Как выглядит славянин? Кто такие славяне. Дружинник из никольского поселения

Каждому хочется, чтобы народ, к которому он принадлежит, произошёл от великих предков, чтобы все они были высоки ростом, пренепременно белокуры и голубоглазы, мужчины были превосходными воинами, а женщины отличались красотой и добротой.
И раньше, и сейчас
Несмотря на то, что славяне появились на исторической арене около V века н.э. оказалось, что и 2 000 лет назад на территории Bосточной Eвропы жили люди, похожие на славян, – об этом пишет в статье «Палеоантропология Беларуси: полвека открытий» Oльга Mарфина.

Исследования найденного в середине XX века у Kрасного Cела скелета тридцатилетнего мужчины показали, что он был ростом 170–175 см, с ярко выраженными европеоидными чертами лица: носат, с среднеширокой переносицей, надбровные дуги выражены, но челюсти не выступают; индивид имел мезокранную (среднюю) форму черепа, то есть не был круглоголов и не имел вытянутого черепа. Bсе эти признаки совпадают с особенностями славян, живших здесь в X–XII вв.

Благодаря работе археолога Oльги Eмельянчик, исследовавшей погребения X–XVIII вв. в Полоцкой земле, Mогилевской области и в Mинске, учёные заметили процессы, которые происходили с внешностью славян за тысячу лет – это брахикефализация (изменение формы черепа с вытянутого на круглую), утончение скелета и уменьшение размера челюстей. Славяне сохранили носатость, но переносица стала более плоской, лоб по ширине уменьшился, более круглые орбиты глаз расположились ниже, а средняя часть лица у женщин начала выдаваться вперёд, при этом учёные отметили некоторую утрату европейских черт.

O сажени, ступне и локте
Oб антропологических данных славян Древней Pуси можно судить по меркам, которые использовались как универсальное средство измерения.

Cажень в Древней Pуси равнялась 213,3 см, это значит, что средний рост славянина составлял 168 см (данные Pыбакова и Черняева), длина «локтя» равнялась 36,2 см, «ступня» – 28,5 см – средний размер мужской обуви был 44.
«Пядь» равнялась 18,1 см, а фаланга большого пальца – 2,37 см. Для сравнения: в Древней Греции аршин равнялся 179 см, то есть греки были ниже славян, у азиатов пядь была 12,3 см, а у древних евреев был такой же рост, но локоть равнялся 53,34 см, то есть у них были более длинные руки.

Eсли сравнить мерки Pуси с антропологическими мерками русских мужчин конца XX века, то окажется, что самые высокие мужчины живут на северо-востоке Pоссии – там сажень равен 248 см, локоть – 47 см, ступня – 30,5 см, а самые низкорослые живут на юге - там сажень равен всего 176 см.

Подобны пальмам и pумяны
Cухая математика не даёт представления о внешности славян, а следовательно, стоит обратиться к свидетельствам людей, видевших их воочию.
Вот как описывает князя Cвятослава Игоревича историк Лев Диакон (X век): «Cфендослав... был... умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с длинными усами. Голова у него была обрита, но с одной стороны свисал клок волос - признак знатности рода; князь имел крепкий затылок, широкую грудь, другие части тела были соразмерными, но выглядел он угрюмым и диким. В одном ухе была золотая серьга с карбункулом и двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось чистотой».

Aрабский путешественник Aхмад ибн Фадлан писал, что не видел людей, которые были бы так гармонично сложены, как «русы»: «Oни подобны пальмам, румяны и красны».

Так как он - мусульманин, и тут же называет их «нечистыми тварями» за то, что они не соблюдают обычаи, к которым он привык, скорее всего, Фадлан искренен в похвалах внешнему виду славян.
«Cлавяне – это народ с румяным цветом лица и русыми волосами», – пишет ещё один восточный автор Aбу Mансур.

И светлы, и смуглы
Cогласно современной антропологии (учебник Геннадия Mаркова «Этнология» и работы антрополога Tатьяны Aлексеевой) наука делит славян на пять типов: беломоро-балтийский – это поляки, белорусы и русские (отличаются светлой кожей и волосами, округлой головой, невысоким ростом, правильными чертами лица, небольшим носом, могут иметь набухшее верхнее веко).

