боевые друзья, единомышленники. окружённый, взятый в объятия

(историческая основа думы

К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»)

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна


  • подготовить к восприятию думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»,
  • познакомить с исторической основой произведения,
  • проанализировать черты русского национального характера, показанные К.Ф. Рылеевым в образе Ермака,
  • воспитывать патриотические чувства

Константин Фёдорович Рылеев (1795 - 1826) -

русский поэт, общественный деятель, член Северного тайного общества, декабрист

При жизни Кондратия Рылеева свет увидели две его книги:

в 1825 году вышел сборник «Думы» И поэма «Войнаровский».

В сборник «Думы» поэт включил более 20 произведений этого жанра:

«Олег Вещий», «Боян», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака»,

«Иван Сусанин», «Пётр Великий в Острогожске» и другие.


Константин Фёдорович Рылеев

ставил перед своим поэтическим творчеством задачу напоминать юношеству о ратных патриотических подвигах предков, знакомить со знаменательными эпохами народной истории, привить искреннюю привязанность к родине, подлинную любовь к отечеству.


Думы К.Ф.Рылеева

«Мстислав Удалый»

«Пётр Великий в Острогожске»

«Боян»

«Олег Вещий»

«Смерть Ермака»

«Иван Сусанин»

Дума - поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы.


Дума К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

основана на реальных исторических событиях.

Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи.

Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш.


Историческая основа думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

Произошло это 6 августа 1585 года. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом в 50 человек ночёвал на берегу Иртыша в устье реки Вагай. Кучум напал на казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков.

Согласно воспоминаниям очевидцев той страшной ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами. Пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше.

Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.


Историческая основа думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин Яныш. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум.

Говорят, что татары несколько дней стреляли в тело атамана из луков и пировали.

Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царём московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почётном месте, но за кладбищем, так как Ермак не был мусульманином.


Словарная разминка

1. Объясни смысл словосочетаний:

Ко славе страстию дыша -

желая славы.

Товарищи его трудов -

боевые друзья, единомышленники.

Не праздно в мире жили -

не напрасно.

Роковой удел -

несчастливая судьба.

Воспрянул ото сна -

проснулся.

2. Подбери синонимы к словам:

чащоба, глушь, заросли.

Дебри -

Объятый -

окружённый, взятый в объятия.

Шатёр -

палатка, лагерь.

Ратник -

воин, дружинник.

Челн -

судно, лодка.

Броня -

доспехи, кольчуга, панцирь .


Словарная разминка

Русь святая -

Родина, отечество, родная земля.

Благословение отчизны -

милость родины, пожелание побед и счастья.


  • Объясните, почему события в начале думы происходят ночью, во время грозовой бури?
  • О чём думает Ермак в ночь перед боем?
  • Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили»?
  • Как погибла дружина Ермака? В чём видит автор причину её гибели и кого осуждает за это?
  • Какова тема и идея думы Рылеева?
  • Какие чувства стремился передать автор?
  • Найдите в тексте думы патриотически звучащие строки.
  • Перечитайте выразительно вслух думу. Чем она особенно волнует сердца читателей?
  • Какие черты русского национального характера показал К.Ф. Рылеев в образе Ермака?
  • Какие произведения устного народного творчества близки к думе Рылеева?

Б. Дехтерев. «Гибель Ермака»

Какой эпизод из думы «Смерть Ермака изобразил художник Б.Дехтярев»?


Памятники Ермаку

Первый в мире линейный ледокол «Ермак»

Стела Ермаку

в Тобольске

Памятник Ермаку

в Новочеркасске

Донские деньги - Ермак, 100 р. Ростов, 1918 г.

В думах Рылеева нашел выражение художественный метод революционного романтизма. Рисуя героев прошлого, поэт-декабрист стремился не столько воссоздать историческую действительность, сколько воплотить свой идеал гражданина. Это отвечало общественно-воспитательным задачам, которым должны были служить думы. Соответствует этим задачам и композиционный строй дум, в котором Пушкин разграничил три основных элемента: описание места действия, речь героя и «нравоучение». Как правило, думы не имеют сюжета и представляют собой своего рода серию исторических портретов или картин. Значительная роль лирического монолога, произносимого героем, сближает думы по их общему характеру с гражданской лирикой Рылеева.

