Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры. Реализм в литературе

РЕАЛИЗМ (от латинского realis - вещественный, действительный) - метод (творческая уста­новка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 1) реализм как метод; 2) реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке. И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, роман­тик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики - желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма это­го времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап - просвети­тельский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоев­ский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятель­ностью «натуральной школы».

Основные требования реализма: соблюдение принципов народности, историзма, высокой худо­жественности, психологизма, изображение жизни в ее развитии. Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социаль­ных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма - соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподоб­ное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация ха­рактеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность ре­алистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмач­ки н, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

ВОПРОС 7: Реалистическое направление в литературе XIX в.: появление термина «реализм», тип героя, характеристика направления, писатели-реалисты.

Реалиизм - направление, последовавшее за эпохой Романтизма и предшествующее Символизму, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Реализм XIX в. – особый этап в развитии реалистической эстетики в целом, даже вершина. Главные постулаты – широкий охват действительности, ориентация на правду жизни в искусстве, достоверность характеров – получают обоснование и соотносятся с требованиями времени и современным менталитетом, «расширяются» и обосновываются.

Реалисты не отталкиваются от современной действительности, а стремятся понять, проанализировать, буквально научно познать её. Реалисты обращаются именно к объективной действительности, «вписывая» человека в современные и реальные обстоятельства, они остаются внутри «наличного бытия». Таким образом, реализм предполагает социально-историческую детерминированность изображаемых событий и характеров.

В этом смысле реалистический метод обнаруживает родство с наукой – он опирается на факты реальности, накапливает и систематизирует их (в литературе это быто- и нравоописание), исследование мира и человека строится на основе анализа и синтеза явлений жизни. Реализм стремится устанавливать связи, представлять взаимодействие «причин и следствий» (терминология Бальзака), прослеживать действие законов бытия.

Основная категория реалистической эстетики – категория типизации. Реалисты понимают характер как результат определённой эпохи, социальной среды, воспитания – то есть как частное «следствие» целогоиряда внешних «причин» общего порядка. Цель главного жанра эпохи – романа – исследование жизни и социальных типов, считает Бальзак. Но социум неоднозначен, человеческие характеры имеют «бесконечное множество оттенков». Если Стендаль, например, в ранних романах представляет «центростремительный» тип анализа (он сосредоточен на герое, личности, «приподнятой» над миром), то Бальзак или Флобер рисуют героя, вступающего в компромисс со средой или полностью «поглощенного» житейской прозой, становящегося частью «вещного»

Характеры реализма существуют в развитии (понятие эволюции характера), что выходит на первый план в самой продуктивной романной форме – «романе воспитания» («истории молодого человека»).

Реализм связывается с саморазвитием не только характера, но и действия, сюжета, вплоть до принципа авторского «невмешательства» (Флобер, Теккерей). Раньше реалистический метод сложился во Франции (и теория, и практика); наиболее противоречиво и трудно, причём значительно

позднее метод реализма оформлялся в Германии.

Ведущими формами эпохи становятся прозаические жанры (роман; рассказ/новелла), но продолжают развиваться и поэзия (поэма, лирика) и драма (историческая; «лёгкие» жанры; синтетические формы – музыкальные драмы Вагнера). Во всех упомянутых странах в процессе развития реализма явно

Какие признаки реализма вы можете назвать?

Среди черт реализма — правдивое изо­бражение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических геро­ев в типических обстоятельствах (в то вре­мя как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятель­ствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внеш­ности, темпераменту, умственным и нрав­ственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами харак­тера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в ге­рое произведения. Обобщение черт мно­гих людей в образе одного человека со­ставляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столь­ко противоречиями внутри духовного ми­ра героя, а противоречиями самой дейст­вительности. Писатели-реалисты не толь­ко прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характе­ра человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведе­нии очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в «Горе от ума» Грибоедова про­исходит идейно-нравственное столкнове­ние Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психо­логи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследовате­ли теории литературы выдвигают в каче­стве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рас­смотрение предмета или явления.

Почему можно утверждать, что каждое лите­ратурное направление стремится отразить правду жизни?

И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Одна­ко у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направле­ния. Они объясняют изображаемые фак­ты со своих эстетических позиций (пре­обладание долга над чувством, культ чув­ства, противоречие между мечтой и дейст­вительностью и т. д.). Эти писатели созда­вали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистиче­ские произведения, в отличие от них, ха­рактеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окру­жающим миром.

Что привлекает вас в героях реалистических произведений?

Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действи­тельности и создания реалистических ха­рактеров, а от художественного мастер­ства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость ге­роев, их жизненность, богатый нравствен­ный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа «Евгений Онегин» заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои луч­шие личностные свойства в неблагоприят­ной окружающей среде, которая формиру­ет иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.

