Итальянский композитор Россини: биография, творчество, история жизни и лучшие произведения. Две премьеры с разным результатом

(1792-1868) итальянский композитор

Дж. Россини - выдающийся итальянский композитор прошлого столетия, творчество которого ознаменовало собой расцвет национального оперного искусства. Он сумел вдохнуть новую жизнь в традиционные для Италии виды оперы - комическую (буффа) и «серьезную» (сериа). Особенно ярко талант Россини раскрылся в опере-буффа. Реалистичность жизненных зарисовок, меткость в изображении характеров, стремительность действия, мелодическое богатство и сверкающее остроумие обеспечили его произведениям огромную популярность.

Период интенсивного творчества Россини продолжался около 20 лет. За это время им было создано свыше 30 опер, многие в короткое время обошли столичные театры Европы и принесли автору всемирную славу.

Джоакино Россини родился 29 февраля 1792 года в Пезаро. Будущий композитор обладал прекрасным голосом и с 8 лет пел в церковных хорах. В 14 лет он предпринял самостоятельную поездку с небольшой театральной труппой в качестве дирижера. Свое образование Россини завершил в Болонском музыкальном лицее, по окончании которого выбрал себе путь оперного композитора.

Переезжая из города в город и выполняя заказы местных театров, он писал по несколько опер в год. Произведения, созданные в 1813 году, - опера-буффа «Итальянка в Алжире» и героическая опера-сериал «Танкред» - принесли ему широкую известность. Мелодии россиниевских арий распевались на улицах итальянских городов. «В Италии живет человек, - писал Стендаль, - о котором говорят больше, чем о Наполеоне; это композитор, которому нет еще двадцати лет».

В 1815 году Россини был приглашен на место постоянного композитора в театр Сан-Карло в Неаполе. Это был один из лучших театров того времени, с прекрасными певцами и музыкантами. Первая опера, написанная им в Неаполе, - «Елизавета, королева Английская» - была принята с восторгом. В жизни Россини наступил этап спокойной, обеспеченной жизни. Именно в Неаполе были написаны все его главнейшие оперы. Высокой зрелости его музыкально-театральный стиль достиг в монументальных героических операх «Моисей» (1818) и «Магомет II» (1820). В 1816 году Россини написал комическую оперу «Севильский цирюльник» по знаменитой комедии Бомарше. Ее премьера также прошла с триумфальным успехом, и вскоре мелодии из этой оперы пела вся Италия.

В 1822 году политическая реакция, наступившая в Италии, вынудила Россини покинуть родину. Он отправился в гастрольную поездку вместе с группой артистов. Они выступали в Лондоне, Берлине, Вене. Там Россини познакомился с Бетховеном, Шубертом и Берлиозом.

С 1824 года он обосновался в Париже. В течение нескольких лет занимал пост руководителя итальянского оперного театра. Учитывая требования французской сцены, переработал ряд прежних опер и создал новые. Высоким достижением Россини явилась героико-романтическая опера «Вильгельм Телль» (1829), воспевшая вождя национально-освободительной борьбы в Швейцарии в XIV веке. Появившись в канун революции 1830 года, эта опера отвечала свободолюбивым настроениям передовой части французского общества. «Вильгельм Телль» - последняя опера Россини.

В расцвете творческих сил, не достигнув и сорока лет, Россини внезапно перестал писать оперную музыку. Он занимался концертной деятельностью, сочинял инструментальные пьесы, много путешествовал. В 1836 году возвратился в Италию, жил сначала в Болонье, а затем во Флоренции. В 1848 году Россини сочинил итальянский национальный гимн.

Но вскоре после этого вновь вернулся во Францию и поселился в своем имении в Пасси, близ Парижа. Его дом стал одним из центров художественной жизни. На музыкальных вечерах, которые он устраивал, бывали многие прославленные певцы, композиторы, писатели. В частности, известны воспоминания об одном из таких концертов, написанные И. С. Тургеневым. Любопытно, что одним из увлечений Россини в эти годы была кулинария. Он очень любил угощать своих гостей собственноручно приготовленными блюдами. «Зачем вам моя музыка, если у вас есть мой паштет?» - шутливо сказал композитор одному из гостей.

Джоакино Россини умер 13 ноября 1868 года. Спустя несколько лет его прах был перевезен во Флоренцию и торжественно захоронен в пантеоне церкви Санта-Кроче рядом с останками других выдающихся деятелей итальянской культуры.