  • …кто с сильными в борьбе
  • На протяжении 1821 -1823 гг. Рылеев напечатал свыше двадцати дум. В 1825 г. «Думы» вышли отдельным сборником. Около десяти дум (считая и неоконченные) было найдено в бумагах Рылеева. При своем появлении думы вызвали противоречивую оценку. Известен суровый отзыв о них А. С. Пушкина, который не нашел в них ничего национального, русского, кроме имен, и признал их однообразными по композиции (см. письма П. А. Вяземскому и Рылееву в мае 1825 г.).

    Рисуя героев русской истории на протяжении ряда столетий, Рылеев поэтизирует образ борца за свободу и независимость родины (Мстислав Удалой, Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий) или образ гражданина, мужественно отстаивающего свои общественные идеалы (Матвеев, Долгорукий, Волынский). В уста своих героев Рылеев вкладывает монологи, в которых находят выражение гражданские идеи и настроения декабристов. Так, Волынский признает верным сыном отчизны только того,

    Это далеко от истории, которая не дает оснований для такой идеализации кабинет-министра А. П. Волынского, но это близко к той современности, активно воздействовать на которую стремились декабристы. Столь же по-декабристски звучало и обращение Дмитрия Донского к соратникам перед битвой на Куликовом поле.

    Думы Рылеева связаны и с традициями художественной литературы, а именно с жанром исторической баллады, получившим в те годы распространение в русской литературе. Крупнейшим явлением в этой области была пушкинская «Песнь о вещем Олеге» (1822). Но Рылеев своеобразно трактовал этот жанр, что было отмечено А. А. Бестужевым в его критическом обзоре «Взгляд на старую и новую словесность в России»: «Рылеев, сочинитель дум или гимнов исторических, пробил новую тропу в русском стихотворстве». Это своеобразие заключалось в ощутительном присутствии в произведении, а иногда и в преобладании, лирико-публицистического элемента.

  • За край родной иль за свободу,
  • И хлеб перед каждым большими ломтями.
  • Вот скатерть простая на стол постлана;
  • Пушкин судил о думах Рылеева с точки зрения того более глубокого, чем это было у декабристов, понимания историзма и народности литературы, к которому он подходил как раз в эти годы. Но при всей своей романтической условности думы увлекли читателей героическими образами многочисленных деятелей русской истории и патриотическими чувствами автора. С этой точки зрения рылеевским думам нельзя отказать в народности, что подтверждается, в частности, широкой популярностью «Смерти Ермака» (1821), называемой народной песней.

    Рылеевские думы не отличаются и стилистическим единством. В соответствии с тематико-композиционными особенностями дум в них преобладает лирическое начало, что находит особенно яркое выражение в обилии стилистических фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический (ораторский) стиль. Но в некоторых думах (например, «Иван Сусанин») заметно стремление автора найти повествовательные формы изложения, отвечающие принципу простого рассказа о событиях. С этим связано и введение в гражданско-патетический стиль дум бытовой лексики, отражающей реальные подробности изображаемого действия, например:

  • И русская каша и щи пред гостями,
  • Забывши вовсе о себе,
  • («Волынский»)
  • Готов всем жертвовать народу.
  • Тенденции национально-исторического эпоса, для которых узкие рамки дум не давали простора, нашли развитие в поэмах Рылеева.

  • Поставлено пиво и кружка вина,
  • Определяя жанровую природу дум, Рылеев возводит их к украинской народной поэзии: «Дума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение». Стремление поэта связать идейно-художественный замысел своих исторических баллад, с народной традицией отвечало одному из положений декабристской эстетики – признанию фольклора источником литературы.

    1-я историческая дума «Курбский»(21 год). На протяж. 21-23 гг. Рылеев напечатал более 20 дум. Д. он пишет под влиянием 9 том «Истории государства российского» Карамзина.25 год-думы вышли отдельным сборником.При своем появлении думы вызвали противоречивую оценку.Пушкин обосрал их с ног до головы.Он не нашел в них ничего национального,русского и признал их однообразными по композиции. Но другая точка зрения-думам нельзя отказать в народности. По жанру Р. возводит Д. к украинской нар. поэзии.Декабристская эстетика-признание фольклора источником литературы.Думы связаны с жанром исторической баллады,распростр. в те годы.Аналог. с пушкинским «Вещим Олегом».Своеобразие дум Р.-в преобладании лирико-публицистического элемента.Р. поэтизирует образ борца за свободу и независ. родины или образ гражданина,мужественно отстаивающего свои идеалы: Мстислав Удалой.Дмитрий Донской,Иван Сусанин,Богдан Хмельницкий,Матвеев,Долгорукий,Волынский.

