Очень быстрый итальянский народный танец. Итальянские народные танцы отгоняют зло


Те, кто был подростком в 80-х и 90-х годах помнит, какой популярность пользовалось диско. По всем модным клубам Европы гремели популярные заводные мелодии, а молодежь лихо отплясывали зажигательные танцы, движения которых знали все. Однако те годы прошли, а вместе с ними ушла и мода на подобные танцы. Сегодня уже никто не помнит, как их нужно танцевать.


Это заставляет предположить, что современные популярные клубные танцы никто и не вспомнит через 10-20 лет. Тем не менее, существуют некоторые виды музыки и танцевальных стилей, которые остаются неизменными на протяжении столетий. Это происходит потому, что подобные традиционные танцы глубоко укоренились в культуре страны, став частью ее исторического наследия.


Традиции танцев в Италии

В течение всей истории в Италии существовали традиции передачи танцев и песен от одного поколения к другому. Эти фольклорные танцы стали живым свидетелем древней местной культуры и наследия. Они часто исполняются в небольших деревнях, где никакие современные веяния не могут повлиять на них. Танец любви, танец ухаживания, ряд танцев, исполняемых при уборке сельскохозяйственных культур и сборе винограда: существовал танец для каждого случая. Танец был не только истинным средством коммуникации между людьми, но и основной формой самовыражения.


Естественно, региональные фольклорные танцы отличаются друг от друга, но у них есть один общий знаменатель: они появились, чтобы выразить чувства. Танцы считались настоящим волшебным средством, которое могло повлиять на характер и настроение любого человека.

Фольклорные танцы в Италии сегодня

Тому, кто приходит в гости к итальянцам (особенно в деревнях), стоит знать о некоторых из традиционных танцев, потому что темпераментные итальянцы, наверняка, вовлекут гостя за собой в пляс.


Основными принципами итальянских народных танцев являются чувство ритма, чувство пространства и партнера и манера исполнения. Характерной чертой для всех итальянских танцев является быстрота движений и их простота. Также практически во всех традиционных танцах встречаются постоянные переходы со всей стопы на носок.

Сегодняшний выпуск посвящен итальянской народной музыке – песням и танцам этой страны, а также музыкальным инструментам.

Те, кого мы привыкли называть итальянцами, – наследники культуры великих и малых народов, которые проживали с давних времен в разных районах Апеннинского полуострова. Греки и этруски, италики (римляне) и галлы оставили свой след в итальянской народной музыке.

Богатая событиями история и пышная природа, земледельческие работы и веселые карнавалы, задушевность и эмоциональность, красивый язык и музыкальный вкус, богатое мелодическое начало и разнообразие ритмики, высокая певческая культура и мастерство инструментальных ансамблей – всё это проявилось в музыке итальянцев. И все это завоевало сердца других народов за пределами полуострова.

Народные песни Италии

Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки: ироничное замечание итальянцев о себе как о мастерах сочинять и петь песни, подтверждается мировой славой. Поэтому народную музыку Италии в первую очередь представляют песни. Конечно, мы мало знаем об устной песенной культуре, поскольку первые ее образцы были записаны в позднее средневековье.

Появление народных итальянских песен в начале XIII столетия связывают с переходом к эпохе Возрождения. Тогда появляется интерес к мирской жизни, горожане во время праздников с удовольствием слушают менестрелей и жонглёров, которые поют о любви, повествуют семейные и бытовые истории. Да и сами жители сёл и городов не прочь попеть и потанцевать под нехитрый аккомпанемент.

Позднее сформировались основные песенные жанры. Фроттола (в переводе «народная песенка, выдумка») с конца XV столетия известна на севере Италии. Это лирическая песня на 3–4 голоса с элементами имитационной полифонии и яркими метрическими акцентами.

Уже к XVI веку светлая, танцевальная, с мелодией в три голоса вилланелла (в переводе «деревенская песня») была распространена по всей Италии, но каждый город называл ее по-своему: венециана, неаполетана, падована, романа, тосканелла и другие.

Её сменяет канцонетта (в переводе означает «песенка»), – небольшая песня, исполняемая в один или несколько голосов. Именно она стала родоначальницей будущего знаменитого жанра арии. А танцевальность вилланеллы перешла к жанру баллетто , – более легким по композиции и характеру песням, подходящим для танца.

Самым узнаваемым жанром народных итальянских песен сегодня является неаполитанская песня (южноитальянский регион Кампания). Распевная, веселая или грустная мелодия сопровождалась мандолиной, гитарой или неаполитанской лютней. Кто не слышал гимн любви «O sole mio» или гимн жизни «Santa Lucia» , или гимн фуникулёру «Funiculi Funicula» , который несет влюбленных на вершину Везувия? Их простота только кажущаяся: при исполнении выявится не только уровень искусности певца, но и богатство его души.

