Современные поэты сатирики. Женщины, которые умеют рассмешить

Сатира - это резкое проявление комического, когда смех становится оружием в борьбе с различными человеческими пороками. С древних времен писатели-сатирики играли особую роль в обществе, их называли обличителями и правдорубами. Через иносказательность и двусмысленность своих произведений они пытались говорить о том, что было запрещено выносить на люди и то, что порой каралось законом.

Краткая история

Жанр берет свои истоки еще в Древнем Риме. Именно тогда зарождается понимание того, в чем заключается роль писателя-сатирика в обществе. Первые авторы особой формы литературного слова - Аристофан, Менандр, Луцилий и другие - создавали небольшие по объему стихи, в которых осмеивали политику того или иного правителя, жизнь знати и другие общественные факты.

Общественная роль писателя-сатирика начала складываться в Средние века, когда в Европе творили классики юмора - Джованни Боккаччо, и Мигель де Сервантес. Первые обличители церковной косности, феодального строя и романтических воззрений значительно влияли на умы мало просвещённой Европы. Заставляли видеть, оценивать и бороться с пороками века.

Особенность жанра

Сатира сознательно искажает реальность, особым образом воспроизводит действительность, где все герои и события - условные образы, отражающие пороки и жизнь отдельных людей или слоев населения. Отличительная черта этого жанра - резко отрицательная оценка происходящего. Основное оружие сатиры - гротеск и гипербола, высмеивание и обличение строится за счет внесения в текст неправдоподобного или сильно преувеличенного явления.

Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. Всех их можно назвать одним словом - просветители, через высмеивание общественных недостатков люди учились смотреть вглубь проблемы, видеть несовершенство и, как следствие, искать новые ориентиры. В этом и заключается суть сатиры - утверждение высоких моральных идеалов, правды, любви, честности и свободы.

Истоки сатиры в России

Еще в XIX веке А. С. Пушкин вывел верную для всего нашего народа формулу - «поэт в России больше, чем поэт». До недавнего времени именно литература формировала самосознание и гражданскую позицию русских людей. И особенная роль здесь принадлежала писателям-сатирикам.

В России острый обличительный юмор зародился еще в Средние века, но тогда он еще блуждал среди народа в виде сказок и прибауток и передавался в устной форме. Авторы не называли себя, предпочитая анонимность, но в народе очень долго ходила и «Притча о бражнике», «Хождение Богородицы по мукам», «Сказание о Ерше Ершовиче» и другие. Влияние этих рассказов было очень велико, ведь они показывали правду жизни и позволяли увидеть людям иную точку мировоззрения, отличную от церковной.

Первые профессиональные писатели-сатирики появились в XVIII веке. А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир создавали произведения еще по образу и стилистике древнегреческих авторов. Истинно российская сатира начала свое восхождение с басен И. А. Крылова и пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Последнее произведение буквально взорвало русское общество, до этого момента никто не пытался так остро высмеивать представителей дворянства. Популярность этого жанра становится необычайной, появляются десятки еженедельных журналов, на страницах которых печатаются памфлеты, басни, комедии, эпиграммы, раскрывающие ту или иную сторону реальности.

Сатирики XIX века

С началом золотого века русской литературы сатира получает новое развитие. Смех становится по-настоящему грозным оружием, направленным уже не только на пороки отдельных людей или классов общества, а на государство и императора. Преобладает жанр фельетона, но и комедия получает особое звучание. Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» получила огромную популярность у народа и яростное негодование у властей.

Писатели-сатирики XIX столетия вынуждены были постоянно находиться под пристальным присмотром руководства страны. Император и его министры чувствовали силу смеха и то, как доверяет авторам народ, потому боялись их, арестовывали, ссылали и чинили постоянные препятствия в литературной деятельности.

И как показало время, это опасение не было беспочвенным, сатира и другие направления литературы несколько десятилетий формировали сознание русских людей, показывали им реальное положение дел и призывали к борьбе за другую жизнь. Чего стоило произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», его до сих пор называют прямым призывом к революции.

