Сложный план к рассказу кладовая солнца. Энциклопедия сказочных героев: "Кладовая солнца"

Анализ произведения

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен­ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви­на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на­сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од­ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ «Кладовая солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин — сказка-быль. Поня­тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо­жественного повествования, в которой он мог свободно вопло­тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья — братец Митраша и сестренка Настя — это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка.

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… <…>Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. <…> Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде­ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.

И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

— Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.

— Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

— Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере.

— Гу-гу-гу… — красивая птичка снегирь на березе».

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, — это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были — тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб­ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен­ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви­на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на­сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од­ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом “к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей”. Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ “Кладовая солнца”.

этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин – сказка-быль. Поня­тие “сказка” станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо­жественного повествования, в которой он мог свободно вопло­тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В “Кладовой солнца” он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья – братец Митраша и сестренка Настя – это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка.

“Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный. “Мужичок в мешочке”, – улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. “Мужичок в мешочке”, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх”. Автор любовно описывает своих героев и наде­ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.

И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: “пойди туда, не знаю куда”. Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: “бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

– Тэк-тэк! – чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.

– Шварк-шварк! – дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

– Кряк-кряк! – дикая утка кряква на озере.

– Гу-гу-гу… – красивая птичка снегирь на березе”.

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, – это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были – тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин “сгущает доб­ро”, он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

План

1. Дружная жизнь Насти и Митраши в деревне.

2. Дети собираются за клюквой.

3. Ребята повздорили и пошли разными тропами.

4. Настя находит палестинку, всю усыпанную клюквой, а Митраша по своей оплошности попадает в болото.

5. Собака лесника Антипыча Травка выручает Митрашу из беды.

6. Маленький охотник убивает старого разбойника-волка Се­рого Помещика, и дети возвращаются домой.

Глоссарий:

  • план кладовая солнца
  • пришвин кладовая солнца анализ произведения
  • кладовая солнца анализ произведения
  • кладовая солнца план
  • анализ произведения кладовая солнца

Другие работы по этой теме:

  1. “Кладовая солнца” – сказка-быль. Вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие – за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы – как...
  2. Когда я впервые прочитал сказку-быль “Кладовая солнца” Михаила Михайловича Пришвина, я очень долго не мог понять, чем же это произведение является – вымыслом или правдой....
  3. Митраша Митраша – главный герой сказки-были М. Пришвина “Кладовая солнца”, сирота, брат Насти. Это мальчик лет десяти с хвостиком, небольшого роста, но очень плотный, за...

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»
I. Беседа по вопросам
- Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?

Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.

Найдём в тексте портреты героев - “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”. Прочитаем их вслух.

Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?

“Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке”.

Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше.

Отношение автора к детям помогает понять сравнения и эпитеты, с помощью которых автор описывает детей. Настя - “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша - “мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.

Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?

Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?

Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.

Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

О чём вспоминал Митраша, глядя на компас?

Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это - сказка или быль?

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?

Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

Учитель читает выразительно два абзаца, начиная со слов: “Лет двести тому назад… ”

Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?

Дети ответят, что сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли-вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде-альными для литературы того времени были произведения, пол-ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен-ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви-на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на-сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од-ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен-но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас-сказ «Кладовая солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова-ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав-шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку-тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис-ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы-бирает для своего произведения Пришвин — сказка-быль. Поня-тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо-жественного повествования, в которой он мог свободно вопло-тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья — братец Митраша и сестренка Настя — это всеобщие любимцы, это два ма-леньких солнышка.

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… <…>Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. <…> Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест-ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде-ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.

И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо-минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти-ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глу-харь в темном лесу.

Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере.

Гу-гу-гу… — красивая птичка снегирь на березе».

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ-ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот-ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо-жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо-щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, — это олицетворение. Способностью размышлять обла-дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели. Материал с сайта

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет-но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум-ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были — тема единения чело-века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб-ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

План

  1. Дружная жизнь Насти и Митраши в деревне.
  2. Дети собираются за клюквой.
  3. Ребята повздорили и пошли разными тропами.
  4. Настя находит палестинку, всю усыпанную клюквой, а Митраша по своей оплошности попадает в болото.
  5. Собака лесника Антипыча Травка выручает Митрашу из беды.
  6. Маленький охотник убивает старого разбойника-волка Се-рого Помещика, и дети возвращаются домой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение с планом на тему Пришвин кладовая солнца
  • сочинение с планом кладовая солнца
  • русский и литература 865 Кладовая солнца план сочинения Трудный путь человека к правде жизни
  • что пришвин хотел передать в сказке были кладовая солнца
  • вопросы к произведениях пришвина для детей