Золотой век жанра начался в середине XIX столетия. А сегодня в Неаполе – музыкальной столице Италии, проводится фестиваль-конкурс лирической песни Пьедигротта (Festa di Piedigrotta).

Еще один узнаваемый бренд относится к северному региону Венето. Венецианская песня на воде или баркарола (barca переводится как «лодка»), исполняется в неспешном темпе. 6/8 и фактура аккомпанемента обычно передают покачивание на волнах, а красивому исполнению мелодии вторят удары вёсел, легко входящие в воду.

Народные танцы Италии

Танцевальная культура Италии развивалась в жанрах бытового, постановочного танца и морески (мориски). Морески танцевали арабы (которых так и называли – в переводе это слово означает «маленькие мавры»), принявшие христианство и поселившиеся на Апеннинах после депортации из Испании. Постановочными назывались танцы, которые специально ставились к праздникам. А самым распространенным был жанр бытовых или социальных танцев.

Зарождение жанров относят к средним векам, а их оформление – к XV столетию, началу Ренессанса. Эта эпоха привнесла изящество и грациозность в грубоватые и веселые народные итальянские танцы. Быстрые простые и ритмичные движения с переходами к легким прыжкам, подъемы с полной стопы на носок (как символ духовного развития от земного к божественному), жизнерадостный характер музыкального сопровождения – вот характерные черты этих танцев.

Веселая энергичная гальярда исполнялась парами или индивидуальными танцорами. В лексике танца – основное пятишаговое движение, много прыжков, скачков. Со временем темп танца стал медленнее.

Близкий по духу к гальярде другой танец – сальтарелла – родился в центральной Италии (области Абруццо, Молизе и Лацио). Название ему дал глагол saltare – «прыгать». Этот парный танец сопровождался музыкой с размером 6/8. Его исполняли на пышных праздниках – свадьбах или по окончании сбора урожая. Лексика танца включает череду двойных шагов и поклонов, с переходом на каданс. Его танцуют на современных карнавалах.

Родина еще одного старинного танца бергамаска (баргамаска) находится в городе и провинции Бергамо (Ломбардия, северная область Италии). Этот крестьянский танец полюбили жители Германии, Франции, Англии. Весёлая живая и ритмичная музыка с четырёхдольным размером, энергичные движения покорили людей всех сословий. Танец упомянул У. Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь».

Тарантелла – самый известный из народных танцев. Им особенно увлекались в южноитальянских областях Калабрии и Сицилии. А название происходит от города Таранто (область Апулия). Город дал название и ядовитым паукам – тарантулам, от действия укуса которых якобы спасало долгое, до изнеможения, исполнение тарантеллы.

Простой повторяющийся мотив сопровождения на триолях, живой характер музыки и особый рисунок движений с резким изменением направления отличают этот танец, исполняемый парами, реже – соло. Увлечение танцем превозмогло гонения на него: кардинал Барберини разрешил исполнять его при дворе.

Некоторые из народных танцев быстро завоевали всю Европу и даже пришлись ко двору европейских монархов. Гальярду, например, обожала властительница Англии Елизавета I и на протяжении всей жизни танцевала её в свое удовольствие. А бергамаска поднимала настроение Людовику XIII и его придворным.

Жанры и мелодии многих танцев продолжили свою жизнь в инструментальной музыке.

Музыкальные инструменты

Для аккомпанемента использовались волынки, свирели, губные и обычные гармошки, струнные щипковые инструменты – гитары, скрипки и мандолины.

В письменных свидетельствах мандола упоминается с XII столетия, возможно, её изготовили как более простой вариант лютни (с греческого так и переводится – «маленькая лютня»). Её называли также мандора», «мандоле», «пандурина», «бандурина», а мандолиной называли маленькую мандолу. Этот инструмент с овальным корпусом имел четыре двойные проволочные струны, настроенные в унисон, а не в октаву.

Скрипка же среди других народных музыкальных инструментов Италии стала одним из любимейших. И была доведена до совершенства итальянскими мастерами из семейств Амати, Гварнери и Страдивари в XVII – первой четверти XVIII веков.

В XVII столетии бродячие артисты, чтобы не утруждаться музицированием, стали использовать шарманку – механический духовой инструмент, который воспроизводил 6–8 записанных излюбленных произведений. Оставалось только крутить ручку и перевозить или переносить её по улицам. Первоначально же шарманка была изобретена итальянцем Барбьери для обучения певчих птиц, но со временем стала услаждать слух горожан и за пределами Италии.

