Какие были отношения печорина и максима максимыча. Cочинение «Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в «Герое нашего времени

В романе Лермонтова "Герой нашего времени" показаны два образа, которые очень противоречат друг другу, но в то же время близки. Это Печорин и Максим Максимыч. Их нравы и взгляды на мир очень различны, но в то же время Печорин близок с Максимом Максимычем. Многое связывает этих двух героев, каждый по-своему ценит другого. Но так же Максим Максимыч понимает что разделяет их с Печориным не только возраст, социальное положение, но и разный уровень духовного развития. Белинский писал: " Умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен; но причина этой ограниченности не в его натуре, а в его развитии"

Отношения Печорина и Максима Максимыча- это отношения старшего и младшего, отношения людей двух разных миров. Максим Максимыч- старый штабс-капитан, армейский офицер, которых было много на Кавказкой линии. Он единственный персонаж, который сопутствовал Печорину на протяжении всего романа. Жизнь Печорина нам рассказывал штабс-капитан и каждая история заставляла его почувствовать те чувства, которые он пережил в те моменты. По натуре этот старик добрый и отзывчивый, честный и бескорыстный человек. Он относится ко всем ок­ружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и «странности» Печорина, которого он не может до конца понять. Максим Максимыч сам признается, что не пони­мает всех тонкостей в объяснениях Печорина." Его звали.. Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен...". " Это добрый простак, который не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он"- писал Белинский в своей критической статье.
Печорин же человек выдающийся, исключительный, и конечно же Максим Максимыч это хорошо понимает. Печорин очень активен и хочет вызвать активность в других, но каждое свое действие он продумывает, размышляет над содеянным. Он прекрасно знает психологию людей и как бы ставит нравственно-психологические эксперименты над собой и другими. Он никого не щадит, в том числе и себя: Печорин увез белу и погубил ее, стал косвенной причиной смерти ее отца, изменил жизнь Казбича и Азамата, невольно обидел Максима Максимыча и другое. Печорин трезво смотрит на вещи, раскрывает фальшь и скрывает маски. Все герои проходят через печоринский анализ. Печорин - сильный, гордый, необыкновенный человек, человек любящий затеять спор. И вот этой чертой он похож на Вулича, но с ним он все же не смог сблизиться как с Максимом Максимычем.
Максиму Максимычу Печорин открывает свою душу, свой внутренний мир, рассказывая о себе. Но для офицера это отношение подчиненности и приятельства, которое переросло в привязанность, а для Печорина- чувство уважения и дружелюбности, сохраненные им и показанные в их последнюю встречу.
Многие считают, что в последнюю встречу с Максимом Максимычем Печорин ведет себя как эгоист, что он не думает о чувствах своего старого офицера. Вежливая холодность, внешняя приветливость Печорина- это желание отстраниться от обычных вопросов Максима Максимыча. Во время встречи Печорин хорошо понимает чувства штабс-капитана, потому старается не обидеть старого человека. Но Максим Максимыч думает только о себе, о своих чувствах, потому его упреки несправедливы.

Лермонтов изобразил двух людей, у которых чувства, мысли, поведение отличаются, но они все же близки и У них есть и общие взгляды. Лермонтов в конце романа подчеркнул, что И Печорин, и Максим Максимыч не относились серьезно к метафизике. Печорин "отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги", Максим Максимыч вообще "не любил метафизический прений". Так неожиданно сближены интеллектуальная натура Печорина и простая душа Максима Максимыча.

Сравнительная характеристика Печорина и Максим Максимыча.

