Ицхак Перельман – История и Биография Выдающегося Скрипача. Ицхак Перлман: воспоминания, разочарования и надежды

Три струны

Ицхака

Перлмана

Джек Ример

18 ноября 1995 года скрипач Ицхак Перлман вышел на сцену, чтобы дать концерт в зале «Эвери Фишер» в нью-йоркском Линкольн-центре. Если вам когда-либо довелось побывать на концерте Перлмана, вы наверняка знаете, что выйти на сцену - это уже немалое достижение для него.

В детстве этот выдающийся скрипач переболел полиомиэлитом, поэтому на обеих ногах у него специальные фиксаторы и ходит он на двух костылях. Наблюдать, как Перлман идет по сцене, превозмогая боль, делая шаг за шагом, - это потрясающее зрелище. Он идет медленно, но, тем не менее, величественно, пока не добирается до своего кресла. Тогда он медленно садится, кладет костыли на пол, отстегивает фиксаторы на ногах, ставит одну ногу под стул, вытягивая вторую вперед. Затем наклоняется и поднимает с пола скрипку, прижимает ее подбородком, кивает дирижеру и начинает играть.

Публика уже привыкла к этому ритуалу, люди спокойно сидят, пока Перлман движется по сцене к своему креслу. Они молча и с почтением наблюдают, как он отстегивает фиксаторы. Они ожидают того момента, когда он будет готов играть. Но в этот раз что-то произошло. Не успел он взять несколько первых аккордов, как одна из струн его скрипки лопнула. Этот звук невозможно было не услышать - он прозвучал в замершем зале, как оружейный выстрел. Нельзя было не понять, что означал этот звук. Было совершенно ясно, что Перлману предстоит теперь сделать. Мы понимали, что ему придется, снова пристегнув фиксаторы, поднять костыли, встать и потихоньку уйти за сцену - чтобы либо найти другую скрипку, либо поискать другую струну взамен лопнувшей. Но ничего этого скрипач не сделал.

Он посидел с минуту, закрыв глаза, а затем дал сигнал дирижеру начинать сначала. Оркестр заиграл, и Перлман вступил с того места, где остановился. И играл с такой страстью, так сильно и чисто, как никто никогда у него не слышал. Конечно, каждый знает, что невозможно исполнять симфоническое произведение на трех струнах. Я это знаю, и вы знаете, но в тот вечер Ицхак Перлман отказался от этого знания. Видно было, что он модулирует, меняет, как бы сочиняя пьесу заново в своей голове. В какой-то момент это звучало так, будто он расстраивает струны, чтобы извлечь из них новые звуки, которых они никогда до того не издавали.

Когда Перлман закончил, в зале несколько секунд стояла гробовая тишина. Это была тишина потрясения. А затем люди вскочили со своих мест, чтобы выразить благодарность этому удивительному исполнителю. Несмолкающие аплодисменты сотрясали зал. Мы аплодировали ему, кричали от восторга, делали всё, что могли, чтобы показать, как мы благодарны музыканту за то, что он сотворил. Он улыбнулся, вытер заливавший лицо пот, поднял смычок, чтобы успокоить зал, а зат

ем сказал - не хвастливо, а спокойно, задумчивым, уважительным тоном: "Знаете, иногда задача артиста - выяснить, сколько музыки можно сделать из того, что у тебя еще осталось". Какая мощная фраза! Она осталась в моей памяти навсегда. И кто знает, может быть, это и есть определение жизни - не только для артиста, но и для всех нас?

Вот человек, который всю свою жизнь готовился извлекать музыку из скрипки с четырьмя струнами, и который вдруг, посреди концерта, оказывается в ситуации, когда у него всего лишь три струны; и он создает музыку на этих трех струнах, и музыка, которую он создал в тот вечер на трех струнах, была неповторимей, прекрасней и более запоминающейся, чем всё, что он играл прежде на четырех струнах. Так что, может быть, наша задача в этом неустойчивом, быстро меняющемся, сбитом с толку мире, в котором мы живем, - создавать музыку вначале на том, что у нас есть, а затем, когда это становится невозможным, извлекать ее из того, что у нас еще осталось?

