Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры. Реализм в литературе
РЕАЛИЗМ (от латинского realis - вещественный, действительный) - метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 1) реализм как метод; 2) реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке. И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики - желаемое.
Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма этого времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап - просветительский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоевский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятельностью «натуральной школы».
Основные требования реализма: соблюдение принципов народности, историзма, высокой художественности, психологизма, изображение жизни в ее развитии. Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма - соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподобное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность реалистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.
Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачки н, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).
ВОПРОС 7: Реалистическое направление в литературе XIX в.: появление термина «реализм», тип героя, характеристика направления, писатели-реалисты.
Реалиизм - направление, последовавшее за эпохой Романтизма и предшествующее Символизму, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).
Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.
Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.
Реализм XIX в. – особый этап в развитии реалистической эстетики в целом, даже вершина. Главные постулаты – широкий охват действительности, ориентация на правду жизни в искусстве, достоверность характеров – получают обоснование и соотносятся с требованиями времени и современным менталитетом, «расширяются» и обосновываются.
Реалисты не отталкиваются от современной действительности, а стремятся понять, проанализировать, буквально научно познать её. Реалисты обращаются именно к объективной действительности, «вписывая» человека в современные и реальные обстоятельства, они остаются внутри «наличного бытия». Таким образом, реализм предполагает социально-историческую детерминированность изображаемых событий и характеров.
В этом смысле реалистический метод обнаруживает родство с наукой – он опирается на факты реальности, накапливает и систематизирует их (в литературе это быто- и нравоописание), исследование мира и человека строится на основе анализа и синтеза явлений жизни. Реализм стремится устанавливать связи, представлять взаимодействие «причин и следствий» (терминология Бальзака), прослеживать действие законов бытия.
Основная категория реалистической эстетики – категория типизации. Реалисты понимают характер как результат определённой эпохи, социальной среды, воспитания – то есть как частное «следствие» целогоиряда внешних «причин» общего порядка. Цель главного жанра эпохи – романа – исследование жизни и социальных типов, считает Бальзак. Но социум неоднозначен, человеческие характеры имеют «бесконечное множество оттенков». Если Стендаль, например, в ранних романах представляет «центростремительный» тип анализа (он сосредоточен на герое, личности, «приподнятой» над миром), то Бальзак или Флобер рисуют героя, вступающего в компромисс со средой или полностью «поглощенного» житейской прозой, становящегося частью «вещного»
Характеры реализма существуют в развитии (понятие эволюции характера), что выходит на первый план в самой продуктивной романной форме – «романе воспитания» («истории молодого человека»).
Реализм связывается с саморазвитием не только характера, но и действия, сюжета, вплоть до принципа авторского «невмешательства» (Флобер, Теккерей). Раньше реалистический метод сложился во Франции (и теория, и практика); наиболее противоречиво и трудно, причём значительно
позднее метод реализма оформлялся в Германии.
Ведущими формами эпохи становятся прозаические жанры (роман; рассказ/новелла), но продолжают развиваться и поэзия (поэма, лирика) и драма (историческая; «лёгкие» жанры; синтетические формы – музыкальные драмы Вагнера). Во всех упомянутых странах в процессе развития реализма явно
Какие признаки реализма вы можете назвать?
Среди черт реализма — правдивое изображение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических героев в типических обстоятельствах (в то время как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятельствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внешности, темпераменту, умственным и нравственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами характера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в герое произведения. Обобщение черт многих людей в образе одного человека составляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столько противоречиями внутри духовного мира героя, а противоречиями самой действительности. Писатели-реалисты не только прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характера человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведении очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в «Горе от ума» Грибоедова происходит идейно-нравственное столкновение Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психологи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследователи теории литературы выдвигают в качестве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рассмотрение предмета или явления.
Почему можно утверждать, что каждое литературное направление стремится отразить правду жизни?
И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Однако у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направления. Они объясняют изображаемые факты со своих эстетических позиций (преобладание долга над чувством, культ чувства, противоречие между мечтой и действительностью и т. д.). Эти писатели создавали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистические произведения, в отличие от них, характеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окружающим миром.
Что привлекает вас в героях реалистических произведений?
Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действительности и создания реалистических характеров, а от художественного мастерства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость героев, их жизненность, богатый нравственный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа «Евгений Онегин» заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои лучшие личностные свойства в неблагоприятной окружающей среде, которая формирует иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.
Может ли сказка быть реалистическим произведением?
Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ведущих современных специалистов в области сказковедения профессора Т. В. Зуевой: «Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми деталями. Развлекательный характер не противоречит идейной устремленности сказки — выражению сочувствия беззащитным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопическое разрешение. Сюжет сказки мог философски восприниматься в качестве метафоры реальных человеческих отношений, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью, которая получает полное, но утопическое разрешение».
- Какие признаки реализма вы можете назвать?
- Почему можно утверждать, что каждое лите-ратурное направление стремится отразить правду жизни?
- Что привлекает вас в героях реалистических произведений?
- Может ли сказка быть реалистическим произ-ведением?
- Может ли басня быть реалистическим произ-ведением?
