Когда был открыт уйгурский музыкально драматический театр. Новый уйгурский театр

Республиканский Уйгурский театр был открыт в 1934 году в г.Алматы, который стал центром театральной и музыкальной культуры, частицей многонационального театра Республики.
В своих лучших спектаклях Уйгурский музыкально-драматический театр создавал образы большой социальной значимости, характеры людей сильных, бескомпромиссно вступающих в борьбу за справедливость, за интересы народа, за социальные преобразования, за национальную независимость. Это были героико-романтические образы Садыра Палвана, Махмута Кужамьярова, Назугум, Лутпуллы, Билала Назыма, Абдуллы Розибакиева, психологически тонко разработанные образы Анархан, Санам, Аймхан, Аманисы, страстные поборники правды и справедливости батрак Саит и придворный поэт Хапиз, солдат Айса и другие.
В сентябре 1941 года Уйгурский музыкально-драматический театр перебазировался в село Чилик, Алма-атинской области.
В начале 60-х годов театр переехал в Алма-Ату. Коллектив театра на раннем этапе своего формирования усиленно воспринимал опыт более развитых театральных культур русского, казахского, узбекского, татарского народов не только за счет приглашения профессиональных режиссеров, художников и композиторов, но главным образом по лини репертуара.
Творческий опыт театра, его 70-летняя история свидетельствует об активном поиске наиболее плодотворных путей в творчестве, и поэтому вполне закономерными были искания, эксперименты коллектива направленные на то, чтобы разнообразить и обогатить творческую палитру. За прошедшие годы в Уйгурском театре выросла замечательная плеяда мастеров сцены. Это народные артисты Казахстана - А.Шамиев, С.Саттарова, М.Семятова, М.Бакиев, Р.Илахунова, З.Акбарова, Н.Маметова, К.Абдрасулов, М.Ахмадиев, заслуженные артисты Республики Казахстан - Ж.Асимов, Г.Джалилов, Х.Илиева, М.Зайнаудинов, А.Супиев, Р.Тохтанова, А.Акбаров, Т.Бахтыбаев, С.Исраилов, М.Рахманова, К.Закиров, Г.Саитова, Р.Саттарова, Р.Махпирова, М.Маметбакиев, А.Акбарова, заслуженные деятели искусств РК
П. Ибрагимов, И.Масимов, А.Кадыров, заслуженный деятель РК - А.Айсаев.
В тесном контакте с театром работали народный артист СССР, лауреат государственной премии СССР, композитор К.Кужамьяров, народный артист РК Г.Дугашев, композиторы И.Масимов, Н.Кибиров, И.Исаев, Ш.Шаймарданова и другие.
В истории театра навсегда останутся имена тех деятелей искусств, которые на заре формирования уйгурского музыкально-драматического театра способствовали его творческому становлению: узбекские режиссеры -А.Ибрагимов, В.Азимов, казахские режиссеры - А.Исмаилов, А.Мамбетов, Б.Омаров, К.Джетписбаев, армянин С.Башоян, артисты Тамараханум, К.Байсеитова, Х.Насирова, композиторы - Д.Мацуцин, А.Полеванов, Б.Ерзакович, Иванов-Сокольский и другие.
Значительным событием в истории театра была поездка его на гастроли в г. Москву в 1981 году.
С 1967 года Уйгурский музыкально-драматический театр стал именоваться «Уйгурским театром музыкальной комедии».
В 1984 году в канун 50-летия Государственный Уйгурский театр был награжден орденом "Знак Почета" за достигнутые творческие успехи в деле развития многонационального искусства Казахстана.
Наконец в 2002 году Уйгурский театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании.

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для уйгурского музыкально-драматического театра. В первые же дни войны труппа театра была вдвое сокращена. Мужской состав ее почти полностью был вызван в ряды Красной Армии.

В сентябре 1941 года Уйгурский музыкально-драматический театр перебазировался в село Чилик Алма-Атинской области и стал передвижным. Коллектив театра выступал в четырех крупных районах - Енбекши-Казахском, Чиликском, Уйгурском, Джаркентском, разделенных расстояниями в 100-150 километров. За это время театром на оборонную тематику поставлено тринадцать одноактных пьес, показано два концерта оборонного характера.

В 1961 году театр переехал в Алматы из Енбекшиказахского района. В этом же году он переименован в Республиканский уйгурский музыкально-драматический театр.

С 1967-го Уйгурский музыкальный драматический театр переименован в "Уйгурский театр музыкальной комедии".

