Как препятствует темному царству молодое поколение. Тихон, Борис, Кулигин, Катерина - представители молодого поколения в драме А.Н

Пьеса “Гроза” была написана А.Н.Островским в 1859 году, когда все русское общество находилось в состоянии ожидания предстоящих перемен. В стране назревал социальный конфликт между отживающим свой век старым консервативным миром патриархального уклада и рожденными в недрах этого мира молодыми прогрессивными силами.
Старый мир “темного царства” представлен в пьесе богатой купчихой Кабановой и купцом Диким. Еще велика их власть над окружающими, но они уже начинают ощущать пробуждедие чего-то нового, чуждого и ненавистного им. “Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров”, - пишет Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве”.
Представителями молодого поколения в “Грозе” являются Катерина, Борис, Тихон, Кудряш и Варвара. Но все ли они и в какой степени способны дать отпор тиранству самодуров?
Умеет ли за себя постоять конторщик Дикого Кудряш, сам слывущий грубияном и не желающий “рабствовать” перед хозяином? “Я его не боюсь, а пущай же он меня боится”, - хвастает Кудряш. Но в своем сопротивлении он сам уподобляется Дикому, на грубость отвечает грубостью. Как считает Добролюбов, “Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны друг другу, и, стало Сыть, со стороны Кудряша не нужно особенного героизма для предъявления своих требований”.
Дочь Кабановой, Варвара, тоже легко приспосабливается к морали “темного царства”. Не желая жить в неволе, терпеть власть матери, она легко становится на путь обмана, который делается для нее привычным. Она утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”, - оправдывается девушка. “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”, - учит она Катерину. Однако Варвара хитрила, пока была возможность, когда же ее стали на замок запирать, убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти Кабанихи.
Сын Кабановой, Тихон, от природы простодушен и незлобив. Он по-своему любит и жалеет жену, по мнению Добролюбова, “в нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери”. Этот слабохарактерный человек настолько измучен бесконечными попреками, наставлениями и нравоучениями своей деспотичной матери, что готов очертя голову удариться в разгул, оставив в отчаянном состоянии жену, не умея и не желая понимать ее мятущейся души.
Но задавленные под гнетом Кабанихи лучшие качества Тихона не погибли окончательно. Смерть жены пробуждает их ото сна. Освободившись наконец от вечного страха и трепета перед матерью, Тихон впервые в жизни осмеливается обвинять ее. “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...” - в отчаянии кричит он и в ответ на ее грозный оклик снова повторяет: “Вы ее погубили! Вы! Вы!” Перед лицом трагедии в нем родилось страшное понимание, что жизнь в “темном царстве” хуже смерти. Бросаясь на труп жены, он кричит в исступлении: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”
Из молодого поколения более всех слаб и жалок Борис, племянник Дикого. По своему характеру он очень похож на Тихона. “Борис - такой же в сущности, только “образованный”. Образование отняло у него силу делать пакости... но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие”, - отмечает критик. Борис не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Сознавая свое бессилие, он только беспомощно мечется и причитает: “Ах, кабы знали эт.и люди, каково мне прощаться с тобой!.. Эх, кабы сила!”
Этот бессильный, слабохарактерный человек становится предметом великой страсти Катерины, натуры чистой, возвышенной, поэтической. Как отличается она от других молодых людей Калинова! Всем им в тягость кабала патриархальных устоев “темного царства”, но они стоят на позиции житейских компромиссов, они научились обходить гнет старших, каждый сообразно своему характеру. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции нравственно высокой выглядит страдающая Катерина.
Проснувшееся внезапно чувство любви воспринимается ею как страшный непростительный грех. Молодая женщина всеми силами противится своей “грешной” страсти, но не находит опоры в этой борьбе: “Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что”. Чуждая малейшей лжи и фальши, Катерина не способна на обман и притворство. “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” - говорит она Борису. Катерина не хочет и не может хитрить, притворяться. Это подтверждает сцена признания в измене. Ни гроза, ни пугающее пророчество сумасшедшей барыни, ни страх перед “геенной огненной” не помешали героине сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” - так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить - не для нее. Жить - это значит для нее быть самой собой. Ее самая дорогая ценность - это личная свобода, свобода души. Но после прилюдного покаяния в своем грехе Катерине оставалось только покориться свекрови, стать кроткой рабой своего мужа. Не могла эта вольнолюбивая натура смириться с такой участью. Выход из невыносимого положения она находит в смерти.
Катерина - человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера! Ее смерть- вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.
Как ни трагичен такой исход, Добролюбов отмечает, что “конец этот кажется нам отрадным...: в нем дан страшный вызов самодурной силе... с ее насильственными, мертвящими началами”. По мнению критика, в образе Катерины воплотилась “великая народная идея” - идея освобождения.

