Описание чичикова в поэме гоголя мертвые души. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера с цитатами

Поэма «Мертвые души» является одним из са-мых замечательных произведений русской литера-туры. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь пока-зал всю современную Россию, сатирически изобра-зив поместное дворянство и губернское чиновниче-ство. Но в поэме есть и совершенно новый герой в русской литературе, представитель нарождающего-ся класса «приобретателей». В образе Павла Ива-новича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозре-ние черты «рыцаря копейки».

Чичиков с первого взгляда производит впечат-ление скользкого, многоликого человека. Это подчер-кивается внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Чичиков, словно хамелеон, постоянно меняет-ся. Он способен придавать своему лицу нужное вы-ражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро заво-евывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выг-лядит особенно любезным и обходительным чело-веком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз-древа, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет най-ти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.

Все свое умение обворожить человека пускает он в ход, чтобы добиться результата. А цель у него одна - богатство, и ради этого Павел Иванович го-тов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Глав-ное для него- деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопле-ния. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побога-че» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика от-цовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою».

Обладая большим умом «со стороны практичес-кой», Чичиков начал копить деньги в школе, нажива-ясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взя-точничество становится его стихией.

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до тамо-женного чиновника прослеживает Гоголь путь свое-го героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. Сразу хватается герой за идею покупки «мертвых душ». Предпринимательский талант Чичи-кова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо-стью заключает: «А теперь же время удобное, не-давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Чичиков- такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, от-мечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, - герой нашего времени». Этого героя со всей силой своего мастерства пока-зывает Гоголь в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережени-ем тем, кто пытается разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника

Фигура главного героя «Мертвых душ» Чичикова выделяется среди прочих персонажей своей сложностью и многоплановостью. В образе Чичикова предстает незаурядная личность, стремящаяся достичь успеха в жизни любыми доступными средствами. Потерпев фиаско в своих предыдущих авантюрах, персонаж решает реализовать новый хитроумный план скупки умерших крестьян, формально числящихся живыми. Чичиков намерен заложить их как живых и заработать на этом капитал. С этой целью он отправляется в путешествие, навещая различных помещиков.
Можно заметить, что при посещении губернского города NN Чичиков в первую очередь наносит визиты чиновникам, облаченным властью:
«В разговорах с сими властителями...» - общается герой с власть предержащими.
При этом Чичикову удается добиться расположения представителей власти и людей, обладающих немалыми возможностями:
«В немного времени он совершенно успел очаровать их».
Равным образом по ходу всего повествования Чичиков предпочитает общаться с представителями власти, а также людьми, обладающими солидным весом и влиянием в обществе:
«Он наконец присоединился к толстым, где встретил почти все знакомые лица», присоединяется герой к людям, обладающим весом в обществе.
Чичиковым движет «вдохновсннсйшая мысль» о скупке умерших крестьян. Смысл всех дальнейших поступков героя заключается в реализации этого плана:
«Составился в голове нашего героя сей странный сюжет... Ибо, что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма».
Чичиков весьма основательно вникает в смысл происходящего вокруг, чтобы успешно претворить свой замысел в жизнь:
«Он тоже задумался и думал, но положительные, не так безотчетны и даже отчасти очень основательны были его мысли», - трезво размышляет герой над сложившейся ситуацией.
Общаясь с помещиками, Чичиков стремится к тому, чтобы те осознали, что в заключении выгодной сделки есть свой смысл:
«А теперь примите в соображение только то...» - убедительны аргументы персонажа, предъявляемые Коробочке.
Весьма роковую роль в судьбе героя играет вспыхнувшая в нем мимолетная любовь к юной дочери губернатора:
«Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, - даже сомнительно».
Также Чичиков подчас отдается порыву дружеской любви:
«Здесь Ноздрев и Чичиков поцеловались», - отвечает герой взаимностью на душевный порыв своего собеседника.
Тем самым Чичикову присущи стремления к власти, смыслу и любви. Вместе с тем герой отнюдь не всегда добивается желаемого, вследствие чего ощущает собственное бессилие. Иногда Чичиков совершает неосознанные действия. Подчас он поддается вспышкам злости. Заметим, что схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених».
Среди прочего, Чичиков хорошо сознает, что он бессилен заставить помещиков пойти на сомнительную сделку, а потому старается добиться их расположения, чем-то заинтересовать:
«Ничтожный человек, и больше ничего», - подчеркивает герой ограниченность своих возможностей в беседе с Маниловым.
Несмотря на все усилия, Чичиков оказывается бессилен реализовать свои планы, и он терпит сокрушительное фиаско:
«Без суда, без следствия, бросить в тюрьму, отобрать все от меня: вещи, шкатулка... там деньги, там все имущество... Спасите, благодетель, спасите!» -- беспомощно взывает о спасении арестованный властями авантюрист.
В какие-то моменты Чичиков совершает неосознанные действия. К примеру, герой не сознает., что он делает, когда пускается в тяжбу со своим подельником, помогавшим ему в таможенных махинациях:
«Черт сбил с толку обоих чиновников... Как после чаду опомнились они и увидели с ужасом, что наделали», - бездумно разрушили чиновники свою карьеру.
Чичиков не сознает, что он совершает бездумный поступок, посещая самодура Ноздрева:
«Просто дурак я», - ругает себя герой за то, что связался с помещиком.
Подчас Чичикова охватывают приступы злости. Так, он едва не проклинает Коробочку за ее несговорчивость:
«Пойди ты сладь с нею! В пот бросила, проклятая старуха», - бранит герой помещицу: «Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта».
Символично, что нечистый на руку Чичиков в какой-то момент возненавидел сам себя:
«Мать ты моя пресвятая! Какой же я стал гадкий», - сам себе отвратителен персонаж.
Как и персонажей Пушкина, Чичикова отличает не только определенный набор стремлений, но и способы достижения своих целей.
Чичиков любыми средствами стремится сколотить капитал, используя все свои возможности. Герой обладает поистине грандиозным потенциалом и способен достичь очень многого:
«Решился он жарко заняться службой, все победить и преодолеть. ... Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера», отмечается недюжинный потенциал Чичикова.
Стремясь к достижению своей цели, Чичиков нередко манипулирует людьми:
«Здесь он прилгнул, хоть и вскользь», - лжет персонаж Коробочке, чтобы добиться нужного результата.
Персонаж проворачивает незаконные операции, уверяя при этом окружающих, что он всецело подчиняется закону:
«Обязанность для меня дело священное, закон, -- я немею пред законом», - заверяет Чичиков Манилова в своей законопослушности.
Пытаясь донести до помещиков суть своего выгодного предложения, Чичиков стремится, во что бы то ни стало, убедить их заключить сделку:
«После таких сильных убеждений Чичиков почти уже не сомневался, что старуха наконец подастся», - долго убеждает герой Коробочку.
Между тем многие помещики сомневаются в том, что им стоит принять столь странное предложение гостя:
«Может быть, вы имеете какие-нибудь сомнения?» - замечает Чичиков неуверенность Манилова.
Предавшись чувствам, Чичиков настолько поглощен общением с дамами, что забывает о правилах приличия:
«Чичиков так занялся разговорами с дамами... что он позабыл исполнить долг приличия и подойти прежде всего к хозяйке».
Впрочем, более всего Чичиков поглощен самим собой:
«В приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано», - озабочен герой собственной внешностью.
Не испытывая искренней любви к людям, Чичиков порой невольно отчуждается от общества:
«Чичиков вдруг сделался чуждым всему, что ни происходило вокруг него», — чуждо персонажу происходящее вокруг.
Заметим, что общество в итоге отчуждается от самого Чичикова, так что тот вынужден спешно оставить город:
«Ну, уж коли пошло на то, - подумал он сам в себе, - так мешкать более нечего, нужно отсюда убираться поскорей».
Чичиков обладает задатками самоактуализирующейся личности, способной к развитию. Начав «ходить в классы», он прилежно, чтобы освоить новые для себя поприща:
