Сопоставление художественных текстов.

Иван Денисович Шухов — заключенный. Прообразом главного героя послужил солдат Шухов, воевавший с автором в Великую Отечественную войну, однако никогда не сидевший. Лагерный опыт самого автора и других узников послужил материалом для создания образа И. Д. Это рассказ об одном дне лагерной жизни от подъема до отбоя. Действие происходит зимой 1951 г. в одном из сибирских каторжных лагерей.

И. Д. сорок лет от роду, на войну ушел 23 июня 1941 г., из деревни Темгенево, что возле Поломни. Дома остались жена и две дочки (сын умер маленьким). Отсидел И. Д. восемь лет (семь на Севере, в Усть-Ижме), сидит девятый — срок заключени я заканчивается. По «делу» считается, что сел за измену родине — сдался в плен, а вернулся потому, что выполнял задание немецкой разведки. На следствии всю эту чушь подписал — расчет был простой: «не подпишешь — бушлат деревянный, подпишешь — поживешь еще малость». А на самом деле было так: попали в окружение, есть было нечего, стрелять нечем. Понемногу их немцы по лесам ловили и брали. Впятером пробрались к своим, только двоих автоматчик уложил на месте, а третий умер от ран. А когда двое оставшихся сказали, что убежали из немецкого плена, им не поверили и сдали куда надо. Поначалу попал в Усть-Ижменский общий лагерь, а потом из общего пятьдесят восьмую статью перегнали в Сибирь, в каторжный. Здесь, в каторжном, считает И. Д., хорошо: «...свободы здесь — от пуза. В Усть-Ижменском скажешь шепотком, что на воле спичек нет, тебя садят, новую десятку клепают. А здесь кричи с верхних нар что хошь — стукачи того не доносят, оперы рукой махнули ».

Теперь у И. Д. зубов нет половины, а борода здоровая выперла, голова бритая. Одет, как все лагерники: ватные брюки, повыше колена пришит затасканный погрязневший лоскут с номером Ш-854; телогрейка, а поверх нее — бушлат, подпоясанный веревочкой; валенки, под валенками две пары портянок — старые и поновей.

За восемь лет приспособился И. Д. к лагерной жизни, понял ее главные законы и живет по ним. Кто арестанту главный враг? Другой арестант. Если б зэки друг с другом не сучились, не имело б над ними силы начальство. Так что первейший закон — оставаться человеком, не суетиться, сохранять достоинство, знать свое место. Не быть шакалом, но и позаботиться о себе должен сам — как растянуть пайку, чтобы не чувствовать постоянно голода, как успеть валенки просушить, как нужный инструмент заначить, как когда работать (в полную или вполсилы), как разговаривать с начальством, кому не попадаться на глаза, как подработать, чтобы себя поддержать, но честно, не ловча и не унижаясь, а применив свое умение и смекалистость. И это не только лагерная мудрость. Это мудрость скорее даже крестьянская, генетическая. И. Д. знает, что работать — лучше, чем не работать, а работать хорошо — лучше, чем плохо, хотя и он не всякую работу возьмет, не зря считается лучшим в бригаде мастером.

К нему применима пословица: на Вога надейся, а сам не плошай. Бывает, взмолится: «Господи! Спаси! Не дай мне карцера!» — а сам сделает все, чтобы перехитрить надзирателя или еще кого. Минует опасность, и он тут же забудет воздать Господу благодарность — некогда и уже некстати. Считает, что «молитвы те — как заявления: или не доходят, или — «в жалобе отказать». Правь свою судьбу сам. Здравый смысл, житейская крестьянская мудрость и по-настоящему высокая нравственность помогают И. Д. не только выжить, но и принимать жизнь такой, какая она есть, и даже уметь быть счастливым: «Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».

Образ И. Д. восходит к классическим образам стариков-крес-тьян, к примеру — толстовскому Платону Каратаеву, хотя и существует в совершенно других обстоятельствах.

Иван Денисович – главный герой повети Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Его прототипами последовали два действительно существовавших человека. Один из них немолодой воин по имени Иван Шухов, служивший в батарее, командиром которой был сам автор, являющийся одновременно вторым прототипом, когда-то отбывавшим срок в тюрьме по 58-ой статье.

Это человек 40-ка лет с длинной бородой и сбритой головой, который сидит в тюрьме, за то, что с товарищами сбежал с немецкого плена и вернулись к своим. На допросе он без какого-либо сопротивления подписал бумаги, в которых говорилось, что он сам добровольно сдался в плен и стал шпионом и обратно он вернулся для разведки. На всё это Иван Денисович согласился только потому, что эта подпись давала гарантию, что он ещё немного поживет. Касательно одежды, то она такая же, как и у всех лагерников. На нем брюки ватные, телогрейка, бушлат и валенки.

Под телогрейкой у него есть запасной карман, куда он кладет кусочек хлеба, чтобы съесть его потом. Он как бы живет последним днем, но одновременно и с надеждой отсидеть срок и выйти на волю, где его ждет жена и две дочери.