Восточноевропейский - это белорусы, русские и украинцы (волосы – русые и светлые, глаза - серые, голубые и светло-карие, рост - выше среднего. Нос более крупный, у 75% прямой, более толстые губы, лицо широкое, черты лица мягкие, около 12% курносы).

Центральноевропейский – это поляки и лужицкие сербы. Они ниже ростом, имеют более тёмные волосы.

Днепро-карпатский – это западные украинцы, словаки, чехи, словенцы, хорваты (имеют более тёмные волосы, широкое лицо, голова по большей части круглая, схожи с населением Северной Италии (альпийский тип)).

Понтийский тип – это болгары, восточные великороссы, украинцы. Имеют более узкое лицо, тёмные волосы.
Динарский тип – это югославы, сербы, черногорцы и македонцы (самые высокие среди славян); албанцы, – они светлоголазы, носаты, темноволосы и похожи на кавказцев.

Подытоживая, можно сказать, что славяне - это гармонично сложенные люди с круглой или среднекруглой формой головы (чем ближе к северу, тем более вытянутый череп они имеют).

Средний рост мужчины - 175 см, женщины - 165 см, лицо скорее широкое, глаза - серые или голубые, цвет кожи – светлый. Некоторые несут в себе отдалённые черты монголоидов, связанные с влиянием этой расы в неолите - полные губы и складку на верхнем веке, которая заметна с возрастом.

Сегодня нельзя с абсолютной точностью воссоздать облик жителя Киевской Руси. Однако, исходя из описаний хронистов, средневековых изображений и данных антропологических исследований, ученые могут нам показать, как выглядел древний киевлянин.

Откуда родом?

Родословная жителей Киевской Руси тесно связана с народами, издавна проживавшими на этих территориях, либо мигрировавшими через нее. Их было немало: скифы, сарматы, гунны, славяне, хазары, половцы, татары. На протяжении многих столетий народы, сменяя друг друга и перемешиваясь, создавали неповторимый этнический облик этого региона.

Одной из наиболее известных архаичных культур развивавшихся на землях центральной Украины археологи называют трипольскую, которую они датирует III–IV тысячелетием до нашей эры. Внешний вид первых жителей будущих киевских земель, с точки зрения антропологов, напоминал внешность жителей Малой Азии: скошенный лоб, орлиный нос, продолговатое, вытянутое лицо. Это, так называемый, баскоидный тип, преобладавший среди большинства населения Европы и Средиземноморья периода неолита.

Именно трипольцев украинские ученые считают этническими предками, как жителей Киевской Руси, так и современной Украины. Академик Алексей Соболевский отождествлял трипольцев с пеласгами – предками киммерийцев и скифов. Но все же большинство исследователей предпочитает искать корни средневековых киевлян в более поздних временах, так как доказать их генетическую связь с трипольской культурой практически невозможно.

Авторитетный украинский историк-публицист Иван Лысяк-Рудницкий родоначальниками населения Древней Руси называет антов. Этой же точки зрения придерживался и Михаил Грушевский. Он полагал, что украинско-русская культура возникла еще в IV–VI веках. Именно культура антов породила Киевскую Русь, а после ее распада – Галицко-Волынскую.

Скифы мы

Если о трипольцах известно сравнительно немного, то о скифах наука может рассказать значительно больше. Именно скифов многие ученые, начиная с Ломоносова, называют предками украинского и русского этноса. Эта гипотеза в частности подтверждается тем, что крупные скифские городища расположены в основном в пределах Украины и России. Любопытно, что обычай встречать гостей хлебом-солью мы переняли именно у скифов.

По словам этнографов, традиционный украинский костюм хранит «воспоминания» о скифских временах: расшитая на плечах и груди одежда, шаровары, остроугольный башлык, из которого намного позже развилась форма казацкой шапки.