В драме "Гроза" молодое поколение представлено очень широко: это Катерина, ее муж Тихон, возлюбленный Борис, Варвара, Кудряш. Учитывая тему сочинения, из рассмотрения можно сразу исключить Тихона и Бориса. Они своей пассивностью и бездействием не только не противостоят "темному царству", то есть косному обществу, но и поддерживают его.

А вот Катерина, Варвара и Кудряш действительно свежее молодое поколение, которому непонятен традиционный уклад жизни, которое хочет вырваться к солнцу, к свету. Хорошо Кудряшу: он, хоть и находится в подчинении у Дикого, но чувствует себя свободным человеком. Он наслаждается жизнью, совершенно не обращая внимания на точку зрения старшего поколения. У меня после прочтения первых страниц книги сразу возник в представлении портрет Кудряша: это румяный русый парень, в лихо заломленном картузе, с гармонью в руках, со звонким голосом. Таких часто называют "рубаха-парень". Образ Кудряша - портрет свободного человека, не загнанного ни в какие рамки.

Совсем другое дело Варвара и Катерина. Они живут в доме Кабанихи, как в тюрьме, Им не хватает воздуха. Варвара - человек по натуре легкий» поэтому она быстро и просто находит выход из создавшейся ситуации. Она втайне встречается с Кудряшом и вполне довольна этим. Да, она не испытывает к нему глубоких чувств, но это ей и не нужно. Ее главное стремление - вырваться из дома. Варвара ропщет на самодурство матери, но она слишком хитра и изворотлива, чтобы делать это открыто. Ей ни к чему конфликт в собственном доме. Поэтому Варвара молчит и скрывается до поры до времени. А потом уходит с Кудряшом. Это ее протест. Она не шла на конфликт с матерью, но и мириться со своим положением не собиралась. Неизвестно, что ждет Варвару дальше, какая судьба ей уготована. Но, по крайней мере, что бы ни случилось, эту судьбу она выбрала сама. Во всяком случае, лучше прожить короткую, по яркую и свободную жизнь, чем заживо умирать в доме Кабанихи или в каком-нибудь другом доме, куда ее выдадут замуж.

Варвара со свойственной ей легкостью разрешила ситуацию, вырвалась из тюрьмы. Совсем в ином положении находится Катерина. Главная героиня пьесы показана как полный антипод своей свекрови, Кабанихи. Они - два полюса калиновского мира. Их противостояние - это не просто конфликт двух людей, а столкновение двух поколений, борьба двух миров.

Как ни странно, но у этих женщин есть немало общего: их суровая религия, представление о грехе, которому нет прощения, неумение прощать человеческие слабости, невозможность пойти на компромисс. Но Кабаниха воспринимает жизнь как некий церемониал, она не способна отступить от раз и навсегда заведенного порядка. А Катерине тесно, душно в этих рамках. Несвобода тяготит ее, недаром она мечтает взлететь, как птица. Но трудно взлететь, живя в "темном царстве". Ведь Кабаниха - далеко не единственная в Калинове представительница патриархального мира. Весь город таков. Все живут, подчиняясь однажды установленным законам. Моральные нормы строго соблюдаются. И нет прощения человеку, преступившему их. Оттого и приходится скрываться Катерине с Борисом и Варваре с Кудряшом. Стоит им показать свое свободолюбие, и они станут изгоями. В особенности это касается Катерины, ведь она замужем. Брак в калиновском обществе священен. Никому нет дела, что родители выдают девушек замуж за абсолютно незнакомых людей, что в браке очень часто сосуществуют два чужих человека. Стоит кому-нибудь последовать зову сердца - его тут же осуждают. Катерина, надо отдать ей должное, боролась с собой до конца, она уважала и почитала нормы общественной морали. Тихон практически сам подтолкнул ее к Борису в тот момент, когда она была готова стать верной и любящей женой своего мужа.

Живя в тюрьме - доме Кабанихи, - Катерина не могла смириться со своим положением. В ней уже тогда рождается смутное чувство, о котором она говорит Варе. Она чувствует, что в ней происходит что-то необыкновенное, рождается новое отношение к миру. Это чувство и есть протест против существующей действительности, стремление к свету и к счастью. Увы, любовь не принесла Катерине счастья. Самоубийство стало упреком Катерины обществу, не дающему человеку права на свободу и счастье.

