Необычные виды рисования. Подбираем правильные названия к вашим фотографиям

Рисунком принято называть изображение, созданное с помощью линий, черт, отображающих важные признаки предмета (форму, раз­мер, пропорцию, динамику, объем и т.д.), используемых во всех ви­дах изобразительного искусства.

Существуют многочисленные разновидности рисунка, различаю­щиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по технике ис­полнения. Рисунок может быть станковым и служить вспомогатель­ным материалом для создания живописных, графических, скуль­птурных произведений. Неслучайно рисунок служит основой для усвоения выразительных средств создания художественного образа в изобразительном искусстве, для решения различных творческих задач. Знание техник и материалов рисунка, понимание их особен­ностей помогают реализовать любой замысел.

По использованию изобразительно-выразитель­ных средств различают:

Линейный рисунок . Выполняется легкими, светлыми, обобщен­ными штрихами. С помощью линейного рисунка создается художе­ственный образ, строятся различные таблицы, схемы, опорные сиг­налы.

Тональный рисунок . Способствует передаче объемной формы изображаемого предмета и дает более полную характеристику его свойств и качеств. Тональный рисунок позволяет отобразить на пло­скости характер освещения, материальность и пространственные отношения. Простейший вид тонального рисунка - контурный ри­сунок (силуэт), который заполняется одним ровным тоном.

По технике выполнения:

Оригинальный рисунок. Выполняется от руки в единственном эк­земпляре.

Печатный рисунок. Наносится на клише, оставляющее оттиск на бумаге. Другое название -эстамп. Выделено несколько разновид­ностей эстампа: ксилография (на дереве); литография (на камне); линогравюра (на линолеуме); офорт (на металле).

По целевому назначению:

Академический рисунок. Выполняется длительное время на вы­соком профессиональном уровне с целью совершенствования при­емов рисования, более глубокого освоения приемов изображения и тщательного изучения различных форм.

Учебный рисунок , подготовительный этап, составная часть ака­демического рисунка, выполняется с целью обучения рисованию.

Творческий рисунок выступает в качестве самостоятельного про­изведения изобразительного искусства, отображающего внутренний мир художника, его душевную и духовную сущность, мысли, миро­воззренческие идеи.

Набросок - краткосрочный рисунок, выполненный с помощью линий, дополняемых редкой штриховкой или тушевкой.

Этюд служит для более подробного изучения предмета и изо­бражения его частей. Цель - выделение в течение длительного вре­мени важнейших внешних и внутренних свойств и признаков объ­екта.

Эскиз выполняется на основе собранных набросков и этюдов, ко­торые выступают в качестве строительного материала эскиза, который впоследствии станет будущим произведением.

По способам рисования . Различие между образом реаль­ного предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, приводит к появлению разных способов изображения.

Рисование по восприятию . Объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Такой способ рисования называ­ется еще ирисованием с натуры.

Этот вид рисования заставляет художника задуматься над формой, содержанием натуры, определить признаки и свойства предметов, осмыслить их отношения. Параллельно с этим воспитываются внима­тельность и наблюдательность, развивается способность гармонично­го видения, осмысления и изображения.

Рисование по оригиналам (копирование). Выполняется не с на­туры, а с рисунка-оригинала работы мастером. Такой вид рисования - вспомогательный прием при обучении основам изобразительной грамоты, поскольку позволяет наглядно увидеть, как могут быть ре­шены изобразительные задачи. Цель копирования заключается еще и в том, чтобы практически освоить ту или иную технику рисования.

Рисование по представлению . Объект изображения отсутствует, т.е. его нет перед глазами рисующего. Изображение создается на основе представлений и впечатлений о предметах, объектах, явлени­ях, событиях, которые были получены ранее. Образы формируются в сознании рисующего и потому несут на себе отпечаток индивиду­альности, неповторимости. Очень часто они менее конкретны и глубоки, чем воспринимаемые объекты. Однако, несмотря на обоб­щенность характера рисунков по представлению, образы могут до­полняться, конкретизироваться художником в ходе рисования, что способствует развитию зрительной памяти, творческого воображения, насыщению новыми образами.

Выразительные средства рисунка

Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоско­сти или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении компо­зиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной.

Линия - наиболее распространенное изобразительно-вырази­тельное средство, легко наносимое любым материалом.

Линии различают

по назначению:

- вспомогательные - используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов);

Пространственные - служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей об­становки;

- плоскостные - применяются чаще всего в декоративном ис­кусстве и графике.

По характеру:

- прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначаю­щими направление линии;

- кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья - указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии.

По направлению: горизонтальные; вертикальные; диа­гональные.

По технике выполнения :простые (все прямые и не­которые кривые: замкнутая, дугообразная) исложные (ломаная - зигзагообразная; волнистая; комбинированная; спиралевидная).

Штрих - относительно короткие линии, позволяющие отобра­зить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, харак­тер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.

Штриховка - прием нанесения тона с помощью штрихов, на­правление которых определяется движением поверхности изобра­жаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.

Тон - передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На пред­метах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюан­сами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличают­ся своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в за­висимости от материала предмета, направления источника света.

Тушевка - прием нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняемых боковой поверхностью графита карандаша.

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка выделены в теории искусства?

2. Какое значение имеют выразительные средства для формирования графического образа в рисунке?

3. В чем состоит значение рисунка для различных видов искусства?

Особенности овладения рисунком детьми дошкольного возраста

Специфика рисования

Рисование - один из самых популярных видов изобразительной деятельности и творчества. Первые рисунки появляются у ребенка тогда, когда ему впервые попадет в руки карандаш. Мы уже говори­ли о том, что первые каракули, штрихи носят исследовательский и вместе с тем отобразительный характер. Направления штрихов, их форма, сочетание - первые изображения ребенка, через которые он передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. После того как малыш узнает краски и другие изобразитель­ные материалы, рисунок не перестает его привлекать. В свободной деятельности дети чаще рисуют карандашами и фломастерами, чем красками, поскольку они позволяют быстрее получить изображение, точнее передать детали образа.

Лист бумаги служит для дошкольника средством общения, само­выражения и даже полем для изобразительной игры. Поэтому в ри­сунке ребенок уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его фор­ме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа, что приводит к хаотичному расположению его элементов, размыванию главного. Если не уделять этой проблеме внимания, то рисунок постепенно утрачивает свою изобразительно- выразительную привлекательность и напоминает некое схематичное повествование, имеющее незаконченный вид. Для того чтобы у детей не формировалось искаженное восприятие рисунка, целесообразно выделить ряд направлений в педагогическом процессе.

