. Восприятие ритмичного рисунка проверяется следующим образом: концертмейстер, играя на рояле, задает определенный ритмический узор, экзаменуемый хлопками в ладоши должен повторить его. При этом обращается внимание на быстроту реакции и запоминание мелодии.
Определение координационных способностей детей решается на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические задания.
Координация, в том числе и такое ее свойство, как равновесие, можно проверить следующим образом:
а) абитуриент на середине зала должен пройти по заранее начерченной мелом линии (как по канату);
б) исполнить позу, называемую "ласточка": встать на одну ногу, другую поднять на 45-60 градусов от пола, при этом руки раскрываются в стороны; стоять в позе "ласточка" в течение восьми секунд.
Музыкально-ритмическая координация и артистичность оцениваются во время исполнения абитуриентом простых движений (бега, маршировки), отдельных танцевальных па и танца-импровизации под музыку.
Особо обращается внимание на артистичность ребенка и возможность ее развития. В связи с определением артистичности имеет значение и выявление темперамента ребенка, с которым педагогу придется сталкиваться на будущих занятиях. Из четырех основных типов высшей нервной деятельности наиболее подходящими для занятий классическим танцем считаются холерики и сангвиники, флегматики требуют отдельных занятий, а меланхоликов принимать вообще не рекомендуется.
При обсуждении вопроса о приеме художественно одаренных детей необходимо определить возможность корригирования отклонений в осанке и развития профессиональных данных, поскольку идеально сложенных и с красивыми сценическими данными кандидатов для хореографии в реальной жизни встретить весьма трудно. История классического балета хранит немало примеров того, как виртуозное владение техникой, художественный артистизм в значительной мере компенсировали танцовщикам присущие им частичные недостатки в телосложении и во внешности.
Примечательна в этом отношении характеристика, которую дал знаменитый французской танцовщице первой половины XVIII века Мари Камарго выдающийся специалист в области балета Жан Жорж Новерр. Он так описывал манеру ее танца: "Некоторые сочинители напрасно приписывают ей грацию. Природа отказала ей во всем, что надобно для обладания грацией: она не была ни красивой, ни высокой, ни стройной. Зато ее танец был быстр, легок и полон веселья и блеска. Jetes battus royales, безукоризненно отчеканенные entrechats, все эти па, некогда пленительно сверкавшие, а ныне изъятые из списков танца, мадемуазель Камарго исполняла крайне легко. Она танцевала только быстрые мотивы, а в стремительных движениях грацию развернуть нельзя. Но ее заменяли непринужденность, беглость, живость... Мадемуазель Камарго была умна, что и доказала, выбрав жанр подвижный, напористый, не оставляющий зрителям времени для того, чтобы заметить погрешности ее сложения и разобраться в них. Это большое искусство - скрывать свои недостатки за блестками таланта".


Поэтому отбор детей при поступлении их в хореографические (балетные) училища и школы - это только начало сложного процесса изучения каждого ребенка в отдельности, который продолжается на протяжении всего времени его обучения классическому танцу. Отсюда следуют рекомендации, как можно полнее при приеме исследовать и профессиональные физические, и артистические данные детей, чтобы на их основе можно было бы спрогнозировать развитие каждого ребенка и составить программы индивидуального обучения.
В связи с этим рекомендуется при приеме детей для обучения классическому танцу заполнять индивидуальные (личные) карты профессиональных данных по специально разработанной оценочной форме. Такая карта позволяет постоянно держать в центре внимания особенности строения тела ребенка, следить за происходящими физическими изменениями (в том числе и профессиональными данными), помогает целенаправленно исправлять недостатки и совершенствовать профессиональные данные. Кроме того, в конце года такая карта может быть использована для подведения итогов работы и педагога, и ребенка.
А сводные формы оценочных листов за год по классу или классам позволяют провести анализ проведенной работы в целом, сделать выводы о допущенных упущениях и их устранении и по дальнейшему совершенствованию учебного процесса, основываясь на знании анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и каждого ребенка в отдельности.
Таким образом, отбор детей при приеме для занятий классическим танцем - это не только определение их общефизического здоровья, наличия профессиональных физических (функциональных) данных, артистичности, это также творческий акт в деятельности педагогов-хореографов.






Ссылка на сайт:http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6968

Каждый из нас хоть раз бывал на балете. Восхищался изящностью балерин, их грацией и шелковистыми пуантами. Сложно найти девушку, которая хоть раз не представляла себя на сцене в летящей пачке. Однако все ли так красиво в этой профессии? Чем приходится жертвовать девушке, чтобы стать балериной?

Во-первых, максимально допустимый для данной профессии вес высчитывается по следующей формуле: рост — 122см. Из-за многочисленных поддержек и эстетической составляющей балерина не может весить больше. Согласно это формуле, девушка с ростом 170 см должна весить не более 48 кг, что уже является отклонением от нормы. Многие балерины вынуждены сидеть на жестких диетах. Изнуряя свой организм постоянными тренировками и серьезными ограничениями в пище, девушки наносят огромный вред своему организму в раннем возрасте. Это несомненно негативно сказывается на их здоровье в более позднем возрасте и имеет необратимые последствия. Такие ограничения действительно обязательны: девушка, набравшая даже незначительный лишний вес, уже не сможет блистать на сцене.

Кроме этого, каждая балерина неизбежно сталкивается с такими заболеваниями как артроз и артрит. Дело в том, что во время растяжки балерины не придерживаются допустимого болевого порока: слезы, крики и боль — спутники девушек на тренировках. Не щадя собственные связки, балерины часто их надрывают. Помимо этого, непосильная нагрузка на стопу дает о себе знать: связочный аппарат не просто ослабевает, но и окончательно разматывается по прошествии времени. Кроме хронических заболеваний, балерины нередко сталкиваются с разрывами связок, травмами тазобедренного сустава, переломами и вывихами. При травме тазобедренного сустава необходимо пройти МРТ диагностику. Где проводится мрт тазобедренного сустава в Москве можно узнать на сайте mrt-gid.ru. Здесь представлены все клиники Москвы, где можно сделать МРТ.

Отдельная тема — стопа артисток. Знали ли вы, что пуант балерины должен быть строго на 2 размера меньше ее реального размера ноги? Благодаря этому при выполнении любых элементов опора приходится на пальцы девушки. Получается, на одних лишь пальцах во время танцев удерживается 50кг.. Деформация стопы неизбежна — пальцы балерин искривлены до неузнаваемости.

“Щелкунчик” , “Жизель”, “Ромео и Джульетта” и другие выдающиеся постановки удивительно прекрасны на сцене театра, если смотреть из зрительного зала. Однако если посмотреть поближе, выясняется, что красота, которую балетные артисты дарят зрителю, дорогого стоят. Зачастую цена этому красивому виду искусства — здоровье.