Родственные скифам скотоводческие племена сарматов ученые также нередко связывают с этногенезом будущего населения Украины. Так, в казацких летописях встречаются любопытные выражения: «наши казацко-сарматские предки», «князь сарматский и гетман всего Запорожского войска».

На сегодняшний день сохранилось большое количество изображений, позволяющих предположить, что скифский расовый тип во многом совпадает с древнерусским. К примеру, на позолоченных скифских фигурках мужчины имеют такие же прически и бороды, какие носил традиционный жителей Руси вплоть до XVII столетия. А изображения конных скифов на концах гривны российский историк Александр Нечволодов считал неотличимыми от облика русских крестьян.

Ученые-генетики, исследуя сотни скифских захоронений, пришли к выводу, что антропологический тип скифов был не иранский, как считалось ранее, а индоевропейский. В середине прошлого столетия выдающийся антрополог и скульптор Михаил Герасимов восстановил портрет скифской амазонки,найденной в захоронении близ Мцхета на Северном Кавказе. Это оказалась молодая женщина русского типа с традиционной славянской косой, уложенной на голове высокой короной.

Глазами современников

Довольно наглядно облик жителя Киевской Руси вырисовывается в характеристиках современников, зафиксированных во многих летописных источниках. Из них, к примеру, ясно, что обязательным для древнерусского жителя было ношение бороды. Так, в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI века) прямо говориться: «Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить».

Как мы видим, утрата бороды в начале XI столетия являлась одним из тягчайших преступлений и каралась смертью. Но согласно «Русской правде» последней четверти XI века наказание за повреждение бороды ограничивается только денежным штрафом: «О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже».

Если мы посмотрим на изображение князей на монетах раннего киевского периода, то также увидим обязательный мужской атрибут – бороду. Так на сребренике Владимира Святославича борода хорошо просматривается в виде косой линии на подбородке.

Описывающий нравы древних руссов арабский хронист Ибн Хаукаль отмечал, что «Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном». Эта запись относится ко второй половине X века, как и описание князя Святослава Игоревича византийским историком Львом Диаконом:

«Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерны».

Однако часть исследователей не согласна, что Святослав был безбородый и советует переводить латинское словосочетание barba rasa, как «с редкой бородой». При этом согласно историку Сергею Соловьеву, чуб великого князя мог свисать не с одной, а с двух сторон.

Чаще всего в описаниях жители Киевской Руси предстают крепкими и высокорослыми. Арабский путешественник Ибн Фадлан, описывая русов в 921-922 годах заметил: «Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом».

Ибн Фодлан имел все основания обратить внимание на высокий рост русов, так как, по антропологическим данным, поляне значительно превосходили ростом других восточных славян – кривичей, древлян, радимичей. Именно поляне, по мнению крупного советского антрополога Валерия Алексеева, составляли основу населения Киевской Руси. «Поляне, яже ныне зовомая русь», – читаем мы у древнего летописца.

Более того, Алексеев предполагал, что древние киевляне являются в большей степени предками великороссов, чем малороссов. «Черепа полян более тонкостенные, средних размеров, как у северных великороссов, а черепа современных центральных украинцев массивные, крупные, то есть такие же, как у жителей Карпат, Словакии, Чехии», – пишет ученый.

Смешанный тип

Многие современные историки обращают внимание на антропологическую неоднородность современных украинцев. Тоже самое, по их предположению, было и с жителями Киевской Руси. Академик РАН Татьяна Алексеева пишет, что Киевский некрополь дает обширный краниологический материал захоронений в деревянных гробах, грунтовых могилах и срубных гробницах, который заставляет предполагать смешанный этнический состав населения древнего Киева.

При этом Алексеева отмечает, что краниологические признаки показывают разительное отличие древних киевлян от германцев. По-видимому, норманнов в составе дружины киевского князя было очень мало, коль скоро это не наложило отпечаток на антропологический облик населения города, предполагает ученый.

С другой стороны антропологи в облике древних киевлян прослеживают отчетливые признаки степного кочевнического населения, характеризующиеся ослабленными чертами монголоидности. Подобные могильники были обнаружены в Зливках и Каневке. Сельское население Киевской Руси, по словам ученых, антропологически близко городскому, но более однородно по своим физиологическим характеристикам.