1. Отработка изобразительных навыков - цель изобразительной деятельности. Одним из изобразительных навыков становится сво­бодное проведение различных по характеру линий (рис. 12- 16).

2. Оптимизация творческой активности, обусловливающей раз­витие изобразительного творчества дошкольников.

Дети 2,5 - 3,5 года собрались рисовать зимний пейзаж. Предварительно они рассмотрели различные изображения зимнего леса в разных колористи­ческих гаммах, с использованием нескольких техник. Педагог предложил за­крыть фон для будущей работы. Так как данный вид деятельности хорошо знаком дошкольникам, ему оставалось только напомнить, что общий колорит фона должен соответствовать тому настроению, которое они хотели бы отраз­ить в своих работах. После того как фон был готов, педагог, используя показ как метод обучения, продемонстрировал способы рисования заснеженной ели, и каждый новый способ дети самостоятельно повторяли на отдельных листках бумаги. Затем каждый ребенок выбрал тот прием, который ему больше всего понравился. Рисуя первую ель, дошкольник стремится повторить все движе­ния, которые он совершал при тренировке. А вот последующие деревья он начинает изменять, добавляя какие-то элементы, поясняя ход своих мыслей: «...А на этой ели будет много снега, и я поставлю большие отпечатки кисточ­кой»; «А у меня елка наклонилась, потому что ей тяжело под снегом».

Рис. 12. Прямые линии:

I - горизонтальные; ритм вертикальный (падающий); вертикальные;

2 - свободный горизонтальный ритм; свободный диагональный; объемные горизонтальные; 3 - про­странственные горизонтальные; диагональный устремленный; композиционные вертикальные; 4 - падающий вертикальный ритм; сложный смешанный ритм; сме­шанный горизонтальный ритм

Рис. 13. Ломаные линии:

1 - усиливающийся вертикальный ритм; смешанный ритм; 2 - диагональный ступен чатый; ритм ломаных линий; 3 - ломанный горизонтальный ритм; ломанный верти кальный ритм; 4- спокойный вертикальный ритм; переплетение ломаных линий

Рис. 14. Волнистые линии :

1 - волнистые горизонтальные; пучок диагональных; 2 - волнистые вертикальные; волнистые усиленные к центру; 3 - волнообразное движение; волнистые усиленные к краю; 4 - волнистые диагональные; «срез камня»; 5 - концентрация линий к центру; волнистые пересекающиеся; 6 - волнистая «живая»; концентрация линий к краю; 7- расходящиеся от угла; ветвистые линии; 8- округлые линии (ослабление тона); концентрические ослабленные к центру; 9 - переплетение; концентрические,

ослабленные к краю

Рис. 15. Округлые линии:

1 - горизонтальные овалы; «цепочка»; 2- пересекающиеся овалы; горизонтальный ритм овалов; 3 - вертикальный ритм овалов; перекрывающиеся овалы

Рис. 16. Спиралевидные линии:

1 - горизонтальная спираль с усилением; приближающаяся спираль; спираль «улит­ка»; 2 - диагональная спираль; свободные диагональные спирали; свободная гори­зонтальная спираль; 3 - ниспадающая диагональная спираль; ниспадающие верти­кальные спирали; расширяющаяся вертикальная спираль; 4 - наклонная горизон­тальная спираль; пучок расходящихся спиралей; свободные пересекающиеся спирали; 5 - пересечение диагональных спиралей; свободные дугообразные спирали; рас­ширяющийся пучок спиралей

Упражнения в рисовании

Невозможно ждать от ребенка проявления творчества, если у него не хватает технического опыта. Здесь важны две стороны: наличие опыта и внесение нового элемента. Замыслы могут остаться нереа­лизованными, так как их воплощение обусловлено не только уровнем владения техникой рисования (проведение различных линий, нало­жение мазков, нанесение штрихов и т.д.), но и связью между зри­тельно воспринимаемым объектом, координацией движения руки с кисточкой (карандашом) и представляемым образом. Для того чтобы перенести задуманное на плоскость листа, ребенку необходимо осво­ить несколько операций:

Научиться зрительно рисовать любой объект и регулировать ри­совальные движения благодаря импульсам коры головного мозга;

Овладеть техникой изображения;

Изучить последовательность изображения для достижения це­лостности образа;

Усвоить цветовые отношения и формообразующие движения.

Каждая из обозначенных сторон выступает одновременно само­стоятельным механизмом и составляющим одного процесса, который направлен на развитие изобразительного творчества.

Ребенок, не имея представления о том, как выглядит верблюд, не может его изобразить, добиться узнаваемости образа. А для этого ему необходимо хотя бы один раз увидеть это животное

Даже знакомый предмет (объект) сложно изобразить, если не хватает ручной умелости. Конечно, можно возразить, указав на удач­ные и интересные по цвету, форме, композиции каракули, которые получаются у ребенка, не имеющего большого опыта в области изо­бразительной грамоты. В этих удивительных каракулях видим зани­мательные образы мы, взрослые. Именно с позиции взрослого в них отмечается неординарное цветовое решение, оригинальное компо­зиционное построение. Считать это в полной мере творчеством детей было бы необъективно. Сами малыши не видят ни оригинальности, ни индивидуальности в своих работах, так как у них пока еще нет опыта сравнения и сопоставления. Они ориентируются на мнения взрослых, что способствует постепенному формированию их соб­ственной эстетической оценки.

Поэтому очень важно помочь дошкольнику обогатить изобрази­тельный опыт, используя упражнения и творческие задания, которые служат связующим звеном между замыслом и творческим продуктом. Условно можно выделить несколько обучающих упражнений.

Рисование в воздухе с повторением движений педагога.

При выполнении лессировкой неба педагог показывает рукой движение кисточки: сначала в одном направлении, затем ворс разворачивается и начинает движение в другом направлении. Педагог показывает именно рукой, а не кисточкой, поскольку кистью руки можно более наглядно от­разить характер движения ворса. Дети повторяют за педагогом движения рукой. Иногда рисование в воздухе необходимо выполнять кисточкой, чтобы дети зрительно и тактильно запоминали особенности рисовального движения.

Совместная прорисовка деталей на отдельном листке бумаги с подробным пояснением каждого рисовального движения .