Танцоры часто помогали себе выбивать четкий ритм тарантеллы с помощью тамбурина – разновидности бубна, попавшего на Апеннины из Прованса. Часто исполнители использовали флейту вместе с тамбурином.

Такое жанровое, а также мелодическое разнообразие, талант и музыкальное богатство итальянского народа обеспечили не только взлёт академической, особенно оперной, и эстрадной музыки Италии, но и с успехом заимствовалось композиторами других стран.

Лучшую оценку народному искусству дал русский композитор М.И. Глинка, который как-то сказал, что настоящим создателем музыки является народ, а композитор исполняет роль аранжировщика.

Искусство Италии является жемчужиной мирового искусства, и итальянские танцы входят в него как неотъемлемая часть. Их истоки берут начало в 15-ом веке. Первые известные итальянские учителя — Доменико делла Пьяченца из Марокко и еврейский хореограф Гуглиелмо Эбрео, которые обработали итальянские танцы и создали стилизованную форму. Часть фигур были придуманы ими, часть взяты из танцевальных традиций других народов.

Первоначально танцы исполнялись на одном уровне без прыжков, но затем они появились и стали называться балли, или балло. Их характерной особенностью является легкость и быстрый темп.

На итальянские танцы достаточно серьезное влияние оказала философия Возрождения. Согласно мировоззрению людей того времени человек должен был танцевать для Бога, и поэтому в движения закладывался сакральный смысл. Например, если танцор опускается на всю стопу, то он черпает силу из Земли для своего совершенствования, а если поднимается на носки – стремится своими помыслами к Богу.

Общие характеристики итальянского танца: быстрота движения; переходы с полной стопы на носок; переход от беспрыжковых па к легким балли.

Классификация танцев

  1. Мориски. Вообще, морисками называют крещеных арабов. Отношение к ним в целом было не очень хорошим, однако все без исключения со времена Средневековья любили смотреть на их танцы. В экранизации «Ромео и Джульетты» знатные особы исполняли как раз мориску.
  2. Постановочные. Они создавались хореографами и предназначались для определенных празднеств.
  3. Танцы на мотив кватенария, пиве и сальтарелло. Как правило, под одну и ту же музыкальную композицию можно было исполнять разные композиции.

Известные танцы

  1. Гальярда (gagliarda)

Гальярда (итал. gagliarda, «веселая», «бодрая») считается одним из древнейших итальянских танцев. Первые упоминания о нем приходятся на XV век. В дальнейшем он получил широкое распространение в Англии, Франции и Германии. Гальярда считается веселым танцем, в котором большое количество прыжков и скачков. Он парный, однако, его можно исполнять и соло. В нем есть одно основное движение – «пять шагов». Следует также отметить, что в дальнейшем гальярда приобрела более медленный темп. Гальярда по праву считалась придворным танцем.

  1. Тарантелла (Tarantella) и ее разновидности

Тарантелла – это итальянский фольклорный танец. Его название произошло от Таранто (город в Италии) и паука тарантула, который как бы заставлял всех танцевать под свою дудку. Тарантелла на Итальянском языке (tarantella) - это народный, фольклорный танец который родом из Неаполя, он появился в XV веке и вскоре полностью распространился по всей Италии. Многие историки считают, что тарантелла это смесь испанских народных танцев и мавританских. В Неаполе с помощью танца кавалеры ухаживали, или проявляли свое желание познакомится с понравившейся ему девушкой, на что избранная отвечала парню танцем и завязывался красивый перепляс между ними. А иногда к ним присоединялись и другие пары, таким образом танцевали все. Танец сопровождается стремительной, быстрой и весёлой музыкой, резкими, четкими жестами и даже пением. А когда танцующие по кругу присоединяются друг за другом увеличивая таким образом круг и направление движения круга постоянно меняются это означает что мы попали на Итальянскую свадьбу. Основные инструменты: гитара, и тамбурин (бубен).

В каждом регионе Италии у этого танца свои особенности. Есть сицилийская тарантелла, тарантелла Монтемарано, Калабрии, Гаргано. Однако классикой жанра является неаполитанская тарантелла, рожденная из испанских и мавританских мотивов. Неизменным в любом регионе остаются быстрота и задорность этого танца.

Этот неудержимый танец привлек к себе внимание многих композиторов. Ф. Лист написал тарантеллу (цикл «Венеция и Неаполь»), а также Шопен, Д. Обера, С. Прокофьев, Россини, К.М. фон Вебера, Ф.Мендельсона и многие другие композиторы 19 и 20 столетия написали свои вариации на тему тарантеллы. Более того, этот танец был описан многими путешественниками, как элемент передающий колорит и самобытность Италии.

