Марк твен - биография, информация, личная жизнь. Какое настоящее имя Марка Твена

Настоящее имя – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Родился 30 ноября 1835 в штате Миссури в деревушке Флорида, умер 21 апреля 1910. Великий американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров - реализм, романтизм, юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др. Во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа.

Псевдоним «Марк Твен» был взят Клеменсом, когда он всерьез начал свою литературную деятельность. (mark twain, «мерка-два») – ходовой лоцманский термин на Миссисипи. «Марк-твен!» - выкрикивал на речном перекате лотовый матрос, убедившись, что глубина достигает двух морских саженей (около четырех метров) и пароход безопасно может следовать своим курсом.

Твен сам разъяснил этот лоцманский термин в примечании к одной журнальной публикации «Старых времен на Миссисипи» в 1875 году.

Основной, но не единственный псевдоним Клеменса. Работая репортером в редакции газеты «Территориэл Энтерпрайз» он подписывался под псевдонимом «Джош» . А в 1896 году один раз подписался как «сьер Луи де Конт», под этим именем он издал свой роман «Личные воспоминания о Жанне д"Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря»

– одна из важнейших фигур американской культуры. Значение и роль Твена как могучей формирующей силы в американской литературе не только не ослабевает с годами, но утверждается вновь и вновь со все возрастающей силой.

«Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена , которая называется «Гекльберри Финн». Это лучшая наша книга… Ничего подобного до нее не было. Ничего равного не написано до сих пор». Эти слова принадлежат одному из крупнейших и наиболее влиятельных мастеров в литературе США - Эрнесту Хемингуэю.

Хорошо известные книги Марка Твена:
«Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», сборник рассказов (1867);
«Простаки за границей» (1869);
«Закалённые» (1871), русский перевод под названием «Налегке» (1959);
«Позолоченный век» (1873), роман написан совместно с Ч. Д. Уорнером;
«Старые и новые очерки» (1875), сборник рассказов;
«Старые времена на Миссисипи» (1875);
«Приключения Тома Сойера» (1876);
«Принц и нищий» (1881);
«Жизнь на Миссисипи» (1883), сборник рассказов;
«Приключения Гекльберри Финна» (1884);
«“Рыцари труда” - новая династия» (1886);

Марк Твен – американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество насыщенно острым юмором и сатирой, однако им было написано немало произведений в жанре публицистики и философской фантастики.

По романам и рассказам Твена сняты десятки художественных и мультипликационных фильмов, а его «Приключения Тома Сойера» знают во всем мире.

В Твена было множество интересных событий, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Марка Твена .

Биография Твена

Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) родился 30 ноября 1835 года во Флориде (штат Миссури, США).

В день его рождения над Землей пролетела комета Галлея. Интересен факт, что в день смерти писателя, та же комета снова пронесется над Землей.

Отец Марка Твена, Джон Маршалл, работал судьей, а мать, Джейн Лэмптон, была домохозяйкой. Однако, несмотря на как будто бы неплохую должность отца, семья испытывала серьезные материальные трудности.

В связи с этим семейство Клеменсов решило переехать в судоходный город Ганнибал. Именно этот небольшой городок с его достопримечательностями оставил в памяти будущего писателя множество приятных и теплых воспоминаний, сыграв в биографии Твена важную роль.

Детство и юность

Когда Твену исполнилось 12 лет, от пневмонии скончался его отец, оставив после себя множество долгов. По этой причине детям пришлось оставить учебу и пойти на работу.

Марк Твен в 15 лет

Вскоре старший брат Твена начал издавать газету. В результате Марк стал работать в ней наборщиком. Именно тогда юноша начал иногда писать и собственные статьи.

В 18-летнем возрасте Твен отправляется в путешествие по городам Америки.

В данный период биографии у него пробуждается особенный интерес к . Он долгое время проводит в библиотеках, читая разных жанров.

Со временем Марк Твен становится лоцманом на судне. По его собственным словам ему очень нравилась данная профессия, требующая внимательности и знания фарватера.

Однако, когда в 1861 г. началась гражданская война, частное судоходство пришло в упадок. В итоге парню пришлось искать другую работу.

Творческая биография Твена

Со временем Марк Твен отправляется на Дикий запад для добычи драгоценных металлов. Несмотря на то, что прииски не сделали его богатым, в этот период биографии ему удалось сочинить несколько остроумных рассказов.

В 1863 г. литератор впервые подписывает свои книги псевдонимом Марк Твен, взятым из судоходной практики. В будущем он будет издавать все свои труды только под этим именем и именно с ним он войдет в историю мировой литературы.

Дебютным произведением в биографии Твена стала «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса». Этот юмористический рассказ получил большую популярность во всей Америке.


Марк Твен в молодости

После этого Твен начал активно заниматься писательской деятельностью. Ему предлагали сотрудничать многие авторитетные издания, которые хотели, чтобы именно у них публиковались произведения восходящей литературной звезды.