РОССИНИ, ДЖОАККИНО (Rossini, Gioacchino) (1792–1868), итальянский оперный композитор, автор бессмертного Севильского цирюльника . Родился 29 февраля 1792 в Пезаро в семье городского трубача (глашатая) и певицы. Очень рано полюбил музыку, в особенности пение, но заниматься серьезно начал только в 14 лет, поступив в Музыкальный лицей в Болонье. Там он изучал игру на виолончели и контрапункт вплоть до 1810, когда первое заслуживающее упоминания сочинение Россини – одноактная опера-фарс Вексель на брак (La cambiale di matrimonio , 1810) – была поставлена в Венеции. За ней последовал ряд опер того же типа, среди которых две – Пробный камень (La pietra del paragone , 1812) и Шелковая лестница (La scala di seta , 1812) – до сих пор пользуются популярностью.

Наконец в 1813 Россини сочинил две оперы, которые обессмертили его имя: Танкред (Tancredi ) по Тассо и затем двухактную оперу-буффа Итальянка в Алжире (L"italiana in Algeri ), триумфально принятую в Венеции, а затем и во всей Северной Италии.

Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции, но ни одна из них (даже сохранившая свое обаяние опера Турок в Италии , Il Turco in Italia , 1814) – своего рода «пара» к опере Итальянка в Алжире ) не имела успеха. В 1815 Россини вновь сопутствовала удача, на этот раз в Неаполе, где он подписал контракт с импресарио театра «Сан-Карло». Речь идет об опере Елизавета, королева Английская (Elisabetta, regina d"Inghilterra ), виртуозном сочинении, написанном специально для Изабеллы Кольбран, испанской примадонны (сопрано), пользовавшейся расположением неаполитанского двора и любовницы импресарио (несколько лет спустя Изабелла стала женой Россини). Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер. Второй из них стала опера Севильский цирюльник (Il Barbiere di Siviglia ), впервые поставленная 20 февраля 1816. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и ее триумф в будущем.

Возвратившись, в соответствии с условиями контракта, в Неаполь, Россини поставил там в декабре 1816 оперу, которая, пожалуй, была наиболее высоко оценена современниками, – Отелло по Шекспиру: в ней есть действительно прекрасные фрагменты, но произведение испорчено либретто, исказившим трагедию Шекспира. Следующую оперу Россини сочинил опять для Рима: его Золушка (La cenerentola , 1817) впоследствии благосклонно принималась публикой; премьера же не давала никаких оснований для предположений о будущем успехе. Однако Россини пережил неудачу гораздо спокойнее. В том же 1817 он ездил в Милан для постановки оперы Сорока-воровка (La gazza ladra ) – изящно оркестрованной мелодрамы, сейчас практически забытой, если не считать великолепной увертюры. По возвращении в Неаполь Россини поставил там в конце года оперу Армида (Armida ), которая была тепло принята и до сих пор оценивается гораздо выше, чем Сорока-воровка : при воскрешении Армиды в наше время все еще ощущается нежность, если не сказать – чувственность, которую излучает эта музыка.

За следующие четыре года Россини ухитрился сочинить еще десяток опер, в основном не особенно интересных. Однако до расторжения контракта с Неаполем он подарил городу два выдающихся произведения. В 1818 написал оперу Моисей в Египте (Mosé in Egitto ), которая вскоре завоевала Европу; по сути дела, это род оратории, здесь примечательны величественные хоры и прославленная «Молитва». В 1819 Россини представил Деву озера (La donna del lago ), которая имела успех несколько более скромный, но содержала очаровательную романтическую музыку. Когда в конце концов композитор уехал из Неаполя (1820), он взял с собой Изабеллу Кольбран и женился на ней, однако в дальнейшем их семейная жизнь протекала не слишком счастливо.

В 1822 Россини в сопровождении жены впервые покинул Италию: он заключил договор со своим старым другом, импресарио театра «Сан-Карло», который теперь стал директором Венской оперы. Композитор привез в Вену свою последнюю работу – оперу Зельмира (Zelmira ), завоевавшую автору беспрецедентный успех. Правда, некоторые музыканты, во главе с К.М.фон Вебером резко критиковали Россини, но другие, и среди них Ф.Шуберт, давали благоприятные оценки. Что касается общества, то оно безоговорочно приняло сторону Россини. Наиболее примечательным событием поездки Россини в Вену стала его встреча с Бетховеном, о которой он позже вспоминал в разговоре с Р.Вагнером.

Осенью того же года композитора вызвал в Верону сам князь Меттерних: Россини должен был почтить кантатами заключение Священного союза. В феврале 1823 он сочинил для Венеции новую оперу – Семирамиду (Semiramida ), от которой ныне осталась в концертном репертуаре только увертюра. Как бы то ни было, Семирамида может быть признана кульминацией итальянского периода в творчества Россини, хотя бы потому, что это была последняя опера, сочиненная им для Италии. Более того, Семирамида с таким блеском прошла и в других странах, что после нее репутация Россини как крупнейшего оперного композитора эпохи уже не подвергалась никаким сомнениям. Недаром Стендаль сравнивал триумф Россини на поприще музыки с победой Наполеона в битве при Аустерлице.