Упражнение позволяет скорректировать мелкие рисовальные дви­жения и помогает ребенку прочувствовать силу нажима кисти или карандаша для получения определенного изображения, увидеть по­следовательность изобразительных движений. Важно не только раз­вивать зрительную и тактильную память в отношении формообра­зующих движений, но и учить детей на слух воспринимать инструк­ции. В связи с этим всем движениям необходимо давать словесную характеристику.

Рисуя дерево, педагог поясняет: «Посмотри, мы положили кисточку плашмя и ведем плавно вверх. Кисточка свободно движется, слегка изгиба­ясь, рисует еле заметную волнистую линию, и постепенно ворс кисти от­рывается от листка. Только кончик соприкасается с поверхностью. Мы продолжаем рисовать концом кисти. Получился ствол. На самом верху ствол переходит в большую ветку. Теперь мы меняем широкую кисть на среднюю и рисуем ветки более тонкой кистью. Кладем кисточку к стволу и плавными волнистыми движениями поднимаемся вверх. Опять к стволу, кисточку кладем плашмя, постепенно она поднимается, и мы рисуем концом. Вот одна ветка длиннее, а другая короче. Они все разные. Мы их рисуем смело, не боимся, что они будут заходить на ствол, друг на друга. Теперь берем тонкую кисточку и рисуем еще более мелкие веточки, они переплетаются, как будто держатся за руки. Веточки не плоские, а объемные, нарисуем тень на них. Смешаем краски, чтобы у нас получился темный оттенок, и теперь тонкой кисточкой покажем тень, она должна быть только с одной стороны, а с другой ветка остается светлой...» Подробное объяснение необходимо для того, чтобы дети могли одновременно видеть изображение, анализировать характер рисовальных движений для получения образа.

Отработка отдельных технических приемов по инструкции педагога . Упражнение может проводиться как вне занятия, так и в ходе него. Цель его - обеспечить своевременную коррекцию от­дельных приемов, деталей, необходимых ребенку для реализации замысла.

Процесс освоения основ изобразительной грамоты сложен, дли­телен, требует постоянного закрепления усвоенного материала. До­школьники в ходе рисования очень часто, увлекаясь самим процес­сом, забывают многие правила и начинают расстраиваться, если у них что-то не получается из задуманного. Важно ненавязчиво оказать помощь, направляя ребенка на припоминание правил. Если же до­школьник испытывает неуверенность при выполнении какого-либо приема, то целесообразно его подбодрить, вселить в него уверен­ность.

Когда ребенок оказывается не в состоянии вспомнить прошлый опыт, можно предложить потренироваться на отдельном листке, по­скольку попытки выполнить заново какую-то деталь могут также закончиться неудачей. Маленький лист бумаги меньше сковывает действия дошкольника и выступает в качестве тренировочной осно­вы, на которой он смело экспериментирует, пробует разные вариан­ты или отрабатывает какой-то один прием. На отдельном листке можно при необходимости отрабатывать приемы совместно с педа­гогом.

Очень часто педагог из-за нехватки времени на занятии не до­жидается, пока дошкольник самостоятельно добьется результата, а сам выполняет необходимый элемент на детской работе. Творческо­го развития в этом случае не происходит. Ребенок привыкает, что педагог дорисует, педагог поможет и т. д., перестает проявлять усилия в достижении поставленной цели. У него постепенно пропадает ин­терес к рисованию.

Подражание педагогу, копирование отдельных элементов изображения. В копировании нет ничего опасного для творчества. Все зависит от характера его использования в системе обучения. Если оно выступает в качестве основного метода, то оказывает негативное влияние на творчество. Когда копирование или подражание исполь­зуется с целью закрепления рисовальных движений, то оно способ­ствует расширению опыта ребенка, формированию технической базы 1 (рис. 17).

Таким образом, использование упражнений, направленных на приобретение ребенком «рисовального» опыта, приводит в конечном счете к развитию детского изобразительного творчества. Творчество и деятельность - это не исключающие друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять индивидуальность, дает определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразитель­ной деятельности, способствует гармоничному развитию личности дошкольника.

1. См.: Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. - М., 2003. - С. 150-151.

Рис. 17. Упражнения в штриховке

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка, по вашему мнению, доступны детям дошкольно­го возраста?

2. В чем состоит суть упражнений? С какого возраста целесообразно применять упражнения для формирования изобразительных навы­ков?

Безусловно, все видели эти узоры на ткани, но как оказалось, далеко на все модницы знают их правильное название. А иногда знают всего пару (это может быть к примеру «тартан») и при виде двух схожих рисунков именуют его одним названием, что в корне неправильно. Поэтому мы начнем исправлять это прямо сейчас!

Клетка

1. Шотландка (второе название «тартан»)

Этот узор знают все благодаря узнаваемым килтам, которые использует любой древний род Шотландии для своего символа или флага. В переводе «tuar tan» обозначает «цвет местности». Поэтому каждый почитаемый клан придумывал свой узор и изготавливал из овечьей шерсти уникальное полотно ткани в клетку. А на счет сочетания цветов, то тут каждый выкручивался и старался отличиться как мог: одни красили нитку в черный используя только кору ольхи, другие использовали морские водоросли для получения коричневого цвета, а третьи из черничных ягод получали синий моток ниток. А так как все эти природные красители находились в разных районах Шотландии, то по расцветке тартана можно было понять откуда хозяева своего символа.

2. «Дресс Гордон» (принадлежал клану Гордон), разновидность тартана.

3.«Блек Уотч» (тартан военный)

4.«Барберри» (создан специально для известного бренда)

5. «Роял Стюард» (этот один из самых известных узоров тартан в мире)

6. «Принц Уэльский»

Благодаря нескрываемой благосклонности сына королевы Эдуарда VII к клетчатому узору ткани, она быстро завоевала популярность во всем королевстве. А так как принц был всеобщим любимцем и отлично понимал в придворной моде , то этот принт назвали именно в его честь.

7. «Виши»

Этот узор начал свое происхождение из небольшого на то время французского города с таким же названием. Что характерно, это всегда была некрупная клетка сочетающая в себе два цвета, основным из которых всегда выступал белый. В классическом сочетании чаще всего можно встретить белый + красный или белый + плюс синий. Например, виши ложится в основу стиля прованс и кантри .

8. «Гленчек»

Классическое сочетание двух контрастных цветов в мелкой фактуре. Самый распространённый это контраст черного и белого . Во все времена жители Шотландии всегда положительно относились ко всем видам клетки, и эта не была исключением.