(По роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе. В нем освещается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противоречив. Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в сопоставлении его с Максимом Максимычем. От этого простого армейского офицера, скромного и доброго человека, способного неплохо разбираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине: «Его звали…Григорием Александровичем Печориным», - немного медленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о вновь прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс- капитана. «Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», - так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах - вся душа, доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность. «Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч…», - сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан». Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к людям, у которых «на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог « непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то смешит так, что «животики надорвешь». Именно таков, по его мнению, Печорин. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и мечутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокойного стремления к истине, он не искушен в противоречиях жизни, не имеет больших жизненных притязаний. Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями». Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. Максим Максимыч во многом осуждает Печорина. И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное», - признается он Максиму Максимычу. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в затерянной крепости,знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который «просит бури»? Из его рассказа мы узнаем, что герой Лермонтова - это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути. Это человек, играющий на слабостях и недостатках людей: Азамата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу. Старик пытается усовестить молодого человека, указать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимыча. Но даже в этом случае он готов в какой-то степени оправдать молодого человека. «Видно в детстве был маменькой избалован», - замечает он. Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивается в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, обнял старика. Однако противоречия в его характере и в его сердце неискоренимы. Он и сам признается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце - «ему все мало». Он видит для себя единственный выход: путешествовать в Америку, Аравию, Индию - «авось где-нибудь умру на дороге». В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль - он первым представляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан автором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера призваны подчеркнуть испорченность и противоречивость главного героя. Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то молодой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, обладающий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных. Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий.Прошло пять лет. Вторую встречу мы видим уже глазами самого автора. Что изменилось?После долгой разлуки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджидая у ворот человека, который принес ему когда- то немало тревог и огорчений. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» - слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч, а ведь «он хотел на шею кинуться Печорину». Слезы душат его, дружеское «ты» приходится заменить на «вы». А как обидно! Тяжелый удар от судьбы получил Максим Максимыч, нечем «заменить в его лета» «надежды и мечты». «Забыть!… Я-то не забыл ничего…», - укором Печорину звучат его слова. Но стоит ли укорять? Были ли они приятелями? Максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть ему другом Печорин, на разных полюсах стоят эти люди. Старый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу. Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла и ожидает от окружающих добра и участия. Он совершенно бескорыстен и готов забыть обиду. Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Ни обиды, ни служебные заботы, ни постоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошибки. Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равнодушие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его. Да, герой поступил плохо со старым товарищем. Но его равнодушие по отношению к старику - это внешнее проявление характера, под которым кроется горькое одиночество. Осуждая и одновременно прощая и жалея молодого человека, Максим Максимыч внушает и нам некоторое сочувствие к судьбе героя. Этот старый человек олицетворяет в романе народ и время. Он выступает в некотором роде неподкупным, праведным судьей, который судит Печорина, проверяет истинность его натуры, подтверждает действительность его трагедии. И он полностью оправдывает героя. Оправдывает самой своей жизнью, своим бесцельным существованием в какой-то степени повторяя судьбу Печорина. Создав в романе образы двух таких разных людей, показав историю их жизни, их судьбы, оказавшиеся глубоко трагичными, М. Ю. Лермонтов написал историю своего времени. Образ Максима Максимыча - это собирательный образ русского человека, отражающий все положительные, добрые, возвышенные черты русского народа. Отразив в произведении трагическую судьбу Печорина, он отразил трагедию всего народа, всей страны в непростое, трагическое время, ознаменовавшееся отчаянными поисками людьми своего места в жизни, своей роли в обществе, смысла существования. Время и общество делало эти поиски бесплодными, обрекая человека на одиночество или гибель.

  1. Центральной проблемой в романе М. Ю. Лер­монтова “Герой нашего времени” является про­блема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно...
  2. Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная,...
  3. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (Роман, 1839-1840; опубл. отдельным изд. без предисл. – 1840; 2-е изд. с предисл. – 1841) Максим Максимыч – штабс-капитан, одно из главных...
  4. Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного...
  5. Петр Гринев Алексей Швабрин Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым,...

Два офицера, выведенные в романе, показаны для сравнения представителей описываемого социального слоя и профессии. Непохожесть Максима Максимыча на Печорина служит Лермонтову для акцентирования внимания читателя на своеобразии «лишнего человека».

Максим Максимович – это образ обычного человека из офицерской среды того времени. Он старый солдат с внешностью, которая говорит о непосредственном знакомстве с нелегкой службой на Кавказе: поседевшие усы и загорелое лицо. Твердая походка сочетается заслуженным чином штабс-капитана. Скромный и добрый человек контрастирует с Печориным, имеющим сложный характер.

Максим Максимович не богат и не принадлежит к аристократии, поэтому ему чужда манера главного героя романа философствовать и изучать других. В отличие от Печорина, по его собственному признанию честного с самим собой, старый офицер привык верить в то, что ему хочется, создавать себе комфортный мир. Максим Максимович, таким образом, избегает лишних волнений и необходимости что-то радикально менять в собственной жизни. Этим он, оставаясь выше главного героя в моральном и нравственном отношении, проигрывает ему. Жизнь штабс-капитана – это просто следование старым, давно усвоенным шаблонам.

Он, как и Печорин не женат, но причина этого другая – не стремление сохранить свободу любой ценой, а, по признанию самого штабс-капитана, неумение обращаться с женщинами.

Однако, вместе с тем, Максим Максимович и Печорин кое в чем походят друг на друга, все же они стали приятелями. Оба смелые люди и не склонны к совершению сознательно злых поступков. Максим Максимович заботится о других людях, что присуще и Печорину. Однако последний, хотя и наряжает похищенную им Белу и лелеет ее, но все же относится к кавказской девушке как к своей добыче или игрушке. Старший товарищ Печорина более эмоционален и прост.