В конце 1823 Россини оказался в Лондоне (где пробыл полгода), а перед этим провел месяц в Париже. Композитора гостеприимно встретил король Георг VI, с которым он пел дуэты; Россини был нарасхват в светском обществе как певец и аккомпаниатор. Самым важным событием того времени стало получение приглашения в Париж в качестве художественного руководителя оперного театра «Театр Итальен». Значение этого контракта, во-первых, в том, что он определил место жительства композитора до конца его дней, а во-вторых, в том, что он подтверждал абсолютное превосходство Россини как оперного композитора. Надо помнить, что Париж был тогда центром музыкальной вселенной; приглашение в Париж являлось для музыканта самой высокой честью, какую только можно было себе представить.

Россини приступил к своим новым обязанностям 1 декабря 1824. По-видимому, ему удалось улучшить управление Итальянской оперой, в особенности в части ведения спектаклей. С большим успехом прошли представления двух ранее написанных опер, которые Россини радикально переработал для Парижа, а самое главное, он сочинил очаровательную комическую оперу Граф Ори (Le comte Ory ). (Она имела, как и следовало предполагать, огромный успех при возобновлении в 1959.) Следующим произведением Россини, появившимся в августе 1829, стала опера Вильгельм Телль (Guillaume Tell ), сочинение, которое обычно считают крупнейшим достижением композитора. Признаваемая исполнителями и критиками абсолютным шедевром, эта опера тем не менее никогда не возбуждала такого энтузиазма у публики, как Севильский цирюльник , Семирамида или даже Моисей : рядовые слушатели считали Телля оперой чересчур длинной и холодной. Однако нельзя отрицать, что второй акт содержат прекраснейшую музыку, и к счастью, эта опера не исчезла полностью из современного мирового репертуара и слушатель наших дней имеет возможность вынести о ней собственное суждение. Заметим только, что все созданные во Франции оперы Россини написаны на французские либретто.

После Вильгельма Телля Россини не написал больше ни одной оперы, и в последующие четыре десятилетия создал только две значительные композиции в других жанрах. Излишне говорить, что подобное прекращение композиторской деятельности в самом зените мастерства и славы – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры. Предлагалось множество разнообразных объяснений этому феномену, но, конечно, никто не знает полной истины. Одни говорили, что уход Россини был вызван его неприятием нового парижского оперного кумира – Дж.Мейербера; другие указывали на обиду, которую нанесли Россини действия французского правительства, пытавшегося после революции в 1830 расторгнуть контракт с композитором. Упоминалось и ухудшение самочувствия музыканта и даже его якобы невероятная лень. Возможно, сыграли роль все упомянутые факторы, кроме последнего. Следует учесть, что, покидая Париж после Вильгельма Телля , Россини имел твердое намерение приняться за новую оперу (Фауст ). Известно также, что он продолжал и выиграл шестилетний судебный процесс против французского правительства по поводу своей пенсии. Что касается состояния здоровья, то, пережив потрясение в связи с кончиной любимой матери в 1827, Россини действительно ощущал недомогание, сначала не очень сильное, но позже прогрессировавшее с угрожающей быстротой. Все остальное – это более или менее правдоподобные домыслы.

В течение следующего за Теллем десятилетия Россини, хотя и оставивший за собой квартиру в Париже, жил в основном в Болонье, где надеялся найти покой, необходимый после нервного напряжения предшествующих лет. Правда, в 1831 он съездил в Мадрид, где появилась ныне широко известная Stabat Mater (в первой редакции), а в 1836 – во Франкфурт, где встретился с Ф.Мендельсоном и благодаря ему открыл для себя творчество И.С.Баха. Но все же именно Болонья (не считая регулярных поездок в Париж в связи с тяжбой) оставалась постоянным местопребыванием композитора. Можно полагать, что в Париж его призывали не только судебные дела. В 1832 Россини познакомился с Олимпией Пелиссье. Отношения Россини с женой уже давно оставляли желать лучшего; в конце концов супруги решили расстаться, и Россини женился на Олимпии, котораяя стала хорошей женой для больного Россини. Наконец, в 1855, после скандала в Болонье и разочарования от Флоренции, Олимпия убедила мужа нанять экипаж (он не признавал поездов) и отправиться в Париж. Очень медленно его физическое и душевное состояние начало улучшаться; к нему вернулась доля если не веселости, то остроумия; музыка, которая была запретной темой в течение многих лет, опять стала приходить ему на ум. 15 апреля 1857 – именины Олимпии – стало своего рода поворотным пунктом: в этот день Россини посвятил жене цикл романсов, которые сочинял втайне от всех. За ним последовал ряд небольших пьес – Россини называл их Грехи моей старости ; качество этой музыки не требует комментариев для поклонников Волшебного магазинчика (La boutique fantasque ) – балета, для которого пьесы послужили основой. Наконец, в 1863 появилось последнее – и по-настоящему значительное – произведение Россини: Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle ). Эта месса – не очень торжественная и совсем не маленькая, но прекрасная по музыке и проникнутая глубокой искренностью, что и привлекло к сочинению внимание музыкантов.