Так молодое поколение в "Грозе" противостоит " темному царству". Каждый действует в соответствии со своим характером. Конечно, пе могут о тдельные поступки и происшествия за короткое время поколебать устои, создававшиеся веками. Но смуту в умах это произвести может. И если хотя бы тот же Тихон после смерти жены сумел, наконец, хоть в чем-то возразить своей матери, значит, Катерина погибла не зря. Значит, "луч света" пробился сквозь тучи и осветил убожество традиционного общественного уклада. И вполне возможно, что кто-нибудь, увидев этот луч, тоже будет протестовать. Именно это и есть залог того, что когда-нибудь свет победит "темное царство".

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический период в истории русской сцены, когда она оказалась заполоненной водевилями и мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского народного театра, который бы широко отображал быт России, не было. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор – всё это отразилось в бытовых пьесах Островского.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма, сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала о тирании самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческой среде. Автор ставил перед собой задачу обличения экономической и моральной тирании «тёмного царства».

В пьесе выступают две группы города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Молодое поколение, в свою очередь, делится на тех, в ком самодурство и деспотизм подавило проблески свободы и самостоятельности. И на тех, кто сумел противостоять «темному царству», если не внешне, то внутренне.

К жертвам «темного царства» относятся в пьесе Тихон и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» - говорит он Кабановой и прибавляет потом: «Да я, маменька, не хочу своей волей жить». Единственное заветное желание Тихона – вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. По характеру он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. К примеру, душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. «Не разберу я тебя, Катя!» - говорит он ей. Тихон не находит в себе достаточно сил и уверенности, чтобы суметь противостоять своей матери. Матери, которая довела своим бездушным деспотизмом и ханжеством семью до полного развала. Лишь в финале пьесы Тихон выказывает что-то вроде неповиновения. Он первый раз в жизни противоречит Кабанихе. Но этот протест так и останется единичным и не разовьется в бунт против «темного царства». С течением времени он сам станет представителем тех, кого сейчас так ненавидит.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии, привило ему прогрессивные взгляды. Ему трудно ужиться среди Диких и Кабановых. Но у него, как и у Тихона, не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей его власти. Не достает решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, и сам смиряется – уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту. Борис – добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, отмечая, что Катерина любила его «больше на безлюдьи», то есть в окружающей ее среде он был лучшим из худших.

Таким образом, оба они – и Тихон, и Борис – не сумели, а в конечном счете, и не сумеют вырваться из-под ига поработившего их «темного царства». И произошло это потому, что они не знали, что можно жить по-другому, что можно быть счастливыми.

К молодому поколению, которое пытается противостоять старым порядкам, которое является «лучом света в темном цартсве», относятся Катерина и Кулигин.

Катерина – центральный персонаж драмы «Гроза». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала. В этой исключительности и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую героиня должна была пережить в царстве Диких и Кабановых. Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолов. Отсюда ее мечтательность и впечатлительность. Добролюбов определил ее характер как «любящий и идеальный». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! – говорила она. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная, из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». В ее трагической кончине, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Как уже было сказано, светлым лучом можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий найти перпетуум мобиле, вечный двигатель. Он думает не о своей личной выгоде, а о служении обществу, о благоустройстве родного города, о положении бедняков. Этим Кулигин и отличается, к примеру, от Дикого. Он просто вынужден подчиниться силе, так как он одиночка, и сила не на его стороне: «Съедят, живого проглотят!». Но покориться внешне еще не значит внутренне успокоиться. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы и сочувствие к талантливым людям из народа, задавленным общественно-политическим строем. Островский показал, что просвещение начинает проникать в самые различные уголки и слои русского общества.

Таким образом, Островский в драме «Гроза» с помощью образов молодого поколения показал, что настала пора пробуждения личности, намекая на неизбежность борьбы с самодержавно-крепостническим строем. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» - мрачно заявляет она. Так, в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор отжившему и ненавистному прошлому, тому социально-политическому строю, который всемерно поддерживал «темное царство».


Пьеса “Гроза” была написана А.Н.Островским в 1859 году, когда все русское общество находилось в состоянии ожидания предстоящих перемен. В стране назревал социальный конфликт между отживающим свой век старым консервативным миром патриархального уклада и рожденными в недрах этого мира молодыми прогрессивными силами.

Старый мир “темного царства” представлен в пьесе богатой купчихой Кабановой и купцом Диким. Еще велика их власть над окружающими, но они уже начинают ощущать пробуждедие чего-то нового, чуждого и ненавистного им. “Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров”, - пишет Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве”.