Вскоре Марк обнаруживает у себя дар оратора, в связи с чем он начинает часто выступать в разных залах перед большой аудиторией. В этот период биографии он знакомится с будущей супругой Оливией, которая была сестрой его друга.

Произведения Твена

На пике своей популярности Марк Твен пишет несколько книг в жанре реализма, которые получили множество положительных отзывов у критиков.

В 1876 г. из-под его пера вышла знаменитая повесть «Приключения Тома Сойера», принесшая ему еще большую популярность. Интересно, что в ней было немало автобиографических эпизодов из жизни автора.

После этого в печать выходит новый исторический роман Марка Твена «Принц и нищий». В Америке книга имела ошеломительный успех. Позже данное произведение переведет , благодаря чему советские граждане смогут по достоинству оценить этот прекрасный роман.

В середине 1880-х годов Марк Твен открывает собственное издательство, в котором он печатает роман «Приключения Гекльберри Финна». Позже он издает бестселлер «Воспоминания», который посвящает американскому президенту Улиссу С. Гранту.

Типография Твена просуществовала около 10 лет, пока полностью не обанкротилось по причине экономического кризиса, начавшегося в США.

Стоит заметить, что последние произведения Твена хотя и были достаточно популярными, однако уже не имели такого успеха, как первые.

В это время в биографии писателя наблюдался пик славы и признания: ему присваивали докторские степени в разных американских университетах и всячески чествовали его.

Друзья Марка Твена

Марк Твен очень интересовался . У него были дружеские отношения с известным изобретателем . Вместе с ним он мог долгое время проводить в лаборатории, наблюдая за исследованиями «Повелителя молний».

Еще одним близким другом Твена являлся нефтяной магнат Генри Роджерс. Интересно, что по своей натуре Генри был очень скупым человеком. Однако после долгого общения с писателем он кардинально изменился.

Магнат помог Марку Твену избавиться от финансовых трудностей, а также начал жертвовать солидные суммы денег на благотворительность. Причем о многих его пожертвованиях стало известно лишь после смерти Роджерса.

Смерть

В последнее десятилетие жизни Марку Твену пришлось испытать немало трагедий, связанных с его семьей. Он пережил смерть троих детей и супруги Оливии, которую очень любил.

Возможно, именно поэтому в данный период биографии он окончательно потерял веру в Бога и начал пропагандировать атеизм. Особенно это было заметно в произведениях «Таинственный незнакомец» и «Письмо с земли», изданных уже после смерти классика.

(настоящее имя - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс)

(1835-1910) родоначальник американского реализма

Марк Твен - сатирик и юморист, создатель прекрасных рассказов и романов, в которых представлена глубокая и всеобъемлющая картина жизни Америки более чем за полвека.

Сэмюэл Клеменс родился в штате Миссури, в селении Флорида, в семье юриста. Вскоре семья переселилась в город Ганнибал на берегу Миссисипи, где прошло короткое детство маленького Сэма. После смерти отца он был отдан учеником наборщика в типографию. Свои первые литературные опыты опубликовал в газете. Клеменс много времени проводил в библиотеке печатников, и огромный увлекательный мир американской и европейской литературы заворожил юношу. С 18 лет он кочевал по городам Миссисипи как бродячий наборщик. Жизнь на большой судоходной реке обогащала пытливого юношу массой впечатлений, особенно покорили его «боги» реки - лоцманы. Будущий писатель стал лоцманом и водил суда по Миссисипи. Река стала колыбелью его псевдонима. Mark twen (термин измерения уровня воды: «Мерка два!») - этот крик лотового обозначал для лоцмана безопасный путь.

Началась Гражданская война между Севером и Югом. Юного лоцмана мобилизовали в армию рабовладельческого Юга, и ему пришлось спешно бежать от военных властей в Неваду. Попав в атмосферу приисковой серебряной горячки, он несколько лет провел в кварцевых шахтах в поисках богатой жилы. Обогатиться не удалось, но время от времени газета «Энтерпрайз» печатала присылаемые им заметки под псевдонимом Джош. Сюда, в Вирджиния-сити, за несколько сот километров, он и пришел пешком, бросив горняцкий лагерь.

Уже первые юмористические рассказы сделали его популярным. Учителем по литературной технике стал уже известный писатель Брет Гарт, автор книги «Счастье ревущего стана». Первый сборник рассказов Марк Твен назвал по имени произведения, сделавшего его известным, - «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Потом вышла книга путешествий «Простаки за границей» (1869) по впечатлениям поездки в Европу и Палестину. Обе книги стали большой победой молодого писателя. В американскую литературу вошел искрометный юмор, основанный на мудрости и гуманизме народных юморесок. «Простаки за границей» сыграли огромную роль в формировании национального сознания американцев.