    «Смерть Ермака»(1821 год).Ермак Тимофеев-казак.Бросился в Иртыш и погиб в волнах во время нападения Кучума в 1569 году.Е. дышал страстью к славе,не боялся смерти «своей и вражьей кровью смыв все преступленья буйной жизни и за победы заслужив благославения отчизны.Нам смерть бывает не страшна».Дело сделано-сибирь покорена.Кучум перебил всю дружину.Е. бежал,погиб в влнах.

    «Иван Сусанин»(1822г)О событиях 1612 года.Сусанин повел поляков,кот. хотели захватить Михаила Романова и утвердиться на трон.Сусанин предупреждает его об опасности и раздраженные поляки его убили. «Предателя мнили во мне вы нашли,их нет и не будет на русской земли,в ней каждый отчизну с младенчества любит и душу изменой свою не погубит».

    «Волынский»Настраивал Анну Иоановну против Бирона.В 30-е годы Бирон приговорил его к смертной казни через суд.В 1739 году.В. вступился за царицу.Идея-не тот сын отечества,у кого тщеславие и вероломство,а тот,кто не ждет награды,забывая о себе,все отдает народу. В. гордо ждал смерти,т.к. жил душой.Чтоб его детей привели к его могиле,чтобы в их душе родились подобные чувства.

    В монологах героев находят выражения гражд. идеи и настроения декабристов.В думах Рылеева нашел выражение художественный метод революционного романтизма.Рисуя героев прошлого,поэт стремился воплотить свой идеал гражданина.Это отвечало общественно-воспитательным задачам,которым должны были служить думы.Соответствует этим задачам и композиционный строй дум,в котором Пушкин разграничил три основных элемента:описание места действия,речь героя и нравоучение.Как правило,Д. не имеют сюжета и представляют собой своего рода серию исторических портретов или картин.Значительная роль лир. монолога.Нет стилист. единства.В соотв. с тематико-композиционными особенностями дум,в них преоблад. лир. начало,что находит особенно яркое выражение в обилии стилист. Фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический стиль.


    «Войнаровский» в 1823 г был прочитан отрывок из поэмы «Ссыльный». Рылеев избирает события национально- политической борьбы – выступление Мазепы, поддержанного его племянником и единомышленником Войнаровским, против Петра1. Выступление Мазепы против Петра рассматривается как измена. Войнаровский готов переоценить роль Мазепы и Петра и признать, что историческая и моральная правда была на стороне царя. Он патриот и борец за власть. Поэма написана в форме исповеди героя. Отход от романтической условности в сторону жизненной правды заметно проявился и у Рылеева в зарисовках быта и природы Сибири. Наиболее осязательные контуры приняла поэма «Наливайко» события, происходящие трактуются верно с исторической точки зрения – борьба украинского народа с Польше за национальную свободу. Большое впечатление произвели «Исповедь Наливайки», в которых словами героя, он предсказал собственную гибель. Р принадлежит принципиальное утверждение: «Я не поэт, а гражданин».

    7.2. Поэма Пушкина «Руслан и Людмила»

    Задумка поэмы родилась еще в лицейские годы, а реализовалась только через 3 года, незадолго до ссылки на юг в Екатеринослав (над ней он работал с 1817 по 1820). В тот период в тв-ве П. ощущалось движение к художественному синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений. И это движение ощутимо в его первой поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Поэма создана излюбленным стихотворным размером Ломоносова – четырёхстопным ямбом, который станет любимым размером и Пушкина. В поэме, несмотря на сказочный сюжет, хорошо развиты разнообразные характеры действующих лиц. В ней соединены героическое и обыденное, возвышенное и шутливое, драматическое и смешное. Это была народная поэма, не являлась переработкой к-то фольклорного произведения. Широко используются запомнившиеся с детства сказочные образы и прочитанные сказочные реминисценции. Намеренно заимствовано из «12 спящих дев» Жуковского эпизоде «Руслана и Л» пребывание Ратмира в замке. Поэма радостна, оптимистична, полностью соответствует духу народных сказок с их торжествующими в конце положительными героями, с их победой добра над злом. Не «небесное», а «земное» выступает в разработке образов героев, Пушкин развивает различные характеры действующих лиц. Примечателен в этом отношении один из соперников Руслана – обжора и хвастун, трус и враль, Фарлаф. В сказочную ткань вплетены несколько ярких и поэтических зарисовок древнерусской жизни и древнерусского быта (свадебный пир, битва киевлян с печенегами), прочитанные в «Истории гос. росийского» Карамзина.