9. «Border tartan»

Этот узор считается предком весьма известной сейчас «гусиной лапки». Первыми придумали и начали использовать шотландские пастухи, давая понять окружающим что они не принадлежат ни к одному из кланов и придерживаются политики нейтралитета.

10. «Гусиная лапка» (так же «пье-де-пуль», «ломанная лапка»)

Это переделанный вариант Боде тартан. Данный принт представляет из себя деформированную клетку с вытянутым углом мелкой фактуры. Если узор укрупняют, то это уже называется не «гусиная лапка», а «собачий зуб».

Это пример узора "гусиная лапка".

А это уже "собачий зуб".

11. «Пепита»

Этот узор часто путают с «гусиной лапкой». Но когда объект движется, рассмотреть текстуру весьма сложно, учитывая что они очень схожи по своей структуре. Но разница между ними заключена в углах. У пепиты углы ромбов с закруглениями, а у «гусиной лапки» острые. Это наглядно можно рассмотреть на рисунке ниже.

12. «Мадрасская»

Самый веселый принт в семье тартан. Его название происходит от древнего индийского города Мадрас. Местные жители сочетали все возможные цвета и их не заботила симметричность рисунка. Но некоторым полюбилась такая вычурность, поэтому ассиметричные многоцветные квадраты вошли и в наш быт.

Меандр

Всем известный древнегреческий узор в виде череды полосок : это прямая имитация моря или морской волны.

1. Морская полоска

Это рисунок состоящий из двух цветов, параллельно друг другу, основным из которым всегда выступает белый. Чаще всего его сочетают с синим, реже с черным и красным. Первым, кто полубил этот принт и доставил его в массы была Коко Шанель .

2. «Райе»

Главное отличие этого узора - контрастность полос. Сейчас его удачно разбавляют различной шириной полосок, но это не является обязательным элементом.

3. «Омбре »

Очень популярный этим летом. Узор представляет собой плавный переход от одного цвета к другому или очень модный сейчас переход от светлого пастельного оттенка к темному и наоборот.

Ромб

1. «Аргайл»

Так же зародился в Шотландии. Узор выполнен из соединенных между собой ромбов разных цветов на шерстяной или трикотажной ткани.

2. «Ёлочка»

Тут название говорит само за себя. Рисунок должен быть похож на иголки елки, а вот ширина и цвет может различаться и быть в контрасте.

Горошек

Самый известный на сегодняшний день почитатель горохового узора является Ив Сен Лоран. Именно он ввел его в моду. Хотя сам горошек появился значительно раньше. Первыми его начали использовать в своем быту индонезийские племена, а после них горох стал популярен в Испании.

1. "Polkadots" («полькадотс», «полька»)

Это параллельно расположенные ряды гороха среднего и крупного размера.

2. «Перец с солью» («мушка»)

Это рисунок хаотично расположенных мелких крапинок контрастных цветов. Его чаще всего используют в драпированной ткани.

Флора

Узоры на тканях не всегда ограничивались примитивными полосками и точками. В давнем Египте всегда изображали всеми почитаемый цветок лотоса , а в древнем Риме лавровую ветвь. Всегда народ поклонялся природе и изображал её на свей одежде. И в наше время цветочный принт не канул в лету, а продолжает радовать глаз. А разнообразию цветов и изображений нет предела, но всегда останутся четыре основных узора флоры на все века.

1. «Пейсли» («пейслийский огурец», «индийский огурец», «турецкий огурец»)

Но всевозможные интерпретации этого названия не имеют ничего общего с огурцом . Данный узор является частью персидского орнамента «Бута». Он изображает изогнутый лист различных размеров.

2. «Арабеска»

Это череда бесконечных узоров. Это повторение и умножение в разных направлениях одного узора, или нескольких. Узор может содержать восточные мотивы или арабские надписи. Фон неразличим, потому что рисунок полностью закрывает его.

3. «Мильфлер»

Французский узор, представляющий собой россыпь мелких цветов на легкой ткани.

4. "Флер-де-Лис" («Fleur-de-lis», «Королевская лилия», «Геральдическая лилия»)

Этот принт тоже взял свои истоки из столицы моды мира - Франции. Этот принт изображал эмблему королевского рода. Поэтому в последствии он стал известен на весь мир. Позже ученые доказали, что цветок, который был изображет это ирис, а не лилия, он его и по прежнему зовут «Королевской Лилией».

Вот пожалуй и все.

Рисунок - основа графики и других видов изобразительного искусства. Он может быть быстрым, ярким, передающим основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идеи будущей работы. Такой рисунок называют наброском (М.А. Врубель. «Портрет Т.П. Карсавиной) (cм. с. 16). Рисунок может быть и более вдумчивым, изучающим. Тогда его называют зарисовкой (В. Филиппенко. «Кисти рук») (1 ), Леонардо да Винчи. Зарисовки рук (2 ), Леонардо да Винчи. Зарисовки кошки в позициях и движениях) (3 ). Зарисовки хотя бы изредка делают все люди - когда надо внимательно рассмотреть, понять, из каких частей состоит предмет, какими особенностями он обладает. Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок («Модель мира» по Иоганну Кеплеру) (4 ). Четких разделительных границ между всеми этими видами рисунков, конечно, нет.

Существует учебный рисунок (М. Девятов. Голова Давида. Бумага, графитный карандаш) (5 ). Цель учебного рисунка - освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи друг на друга.

Творческий рисунок (детские работы) (6–8 ) всегда особенный, в нем автор стремитсявыразить то, что ему кажется интересным. Учиться рисовать - означает учиться особым образом мыслить. Наши глаза видят один и тот же предмет, но каждый из нас видит его по-своему, поскольку в процессе восприятия мы автоматически отбираем то, что нам важно. Эти различия в наблюдаемом объекте и составляют неповторимую индивидуальность рисунка. Таким образом, если двадцать человек будут рисовать, например, пожарную машину, то мы получим двадцать разных изображений.

Рисунок выполняется графическими материалами - карандашами, мелками, палочками обожженного древесного угля, фломастерами и ручками, а также традиционными в графике тушью и пером, вместо которого иногда применяют заостренную палочку или кисть.

Каждый художественный материал имеет свои особые качества и образные возможности.