Перевела с английского Элеонора Шифрин, Иерусалим

Chron.com

Ицхак Перлман

9 записей


Ицхак Перлман и клейзмеры



БИОГРАФИЯ

Ицхак Перлман (род. 31 августа 1945, Тель-Авив) — американский скрипач, дирижёр и педагог израильского происхождения, один из самых знаменитых скрипачей второй половины XX века.

Родился в семье еврейских иммигрантов из Польши в Тель-Авиве, входившем тогда в состав британской подмандатной территории Палестина; вырос в Израиле. Заинтересовался скрипкой, услышав концерт классической музыки по радио. Учился в музыкальной академии в Тель-Авиве, затем в Джульярдской школе в США у Ивана Галамяна и Дороти Делэй.

Его первое выступление состоялось в 1963 году в Карнеги-Холле. В 1964 году он выиграл престижнейший американский конкурс имени Левентритта. Вскоре после этого начал выступать с персональными концертами. Кроме того, Перлмана приглашали на различные шоу на телевидение. Несколько раз он играл в Белом Доме. Перлман — пятикратный обладатель премии «Грэмми» за исполнение классической музыки.

В возрасте четырех лет Перлман переболел полиомиелитом, отчего вынужден пользоваться костылями для передвижения и играет на скрипке сидя.

Он также несколько раз исполнял арии из опер (бас) и в 1981 году даже участвовал в записи "Тоски" Пуччини, главные роли в которой исполнили Рената Скотто, Пласидо Доминго и Ренато Брузон.

Помимо классической музыки, Ицхак Перлман также известен исполнением еврейской народной музыки — инструментальными обработками народных песен на идише в сопровождении Израильского филармонического оркестра (Tradition: Itzhak Perlman plays popular Jewish melodies , 1987) и работой с различными клезмерскими коллективами (Itzhak Perlman in the Fiddler"s House , 1995; Itzhak Perlman Live in the Fiddler"s House , 1996); выступил в роли ведущего телевизионных передач о клезмерской музыке и еврейском фольклоре, снятых на идише и английском языке. В 1994 году вместе с пианистом Оскаром Питерсоном в составе квинтета записал альбом джазовых композиций .

ЕЖЕВИКА

Яков Коваленский

Один из крупнейших скрипачей второй половины XX века Ицхак Перлман родился в августе 1945 г. в Тель-Авиве в семье еврейских иммигрантов из Польши. С раннего детства мальчик проявлял большой интерес к музыке, и его дар был очевиден. В возрасте четырех лет Ицхак заболел полиомиелитом и на всю жизнь остался инвалидом. Он передвигается на костылях и играет сидя. Это не помешало ему сделать блестящую карьеру. Он начал учиться игре на скрипке в Академии музыки в Тель-Авиве, а вскоре и в Джульярдской школе Нью-Йорка у выдающихся педагогов Ивана Галамяна (русская скрипичная школа) и Дороти Де Лей. Первое его выступление состоялось на американском радио в возрасте десяти лет. Блестящий дебют скрипача на эстраде состоялся в 1963 году в Карнеги-холле, а вскоре он победил на американском конкурсе имени Левентрита.