Салтыков-Щедрин

Огромную роль в формировании и становлении этого жанра в нашей стране сыграл писатель-сатирик Салтыков-Щедрин. Критики называли его творчество хронологией событий Российской империи XIX столетия. Все важнейшие реформы и преобразования в государстве нашли отражение в его произведениях. Писатель наблюдал измельчание людей и морали в высших структурах власти, засилье коррупции и кумовства, что не могло не вызывать в умном человеке протест и негодование.

Сатира в книгах Салтыков-Щедрин приобретала особенно жестокое, карающее значение. Образы двух глупых генералов или губернатора с пустой головой стали частью русской культуры, актуальны даже сейчас, спустя 200 лет.

Сатира XX века

Новое столетие принесло новые, необычные художественные и моральные идеалы. В нашей стране ломалась сначала политическая структура, потом общественная и литературная. Писатели-сатирики страны советов творили в жестких условиях цензуры и страха за свою жизнь. В первой половине века еще действовали свободные юмористические журналы, но постепенно и они становились предсказуемыми в тематики и обличали преимущественно буржуазные идеалы жизни.

Этот период связан с появлением сатирических произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Новый и старый мир ярко отразился в образах мошенника Остапа Бендера и бывшего дворянина Ипполита Воробьянинова. Будь эти романы написаны чуть позже, они бы уже вряд ли увидели свет, настолько сильным стало давление на свободное творчество. Яркий пример тому - М. Булгаков, цензура преследовала его всю жизнь, а одно из главных его творений - «Собачье сердце» - увидело свет только после смерти автора.

Новое время

Современная действительность устанавливает абсолютно иные законы формирования юмора. В первую очередь изменился способ подачи информации, бумага теперь не лучший способ рассказать о своем видение мира. Теперь общение с людьми происходит по телевизору или непосредственно на концертах. Да и формат самого произволения стал более емким, конкретным и адресным.

А вот роль писателя-сатирика в обществе осталась прежней - поднимать на смех пороки общества и провозглашать истинные идеалы. Сегодня существует другая проблема - объем информации и текстов в этом направление просто огромен, пишут и выступают кто попало и не всегда на высоком уровне. Потому не так просто среди этого мусора отыскать действительно ценное наблюдение, достойное называться сатирой.

Выводы

Человечество никогда не станет идеальным, не исчезнут пороки, зло или зависть. Это уже выбор каждого человека, по какому пути ему идти по жизни. Но формируется этот выбор зачастую под воздействием внешних факторов: примеров родителей, отрицательного влияния друзей, неправильного воспитания и т. д. Увидеть и заметить за собой отрицательные наклонности может далеко не каждый, и в этом случае просто необходимо встретить некое «зеркало», которое отражало бы отдельные черты мыслей и поведения.

В этом и заключается роль писателя-сатирика, его творчество позволяет увидеть себя самого в искаженном виде. Ничто не хлестнёт так сильно по совести и самолюбию, как смех, острая критика заставляет задуматься и пересмотреть привычные идеалы.

Говоря о магистральных направлениях русской поэзии Серебряного века, поэтических школах и отдельных группах, нельзя не упомянуть о еще одном объединении, вошедшем в историю литературы под названием «Сатирикон».

Речь пойдет не столько о сатире как жанре, сколько о поэтическом стиле (не всегда фельетонном), которому в силу разного рода обстоятельств было позволено вести себя более свободно в рамках цензуры, чем другим течениям.

Здесь сложно говорить о каком-то новаторстве — скорее о развитии богатых традиций этого жанра русской литературы, имеющего блистательных предшественников. Но во время «революционных преобразований», коими в данном случае и является рассматриваемый нами период, в сатирико -поэтической области тоже происходили если и не революционные, то все же изменения. По крайней мере, в методике, поскольку, во-первых, модернистские веяния оказывали влияние не только на литературу, но и вообще на все области искусства, во-вторых, в этом жанре работали талантливейшие поэты своего времени, о которых и пойдет рассказ в данном разделе.

1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала «Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера этот пост перешел к писателю-сатирику , драматургу и журналисту Аркадию Тимофеевичу Аверченко.

Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в доме № 9. «Сатирикон» был изданием веселым и едким, саркастическим и злым; в нем остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы. Позицию журнала в последнем пункте определяли не столько писатели и журналисты с еврейскими корнями — В. Азов, О. Дымов, О. Л. Д’Ор, сколько чистокровные русские: А. Аверченко, А. Бухов, Тэффи и другие, которые давали антисемитам куда более яростный отпор, чем их коллеги-евреи.