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай», - учит юного Чичикова отец.
В этом смысле достаточно показательна такая деталь, что, будучи ребенком, Чичиков обучает различным трюкам мышь:
«Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, ... и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу».
Обладая творческими способностями, Чичиков подчас проявляет недюжинную изобретательность:
«Преследований он не испугался и обратил их в тот же час в свою пользу, показав таким образом прямо русскую изобретательность», предприимчив герой.
Происходящее вокруг Чичиков порой воспринимает как игру:
«Казалось, она вся походила на какую-то игрушку», - игрушкой кажется герою юная дочка губернатора.
Чичиков склонен к самовыражению. Нередко герой не сдерживает порыва нахлынувших на него чувств:
«Казалось, он был настроен к сердечным излияниям. ... Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу», - расчувствовался Чичиков во время беседы с Маниловым.
Чичикову не чужды эстетические переживания. Так, он невольно обращает взор на живописный облик дочки губернатора:
«Свеженькую блондинку с тоненькими и стройными чертами лица, ...с очаровательно круглившимся овалом лица, какое художник взял бы за образец».
Чичиков хорошо ориентируется в самой непростой ситуации. К примеру, он полагается на свое чутье, избирая тех, кто может оказаться ему полезен:
«Он не обращался наобум ко всякому помещику, но избирал людей более по своему вкусу», - неплохо разбирается герой в людях.
Тем самым Чичикову присущи творческие потребности: в игре, самовыражении, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации.
Заметим, что Чичикову знакомо ощущение творческого подъема. Так, персонаж уже в молодости настраивает себя на достижение своих целей:
«Решился он жарко заняться службою, все победить и преодолеть. И точно, самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслыханное», - намерен герой добиться успеха в жизни.
Случайно повстречавшаяся Чичикову прекрасная незнакомка на какое-то время очаровывает его:
«Все это в ней было так мило, что герой наш глядел на нее несколько минут, не обращая... внимания на происходящую кутерьму», - заворожен герой красотой юной девушки.
В моменты вдохновения Чичикова посещают многообещающие идеи:
«Героя нашего осенила вдохновеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову», — вдохновился мыслью персонаж.
Чичиков пытается создать благоприятные условия для реализации своих замыслов:
«Деятельность никак не умирала в голове его; там все хотело что-то строиться и ждало только плана», - весьма креативен персонаж.
Гоголь верит в возможность преображения своего героя:
«Быстро все превращается в человеке... Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство», - способен измениться к лучшему человек, по мнению автора.
Между тем ощущение творческого подъема у Чичикова подчас сменяется состоянием творческого упадка:
Действительно, порой дела у Чичикова идут не так, как ему того бы хотелось, отчего он бывает сильно расстроен:
«Жаловался и плакал герой наш», - раскис персонаж, переживая неудачу.
Чичиков возлагал немало надежд на свою предприимчивость, однако в итоге он оказывался глубоко разочарован:
«Он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей», - разочарован персонаж своей судьбой.
Подчас Чичиковым овладевают упадочные настроения. К примеру, проворовавшись на службе, персонаж опустился до низменного положения:
«Вновь из чистоты и приличного положения опустился в грязь и низменную жизнь».
В какой-то момент Чичиков собственными руками разрушает свою карьеру:
«Черт сбил с толку обоих чиновников; чиновники, говоря попусту, перебесились и поссорились ни за что. ... Громада бедствий обрушилась ему на голову», - сломана жизнь персонажа.
Жизнь Чичикова, пускающегося во все новые авантюры, приводит героя к все большей нравственной деградации:
«Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки», - способна деградировать человеческая личность.
Таким образом, Чичиков раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом персонажу присущи как состояния творческого подъемаь так и творческого упадка.
Проведенный анализ характера Чичикова показывает, что ему присущ определенный набор склонностей, отличающих персонажей пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених». Как и героям Пушкина, гоголевскому Чичикову свойственны характерные способы достижения своих целей, сопряженные с чертами характера.
Чичиков стремится добиться расположения влиятельных людей, облаченных властью. Добиваясь своих целей, он нередко манипулирует другими. Тем не менее, персонаж стремится всем показать, что он подчиняется закону. В результате герой оказывается бессилен провернуть задуманную авантюру.
Смысл действий Чичикова заключен в желании сколотить капитал. В какие-то моменты он совершает неосознанные поступки. Герой хочет убедить помещиков заключить с ним сделку, однако практически у каждого из них, так или иначе, возникают сомнения по поводу законности подобной операции.
Любовь в жизни Чичикова занимает не столь значительное место. Пожалуй, персонажу более знакомы вспышки злости. Вместе с тем, поддавшись чувству влюбленности, Чичиков оказывается настолько поглощен своими переживаниями, что на какое-то время отчуждается от происходящего.
Следует также отметить, что Чичиков раскрывается как творческая натура. Персонажу знакомо как ощущение творческого подъема, так и переживание творческого упадка.
Чичиков обладает задатками самоактуализирующейся личности, способной к развитию. Однако, направив свою энергию на проведение авантюр, персонаж все более деградирует. Между тем автор не исключает возможность преображения персонажа.
Чичиков воспринимает жизнь как игру, в которой он должен выиграть. Герой пытается создать условия для воплощения своих замыслов, однако жизнь всякий раз разрушает его планы.
Чичиков склонен к самовыражению. Порой он вдохновляется многообещающими идеями. Вместе с тем персонажем подчас овладевают и упадочные настроения.
Чичикову не чужды эстетические переживания. На какое-то время его очаровывает прекрасная незнакомка. В то же время героя нередко постигают горькие разочарования.
Чичиков неплохо ориентируется в людях. Он с юности настраивает себя на достижение успеха в жизни. В то же время дела у героя складываются не всегда лучшим образом, отчего он бывает сильно расстроен.