Иван Денисович никогда не думал о том, почему в лагере сидит так много невинных людей, которые тоже якобы «изменили родине». Он такой человек, который просто ценит жизнь. Никогда не задает себе лишних вопросов, просто принимает всё так, как оно есть. Поэтому для него первостепенной задачей было удовлетворение потребностей, таких как еда, вода и сон. Возможно, именно потом он там прижился. Это удивительно стойкий человек, который смог приспособиться к таким ужасающим условиям. Но даже в таких условиях он не теряет собственное достоинство, не «роняет себя».

Для Шухова жизнь – это труд. В работе он мастер, который отлично владеет своим делом и получает от этого только удовольствие.

Солженицын рисует этого героя как человека, у которого развита собственная философия. Основывается она на лагерном опыте и тяжелом опыте советской жизни. В лице этого терпеливого человека автор показал весь русский народ, который способен перенести множество ужасных страданий, издевательств и всё равно выжить. И при этом не потерять нравственности и продолжать жить, относясь к людям нормально.

Сочинение на тему Шухов Иван Денисович

Основным персонажем произведения является Шухов Иван Денисович, представленный писателем в образе жертвы сталинских репрессий.

Герой описывается в рассказе в качестве простого русского солдата, имеющего крестьянское происхождение, отличающегося беззубым ртом, плешью на бритой голове и бородатым лицом.

За нахождение в фашистском плену во время войны Шухов отправлен в особый каторжный лагерь на десятилетний срок под номером Щ-854, восемь лет из которого он в настоящий момент уже отбыл, оставив дома в деревне свою семью в составе жены и двух дочерей.

Характерными чертами Шухова являются его чувство собственного достоинства, позволившее Ивану Денисовичу сохранить человеческий облик и не стать шакалом, несмотря на сложный период его жизни. Он осознает, что не в силах изменить сложившуюся несправедливую ситуацию и установленный в лагере жестокий порядок, но поскольку отличается жизнелюбием, смиряется со своим непростым положением, при этом отказываясь пресмыкаться и вставать на колени, хотя и не надеется обрести долгожданную свободу.

Иван Денисович представляется гордым, не наглым человеком, способным на проявление доброты и великодушия по отношению к тем осужденным, которые сломались от пребывания в тюремных условиях, уважая их и жалея, при этом умеющим проявить некую хитрость, не причиняющую другим вреда.

Будучи честным и совестливым человеком, Иван Денисович не может позволить себе отлынивать от работы, как это принято в тюремных лагерях, симулируя болезнь, поэтому даже серьезно заболев, ощущает свою вину, вынужденный обратиться в санитарную часть.

В период нахождения в лагере Шухов проявляет себя достаточно трудолюбивым, добросовестным человеком, мастером на любые руки, не чурающимся любой работы, участвуя в строительстве тепловой электростанции, в пошиве тапочек и кладке камня, став хорошим профессиональным каменщиком и печником. Иван Денисович старается любыми возможными способами подработать для получения дополнительной пайки или сигарет, получая от работы не только приработок, но и истинное удовольствие, бережно и хозяйственно относясь к порученной тюремной работе.

По окончании десятилетнего срока Ивана Денисовича Шухова освобождают из лагеря, позволив вернуться в родные места к семье.

Описывая образ Шухова в рассказе, писатель раскрывает нравственную и духовную проблему человеческих отношений.

Несколько интересных сочинений

Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников “безгласности” времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению.

В июне 1989 года на съезде народных депутатов СССР прозвучало вновь имя человека, который первым осмелился сказать правду о сталинизме, который первый призвал и себя и нас не лгать, прозвучал призыв вернуть советское гражданство русскому писателю, ошельмованному и высланному за пределы нашей страны вопреки здравому смыслу и справедливости.

А.И. Солженицын в своих произведениях призывает живущих не предавать забвению замученных в лагерях и заклеймить тех, кто был пособником вершителей репрессий. Писатель пишет жестко, едко, как кнутом стегает все пороки литературы и времени. Нельзя не признать, что во многом он прав. Его книги учат многому, но особенно любить правду и людей. Урок по рассказу А.И. Солженицына „Один день Ивана Денисовича" провожу в11 классе, как это рекомендует новая программа, после изучения литературы русского зарубежья. "Нравственность есть Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью и думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду", - слова В. Шукшина могут стать эпиграфом к уроку.

Форма урока: литературно-интеллектуальный ринг.

Цель урока: проследить, как противопоставляется подлинная ценность человеческой жизни жестокой бессмыслице, чудовищному надругательству над людьми, над жизнью.

Оборудование урока: портрет А.И.Солженицына, плакаты с таким содержанием:

1. "Литература у народа, лишенного общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения "своей совести". (А.И.Герцен)

2. "Нравственность есть Правда..." (В.Шукшин)

3."И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире,- но не через меня…" (А. И. Солженицын)

2. Подготовить вопросы (для урока отобрать лучшие вопросы, определить победителей лучших вопросов). Задаю дополнительно опережающее задание.

3. На уроке-ринге участвуют все учащиеся (в конце урока тоже определяются победители).

Вступительное слово учителя.