Серьезный тон традиционного американского рассказа Марк Твен сменяет озорным и веселым повествованием, придав ему форму анекдота, пародии, мистификации, фантастики, бурлеска, комически обыгрывая нелепости, несообразности. Многообразный мир писатель изображает в самых разнообразных жанрах - заметках, зарисовках (скетчах), юморесках, очерках, статьях, фельетонах, рассказах-памфлетах, пародийных миниатюрах.

В сборнике «Старые и новые очерки» (1875), куда вошли написанные на рубеже 70-х годов новеллы, продолжается сатирическое изобличение вопиющих противоречий американского общества, беспощадной и жестокой конкуренции в нем. В сатирически заостренных, контрастных картинах писатель характеризует, по его собственному выражению, «пропасть между должным и сущим». Им создана целая галерея сатирических портретов американских «бизнесменов церкви», торгующих нефтью, хлопком, спекулянтов на хлебной бирже (рассказ «Важная переписка»), деятелей «Американского библейского общества», пособников банкиров Моргана и Дюпонов. Автор рисует продажность правительственных учреждений, сенаторов и конгрессменов («Дело Джорджа Фишера», «Дело о поставке мяса»), разоблачая лживую идеологию, прикрывающуюся словом «свобода» («Таинственное посещение», «Как меня выбирали в губернаторы», «Журналистика в Теннесси»), выступает против войны с индейцами, гневно бичует американский расизм («Друг Гольдсмита снова за рубежом» - на русском языке «Письма китайца»). Он выступает за честь и совесть «сынов Линкольна», растлеваемых идеологией расизма. Но горечь, озорство и веселье соседствуют в каждом рассказе.

Иной стиль в «Позолоченном веке» (1873), написанном в содружестве с Чарлзом Уорнером, где Марк Твен развенчивает американскую плутократию и узаконенный Конгрессом грабеж, продажный суд и прессу. Сатирик вырабатывает гротескный стиль - здесь и юмористическое преувеличение, и масштабная сатирическая карикатура, неожиданное смещение трагического в плоскость смешного, обилие пародийных приемов. Главное бедствие страны он предвидит в превращении политики в бизнес. Жажда обогащения охватывает и слои бедняков, и рядовых граждан Америки. Название романа стало нарицательным для поры спекуляций и афер, периода разъедающих американское общество после Гражданской войны цинизма и приобретательства.

В 1870 г. после поездки в Европу и женитьбы Марк Твен поселяется в Хартфорде, штат Коннектикут, где проживет до 1891 г. Здесь он создает так называемый Эпос реки Миссисипи: очерки «Старые времена на Миссисипи» (1875), «Приключения Тома Сойера» (1876), «Жизнь на Миссисипи» (1883), «Приключения Гекльберри Финна» (1884). От буржуазной действительности Америки писатель обращается к прошлым ее временам. Да, и в прошлой Америке было много жестокого и дикого, фальшивого и нелепого. И мальчишка Том - бунтарь. Он выступает и против ханжеского благочестия, и против застойной жизни обывателей, и против скуки пуританства в семье и школе. Символом свободолюбия становится - уже навсегда в творчестве Марка Твена - могучая река. Это был гимн детству, переложенный в прозу, «очаровательный эпос юности» (Джон Голсуорси).

Детский ум Тома свободен от мертвящих условностей, наводящих одуряющую скуку. Возня с пуделем в церкви во время воскресной службы нарушила чопорную церковную обрядность. Но ведь неожиданному развлечению рада и взрослая паства, с трудом сдерживающая хохот. В рутине и формализме школьной жизни, которая для Тома «тюрьма и кандалы», отражена тусклая и убогая жизнь американского мещанства. И если Тома не калечит эта мертвящая рутина, то только потому, что он живет другими интересами. Его решительный и мужественный характер формируется в борьбе с реальными злоключениями и предрассудками, суеверными страхами. Безудержная фантазия Тома - «первого выдумщика» - защищает духовный мир подростка от мертвящего влияния косного общества.

Обыватели Сент-Питерсберга воспринимают благородные стремления друга Тома, Гека Финна, - независимость, вольнолюбие, презрение к благам цивилизации - презрительно, как сумасбродство, своеволие.

Живая жизнь Тома и Гека противопоставлена сонной одури взрослых. Здесь Марк Твен предстает как мастер обрисовки конфликта, портрета, психологической мотивировки поступков. Это следующая ступень мастерства писателя-реалиста.

В романе-сказке «Принц и нищий» (1881) Марк Твен проводит аналогию между современной Америкой и средневековой Англией по бесчеловечности законов. Справедливый юный правитель Том Кенти - «принц нищеты» - отверг деспотические законы, а государственную печать употреблял для раскалывания орехов. Мудрому человечному правителю не нужны ни печати, ни указы, ни чиновники.

Это увлекательный, динамичный роман со всем арсеналом поэтических средств сказки: отнесенностью действия в былые времена, исполнением желаний, невероятными приключениями, хэппи-эндом, в основе которого парадокс - принц получает королевские права из рук нищего.