Сатирики , как В. Князев, Саша Черный и А. Бухов, печатались Л. Андреев, А. Толстой, В. Маяковский, с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б. Кустодиев, И. Билибин, А. Бенуа. За сравнительно короткий срок — с 1908 по 1918 год — этот сатирический журнал (и его поздний вариант «Новый Сатирикон») создал целое направление в русской литературе и незабываемую в ее истории эпоху.

Особая заслуга в столь громкой популярности «Сатирикона» в значительной степени принадлежала даровитым поэтам — сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале.

«Сатирикон» привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Не было у них и «общеобязательной любви к младшему дворнику». Ведь глупость везде остается глупостью, пошлость — пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят «сатира лирическая», самоирония, позволяющие раскрыть характер «изнутри». Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.

Творчество Саши Черного, Тэффи, П. Потемкина, В. Горянского, В. Князева, Е. Венского и других ведущих поэтов «Сатирикона» было представлено на его страницах разнообразными жанрами: стихотворными шаржами, памфлетами, юморесками, пародиями, баснями, эпиграммами. Очень популярным жанром в начале XX века был фельетон (в том числе и стихотворный), привлекавший публику злободневностью, четко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием.

В период расцвета журнала, в 1911 году, его издатель М. Г. Корнфельд выпустил в журнальной библиотеке «Всеобщую историю, обработанную „Сатириконом“». Авторами этого блестящего пародийно-сатирического произведения были Тэффи, О. Дымов, Арк. Аверченко и О. Л. Д’Ор; иллюстрировали книгу художники-сатириконцы А. Радаков, А. Яковлев, А Юнгер и Ре-Ми (Н. Ремизов).

Популярности Тэффи и Аверченко в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай Второй с удовольствием читал этих авторов и переплетал их книги в кожу и атлас. И совсем не случайно начало «Всеобщей истории» поручили «обработать» именно Тэффи: зная, чьей любимой писательницей она являлась, возражений цензуры можно было не опасаться. Таким образом, выступая против Думы, правительства, чиновников, бюрократов всех мастей, «Сатирикон» с высочайшего благоволения неожиданно попал на роль легальной оппозиции; его авторы умудрялись своим поэтическим и прозаическим творчеством делать в политике гораздо больше, чем любой политик.

Однако в мае 1913 года в журнале произошел раскол на почве финансовых вопросов. В результате Аверченко и все лучшие литературные силы покинули редакцию и основали журнал «Новый Сатирикон». Прежний «Сатирикон» под руководством Корнфельда еще какое-то время продолжал выходить, но терял лучших авторов и в результате закрылся в апреле 1914 года. А «Новый Сатирикон» продолжал успешно существовать (вышло 18 номеров) до лета 1918 года, когда был запрещен большевиками за контрреволюционную направленность.

Духовный писатель. Окончил курс в СПб. дух. акад., был инспектором и ректором духовных семинарий, епископом в Вятке, архиепископом в Иркутске и Ярославле...

Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - писа́тель сущ., м., употр. часто Морфология: кого? писа́теля, кому? писа́телю, кого? писа́теля, кем? писа́телем, о ком? о писа́теле...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - см....

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ. Пост. пр.: нариц.; одуш.; конкр.; м. р.; 2 скл. Известные писатели2 ЛЗ Человек, который профессионально занимается литературной деятельностью...

    Морфемно-словообразовательный словарь

  • - юмори/ст-бытописа/тель,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • Толковый словарь Ушакова

  • - ПИСА́ТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40-х годов. Библиотека русских писателей...

    Толковый словарь Ушакова

  • - писа́тель м. Человек, пишущий литературные произведения...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - юмор"...