Сегодня, в современной Италии, существует фестиваль под названием «Ночи тарантула». Его участники танцуют этот веселый танец. А в Монтемарано открыт музей посвященный тарантелле и школа искусств, призванная сохранить разновидность этого неоднозначного танца.

  1. Пиццика (pizzica)

Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. ХХ века. Он характерен также для южных регионов: Апулии и Базиликаты. Первые упоминания о пиццике относятся к концу XVIII века, когда знатная особа из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона.

Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола.

В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах, сейчас это встречается гораздо реже.

Широко известна также пиццика с мечами (pizzica-scherma, danza delle spade). Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

  1. Сальтарелла (saltarella)

Еще в литературе встречается название сальтарелло (saltarellо). Этот танец (итал. saltare — прыгать) характерен для Абруццо, Молизе, а также для некоторых областей Лацио. Его популярность пришлась на 60-е гг. прошлого века, когда устраивались пышные свадьбы, праздники по случаю завершения полевых работ.

Сальтарелла считается парным танцем, исполняется в размере 6/8. Мелодии этого народного танца нередко используются в сюитах и увертюрах. Так, например, Г. Берлиоз использовал сальтареллу в увертюре «Римский карнавал». В свою очередь Мельденсон использовал мелодии сальтарелл в финале «Итальянской симфонии».

Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

  1. Павана (Pavana)

Павана считается медленным танцем, который исполняли в Европе в XVI - нач. XVII вв. Ряд исследователей утверждает, что павана – испанский танец, однако в большинстве источников указано, что он именно итальянский. По одной из версий, танец берет начало в городе Падуя (в некоторых диалектах название этого города произносилось как «пава»). Кроме того, нельзя не заменить лексического родства слова «павана» и латинского pavo (павлин). Павана считалась также торжественным танцем, который исполнялся высшими знатными особами на торжественных церемониях. Обязательным условием была одежда из бархата и парчи. У женщин были шлейфы, которые они держали во время танца. В свою очередь у кавалеров была шпага и богатый плащ.

Основные элементы костюмов

Мужской костюм

Нижней одеждой итальянцев была рубашка - «камичи», узкие штаны-трико «кальцони», которые шились точно по ногe и привязывались тесемками к «соттовесте» - узкой куртке без рукавов или с рукавами.

На рукавах куртки, которую молодые итальянцы носили поверх рубашки, на месте сгиба делались разрезы. Они могли иметь форму овала, квадрата, морской звезды и др. Сквозь них виднелась роскошная нижняя рубашка из тонкой белой ткани. Рукава куртки могли быть съемными и прикрепляться с помощью шнурков. Таким образом, с одной и той же курткой можно было носить разные рукава. Куртка украшалась вышивкой или меховой опушкой.

Узкие куртки имели также разрезы на боках и шнуровку на груди. Из-под глубокого выреза ворота проглядывала рубашка. Существовали и куртки со стоячим воротником, который застегивался сзади.

Мужская одежда была однотонной, но яркой. Под влиянием французской моды появились и двухцветные одежды ми-парти.
Верхней мужской одеждой служил плащ, который пристегивался к плечам куртки. Во время праздников и торжественных событий молодые итальянцы надевали «джорне». Лиф джорне красиво облегал фигуру, талию перетягивали поясом, а откидные рукава, заложеные складками по пройме или выкроенные в форме круга, ниспадали. Роскошные джорно шили из дорогих бархатных и парчовых тканей, низ рукавов отделывался мехом, рядами экревиссов, украшался бубенчиками, перьями. Такой костюм выглядел чрезвычайно эффектно.

Пожилые люди носили свободные кафтаны длиной до колен или до лодыжек, с длинными колоколообразными рукавами и глубоким квадратным вырезом - «каре». Из-за каре кафтаны носили с нагрудниками из очень тонкой белой ткани.

Длинными были костюмы для торжественных случаев, а также одежды ученых, должностных лиц, духовенства, монахов.
Простые люди носили короткую одежду.

В XVI в. мужской костюм изменился: он по-прежнему наряден, но все же становится строже по форме и цвету. Основные виды мужской одежды этого периода - кафтан с квадратным вырезом, который назывался «королевским зеркалом», и распашной кафтан с воротником-стойкой. Из-под выреза «королевского зеркала» виднелась украшенная богатой вышивкой белая рубашка. У модных рубашек ткань вокруг шеи стягивалась шнуром, образуя множество мелких складочек, а край ворота украшался вышивкой. Верхнюю часть рукавов кафтана выкраивали в виде буфа, но рукава могли быть и прямыми, с «крылышками» у плеч. Кафтаны шились из ткани глубоких, темных цветов и украшались золотой вышивкой.
Верхней мужской одеждой XVI в. был «джуббоне» (он соответствовал французскому пурпуэну). Вначале пышный и длинный, позже он стал гораздо уже. Венецианский джуббоне закрывал бедра.