Самая больная проблема Америки - рабство - лежит в основе центрального романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Автор описывает трогательную дружбу белого мальчика Гека и взрослого негра Джима. В центре романа - идея враждебности американскому народу собственнического, античеловеческого строя Америки, где господствуют владельцы золота и человеческих жизней. Важнейшая драматическая ситуация романа связана с решением Гека и Тома «выкрасть негра из рабства». Роман большой социальной силы превращен в утопию. Это отразило эпоху ожесточившихся классовых боев в Америке. Ни о какой реальной свободе, кроме свободы в обращении к природе, быть не могло. Роман заканчивается охотой на негра, облавой, как на дикого зверя.

Многие писатели считали книгу о Геке и Джиме своей любимой. Э. Хемингуэю принадлежат слова: «Вся современная американская литература вышла из одной книги М. Твена, которая называется «Гекльберри Финн».

М. Твен в этом романе не только отразил идейные, социальные аспекты, но и стал родоначальником нового американского литературного языка, обогащенного диалектными формами.

В 1889 г. появляется последний роман писателя «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Действие в произведении перенесено в Англию VI века. Роман был ответом Марка Твена на рост противостояния создавшимся объединениям американских рабочих. В Чикаго после демонстрации, на которой провокатором была брошена бомба, были приговорены к смертной казни 19 рабочих. Роман защищал право рабочих на власть, так как они представляют всю нацию. Янки произносит горячую речь об очистительной роли французской революции XVIII века.

В 1895 г. М. Твен совершает изнурительную поездку с публичными лекциями в Австралию, Новую Зеландию, на Цейлон, в Индию и Южную Африку в надежде разделаться с долгами после неудачной попытки основать издательскую фирму.

Во многих произведениях этого периода усиливаются горькие ноты: «Простофиля Вильсон», «Личные воспоминания о Жанне д"Арк» (1896), памфлеты «Человеку, ходящему во тьме» (1901) и другие. Но по-прежнему он видел в смехе воинствующего врага всяких мерзостей и опору человеческой стойкости в мире фальши, эксплуатации и насилия.

Высоко ценили Твена в России. М. Горький написал очерк о встрече с ним в Америке, писал о нем и А. Куприн.

Марк Твен (литературный псевдоним Сэмюэла Ленгхорна Клеменса) – выдающийся американский писатель, журналист, общественный деятель. Его родиной был штат Миссури, небольшой поселок Флорида, где он появился на свет 30 ноября 1835 г. в семье судьи. Их семейство переехало в город Ганнибал, когда мальчику было 4 года. Проведенные там детские годы оставили столь огромный багаж впечатлений, что его хватило на все последующее творчество. В частности, в знаменитых «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен описал именно этот городок и его обитателей.

После смерти в 1847 г. отца семейство Клеменсов осталось с большими долгами. Трудовой путь Сэма начался с 12 лет. Поначалу он помогал старшему брату, который стал издавать свою газету, и именно там время от времени появлялись его самые первые статьи. Проведя несколько лет в скитаниях по стране, Сэмюэл устраивается работать лоцманом, плавает по Миссисипи. После уничтожения Гражданской войной частного пароходства Клеменс вынужден был оставить профессию, которой был готов посвятить жизнь.

В 1861 г. он последовал за старшим братом на запад страны, в Неваду. Желание разбогатеть привело Твена на серебряные рудники, в ряды старателей. Однако удача ему не сопутствовала, и он стал работать в газете. Именно в это время впервые в его биографии прозвучал псевдоним «Марк Твен». В 1864 г. новым местом жительства становится Сан-Франциско, и в этом городе он сотрудничает уже с целым рядом периодических изданий.

Первый писательский успех приходит к Марку Твену в 1865 г. благодаря юмористическому рассказу «Знаменитая скачущая лягушка из калавераса», написанного по фольклорным мотивам. Это произведение читали во всех уголках страны, и оно было удостоено звание лучшего на то время американского произведения юмористического жанра. Рассказ был написан во время длительного путешествия: Твен плыл на пароходе в Европу и Палестину. Подобных путешествий на протяжении жизни писателя окажется еще немало.

Закрепила успехи на литературном поприще книга «Простаки за границей» (1769), популярность которой была просто невероятной. У многих американцев именно с этим сборником путевых очерков ассоциировалось имя Марка Твена всю его жизнь. В 1870 г. писатель приезжает в г. Баффало (оттуда - в Хартфорд) после женитьбы на Оливии Лэнгдон. Брак позволил ему ближе узнать промышленников, представителей большого бизнеса. Его отношение к эпохе экономического роста с ее попранием демократии, коррупцией, властью чистогана выразилось в метком определении, которое со свойственным ему остроумием дал ей писатель – «позолоченный век».