Выводы
Характерологический анализ персонажей «Мертвых душ» позволяет сделать следующие выводы.
1. Как и в произведениях Пушкина, в гоголевских «Мертвых душах» описано семь типов персонажей. Каждому из героев присущ определенный набор стремлений, выступающих в качестве мотивирующего их фактора.
2. Героям «Мертвых душ» и персонажам пушкинских циклов произведений присущи сходные стремления и черты характера.
3. Каждому из шести персонажей «Мертвых душ» присущи по три вида стремлений, отличающих их от прочих героев. При этом гоголевским героям свойственны сходные потребности: в любви, власти и поиске смысла. Тем самым структура потребностей рассмотренных персонажей Гоголя и Пушкина схожа и соответствует известным систематизациям потребностей личности.
4. Главному герою «Мертвых душ» Чичикову присущи творческие стремления, что отличает его от прочих персонажей. При этом по ходу действия герой пребывает как в состоянии творческого подъема, так и в состоянии творческого упадка.
5. Подобно персонажам Пушкина герои Гоголя различаются не только видами стремлений, но и способами достижения своих целей, сопряженными с чертами характера.

Поэма Мёртвые души - одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. Ключевым персонажем в нём является авантюрист Чичиков. Мастерски выписанный автором образ главного героя часто становится предметом обсуждения как профессиональных критиков, так и рядовых читателей. Чтобы понять, чем заслужил этот персонаж такое внимание, нужно обратиться к сюжету произведения.

В произведении рассказывается о некоем чиновнике по фамилии Чичиков. Этот человек очень хотел разбогатеть и приобрести вес в обществе. Своей цели он решил достичь скупкой так называемых мёртвых душ, то есть крепостных крестьян, которые находятся в собственности помещика по бумагам, хотя на самом деле их уже нет в живых. От этого выигрывали и продавец, и покупатель. Чичиков таким образом обзаводился фиктивным имуществом, под залог которого мог взять кредит в банке, а помещик освобождался от обязанности платить налоги за мёртвого крестьянина.

Произведение в обязательном порядке изучается в школе. На уроках литературы ученикам часто предлагается написать сочинение по теме: Мёртвые души. Образ Чичикова. Конечно, чтобы написать грамотную работу, необходимо внимательно ознакомиться с первоисточником и составить своё представление о его главном герое. Но если это по каким-либо причинам невозможно, можно ознакомиться с подробной информацией о персонаже. Эти сведения пригодятся при написании сочинения, составлении сравнительных таблиц для разных действующих лиц или подготовке презентации.

Анализ текста позволяет раскрыть все основные черты образа Чичикова в поэме Мёртвые души. Краткое содержание действий и поступков персонажа, раскрывающих его натуру, начинается со знакомства с Чичиковым.

