Лабораторная работа на тему осанка и плоскостопие

Цель урока : сформировать у учащихся представление о нарушениях ОДС; познакомить с мерами профилактики искривлений позвоночника и предупреждения плоскостопия.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с причинами искривления позвоночника, развития плоскостопия, с мерами профилактики заболеваний ОДС, дать знания о личной гигиены ОДС.

Развивающие: развитие мышления: формирование умений анализировать и делать соответствующие выводы; развитие понятий « осанка», «позвоночник», «скелет»; умений объяснять правила гигиены.

Воспитательные: формирование стремления к здоровому образу жизни; формирование познавательного интереса к предмету; формирование научного мировоззрения, гигиеническое воспитание.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий и планшетов), практические (лабораторное оборудование).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1-2 мин.).

II. Изучение нового материала.

Осанка - привычное положение тела в покое и при движение. При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка лёгкая, нарушение осанки способствует неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное - неравномерное распределение нагрузки на тело. Неправильная посадка может привезти к искривлению позвоночника, развитие сутулости и впалой груди.

Лабораторная работа: « Правильность осанки».

Встаньте спиной к стене, так чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная.

Индивидуальная работа учащихся с последующей фронтальной проверкой.

Признаки правильной осанки

1. Голова слегка приподнята

2. Голова и туловище держаться прямо

3. Плечи несколько отведены назад

4. Грудная клетка развернута

5. Плечи находятся на одном уровне

6. Живот подобран

7. В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед

Виды искривления позвоночника:

1. Лордоз - выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника

2. Кифоз - выпуклость назад грудного отдела

3. Плоская спина - сглаженность всех физиологических изгибов

4. Круглая спина или сутулость - плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

5. Сколиоз - искривление позвоночного столба вбок.

Задачи:

1. Перед вами близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он скорее всего страдать? Почему?

Ответ: Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины.

2.Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Девочка же считает, что раз ей удобно так, значит всё в порядке. Кто прав? К чему может привезти такое нарушение?

Ответ: Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы лёгких и сердца.

Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования (можно сделать на слайдах в виде презентации):

1. В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула старайтесь сохранить поясничный изгиб;

2. Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед;

3. Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/ 3 длины бедер;

4. Стопы ног при работе сидя должны о пол;

5. Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола;

6. Расстояние от книги до глаз должно составлять 40 - 50 см.

Плоскостопие - деформация стопы, которая характеризуется уплощением её сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые возникнув, быстро прогрессируют. Первые ранние признаки - болит подошва стопы, ломят косточки предплюсны и ноют мышцы голени.

Правила профилактики плоскостопия

Объяснение к правилам

1.Не носить слишком тесную обувь

1. Потому что способствует неправильному развитию мышц, связок и костей стоп, нарушается кровообращение в стопах, что приводит к переохлаждению, нарушается потоотделение.

2.Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука 3-4см

2. Если каблук высокий, то центр тяжести тела перемещается и основная нагрузка падает на передний отдел стопы, в результате чего перенапрягаются мышцы и связки стоп, а так же происходит изменение угла наклона таза, и соответственно нарушение осанки.

3.Никаких «платформ», подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах её согнуть, но и ребёнок в ходьбе.

3. Для правильного развития мышц стопы

4.Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

4.Так как они облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки

5.Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской и речной гальке.

5.Потому что это даёт наибольший эффект благодаря воздействиям на активные точки стопы. Мелкие камушки, галька, трава, песчинки - всё это стимулирует активные зоны, заставляя работать внутренние органы.

6. Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей, массаж.

6.Так как укрепляются ослабленные мышцы, растянутые мышцы и расслабляются напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы - массаж. Упражнения - хорошая тренировка мышечно - связочного аппарата стоп.

Проведение физминутки.

1. Сидя на стуле, одна нога вытянута вперёд. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.

2. Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

3. Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.

Кроссворд (задания, выполняемые по командам)

Первая команда

По вертикали : 2. Основа скелета человека.

По горизонтали: 1. Вид соединения костей черепа. 3. Оболочка костей, обеспечивающая их питание и рост в толщину. 4. Прочные тяжи из соединительной ткани. 5. Смещение концов костей, образующих сустав. 6. Нарушение целостности кости. 7. Плоская грудная кость. 8. Основной элемент скелета. 9. Слегка изогнутая кость плечевого пояса. 10. Изгиб позвоночника.

Вторая команда.

По горизонтали : 1. Болезнь ног. 2. Элемент скелета. 3. Мышцы однонаправленного действия. 4. Болезнь позвоночника. 5. Вид травмы. 6.Травма костей. 7. Часть кости, обеспечивающая её рост в толщину.

8. Мышцы, действующие в противоположных направлениях. 8. Кость плечевого пояса, сочленяющая с грудиной. 9. Название пояса нижних конечностей.

III. Закрепление нового материала.

В заключении мы с вами составим синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает своё отношение к проблеме.

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка - два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

3 строка - три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка - короткое предложение, ёмко выражающее данное понятие.

5 строка - одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

IV. Домашнее задание. § 22, вопросы после параграфа.

Домашняя лабораторная работа.

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш

Ход работы:

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца, соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май 2012 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме "Биологические науки" .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru . Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Задачи: активизировать и систематизировать жизненные знания учащихся об осанке и плоскостопии, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.

Оборудование: компьютер с проектором и экран для демонстрации слайдов по теме урока.