В 1876 г. вышли имевшие ошеломительный успех «Приключения Тома Сойера», а в 1885 г. - их продолжение «Приключения Гекльберри Финна». В свое время Э. Хемингуэй сказал, что из одной этой книги «вышла вся современная американская литература». Писателя перестали воспринимать только как автора блестящих юмористических произведений, острослова и шутника. В этом произведении он открывает другую Америку, где можно столкнуться с жестокостью, насилием, несправедливостью, расизмом. Ряд остросоциальных работ Твена не был опубликован как при его жизни, так и в течение многих лет после смерти.

Начало 90-ых гг. открывает самый непростой период в биографии писателя. В 1894 г. издательская компания Марка Твена обанкротилась, что заставило его срочно искать другие источники дохода. Ему пришлось совершать крайне утомительные поездки, в ходе которых он активно выступал перед читателями. По этой же причине он целый год провел в кругосветном путешествии, устраивая публичные лекции и читая свои произведения. В очередной раз повидав мир, Марк Твен становится страстным обличителем имперских амбиций, колониальной политики США, что проявилось в серии написанных в эти годы памфлетов. Творчество этого периода, в частности, повесть «Таинственный незнакомец» (издана в 1916), несет на себе отпечаток пессимизма, горечи, сарказма, мизантропических настроений. Смерть застала Марка Твена в штате Коннектикут, г. Реддинг 21 апреля 1910 г.; похоронили писателя в Элмайре.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Клеменс.

Марк Твен
Mark Twain

Марк Твен, фото Мэттью Брэди
7 февраля 1871 года
Имя при рождении:

Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс

Псевдонимы:

Марк Твен,
сьер Луи де Конт,
Томас Джефферсон Снодграсс

Дата рождения:

30 ноября 1835 ({{padleft:1835|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:30|2|0}} )

Место рождения:

Флорида en ru (Миссури, США)

Дата смерти:

21 апреля 1910 ({{padleft:1910|4|0}}-{{padleft:4|2|0}}-{{padleft:21|2|0}} ) (74 года)

Место смерти:

Реддинг (Коннектикут, США)

Гражданство (подданство):

США

Род деятельности:

прозаик, журналист, публицист

Годы творчества:
Направление:

критический реализм

Язык произведений:
Дебют:

Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса

Подпись:
Произведения в Викитеке
Файлы на Викискладе

Воспроизвести медиа-файл

Марк Твен (1909)

Марк Твен (англ. Mark Twain , настоящее имя Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс (Samuel Langhorne Clemens ); 30 ноября 1835 года, посёлок Флорида (англ.) русск. , Миссури, США - 21 апреля 1910 года, Реддинг, Коннектикут, США) - американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров - юмор, сатиру, философскую фантастику, публицистику и другие, и во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа.

Уильям Фолкнер писал, что Марк Твен был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор - его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Из русских писателей о Марке Твене особенно тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.

Псевдоним

Клеменс утверждал, что псевдоним «Марк Твен» был взят им в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а выкрик «марк твен» (англ. mark twain , дословно - «метка двойка») означал, что согласно отметке на лотлине достигнута минимальная глубина, пригодная для прохождения речных судов - 2 морских сажени (≈ 3,7 м). Однако существует версия о литературном происхождении этого псевдонима: в 1861 году в журнале Vanity Fair вышел юмористический рассказ Артемуса Уорда «Северная звезда» о трёх моряках, одного из которых звали Марк Твен. А Сэмюэл очень любил юмористический отдел этого журнала и читал в своих первых стендап-выступлениях именно произведения Уорда.

Кроме «Марка Твена», Клеменс один раз в 1896 году подписался как «сьер Луи де Конт» (фр. Sieur Louis de Conte ) - под этим именем он издал свой роман «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря».

Биография

Детство и юность

Марк Твен в 15 лет

Сэмюэл Клеменс родился 30 ноября 1835 года в маленьком городке Флориде (штат Миссури, США); позже он шутил, что, родившись, увеличил его население на один процент. Он был третьим из четырёх выживших детей Джона и Джейн Клеменсов. Когда Сэм ещё был ребёнком, семья в поисках лучшей жизни переехала в город Ганнибал (там же, в Миссури). Именно этот город и его жители позже были описаны Марком Твеном в его знаменитых произведениях, особенно в «Приключениях Тома Сойера» (1876).

Отец Клеменса умер в 1847 году от пневмонии, оставив много долгов. Самый старший сын, Ора́йон, скоро начал издавать газету, и Сэм начал вносить туда свой посильный вклад как наборщик и, иногда, как автор статей. Некоторые из самых живых и самых спорных статей газеты выходили как раз из-под пера младшего братца - обычно, когда Орайон был в отъезде. Сам Сэм также иногда путешествовал в Сент-Луис и Нью-Йорк.

До начала литературной карьеры

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к работе лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году. Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

Твен вступил в масонство в ложе «Полярная Звезда» № 79 в Сент-Луисе 22 мая 1861 года. Во время одного из путешествий он прислал из Палестины в адрес своей ложи «молоточек», к которому было приложено выдержанное в юмористическом духе письмо. Твен извещал своих братьев о том, что

«Рукоятка молоточка вырезана братом Клеменсом из ствола ливанского кедра, своевременно посаженного братом Гоффредом Бульонским возле стен Иерусалима».