Историю не перепишешь заново. Исторический путь нашей страны был труден, полон драматизма, напряженного труда, великих побед и достижений. Мы должны знать имена людей, с которыми связаны светлые страницы жизни нашей страны. Но нельзя не замечать просчеты и ошибки. Нельзя согласиться с теми, кто предлагает забыть историю или использовать какую-то ее часть.

Впервые за всю многовековую историю России правительство дало нам свободу слова и печати. Но, несмотря на огромную роль средств информации отечественная литература является властительницей дум, подымает пласт за пластом проблемы нашей истории и жизни.

Сейчас можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно-политическое значение литературного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи. Все особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Эти особенности могут придать произведению большое общественное и политическое значение.

Современные произведения демонстрируют еще большую, чем прежде, связь эпохи и литературного произведения.

Огромное значение имеют рассказы и повести А.И.Солженицына, в них особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора.

Что же мы знаем о А. И. Солженицыне?

Выступление одного учащегося:

Затем проводим ринг по вопросам учащихся.

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В том же году отец его, подпоручик военного времени (добровольно ушедшего на войну из студентов Московского университета), погиб от несчастного случая на окоте. Мать, в войну кончавшая высшие голицынские курсы в Москве, после революции стала стенографисткой и поселилась с сыном в Ростове-на-Дону. Там Солженицын кончил среднюю школу, затем физмат университета (еще успев до войны пройти заочно два курса филфака МИФЛИ). С осени 1941 - в армии, осенью 1942 закончил ускоренный курс 3-го ЛАУ в Костроме. Затем назначен командиром разведывательной звукобатареи, и в этой должности прослужил непрерывно на разных фронтах до своего ареста на передовой в Восточной Пруссии в феврале 1945. Осужден по ОСО к 8 годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953 сослан навечно в Казахстан (Кок-Терек Джамбульской области), Там преподавал математику, физику и астрономию. В 1956 ссылка была с него снята, возвратился в Среднюю Россию, преподавал во Владимирской области в сельской школе, а затем в Рязани - до конца 1962 года, когда был напечатан "Иван Денисович". После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, он подвергался резким нападкам властей и газет; в 1974, после появления 1-го тома "Архипелага ГУЛАГа", обвинен в измене родине и выслан за границу. Женат, трое сыновей.

Другие его произведения: роман w В круге первом", повесть "Раковый корпус ", очерки "Бодался теленок с дубом", киносценарии, пьесы, рассказы, публицистика и фундаментальный труд "Красное колесо" (к 1991 г вышло 10 томов). Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество возвращается на Родину. Хорошо, что это происходит при жизни Александра Исаевича.

1. Когда и где была напечатана повесть А.И. Солженицына?

2. Кто же такой Иван Денисович?

3. Как бы вы ответили на простой расчет Шухова: "не подпишешь -бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость".

4. В чем смысл названия повести?

5. Как вы понимаете привычку Шухова: "Так и вся жизнь у зэка, только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись".

6. Объясните и расскажите об этом страшном законе лагеря: " Кто кого сможет, тот того и гложет".

7. "И тут чья-то имеющая власть рука сдернула с него телогрейку и одеяло". "Теплый зяблого разве когда поймет?".

Сформулируйте свою мысль. Как это вы понимаете?

8.Жена пишет Шухову: “ С войны самой ни одна живая душа в колхоз не добавилась: парни все и девки все, кто как ухитрится, уходят повально или в город на завод, или на торфоразработки. Мужиков с войны половина вовсе не вернулась, а какие вернулись -колхоза не признают: живут дома, работают на стороне... Тянут же колхоз те бабы, каких еще с тридцатого года загнали, а как они свалятся - и колхоз сдохнет".

Почему Шухову этого-то и не понять никак: живут дома, а работают на стороне?

9. Расскажите о его товарищах по бригаде.

10. 0 каких праздных воспоминаниях не хочется думать Шухову? Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний".

11.За что уважают Ивана Денисовича его товарищи?

12. 0ком это говорится? " Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить". "Пока в бараке живешь - молись от радости и не попадайся."

13. Получает ли ответ Иван Денисович на свой вопрос? "Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились. За это? А я при чем?"

Ответы на вопросы.

1.Повесть А.И.Солженицына " Один день Ивана Денисовича" напечатана в 1962 г. в "Новом мире ". Автора обвиняли в очернительстве советской действительности, но благодаря авторитетному мнению главного редактора журнала А.Т.Твардовского повесть была опубликована. Твардовский писал:

"Жизненный материал, положенный в основу повести А. Солженицына необычен в советской литературе. Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного и отвергнутого партией культа личности, которые по времени хотя и отстают от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым. Но прошлое, каким бы оно ни было, никогда не становится безразличным для настоящего"

2. Герой повести Иван Денисович Шухов до войны жил в маленькой деревушке Темченево, работал в колхозе. Его жена родила ему двоих сыновей. Во время войны воевал, был ранен. Когда попал в плен, то бежал из него. Много скитался по лесам, болотам, добрался до своих. Вот тут-то свои и обвинили его в измене.