Россини скончался 13 ноября 1868 и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Через 19 лет по просьбе итальянского правительства гроб с телом композитора перевезли во Флоренцию и захоронили в церкви Санта Кроче рядом с прахом Галилея, Микеланджело, Макиавелли и других великих итальянцев.

Gioachino Rossini - итальянский композитор духовой и камерной музыки, так называемый «последний классик». Будучи автором 39 опер, Джоаккино Россини известен как один из самых продуктивных композиторов с уникальным подходом к творчеству: в него, помимо изучения музыкальной культуры страны, входит работа с языком, ритмикой и звучанием либретто. Россини был отмечен Бетховеном за оперу-буфф «Севильский цирюльник». Работы «Вильгельм Телль», «Золушка» и «Моисей в Египте» стали мировой оперной классикой.

Россини родился в 1792 году в городе Пезаро в семье музыкантов. После ареста отца за поддержку Французской революции будущему композитору пришлось жить в скитаниях по Италии вместе с матерью. При этом юный талант старался освоить музыкальные инструменты и занимался пением: Джоаккино обладал сильным баритоном.

Большое влияние на творчество Россини оказали работы Моцарта и Гайдна, которые Россини разучивал, обучаясь в городе Луго с 1802 года. Там же состоялся его дебют, как оперного исполнителя в пьесе «Близнецы». В 1806 году, переехав в Болонью, композитор поступает в Музыкальный лицей, где изучает сольфеджио, виолончель и фортепиано.

Дебют композитора состоялся в 1810 году в венецианском театре «Сан-Моизе», где была поставлена опера-буфф основанная на либретто «Брачный вексель». Вдохновленный успехом, Россини написал оперу-сериа «Кир в Вавилоне, или Падение Валтасара», а в 1812 году – оперу «Пробный камень», принесшую Джоаккино признание театра «Ла Скала». Следующие работы «Итальянка в Алжире» и «Танкред» приносят Россини славу маэстро буффонады, а за склонность к напевным и мелодичным гармониям Россини получил прозвище «итальянский Моцарт».

Переехав в Неаполь в 1816 году, композитор написал лучшую работу итальянской буффонады – оперу «Севильский цирюльник», затмившую одноименную оперу Джованни Паизиелло, считавшуюся классикой. После громкого успеха композитор перешел к оперной драме, написав «Сороку-воровку» и «Отелло» - оперы, в которых автор проработал не только партитуры, но и текст, выставив жесткие требования к солистам-исполнителям.

После успешной работы в Вене и Лондоне, композитор покоряет Париж оперой «Осада Коринфа» в 1826 году. Россини умело адаптировал свои оперы для французской публики, изучив нюансы языка, его звучание, а также особенности национальной музыки.

Активная творческая карьера музыканта закончилась в 1829 году, когда на смену классицизму пришел романтизм. Далее Россини преподает музыку и увлекается изысканной кухней: последнее привело к болезни желудка, ставшей причиной смерти музыканта в 1868 году в Париже. Имущество музыканта было продано согласно завещанию, а на вырученные средства в городе Пезаро была основана Учебная Консерватория, обучающая музыкантов и сегодня.

Россини и его время. Творческий путь. Детские и юношеские годы. Работа в итальянском музыкальном театре. Значение поездки в Вену. Парижский период

Пушкин сравнивал музыку Россини с золотистыми брызгами шампанского. Вплоть до наших дней россиниевское искусство остается «си­нонимом» веселья, шаловливости, непринужденного остроумия в музыке. В эпоху бурных социальных и военных потрясений, поро­дившую «мировую скорбь» и мрачную фантастику романтиков, ис­крящиеся, солнечные тона Россини несли с собой веру в вечные идеалы юности. Непревзойденный мелодист, он рассыпал напевы, которые покоряли слушателей во всех странах мира. Ни один из итальянских композиторов ни до, ни после Россини не создавал музыку подобной красоты, изящества и блеска. «Жизнь, ум, твор­чество, мысль, свет, логика, красота и великолепие» – так отзы­вался о его искусстве А. Н. Серов.

В музыке Россини, воздушно-прозрачной и в то же время осле­пительной и огненной, воплотился дух народно-освободительной борьбы, оживившей старые традиции. Это был первый итальян­ский композитор, который в столь яркой и совершенной форме от­разил подъем творческих сил своего народа, рост его национально­го самосознания.