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад. Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора Территории Невада. Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в Неваде добывали серебро.

На Западе

Марк Твен

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско, штат Калифорния, где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Весной 1866 года Твен был командирован газетой «Sacramento Union» на Гавайи. По ходу путешествия он должен был писать письма о своих приключениях. По возвращении в Сан-Франциско эти письма ждал оглушительный успех. Полковник Джон Мак Комб, издатель газеты «Alta California», предложил Твену поехать в турне по штату, читая увлекательные лекции. Лекции сразу же стали бешено популярны, и Твен исколесил весь штат, развлекая публику и собирая по доллару с каждого слушателя.

Первая книга

Первого успеха как писатель Твен добился в другом путешествии. В 1867 году он упросил полковника Мак Комба спонсировать его поездку в Европу и на Ближний Восток. В июне, в качестве корреспондента «Alta California» (англ.) русск. и «New-York Tribune», Твен отправился в Европу на пароходе «Квакер-Сити». В августе он посетил также и Одессу, Ялту и Севастополь (в «Одесском вестнике» от 24 августа 1867 года помещён «Адрес» американских туристов, написанный Твеном). В составе делегации корабля Марк Твен посетил в Ливадии резиденцию Русского императора.

Письма, написанные Твеном во время путешествия по Европе и Азии, отправлялись им в редакцию и печатались в газете, а позже легли в основу книги «Простаки за границей» (англ.) русск. . Книга вышла в 1869 году, распространялась по подписке и имела огромный успех. До самого конца его жизни многие знали Твена именно как автора «Простаков за границей». За свою писательскую карьеру Твену довелось путешествовать по Европе, Азии, Африке и даже Австралии.

В 1870 году, на пике успеха от «Простаков за границей», Твен женился на Оливии Лэнгдон (англ.) русск. и переехал в город Баффало (штат Нью-Йорк). Оттуда он перебрался в город Хартфорд (Коннектикут). В этот период он часто читал лекции в США и Англии. Затем он начал писать острую сатиру, резко критикуя американское общество и политиков, это особенно заметно в сборнике «Жизнь на Миссисипи», написанном в 1883 году.

Творческая карьера

Одной из вдохновляющих Марка Твена вещей был стиль заметок Джона Росса Броуна.

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна». Также очень популярны «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с непритязательных юмористических куплетов, а заканчивал полными тонкой иронии очерками человеческих нравов, остро-сатирическими памфлетами на социально-политическую тематику и философски-глубокими и, при этом, весьма пессимистическими размышлениями о судьбе цивилизации.

Многие публичные выступления и лекции были утрачены или не были записаны, отдельные произведения и письма были запрещены к печати самим автором при его жизни и на десятилетия после смерти.

Твен был прекрасным оратором. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла, они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура. Технические подробности, приводимые в романе, свидетельствуют о хорошем знакомстве Твена с достижениями современной ему науки.

Двумя другими наиболее известными увлечениями Марка Твена были игра на бильярде и курение трубки. Посетители дома Твена иногда говорили, что в кабинете писателя стоял такой густой табачный дым, что самого хозяина почти нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин. В ответ на эти события, в которых погибло около 600 человек, Твен написал памфлет «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году, через 14 лет после его смерти.

Время от времени некоторые произведения Твена запрещались американской цензурой по разным причинам. В основном это объяснялось активной гражданской и социальной позицией писателя. Некоторые произведения, которые могли бы оскорбить религиозные чувства людей, Твен не печатал по просьбам своей семьи. Так, например, «Таинственный незнакомец» остался неопубликованным до 1916 года. А самой противоречивой работой Твена, пожалуй, была юмористическая лекция в парижском клубе, опубликованная под названием «Размышления о науке онанизма». Центральная идея лекции была такой: «Если уж нужно рискнуть жизнью на сексуальном фронте, то не мастурбируйте слишком много». Эссе было опубликовано лишь в 1943 году ограниченным тиражом в 50 экземпляров. Ещё несколько антирелигиозных произведений оставались ненапечатанными до 1940-х годов.

Сам же Марк Твен относился к цензуре c иронией. Когда в 1885 году публичная библиотека в Массачусетсе решила изъять из фонда «Приключения Гекльберри Финна», Твен написал своему издателю:

Они исключили Гека из библиотеки как «мусор, пригодный только для трущоб», из-за этого мы несомненно продадим ещё 25 тысяч экземпляров.

В 2000-е годы в США вновь были предприняты попытки запретить роман «Приключения Гекльберри Финна» из-за натуралистичных описаний и словесных выражений, оскорбительных для негров. Хотя Твен был противником расизма и империализма и в своём неприятии расизма зашёл гораздо дальше своих современников, многие слова, бывшие во всеобщем употреблении во времена Марка Твена и использованные им в романе, сейчас действительно звучат как расовые оскорбления. В феврале 2011 года в США вышло первое издание книг Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера», в котором подобные слова и выражения заменены на политкорректные (например, слово «nigger» (негр) заменено по тексту на «slave» (раб)).