Украшали джуббоне пышные рукава и очень большой шалевый, иногда меховой воротник.

Венецианские одежды по-прежнему оставались светлыми и яркими: голубыми, гранатово-красными, зелеными, золотистыми, синими, белыми. На плечи венецианцы накидывали короткий плащ, который мог быть с рукавами или без них.

В XVI в. мужской костюм украшается разрезами самой разной формы, обшитыми по краям кантом или цветными нитками. Сквозь них просвечивала подкладка другого цвета.

Народная итальянская одежда на протяжении XIV-XVI вв. изменялась медленно, но и она следовала за сравнительно функциональными формами модного костюма.

Мужчины носили чулки и штаны до колен.

Принадлежностью дворянского костюма была шпага, которую носили у левого бедра на поясной портупее. Справа к поясу на цепочке прикреплялся кинжал. Плоский кинжал - «стилет» носили за пазухой. Костюм дополнялся подвесным кошельком, перчатками, золотой цепью.

Женский костюм

Женский итальянский костюм эпохи Возрождения был еще богаче и разнообразней мужского.

Согласно флорентийской моде, в XV в. идеалом красоты являлась стройная женщина с утонченными чертами лица, высоким округлым лбом и длинной шеей. Одежда была свободная, мягко ниспадала, подчеркивая формы тела.

В XV в. итальянки носили платье - «гамурра». Нижнего белья в это время как такового не было. Дамы носили одновременно два верхних платья из дорогих парчовых и бархатных тканей. Они были отрезными по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное (что зрительно удлиняло шею). Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой.

Рукава платья были прямыми, немного расширявшимися к плечу. У одного и того же платья рукава могли меняться: их меняли, пристегивая к лифу или приметывая к пройме. Узкие рукава разрезались вдоль и скреплялись шнуровкой или пуговицами. Разрезались рукава и поперек, при этом их половины у локтя соединялись лентами и шнурами. Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты).

Платья молодых девушек шились из более легких тканей, их часто подпоясывали на античный манер под грудью. Сверху набрасывали легкие дорогие накидки или прикрепляли к платью собранную в мелкую складку ткань, которая слегка волочилась по полу.

Верхней женской одеждой по-прежнему оставался длинный, яркого цвета плащ. Иногда с прорезями для рук.

Женский костюм дополнялся подвесными кошельками, перчатками и богато вышитыми носовыми платками, которые в это время стали входить в моду.

В XVI в. впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани.

В это же время (в конце XVI в.) появились и первые кружева. Их не вязали, а шили иглой. Это была очень трудоемкая работа, и стоили они баснословно дорого. Особенно славились венецианские кружева - рельефные, плотные, с четким геометрическим рисунком. Секрет их производства тщательно скрывался.

В начале XVI в. женский костюм еще мягкий, пластичный и легкий, постепенно утяжеляется, становясь более пышным и декоративным. Появилось глубокое декольте, прикрытое вставкой. Широкая юбка из тяжелой дорогой ткани собиралась в мягкие складки. Рукава нижнего платья были длинные и узкие, а верхнего - короткие, в виде буфов. Пышные широкие рукава собирались в складки, украшались разрезами, сквозь которые виднелась ткань белой рубашки.

В моду вошли черные полумаски, которые женщины надевали при выходе на улицу - отчасти, чтобы не быть узнанными. Это была привилегия дворянства.

Обязательной принадлежностью костюма знатной дамы стали перчатки и носовые платки. Перчатки шили из ткани, украшали вышивкой, драгоценными камнями. Носовые платки тоже были очень красивыми, с вышивкой и кружевами. К поясу итальянские дамы подвешивали небольшие сумочки для ключей и денег. Костюм дополнял веер - вначале это был прямоугольный проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью, а во второй половине XVI в. появились складные веера. Вместо веера дама могла использовать опахало или пучок страусовых перьев.

Обувь

В XV в. итальянские мужчины обувались в мягкие туфли, сандалии и мягкие высокие ботинки, которые застегивались на пуговицы. Носки у обуви были округлыми.
Во время верховой езды итальянцы надевали кожаные штаны длиной до колен и высокие кожаные сапоги.
В XVI в. мужская обувь была мягкой, без каблуков, украшалась разрезами.
Женщины щеголяли в мягкой обуви, иногда на высокой подошве. У некоторых модниц подошва туфель была настолько толстой (иной раз до 30 сантиметров), что они не могли передвигаться без поддержки.