3. Шухов с досадой рассказывает: "Были б умней - сказали б, что мол по лесам бродили, и ничего б им. А они открылись мол, из плена немецкого".

Посадили Шухова за измену родине. И показания он дал –что таки да, он сдался в плен, желая изменить родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь Так и оставили просто - задание. Шухов прекрасно понимает, что никакой правды ему не добиться, если он не подпишет, то его расстреляют, а если подпишет, то останется хоть какая-то надежда, что поживет еще малость.

Шухов знает, что его личность никого не интересует. Его невиновность тем более. Таких, как Шухов, было много, всех их объединяет то, что их не считали за людей, их стремились превратить в "лагерную пыль". Потому что главный лозунг этой чудовищной системы: "Нужна сильная власть, способная внушать страх. А страх нужно поддерживать любыми средствами, " - так рассуждает в романе "Дети Арбата" А.Рыбакова "величайший вождь всех народов". "Нет невиновных! "- вот лозунг этого времени.

4. В чем смысл названия повести? На этот вопрос можно ответить последними словами повести:

“…Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выслали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил, и не заболел, перемогся.

Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.

Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.

Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось...

5. Шухов подписал свой приговор. Он выбрал жизнь - хоть лагерную, скудную, мучительную, но жизнь. Говорят, человек ко всему привыкает. Шухов тоже привык к страшным законам лагеря: "Так и вся жизнь у зэка - только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись". Иван Денисович хочет выжить любой ценой, но выжить так, чтобы за себя не было совестно, чтобы сохранить уважение к самому себе.

6. Лагерь живет по своим законам: "Кто кого сможет, тот того и гложет". Шухову постоянно хочется есть, но он понимает, что хоть спину тут в работе переломи, хоть животом ляжь - из земли еды не выколотишь, больше чем начальник тебе выпишет, не получишь. Он видит, что и здесь воруют, и все те, кто воруют, киркой сами не вкалывают. А он должен вкалывать и брать то, что дают. Если помбригадиру дают двойную "бригадирскую", то это тоже за счет работяг идет - и тоже никто не перечит.

7. В лагере все "начальники" кто имеет какую-то власть, начиная со старшего в бараке, надзирателей, помбригадира, дневальных, повара, доктора и кончая начальником лагеря.

Дневальный по столовой Хромой завел себе посох березовый и с крыльца этим посохом гвоздит, кто не с его команды лезет, и знает кого бить, а кого нет. Шухова раз гвозданул.

Название - "дневальный". А разобраться - Князь! - с поварами дружит!

Получит зэк свою заработанную баланду, хотя по вечерам она всегда жиже, чем утром: утром зэка надо накормить, чтоб он работал, а вечером итак уснет, не подохнет.

Шухов сперва жижицу одну прямо пил, пил. Как горячее пошло, разлилось по его телу-аж нутро его все трепыхает навстречу баланде. Хор-рошо! Вот он, миг короткий, для которого и живет зэк.

Сейчас ни на что Шухов не в обиде; ни что срок долгий, ни что день долгий, ни что воскресенья опять не будет. Сейчас он думает; переживем / ! Переживем все, даст Бог кончится,

8. Шухов не понимает: живут дома, а работают на стороне? Он отвык раскладывать что завтра, что через год да чем семью кормить, живя по лагерям да по тюрьмам. Обо всем за него начальство думает, оно будто и легче.

Его жена надеется, что вернется муж и тоже не станет вступать в колхоз, а тоже как мужики займется красильным ремеслом. Жена мечтает, что они наконец подымутся из нищеты, детей обучат, новую избу поставят. Конечно, он мог бы пойти на легкий заработок, но не таков Шухов. Он сорок лет землю топчет, уже зубов нет половины и на голове плешь. "Для такой работы развязность нужна, нахальство, милиции на лапу совать,"- так размышляет Иван Денисович, - никогда никому он не давал и не брал ни с кого взяток, да и в лагере этому не научился. Руки у Шухова еще добрые, смотают, неуж он себе на воле работы не найдет?

9. Не один со своей бедой Иван Денисович. У него есть товарищи по бригаде, так же, как и он, несправедливо оснащенные, брошенные за колючую проволоку.

Это Сенька Клевшин - он тихий, бедолага. Ухо у него лопнуло одно, еще в сорок первом. Потом в плен попал, бежал три раза, излавливали, сунули в Бухенвальд, где он готовил восстание против немцев.

Буйновский - бывший капитан второго ранга. Он недавно был в лагере, недавно на общих работах. “Такие минуты, как сейчас, были (он не знал этого) особо важными для него минутами, превращавшими его из властного звонкого морского офицера в малоподвижного осмотрительного зэка, только этой малоподвижностью и могущего перемочь отверстанные ему 25 лет тюрьмы.”

Шухов уважает его. "Придет пора, и капитан жить научится, а пока не умеет", - думает он о нем.

Буйновский и Клевшин пытаются добиться восстановления справедливости, их письма и прошения остаются без ответа.