Завершая целую эпоху в развитии национальной оперы, Росси­ни одновременно положил начало новому, блестящему расцвету музыкального театра Италии. Появление ряда выдающихся опер­ных произведений Беллини, Доницетти, Меркаданте и гениального Верди было подготовлено искусством Россини. Благодаря ему итальянская музыка после периода упадка вновь обрела свое бы­лое величие и заняла подобающее ей место в мировой художест­венной культуре.

Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года в городе Пезаро. Его отец, городской трубач, отличался республиканскими взглядами и за свою смелую патриотическую деятельность неодно­кратно подвергался репрессиям, вплоть до тюремного заключения. Мать – дочь булочника – была певицей с превосходным голосом. Родители Россини странствовали по провинциальным городам Италии, работая в небольших театральных труппах. Успев получить лишь самое элементарное общее образование, будущий великий композитор начал свою трудовую жизнь в качестве под­мастерья кузнеца. В этот период началось и его музыкальное образование, носившее случайный характер. Однако именно демо­кратическая среда, окружавшая Россини с первых лет жизни, дала ему то глубокое постижение и свободное использование на­родной музыки, которое легло в основу его творчества.

В раннем возрасте Россини переселился из родного города в Болонью. Это был один из крупных старинных музыкальных центров Италии. Правда, и здесь ощущались черты провинциализма и ограниченности, свойственные музыкальной культуре Италии на­чала XIX века. Здесь еще не знали Глюка и Моцарта; из произведений Генделя и Бетховена исполнялись наименее значительные; почти не было известно творчество Баха; даже оратория «Времена года» Гайдна была доступна пониманию немногих избранных. Но все же в Болонье находилась знаменитая филармоническая Ака­демия, деятельность которой была посвящена исполнению класси­ческого репертуара; существовал и музыкальный лицей, выпол­нявший функции профессионального учебного заведения.

В Болонье Россини начал систематические занятия музыкой а вскоре обратил на себя внимание как певец и клавесиннст. В 1806 году, в возрасте четырнадцати лет, он был избран членом Болонской академии и в том же году поступил в музыкальный лицей. Занимаясь здесь до 1810 года *,

* У падре Маттеи по композиции, у Каведани по виолончели.

он овладел профессиональны­ми основами своего искусства. Однако особенно сильное и плодо­творное воздействие на него в ученические годы оказало самостоятельное изучение творчества Гайдна и Моцарта. В тот же период композитор познакомился с великими итальянскими поэтами эпо­хи Возрождения, пробудившими в нем стремление к высоким худо­жественным идеалам.

В течение некоторого времени интересы юного Россини были связаны преимущественно с вокальным исполнительством. Велико­лепное владение техникой вокального письма, характерное для Россини, имеет своими истоками это раннее приобщение к высокой профессиональной культуре пения, которая в течение многих веков была одной из наиболее ярких и типичных особенностей народно-национального искусства Италии.

Крепкая связь с музыкальным театром у Россини установилась еще в ученические годы. По-видимому, к 1806 году относится сочи­нение ряда вокальных номеров для одной странствующей труппы *.

* В 1812 году эти номера были объединены и поставлены на сцене в виде оперы под названием «Деметрий и Полибий».

В 1810 году постановкой в Венеции одноактной комической оперы «Вексель на женитьбу» Россини впервые выступил как оперный композитор. С тех пор он посвятил свое творчество музы­кальному театру.

Огромный успех, завоеванный Россини на этом поприще, носит легендарный характер. Через год после первого выступления он был известен всей Италии. Через шесть лет композитор создал «Севильского цирюльника», который принес ему всеобщее призна­ние, затмившее в оценке современников славу Бетховена, Вебера и других музыкальных корифеев того времени.

Россини было всего лишь тридцать лет, когда его имя завоева­ло мировую популярность. В Италии, Австрии, Германии, Фран­ции, России, Англии, Испании, Португалии, даже в Турции, Мек­сике и других странах Латинской Америки звучала музыка Россини; она стала неотъемлемой частью западной культуры 20 – 30-х годов прошлого столетия.

До 1822 года Россини безвыездно жил в Италии. Черты огра­ниченности, свойственные отечественному музыкальному театру, оставили определенный след в его творчестве.

Знаменательно, что из тридцати трех опер Россини, написанных между 1810 и 1822 годами, только одна вошла в сокровищницу ми­рового музыкального искусства и не более четырех-пяти сохрани­лось в репертуаре до наших дней. Многие произведения Россини этого периода и не претендовали на большее, чем преходящий успех.

Таковы были требования, предъявляемые в Италии к оперному искусству в целом. Показательно, что при крупных театрах, в част­ности при знаменитом «Сан-Карло» в Неаполе (с которым Росси­ни был тесно связан начиная с 1815 года), существовали игорные дома. Антрепренер извлекал доходы из обоих источников. Для большей части публики музыкальный театр был не столько хра­мом искусства, сколько местом деловых или дружеских встреч. Поверхностные вкусы зрителей во многом определяли художест­венный уровень произведений.