Достижения театра

  • 1984-й - Уйгурский театр был награжден орденом "Знак почета"
  • 1997-й - коллектив театра принял участие в фестивале экспериментальных постановок в Каире
  • 2003-й - театр выступил в рамках фестиваля визуальных искусств в Венгрии
  • 2007-й - театр участвовал в фестивале в городе Мюльхайме (Германия).
  • 2005-й - в канун 70-летнего юбилея театру присвоено имя композитора - Народного артиста КазССР профессора Куддуса Кужамьярова.

Ведущие актеры

В настоящее время директором Уйгурского театра является Руслан Токтахунов, художественный руководитель - Народный артист РК Мурат Ахмадиев. В театре выступают ансамбли "Нава", "Рухсара", "Яшлык" и "Сада", артисты драмы - обладатель премии "Сахнагер-2017" Махамдин Саутов, актеры - Ризат Мамутов, Ялкунжан Ярмухамедов и другие.

Репертуар театра

В репертуаре театра всегда большое место отводилось произведениям казахской драматургии. Эта традиция берет начало с 30-х годов, когда выдающийся казахский драматург Габит Мусрепов лично предоставил театру свою бессмертную пьесу "Козы Корпеш - Баян сулу". Успехом у зрителей пользуются музыкальные драмы "Назугум", "Аманнисахан" и трагедия "Ай тутулған түн".

Расстановка ударений: УЙГУ`РСКИЙ ТЕА`ТР И ДРАМАТУРГИ`Я

УЙГУРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Уйгуры - народ древней и самобытной культуры. В 70 - 80-х гг. 19 в. ок. 100 тыс. уйгуров перешли из китайской провинции Синьцзян в Россию и расселились на территории совр. Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. С давних времён во время празднеств исполнялись массовые танцы, сказители читали старинные поэмы, выступали нар. комики и фокусники. Однако проф. т-ра у уйгур до Октябрьской революции не было.

Установление Сов. власти в Туркестане вызвало огромную активность художеств. творчества уйгурского народа. В 1919 в Алма-Ате, Джаркенте (ныне г. Панфилов), Чилике и др. были созданы драм. кружки, в 1920 появились коллективы "Синей блузы". Из наиболее одарённых участников художеств. самодеятельности в 1934 в Алма-Ате был создан первый в истории уйгурского народа проф. т-р. Его создатели - участники самодеят. кружка при алма-атинском клубе нац. меньшинств во главе с драматургом и актёром Д. Асимовым. Первым худ. рук. был А. Ардобус, а с 1935 - В. Азимов. Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из нар. песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки, написанные Асимовым. В 1936 на основе самодеят. кружка был создан второй уйгурский проф. т-р в Казахстане - Джаркентский колх.-совх. т-р (худ. рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были пост.: "Дочь Родины" С. Исмаилова (1936), "Звон" И. Саттарова (1939), "Хамдам" Д. Яхьярова (1940), "Янза-Янза" Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони, Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусрепова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б) Казахстана вынесли постановление "О развитии уйгурского искусства", по к-рому уйгурский т-р в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный передвижной т-р с базой в с. Чилик Алма-Атинской обл., в 1962 из Чилика т-р вернулся в Алма-Ату. В Узбекистане уйгурский т-р был создан в 1935. В 1943 начал работать республиканский уйгурский т-р с базой в Андижане (Узб. ССР). Худ. рук. т-ра был В. Азимов. В труппе работали: М. Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др.

Источниками уйгурской драматургии являются богатый нац. фольклор, историч. прошлое и совр. жизнь народа. В 1935 Д. Асимов и А. Садыров написали муз. драму "Лейлихан и Анархан" на сюжет одноим. популярной уйгурской песни (1935, Алма-Атинский т-р), рассказывающей о трагич. судьбе уйгурской бедноты, её борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посв. пьеса "Омак-Омрак" Абдулина и Камалова (1938, Алма-Ата), совр. колхозной жизни - "Борьба за колхозы" Ахметова (1937), "Зажиточный колхоз" Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма "Герип и Санам" И. Саттарова и В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре т-ра.

Уйгурский т-р, работавший в Алма-Ате и в Чилике, в содружестве с нац. драматургами создал спектакли: "Любовь к Родине" С. Салиева (1938), "Манан" К. Хасанова (1945), "Дружба" А. Махпирова (1948), "Медовой ключ" Е. Баймухамедова (1949), "Делегат Данияр" Ш. Байжанова (1952). Узб. т-р в Андижане ставил муз. и драм. спектакли: "Лейлихан и Анархан" Д. Асимова и А. Садырова (1943) и "Тахир и Зухра" Абдуллы (1944), "Аршин мал алан" Гаджибекова (1945) и др.