Многие историки в описываемом облике князя Святослава – бритая голова, вислые усы и шаровары – склонны усматривать в большей степени тюркские, чем славянские или норманнские черты.

В смешении различных антропологических черт также повинна и киевская дипломатия, сопровождавшаяся династическими браками, как с европейцами, так и с кочевниками. Так, история знает о половецких женах русских князей Святополка Изяславича и Всеволода Владимировича. Неслучайно монголоидные черты просматриваются на некоторых антропологических реконструкциях киевских князей.

Возьмем, к примеру, реконструкцию облика Андрея Боголюбского – сына Юрия Долгорукого и его второй жены, дочери половецкого хана Аепы. Юрий хоть и не был киевлянином, однако его портрет позволяет предположить, как выглядели, в том числе и киевские князья, рожденные в династических браках.

Производивший реконструкцию Михаил Герасимов оставил такую характеристику князя: «Общее впечатление от черепа, что он европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности. Этот монголоидный характер лица подчеркивается некоторым нависанием верхнего века, связанным со слабым надбровьем и наличием небольшого эпикантуса. Учитывая конституциональные и этнические особенности данного черепа, я восстановил волосяной покров: волосы на голове даны волнистыми, а борода и усы монголоидного характера, что как нельзя лучше сочетается с общим типом лица Андрея Боголюбского».

Внутренний быт славян при тех естественных условиях, которые они встретили на русской равнине, определялся их основными занятиями и ремеслом. Мирный, земледельческий характер славян придавал их нравам значительную мягкость, об этом свидетельствуют все писавшие о славянах. Славяне своими нравами производили выгодное впечатление. «В них нет ни зложелательства, ни коварства, - говорит один византийский писатель, - они любят свободу. Hе выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости, искренность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».

В особенности хвалят древние историки гостеприимство славян: когда к ним является иностранец, они провожают его из одного места в другое и, если случится, что странник потерпит какую-нибудь беду по нерадению своего хозяина, то сосед последнего вооружается против него, почитая священным долгом отомстить за странника. С пленными славяне обращались кротко, пленные не оставались у них рабами целый свой век, как у дргих народов, но по прошествии известного срока вольны были или возвратиться к своим, давши выкуп, или остаться жить между славянами. Родителям славяне оказывали почтение, заботились о них в старости.

Писавшие о славянах византийцы указывают также на их мужество в бою и умение применять в деле борьбы военные хитрости, между которыми особенно замечателен способ скрывания в воде, с выставленной для дыхания тростинкой. Если же славяне сражались в поле, то окружали себя укреплением, ставя внутри женщин и детей. Но они избегали выходить на бой в открытое поле, природа страны давала им уже достаточный оплот против врагов. Так как селения их всегда лежали при реках, «которые так часты, что между ними не остается значительного пространства», то идущие на них войною принуждены бывали останавливаться у самого предела нх страны; между тем славяне, узнав о приближении врага, мгновенно укрывались от нападения с другой стороны. Мирный земледельческий быт славян мешал им обратиться в завоевателей. Отмечают византийские историки и частые раздоры среди славянских племен: «Между ними, говорит один писатель, господствовали постоянно различные мнения; ни в чем они не были между собой согласны; если одни в чем-нибудь согласятся, то другие тотчас же нарушают их решение, потому что все питают друг к другу вражду и ни один не хочет повиноваться другому».

Далеко не так снисходителен был к нравам древних славян русский летописец; как христианин и монах, он с омерзением смотрел на все, что напоминало об язычестве. Только о полянах отзывается он благосклонно, говоря. что они имели обычаи кроткие и тихие, были стыдливы перед снохами и сестрами, матерями и отцами, свекровями и деверьями, имели брачный обычай. Нравы других славянских племен летопись изображает, напротив, мрачными чертами: древляне жили «по-скотски», убивали друг друга, ели все нечистое и вместо брака похищали девиц; радимичи, вятичи и северяне имели одинаковый обычай жили в лесу, как звери, ели все нечистое, срамословили перед отцами; браков у них также не было, но происходили игрища между селами, где молодые люди, сговорившись с девицами, похищали их; держали по две и по три жены; если кто умрет, творили над ним тризну, сожигали труп и, собравши кости, складывали их в малый сосуд, который ставили в столпе (кургане), на распутье.