Сюжеты, как правило, отличались трафаретностью, отсутстви­ем правдивых жизненных положений. Это сковывало реалистические устремления Россини. Известно, например, что в либретто его оперы «Танкред» на текст Вольтера был присочинен счастливый конец, так как трагедийная развязка встречала резкое недовольст­во публики. Трагический финал оперы Россини на сюжет шекспи­ровского «Отелло» во многих городах Италии порождал открытое возмущение, и постановщики заменяли сцену убийства Дездемоны неожиданным счастливым примирением.

Постановочная часть в итальянских театрах находилась на низ­ком уровне. Так, знаменитая молитва в опере «Моисей в Египте» была написана Россини после первого спектакля. Она должна бы­ла отвлечь внимание зрительного зала от смешного, неумелого изображения морских волн. Зная, как ограничены возможности оформления, Россини согласился писать оперу «Золушка» только при условии, что из либретто будут полностью исключены все фан­тастические элементы.

И в музыкальной сфере Россини (как и любой другой компо­зитор его времени) был скован многими условностями. Нарушение их вызывало откровенный протест. Публика прежде всего ценила вокальную виртуозность. Певцы диктовали свои требования не только композитору, но и либреттисту. Когда в «Севильском ци­рюльнике» Россини показал героиню без выходной арии, то публи­ка была в недоумении. Композитор впоследствии вспоминал, какие муки он испытывал, сочиняя бравурные арии для соперничающих певцов. В высшей степени характерно для художественных требо­ваний итальянцев, что стремление Россини обогатить оперную му­зыку симфоническими принципами развития было встречено в штыки. Зрители и критика усматривали признаки вычурности и чрезмерной декоративности не в вокальных виртуозных излишест­вах, а в более тонкой, красочной и выразительной гармонии Рос­сини, в его развитом инструментальном письме.

Восстать против глубоко укоренившихся штампов мог только художник-мыслитель, обладающий к тому же энергией и темпера­ментом борца, подобно Бетховену, Генделю, Глюку. Да и то при соответствующей общественной обстановке. Россини не обладал этими качествами. Что же касается общественных настроений, то в период его деятельности они еще не отличались той революцион­ной целеустремленностью, которая характерна для подъема народ­но-освободительного движения Италии начиная с 30 – 40-х годов.

Россини не порывал с установившимися музыкально-театраль­ными традициями, но он во многом обновил их. Его творчество развивалось в русле тех двух ведущих направлений, которые сло­жились в итальянском музыкальном театре на протяжении пред­шествующего столетия: комически-бытового и героического. Не нарушая этой жанровой определенности, Россини с выдающимся мастерством и талантом подчеркивал наиболее прогрессивные сто­роны итальянской оперной эстетики: великолепную культуру bel canto, неисчерпаемое мелодическое богатство, народно-жанровую основу и, наконец, дух жизнерадостности, столь характерный для народной музыки Италии. Именно эти черты получили классиче­ски завершенное выражение в знаменитом «Севильском цирюльни­ке» (1816).

В то же время творческое развитие Россини знаменательно все усиливающимся стремлением к обновлению итальянской оперной эстетики. Его творческие искания были особенно интенсивными в период между 1815 и 1820 годами. Композитор последовательно предпринимал попытки обогатить традиционные итальянские жанры достижениями передовых оперных школ других стран, прибли­зить музыкальный театр к эстетике новейшей литературы и драмы. Так, реалистические стремления Россини привели его к француз­ской «опере спасения» с ее яркой театральностью и жизненно правдивым слиянием героического и бытового начала («Торвальдо и Дорлиска», 1815). «Дева озера» (1819), на сюжет поэмы Вальтера Скотта интересна как попытка обогатить содержание итальянской оперы образами романтической поэзии. Плодотворное воздействие на композитора оказал открытый романтиками Шек­спир («Отелло»). Влияние нового театрального жанра мелодрамы ощутимо в «Сороке-воровке» *.

* Подробнее о мелодраме см. главу о музыкальной культуре Франции (Дж. Мейербер).

«Итальянский период» в творчестве Россини отмечен рядом крупных достижений, прежде всего в области комичеокого театра («Итальянка в Алжире», «Золушка», «Сорока-воровка»), а также и в жанре большой оперы («Танкред», «Елизавета, королева Анг­лийская», «Отелло», «Моисей в Египте», «Магомет II»). И все же пока художественный кругозор Россини оставался замкнутым в рамках традиций, он не сумел создать новый, законченный драма­тический стиль. Высшее достижение «итальянского периода» в творчестве Россини - «Севильский цирюльник» - остается вплоть до нашего времени одним из шедевров мирового оперного искусст­ва. И тем не менее эта опера, которая венчает столетие итальян­ской opera buffа, не указывала путей новой современной драма­тургии.