    Новаторство заключается в образе автора. Современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их, делиться своими мыслями. Благодаря образу автора история и современность сливаются воедино.В основе сюжета - любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой, песни Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными героями. Вместе с тем пушкинские герои ещё весьма условны: Людмила более походит на современницу поэта, нежели на степенную древнерусскую красавицу, Руслан же не всегда выглядит былинным богатырём, напоминая то героя баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиг во славу возлюбленной. В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедливости, добра и красоты.Поэма включает в себя разные жанры: волшебную сказку с её характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение; рыцарский эпос, былинный эпос, баллада и лирические жанры – элегия и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.Текст « Руслана и Людмилы» держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. Пушкин не даёт предпочтение ни одному из них. Он ведёт беседу с читателем и, развивая сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, которые наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и помощники. Сны Людмилы возвращают нас к балладе. Само имя её напоминает героиню одноимённой баллады Жуковского.

    Герои все реалистичны, их мечты реальны. Взамен окутанной туманами баллады Жуковского перед нами яркий, насыщенный красками, пестрый и разнообразный мир, как сама жизнь. Поэма ставила критиков в тупик: они не могли соотнести её ни с одним из ранее существовавших видов, но находили в ней элементы их всех.

    Всё затрудняло и разнообразие языка. Поэма написана в русле языка Батюшкова и Жуковского, развивавших традиции «нового слога» Карамзина, в основу которого было положено то, что Ломоносов называл «средним штилем». Поэма написана материалом из «высокого штиля», а иногда выражения употребляются из «низкого» штиля. Критики осуждали П. за это.

    Своей шутливой поэмой-сказкой П. начал процесс демократизации русской литературы и со стороны её содержания и со стороны языка. Некоторые критики считали, что взятие материала из народного творчества – бедствие для литературы.

    В поэме П. утверждал романтический принцип творческой свободы писателя от всякого рода педантических теорий и правил, мешавших движению литературы вперёд. В ней, по словам Белинского, было заключено «предчувствие» «нового мира творчества»; этим она и открывала новый, пушкинский, период в истории русской литературы.

    Но, по словам Белинского, в поэме было мало дельного, отсутствовала прямая связь с современностью, с насущными запросами передовых кругов русского общества. Это не устраивало и П, поэтому он охладел к своему «детищу» («она мне надоела» - писал он Вяземскому).

    Современники по разному оценили поэму, но, быть может, самым дорогим для Пушкина был отзыв Жуковского, подарившего Пушкину свой портрет с надписью « Победителю ученику от побеждённого учителя».

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Ознакомление с биографией Ивана Сергеевича Тургенева – одного из русских писателей-титанов. Произведение о тайной жизни души человеческой. Рассмотрение влияния родителей, впечатлений дворянского детства. Анализ увлечений автора философией на Западе.

      презентация , добавлен 02.04.2015

      Иван Бунин – выдающийся русский писатель, особенности его творчества. Ситуация в России в начале XX века. Выбор места действия и характеристика повести "Деревня", действующие лица, "беспощадная правда" о "мужицком царстве" и ответы на вечные вопросы.

      реферат , добавлен 11.02.2011

      Один из них Иван Васильевич, был философом, публицистом, литературным критиком: а другой - Пётр Васильевич - фольклорист, археолог, археограф, переводчик, публицист; их объединяет общее дело - они боролись за просвещение российского народа.

      контрольная работа , добавлен 10.05.2005

      Пословицы как отражение духовной культуры и ментальности народа. Пословичные тексты в лингвистической литературе. Особенности употребления наименований лица в русских пословицах по признаку родства, роду деятельности, внутренним характеристикам.

      курсовая работа , добавлен 07.11.2013

      Биография И.С. Тургенева. Переезд семьи Тургеневых в Москву и первые литературные опыты будущего писателя. Влияние дружбы Тургенева и Белинского на дальнейшее развитие творчества Тургенева. Антикрепостнический характер сборника "Записки охотника".

      реферат , добавлен 02.01.2010

      Сущность полемики между шишковистами и карамзинистами. Природа в лирике Жуковского. Особенности романтизма Батюшкова. "Думы" Рылеева, особенности жанра. Открытия Баратынского в жанре психологической элегии.