С этого времени Перлман стал широко концертировать по всему миру. Он не раз появлялся на американском ТВ в различных программах. Его игру отличает фантастическая техника, красивый звук — теплый, бархатистый, насыщенный — и глубокое проникновение в замысел композитора. Ему подвластны все стили.
Скрипача интересует не только классический репертуар, он записывает музыку к фильмам, например к нашумевшей картине «Список Шиндлера» (композитор Д.Уильямс). А недавно он записал музыку к ленте «Мемуары гейши» вместе с американским виолончелистом Ио-Ио-Ма. У Перлмана невероятное количество записей на лучших фирмах мира, в том числе и джазовые композиции с О. Питерсоном и другими джазистами. Он участвовал в записи бродвейского мюзикла Джерри Бока «Скрипач на крыше». Также на дисках есть практически вся классическая скрипичная музыка в исполнении Перлмана. Он играет на скрипках Страдивари 1714 года (инструмент ранее принадлежал И. Менухину) и Гварнери 1743 года. Скрипач пять раз получал премию Grammy — в 1979, 1981, 1982, 1988 и 1991 году — больше, чем кто-либо из музыкантов, играющих классику. В 2008 году Перлман получил почетную награду Grammy за музыкальные достижения в сфере звукозаписи, в 1986-м — приз Кеннеди-центра, а президент Р. Рейган наградил его медалью Свободы. В 2000 году президент Клинтон вручил ему Национальную медаль искусств.
Перлман играл в Белом доме в 2007-м на приеме в честь королевы Елизаветы, а также во время инаугурации президента Барака Обамы в 2009 году. В последние годы музыкант увлекся дирижированием и выступал с Детройтским симфоническим оркестром. С 2007 года Ицхак Перлман — главный дирижер Saint Louis Symphonic Orchestra. С 1975 года скрипач преподает в Brooklyn College.
Перлман живет в Нью-Йорке с женой Тоби, также скрипачкой, у них пятеро детей. Впервые музыкант приехал в Россию весной 1990 года вместе с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. Это было необыкновенное событие — впервые СССР посетили оркестр и скрипач из Израиля! Публика сходила с ума. Автор статьи до сих пор помнит все детали этих потрясающих концертов.
Перлман играл скрипичный концерт Чайковского, и как играл! Зрители все еще помнили звуки скрипок Ойстраха и Когана, но игра израильского скрипача не уступала им. На сольном концерте были исполнены соната Тартини «Дьявольские трели», пьеса Э. Блоха «Нигун», сочинения Крейслера, Прокофьева, Чайковского и др. Этот концерт остался в памяти навсегда. Тогда скрипачу аккомпанировала прекрасная пианистка Джанет Гудман-Гугенгхайм. Вскоре был выпущен диск и DVD «Перлман в России».
Зимой того же года скрипач участвовал в юбилейном концерте к 150-летию со дня рождения П.И. Чайковского в Петербурге, где с оркестром Ленинградской филармонии под управлением Ю. Темирканова исполнил пьесы великого русского композитора. Автор статьи был на том незабываемом концерте. Тогда же в Россию впервые приехала выдающаяся американская певица Джесси Норманн, она исполнила романсы Чайковского на французском языке. На концерте также выступал молодой пианист Борис Березовский, получивший золотую медаль на конкурсе имени Чайковского. Игра Перлмана была необыкновенно хороша, и публика стоя устроила ему овацию.
И вот в сентябре 2009 года Перлман снова в России. Он дал два концерта: с классической программой в Большом зале консерватории, а в новом зале в Барвихе (пригород Москвы) исполнил клезмерскую музыку. Организовала гастроли фирма Mercury. Цены на билеты были очень высокие, можно сказать, даже заоблачные, в частности, цена одного билета на концерт в Барвихе — более полутора тысяч долларов. И хотя выступления скрипача вызвали огромный интерес, большинство меломанов, желающих попасть на них, не смогли этого сделать. Залы зияли свободными местами, особенно в Барвихе.
Программа в консерватории состояла из произведений Леклера, Бетховена и Стравинского. Начнем со второго отделения концерта, которое было более интересным. В самом начале исполнялась «Итальянская сюита» Стравинского, музыка которой полна иронии и издевки, а прозвучала она холодно и отстраненно, что совершенно не свойственно скрипачу. Ему аккомпанировал американский пианист Рохан де Сильва. Затем скрипач играл многочисленные бисы: пьесы Крейслера «В темпе менуэта» и «Китайский тамбурин», «Рондо» Гуммеля (в обработке Хейфеца), знаменитую «Мелодию» Глюка (транскрипция Хейфеца), «Перпетуум мобиле» Риса, «Песню без слов» Чайковского (в обработке Крейслера), «Восточный эскиз» Рахманинова (транскрипция Хейфеца), отрывок из «Испанской сюиты» де Фальи — Крейслера. Исполнение было виртуозным и ярким: изумительный тон скрипки, необыкновенное legato и льющийся красивый звук. Вспомнился прежний Перлман, которого мы так полюбили за его проникновенное исполнение. А первое отделение концерта было, как ни странно, неинтересным и скучным. Изысканно-очаровательная соната французского композитора Леклера (1697-1764) звучала грубовато, и даже знаменитый «Тамбурин» (последняя часть сонаты) был тяжелым. Да и все сочинение никак не было похоже на музыку XVIII века. Затем звучала Седьмая соната Бетховена, одно из величайших произведений композитора.
К сожалению, она была сыграна абсолютно неинтересно и формально. В звучании скрипки было мало обертонов, и все исполнение было сухим. И это Бетховен с его глубокими чувствами и переживаниями? В чем причина такой неудачи музыканта? Как правило, великие скрипачи для исполнения сонат Бетховена привлекали и великих пианистов, так как роль фортепиано здесь очень важна. Например, Д. Ойстрах играл с Л. Обориным и С. Рихтером, Л. Коган — с Э. Гилельсом, а И. Стерн — с Е. Истоминым и Е. Бронфманом, Р. Риччи — с М. Аргерих, а И. Менухин — с Г. Гульдом и В. Кемпфом и таких примеров очень много. А пианист Перлмана американец Р. де Сильва — просто аккомпаниатор и не соответствует рангу выступающего с ним скрипача. Очень жаль.
Перлман в настоящее время много и успешно дирижирует, и скрипка, возможно, ушла на второй план, а это сразу можно почувствовать. И в целом концерт разочаровал, хотя второе отделение несколько исправило положение. Возможно, второй концерт в зале «Барвиха» был более интересным, так как Перлман славится исполнением клезмерской музыки, но попасть на этот концерт не было никакой возможности, а получить билет для прессы не удалось. Организаторы концерта враждебно отнеслись к еврейской прессе, хотя именно в еврейской газете был анонс о концертах скрипача. Даже не верится, но на выступление израильско-американского скрипача отказывают в приглашении именно официальной еврейской прессе. Есть над чем задуматься. Надеемся, что следующий приезд Перлмана будет не столь отдаленным, и мы услышим нашего любимца в прекрасной форме.
А пока будем наслаждаться изумительными записями Перлмана и вспоминать былые времена. Записей у скрипача очень много, и все они первоклассные. Он записал несколько скрипичных сонат с выдающейся пианисткой Мартой Аргерих. И эта запись необыкновенно хороша.

Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия

Его технически отточенной игре присущи яркий темперамент, энергия и выразительность в сочетании с благородством звука и безупречностью трактовки произведений.

Ицхак Перлман родился 31 августа 1945 года в Яффо (Тель-Авив). Учился в музыкальной школе при «Консерватории Шуламит» и у Илоны Фехер в тель-авивской Академии музыки имени Рубина.

Исключительные успехи, несмотря на то, что он всегда вынужден пользоваться костылями и играть сидя (последствия полиомиелита, перенесенного им в 4-летнем возрасте), позволили Перлману рано начать концертную деятельность. Даже не достигнув десятилетнего возраста, он стал выступать с концертами по израильскому радио, а в 1958 году Перлман впервые появился в популярнейшем американском телевизионном шоу Эда Сэлливана, после чего ему была обеспечена финансовая поддержка для продолжения обучения в Америке.

Так в 1959 году 14-летний Ицхак при поддержке Исаака Стерна стал заниматься у Ивана Галамяна и Дороти Делэй в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке. В ту пору его кумирами были Яша Хейфец, Давид Ойстрах, Исаак Стерн.

5 марта 1963 года состоялся успешный дебют Перельмана в одном из престижнейших залов Нью-Йорка – в Карнеги-холле. Завоевав первую премию на конкурсе Левентритта в следующем году, Ицхак получил право выступить с оркестром Нью-Йоркской филармонии. Кстати, играет выдающийся музыкант на скрипке Страдивари 1714 года.

В 1965 году прошла серия концертов Перельмана в Израиле, в том числе с Израильским филармоническим оркестром (ИФО).

Это творческое содружество выдающегося скрипача и израильского оркестра продолжилось на долгие годы. В 1987 году он гастролировал с ИФО в Варшаве и Будапеште, а в 1990 году, когда израильтяне впервые посетили СССР, он выступал вместе с ними: в мае Перельман исполнил в Москве в сопровождении ИФО «Скрипичный концерт» П. Чайковского, а в декабре того же года с Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Юрия Темирканова – «Меланхолическую серенаду» и «Вальс-скерцо» на юбилейном концерте к 150-летию со дня рождения композитора.