10.Шухов умел работать. На свободе ему легко было прокормить семью и себя. В лагере ему приходится каждый день думать о том, как прокормить себя, выжить. Для осужденных были дни праздников. Это тогда, когда они получали посылки от родных. Шухов запретил жене посылать посылки, потому что прекрасно понимал, что семье итак худо. Он никогда не ходил к столбу со списком, но почему-то ждал, что прибегут и скажут: “Шухов! Да что ж ты не идешь? Тебе посылка!". Единственная мысль о выживании не оставляла места в душе для праздных воспоминаний. Шухов так рассуждает: "Так что пусть завидуют, кому в чужих руках всегда редька толще, а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает".

11.Бригадир Тюрин Андрей Прокофьич, смеясь говорит Шухову: "Ну как тебя на свободу отпускать? Без тебя ж тюрьма плакать будет!" "Кто два дела руками знает, тот- еще и девять подхватит". Вот за это и уважают его товарищи, что Шухов-мастер на все руки. За работой он не замечает ничего и никого.

Но Шухов не ошибается. Шлакоблоки не все один в один. Какой с отбитым углом, с помятым ребром или с приливом сразу Шухов это видит, и видит, какой стороной этот шлакоблок лечь хочет, и видит то место на стене, которое этого шлакоблока ждет.

Для Шухова работа - она как палка, конца в ней два: “Для людей делаешь - качество дай, для начальника делаешь - дай показуху. А иначе б давно все подохли, дело известное, "- размышляет он.

За работой для него время быстро бежит. Сколько раз Шухов замечал; дни в лагере катятся - не оглянешься. А срок сам - ничуть не идет, не убавляется его вовсе.

12. Кого так жаль Шухову?

Это Фетюков. Его опять побили за миски. Человеку трудно привыкнуть к лагерной жизни. Прав Шухов - он не умеет себя поставить, да и вряд ли он сможет это сделать.

Не выйти из карцера здоровым и Буйновскому. Он понадеялся, что надзиратель Волковой забудет (а Волковой никому ничего не забывает), его не только зэки и не то что надзиратели -сам начальник лагеря боится.

Для Шухова восемь лет каторги в Усть-Ижме и Особлагере не прошли даром: понял он, что "качать права" в лагере бессмысленно: "Пока в бараке живешь - молись от радости и не попадайся,"

13.Люди начинали догадываться, что это не трагические ошибки, а продуманная система репрессий. Неизбежно возникал вопрос: кто же виноват в этом?

Шухов спрашивает Алешку: "Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились. За это? А я при чем?."

Нет, не только Шухов, но и многие другие не получали ответа. Так в трагедии одного человека, как в зеркале, отразилась трагедия целого народа, пригвожденного к кресту сталинской тоталитарной системой.

Урок заканчиваю словами А.И. Солженицына: "А едва развеяна будет ложь -отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет".

(После каждого ответа учащихся делаем выводы)

В подготовке был использован материал:

  1. Литературная газета, 1989 за 7 июля.
  2. Журнал "Новый мир" ст. В. Лакшин "Иван Денисович".
  3. Повесть А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича".


Меню статьи:

Идея рассказа «Один день Ивана Денисовича» пришла Александру Солженицыну во время заключения в лагере особого режима зимой 1950-1951 года. Реализовать её он смог лишь в 1959 году. С тех пор книга несколько раз переиздавалась, после чего изымалась из продажи и библиотек. В свободном доступе на Родине рассказ появился лишь в 1990 году. Прообразами для персонажей произведения стали реально существовавшие люди, которых автор знал во время пребывания в лагерях или на фронте.

Жизнь Шухова в лагере особого режима

Начинается повествование с сигнала подъёма в исправительном лагере особого режима. Этот сигнал подавался ударом молотка об рельс. Главный герой – Иван Шухов никогда не просыпал подъёма. Между ним и началом работ у зеков было около полутора часов свободного времени, в которые можно было попробовать подработать. Такой подработкой могла быть помощь на кухне, шитье или уборка в каптёрках. Шухов всегда с радостью подрабатывал, но в тот день ему не здоровилось. Он лежал и размышлял, стоит ли ему отправиться в санчасть. Кроме того, мужчину тревожили слухи о том, что их бригаду хотят послать на строительство «Соцгородка», вместо постройки мастерских. А работа эта обещала быть каторжной – на морозе без возможности обогрева, вдалеке от бараков. Бригадир Шухова пошёл уладить с нарядчиками этот вопрос, и, по предположениям Шухова, понёс им взятку в виде сала.
Внезапно с мужчины грубо сорвали телогрейку и бушлат, которыми он был укрыт. Это были руки надзирателя по кличке Татарин. Он сразу же пригрозил Шухову тремя днями «кондея с выводом». На местном жаргоне это обозначало – три дня карцера с выводом на работу. Шухов стал наиграно просить прощения у надзирателя, но тот оставался непреклонен и велел мужчине идти за собой. Шухов покорно поспешил следом за Татарином. На улице был ужасный мороз. Заключённый с надеждой посмотрел на большой градусник, висящий во дворе. По правилам, при температуре ниже сорока одного градуса, на работу не выводили.

Предлагаем ознакомиться с который был самой противоречивой фигурой второй половины двадцатого столетия.