- Попробуйте доказать, что прозаические про-изведения Пушкина, которые вы изучали, можно назвать реалистическими произведениями.
- Можно ли считать реалистическими сатириче-ские произведения? Мотивируйте свой ответ.
- Каким героем вы считаете Руслана? Можно ли считать, что он романтический герой?
- Как доказать, что Евгений Онегин — реалисти-ческий герой?
- Можно ли утверждать, что такие разные люди, как Евгений Онегин и Владимир Ленский, — реалистические герои? Напишите сравнительную характеристику героев.
Материал с сайта
Да, они оба реалистические герои, хотя и очень отличающиеся друг от друга (об Онегине как реалистическом герое см. вопрос 9, о Ленском — вопрос 10). Чтобы написать сравнительную характе-ристику героев, нужно отметить хладно-кровное и разочарованное отношение к жизни Онегина и восторженность, свойст-венную романтикам, Ленского. Важно сравнить условия их формирования: одно-го — в России, в высшем свете, другого — в Германии, в Геттингенском университе-те, в центре немецкой романтической фи-лософии. Онегин был проницателен, да-вал точные характеристики людям, Лен-ский совершенно не разбирался в жизни. Так, Онегин сразу увидел разницу между Ольгой и Татьяной, отдав предпочтение старшей сестре, Ленский же был пленен простодушным пасторальным образом Оль-ги, всецело повторявшей типичные черты уездных барышень с их ограниченными интересами. Между тем очень многое влек-ло друг к другу молодых людей, и эту общ-ность тоже можно отметить — интеллекту-ализм, разносторонние духовные интересы.
- Как объяснить, что Владимира Ленского час-то считают романтическим героем? Как это опро-вергнуть, если такое утверждение неверно?
Среди черт реализма — правдивое изо-бражение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических геро-ев в типических обстоятельствах (в то вре-мя как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятель-ствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внеш-ности, темпераменту, умственным и нрав-ственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами харак-тера (система взглядов на мир). Общее проявляется через индивидуальное в ге-рое произведения. Обобщение черт мно-гих людей в образе одного человека со-ставляет литературный тип. Личность человека раскрывается в ее развитии. Примером тому служит развитие образа Онегина, подробно проанализированное выше. Иногда развитие осуществляется противоречиво, что объясняется не столь-ко противоречиями внутри духовного ми-ра героя, а противоречиями самой дейст-вительности. Писатели-реалисты не толь-ко прослеживают влияние среды на формирование мировоззрения и характе-ра человека, но и влияние личности на окружение, на создание самой среды. Конфликт в реалистическом произведе-нии очень часто выражается в конфликте между отдельной личностью и обществом, например в «Горе от ума» Грибоедова про-исходит идейно-нравственное столкнове-ние Чацкого и фамусовского общества. При создании образа литературного героя писатели-реалисты выступают как психо-логи, глубоко проникая во внутренний мир человека, мотивируя его поведение психологически. Некоторые исследовате-ли теории литературы выдвигают в каче-стве одного из реалистических принципов энциклопедизм, т. е. всестороннее рас-смотрение предмета или явления.
И классицисты, и сентименталисты, и романтики стремятся изображать жизнь правдиво, естественно, рисовать реальные ситуации, происходящие в жизни. Одна-ко у них другой метод подхода к отбору и изображению жизненных фактов, нежели у писателей реалистического направле-ния. Они объясняют изображаемые фак-ты со своих эстетических позиций (пре-обладание долга над чувством, культ чув-ства, противоречие между мечтой и дейст-вительностью и т. д.). Эти писатели созда-вали прекрасные произведения, которые можно назвать великими. Реалистиче-ские произведения, в отличие от них, ха-рактеризуются стремлением, как было уже сказано, всесторонне охватить жизнь и постичь личность героя и его поступки путем анализа его взаимодействия с окру-жающим миром.
Это зависит не только от реализма как метода постижения писателем действи-тельности и создания реалистических ха-рактеров, а от художественного мастер-ства, владения приемами исследования этих характеров. Привлекает яркость ге-роев, их жизненность, богатый нравствен-ный потенциал, раскрываемый постепенно при жизни разных поколений читателей. Реалистические герои романа «Евгений Онегин» заставляют задуматься над тем, как сохранить и преумножить свои луч-шие личностные свойства в неблагоприят-ной окружающей среде, которая формиру-ет иные, эгоистические, взгляды на жизнь, в отношении к людям.
Вопрос требует неоднозначного ответа. Обратимся к рассуждениям одного из ве-дущих современных специалистов в об-ласти сказковедения профессора Т. В. Зу-евой: «Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняют жизненное правдоподобие, наполняясь правдивыми бытовыми дета-лями. Развлекательный характер не про-тиворечит идейной устремленности сказ-ки — выражению сочувствия беззащит-ным и невинно гонимым <…>. Реагируя на многие жизненные проблемы, сказки предлагали их справедливое, но утопиче-ское разрешение. Сюжет сказки мог фило-софски восприниматься в качестве мета-форы реальных человеческих отноше-ний, находил бесконечные жизненные аналогии <…>. В основе сказки всегда ле-жит антитеза между мечтой и действи-тельностью, которая получает полное, но утопическое разрешение».