    Русский орфографический словарь

  • - ПИСАТЕЛЬ я, м. dépecer, dépicéer резать. 1. угол., мол., шутл. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом. Мокиенко 2000. 2. угол., мил., шутл. То же, что писака. Мокиенко 2000...
  • - ЮМОРИСТ а, м. humoriste m.1. Автор ических литературных произведений. БАС-1. Гоголь - один, по преимуществу, может быть назван ом в полном значении этого слова. Писемский По поводу соч. Н. Гоголя "Мертвые души"...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Советский писатель. Жарг. мол. Пренебр. Неумелый, бездарный художник-граффитист. Никитина, 2003, 505...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ПИСАТЕЛЬ, -я, м. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом и т. п. Я не местный, попишу, попишу и уеду. От ПИСАТЬ...

    Словарь русского арго

  • "писатель-юморист" в книгах

    Глава тринадцатая Юморист Гарик Мартиросян

    Из книги Stars автора Ленина Лена

    Глава тринадцатая Юморист Гарик Мартиросян О том, кто?С кумиром армянской и всесоюзной молодежи мы познакомились за кулисами на съемках «Комеди клаб». Это как раз та самая программа, на которую ты в качестве VIP-гостя едешь два часа по пробкам и столько же обратно, а потом

    «Дикий юморист» из Невады

    Из книги Марк Твен автора Мендельсон Морис Осипович

    «Дикий юморист» из Невады В газете «Территориал энтерпрайз» уже знали Клеменса как автора остроумных писем. Он подписывал их обычно псевдонимом «Джош». Многие статьи и юморески, опубликованные Твеном в «Территориал энтерпрайз», не сохранились (редакционные комплекты

    Юморист из Хьюстона

    Из книги О.Генри: Две жизни Уильяма Сидни Портера автора Танасейчук Андрей Борисович

    Юморист из Хьюстона Итак, в конце апреля 1895 года У. С. Портер превратился в безработного. С газетой было покончено, на нем висели долги, которые нужно было отдавать, а доходов не предвиделось. Какую-то часть задолженности он сумел погасить, продав печатное оборудование,

    Писатель-орденоносец Н.А. Островский и писатель М. Шолохов подписались на 5000 рублей каждый

    Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 1. 1905–1941 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

    Писатель-орденоносец Н.А. Островский и писатель М. Шолохов подписались на 5000 рублей каждый Сочи. 2. (АЧТАСС). Писатель орденоносец Николай Алексеевич Островский сообщил корреспонденту АЧТАСС следующее:«Горячо приветствую решение правительства о выпуске нового займа.

    С. Сивоконь Чистокровный детский юморист

    Из книги Жизнь и творчество Николая Носова (сост. С. Миримский) автора Миримский С. Е.

    С. Сивоконь Чистокровный детский юморист Всё хорошее в человеке почему-то наивно, и даже величайший философ наивен в своём стремлении до чего-то додуматься... М. Пришвин Даже при долгих поисках не удастся обнаружить хоть одну «несмешную» книгу Николая Носова. Смех -

    Твен-юморист

    Из книги автора

    Твен-юморист Ранние произведения Твена поражают своим жизнерадостным весельем, насмешливым, озорным тоном. Наивная вера в реальность американской свободы окрашивает эти произведения в оптимистические тона. На этом этапе Твен еще не сомневается в преимуществах

    ГЛАВА ВТОРАЯ «Я ЮМОРИСТ, А НЕ САТИРИК»

    Из книги Бранислав Нушич автора Жуков Дмитрий Анатольевич

    ГЛАВА ВТОРАЯ «Я ЮМОРИСТ, А НЕ САТИРИК» В феврале 1924 года должны были состояться выборы в Академию наук и искусств. Первые после войны. И поэтому общественность проявляла к ним особенно повышенный интерес. Еще задолго до выборов обсуждались кандидатуры. Среди литераторов

    Священник-юморист

    Из книги Вокруг света за 280$. Интернет-бестселлер теперь на книжных полках автора Шанин Валерий

    Священник-юморист На острове Тимор большинство христиан – католики, но первая церковь, попавшаяся на нашем пути, оказалась протестантской – Масехи Инджили Ди Тимур. Преподобный Джон Е. Тир принял нас сердечно и за завтраком, состоящим из кофе с жареными бананами,

    61. Совпадение: умер писатель Кнут Гамсун – родилась писатель Эми Рут Тан

    Из книги Разгадка тайн истории автора Кучин Владимир

    61. Совпадение: умер писатель Кнут Гамсун – родилась писатель Эми Рут Тан 19 февраля 1952 г. литература: умер Кнут Гамсун – писатель, лауреат19 февраля 1952 г. в Норвегии в возрасте 92 года умер Кнут Гамсун – писатель. Наталия Будур «Гамсун. Мистерия жизни»: Последние 48 часов