Меж тем мужчины пришли в комнату надзирателей. Там Татарин великодушно провозгласил, что прощает Шухова, но тот должен вымыть пол в этой комнате. Мужчина предполагал такой исход, но стал наиграно благодарить надзирателя за смягчение наказания и обещал никогда больше не пропускать подъём. Потом он кинулся к колодцу за водой, размышляя, как бы помыть пол и не намочить валенки, потому как сменной обуви у него не было. Единожды за восемь лет отсидки ему выдали отличные кожаные ботинки. Шухов их очень любил и берёг, но ботинки пришлось сдать, когда на их место выдали валенки. Ни о чём за всё время заключения он так не жалел, как о тех ботинках.
Быстро вымыв пол, мужчина бросился в столовую. Она являла собой весьма мрачное здание, заполненной паром. Мужчины бригадами сидели за длинными столами поедая баланду и кашу. Остальные толпились в проходе, поджидая своей очереди.

Шухов в санчасти

В каждой бригаде заключённых существовала иерархия. Шухов не был последним человеком в своей, поэтому, когда он пришёл с столовую, парень пониже его рангом сидел и стерёг его завтрак. Баланда и каша уже остыли и стали практически несъедобными. Но Шухов съел это всё вдумчиво и медленно, он размышлял, что в лагере у зеков только и есть личного времени, что десять минут на завтрак и пять минут на обед.
После завтрака мужчина отправился в санчасть, уже почти дойдя до неё он вспомнил, что должен был пойти купить самосад у литовца, которому пришла посылка. Но немного помявшись он всё-таки выбрал санчасть. Шухов вошёл в здание, которое не уставало поражать его своей белизной и чистотой. Все кабинеты ещё были заперты. На посту сидел фельдшер Николай Вдовушкин, и старательно выводил слова на листах бумаги.

Наш герой отметил, что Коля пишет что-то «левое», то есть не связанное с работой, но тут же сделал вывод что его это не касается.

Он пожаловался фельдшеру на плохое самочувствие, тот дал ему градусник, но предупредил, что наряды уже распределены, а жаловаться на здоровье нужно было вечером. Шухов понимал, что остаться в санчасти ему не удастся. Вдовушкин продолжал писать. Мало кто знал, что Николай стал фельдшером лишь оказавшись на зоне. До этого он был студентом литературного института, и местный врач Степан Григорович взял его на работу, в надежде что он напишет здесь то, чего не смог на воле. Шухов не прекращал удивляться чистоте и тишине, царившей в санчасти. Целых пять минут он провёл в бездействии. Термометр показал тридцать семь и два. Иван Денисович Шухов молча нахлобучил шапку и поспешил в барак – присоединиться к своей сто четвёртой бригаде перед работой.

Суровые будни заключенных

Бригадир Тюрин искренне обрадовался, что Шухов не попал в карцер. Он выдал ему пайку, которая состояла из хлеба и насыпанной поверх него горки сахару. Заключённый поспешно слизал сахар и зашил в матрас половину выданного хлеба. Вторую часть пайки он спрятал в карман телогрейки. По сигналу бригадира мужчины двинулись на работу. Шухов с удовлетворением заметил, что работать они идут в прежнее место – значит Тюрину удалось договориться. По дороге заключённых ждал «шмон». Это была процедура для выявления, не выносят ли они за пределы лагеря чего-то запрещённого. Сегодня процессом руководил лейтенант Волковой, которого боялся даже сам начальник лагеря. Несмотря на мороз, он заставлял мужчин раздеваться до рубахи. У всех, у кого была лишняя одежда, её изымали. Однобригадник Шухова Буйновский – бывший герой Советского Союза, возмутился таким поведением начальства. Он обвинил лейтенанта в том, что он не советский человек, за что немедля получил десять суток строгого режима, но только по возвращению с работы.
После шмона зеков построили в шеренги по пятеро, тщательно пересчитали и отправили под конвоем в холодную степь на работу.

Мороз стоял такой, что все замотали себе лица тряпочками и шли молча, потупившись в землю. Иван Денисович, чтоб отвлечься от голодного урчания в животе, стал думать о том, как будет скоро писать письмо домой.

Писем ему полагалось два в год, да больше и не нужно было. Он не видел родных с лета сорок первого, а сейчас на дворе стоял пятьдесят первый год. Мужчина размышлял, что теперь у него больше общих тем с соседями по нарам, чем с роднёй.

Письма жены

В своих редких письмах жена писала Шухову про тяжёлую колхозную жизнь, которую тянут только женщины. Мужики, кто вернулся с войны, работают на стороне. Иван Денисович не мог понять, как можно не хотеть работать на своей земле.


Жена говорила, что многие в их краях заняты модным прибыльным промыслом – покраской ковров. Несчастная женщина надеялась, что муж её тоже займётся этим делом, когда вернётся домой, и это поможет семье выбраться из нищеты.