Баснописец действует в рамках того ли-тературного направления, к которому он принадлежит. В. И. Коровин прекрасно показывает сходство и отличие басен под названием «Волк и Ягненок» у Ж. Ла-фонтена, А. П. Сумарокова, Г. Р. Держа-вина и И. А. Крылова. Басни Крылова — реалистические произведения.
В 7 классе мы читали и изучали повесть «Барышня-крестьянка» и роман «Дубров-ский», в 8-м — повесть «Капитанская дочка». Кроме того, я и мои близкие друзья, вдохновленные уроками нашей учительницы Ольги Борисовны, самостоя-тельно прочитали все «Повести Белкина», а также «Пиковую даму», спектакль по которой мы ходили смотреть в Театр им. Е. Вахтангова. Реалистическими про-изведения Пушкина можно назвать пото-му, что в них отражены реальные соци-ально-философские конфликты, харак-терные для второй половины XVIII — первой трети XIX века, значительного этапа русской истории. Проблемы взаимо-отношения народа и власти, нравственно-го облика властителя, справедливости и милосердия, истинной любви и дружбы, чести и достоинства личности — ведущие для этих произведений. Герои в них обри-сованы разносторонне, в связи с конкретными историческими условиями. Таковы Кирила Петрович Троекуров, отец и сын Дубровские, семьи Гриневых и Мироно-вых, Маша Миронова и Петр Гринев, Пу-гачев и Екатерина II. «Повести Белкина» очень интересно построены, в них Пуш-кин ведет полемику с эстетикой романти-ческой повести, которой в 30-е годы XIX ве-ка зачитывались молодые читатели, особенно провинциальные барышни, и формировали свои жизненные идеалы. Пушкин в начале каждой повести создает романтическую ситуацию, а развитие сю-жета приводит героев, как правило, к ре-алистической развязке. Например, Алек-сей Берестов казался очень загадочным романтическим юношей, разочарован-ным, много испытавшим, а на самом деле оказался простым и добрым малым, лю-бившим играть с крестьянскими девушка-ми и ухаживать за ними. Коллизия со сва-товством Алексея и Лизы, которую за-теяли их отцы, заканчивается вполне благополучно и ко всеобщему удовольст-вию. Оказалось, что герои уже выбрали друг друга.
Несомненно. Сатира, как и басня, впи-сывается в систему эстетических взглядов, составляющих то или иное литературное направление. Нам известны классицисти-ческие сатиры, комедии, эпиграммы. Ре-алистическая сатира основана на тех же принципах и подходах, что и любое дру-гое произведение реализма (см. ответ на первый вопрос). Иное дело — использова-ние специфических приемов сатиры, на-пример гиперболы, гротеска, несоответст-вие личностных притязаний реальной оценке возможностей героя. «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Сказки» М. Е. Салтыкова- Щедрина, комедия А. С. Грибоедова «Го-ре от ума» — примеры реалистической са-тиры.
Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пуш-кина — волшебная сказка, в которой слы-шатся отголоски русских народных ска-зок и былин. В. Г. Белинский заметил, что в ней нет признаков романтизма, она принадлежит к числу переходных пьес А. С. Пушкина, характер которых состав-ляет подновленный классицизм. Есть другая точка зрения Э. Бабаева: в поэме Пушкин стремился к русскому реалисти-ческому стилю и отвергал условности классицизма и сентиментализма ради «поэзии действительной». По-видимому, Руслана, скорее всего, можно отнести к сказочным героям, романтикам по духов-ному складу.
В ответе на второй вопрос по всему текс-ту романа «Евгений Онегин» уже была доказана принадлежность Онегина к ге-роям реалистическим. Герой дан в разви-тии, действует в типических обстоятель-ствах, во многом противостоит той среде, которая его сформировала. Характер ге-роя изображен разносторонне, со всеми достоинствами и противоречиями. Реа-листичности изображения героя способст-вует показ его взаимоотношений с авто-ром романа, сопоставление их восприятия действительности.
Те, кто утверждают, что Владимир Лен-ский — романтический герой, обычно смешивают два понятия: романтик и ро-мантический герой. Ленский — поэт-ро-мантик, который формировался под влия-нием немецкого романтизма, «поклонник Канта», он пел «нечто и туманну даль» и т. д. Ленский был романтиком в жизни. Однако Пушкин в изображении Ленского руководствовался реалистическим подхо-дом, правдиво отразил его характер, увле-чения, направления в развитии его как личности и поэта, обстоятельства его ги-бели, возможные перспективы судьбы. Некоторая добродушная ирония в адрес своего героя также свидетельствует о ре-алистической оценке образа в контексте духовной жизни первой четверти XIX ве-ка. Итак, образ Ленского — это реалисти-ческое изображение Поэта-романтика.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- проанализировать реалистическое произведение
- можно ли ленского назвать романтическим героем
- конфликт в реализме
- вопросы и ответы на тему реализм
- признаки реализма. какой характер