Для дальнейшего творческого развития Россини в высшей сте­пени стимулирующее значение имело непосредственное знакомство его с передовым новейшим искусством Австрии, Германии и Франции.

В 1822 году Россини вместе с итальянской труппой известного неаполитанского антрепренера Барбайя посетил Вену. Его пребы­вание в столице Австрии, сопровождавшееся сенсационным успе­хом, было очень важным и для творческой эволюции компози­тора.

Здесь, сочинив оперу «Зельмира», Россини овладел оперным стилем, сложившимся в XVIII веке на австро-немецкой почве в музыке Генделя, Глюка, Моцарта. Результатом этого прежде всего было развитие оркестрово-симфонического начала в последующих операх Россини.

В тот же период композитор познакомился с «Волшебным стрелком» Вебера, романтические черты которого открыли перед ним новые творческие горизонты.

Наконец, в Вене Россини впервые слышал «Героическую сим­фонию» и квартеты Бетховена. Знакомство с этой музыкой неизмеримо расширило его художественный кругозор.

Венские впечатления отразились в «Семирамиде» на сюжет трагедии Вольтера (1823). Многое в этой блестящей opera seria заставляет вспомнить высокий героический стиль Алессандро Скарлатти и Генделя. В оркестровом письме, в частности в превосход­ной увертюре, построенной на темах оперы, заметно влияние бетховенского симфонизма. Но, наряду с моментами высокого драма­тизма, в «Семирамиде» много шаблонного, избитых мест. Следует попутно отметить, что новаторские элементы оперы (хоровые сце­ны, богатая инструментовка, красочный гармонический язык, дра­матическая трактовка «концертно-виртуозных» номеров) вызыва­ли у итальянской публики недоумение и осуждение.

Дальнейшие творческие поиски Россини продолжил уже за пре­делами родины, в Париже, куда он переехал в 1824 году.

Революционная атмосфера Франции в канун событий 1830 года сыграла решающую роль в формировании новых художественных взглядов Россини. Живой общественный пульс французской сто­лицы, ее передовое искусство, насыщенное гражданским пафосом, помогли Россини найти тот подлинно современный стиль, к кото­рому он усиленно стремился в предшествующие годы.

Желание изучить и усвоить французские художественные традиции замедлило творческую продуктивность композитора.

На протяжении тринадцати лет работы в Италии Россини, как отмечалось, сочинил тридцать три оперы. За шесть лет парижско­го периода - только пять. При этом две из них - «Осада Корин­фа» (1826) и «Моисей» (1827) - представляли собой переработку более ранних его произведений («Магомета» и «Моисея в Египте»), а третья - «Граф Ори» (1828), тонкая комическая опера во фран­цузском духе, - включала ранее сочиненные номера.

«Осада Коринфа» и «Моисей», поставленные в парижском Те­атре итальянской оперы (художественным руководителем которо­го являлся сам Россини), значительно переработаны по сравнению с первоначальными вариантами, приближены к французским теат­ральным традициям. В сюжетах подчеркнут патриотический эле­мент, идея гражданского самопожертвования. Постановка «Осады Коринфа», состоявшаяся в те дни, когда французы с огромным со­чувствием следили за освободительной борьбой греческого народа, имела широкий общественный резонанс. Опера «Моисей», с ее воз­вышенной, величественной музыкой, была воспринята парижанами именно в том патриотическом плане, как это было задумано ком­позитором.

Наконец, два с половиной года спустя, в 1829 году, появился «Вильгельм Телль», написанный для французской сцены. Первая народно-патриотичеокая опера новой эпохи, воплотившая стремле­ния итальянского народа к свободе, она заняла место в одном ряду с самыми выдающимися созданиями художественного гения Италии. Премьеры «Телля» вскоре состоялись в других крупнейших го­родах Европы *.

* В Лондоне – в 1830 году, в Берлине – в 1831 году, в России опера шла с середины 40-х годов под названием «Карл Смелый».

На родине композитора, вследствие цензурных запретов, опера была показана только в 1836 году; ее постановка вылилась в открытую политическую демонстрацию.

Появление «Вильгельма Телля» знаменовало собой не только вершину, но и конец творческой эволюции композитора. После этой оперы в возрасте тридцати семи лет Россини перестал тво­рить для сцены.

К достижениям композитора во второй половине его жизни от­носятся только два духовных произведения: «Stabat Mater» (1842), написанная в ярко театральном духе, и грандиозная мес­са, которую Россини в шутку назвал «Маленькая торжественная месса» (1863), несущая в себе следы изучения вокально-драмати­ческой музыки Баха. Неясно, какие причины, после триумфальных успехов, побудили композитора навсегда отказаться от работы в музыкальном театре. Однако бесспорно только одно: Россини не сочувствовал тем новым музыкальным течениям, которые получи­ли господство в Западной Европе с середины XIX века. Ни «боль­шая опера» Мейербера, ни тем более реформаторские искания Вагнера, ни программные симфонические произведения романти­ков не вызывали у него симпатий.