Украшения

Мужчины любили цепи и перстни.
К поясу они привязывали кошельки и поясные карманы. Костюм дополняли перчатки; их надевали на руки или носили за поясом.
Женщины украшали прически нитками жемчуга с драгоценными камнями. Поверх одежды носили золотые цепочки с маленькими колокольчиками. Излюбленными украшениями были также серьги с драгоценными камнями, ожерелья из крупных жемчужин.
Тарантелла — визитная карточка Юга Италии.

Коллективы и личности

Заслуга культуры Италии также выражается в развитии искусства балета. Он зародился при дворах итальянских князей в эпоху Возрождения. Слово «балет» происходит от латинского слова «ballo», что в переводе означает «танцую», Под ним в конце 16 века в Италии понимали танцевальный эпизод в опере, который использовался для передачи определенное настроение. Позже балет перешел в самостоятельный вид искусства.

Итальянское танцевальное искусство произвело впечатление на французский двор, и в 17 веке балет переехал туда, а потом стал популярным во всей Европе. В наше время уровень балетного искусство Италии не менее высок чем раньше.

В мире сосуществует много народов, общающихся на разных языках. Но не только словами говорили люди на протяжении всей истории. С целью одухотворения своих эмоций и мыслей в древности использовались песни и танцы.

Танцевальное искусство на фоне развития культуры

Итальянская культура имеет огромную значимость на фоне мировых достижений. Начало ее бурного роста совпадает с рождением новой эпохи - Ренессанса. Собственно, Возрождение возникает именно в Италии и некоторое время развивается внутренне, не касаясь других стран. Его первые успехи припадают на XIV-XV век. Позже с Италии распространяются по всей Европе. Развитие фольклора начинается также в XIV веке. Свежий дух искусства, иное отношение к миру и обществу, смена ценностей непосредственно отразились в народных танцах.

Влияние Ренессанса: новые па и балли

В Средневековье итальянские движения под музыку выполнялись шагообразно, плавно, с раскачиваниями. Ренессанс поменял отношение к Богу, что отразилось и на фольклоре. Итальянские танцы приобрели энергичность и живые движения. Так па «на полную стопу» символизировали земное происхождение человека, его связь с дарами природы. А движение «на носках» или «с прыжком» отождествляли стремление человека к Богу и его прославление. На них основывается итальянское танцевальное наследие. Их совмещение получило название «балли» или «балло».

Итальянские народные музыкальные инструменты эпохи Возрождения

Произведения фольклора исполнялись под аккомпанемент. Для этого использовались следующие инструменты:

  • Клавесин (итальянский «чембало»). Первые упоминания: Италия, XIV век.
  • Тамбурин (разновидность бубна, предок современного барабана). Танцоры использовали его также во время движений.
  • Скрипка (смычковый инструмент, зародившийся в XV веке). Ее итальянская разновидность - виола.
  • Лютня (щипковый струнный инструмент.)
  • Дудки, флейты и гобои.

Танцевальное разнообразие

Музыкальный мир Италии приобрел разнообразность. Появление новых инструментов и мелодий побуждало к энергичным движениям в такт. Зарождались и развивались национальные итальянские танцы. Названия их образовывались, часто основываясь на территориальный принцип. Существовало множество их разновидностей. Основные известные сегодня итальянские танцы: бергамаска, гальярда, сальтарелла, павана, тарантелла и пиццика.

Бергамаска: классика баллов

Бергамаска - популярный итальянский народный танец XVI-XVII веков, вышедший из моды после, но оставивший соответствующее музыкальное наследие. Родной регион: север Италии, провинция Бергамо. Музыка в этом танце веселая, ритмичная. Размер тактового метра - сложный четырехдольный. Движения - простые, плавные, парные, возможны смены между парами в процессе. Изначально народный танец полюбился при дворе в эпоху Возрождения.

Первое литературное упоминание его замечено в пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В конце XVIII века из танцевального фольклора бергамаска плавно переходит в культурное наследие. Многие композиторы использовали этот стиль в процессе написания своих произведений: Марко Уччелини, Соломоне Росси, Джироламо Фрескобальди, Иоганн Себастьян Бах.

К концу XIX столетия появилась иная трактовка бергамаски. Она характеризовалась сложным смешанным размером музыкального метра, более быстрым темпом (А. Пьятти, К. Дебюсси). На сегодняшний день сохранились отголоски фольклорной бергамаски, которые успешно пытаются воплощать в балете и театральных постановках, используя соответствующее стилистическое музыкальное сопровождение.

Гальярда: жизнерадостные пляски

Гальярда - старинный итальянский танец, один из первых народных. Появился в XV веке. В переводе означает «веселый». Собственно он и есть очень бодрый, энергичный и ритмичный. Представляет собой сложную комбинацию пяти па и прыжков. Это парный народный танец, получивший популярность на аристократических балах в Италии, Франции, Англии, Испании, Германии.

