Метафора моей жизни. Основные виды деятельности

Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Метафора как сценарий жизни

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

ОЧЕНЬ ЧАСТО, ГОВОРЯ О ЖИЗНИ, ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩУЮ МЕТАФОРУ: «ЖИЗНЬ - ЭТО БОРЬБА»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО, ЕСЛИ ДЛЯ ВАС «ЖИЗНЬ – ЭТО ИГРА»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А ЧТО, ЕСЛИ ВАША «ЖИЗНЬ – ЭТО ТАНЕЦ»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДОРОГА (ПУТЬ, ПУТЕШЕСТВИЕ)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

БЛИЗКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ - ЭТО ВОСХОЖДЕНИЕ»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

МЕТАФОРА – «ЖИЗНЬ - ЭТО ШКОЛА» (БОЛЬШАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ВЕЧНАЯ)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

ПОХОЖЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ – ЭТО ЭКЗАМЕН»

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО РАССКАЗ (ИСТОРИЯ)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ - ЭТО СТРАДАНИЯ»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО СОН»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ:

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото?
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ С МЕТАФОРОЙ ЖИЗНИ:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2. Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей». опубликовано

фото:Jacob A. Pfeiffer

Тема: “Рождение метафоры”.

Тип: урок закрепления материала, урок развития речи.

Место урока в курсе литературы: в начале изучения лирики как рода литературы.

Возможно автономное включение занятия по данной теме в курс русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ как в 9, так и в 11 классе, а также в спецкурсы.

Цель: научиться узнавать метафору в поэтическом тексте и определять ее стилистическую функцию.

Вводная беседа

– Какой род литературы мы начали изучать? (Лирика).

– Чем лирика отличается от других родов литературы? (Особый способ познания мира. Выражает чувства, переживания лирического героя).

– Какие художественно-изобразительные средства вы знаете?

– По нашему опыту, самым сложным для восприятия тропом является метафора.

Цель урока:

  • проследить, как рождается метафора, как авторские впечатления перерождаются в образ, выраженный метафорой; научиться видеть метафоры в художественном тексте и понимать их.

Тема урока

Рождение метафоры (записать). Слайд 1 в программе Power Point

Объяснение нового материала (наблюдение за языковым материалом и формулирование выводов, попутно – работа с определениями, словарная работа).

Учитель читает стихотворение (слайд 2):

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

– О чем это стихотворение (тема)? (Осень в лесу).

– Чье стихотворение? (С. А. Есенин – “певец русской деревни”). Слайд 3

– Какое настроение оно передает? (Тишина – умиротворение, светлая грусть). Слайд 4,5

– При помощи каких метафор создается образ осени? (Примечание: ранее на уроках уже вводилось данное понятие).

– В тексте стихотворения выделите метафоры.Возможно переключение на программу Note Book – слайд (функции “Маркер” или “Линия”) – 1 человек у доски.

Очень трудно выделить метафоры у данного поэта. Почему? (Одна плавно переходит в другую).

Особенностью стиля С. А. Есенина является употребление метаметафор – развернутых метафор.

Обратим внимание на лексику: еще одна особенность стиля поэта – смешение высокого и повседневного, высокого и низкого (можжевель, рыжая кобыла, на кусту и покров берегов, схимник).

Power Point – слайд 6.

Схимник – монах, принявший схиму. Схима – высшая монашеская степень, требующая

от посвященного в нее выполнения суровых правил.

Почему ветер назван схимником?

Посмотрим, как появляются метафоры. Можно искусственно выделить 4 этапа рождения этого тропа – слайд 7.

1. Мы видим и слышим. В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках можжевельника, висят на них клочками. Река покрылась первым синеватым льдом, земля застыла. Какие мы слышим звуки? Гулко отдаются наши шаги, под ногами хрустят льдинки. Сникла, полегла трава вдоль дорожек. На облетевших, прозрачных рябинах – ярко-красные гроздья.

2. Мы чувствуем. У природы есть душа. Она прячется от нас. (Лирика – как можно изобразить чувства?) Мы видим только ее следы, но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья… Так уютно, привычно в осеннем лесу, и в то же время так печально, тихо и торжественно. Чувствуем жалость и нежность.

3. Мы сравниваем. Метафора основывается на сравнении. Помогайте: что с чем сравнивается? Какие образы возникают в сознании? (по порядку с начала стих-я). Порыжевшие листья – клочья гривы рыжей лошади. Хруст льдинок под ногами, звук шагов – лязг подков. Рябиновые кисти, как будто висящие прямо в воздухе, – как капли крови невидимого существа, стоящего среди деревьев (Христа).