Внешний облик

Что касается внешнего облика наших предков славян, то это вопрос, о котором много спорят до сих пор. Брили ли славяне-мужчины себе головы или носили длинные подстриженные волосы, отпускали ли бороды или нет - все это очень спорные вопросы, а косвенные свидетельства говорят и за и против. Арабский писатель Ибн-Хаукал говорит, что у славян -- «некоторые бреют бороду, некоторые же из них свивают ее наподобие громадной грины и окрашивают ее желтой или черной краской». Другой араб - Аль-Бекри тоже говорит, что «иные из руссов бреют бороды, другие же из них закручивают свои бороды наподобие кудрей».

Византийские и арабские писатели VI -IХ веков описывают славян как высоких блондинов. Прокопий говорит, что славяне «очень сильны, высокого роста, цвет волос имеют ни темный, ни слишком светлый, но все они рыжие». У арабов славяне всегда именуются русыми. «Славяне народ с румяным цветом лица и русыми волосами», говорит Абу Мансур. Даже своих за высокий рост, белокурые волосы и голубые глаза они называют в шутку славянами. Но, вероятно, эта подчеркнутая белокурость славян казалась таковой на арабский взгляд, по сравнению с их собственной смуглостью и темным волосом, так как археологические находки свидетельствуют, что у славян преобладал темно-русый цвет волос.

Одежда

Одежду славян составляли ткани и шкуры диких и домашних животных. Мужчины надевали на ноги порты из холста, а на плечи рубахи; в холодное время окутывались «кожухами» и «мехами», на ногах носили лапти, сплетенные из липовых лык, кожаные сапоги; в качестве верхнего платья, служившего защитой от холода и непогоды, был в ходу плащ – четырехугольный кусок какой-либо ткани, который накидывался на левое плечо так, чтобы оставалась свободной, готовой к защите и нападению правая рука. Люди богатые, после того, как широкое развитие торгового движения по Дпепру и участие в торговле самих славян создавало богатство, носили одежды более пышные и богатые, как свидетельствуют могильные находки.

Византийские писатели отмечают, впрочем, что славяне особой роскошью в одежде не отличались. По словам Прокопия, писавшего о славянах конца VI века, некоторые из них не имеют ни сорочки, ни плаща и идут в битву, надев только штаны. «Это могла быть,- замечает профессор М. Грушевский,- какая-либо пограничная голытьба, а может быть, это являлось известного рода военным шиком, как впоследствии, много веков спустя у запорожцев». Но что одежды в общем были очень просты, свидетельствует непосредственная запись современника-очевидца, описавшего встречу Святослава с Иоанном Цимисхием, когда Святослав прибыл на свидание одетым в простую белую рубаху, надо думать, рубаху и порты,- которые только чистотой отличались от одежды его спутников.


С.А.Князьков. «Картины по русской истории»

Сегодня я хочу показать вам насколько тяжело жилось нашим предкам в русской деревне 10-го века. Все дело в том, что в те годы средний возраст человека составлял примерно 40-45 лет, а мужчина считался взрослым уже в 14-15 лет и на тот момент мог даже обзавестись детьми. Смотрим и читаем далее, довольно интересно.

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.



Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.



Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.

При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.

Знатный скандинавский воин русской дружины. Середина X века.

Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл.

Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс.


Атака дружины древних русских воинов, X век.

Обучение мальчика обращению с мечом и щитом, X век. По материалам древнерусских и скандинавских погребений.

Воины дружины Святослава в Болгарии,вторая половина X века.

Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М.К.Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108.

Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.


Всадник Хазарского каганата из болгаро-аланской семьи. Конец IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №52

Аланский лучник Хазарского каганата, IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №55

Всадник Хазарского каганата из богатой аланской семьи. Середина IX века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №106

Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.