Последние годы

Марк Твен и Генри Роджерс. 1908 год

Успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю трёх из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти несколько преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

В 1893 году Твен был представлен нефтяному магнату Генри Роджерсу, одному из директоров компании «Standard Oil». Роджерс помог Твену выгодно реорганизовать финансовые дела, и они стали близкими друзьями. Твен часто гостил у Роджерса, они выпивали и играли в покер. Можно сказать, что Твен даже стал для Роджерсов членом семьи. Внезапная смерть Роджерса в 1909 году глубоко потрясла Твена. Хотя Марк Твен многократно публично благодарил Роджерса за спасение от финансового краха, стало ясно, что их дружба имела взаимовыгодный характер. Видимо, Твен значительно повлиял на смягчение крутого нрава нефтяного магната, имевшего прозвище «цербер Роджерс». После смерти Роджерса его бумаги показали, что дружба со знаменитым писателем сделала из безжалостного скряги настоящего благотворителя и мецената. Во время дружбы с Твеном Роджерс начал активно поддерживать образование, организовывал образовательные программы, особенно для афроамериканцев и талантливых людей с ограниченными физическими возможностями.

Могила Марка Твена

Сам Твен умер 21 апреля 1910 года от грудной жабы (стенокардии). За год до смерти он сказал: «Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея, через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней». Так оно и случилось.

Марк Твен похоронен на кладбище Вудлон в Элмайре (англ.) русск. (штат Нью-Йорк).

В городе Ганнибал, штат Миссури, сохранился дом, в котором мальчишкой играл Сэм Клеменс, и пещеры, которые он исследовал в детстве и которые потом были описаны в знаменитых «Приключениях Тома Сойера», туда теперь приходят туристы. Дом Марка Твена в Хартфорде превращён в его личный музей и объявлен в США национальным историческим достоянием.

В честь Марка Твена назван кратер на Меркурии.

Личная позиция

Дом-музей Марка Твена в Хартфорде

Политические взгляды

Со взглядами Марка Твена на идеальную форму правления и политический режим можно ознакомиться, прочитав его речь «„Рыцари труда“ - новая династия», с которой 22 марта 1886 года он выступил в городе Хартфорде, на заседании клуба «В понедельник вечером». Впервые эта речь под заглавием «Новая династия» была опубликована в сентябре 1957 года в журнале «New England Quarterly».

Марк Твен придерживался позиции, что власть должна принадлежать народу и только народу. Он считал, что

Власть одного человека над другими означает угнетение - неизменно и всегда угнетение; пусть не всегда сознательное, преднамеренное, обдуманное, не всегда суровое, или тяжкое, или жестокое, или огульное, - но так или иначе - всегда угнетение в том или ином виде. Кому ни вручи власть, она непременно проявится в угнетении. Дайте власть дагомейскому царьку - и он тут же начнет проверять меткость своей новенькой скорострельной винтовки на каждом, кто проходит мимо его дворца; люди будут падать один за другим, но ни ему, ни его придворным и в голову не придет, что он совершает нечто неподобающее. Дайте власть главе христианской церкви в России - императору, - и он одним мановением руки, точно отгоняя мошкару, пошлет несчетное множество молодых мужчин, матерей с младенцами на руках, седовласых старцев и юных девушек в невообразимый ад своей Сибири, а сам преспокойно отправится завтракать, даже не ощутив, какое варварство только что совершил. Дайте власть Константину или Эдуарду IV, или Петру Великому, или Ричарду III, - я мог бы назвать еще сотню монархов, - и они перебьют своих ближайших родичей, после чего отлично заснут, даже без снотворного… Дайте власть кому угодно - и эта власть будет угнетать.

Автор подразделял людей на две категории: угнетателей и угнетённых . Первых немного - король, горстка других надсмотрщиков и подручных, а вторых множество - это народы мира: лучшие представители человечества, рабочие люди - те, кто своим трудом добывает хлеб. Марк Твен считал, что все правители, какие до сих пор правили в мире, сочувствовали и покровительствовали классам и кланам раззолоченных бездельников, ловких казнокрадов, неутомимых интриганов, возмутителей общественного спокойствия, думающих только о своей выгоде. И по мнению великого писателя, единственном правителем или королём должен быть сам народ:

Но этот король - прирожденный враг тех, кто интригует и говорит красивые слова, но не работает. Он будет нам надежной защитой против социалистов, коммунистов, анархистов, против бродяг и корыстных агитаторов, ратующих за «реформы», которые дали бы им кусок хлеба и известность за счет честных людей. Он будет нам прибежищем и защитой против них и против всех видов политической хвори, заразы и смерти. Как он использует свою власть? Сначала - для угнетения. Ибо он не более добродетелен, чем те, кто властвовал до него, и не хочет вводить никого в заблуждение. Разница лишь в том, что он будет угнетать меньшинство, а те угнетали большинство; он будет угнетать тысячи, а те угнетали миллионы. Но он никого не будет бросать в тюрьмы, никого не будет бить плетьми, пытать, сжигать на кострах и ссылать, не будет заставлять своих подданных работать по восемнадцать часов в день и не будет морить голодом их семьи. Он позаботится о том, чтобы все было справедливо - справедливый рабочий день, справедливая заработная плата.