Представителями молодого поколения в “Грозе” являются Катерина, Борис, Тихон, Кудряш и Варвара. Но все ли они и в какой степени способны дать отпор тиранству самодуров?

Умеет ли за себя постоять конторщик Дикого Кудряш, сам слывущий грубияном и не желающий “рабствовать” перед хозяином? “Я его не боюсь, а пущай же он меня боится”, - хвастает Кудряш. Но в своем сопротивлении он сам уподобляется Дикому, на грубость отвечает грубостью. Как считает Добролюбов, “Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны друг другу, и, стало Сыть, со стороны Кудряша не нужно особенного героизма для предъявления своих требований”.

Дочь Кабановой, Варвара, тоже легко приспосабливается к морали “темного царства”. Не желая жить в неволе, терпеть власть матери, она легко становится на путь обмана, который делается для нее привычным. Она утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”, - оправдывается девушка. “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”, - учит она Катерину. Однако Варвара хитрила, пока была возможность, когда же ее стали на замок запирать, убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти Кабанихи.

Сын Кабановой, Тихон, от природы простодушен и незлобив. Он по-своему любит и жалеет жену, по мнению Добролюбова, “в нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери”. Этот слабохарактерный человек настолько измучен бесконечными попреками, наставлениями и нравоучениями своей деспотичной матери, что готов очертя голову удариться в разгул, оставив в отчаянном состоянии жену, не умея и не желая понимать ее мятущейся души.

Но задавленные под гнетом Кабанихи лучшие качества Тихона не погибли окончательно. Смерть жены пробуждает их ото сна. Освободившись наконец от вечного страха и трепета перед матерью, Тихон впервые в жизни осмеливается обвинять ее. “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...” - в отчаянии кричит он и в ответ на ее грозный оклик снова повторяет: “Вы ее погубили! Вы! Вы!” Перед лицом трагедии в нем родилось страшное понимание, что жизнь в “темном царстве” хуже смерти. Бросаясь на труп жены, он кричит в исступлении: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”

Из молодого поколения более всех слаб и жалок Борис, племянник Дикого. По своему характеру он очень похож на Тихона. “Борис - такой же в сущности, только “образованный”. Образование отняло у него силу делать пакости... но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие”, - отмечает критик. Борис не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Сознавая свое бессилие, он только беспомощно мечется и причитает: “Ах, кабы знали эт.и люди, каково мне прощаться с тобой!.. Эх, кабы сила!”

Этот бессильный, слабохарактерный человек становится предметом великой страсти Катерины, натуры чистой, возвышенной, поэтической. Как отличается она от других молодых людей Калинова! Всем им в тягость кабала патриархальных устоев “темного царства”, но они стоят на позиции житейских компромиссов, они научились обходить гнет старших, каждый сообразно своему характеру. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции нравственно высокой выглядит страдающая Катерина.

Проснувшееся внезапно чувство любви воспринимается ею как страшный непростительный грех. Молодая женщина всеми силами противится своей “грешной” страсти, но не находит опоры в этой борьбе: “Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что”. Чуждая малейшей лжи и фальши, Катерина не способна на обман и притворство. “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” - говорит она Борису. Катерина не хочет и не может хитрить, притворяться. Это подтверждает сцена признания в измене. Ни гроза, ни пугающее пророчество сумасшедшей барыни, ни страх перед “геенной огненной” не помешали героине сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” - так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить - не для нее. Жить - это значит для нее быть самой собой. Ее самая дорогая ценность - это личная свобода, свобода души. Но после прилюдного покаяния в своем грехе Катерине оставалось только покориться свекрови, стать кроткой рабой своего мужа. Не могла эта вольнолюбивая натура смириться с такой участью. Выход из невыносимого положения она находит в смерти.

Катерина - человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера! Ее смерть- вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Как ни трагичен такой исход, Добролюбов отмечает, что “конец этот кажется нам отрадным...: в нем дан страшный вызов самодурной силе... с ее насильственными, мертвящими началами”. По мнению критика, в образе Катерины воплотилась “великая народная идея” - идея освобождения.

Пьеса "Гроза" была написана А.Н.Островским в 1859 году, когда все русское общество находилось в состоянии ожидания предстоящих перемен. В стране назревал социальный конфликт между отживающим свой век старым консервативным миром патриархального уклада и рожденными в недрах этого мира молодыми прогрессивными силами.

Старый мир "темного царства" представлен в пьесе богатой купчихой Кабановой и купцом Диким. Еще велика их верх над окружающими, но они уже начинают ощущать пробуждедие чего-то нового, чуждого и ненавистного им. "Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя вдали она, ещё и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров", - описывает Н. А. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве".
Представителями молодого поколения в "Грозе" являются Катерина, Борис, Тихон, Кудряш и Варвара. Но все ли они и в какой степени способны вручить отпор тиранству самодуров?