Кратко автор описал внешность героя уже в начале произведения. Павел Иванович Чичиков - это в некотором роде заурядный персонаж, который может встретиться в любую историческую эпоху и в любой географической точке. В его портрете нет ничего примечательного:

  • внешность его не красива, но и не уродлива;
  • телосложение ни полное, ни худое;
  • он уже не молод, но ещё не стар.

Таким образом, по всем параметрам у этого почтенного коллежского советника выдерживается «золотая середина».

Прибытие персонажа в «город N»

Чичиков начинает свою авантюру с прибытия в не названный автором город. Человек неглупый, которому к тому же свойственно лицемерие, он начинает деятельность с нанесения визитов следующим должностным лицам:

  • прокурору;
  • губернатору с семьёй;
  • вице-губернатору;
  • начальнику полиции;
  • председателю палаты.

Конечно, под таким поведением Петра Ивановича просматривался тонкий расчёт. Намерения героя хорошо раскрывает его собственная цитата: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения».

Получить расположение тех, кто имел чин и влияние в городе, было очень полезно для осуществления задуманного. И это удалось ему в совершенстве. Чичиков умел произвести впечатление на нужных ему людей. Принижая своё достоинство и всячески показывая свою незначительность, он демонстрировал безупречные речевые манеры, делал умелые комплименты властителям: восторгался успешностью их деятельности и называл такими неоправданно высокими титулами, как «ваше превосходительство». О себе он говорил немного, но из его рассказа можно было сделать вывод, что ему пришлось пройти исключительно сложный жизненный путь и многое испытать за собственную честность и справедливость.

Его стали звать на приёмы, где он поддерживал благоприятное первое впечатление о себе умением принять участие в беседе на любую тему. При этом держался он очень благопристойно и показывал обширные знания о предмете разговора. Речь его была содержательной, голос не тихим и не громким.

В этом моменте уже можно уловить намёк на то, что эта добропорядочность является лишь маской, под которой скрывается истинный характер и стремления героя. Чичиков делит всех людей на толстых и тонких. При этом толстые имеют прочное положение в этом мире, тогда как тонкие лишь служат исполнителями чужих поручений. Сам главный герой, конечно, относится к первой категории, поскольку намерен прочно занять своё место в жизни. Об этом говорит сам автор, и эта информация начинает раскрывать другое, истинное лицо персонажа.

Начало деятельности

Чичиков начинает свою аферу с предложения купить несуществующих крестьян у помещика Манилова . Барин, тяготившийся необходимостью уплаты налогов за мёртвых слуг, отдал их даром, хотя и удивился необычной сделке. В этом эпизоде главный герой раскрывается, как легко увлекающийся человек, которому успех способен быстро вскружить голову.

Решив, что придуманная им деятельность безопасна, он направляется на новую сделку. Его путь лежит к некоему Собакевичу , но длинная дорога вынуждает героя сделать остановку у помещицы Коробочки. Как хваткий человек, он не теряет времени и там, приобретая ещё почти два десятка желанных мёртвых душ.

Только вырвавшись от Коробочки, он попадает в гости к Ноздрёву . Главной чертой этого человека было желание портить жизнь всем окружающим. Но Чичиков понял это не сразу и неосторожно решил попытать счастья в сделке и с этим помещиком. Ноздрёв долго водил афериста за нос. Он соглашался на продажу душ только вместе с настоящим товаром, например, лошадью, или предлагал выиграть их в домино, но в итоге Пётр Иванович остался ни с чем. Эта встреча показала, что герой поэмы является легкомысленным человеком, неспособным просчитать собственные действия.

Чичиков, наконец, добрался до Собакевича и изложил ему своё предложение. Однако помещик оказался не менее хитрым, чем покупатель. Своей выгоды он упустить не хотел. Догадываясь, что действия Петра Ивановича носят не совсем законный характер, он умело играл на этом, набивая цену несуществующим крестьянам. Это очень утомляло Чичикова, но он проявил целеустремлённость. В конечном счёте продавец и покупатель нашли компромисс, и сделка была совершена.