4. Убираем первый план (“видим”) и подменяем его изображением того, с чем сравниваем. Остаются только образы – метафоры.

Закрепление. Практическая работа

Посмотрим, как вы поняли, что такое метафора.

Работа с определением: восстановить, вставив пропущенные ключевые слова из предложенного ряда.

Метафора – это … свойств одного предмета или явления на другой по принципу их … . В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это … сравнение. – слайд 8

Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это скрытое сравнение.

Возможно переключение на программу Note Book (“подтянуть” к месту пропусков слова из представленного ниже списка вручную – 1 человек у доски). Проверить, зачитать.

Обратите внимание: что-то сравнивается с чем-то или кем-то? Происходит уподобление неживого живому. Автор использует олицетворения – разновидность метафор. Зачем?

Давайте прочитаем еще одно стихотворение С. А. Есенина – слайд 9.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к осеннему двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Выделите метафоры – по одной нескольким ученикам. Какие из них являются олицетворениями?

Какова стилистическая функции метафор? (Одно из средств создания образа осени. Образ значит что-то наглядное, действующее, живое. Это скрытое сравнение.)

Для чего нужны олицетворения? (Делают окружающий мир одухотворенным: он живой, передает ощущения и чувства лирического героя).

Как чувствует себя лирический герой в мире родной природы? (Он понимает природу, ее душу, живет в гармонии с ней).

Обратите внимание на излюбленный стилистический прием Есенина – смешение высокого и низкого.

Проверим, почувствовали ли вы настроение и замысел поэта. Мы выделили метафоры в стихотворении “О красном вечере…”. Попробуйте “разложить” одну-две метафоры – проследить ее рождение по 4 этапам. Какую вы выбрали? Power Point – cлайды 10, 11.

Подведение итогов

– Что такое метафора? (Определение).

– Что лежит в основе метафоры?

– Какие стилистические функции метафоры можно выделить?

– Какая есть разновидность метафоры?

Домашнее задание

Сами попробуете себя в роли учителя, будете задавать вопросы одноклассникам. Нужно изготовить своего рода учебное пособие: 2 листа для тренировки (выделения метафор). На обоих – 1 короткое стихотворение, рисующее какой-нибудь образ, но на первой просто напечатанное с фамилией автора, а на второй – это же стихотворение с выделенными вами метафорами (прежде чем спрашивать с других, нужно подготовиться самому, чтобы подсказать одноклассникам).

Материалы к уроку

Презентация . Слайды для интерактивной доски.

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

Осознание, анализ и изменение образов своего прошлого, настоящего и будущего, влечет за собой и корректировку самого жизненного пути. То есть, если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять метафору своей жизни. Как минимум, сделайте ее осознанной. Осознание своих представлений о жизни позволяет сделать выбор: жить так, как живешь, или попробовать что-то другое. Мы сами выбираем ограничения, в которых живем.

Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете?

Очень часто, говоря о жизни, люди используют следующую метафору: «жизнь - это борьба»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

Совсем другое дело, если для вас «жизнь – это игра»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А что, если ваша «жизнь – это танец»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

Метафора «Жизнь – это дорога (путь, путешествие)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

Близкое определение: «жизнь - это восхождение»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

Метафора – «жизнь - это школа» (большая, жестокая, вечная)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

Метафора «Жизнь – это рассказ (история)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

Метафора «Жизнь - это страдания»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

Метафора «Жизнь – это движение»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

Метафора «Жизнь – это сон»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото.
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

Общая схема работы с метафорой жизни:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2 . Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей».

СЕДЬМОЙ КЛАСС

(70/105 часов)

СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ

Виды деятельности:
а) чтение
Чтение литературных произведений, включенных в программу.
Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.
Внеклассное чтение.
Чтение справочной литературы.
б) анализ
Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении.
Выявление сюжетных линий в произведении.
Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений.
Определение типа конфликта в произведении.
Общая характеристика сюжета и объяснение его связи с проблематикой произведения.
Выявление экспозиции, завязки, кульминации и развязки.
Анализ эпизода и объяснение его места в сюжете произведения.
Различение эпических, лирических, драматических произведений.
Выявление признаков отдельных жанров (трагедии, комедии, новеллы) в литературном произведении.
Наблюдения над особенностями построения сюжета в эпических произведениях.
Общая характеристика проблематики произведения (историческая, социальная, нравственная, философская).
в) развитие устной и письменной речи
Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о значении данного эпизода в сюжете произведения.
Устный и письменный ответ на вопрос об историческом (или биографическом) протособытии и его художественном воплощении в произведении.
Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики образов двух персонажей.
Сочинение-анализ эпизода литературного произведения с использованием цитат.
Сочинение о событии, изображенном в литературном произведении.
Отзыв о самостоятельно прочитанном остросюжетном произведении (с использованием элементов выборочного изложения и цитирования).
Отзыв о театральной постановке или кинематографической версии драматического произведения.
Термины:
Сюжет.
Лирический сюжет.
«Вечные» сюжеты, «бродячие» сюжеты.
Художественный конфликт.
Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы».
Элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Сюжетная линия.
Эпизод.
Пейзаж.
Интерьер.
Образ события.
Протособытие.
Комическое.
Трагическое.
Драматические жанры (трагедия, комедия).
Эпические жанры (роман, повесть, новелла, поучение).
Лироэпические жанры (поэма).
Проповедь. Исповедь.
Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет).
Фигуры (сравнение, параллелизм, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос).
Фантастика. Фэнтези.
Композиция.
Повествователь.
Проблематика произведения (социальная, нравственная, философская).
Романтизм.
Пафос произведения.
Сатира.
Стилизация. Пародия.
Эзопов язык.
Стихотворение в прозе.
Белый стих.

«СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ»
(вводный урок)
Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены) как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Поучение» Владимира Мономаха.
Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». Публицистический пафос произведения. Особенности языка.
Теория литературы. Красноречие. Жанр поучения. Композиция. Исповедь. Проповедь. Автобиография. Публицистика.
Развитие речи. Составление комментария к отдельным фрагментам «Поучения» Владимира Мономаха. Обсуждение жизненной ситуации, определяющей мысли и настроения героя. Сочинение-стилизация в форме поучения, наставления.
Древнерусский быт и уклад жизни. Древнерусская иконопись.
Внеклассное чтение. «Завещание Ярослава Мудрого сыновьям» (из «Повести временных лет»). «О правлении и смерти Мономаха» (из «Ипатьевской летописи»). Н. И. Костомаров. «Владимир Всеволодович» (жизнеописание).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

М. СЕРВАНТЕС

Слово о писателе.
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной действительности.
Теория литературы. «Вечный» сюжет. «Вечный» образ. Эпизод. Антитеза. Проблематика произведения. Пародия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни.
Связь с другими видами искусства. Образы Дон Кихота, Санчо Пансы и Дульсинеи в изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.
Внеклассное чтение. М. Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...»

У. ШЕКСПИР

Слово о писателе.
Трагедия «Ромео и Джульетта» .
«Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт. Понятие о трагическом. Смысл начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.
Теория литературы. Трагическое. Трагедия. Конфликт. «Вечный» сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки в трагедии. Выставка иллюстраций к трагедии, костюмов и декораций к отдельным сценам.
Связь с другими видами искусства. Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» в живописи, музыке, кинематографе.
Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Двенадцатая ночь, или Что угодно».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Д. И. ФОНВИЗИН

Слово о писателе.
Комедия «Недоросль» .
История создания комедии. Понятие о комическом. Сатирическая направленность комедии. Социальная и нравственная проблематика. Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых. Основные стадии развития конфликта. Проблемы воспитания, образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.
Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатира. Конфликт. Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. «Говорящие» фамилии. Речевая характеристика. Диалог. Монолог.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Речевая характеристика одного из действующих лиц комедии. Отзыв о театральной постановке. Сочинение об особенностях конфликта комедии и его реализации в сюжете.
Связь с другими видами искусства. Театральные постановки комедии.
Внеклассное чтение. Д. И. Фонвизин. «Бригадир». «Всеобщая придворная грамматика» (фрагменты).

«ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Обобщение сведений о конфликте (на материале ранее изученных произведений). Конфликт социальный, семейный, личный. Конфликт внешний и внутренний. Реализация конфликта в сюжете. Основные стадии развития конфликта. Участники конфликта. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Примерный план характеристики конфликта. Подготовка к сочинению об особенностях конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» или самостоятельно прочитанном произведении.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