В рабочей зоне

Меж тем, сто четвёртая бригада добралась до рабочей зоны, их снова построили, пересчитали и впустили на территорию. Там всё было перерыто-перекопано, повсюду валялись доски, щепки, виднелись следы фундамента, стояли сборные домики. Бригадир Тюрин отправился получать наряд для бригады на день. Мужчины, пользуясь случаем, забежали в деревянное большое здание на территории, обогревальню. Место у печи было занято тридцать восьмой бригадой, которая там работала. Шухов со своими товарищами привалились просто у стенки. Иван Денисович не смог совладать с соблазном и съел почти весь хлеб, который припас на обед. Минут через двадцать явился бригадир, и вид его был недовольный. Бригаду отправили достраивать здание ТЭЦ, оставленное ещё с осени. Тюрин распределил работу. Шухову и латышу Кильдигсу достался наряд по кладке стен, так как они были лучшими мастерами в бригаде. Иван Денисович был отличным каменщиком, латыш – плотником. Но для начала нужно было утеплить здание, где мужчинам предстояло работать и построить печь. Шухов и Кильдигс отправились в другой конец двора, чтоб принести рулон толя. Этим материалом они собирались заделать дыры в окнах. Толь нужно было пронести в здание ТЭЦ втайне от прораба и стукачей, которые следили за разворовыванием стройматериалов. Мужчины поставили рулон вертикально и, плотно прижимая его своими телами, пронесли в здание. Работа кипела слажено, каждый заключённый работал с мыслью – чем больше сделает бригада, там большую пайку получит каждый её член. Тюрин был бригадир строгий, но справедливый, под его началом все получали заслуженный кусок хлеба.

Ближе к обеду печь была построена, окна забиты толем, а кое-кто из рабочих даже присел отдохнуть и погреть озябшие руки у очага. Мужчины стали подначивать Шухова, что он уже почти одной ногой на свободе. Срок ему дали в десять лет. Он успел отсидеть уже восемь из них. Многим товарищам Ивана Денисовича предстояло сидеть ещё двадцать пять лет.

Воспоминания о прошлом

Шухов стал вспоминать, как это всё с ним приключилось. Сидел он за измену Родине. В феврале сорок второго года всю их армию на Северо-Западном окружили. Патроны и продовольствие закончилось. Вот и стали немцы всех их по лесам отлавливать. И Ивана Денисовича поймали. Пробыл он в плену пару дней – сбежали впятером с товарищами. Когда дошли до своих – автоматчик троих из винтовки уложил. Шухов с товарищем выжили, так их сразу в немецкие шпионы и записали. Потом в контрразведке долго били, заставили подписать все бумаги. Если бы не подписал – убили бы вовсе. Иван Денисович успел побывать уже в нескольких лагерях. Предыдущие были не строгого режима, но жить там было ещё тяжелее. На лесоповале, например, их заставляли дневную норму ночью дорабатывать. Так что здесь всё не так уж плохо, рассудил Шухов. На что один из его товарищей Фетюков возразил, что в этом лагере людей режут. Так что тут уж явно не лучше, чем в бытовых лагерях. Действительно, за последнее время в лагере зарезали двух стукачей и одного бедного работягу, очевидно перепутав спальное место. Странные дела стали твориться.

Обед заключенных

Внезапно заключённые услышали гудок – энергопоезда, значит пора обедать. Заместитель бригадира Павло позвал Шухова и самого молодого в бригаде – Гопчика занимать места в столовой.


Столовая на производстве представляла собой грубо сколоченное деревянное здание без пола, разделённое на две части. В одной повар варил кашу, в другой – обедали зеки. В день на одного заключённого выделялось пятьдесят граммов крупы. Но была масса привилегированных категорий, которым доставалась двойная порция: бригадиры, работники конторы, шестёрки, санинструктор, который наблюдал за приготовлением еды. В результате зекам доставались порции очень маленькие, едва покрывавшие дно мисок. В тот день Шухову повезло. Подсчитывая количество порций на бригаду, повар замешкался. Иван Денисович, который помогал Павлу считать миски, назвал неправильную цифру. Повар запутался, да и просчитался. В результате у бригады получилось две лишних порции. Но лишь бригадиру было решать, кому они достанутся. Шухов в душе надеялся, что ему. В отсутствии Тюрина, который был в конторе, командовал Павло. Он отдал одну порцию Шухову, а вторую – Буйновскому, который очень уж сдал за последний месяц.

После еды Иван Денисович отправился в контору – понёс кашу ещё одному члену бригады, который там работал. То был кинорежиссёр по имени Цезарь, он был москвич, богатый интеллигент и никогда не ходил в наряды. Шухов застал его курящим трубку и говорящим об искусстве с каким-то старичком. Цезарь принял кашу и продолжил разговор. А Шухов вернулся на ТЭЦ.

Воспоминания Тюрина

Бригадир уже был там. Он выбил своим ребятам хорошие порции пайки на эту неделю и был в весёлом настроении. Обычно молчаливый Тюрин стал вспоминать жизнь свою былую. Припомнил, как исключили его в тридцатом году из рядов Красной армии за то, что отец его был кулак. Как на перекладных добирался он домой, но отца уже не застал, как удалось ему ночью бежать из родного дома с маленьким братом. Того мальца он отдал блатным в шайку и после того никогда больше не видел.