В XV-XVI веках гальярда стала модной благодаря своей шуточной форме, веселому, непосредственному ритму. Потеряла популярность вследствие эволюции и превращения в стандартный чопорный придворный танцевальный стиль. В конце XVII столетия полностью перешла в музыку.

Для первичной гальярды характерны умеренный темп, длинна метра - простая трехдольная. В поздних периодах исполняются с соответствующим ритмом. При этом гальярде была характерна сложная длина музыкального метра. Известные современные произведения в этом стиле отличаются более медленным и спокойным темпом. Композиторы, использовавшие гальярдную музыку в своих произведениях: В. Галилей, В. Брейк, Б. Донато, У. Берд и другие.

Сальтарелла: свадебное веселье

Сальтарелла (сальтарелло) - наиболее старинный итальянский танец. Он достаточно веселый и ритмичный. Сопровождается комбинацией шагов, прыжков, оборотов и поклонов. Происхождение: от итальянского saltare - "прыгать". Первые упоминания об этом виде народного искусства датируются XII веком. Изначально был общественным танцем в музыкальном сопровождении простого двух- или трехдольного размера. С XVIII столетия плавно переродился в парную сальтареллу под музыку сложных размеров. Стилистика сохранилась поныне.

В XIX-XX веке - он превратился в массовый итальянский свадебный танец, который выплясывали на торжествах по случаю бракосочетаний. кстати, в то время их часто приурочивали ко сбору урожая. В XXI - исполняется на некоторых карнавалах. Музыка в этом стиле получила развитие в композициях многих авторов: Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, А. Кастельоно, Р. Барто, Б. Базурова.

Павана: изящная торжественность

Павана - старинный итальянский бальный танец, который исполняли исключительно при дворе. Известно другое название - падована (от названия Padova; от латинського pava - павлин). Этот танец является медленным, изящным, торжественным, вычурным. Комбинация движений состоит из простых и двойных шагов, реверансов и периодической смены расположения партнеров относительно друг друга. Танцевалась не только на баллах, но и в начале шествий или церемоний.

Итальянская павана, войдя в придворный балы других стран, видоизменилась. Она становилась своеобразным танцевальным «диалектом». Так, испанское влияние привело к возникновению «паванильи», а французское - к «пассамеццо». Музыка, под которую исполнялись па, была медленной, двухдольной. акцентируют ритм и важные моменты композиции. Танец постепенно вышел из моды, сохранившись в произведениях музыкального наследия (П. Аттеньян, И. Шейн, К. Сен-Санс, М. Равель).

Тарантелла: олицетворение итальянского темперамента

Тарантелла - народный танец Италии, сохранившийся до наших дней. Он страстный, энергичный, ритмичный, веселый, неустанный. Итальянский танец тарантелла является визитной карточкой местных жителей. Состоит из комбинации прыжков (в том числе в сторону) с поочередным выбросом ноги то вперед, то назад. Его назвали в честь города Таранто. Также существует иная версия. Говорили, что люди, укушенные подвергались заболеванию - тарантизму. Недуг был очень похож на бешенство, от которого пытались излечиваться в процессе безостановочных быстрых движений.

Музыка исполняется в простом трехдольном или сложном размере. Она быстрая и веселая. Характерные особенности:

  1. Совмещение основных инструментов (в том числе клавишных) с дополнительными, которые находятся в руках танцующих (тамбурины и кастаньеты).
  2. Отсутствие стандартной музыки.
  3. Импровизация музыкальных инструментов в рамках известного ритма.

Ритмичность, присущую движениям, в своих композициях использовали Ф. Шуберт, Ф Шопен, Ф Мендельсон, П. Чайковский. Тарантелла и сегодня является колоритным народным танцем, основами которого владеет каждый патриот. И в XXI веке его продолжают массово выплясывать на веселых семейных праздниках и пышных свадьбах.

Пиццика: заводная танцевальная схватка

Пиццика - быстрый итальянский танец, производный от тарантеллы. Стал танцевальным направлением итальянского фольклора вследствие появления собственных отличительных особенностей. Если тарантелла - преимущественно массовый танец, то пиццика стал исключительно парным. Еще более заводной и энергичный, он получил некие воинственные нотки. Движения двух танцующих напоминают дуэль, в которой сражаются веселые соперники.

Часто его исполняют дамы с несколькими кавалерами поочередно. При этом, выполняя энергичные движения, барышня выражала свою оригинальность, независимость, бурное женское начало, в результате отвергая каждого из них. Кавалеры поддавались напору, демонстрируя свое восхищение женщиной. Такой индивидуальный особенный характер свойственен лишь пиццике. В некотором роде она характеризует страстную итальянскую натуру. Получив популярность в XVIII веке, пиццика не потеряла ее и до наших дней. Продолжает выполняться на ярмарках и карнавалах, семейных торжествах и театрально-балетных постановках.