    ЮМОРИСТ

    Из книги Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности автора Бедненко Галина Борисовна

    ЮМОРИСТ Фазу развития особого чувства юмора можно заметить у детей и подростков (объект насмешек постепенно смещается, развиваются и его новые формы). Некоторые мужчины сохраняют привычку «хохмить» и шутить буквально по любому поводу на всю оставшуюся жизнь. Нельзя

    Юморист-скандалист (Варлен Стронгин)

    Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

    Юморист-скандалист (Варлен Стронгин) Юморист Варлен Стронгин попал в центр скандала в середине июля 1975 года, когда участвовал в выездных концертах, в которых, помимо него, участвовали: Леонид Гайдай (он обкатывал на публике свой новый фильм «Не может быть!»), Виктор

    ПАПА-ЮМОРИСТ

    Из книги Тайны Англии автора Черняк Ефим Борисович

    ПАПА-ЮМОРИСТ Казнь Марии Стюарт была встречена с возмущением во многих европейских столицах. Однако в большинстве случаев дело ограничилось бумажными протестами. Французский король Генрих III, у которого было достаточно хлопот с непокорными подданными, приказал

    Стивен ЛИКОК (1869–1944) канадский писатель-юморист

    Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

    Бернард Шоу вовсе не юморист

    Из книги Госпожа тюрьмы, или слёзы Минервы автора Швецов Михаил Валентинович

    Бернард Шоу вовсе не юморист У сегодняшних докторантов море таланта и энергии уходит на достижение цели, и совсем не остаётся ни того, ни другого на то, чтобы проявить себя на посту то ли заведующего кафедрой, то ли практического врача. Ведь последние могут быть более

    Юморист физикевич

    Из книги Рассказы, очерки, фельетоны (1924-1932) автора Петров Евгений

    Одно из направлений русской поэзии Серебряного века, вошедшее в историю литературы, – объединение "Сатирикон". Здесь сложно говорить о каком-то новаторстве – скорее о развитии богатых традиций этого жанра русской литературы, имеющего блистательных предшественников. В Петербурге 1 апреля 1908 года вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала "Сатирикон" , который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877 – 1942), а с девятого номера этот пост перешёл к писателю-сатирику, драматургу и журналисту Аркадию Тимофеевичу Аверченко .

    Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в доме №9 . "Сатирикон" был изданием весёлым и едким, саркастическим и злым; в нём остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы. Позицию журнала в последнем пункте определяли как В.Азов, О.Дымов, так и А.Аверченко, А.Бухов, Тэффи .

    В "Сатириконе" в разное время сотрудничали такие писатели-сатирики, как В.Князев, Саша Черный и А.Бухов, печатались Л.Андреев , А.Толстой , В.Маяковский , с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б.Кустодиев, И.Билибин, А.Бенуа. За сравнительно короткий срок – с 1908 по 1918 год – этот сатирический журнал (и его поздний вариант "Новый Сатирикон") создал целое направление в русской литературе.

    Особая заслуга в столь громкой популярности "Сатирикона" в значительной степени принадлежала даровитым поэтам – сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале. "Сатирикон" привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Не было у них и "общеобязательной любви к младшему дворнику". Ведь глупость везде остаётся глупостью, пошлость – пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят "сатира лирическая", самоирония, позволяющие раскрыть характер "изнутри". Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.

    Творчество Саши Чёрного, Тэффи, П.Потёмкина, В.Горянского, В.Князева, Е.Венского и других ведущих поэтов "Сатирикона" было представлено на его страницах разнообразными жанрами: стихотворными шаржами, памфлетами, юморесками, пародиями, баснями, эпиграммами. Очень популярным жанром в начале ХХ века был фельетон (в том числе и стихотворный), привлекавший публику злободневностью, чётко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием.

    В мае 1913 года в журнале произошёл раскол. Был основан журнал "Новый Сатирикон", успешно существовавший до лета 1918 года, когда был запрещён за контрреволюционную направленность.