В 50 - 60-е гг. пост. спектакли: "Назугум" К. Хасанова (1955) - муз. драма о девушке-героине, поднявшей свой народ на борьбу с иноземными захватчиками, "Садыр Палуан" А. Махпирова (1957), посв. нар. поэту и герою нац.-освободительного движения, "Таинственный кинжал" Д. Асимова (1956) - о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в нач. 80-х гг. прошлого века, "Если скрываешь болезнь..." К. Хасанова, С. Башояна, Л. Смоляниновой (1959), "Заря над Кульджой" А. Исматуллы и С. Тилли (1961) - о борьбе уйгуров Китая против гоминдановцев и амер. миссионеров, "Нужен ли доктор" М. Зульпукарова и С. Хасанова (1963) - сатирич. комедия, направленная против пережитков прошлого, и др.

От первых постановок, носивших фольклорно-бытовой, натуралистич. и этнографич. характер, нац. т-р постепенно перешёл к совр. спектаклям разных жанров. Многие спектакли носят характер муз. драмы, в них используются нац. муз. традиции, обогащенные новыми формами (музыка к спектаклю "Садыр Палуан", написанная К. Кужамьяровым, и др.). В 1956 на сцене Казах. т-ра оперы и балета в Алма-Ате была пост. первая опера, написанная уйгурским композитором Кужамьяровым "Назугум", в основе к-рой - музыка этого же композитора к одноим. пьесе К. Хасанова. Дирижировал оперой уйгурский дирижёр Г. Дугашев.

В репертуаре т-ра видное место занимают произв. рус., сов. и зарубежных авторов: "Лекарь поневоле" Мольера (1941), "Слуга двух господ" Гольдони (1940), "Нурхон" (1948), "Гюльсара" (1951) Яшена, "Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Женихи" Токаева (1951), "Шёлковое сюзане" Каххара (1952), "Хозяйка гостиницы" (1953); "Бай и батрак" Хамзы (1954), "Её друзья" Розова (1954), "Женитьба" (1955); "Семья" Попова (1957), "Зыковы" (1959); "Алжир, родина моя!" по Дибу (1962), "Влюблённый Ташболта" Гулама (1964), "Отелло" (в загл. роли - А. Шамиев) и др.

Труппа Уйгурского т-ра в Алма-Ате обслуживает уйгурские районы Казахстана, выезжает на гастроли в Киргизию, Узбекистан, Туркмению. В Алма-Ате проводятся декады уйгурского иск-ва. В 1957 труппу пополнили выпускники Ташкентского театр. ин-та. В 1964 при т-ре открылась актёрская студия.

Среди деятелей уйгурского т-ра: нар. арт. Казах. ССР М. Семятова, С. Саттарова, Р. Илахунова; засл. арт. Казах. ССР X. Илиева, М. Бакиев, Г. Джалилов, Р. Тохтанова, А. Акбаров, З. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев; солисты А. Ахмадии, И. Нурметова; музыканты - С. Кадыров, Ю. Сайтов, Г. Казимов, З. Сетеков, Т. Имиров; танцоры - X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р. Разиева и др.; реж. М. Зайнавдинов, композитор И. Масимов и др. С 1955 Уйгурский т-р в Алма-Ате возглавляет засл. деят. иск-в Казах. ССР С. Башоян.

Лит.: Захарова И ., Материальная культура уйгуров Советского Союза, "Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР", 1954, вып. 20; Канапин А. К., Варшавский Л. И ., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958; Театры Казахстана. [Фотоальбом], Алма-Ата, 1961; Кужемьяров К ., Уйгурский театр, "Огонёк", 1955, № 50; Виноградов В ., Первая уйгурская опера, "Сов. культура", 1957, 16 марта.

А. Ив.


Источники:

  1. Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 1136 стб. с илл., 8 л. илл.

Уйгурская история за два часа, роскошные сценические декорации, парящие над залом орлы, выдвижные световые фонтаны и ледовая сцена – все это ждет Вас в новом уйгурском театре.

Хотя мое путешествие, как обычно, началось с Урумчи, о столице я все же решила подробно рассказать в конце.

А сейчас, я хочу открыть Вам другое потрясающее место – новый уйгурский театр и будущий самый большой восточный базар в мире! Ведь именно здесь, Вы испытаете давно забытое чувство чуда, и сердце каждого уйгура наполнится счастьем.