Может ли сказка быть реалистическим произ­ведением?

Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ве­дущих современных специалистов в об­ласти сказковедения профессора Т. В. Зу­евой: «Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми дета­лями. Развлекательный характер не про­тиворечит идейной устремленности сказ­ки — выражению сочувствия беззащит­ным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопиче­ское разрешение. Сюжет сказки мог фило­софски восприниматься в качестве мета­форы реальных человеческих отноше­ний, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда ле­жит антитеза между мечтой и действи­тельностью, которая получает полное, но утопическое разрешение».

  1. Какие признаки реализма вы можете назвать?
  2. Среди черт реализма — правдивое изо-бражение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических геро-ев в типических обстоятельствах (в то вре-мя как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятель-ствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внеш-ности, темпераменту, умственным и нрав-ственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами харак-тера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в ге-рое произведения. Обобщение черт мно-гих людей в образе одного человека со-ставляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столь-ко противоречиями внутри духовного ми-ра героя, а противоречиями самой дейст-вительности. Писатели-реалисты не толь-ко прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характе-ра человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведе-нии очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в «Горе от ума» Грибоедова про-исходит идейно-нравственное столкнове-ние Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психо-логи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследовате-ли теории литературы выдвигают в каче-стве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рас-смотрение предмета или явления.

  3. Почему можно утверждать, что каждое лите-ратурное направление стремится отразить правду жизни?
  4. И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Одна-ко у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направле-ния. Они объясняют изображаемые фак-ты со своих эстетических позиций (пре-обладание долга над чувством, культ чув-ства, противоречие между мечтой и дейст-вительностью и т. д.). Эти писатели созда-вали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистиче-ские произведения, в отличие от них, ха-рактеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окру-жающим миром.

  5. Что привлекает вас в героях реалистических произведений?
  6. Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действи-тельности и создания реалистических ха-рактеров, а от художественного мастер-ства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость ге-роев, их жизненность, богатый нравствен-ный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа «Евгений Онегин» заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои луч-шие личностные свойства в неблагоприят-ной окружающей среде, которая формиру-ет иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.

  7. Может ли сказка быть реалистическим произ-ведением?
  8. Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ве-дущих современных специалистов в об-ласти сказковедения профессора Т. В. Зу-евой: «Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми дета-лями. Развлекательный характер не про-тиворечит идейной устремленности сказ-ки — выражению сочувствия беззащит-ным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопиче-ское разрешение. Сюжет сказки мог фило-софски восприниматься в качестве мета-форы реальных человеческих отноше-ний, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда ле-жит антитеза между мечтой и действи-тельностью, которая получает полное, но утопическое разрешение».

  9. Может ли басня быть реалистическим произ-ведением?
  10. Баснописец действует в рамках того ли-тературного направления, к которому он принадлежит. В. И. Коровин прекрасно показывает сходство и отличие басен под названием «Волк и Ягненок» у Ж. Ла-фонтена, А. П. Сумарокова, Г. Р. Держа-вина и И. А. Крылова. Басни Крылова — реалистические произведения.

  11. Попробуйте доказать, что прозаические про-изведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями.
  12. В 7 классе мы читали и изучали повесть «Барышня-крестьянка» и роман «Дубров-ский», в 8-м — повесть «Капитанская дочка». Кроме того, я и мои близкие друзья, вдохновленные уроками нашей учительницы Ольги Борисовны, самостоя-тельно прочитали все «Повести Белкина», а также «Пиковую даму», спектакль по которой мы ходили смотреть в Театр им. Е. Вахтангова. Реалистическими про-изведения Пушкина можно назвать пото-му, что в них отражены реальные соци-ально-философские конфликты, харак-терные для второй половины XVIII — первой трети XIX века, значительного этапа русской истории. Проблемы взаимо-отношения народа и власти, нравственно-го облика властителя, справедливости и милосердия, истинной любви и дружбы, чести и достоинства личности — ведущие для этих произведений. Герои в них обри-сованы разносторонне, в связи с конкретными историческими условиями. Таковы Кирила Петрович Троекуров, отец и сын Дубровские, семьи Гриневых и Мироно-вых, Маша Миронова и Петр Гринев, Пу-гачев и Екатерина II. «Повести Белкина» очень интересно построены, в них Пуш-кин ведет полемику с эстетикой романти-ческой повести, которой в 30-е годы XIX ве-ка зачитывались молодые читатели, особенно провинциальные барышни, и формировали свои жизненные идеалы. Пушкин в начале каждой повести создает романтическую ситуацию, а развитие сю-жета приводит героев, как правило, к ре-алистической развязке. Например, Алек-сей Берестов казался очень загадочным романтическим юношей, разочарован-ным, много испытавшим, а на самом деле оказался простым и добрым малым, лю-бившим играть с крестьянскими девушка-ми и ухаживать за ними. Коллизия со сва-товством Алексея и Лизы, которую за-теяли их отцы, заканчивается вполне благополучно и ко всеобщему удовольст-вию. Оказалось, что герои уже выбрали друг друга.