      контрольная работа , добавлен 18.11.2006

      Великая Отечественная война - бессмертный подвиг советского народа. Отражение правды войны в литературе. Героическая борьба женщин с немецкими захватчиками в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…". Трагедия военного времени в романах К. Симонова.

      презентация , добавлен 02.05.2015

      Детские годы и юность И.С. Тургенева. Знакомство с французской певицей П. Виардо, дружеские отношения с которой продолжались в течение всей его жизни. Цикл очерков "Записки охотника", осуждающих крепостное право. Вклад в развитие русской литературы.

      презентация , добавлен 20.10.2013

    Особое место в творчестве Рылеева занимает поэтический цикл «Думы», который создавался в 1821-1823 гг., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть:

    Рылеев создал обширную галерею исторических портретов горячих и самоотверженных патриотов, ради любви к родине, к родному народу способных идти на подвиг, жертвуя собственной жизнью. Он объединил эти стихи в цикл, связанный общей идеей,. Название "Думы", очевидно, пришло от поэтических преданий свободолюбивой Украины, распевавшихся кобзарями. До известной степени само название должно было подсказать вдумчивому читателю мысль о демократической направленности этого произведения. Всего Рылеевым была написана тридцать одна дума Здесь проходят имена древней русской истории: Олег Вещий, Ольга, Святослав, Святополк, Мстислав Удалой, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Курбский, Ермак, Борис Годунов князь Владимир Киевский, Марфа Посадница, Яков Долгорукий, Меншиков, Волынский и др. Все эти стихотворные рассказы о деятелях отечественной истории проникнуты единой мыслью: жертвенная любовь к родине, борьба против иноземных насильников, воинское и гражданское мужество.

    Он идеализировал своих героев, придавая им не соответствовавшие действительности черты. Если образы древнерусских князей, мужественно защищавших родную землю, были нарисованы исторически верно, то государственные деятели XVII - XVIII веков часто не по праву приобретали желательный поэту облик правдолюбцев и защитников народных прав .

    Следует заметить, что установка на поучение, на воспитание положительным примером помешала исторически верному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность рылеевских дум свидетельствовала о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт. Особое место в цикле занимает «Иван Сусанин», единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа , который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин - самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах.

    В 1823 г. создается поэма «Войнаровский», отразившая значительные изменения, происходившие в творчестве Рылеева. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Поэма «Войнаровский» целиком посвящена одному из эпизодов малороссийской истории – заговору гетмана Мазепы против Петра I во время Северной войны (1700-1721). Кульминационной точкой в поэме становится Полтавская битва 1709 г. В поэме прошлое изменено с целью проведения более четких параллелей с настоящим. Основная декабристская идея, которая реализуется в поэме – идея борьбы с тиранией. Для большей наглядности при воплощении данной идеи Петр I показывается как тиран, Мазепа и особенно его соратник Войнаровский воплощают в себе принцип бескорыстной борьбы за национальную независимость. главный герой поэмы, изображен Рылеевым как романтический герой, стойко переносящий все удары судьбы. Причиной его несчастий и разочарований являются не любовные неудачи или усталость от светской жизни, а горькие раздумья о судьбе родины. По существу, вся поэма есть исповедь героя - прием, характерный для романтиков. Исповедь помогает раскрыть внутренний мир героя, но в то же время до некоторой степени лишает автора возможности выразить собственные суждения и оценки.

    В поэме Рылеева Войнаровский дан как человек большего душевного благородства. Юношески доверчивый и неопытный, он был обманут дядей - хитрым интриганом. Однако даже в ссылке он не в состоянии разобраться в сути исторических событий: с одной стороны, Мазепа все еще представляется ему как борец «свободы с самовластьем». С другой стороны, в поэме дана и иная оценка событий начала XVIII в.: Особое место занимает в поэме образ украинской казачки, прошедшей через всю Сибирь в поисках своего мужа, чтоб облегчить ему там тяжесть одиночества. В ее образе Рылеев также подчеркивает прежде всего не интимные переживания, а патриотические чувства:

    Особенности построения:

    Структура поэмы полностью повторяет структуру «дум», отличается только объем

    поэма «Наливайко», посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига.

    Герой поэмы «Наливайко» - гетман, который поднял меч за свой край:

    Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его.

    Цикл «Думы»:

    Цикл создан в период с 1821 по 1823 гг.

    Первая дума написана в 1821 г. – это дума «Курбский».