Появление нового привело к созданию соответствующего музыкального сопровождения. Появляется «пиццикато» - способ исполнения произведений на смычковых но не собственно смычком, а щипками пальцев. В результате появляются абсолютно другие звуки и мелодии.

Итальянские танцы в истории мировой хореографии

Зародившись в качестве народного искусства, проникнув в аристократические бальные залы, танцы полюбились в обществе. Возникла необходимость систематизации и конкретизации па с целью любительского и профессионального обучения. Первые хореографы-теоретики были именно итальянцы: Доменико да Пьяченца (XIV-XV), Гульельмо Эмбрео, Фабрицио Карозо (XVI). Эти труды, наряду с оттачиванием движений и их стилизацией, послужили основой к мировому развитию балета.

А между тем у истоков стояли танцующие сальтареллу или тарантеллу веселые простые сельские и городские жители. Темперамент итальянцев - страстный и живой. Эпоха Ренессанса - таинственная и величественная. Эти черты и характеризуют итальянские танцы. Их наследие - основа для развития танцевального искусства в мире в целом. Их особенности - отражение истории, характера, эмоций и психологии целого народа сквозь многие столетия.

У многих из нас Италия ассоциируется с черно-белыми фильмами, где играли незабвенные Софи Лорен и Марчелло Мастроянни: зажигательный итальянский темперамент, отчаянная мимика, оживленная жестикуляция, смех сквозь слезы, кипящие страсти, песни и… танцы. Вот именно о танцах и пойдет сегодня речь. Причем у каждого региона Италии есть свой танец.

Танец в Италии всегда считался обязательным компонентом сбора народа по какому-либо случаю: праздника, ярмарки, свадьбы, карнавала, празднования урожая винограда… Танцующие получали удовольствие от процесса, а в сторонке остальные просто наслаждались кружащимися в вальсе парами. До сих пор в итальянских городках - особенно летом - организовывают праздники, где каждый желающий может потанцевать: только, к сожалению, вальсирует или лихо отбивает чечетку в основном пожилая публика, да весело прыгает рядом детвора!

Зимой танцы организовывали в закрытых помещениях, зато летом наступало раздолье: танцевали на свежем воздухе, на городских площадях, на природе и даже … на угольных складах! Очень по-итальянски, не правда ли? Ну, и как всегда в Италии, у каждого региона есть свой типичный танец или, если хотите, манера танцевать. На севере Аппенинского полуострова танцы похожи на многие танцы северной Европы, более современные, с варьирующимся темпом.

На юге страны пляшут по-простому, незатейливо и памятуя о традиционных танцевальных движениях. В центре Bel Paese особенно популярны народный saltarello (от итальянского "прыгать") и самозабвенная tarantella. А вот происхождение архаичных плясок родом с Сардинии до сих пор неизвестно. Подавляющее большинство народных итальянских танцев восходит к XVI веку, когда буржуа начинают "удаляться" от народа, обосабливаться, танцевать по-европейски в отличие от народных совсем незамысловатых традиционных плясок, что танцуют крестьяне и ремесленники.

За пределами Италии, наверное, больше прочих известны тарантелла и сальтарелло. Тарантелла, распространенная в южной части страны, была поначалу танцем-ухаживанием. С историей тарантеллы связано много легенд: своим именем этот танец обязан южноитальянскому городу Таранто, а также виду паука, тарантулу, от укуса которого, как считалось, и помогал этот танец. По Италии XVI века странствовали специальные оркестры, под игру которых и плясали укушенные пауком - больные тарантизмом! Музыка тарантеллы, зачастую импровизированная, характеризовалась чрезвычайно живым ритмом с резкими переходами и бесконечными повторениями, оказывающими чуть ли не "гипнотическое", излечивающее действие по выводу яда из организма, как верили в народе.

Итальянский танец pizzica-pizzica (от слова "щипать"), хоть и более раннего происхождения, очень похож на тарантеллу и тоже родом из Саленто. Обязательный элемент этого танца-ухаживания - это платок, который женщина дарит мужчине. Сальтарелло - типичный римский танец, возникший в XVI веке, но очень популярный в центральной Италии и поныне. Есть и региональные вариации этого танца, например, сальтарелло из Болоньи или области Эмилья-Романья. Это один из самых старинных народных танцев, исполняемый парами или группами шаркающими движениями. Как и в случае с тарантеллой, ритм здесь задает тамбурин.