  13. Можно ли считать реалистическими сатириче-ские произведения? Мотивируйте свой ответ.
  14. Несомненно. Сатира, как и басня, впи-сывается в систему эстетических взглядов, составляющих то или иное литературное направление. Нам известны классицисти-ческие сатиры, комедии, эпиграммы. Ре-алистическая сатира основана на тех же принципах и подходах, что и любое дру-гое произведение реализма (см. ответ на первый вопрос). Иное дело — использова-ние специфических приемов сатиры, на-пример гиперболы, гротеска, несоответст-вие личностных притязаний реальной оценке возможностей героя. «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Сказки» М. Е. Салтыкова- Щедрина, комедия А. С. Грибоедова «Го-ре от ума» — примеры реалистической са-тиры.

  15. Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой?
  16. Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пуш-кина — волшебная сказка, в которой слы-шатся отголоски русских народных ска-зок и былин. В. Г. Белинский заметил, что в ней нет признаков романтизма, она принадлежит к числу переходных пьес А. С. Пушкина, характер которых состав-ляет подновленный классицизм. Есть другая точка зрения Э. Бабаева: в поэме Пушкин стремился к русскому реалисти-ческому стилю и отвергал условности классицизма и сентиментализма ради «поэзии действительной». По-видимому, Руслана, скорее всего, можно отнести к сказочным героям, романтикам по духов-ному складу.

  17. Как доказать, что Евгений Онегин — реалисти-ческий герой?
  18. В ответе на второй вопрос по всему текс-ту романа «Евгений Онегин» уже была доказана принадлежность Онегина к ге-роям реалистическим. Герой дан в разви-тии, действует в типических обстоятель-ствах, во многом противостоит той среде, которая его сформировала. Характер ге-роя изображен разносторонне, со всеми достоинствами и противоречиями. Реа-листичности изображения героя способст-вует показ его взаимоотношений с авто-ром романа, сопоставление их восприятия действительности.

  19. Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, — реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев. Материал с сайта

    Да, они оба реалистические герои, хотя и очень отличающиеся друг от друга (об Онегине как реалистическом герое см. вопрос 9, о Ленском — вопрос 10). Чтобы написать сравнительную характе-ристику героев, нужно отметить хладно-кровное и разочарованное отношение к жизни Онегина и восторженность, свойст-венную романтикам, Ленского. Важно сравнить условия их формирования: одно-го — в России, в высшем свете, другого — в Германии, в Геттингенском университе-те, в центре немецкой романтической фи-лософии. Онегин был проницателен, да-вал точные характеристики людям, Лен-ский совершенно не разбирался в жизни. Так, Онегин сразу увидел разницу между Ольгой и Татьяной, отдав предпочтение старшей сестре, Ленский же был пленен простодушным пасторальным образом Оль-ги, всецело повторявшей типичные черты уездных барышень с их ограниченными интересами. Между тем очень многое влек-ло друг к другу молодых людей, и эту общ-ность тоже можно отметить — интеллекту-ализм, разносторонние духовные интересы.

  20. Как объяснить, что Владимира Ленского час-то считают романтическим героем? Как это опро-вергнуть, если такое утверждение неверно?
  21. Те, кто утверждают, что Владимир Лен-ский — романтический герой, обычно смешивают два понятия: романтик и ро-мантический герой. Ленский — поэт-ро-мантик, который формировался под влия-нием немецкого романтизма, «поклонник Канта», он пел «нечто и туманну даль» и т. д. Ленский был романтиком в жизни. Однако Пушкин в изображении Ленского руководствовался реалистическим подхо-дом, правдиво отразил его характер, увле-чения, направления в развитии его как личности и поэта, обстоятельства его ги-бели, возможные перспективы судьбы. Некоторая добродушная ирония в адрес своего героя также свидетельствует о ре-алистической оценке образа в контексте духовной жизни первой четверти XIX ве-ка. Итак, образ Ленского — это реалисти-ческое изображение Поэта-романтика.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • проанализировать реалистическое произведение
  • можно ли ленского назвать романтическим героем
  • конфликт в реализме
  • вопросы и ответы на тему реализм
  • признаки реализма. какой характер