Карандаш - самый обычный и распространенный, знакомый всем и необходимый в работе художника графический материал. Графитные, или, как говорят, простые карандаши различаются своей твердостью. Твердый оставляет жесткую серебряную линию, а мягкий - шероховатую и насыщенную. Рисовать можно острым кончиком грифеля или сточив его «лопаточкой», применяя разный нажим. Карандаш дает возможность наносить на бумагу линии и разные по характеру штрихи - когда короткие линии ложатся рядом и образуют пятно. Чтобы сделать пятно темнее, новый слой штрихов накладывают в другом направлении.

Для более крупных по размеру рисунков художники любят использовать уголь. Очень послушный руке мастера, уголь позволяет быстро и непосредственно выразить замысел, но требует особой сноровки, ведь можно «перечернить» работу. В рисовании также используется сангина - мягкие коричневые мелки, хорошо совместимые с углем. Наиболее богата по своим возможностям пастель. Это сухие цветные палочки, создающие бархатистую переливчатую поверхность, которая нуждается в закреплении на бумаге, иначе красочный слой осыплется. Существует также масляная пастель - яркая и сильная, пригодная для декоративного рисунка.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображением и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, - чтобы выполнить графический рисунок.

Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий - длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии отличаются по своему характеру. Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия может быть лихой, смелой или строгой, обстоятельной. Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение, или быть росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.

Можно сказать, что в природе линий нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия - это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы - тоже линии. У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой почерк - своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным. Характер линии выражает эмоции, чувства художника!

Линия бывает чертежной и живописной.Чертежная линия - это линия одной толщины, одного тона. Из известных мастеров такой линией работали (П. Пикассо. «Танец») (9 ), А. Матисс. «Автопортрет») (10 ). Четкий линейный рисунок у Дюрера.Живописная линия - это линия, которая из самой тонкой, светлой, прерывистой становится толстой, жирной, подчеркивающей. Особый живописный стиль создали Тициан, П. Веронезе, Тинторетто. Свободную манеру рисунка легко прочитать у Рембрандта, Рубенса. Прекрасна и эмоциональна линия у Врубеля. Смотреть работы великих мастеров необходимо для развития вкуса и понимания композиции, формы, фактуры (Дж.Б. Тьеполо. «Библейский сюжет») (11 ), (Ж.Д. Энгр. «Портрет мадам Детуш») (12 ).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнения

Почувствовать огромные возможности рисунка помогут несколько упражнений. Выполнить их можно на уроке изобразительного искусства, а также на занятиях кружка или просто дома.

Возьмем несколько разных по твердости простых карандашей и заточим их так, чтобы графит торчал из древка не менее чем на один сантиметр. Приготовим разные по фактуре листы бумаги формата А4. Учиться рисовать на первых порах лучше стоя. Лист крепим на мольберт или доску, поставив ее вертикально. Карандаш положим на руку (на пальцы) и будем придерживать большим пальцем. Мизинец оставим свободным - будем опираться им на лист бумаги. Будем придерживать карандаш нежно, как перышко. Начинаем заполнять лист бумаги штрихами. Рука должна раскачиваться над листом бумаги - не только кисть, не только предплечье, но вся рука от плеча. Примером может служить работа дирижера или скрипача - всей рукой.

Штрихи должны быть легкими. Существует несколько видов штриховки: косая, крестом и штриховка по форме. Отработаем различные виды штриховки на простых упражнениях.

Упражнение 1 . Попробуем нарисовать зимний пейзаж. Половину листа заштрихуем темнее, другую половину легкими, едва заметными движениями, светлее. Светлая часть листа - снег. Темная часть - небо. На стыке будет линия горизонта. Если подойти к рисунку творчески, то можно сделать тоновую растяжку, то есть по краям (вверху и внизу) сделать рисунок темнее. Это создаст эффект закругления неба над головой, а землю выстроит по горизонтали.

Объем и пространство можно моделировать как с помощью штриха, так и ретушью, кончиком карандаша или его боковой стороной. Иногда для усиления тона включают в работу более мягкий карандаш. Русские мастера иногда делали рисунки тремя графитными карандашами разной твердости, особенно в многоплановых пейзажных рисунках. Для художников существует важное правило в рисунке - никогда не растирать карандаш пальцем, то есть не использовать растушевку, так как при этом часто создается впечатление затертости или засаленности рисунка, появляются глухие непрозрачные тона. Растушевка требует от художника значительного опыта.

Прямо на линии горизонта нарисуем домик, окруженный заснеженным садом. Домик будет совсем маленьким, а деревья лучше слегка обозначить, обобщая форму. Можно завершить работу несколькими штрихами стирательной резинки (ластика) - стираем луну в небе - два-три касания (после каждого касания ластик необходимо очистить о ненужный лист бумаги или любую шероховатую поверхность). Не обводите луну линией - работаем только ластиком и все. Этим приемом выполняем дым из трубы и пару бликов луны на снежных сугробах. При очень сильных тоновых перегрузках рисунка его можно облегчить при помощи мелко раскрошенного не очень свежего хлеба. Положив рисунок горизонтально, следует насыпать на него хлебную крошку, а затем протереть - таким образом, не нарушая очертания рисунка, можно высветлить его целиком или отдельные места до любого тона.

Упражнение 2 . Выразительными получаются рисунки, выполненные пером и тушью. Перо как инструмент рисования своими богатыми возможностями с давних пор приковывало к себе внимание художников. Ошибки в рисунке, легко исправляемые при рисовании другими материалами, при работе пером почти неисправимы. Это обстоятельство заставляет художника быть особенно внимательным и осторожным при проведении линии. Поэтому технику рисунка пером или тростниковой палочкой следует рекомендовать на уроках изобразительного искусства как отличную школу тренировки верности руки, точности глаза. На уроке можно выполнить пером наброски сухих трав, веток деревьев, молодой елочки, березы. Работа выполняется без простого карандаша, сразу ручкой или черной тушью, что заставляет детей быть более наблюдательными и внимательными при выполнении задания.

Из отдельных рисунков может быть собрана коллективная работа, но каждая индивидуальная графическая работа уже представляет собой небольшое произведение искусства.

Внимательное изучение кустарников, деревьев, растительности леса дает возможность выразительно изображать окружающую нас природу, ее неповторимую красоту. Прославленным знатоком русского леса был И.И. Шишкин. Художник знал характер, пластику, анатомию каждого дерева, куста. Он требовал и от других, чтобы по рисунку можно было узнать не только породу дерева, но и его возраст, историю его жизни, определить, где оно растет: на светлой полянке или в темной чаще, в глубоком овраге или на склоне холма.

Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» посвятил целую главу изображению деревьев (13 ). Из главы «О деревьях и зелени» можно узнать, как ветвятся деревья и по какому закону трескается их кора, какие цветы на кусте распускаются первыми и какие осенние листья задерживаются на дереве дольше всех, какое строение имеют кустарники и деревья, как влияет на их крону сильный ветер и многое, многое другое.

А замечательный русский пейзажист А.А. Рылов в наставлении начинающим рисовальщикам писал: «Хорошо нарисовать совсем маленькую елочку - трехлетнюю детку. Какие у нее славные зеленые лапки - в начале лета яркие и мягкие! У такой елочки еще мало веток, и потому ее легче нарисовать. При рисовании самое главное - правильный контур. Рисуйте его осторожно, внимательно, не давите карандашом или пером бумагу. Карандаш у художника - то же, что смычок у скрипача. Штрих должен быть легким, чутким и выразительным. Не темните рисунок тушевкой. Как можно меньше тушевки! Только главные тени затемните, а освещенную сторону предмета не надо тушевать» (А. Рылов. «Елка») (14 ). И дальше: «Чтобы нарисовать большое дерево - дуб, березу, сосну или ель, надо определить отношение ширины к высоте. Отметить карандашом наверху листа и внизу, а потом справа и слева. Найдя середину рисунка, обозначить ветви, находящиеся возле середины дерева. Общим контуром обрисовать массы листвы, выступающие вперед от ствола, и выделить их падающими тенями».

Пером можно выполнять и декоративные рисунки, построенные на изящном контуре (детские работы) (15–16 ).

Упражнение 3. Пятно - основное средство изображения на плоскости. Художник на плоскости наносит разнообразные пятна - большие и маленькие, округлые и протяженные. Они могут, изгибаясь, перетекать друг в друга, а могут быть твердо очерченными, но при этом они обязательно светлые или темные. Черное и белое - два полюса изобразительных возможностей графики. Темное обладает тайной, связано с чувством опасности, а светлое - это ясность и тепло. Между черным и белым существует огромное количество оттенков серого. Важным выразительным средством являются тональные переходы - иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна. Резкий контраст говорит о сильных драматических чувствах: тревоге, решительности, ярости. Там, где противоположности сближены, - мягкий контраст.

Графические художественно-выразительные средства – линия, штрих, тон

Попробуем изобразить природу в состоянии бури, грозы или шторма; утреннего тумана или серого дождливого дня. Задание можно выполнить углем, тушью или белой и черной гуашью. Работать надо сразу кистью «от пятна», без предварительного рисунка. Все рисунки надо начинать с определения композиционного расположения главных объектов изображаемого пейзажа, например: дерево, сарай и дорога; деревья, линия горизонта, контур дальнего леса; край берега реки и лодка; стог сена и елка и пр. Чтобы добиться выразительной композиции, целесообразно предварительно «поискать» ее в набросках - эскизах, а также использовать фотоаппарат.

Постепенно задачи изображения нужно усложнять - учиться чувствовать настроение природы: спокойную, умиротворенную гладь тихого лесного озера, тревожный закат ночного летнего неба, душистое дыхание цветущей сирени, взволнованность предгрозовой поры, чудо-радугу, праздничность серебристого инея на деревьях, романтичность убегающей змейкой за деревенские дома и дальше в поле дороги... И в соответствии с этой задачей выбирается формат бумаги, технические средства. Это легко проследить по рисункам замечательных художников (Дж. Констебл. «Вид на реку Стур» (17 ), Э. Делакруа «Всадник») (18 ), (Рембрандт. «Пейзаж с каналом») (19 ), Рембрандт. «Воскрешение Лазаря») (20 ).

Упражнение 4. Выполним несколько рисунков на стилизацию изображения. В иконописном стиле, традиционном для Палеха, нарисуем тушью несколько деревьев (детские работы) (21–22 ).

Упражнение 5. Графике доступны разнообразные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др. (детские работы) (23–28 ), у нее практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Начнем работу с композиции натюрморта. Вырежем элементы натюрморта из цветной бумаги и, перемещая их по белому листу, начнем изучение композиционных закономерностей (детские работы) (29–30 ).

(25) (26)
(27) (28)
(29) (30)

Выполнив упражнения, можно перейти к заданиям.

Рисунок на уроках ИЗО в школе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задания

Задание 1. Основными задачами при рисовании натюрморта являются: правильная и выразительная композиция рисунка, правильное перспективное построение каждого предмета; точная передача их взаимного расположения в пространстве; четкое изображение пропорций; передача в рисунке светотеневых соотношений. Начинают натюрморт с обобщенного наброска всей группы без выделения отдельных предметов. Вначале короткими отрезками намечают конечные точки группы предметов по горизонтали и вертикали. Следующий этап работы: линиями прорисовываются общие размеры и очертания каждого предмета. Ведется постоянное сравнение одного тела с другим по величине, уточняются пропорции тел по высоте, ширине. Для этого используются дополнительные линии, линии построения. Особого внимания заслуживает правильное определение уровня горизонта и перспективного сокращения плоскости стола, на которой расположена изображаемая группа предметов. От уровня горизонта и расположения плоскости подставки зависят пространственные соотношения предметов, степень перспективного сокращения их плоскостей.

Задача во многом облегчается, если все предметы изображаются так, будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те части, которые не видны. По существу, прорисовывается полный каркас каждого предмета, что позволяет избежать ошибок и неточностей в их конструктивном строении. Типичной ошибкой при рисовании группы предметов, особенно если они расположены друг к другу очень близко, вплотную, является смещение или наложение следков (очертаний основания) предметов друг на друга. Неточности в изображении пространственного расположения основания предметов возникают из-за того, что рисующий плохо чувствует расстояние, пространство между предметами. Во избежание смещения рекомендуется рассмотреть группу сверху.

Следует подчеркнуть, что все построение ведется тонкими линиями со слабым нажимом. И только постепенно, по мере уточнения рисунка как в целом, так и в деталях, проявляются линии с большим нажимом, обозначающие передние грани, углы, плоскости. Одновременно ластиком стираются вспомогательные линии, линии построения. Однако надо помнить, что при выполнении светотеневого рисунка (на этапе его линейного построения) не следует проводить линии в полную силу, поскольку при дальнейшей светотеневой разработке рисунка они будут ярко проступать, «вылезать», смотреться как искусственная проволока. Можно оставить ряд вспомогательных линий на участках рисунка, расположенных в тени. Это нужно сделать для того, чтобы не касаться лишний раз плоскости бумаги ластиком, а при дальнейшей тоновой штриховке эти линии построения все равно сольются с общим тоном.

Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания границ собственной и падающих теней, с отметки бликов. После этого широкими штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном общие тени - участки рисунка, расположенные в тени независимо от того, собственная это тень или падающая. Следующий этап - более тонкая, детальная светотеневая проработка формы каждого предмета. Для этого надо определить самые темные и самые светлые места на предметах в натуре и разницу в тоне между собственной тенью и падающей. Для этого вспомним и используем закономерности воздушной перспективы: чем ближе предмет, тем он виден ярче, контрастнее, как в свете, так и в тенях. При соблюдении этих закономерностей в рисунке будут хорошо чувствоваться пространственные планы, отношения, воздушность (детские работы) (31–32 ).

(31) (32)

Культура рисования - это правильная последовательность ведения рисунка и правильное его представление. Рисуем от общего к деталям - и опять к общему, то есть форму, детали, форму.

Задание 2. Можно выполнить натюрморт в технике монотипии (вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток) или гравюры. Сделать гравюру в условиях урока непросто, но можно сделать гравюру наклейками. Для этого используем листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветную гуашь или типографскую краску, тонкий лист бумаги, толстую кисть и ложку.

Сначала придумаем натюрморт и сделаем эскиз. Вырежем составляющие его предметы из картона. Расположим их на листе плотного картона, который будет фоном. Для наклеивания хорошо использовать картон разной толщины. Чем толще картон наклейки, тем больше светлого пространства останется вокруг после печати - так можно выделить главное в композиции. Сначала надо приклеить самые крупные части. Резаком можно удалить из них некоторые детали, которые должны остаться светлыми, или наклеить на них, как и на плоскость фона, более мелкие элементы. Это будет основа, с которой можно делать отпечатки. Отпечаток станет интереснее, если удастся разнообразить фактуру наклеек: можно сделать штрихи резаком, использовать дополнительные материалы, например кружева. Затем надо валиком нанести мокрую краску на картон с наклейками, прижать чистый лист и притирать его ложкой. Затем аккуратно снять. Получится оттиск натюрморта - эстамп. Можно сделать новый оттиск; он пропечатается немного по-другому. Это увлекательная работа, она дает возможность экспериментировать.

Для монотипии потребуется металлическая пластина (можно взять пластину из любого плотного материала). Нанесем рисунок гуашью на металлическую пластину, наложим лист бумаги и хорошо прогладим его ладонью. При такой технике исполнения возможен только один отпечаток.

Задание 3. Поиски разнообразного графического решения одного и того же мотива (детские работы) (33 ).

Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики. Графика - прекрасная возможность для художника экспериментировать и искать новые выразительные средства и приемы (детские работы) (34–35 ).

(34) (35)

Работы выполнены учащимися ГОУ СОШ № 328 г. Москвы



Рисунок

Рису́нок

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? рису́нка , чему? рису́нку , (вижу) что? рису́нок , чем? рису́нком , о чём? о рису́нке ; мн. что? рису́нки , (нет) чего? рису́нков , чему? рису́нкам , (вижу) что? рису́нки , чем? рису́нками , о чём? о рису́нках

1. Рисунком называется изображение объекта, фигуры человека, которые сделаны вручную карандашом, пером, углем, красками и т. п.

Цветной, чёрно-белый рисунок. | Карандашный, акварельный рисунок. | Схематический, произвольный, строгий рисунок. | Выразительный, точный рисунок. | Рисунок углем. | Рисунок в книге, на асфальте, на стене. | Папка с рисунками. | Выставка детского рисунка. | Стереть рисунок. | На правой стене висел рисунок карандашом.

2. Рисунком называется книжное изображение диаграммы, фотографии и т. д.

Стрелки на рисунке. | График см. на рисунке 5. | Ниже приводится рисунок. | На рисунке 117 дана оптическая схема спектрографа.

Иллюстрация

3. Рисунком называется умение создавать изображения или линейные элементы в картине в противоположность колориту, краскам.

Урок рисунка. | Владеть рисунком. | Учился рисунку у знаменитого художника.

4. Рисунком называют повторяющийся узор на ткани, промышленном изделии и т. д.

Рисунок чугунной ограды. | Ткань пёстрого рисунка. | Рисунок на подошвах ботинок. | Стандартный рисунок камуфляжа предназначен для лесистой местности.

Орнамент

5. Рисунком называется узор и т. д. на природных материалах - камне, дереве и т. д.

Рисунок текстуры древесины. | Малахит - единственный из зелёных самоцветов, имеющий узорчатый рисунок.

6. Рисунком называется своеобразное сочетание естественных линий на теле человека, животного, насекомого.

Рисунок ладони. | Рисунок на крыльях бабочки.

7. Рисунком называют набор общих свойств какого-либо объекта, действия, процесса.

Психологический рисунок. | Внешний рисунок действий.

рису́ночек сущ. , м.

рису́ночный прил.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "рисунок" в других словарях:

    Какое либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая… … Художественная энциклопедия

    Изображение, арабеска, виньетка, гравюра, заставка, иллюстрация, карикатура, политипаж, чертеж, фигура. Ср … Словарь синонимов

    РИСУНОК, рисунка, муж. 1. Нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем. Рисунок дерева. Карандашный рисунок. Рисунок карандашом, углем и т.д. || перен. Очертание, контур. Рисунок гор на… … Толковый словарь Ушакова

    РИСУНОК - РИСУНОК. Изучение и анализ Р. как подсобный метод для понимания содержания псих. сферы применяется психиатрией и психологией гл. обр. в двух направлениях. Во первых в отношении изучения рисунков душевнобольных как продукта пат. творчества вообще… … Большая медицинская энциклопедия

    Рисунок - Рисунок. А. Матисс. Женский портрет. Тушь, перо. 1944. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. РИСУНОК, изображение, начертание на плоскости; основной вид графики. Выполняется карандашом, мелом, пером, углем и т.д. с помощью контурных … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется (карандашом, пером, кистью, углем и т. д.) с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге. Главные виды… … Большой Энциклопедический словарь

    РИСУНОК, нка, муж. 1. Нарисованное изображение, воспроизведение чего н. Карандашный р. Р. углём. 2. Совокупность графических элементов в картине, в противоп. колориту, краскам (спец.). Художник мастер рисунка. 3. Искусство рисования. Урок рисунка … Толковый словарь Ожегова