Пока Собакевич торговался, он обмолвился несколькими словами о некоем Плюшкине , и герой последовал в гости к этому помещику. Хозяйство барина не вызвало положительных эмоций у прибывшего. Всё там было в запустении, и сам хозяин имел грязный неопрятный вид. Помещик не был беден, но оказался настоящим скрягой. Все деньги и вещи, обладающие хоть какой-то ценностью, он хранил спрятанными в сундуках. Болезненная скупость этого персонажа, имя которого стало нарицательным, помогла Чичикову заключить удачную сделку. Плюшкин опасался этой продажи, но его радовала возможность избавиться от необходимости платить налоги на мёртвых крестьян.

На первый взгляд, Плюшкин не сыграл в сюжете произведения большой роли, но если провести сравнение этого персонажа с главным героем, между ними найдётся кое-что общее. Будучи помещиком и дворянином, они должны были быть опорой государству и примером для подражания, тогда как на деле оба оказались бесполезными для общества людьми, стремящимися набить свой карман.

Попытка покинуть город

Как бы то ни было, но после сделки с Плюшкиным Чичиков достиг своей цели и больше не видел необходимости оставаться в городе. Стремясь скорее его покинуть, он отправился в суд, чтобы заверить подлинность документов. Но эта процедура требовала времени, которое он с удовольствием проводил на приёмах и в окружении заинтересованных в нём дам.

Однако триумф обернулся крахом. Ноздрёв поспешил разоблачить аферу Чичикова. Это сообщение повлекло за собой целый переполох в городе. Принимаемый везде гость неожиданно стал нежеланным.

На протяжении всей истории читатель, хотя и понимает сомнительную благонамеренность действий главного героя, ещё не знает его полной истории, по которой могло бы сложиться окончательное мнение о Чичикове. О происхождении и воспитании героя, а также событиях, предшествующих его прибытию в «город N», автор рассказывает в 11 главе.

Герой вырос в бедной семье. Хотя они и принадлежали к высокому сословию дворян, но имели в своём распоряжении совсем немного крепостных. Детство Павла Ивановича было омрачено отсутствием друзей и приятелей. Когда ребёнок немного подрос, отец отправил его в училище. Расставание с сыном не огорчило Ивана, но на прощание он дал Павлу один наказ. В наставлении говорилось о необходимости учиться и приобретать расположение тех, кто выше его по положению. Самой ценной и надёжной вещью, которую следует беречь, глава семейства назвал деньги.

Этому совету Чичиков и следовал всю жизнь. Хороших способностей к учёбе у него не было, зато он быстро понял, как заслужить любовь учителей. Тихое и смирное поведение позволило ему получить хороший аттестат, однако по окончании училища он проявил свои неприглядные качества. Его лицо раскрылось, когда один из любивших его наставников попал в крайне тяжёлое материальное положение. Для едва ли не умиравшего от голода учителя деньги собрали одноклассники-хулиганы, тогда как прилежный Чичиков скупо выделил незначительную сумму.

Тем временем умер отец главного героя, оставив после себя жалкое наследство. Чичиков, не являющийся скупым по натуре, вынужден голодать и искать пути заработка. Он нанимается на службу и старается честно трудиться, но вскоре понимает, что такая работа не принесёт ему желанного богатства с роскошным домом, экипажем с кучером и дорогими развлечениями.

Желая получить повышение, он добивается расположения начальника путём свадьбы с его дочерью. Но как только цель была достигнута, семья стала ему не нужна. Пока Чичиков продвигался по службе, произошла смена начальства. Несмотря на все старания, герой не смог найти общий язык с новым руководителем и был вынужден искать другие способы получения материального достатка.

Удача стать таможенным чиновником улыбнулась герою в следующем городе. Но он решил поправлять своё материальное положение взятками, за что вскоре предстал перед судом. Всегда стремившийся угодить власть имущим, Чичиков имел некоторые связи, которые позволили ему избежать наказания за преступление.

Натура же его была такова, что этот-то порочащий его эпизод жизни, он и превратил в историю о том, как он безвинно пострадал на службе.

К сожалению, судить о таком любопытном персонаже, как Чичиков, можно только по первому тому. Вторая часть произведения была сожжена самим автором, а третью он так и не начал. По сохранившимся наброскам и черновикам известно, что герой пытался продолжать свою мошенническую деятельность. Чем бы закончилась поэма неизвестно, но талантливо созданный образ до сих пор является актуальным. Ведь и по сей день на жизненном пути может повстречаться такой человек, как Чичиков.