Отношение к религии

Жена Твена, глубоко верующая протестантка (конгрегационалистка), так и не смогла «обратить» мужа, хотя он старался при её жизни избегать острых тем. Немало романов Твена (например, «Янки при дворе короля Артура») содержат крайне резкие выпады в адрес католической церкви. В последние годы Твен написал немало рассказов на религиозную тематику, в которых высмеивает протестантскую этику (например, «Любознательная Бесси»).

Теперь давайте поговорим об истинном Боге, настоящем Боге, великом Боге, высочайшем и верховном Боге, подлинном творце реальной вселенной… - вселенной, не изготовленной вручную для астрономической детской, но возникшей в безграничной протяженности пространства по повелению только что упомянутого подлинного Бога, Бога невообразимо великого и величественного, по сравнению с которым все другие боги, мириадами кишащие в жалком людском воображении, подобны рою комаров, затерявшемуся в бесконечности пустого неба…
Когда мы исследуем бесчисленные чудеса, великолепие, блеск и совершенство этой бесконечной вселенной (теперь мы знаем, что вселенная бесконечна) и убеждаемся, что всё в ней, от стебелька травы до лесных великанов Калифорнии, от неведомого горного ручейка до безграничного океана, от хода приливов и отливов до величественного движения планет, беспрекословно подчиняется строгой системе точных, не знающих исключения законов, мы постигаем - не предполагаем, не заключаем, но постигаем, - что Бог, который единой мыслью сотворил этот неимоверно сложный мир, а другой мыслью создал управляющие им законы, - этот Бог наделен безграничным могуществом…
Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, - и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств - нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, - что он не обладает ни одним из них.

По полному отсутствию у него любого из тех качеств, которые могли бы украсить бога, внушить к нему уважение, вызвать благоговение и поклонение, настоящий бог, подлинный бог, творец необъятной вселенной ничем не отличается от всех остальных имеющихся в наличии богов. Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными - разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось.

- Марк Твен , Размышления о религии

Марк Твен в СССР

Марк Твен - самый известный американский писатель в нашей стране (1969 г.).

  • Среди произведений Марка Твена всего одна пьеса - «Жив или мёртв». В России впервые она была поставлена на сцене Театра имени Пушкина в 2012 году.
  • Марк Твен изобрёл и запатентовал устройство для замены подтяжек, которое назвал «усовершенствованные регулируемые съёмные ремни для одежды».
  • Марк Твен был заядлым кошатником.
  • Марк Твен родился и умер в год появления кометы Галлея.

Память

Портрет Марка Твена работы Джеймса Беквита

В качестве литературного героя Марк Твен (под своим настоящим именем Сэмюэл Клеменс) появляется во второй и третьей частях научно-фантастической пенталогии «Мир Реки» писателя Филипа Хосе Фармера. В книге второй, под названием «Сказочный корабль», Сэмюэл Клеменс, возрожденный в таинственном Мире Реки вместе со всеми умершими в разные времена на Земле людьми, становится исследователем и искателем приключений. Он мечтает о постройке большого колесного речного парохода, чтобы проплыть по Реке до самого её истока. Со временем это ему удается, однако после постройки пароход у писателя крадёт его партнёр, король Иоанн Безземельный. В книге третьей, под названием «Тёмные замыслы», Клеменс, преодолевая многочисленные трудности, заканчивает строительство второго парохода, который у него тоже пытаются украсть. В двух экранизациях цикла, снятых в 2003 и 2010 годах, роль Сэмюэля Клеменса сыграли актеры Камерон Дейду и Марк Деклин.

Кроме того, в романе «Уплыть за закат» Роберта Хайнлайна главная героиня несколько раз упоминает свои встречи с Сэмюэлем Клеменсом, в том числе приводятся его слова о комете Галлея.

Дэн Симмонс в романе «Костры Эдема» также упоминает Сэмюэля Клеменса, используя в романе реальный эпизод из его биографии - поездку на Гавайи.

В повести В.П. Крапивина «Давно закончилась осада...» описывается встреча главного героя с Сэмюэлем Клеменсом во время посещения Севастополя в 1867 году.

Сэмюэл Клеменс фигурирует в качестве одного из главных персонажей в рассказе Джеффри Лэндиса "Глаза Америки", где описывается выдуманная история борьбы за пост президента США между Томасом Эдисоном и Уильямом Брайаном.