Слушали его зеки внимательно с уважением, да пора уже была за работу браться. Работать начали ещё до звонка, потому что до обеда были заняты обустройством своего рабочего места, а для нормы ещё ничего не сделали. Тюрин постановил, что Шухов одну стену будет класть шлакоблоком, а в подмастерья ему записал дружелюбного глуховатого Сеньку Клевшина. Говорили, что тот Клевшин три раза из плена сбегал, да ещё и Бухенвальд прошёл. Вторую стену взялся класть сам бригадир на пару с Кильдигсом. На морозе раствор быстро застывал, поэтому укладывать шлакоблок нужно было быстро. Дух соперничества так захватил мужчин, что остальные члены бригады едва успевали подносить им раствор.

Так заработалась сто четвёртая бригада, что едва к пересчёту у ворот успела, который в конце рабочего дня проводится. Всех снова выстроили по пятёркам и стали считать при закрытых воротах. Второй раз должны были пересчитать уже при открытых. Всего зеков на объекте должно было быть четыреста шестьдесят три. Но после трёх пересчётов получалось всего четыреста шестьдесят два. Конвой приказал всем построиться по бригадам. Выяснилось, что не хватает молдаванина из тридцать второй. Поговаривали, что в отличии от многих других заключенных, он был настоящим шпионом. Бригадир и помощник бросились на объект искать пропавшего, все остальные стояли на лютом морозе, обуреваемые гневом на молдаванина. Стало ясно что вечер пропал – ничего не удастся успеть на территории до отбоя. А до бараков ещё и путь неблизкий предстоял. Но вот вдалеке показалось три фигуры. Все вздохнули с облегчением – нашли.

Оказывается, пропавший прятался от бригадира и уснул на строительных лесах. Зеки стали поносить молдаванина на чём свет стоит, но быстро успокоились, всем уже хотелось уйти с промзоны.

Ножовка, спрятанная в рукав

Уже перед самым шмоном на вахте Иван Денисович договорился с режиссёром Цезарем, что пойдёт займёт для него очередь в посылочной. Цезарь был из богатых – посылки получал два раза в месяц. Шухов надеялся, что за его услугу молодой человек и ему что-то перекинет поесть или закурить. Перед самым досмотром Шухов, по привычке, осмотрел все карманы, хотя ничего запрещённого сегодня проносить не собирался. Внезапно в кармане на колене он обнаружил кусок ножовки, которую подобрал в снегу на стройке. Совсем он в рабочем запале забыл о находке. А теперь ножовку бросить было жаль. Могла она принести ему заработок или десять суток карцера, если найдут. На свой страх и риск, он спрятал ножовку в рукавичку. И тут повезло Ивану Денисовичу. Охранника, что досматривал его, отвлекли. Успел он до того только одну рукавицу сжать, а вторую не досмотрел. Счастливый Шухов бросился догонять своих.

Ужин в зоне

Пройдя через все многочисленные ворота, зеки наконец почувствовали себя «свободными людьми» – все бросились заниматься своими делами. Шухов побежал в очередь за посылками. Сам он посылок не получал – запретил жене настрого от деток отрывать. Но всё-таки щемило его сердце, когда кому-то из соседей по бараку приходила бандероль. Минут через десять появился Цезарь и позволил Шухову съесть свой ужин, а сам занял своё место в очереди.


kinopoisk.ru

Окрылённый Иван Денисович бросился в столовую.
Там, после ритуала поиска свободных подносов и места за столами, сто четвёртая наконец-то села ужинать. Горячая баланда приятно согревала продрогшие тела изнутри. Шухов размышлял о том, какой удачный день выдался – две порции в обед, две вечером. Хлеб есть не стал – решил припрятать, пайку Цезаря тоже прихватил с собой. А после ужина прожогом бросился в седьмой барак, сам-то он жил в девятом, купить самосада у латыша. Бережно выудив два рубля из-под подкладки телогрейки, Иван Денисович рассчитался за табак. После этого поспешно побежал «домой». Цезарь уже был в бараке. Вокруг его койки разносились головокружительные запахи колбасы и копчёной рыбы. Шухов не стал пялится на гостинцы, а вежливо предложил режиссёру его пайку хлеба. Но Цезарь пайку не взял. О большем Шухов и не мечтал. Он полез наверх, на свою койку, чтобы успеть спрятать ножовку до вечернего построения. Цезарь пригласил Буйновского к чаю, жалко ему было доходягу. Они сидели, весело уплетая бутерброды, когда за бывшим героем пришли. Не простили ему утренней выходки – отправился капитан Буйновский в карцер на десять суток. А тут и проверка нагрянула. А Цезарь не успел к началу проверки сдать свои продукты в камеру хранения. Вот теперь два у него выходя оставалось – либо во время пересчёта отберут, либо с кровати умыкнут, если оставит. Стало Шухову жалко интеллигента, вот он ему и прошептал, чтоб Цезарь на пересчёт самый последний выходил, а он в первых рядах помчит, так и постерегут они гостинцы по очереди.
5 (100%) 2 votes