Описание героя критиками

Критики, в большинстве своём по достоинству оценившие поэму, отмечали эту хваткость и мошенническую натуру персонажа. Специалисты высказывали следующие суждения о герое:

  1. В. Г. Белинский назвал его настоящим героем современной эпохи, стремившимся обзавестись богатством, без которого невозможно было добиться успеха в зарождавшемся капиталистическом обществе. Подобные ему люди скупали акции или собирали пожертвования на благотворительность, но всех их объединяло это стремление.
  2. К. С. Аксаков игнорировал нравственные качества героя, лишь отметил его плутоватость. Для этого критика главным было то, что Чичиков - истинно русский человек.
  3. А. И. Герцен характеризовал героя, как единственного деятельного человека, усилия которого в итоге всё равно стоили мало, так как ограничивались мошенничеством.
  4. В. Г. Маранцман же увидел в самом герое «мёртвую душу», полную отрицательных качеств и лишённую нравственности.
  5. П. Л. Вайль и А. А. Генис увидели в Чичикове «маленького человека», то есть простодушного пройдоху, деятельность которого не была ни умной, ни масштабной.

Конечный образ Чичикова неоднозначен. Этот явно неглупый человек ставит перед собой цели устроить собственную жизнь, но каждый раз выбирает для этого неправильные средства. Его кипучая деятельность и целеустремлённость давно могли принести ему достаток, но жажда богатства и роскоши, недоступных ему в детстве, толкает его на совершение преступлений и мошенничество.

Образ Чичикова Павла Ивановича - это, пожалуй, самая удачная из гоголевских карикатур. История жизни только этого персонажа, играющего главную роль в поэме «Мертвые души», раскрыта автором очень детально. Заняться таким художественным и всесторонним исследованием писателя заставила новизна характера, за который он взялся.

Многие черты помещиков той поры совмещает в себе Павел Иванович героя не была бы полной без описания в одиннадцатой главе условий, в которых происходило его становление.

В наследство от обедневшего дворянина Павлу Ивановичу досталось немного меди и наставление хорошо учиться и всем угождать, а деньги беречь и копить. Отсутствие в завещании высоких слов о долге, он воспринял буквально. Да и сама жизнь вскоре подтвердила, что эти понятия ни к чему хорошему (в его понимании) не приводят. В училище знания, поведение, почтительность Павлуши вызывали лишь одобрение и похвалу со стороны учителей, которые ставили мальчика в пример другим ученикам. Поступив после учебы в казенную палату, он продолжает угождать своему начальнику, оказывать знаки внимания его дочери. Такое же поведение характерно для него в любой обстановке. Чичиков быстро постиг: чтобы понравиться человеку, нужно говорить с ним о его интересах, о темах, близких ему. Такое поведение помогает ему в любом обществе оставаться своим человеком. Постепенно Павел Иванович заглушает еще живую душу, старается не слышать тихий голос совести, свое счастье строит на чужом несчастье. И все это ради собственной выгоды. Орудия, которые умело и активно пускает в ход Чичиков, - это махинации и обман, воровство из казны, оскорбление, взяточничество. Постоянное накопительство, приобретение становятся смыслом жизни для главного героя. И в то же время деньги для Чичикова нужны не ради них самих. Они служат средством достижения хорошей, благополучной жизни для его семьи. Образ Чичикова резко отличается от других персонажей целеустремленностью и силой характера. Он добивается своего любыми способами, проявляя при этом необыкновенную изворотливость, находчивость, упорство.

Чичиков в поэме «Мертвые души» не похож на всех и своей активностью, деятельностью, предприимчивостью. Ему не свойственны витание в облаках Манилова и наивность Коробочки. Его нельзя сравнить со скрягой Плюшкиным, но и беспечное расточительство Ноздрёва тоже не для него. Предприимчивость этого героя далека от деловитости Собакевича. Все эти качества свидетельствуют о явном превосходстве Павла Ивановича над другими персонажами поэмы.