О театре:

Уйгуры называют его Piaz Teatr, ведь его форма напоминает форму лука. В мире есть только один театр с такими дорогостоящими декорациями и спецэффектами как в новом уйгурском театре это Цирк Дю Солей в Лас-Вегасе. Хотя смею заявить, Ватанский театр новее и красивей Дю Солей. Даже меня, казалось бы уже искушенного зрителя, который в Лас-Вегасе видел Дю Солей и The Dream, глубоко затронуло и поразило представление в уйгурском театре.

Убранство театра в уйгурском стиле знакомит посетителей с местной культурой

Когда длинная дорога, проверки с металлоискателями и очереди будут уже позади, Вашему взору откроется роскошный вид внутреннего убранства театра. Золотые арки, расписные многоуровневые потолки, вырезанные из дерева узорчатые перила, и красивые восточные лампы – каждая деталь здесь пропитана богатой уйгурской культурой.


В центре зала Вас будет ждать макет самого большого в мире Восточного Базара, архитектура которого будет выполнена в уйгурском стиле(хотя наличие стройки базара Вы, итак, увидите, когда будете ехать в театр). Здесь построят целый город-базар, где у каждого города Ватана будет свой собственный корпус и возможность продавать свою продукцию. В городе будут расположены гостиницы и развлекательные центры, одним словом это будет жемчужина Нового Шелкового Пути. (Видео прилагается)

Возвращение на Западные Земли

Представление, которое сейчас показывают в театре, называется 回迁西域 (Возвращение на Западные земли). Познавательное, романтическое, трогательное, яркое, веселое, эффектное зрелище, в корне изменит Ваше представление об уйгурских танцах.

Цель представления рассказать обывателю о разных периодах уйгурской истории, формировании великого уйгурского народа и познакомить с уникальной культурой каждого города. Я знаю о чем Вы сейчас подумали… Дорогостоящая китайская пропаганда, brainwash? К моему удивлению организаторы обошлись без пропаганды (по крайней мере без явной) и передали в танцах ключевые моменты нашей истории.

Выступление открывает караван с настоящими верблюдами и парящими над сценой орлами, голос за сценой рассказывает историю великого Шелкового Пути и народа который живет здесь-уйгурах. Далее для Вас мастерски исполнят уйгурские танцы самые лучшие уйгурские артисты страны. К слову, в театре все же есть пару приглашенных артистов цирка из других стран для фигурного катания и других цирковых номеров. Умопомрачительные сценические эффекты захватывают дух, танцующие артисты на двигающехся световых экранах, световые фонтаны по середине сцены, которые мгновением ока превращаются в ледовую сцену, на которой мастерски исполняют фигурное катание (То, что когда-то являлось главной фишкой на выступлении Димы Билана на Евровидении, здесь просто одна малая часть представления) и т.д, заставляют зрителей буквально подпрыгивать от переполняющего восторга.

Здесь вам также расскажут о борьбе Ислама и Буддизма, принявшие Ислам уйгуры в черном будут беспощадно атаковать буддистов уйгуров, те будут повержены и исполнят трогательный летающий танец в небе на фоне изображений Пещеры Тысячи Будд в Куче. Далее вам откроют новый период уйгурской истории, любовь Аманисыхан и Абдурашид Хана и 12 мукамов. И лишь только в конце, последние пять минут выйдут остальные народы СУАР, которые тоже исполнят свои мини танцы (хотя исполнять их тоже будут артисты уйгуры) и завершат все это масштабные фонтаны по всей сцене и песня о дружбе народов.

Цены на билеты и где купить?

Хотя в театре есть касса, стоит покупать билеты заранее. Диапазон цен от 280 юаней до 680 юаней и выше, что для представления такого масштаба и по сравнению с цирком Дю Солей, очень даже дешево.

Билеты можно приобрести онлайн на сайтах:

и тд, сайтов много. Стоит поискать где подешевле и не соглашаться на первое предложение.

Где расположен и как проехать?

Не удивляйтесь если у Вас будет плохо работать Google Map, в Китае лучше всего пользоваться местными приложениями: 百度地图, 高德地图,腾讯地图。

Театр расположен в пригороде Урумчи, городке Чанг Ди (昌吉) по адресу 昌吉市乌昌交汇处屯河西岸。 Дорога на машине из Урумчи займет 40-50 минут при пробках.

Если ехать на автобусе, то придется сделать одну пересадку, сначала автобусы 537 или 105,66,109 выходим на станции 西虹路, пересаживаемся на 11 и выходим на 石油大厦.