Гастрольная поездка по России подтолкнула знаменитого скрипача к замечательному искусству своих предков, некогда живших в этих краях, к искусству клезмеров, к их мелодиям и напевам. Так появилась на свет запись концертной программы Перлмана «В доме уличного скрипача», о которой впоследствии сам Ицхак сказал: «Клезмерская музыка течет в моей крови». В его исполнении совершенно по-новому прозвучали обработки знаменитых еврейских мелодий (песни «А идишэ мамэ», «Рейзелэ», «Ойфн припечек» и другие).

В 1994 году Перлман принял приглашение руководства ИФО и побывал вместе с ними на гастролях в Китае и Индии. Вообще Ицхак Перлман гастролировал много и успешно, выступая на лучших сценических площадках в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и в странах Дальнего Востока. Эти концерты закрепили за ним славу выдающегося скрипача. Его технически отточенной игре присущи яркий темперамент, энергия и выразительность в сочетании с благородством звука и безупречностью трактовки произведений.

Перлман выступает в содружестве с такими дирижерами, как Ю. Орманди, К. М. Джулини, Б. Хайтинк, Зубин Мета, С. Озава, в ансамбле с недавно скончавшимся виолончелистом М. Ростроповичем («Двойной концерт» И. Брамса), скрипачом и альтистом Пинхасом Цукерманом («Двойной концерт» И. С. Баха, «Дуэты» Л. Шпора), пианистом Владимиром Ашкенази (циклы сонат Л. Бетховена и И. Брамса) и другими. Многие из этих выступлений записаны на пластинки.

Репертуар Ицхака Перлмана включает и произведения, написанные для него, в том числе скрипичные концерты американских композиторов И. Кима (1979) и Р. Стейрера (1981). Охотно играет он и джазовые пьесы (например, композиции А. Превина, собственные переложения для скрипки «Регтаймов» С. Джоплина, аранжировки из бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше» Джерри Бока).

С 1975 года Ицхак Перлман преподает на музыкальном факультете Бруклинского колледжа, часто проводит занятия классов высшего мастерства (в том числе в классе, основанном им в 1970 году в Рочестере, штат Нью-Йорк). В 1986 году выдающиеся достижения и вклад Перлман в развитие культурной жизни США были отмечены медалью Свободы, которую вручил ему президент страны Рональд Рейган.

Живет Ицхак Перлман в Нью-Йорке с женой Тоби. В 1995 году супруги Перлман основали специальную программу изучения камерной музыки в Шелтер Айленд в штате Нью-Йорк, предоставив талантливым юным скрипачам возможность учебы и общения в течение летних каникул.

В 2003 году Ицхак Перлман создал для талантливых молодых скрипачей фонд имени Дороти Ричард Старлинг в Джульярдской школе музыки в честь его педагога Дороти Делэй. А совсем недавно, 7 мая 2007 года, он получил приглашение сыграть во время торжественного ужина в Белом Доме в честь Ее Величества королевы Англии Елизаветы.

Его технически отточенной игре присущи яркий темперамент, энергия и выразительность в сочетании с благородством звука и безупречностью трактовки произведений.

Ицхак Перельман родился 31 августа 1945 года в Яффо (Тель-Авив). Учился в музыкальной школе при «Консерватории Шуламит» и у Илоны Фехер в тель-авивской Академии музыки имени Рубина. Исключительные успехи, несмотря на то, что он всегда вынужден пользоваться костылями и играть сидя (последствия полиомиелита, перенесенного им в 4-летнем возрасте), позволили Перельману рано начать концертную деятельность. Даже не достигнув десятилетнего возраста, он стал выступать с концертами по израильскому радио, а в 1958 году Перельман впервые появился в популярнейшем американском телевизионном шоу Эда Сэлливана, после чего ему была обеспечена финансовая поддержка для продолжения обучения в Америке. Так в 1959 году 14-летний Ицхак при поддержке Айзика Стерна стал заниматься у Ивана Галамяна и Дороти Делэй в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке. В ту пору его кумирами были Яша Хейфец, Давид Ойстрах, Айзик Стерн.