А. С. ПУШКИН

Слово о поэте.
Стихотворения «Туча», «Узник», «Анчар» .
Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. Роль антитезы в композиции. Символические образы. Особенности ритмики, метрики и строфики стихотворений.
Повесть «Станционный смотритель» .
Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к библейской истории о блудном сыне. Комическое и трагическое в произведении. Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.
Теория литературы. Антитеза. Параллелизм. Ритм. Стихотворный размер. Строфа. «Вечный» сюжет. Тема «маленького человека». Интерьер.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Краткая характеристика сюжета повести и выделение основных эпизодов. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике произведения и о мотивах обращения писателя к библейской истории.
Связь с другими видами искусства.
Внеклассное чтение. «Притча о блудном сыне» (Евангелие от Луки. 15, 11-32). А. С. Пушкин. «Метель».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Слово о поэте.
Стихотворения «Три пальмы», «Тучи» .
Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворениях. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения. Событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образ дисгармоничного мира и образ лирического героя, утратившего душевную гармонию. Образы-символы в стихотворениях.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» .
Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне...». Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича и средства их создания. Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминация сюжета. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы. Суд Божий, суд царя и мирской суд в поэме. Фольклорные источники и развитие традиций устного народного творчества в поэме.
Теория литературы. Лирический сюжет. Параллелизм. Эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Историческая основа литературного сюжета. Герой. Конфликт. Эпизод. Кульминация сюжета. Фольклорные традиции в литературном произведении. Стилизация. Белый стих.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений и фрагмента поэмы наизусть. Письменный ответ на вопрос о своеобразном завершении кульминационного эпизода в поэме.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша». А. К. Толстой. «Князь Серебряный».

«ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА И ЕГО СВЯЗИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)
Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических и лироэпических произведениях. Своеобразие лирического сюжета. Традиционные и нетрадиционные сюжетные модели. «Вечные» и «бродячие» сюжеты. Проблематика произведения (философская, социальная, нравственная) и ее воплощение в сюжете. Примерный план характеристики сюжета литературного произведения. Подготовка к устным сообщениям об особенностях сюжета в одном из ранее изученных или самостоятельно прочитанных произведений.

Н. В. ГОГОЛЬ

Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба» .
Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни. Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести.
Теория литературы. Эпос. Герой. Повесть. Сюжет. Конфликт. Пейзаж.
Развитие речи. Выделение основных эпизодов в сюжетных линиях Остапа и Андрия. Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести. Устный пересказ одного из эпизодов повести и краткая его характеристика. Подбор цитат к устному рассказу о картине жизни, нарисованной в произведении.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к повести. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

«АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)
Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Закрепление навыка выделения основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним. Примерный план анализа эпизода эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении.

И. С. ТУРГЕНЕВ

Слово о писателе.
Рассказы «Бирюк», «Лес и степь» .
Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Сочетание эпического и лирического начал в произведениях.
Теория литературы. Рассказ. Очерк. Лирическая проза. Пейзаж.
Развитие речи. Подготовка сообщения о писателе и об истории создания цикла «Записки охотника» с использованием справочной литературы. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе из цикла «Записки охотника».
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Живые мощи».

Ф. И. ТЮТЧЕВ

Слово о поэте.
Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид...», «Неохотно и несмело...» .
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях.
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подготовка вопросов для обсуждения философской проблематики стихотворений поэта о природе.
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Декабрьское утро».

Слово о поэте.
Стихотворения «Кот поет, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...», «Вечер» .
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги...».
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм. Баллада.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Сочинение о взаимодействии жизни природы и жизни человека на основе личных наблюдений и с использованием примеров из художественной литературы.
Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»

«ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКОМ И ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно-композиционная роль пейзажа. Разнообразие картин природы в эпических и лирических произведениях. Символическое значение природных образов. Средства создания пейзажных картин. Примерный план анализа литературного пейзажа (на материале ранее изученных эпических и лирических произведений). Подготовка к написанию сочинения по анализу пейзажа в одном из произведений.

Н. А. НЕКРАСОВ

Слово о поэте.
Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская...» .
Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.
Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») .
Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения. Особенности строфики и ритмики.
Теория литературы. Поэма. Лирический сюжет. Эпический сюжет. Фольклорные традиции. Строфа. Стихотворный размер.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов наизусть. Подготовка сообщений об исторической основе поэмы и о судьбах отдельных декабристов, сосланных в Сибирь, с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня М. Н. Волконская»).

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Слово о писателе.
Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» .
Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы ее выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.
Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Эзопов язык. Сатира.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала одной из сказок. Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о его значении в сюжете произведения. Подготовка сообщений о гротеске в литературе и других видах искусства.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к сказкам писателя.
Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик ».

А. П. ЧЕХОВ

Слово о писателе.
Рассказ «Смерть чиновника» .
Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. Прием повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказе. Смысл финала.
Теория литературы. Художественная деталь. «Говорящая» фамилия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. Сообщение о комических ситуациях на основе жизненного и читательского опыта.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Маска».

«ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»

(практикум)
Обобщение сведений о трагическом и комическом. Трагический конфликт в эпических, лирических и драматических произведениях (на материале ранее изученного). Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Сочетание трагического и комического в литературном произведении как отражение противоречивой картины жизни. Подготовка сообщений о формах проявления комического (сатира, юмор, ирония, остроумие, каламбур, пародирование) в отдельных эпизодах драматических произведений (на материале классного и внеклассного чтения).

«ЖАНР НОВЕЛЛЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)
П. Мериме
«Маттео Фальконе».
Э. А. По
«Низвержение в Мальстрем».
О. Генри
«Дары волхвов».
Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия и строгость построения. Новелла и рассказ как малые эпические жанры.
Теория литературы. Новелла. Рассказ. Сюжет.
Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле с изложением и анализом кульминационного эпизода.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

И. А. БУНИН

Слово о писателе.
Рассказ «Подснежник» .
Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе, праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Символический смысл названия.
Теория литературы. Антитеза. Повтор. Символ.
Развитие речи. Подготовка устного сообщения о биографии писателя и его жизни в эмиграции. Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа.
Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лапти».

А. И. КУПРИН

Слово о писателе.
Рассказ «Куст сирени» .
Особенности сюжета рассказа. Неожиданно возникший конфликт и остроумное его разрешение. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция.
Теория литературы. Конфликт. Ирония.
Развитие речи. Устный ответ на вопрос о формах проявления комического в рассказе.
Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Храбрые беглецы».

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Слово о поэте.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» .
Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка. Словотворчество Маяковского.
Теория литературы. Реальное и фантастическое в сюжете. Метафора. Гипербола. Ритм. Словотворчество.
Связь с другими видами искусства. Рисунки В. В. Маяковского.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление фактов биографии поэта и художественной картины. Обсуждение вопроса о роли гиперболы в искусстве и в разных ситуациях общения.

А. А. АХМАТОВА

Слово о поэте.
Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком - я открою...» .
Историческая и биографическая основа стихотворений. События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.
Теория литературы. Тема. Фольклорная традиция. Трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Подготовка сообщения о военной теме в лирике поэта.
Внеклассное чтение. А. А. Ахматова. «Прошло пять лет, - и залечила раны...»

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Слово о поэте.
Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще березовой...», «Гроза идет» .
Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.
Теория литературы. Лирический сюжет. Проблематика.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Письменный ответ на вопрос о философской проблематике стихотворения.
Внеклассное чтение. Н. А. Заболоцкий. «Журавли».

«ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
(практикум)
Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос и др.) и объяснение их художественной функции. Анализ особенностей языка художественного произведения (на материале лирического стихотворения).

М. А. ШОЛОХОВ

Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека» .
Изображение трагедии народа в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События в биографии героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин весенней природы.
Теория литературы. Характер. Тип. Герой-рассказчик. Повествователь. «Рассказ в рассказе».
Развитие речи. Подготовка устных сообщений об участниках Великой Отечественной войны (на основе справочной литературы или семейных архивов). Сочинение о биографии литературного героя. Выразительное чтение фрагмента рассказа.

В. М. ШУКШИН

Слово о писателе.
Рассказы «Срезал», «Чудик» .
Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.
Теория литературы. Жанр рассказа. Рассказчик. Внешний и внутренний конфликт.
Развитие речи. Развернутые аргументированные ответы на вопросы о роли события в жизни героя. Выразительное чтение диалогов.
Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. «Микроскоп».

«РЕЦЕНЗИЯ
НА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ»

(практикум)
Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение фрагментов из рецензий на известные учащимся литературные произведения, театральные постановки (или кинофильмы). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
«СЮЖЕТ В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(обзор)
Э. А. По
«Убийство на улице Морг».
А. К. Дойл
«Знак четырех».
Г. К. Честертон
«Лиловый парик».
Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке. Галерея ярких типов сыщиков (Шерлок Холмс, пастор Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ и др.).
Теория литературы. Сюжет. Сюжетная линия. Детектив. Тип.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

«СЮЖЕТ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(обзор)
Р. Брэдбери
«И грянул гром».
Р. Шекли
«Билет на планету Транай».
А. Кларк
«Остров дельфинов».
Дж. Р. Толкин
«Хоббит, или Туда и обратно».
Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира», возможной действительности в произведениях научной фантастики. Традиции прогностической и социально-философской фантастики. Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. Сюжет как цепь испытаний.
Теория литературы. Сюжет. Фантастика. Фэнтези. Романтизм.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу. Взаимные рекомендации книг для чтения. Презентация новых изданий произведений фантастической литературы.