В последнее десятилетие жизни (1857-1868) Россини увлекал­ся фортепианной музыкой и сочинял юмористические миниатюры, в которых пародировал стилистические приемы нового искусства *.

* Эти мелкие пьесы и романсы, объединенные под названием «Грехи моей старости», не были опубликованы при жизни Россини. Их музыка прозвучала впервые в 1919 году в балете Респиги «Лавка чудес».

Он часто сетовал на исчезновение в современных произведениях песенно-мелодического начала и завещал Музыкальному институ­ту в Болонье большую сумму денег на учреждение премий моло­дым композиторам, проявившим мелодическое дарование.

С 1855 года Россини безвыездно жил в Париже и его окрест­ностях. Здесь он и умер 13 ноября 1868 года. В 1887 году его прах был перевезен на родину и похоронен в пантеоне церкви Санта-Кроче во Флоренции рядом с прахом Микеланджело и Галилея.

Джоаккино Россини

Родился Россини в Пезаро, в Марке, в 1792-м году, в музыкальной семье. Отец будущего композитора был валторнистом, а мать – певицей.

Вскоре музыкальный талант был обнаружен и у ребенка, после чего тот был отослан для развития своего голоса. Послали его в Болонью, к Анжело Тезеи. Там он начал также учиться игре на .

Кроме того, несколько уроков ему дал знаменитый тенор Матео Баббини. Несколько позже он стал учеником аббата Матеи. Тот обучил его лишь знаниям простого контрапункта. По мнению аббата, знания контрапункта было вполне достаточно, чтобы самому писать оперы.

Так и случилось. Первым дебютом Россини стала одноактная опера La cambiale di matrimonio, «Брачный вексель», которая, как и следующая его опера, поставленная в венецианском театре, обратила на себя внимание широкой публики. Ей они понравились, причем понравились настолько, что Россини был буквально завален работой.

К 1812-му году композитор написал уже пять опер. После того, как они были поставлены в Венеции, итальянцы пришли к выводу, что Россини – это величайший из ныне живущих оперных композиторов в Италии.

Больше же всего понравился публике его «Севильский цирюльник». Есть мнение, что эта опера – наиболее гениальное творение не только Россини, но и лучшее произведение в жанре опер-буфф. Россини же создал ее за двадцать дней по пьесе Бомарше.

На этот сюжет уже была написана опера, а потому новая опера была воспринята как дерзость. Поэтому первый раз ее восприняли довольно холодно. Расстроенный Джоаккино во второй раз отказался дирижировать в своей опере, а ведь именно во второй раз она и получила наиболее пышный отклик. Было даже устроено факельное шествие.

Новые оперы и жизнь во Франции

Во время написания своей оперы «Отелло» Россини совсем обошелся без recitativo secco. И благополучно продолжал писать оперы дальше. Вскоре он заключил контракт с Доменико Барбайа, которому обязался каждый год поставлять по две новые оперы. У того на руках в тот момент были не только неаполитанские оперы, но и Ла Скала в Милане.

Примерно в это же время Россини женился на певице Изабелле Кольбран. В 1823-м году он отправляется в Лондон. Туда его пригласил директор Театра Его Величества. Там он примерно за пять месяцев вместе с уроками и концертами зарабатывает примерно 10 000 фунтов стерлингов.

Gioachino Antonio Rossini

Вскоре он поселился в Париже, причем надолго. Там он стал директором Итальянского театра в Париже.

При этом Россини совсем не обладал организаторскими способностями. В результате театр попал в совсем уж бедственное положение.

В целом после французской революции Россини потерял не только эту, но и остальные свои должности и вышел на пенсию.

За время жизни в Париже он стал истым французом и в 1829-м году написал «Вильгельма Телля», свое последнее сценическое произведение.

Завершение творческой карьеры и последние годы жизни

Вскоре, в 1836-м году, ему пришлось вернуться в Италию. Сперва он жил в Милане, затем переехал и жил на своей вилле близ Болоньи.

В 1847-м году умерла его первая жена, а затем, спустя два года, он женился на Олимпии Пелиссье.

На какое-то время он вновь оживился из-за огромного успеха его последнего произведения, но в 1848-м году произошедшие волнения очень плохо повлияли на его самочувствие, и он полностью отошел от дел.

Ему пришлось бежать во Флоренцию, а затем он поправился и вернулся в Париж. Свой дом он сделал одним из самых модных на то время салонов.

Скончался Россини в 1868-м году, от пневмонии.