Столь разные люди, как Печорин и Максим Максимович не могли надолго сойтись вместе. Лермонтов показывает, что инициатива разрыва происходила от «лишнего человека». Если старый кавказский офицер был склонен продолжать общение с людьми, не сделавшими ему ничего плохого, просто из своей доброты и гостеприимства, то главный герой не таков. Печорину просто не интересен приятель, живущий простыми обывательскими интересами и тянущий служебную лямку просто потому, что так положено. Он ищет чего-то более высокого или, хотя бы интересного, испытывая отвращение к затхлому миру, где он оказался волей судьбы. Исходя из этого, Максим Максимович должен был рано или поздно, если не начать испытывать к нему неприязнь и отвращение, то просто потерять желание продолжать знакомство.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Андрея Дубровского в романе Дубровский Пушкина сочинение

    Александр Сергеевич Пушкин в своем романе «Дубровский» описывает конфликт двух семей, которого можно было избежать. Андрей Гаврилович Дубровский был дворянином, и у него в подчинении было семьдесят душ.

  • Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцевой

    Майя Кузьминична Копытцева - заслуженный художник Российской Федерации. За годы свой творческой жизни Копытцева создала картины пожалуй почти во всех жанрах изобразительного искусства.

  • Сочинение Школа в моей жизни

    В жизни каждого человека наступает тот момент, когда родители его отводят в школу. Каждый маленький первоклассник идет в неизвестность и слегка побаивается того, что его ждет там впереди

  • Анализ рассказа Смерть Тургенева

    Произведение относится к особым сочинениям писателя, поскольку в качестве основной тематики рассматривает отношение человека к собственной смерти.

  • Сочинение Как я однажды ходил за грибами

    Сильные и продолжительные осадки всегда способствуют бурному росту грибов. Дождь в середине и конце лета, заставил меня задуматься об этом. В середине сентября началась солнечная погода и мы решили с семьёй съездить

Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее высту-пает при его сопоставлении с Максимом Максимычем.

Максим Максимыч — рядовой офицер, воспринявший привычки и взгляды тех людей, с которыми прожил свою нелегкую жизнь. Он всех горцев считает «мошенниками», «плутами», «разбойниками» и «бестиями». Но в этих оскорбительных, на первый взгляд, определениях нет ни пре-зрения, ни ненависти к горцам.

Сам Максим Максимыч не испытывает неприязни ни к Азамату, ни к Казбичу, ни тем более к «бедной девочке» Бэле. Он с похвалой отзывается о храбрости горцев, по-отечески любит Бэлу.

Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине, к безогово-рочному подчинению.

Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности». Он добр и отзывчив, честен и бескорыстен. Эгоистические устремления чужды натуре этого про-стого человека. Забывая о себе, он служит людям и не требует от них ни благодарности, ни признания своих заслуг.

Неспособный критически отнестись к установившимся общественным порядкам, он не может понять, почему Печорин и многие другие недоволь-ны жизнью, скучают и мучаются.

Максим Максимыч противопоставлен Печорину. Штабс-капитан живет для других, Печорин — только для себя. Один инстинктивно тянется к лю-дям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Не удиви-тельно, что дружба их обрывается драматически. Вспомним последнюю встречу Максим Максимыча с Печориным. «Ведь сейчас прибежит!...» — гордо заявляет штабс-капитан, узнав от лакея, что Печорин находится в городе. Лермонтов показывает как волнуется добрый старик, терпеливо поджидая у ворот. Максим Максимыч отказывается от чая, не спит ночь, забывает о служебных обязанностях. На другой день, боясь не застать Пе-чорина на станции, он бежит от коменданта что есть мочи. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, выр-вавшиеся из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали...» А Печорин? Не прибеги Максим Максимыч вовремя, он уехал бы, не вспомнив о добром штабс-капитане.

Поступки героев, интонация всего повествования не оставляют сомне-ния в том, что Лермонтов сочувствует Максиму Максимычу. Но одновре-менно здесь раскрывается и трагедия Печорина: при всем сочувствии к Максиму Максимычу мы понимаем, что он и Печорин — жители разных миров. Жесткость Печорина по отношению к старику — внешнее прояв-ление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество. Материал с сайта

Но откуда же этот безграничный эгоизм? Откуда скука, преследующая Печорина повсюду, преждевременная душевная усталость и, как следст-вие, глубокое разочарование в жизни? Что это — временное и потому пре-ходящее состояние духа или неизлечимый нравственный недуг, от которого нет спасения? На эти и другие вопросы мы находим ответ во второй части романа («Княжна Мери», «Фаталист»), написанный в форме дневника («журнала») Печорина, в котором он «беспощадно выставлял наружу соб-ственные слабости и пороки».