Умеет ли за себя постоять конторщик Дикого Кудряш, сам слывущий грубияном и не хотящий "рабствовать" перед хозяином? "Я его не боюсь, а пущай же он меня боится", - хвастает Кудряш. Но в своем сопротивлении он сам уподобляется Дикому, на грубость отвечает грубостью. Как считает Добролюбов, "Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны приятель другу, и, стало Сыть, со стороны Кудряша не надобно особенного героизма для предъявления своих требований".

Дочь Кабановой, Варвара, тоже легко приспосабливается к морали "темного царства". Не желая существовать в неволе, терпеть верх матери, она легко становится на путь обмана, который делается для нее привычным. Она утверждает, что по-другому и существовать нельзя: весь жилье у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда надобно стало", - оправдывается барышня. "Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было", - учит она Катерину. Однако Варвара хитрила, пока была вероятность, когда же ее стали на замок запирать, убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти Кабанихи.

Сын Кабановой, Тихон, от природы простодушен и незлобив. Он по-своему любит и жалеет жену, по мнению Добролюбова, "в нем есть совесть, есть стремление добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери". Этот слабохарактерный человек настолько измучен бесконечными попреками, наставлениями и нравоучениями своей деспотичной матери, что готов очертя голову удариться в разгул, оставив в отчаянном состоянии жену, не умея и не желая понимать ее мятущейся души.

Но задавленные под гнетом Кабанихи лучшие качества Тихона не погибли окончательно. Смерть жены пробуждает их ото сна. Освободившись наконец от вечного страха и трепета перед матерью, Тихон в первый раз в жизни осмеливается обвинять ее. "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы..." - в отчаянии кричит он и в ответ на ее мрачный оклик снова повторяет: "Вы ее погубили! Вы! Вы!" Перед лицом трагедии в нем родилось страшное понимание, что жизнь в "темном царстве" хуже смерти. Бросаясь на труп жены, он кричит в исступлении: "Хорошо тебе, Катя! А я-то к чему остался существовать на свете да мучиться!"

Из молодого поколения более всех слаб и жалок Борис, племянник Дикого. По своему характеру он очень похож на Тихона. "Борис - такой же в сущности, только "образованный". Образование отняло у него силу работать пакости... но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие", - отмечает критик. Борис не способен не дать в обиду ни себя, ни любимую женщину. Сознавая свое бессилие, он только беспомощно мечется и причитает: "Ах, кабы знали эт.и люди, каково мне прощаться с тобой!.. Эх, кабы сила!"

Этот бессильный, слабохарактерный человек становится предметом великой страсти Катерины, натуры чистой, возвышенной, поэтической. Как отличается она от других молодых людей Калинова! Всем им в тягость кабала патриархальных устоев "темного царства", но они стоят на позиции житейских компромиссов, они научились обходить гнет старших, любой сообразно своему характеру. Но аккурат на фоне их бессознательной и компромиссной позиции нравственно высокой выглядит страдающая Катерина.

Проснувшееся неожиданно чувство любви воспринимается ею как страшный непростительный грешок. Молодая леди всеми силами противится своей "грешной" страсти, но не находит опоры в этой борьбе: "Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что". Чуждая малейшей лжи и фальши, Катерина не способна на обман и притворство. "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" - говорит она Борису. Катерина не хочет и не может хитрить, притворяться. Это подтверждает сцена признания в измене. Ни гроза, ни пугающее пророчество сумасшедшей барыни, ни страх перед "геенной огненной" не помешали героине сообщить правду. "Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!" - так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы существовать - не для нее. Жить - это значит для нее быть самой собой. Ее самая дорогая ценность - это личная свобода, свобода души. Но после прилюдного покаяния в своем грехе Катерине оставалось только покориться свекрови, стать кроткой рабой своего мужа. Не могла эта вольнолюбивая натура смириться с такой участью. Выход из невыносимого положения она находит в смерти.

Катерина - человек сильно религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то обдуманно совершив его, она показала не слабость, а силу характера! Ее смерть- вызов "темной силе", стремление существовать в "светлом царстве" любви, радости и счастья.

Как ни трагичен такой исход, Добролюбов отмечает, что "конец тот самый кажется нам отрадным...: в нем дан страшный вызов самодурной силе... с ее насильственными, мертвящими началами". По мнению критика, в образе Катерины воплотилась "великая народная идея" - мысль освобождения.