ХОД УРОКА

1. Проверка знаний

2. Изучение нового материала (с демонстрацией слайдов по ходу урока)

Вопрос: Что такое «осанка»?
Ответ : Осанка – это привычная поза при стоянии, сидении и ходьбе.

Вопрос: По каким признакам мы узнаём, что у человека хорошая, правильная осанка? Примите правильную осанку, что вы у себя изменили в позе?

Ответ: При правильной осанке: спина прямая, позвоночные изгибы умеренные, плечи – оттянуты, голова слегка откинута назад, живот – втянут.

Прим. У арабских женщин, да и у мужчин, великолепная осанка. Женщина по стройности похожа на финиковую пальму. В чём причина? Из колодцев и речек женщины носят в кувшинах воду на голове. И вообще все тяжести там носят больше на голове. При этом мускулы спины должны напрягаться, тело вынуждено держаться совершенно прямо; от постоянного упражнения соответственные мускулы крепнут и привыкают без усилия держать туловище в выпрямленном положении. У танцоров балета так же прекрасная осанка благодаря постоянным мышечным тренировкам.


Вопрос: А для чего желательно вырабатывать у себя правильную осанку? Только для красоты? А может она влияет на функции организма, на работу внутренних органов?
Ответ: Правильная осанка влияет на дыхание, на работу внутренних органов, улучшая кровообращение и работу сердца.

Вопрос: А как осанка влияет на позвоночник, если вы горбитесь, постоянно сутулитесь?
Ответ: С возрастом и при неправильной осанке межпозвоночные диски теряют упругость, истончаются, в них возникают микротрещинки. Спина начинает болеть. Развивается остеохондроз. Выход один: тренировать у себя мышцы спины, вырабатывать правильную осанку.
Человек сам себя лепит. К 18 годам осанка стабилизируется, после чего исправить её весьма трудно. Но такое случается.


Основные нарушения осанки:

  • Грудной кифоз (круглая спина) – сутулость
  • Поясничный лордоз – сильный поясничный прогиб
  • Сколиоз – боковое искривление позвоночника

Вопрос: Как избежать подобные нарушения? Как надо сидеть за столом? Носить тяжести? Спать на кровати? Как проверить правильная ли у нас осанка?

(Учащиеся делятся своими знаниями, предположениями, учитель корректирует ответы, даёт советы)

Ответ: За письменным столом удобно и правильно можно сидеть, если локти лежат на столе, лопатки прилегают к спинке стула, спина держится ровно, а шея и голова прямо. Во время работы на персональном компьютере следует сидеть прямо и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а наоборот, немного вперед. Носить тяжести нужно, равномерно нагружая руки, или меняя их. Для сна надо иметь достаточно широкую и длинную постель с жестким и ровным матрацем.
Правильная осанка тренируется с помощью специальных упражнений. Обычно предлагается две группы упражнений – упражнения у вертикальной плоскости и упражнения с предметами на голове.
Прим. Благодаря четырём равномерным изгибам позвоночник выдерживает нагрузку в 18 раз превышающую ту, которую выдерживал бы прямой позвоночник. Различают три степени нарушения осанки. Первая и вторая степени развиваются из-за слабости мышечного аппарата и исправляются при занятиях лечебной физкультурой. А вот третья степень затрагивает скелет и с трудом поддаётся лечению. Вывод? Никогда не доводите себя до третьей степени – развивайте свою мышечную систему, вырабатывайте правильную осанку!

Есть ещё одно нарушение скелета человека – плоскостопие (плоская стопа). В норме стопа должна иметь сводчатое строение (приподнятые кости плюсны). Почему?
Ответ: Чтобы не болели ноги, стопы должны пружинить при ходьбе.

Вопрос: Как развивается плоскостопие?
Ответы:

  • Обувь на плоской подошве
  • Долгое стояние на ногах, ношение тяжестей
  • Слишком свободная обувь

Прим. При плоскостопии мышечные связки стопы расслабляются, кости плюсны опускаются. Отсюда последствия: боли в стопе, голени, бедре и даже пояснице.

Вопрос: Как избежать подобные нарушения?
Ответ: В обуви на каблуках мышцы стопы всегда держатся «в узде», а когда носишь обувь на плоской подошве, то лучше использовать специальные стельки – супинаторы.
Учёные советуют переобуваться в разную обувь в течение дня: шпильки и балетки, низкий и высокий каблук, танкетки и спортивная обувь. Но гигиеничнее всего носить средний каблук. Меньше стоять, больше ходить.
При начинающемся плоскостопии рекомендуются специальные упражнения для развития мышц стоп, а специальный массажёр для ступней стимулирует кровообращение.
Прим. Несколько слов о правильной походке:

При ходьбе корпус должен как бы плыть по горизонтали, не «ныряя» вверх-вниз. Главные помощники – ноги. Колени ведают чёткостью походки. Если колено расслаблено, стопа «вихляется» вкривь и вкось. При ходьбе колени должны полностью распрямляться, иначе походка лишится упругости, будет выглядеть вялой. И откажитесь от слишком свободной обуви, иначе ноги будут волочиться.

3. Обобщение и закрепление материала

Учащиеся получают домашнее задание: прочесть п. 15 учебника Д. В. Колесова «Биология. Человек. 8 кл." и выполнить лабораторные работы в конце параграфа. Учитель настраивает учащихся на самоисследование: 1) выявление нарушения осанки и 2) определение наличия плоскостопия»

Перед концом урока проводится закрепление материала: значение осанки, причины плоскостопия, профилактика нарушений.