5 марта 1963 года состоялся успешный дебют Перельмана в одном из престижнейших залов Нью-Йорка – в Карнеги-холле. Завоевав первую премию на конкурсе Левентритта в следующем году, Ицхак получил право выступить с оркестром Нью-Йоркской филармонии. Кстати, играет выдающийся музыкант на скрипке Страдивари 1714 года.

В 1965 году прошла серия концертов Перельмана в Израиле, в том числе с Израильским филармоническим оркестром (ИФО). Это творческое содружество выдающегося скрипача и израильского оркестра продолжилось на долгие годы. В 1987 году он гастролировал с ИФО в Варшаве и Будапеште, а в 1990 году, когда израильтяне впервые посетили СССР, он выступал вместе с ними: в мае Перельман исполнил в Москве в сопровождении ИФО «Скрипичный концерт» П. Чайковского, а в декабре того же года с Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Юрия Темирканова - «Меланхолическую серенаду» и «Вальс-скерцо» на юбилейном концерте к 150-летию со дня рождения композитора.

Гастрольная поездка по России подтолкнула знаменитого скрипача к замечательному искусству своих предков, некогда живших в этих краях, к искусству клезмеров, к их мелодиям и напевам. Так появилась на свет запись концертной программы Перельмана «В доме уличного скрипача», о которой впоследствии сам Ицхак сказал: «Клезмерская музыка течет в моей крови». В его исполнении совершенно по-новому прозвучали обработки знаменитых еврейских мелодий (песни «А идишэ мамэ», «Рейзелэ», «Ойфн припечек» и другие).

В 1994 году Перельман принял приглашение руководства ИФО и побывал вместе с ними на гастролях в Китае и Индии. Вообще Ицхак Перельман гастролировал много и успешно, выступая на лучших сценических площадках в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и в странах Дальнего Востока. Эти концерты закрепили за ним славу выдающегося скрипача. Его технически отточенной игре присущи яркий темперамент, энергия и выразительность в сочетании с благородством звука и безупречностью трактовки произведений.

Перельман выступает в содружестве с такими дирижерами, как Ю. Орманди, К. М. Джулини, Б. Хайтинк, Зубин Мета, С. Озава, в ансамбле с недавно скончавшимся виолончелистом М. Ростроповичем («Двойной концерт» И. Брамса), скрипачом и альтистом Пинхасом Цукерманом («Двойной концерт» И. -С. Баха, «Дуэты» Л. Шпора), пианистом Владимиром Ашкенази (циклы сонат Л. Бетховена и И. Брамса) и другими. Многие из этих выступлений записаны на пластинки.

Репертуар Ицхака Перельмана включает и произведения, написанные для него, в том числе скрипичные концерты американских композиторов И. Кима (1979) и Р. Стейрера (1981). Охотно играет он и джазовые пьесы (например, композиции А. Превина, собственные переложения для скрипки «Регтаймов» С. Джоплина, аранжировки из бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше» Джерри Бока).

С 1975 года Ицхак Перельман преподает на музыкальном факультете Бруклинского колледжа, часто проводит занятия классов высшего мастерства (в том числе в классе, основанном им в 1970 году в Рочестере, штат Нью-Йорк). В 1986 году выдающиеся достижения и вклад Перельмана в развитие культурной жизни США были отмечены медалью Свободы, которую вручил ему президент страны Рональд Рейган.

Живет Ицхак Перельман в Нью-Йорке с женой Тоби. В 1995 году супруги Перельман основали специальную программу изучения камерной музыки в Шелтер Айленд в штате Нью-Йорк, предоставив талантливым юным скрипачам возможность учебы и общения в течение летних каникул.

В 2003 году Ицхак Перельман создал для талантливых молодых скрипачей фонд имени Дороти Ричард Старлинг в Джульярдской школе музыки в честь его педагога Дороти Делэй. А совсем недавно, 7 мая 2007 года, он получил приглашение сыграть во время торжественного ужина в Белом Доме в честь Ее Величества королевы Англии Елизаветы.