Образ Чичикова невероятно многогранен. Людей, подобных ему, очень трудно сразу разгадать, понять, что они собой представляют на самом деле. Чичиков сумел понравиться большинству жителей города, как только в нем появился. Он сумел преподнести себя как человека светского, развитого и порядочного. Во время разговора он находит индивидуальный ключик к каждому, в ком заинтересован. Его показная доброжелательность - лишь средство выгодно использовать высокое расположение нужных людей. Ничего не стоит для Чичикова перевоплотиться, изменить манеру поведения и при этом не забыть о собственных целях. Его способность приспосабливаться к каждому просто удивительна. Когда Павел Иванович торгуется с Маниловым, он проявляет деликатность, чувствительность и предупредительность. А вот с Коробочкой, наоборот, ведет себя напористо, грубо, нетерпеливо. Он понимает, что Плюшкина очень легко уговорить, с Собакевичем надо говорить деловито. Энергия главного героя неутомима, но направлена она на низкие поступки.

Образ Чичикова - это и есть пример торгаша и предпринимателя, человека нового типа, которого Гоголь определил подлой, мерзкой, «мертвой душой».


Особенное место в творчестве Н.В. Гоголя и в русской литературе играет поэма «Мертвые души», основу которой писателю подсказал А.С.Пушкин. Поэма дает нам полную картину уклада русских помещиков, крестьян и чиновников.

В центре - Чичиков Павел Иванович. Образ главного героя, как и его роль в произведении, до конца так и не были разгаданы. Этот человек раскрывается постепенно в сценах встреч с помещиками. Причем с каждым из них Чичиков имеет какую-то новую манеру общения, что и подмечает Гоголь. Павел Иванович - прекрасный психолог, хорошо знает человеческую натуру и умеет говорить то, чего от него ждут. Перенимая лесть и высокопарность Манилова, бесцеремонность Коробочки и хамство Ноздрева, Чичиков со всеми находит общий язык. Обратим внимание, что он практически всегда добивается желаемого.

Однако то, что Чичиков легко уподобляется каждому из помещиков, говорит вовсе не в его пользу. В нем одном есть все самые низкие человеческие черты, наблюдаемые у разных представителей. И Гоголь дает на протяжении поэмы этому явное подтверждение. Например, складирование уличной афиши у себя дома свидетельствует о скопидомстве, близком плюшкинскому собирательству. А с Коробочкой Чичикова сближает его привычка раскладывать вещи с педантичной аккуратностью. То есть один человек собрал в себе все незавидные черты и особенности помещиков. Он бесцветен и пуст, мелочен, самовлюблен, груб и жаден.

И все же Чичиков другой. От остальных персонажей Павла Ивановича отличает деловая хватка и энергия. Этих черт нет ни в одном герое поэмы, кроме Чичикова. Гоголь предупреждает, что на смену маниловым и плюшкиным придут чичиковы. Душа Павла Ивановича давно мертва. Его интересует только обогащение любой ценой.

Стремясь раскрыть психологию таких людей, как Чичиков, автор ввел в поэму историю его жизни, начиная с детства. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы мировосприятия человека. Читатель узнает, что в детстве у Павлуши не было ничего интересного: он не знал любви и ласки родных, не имел друзей. После смерти отца он остался без денег, но с фразой, прекрасно исполненной им в дальнейшей жизни. А совет отца красноречивее всего объясняет позицию Чичикова в жизни. Отец завещал прилежно учиться, угождать учителям, беречь копейку.

Чичиков быстро усвоил законы приобретения богатства, начав уже с малолетства с выслуживания перед учителями, а затем с выискивания перед начальниками. Далее автор в красках описывает разные истории и махинации Чичикова. Примечательно, что все его делишки заканчивались неудачами. Но это только распаляло его. Чичиковым двигала не жажда наживы, но жажда красивой жизни, полной удовольствий.

Поэма писалась на протяжении нескольких лет, в разные моменты творческого подъема и упадка писателя. Одно время Гоголь хотел показать, что не все еще потеряно для таких, как Павел Иванович. Возрождение героя Гоголь планировал показать во втором томе «Мертвых душ», целью которого было душевное очищение героя и через него очищение всего общества. Однако в порыве отчаяния и духовного кризиса второй том был уничтожен.