    РИСУНОК, см. рисовать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    рисунок - РИСУНОК, зарисовка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Рисунок 13 - Рисунок 13Следы грызунов237 следы небольшой полевой мыши на снегу (237a, 237b разные варианты следов); 255a отпечатки лап серого хомячка; 255b расположение следов серого хомячка; 264 следы ондатры; 265 следы водяной крысы; 306 следы обыкновенной… … Животные России. Справочник

    рисунок - Графическое изображение на плоскости, создаваемое с помощью линий, штрихов, пятен, точек. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины части и элементы текста издания EN designfigure DE Zeichnung FR… … Справочник технического переводчика

Испанский художник Пабло Хурадо Руис за работой

Абстрактный рисунок - изображение предмета или явления реального мира, характеризующееся изолированностью, резкостью или намеренным преувеличением изображаемого объекта. Под абстрактным рисунком также иногда понимают композицию линий, форм и цветов, которая слабо связана с предметами и явлениями реального мира.

Видоискатель - приспособление, используемое художниками для выбора удачного вида и определения границ композиции; в фотографии видоискатель является элементом фотоаппарата, который показывает границы будущего снимка.

Воображать - представлять себе, мысленно вызывать в воображении объекты и образы, недоступные в данный момент для восприятия органами чувств.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Граница - воображаемая линия на рисунке (к примеру, линия горизонта, отделяющая небо от земли) либо реальная линия (контур), определяющая границы фигур или отделяющая фигуру от окружающего ее пространства.

Изображение - образ, возникающий на сетчатке глаза в результате получения мозгом от зрительной системы информации о воспринимаемом объекте.

Интуиция - непосредственное постижение истины без логического анализа; суждения, знания или мысли, которым не предшествует процесс размышлений; знание, которое приходит как внезапное озарение.

Картинная плоскость - воображаемая плоскость, подобная оконной раме. Картинная плоскость всегда расположена параллельно вертикальной плоскости, в которой находится лицо художника, и перпендикулярно лучу зрения (направлению взгляда на объект). Через картинную плоскость объект видится так, как он будет выглядеть на бумаге. В фотографической камере роль картинной плоскости играет светочувствительный слой.

Когнитивный сдвиг - смена преобладающего типа мышления, к примеру, переход от аналитического (связанного с функцией левого полушария) к пространственно-образному (связанному с функцией правого полушария) мышлению или наоборот.

Композиция - упорядоченное соотношение межу частями или элементами произведения искусства. В учебном рисунке композиция означает правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Контур - линия, определяющая границы фигур или отделяющая фигуру от пространства.

А-режим - способ переработки информации о реальности, при котором задействуются линейный, аналитический, вербальный и логический режимы мышления.

Левое полушарие - левая половина головного мозга. Является преобладающим полушарием у большинства правшей и отвечает за абстрактно-логическое (вербальное) мышление.

Леворукость - преобладающее использование левой руки для рисования и письма; левши составляют приблизительно 10% всех людей. При этом доминирующим полушарием для левшей, как и для правшей, может являться левое полушарие.

Линия глаз - воображаемая линия на портрете, которая делит голову пополам по горизонтали. На этой линии располагаются глаза. В пейзаже под линией глаз подразумевается линия горизонта.

Негативное пространство - пространство вокруг объектов рисунка. Границы негативного пространства совпадают с границами рабочей поверхности. Внутренние границы негативного пространства могут совпадать с границами объектов рисунка.

Определение пропорций - проверка соотношения элементов или частей формы между собой с помощью подручных предметов (чаще всего используется обычный карандаш, удерживаемый на вытянутой руке). Таким образом определяется положение одной части рисунка относительно другой, величина углов по отношению к горизонтали или вертикали, а также размеры частей рисунка относительно основного элемента.

Основной элемент - начальный элемент или часть композиции, которая помогает сохранить правильные пропорции в работе. При расчете пропорций основной элемент всегда принимается за единицу.

П-режим - способ переработки информации о реальности, при котором задействуется визуальный, пространственно-образный режим мышления. Этот режим мышления отвечает за одномоментное восприятие и оценку объекта и ориентирован на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

Перекрестное штрихование - способ создания тона или объема с помощью непрерывных линий, проведенных в двух и более направлениях.

Перспектива и пропорция - изображение объектов на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. В более узком смысле перспективой называют изображение, построенное на горизонтальной или вертикальной плоскости, а пропорцией - соотношение между частями рисунка.

Правое полушарие - правая половина головного мозга. У большинства правшей правое полушарие отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов.

Ракурс - положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удаленных от переднего плана частей.

Реализм в живописи - стремление как можно более точно и объективно передать действительность. Иногда используется как замена термина «натурализм».

Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещенности, создающей шкалу яркостей. Различают следующие элементы светотени: свет, падающая тень, рефлекс и собственная тень.

Символическая система - в живописи - набор символов, последовательно используемых для создания образа, к примеру, лица или фигуры. Символы обычно взаимосвязаны, поэтому использование одного символа влечет за собой следующий (подобно ассоциациям, возникающим при написании знакомых слов). Символическая система в рисовании обычно формируется в детском возрасте и, как правило, остается постоянной на протяжении всей жизни, если только не работать над ее изменением целенаправленно.

Сознание - способность воспринимать объекты, людей и окружающий мир. Близкими по смыслу словами будут «видение» или «познание».

Твердость грифеля. Карандаши различаются по твердости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами. Т (или Н - от англ. hard) - твердый, М (или В - от англ. black) - мягкий. Карандаш средней твердости (твердо-мягкий) будет обозначен буквами ТМ или НВ. Дальнейшее деление происходит таким образом: карандаш с пометкой 8Н будет самым твердым, а 8В - самым мягким. Промежуточными значениями будут, к примеру, такие: 6Н, 4Н, 2Н, НВ, 2В, 4В, 6В. В отличие от Европы и России, в США для указания твердости используется числовая шкала, поэтому простой карандаш стандартной твердости НВ в Америке будет промаркирован как № 2 или 2В.

Тип мышления - вид мыслительной деятельности; в зависимости от преобладающего полушария выделяют абстрактно-логическое (или вербальное) и пространственно-образное мышление.

Формат - может означать форму листа для рисования (прямоугольный, квадратный, треугольный и так далее) или соотношение длины и ширины прямоугольного листа.

Характеристики цвета - светлота и яркость цвета. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится черным, а при максимальном увеличении светлоты становится белым.