Духовные искания князя андрея. Достигших идеала забирает Бог…

Согласно некоторым подсчетам, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» более пятисот действующих лиц. Но, несмотря на это, автор умудряется на страницах своей книги не только раскрыть характер героев, но и их путь к становлению личности. Как течение жизни, нравственное и духовное развитие заставляют его персонажей постоянно пересматривать и подвергать сомнению собственные взгляды и убеждения. Самым ярким примером постоянных исканий является один из главных героев романа-эпопеи – князь Андрей Болконский.

Жизнь Андрея Болконского можно поделить на шесть этапов. В начале произведения он предстает перед читателем тщеславным и амбициозным молодым человеком. Его тяготит семейная и светская жизнь. Он мечтает о подвигах и славе. Болконский одержим своими честолюбивыми стремлениями. Он решает оставить беременную жену на попечение отца, чтобы отправиться на войну. Однако участие в битве под Аустерлицем приносит князю лишь разочарование, крах идеалов, а также новое понимание жизни. Страшное ранение заставляет пересмотреть свои ценности. То, что не так давно казалось ему таким великим и желанным, стало ничтожным и бессмысленным. Теперь князя радует самая обычная трава под ногами и небо над головой. У него нет желания умирать. Болконский пришел к пониманию того, что любит жизнь и жаждет ее. А для него стала лишь бессмысленной бойней.

С момента ранения Болконского под Аустерлицем начинается второй этап его жизни. Возвращается он к себе в имение лишь после длительного лечения и плена. В это же время на свет появляется его сын Николай. Однако столь радостное событие омрачается огромной потерей. При родах умирает любимая жена князя. Он никогда не забудет ее последний взгляд с укором. Глаза с застывшим в них вопросом на протяжении всей его дальнейшей жизни будут преследовать, мучить и тяготить.

После похорон жены князь Болконский принимает решение обустроиться в Богучарове и заботиться о своем сыне. Он сосредотачивается на повседневных хлопотах деревенской жизни. И довольно хорошо справляется с ними. Князь Андрей реализует прогрессивные идеи, которые для его современников были немыслимы или же оставались лишь мечтой. Он отпускает некоторых своих крестьян на свободу и наделяет их землей. А другим заменяет барщину оброком. Однако и такой уклад жизни не делает Болконского счастливым. Ничто не радует князя. Его взгляд становится вялым и потухшим.

Третий этап жизни нашего героя начался с момента знакомства со Сперанским. После длительного уединения Болконский отправился в Петербург. Там состоялась их встреча и знакомство. Сперанский был одним из самых влиятельных мужчин России. Логический склад ума и трезвый расчет выгодно выделяли его среди других соотечественников. В руках Сперанского была сосредоточена судьба практически всей страны. Болконский посчитал его здравомыслящим человеком, совершенным воплощением мужчины, к которому и сам стремился. Но князь вовремя успел распознать всю призрачность и фальшивость суждений Сперанского, а также полное отсутствие духовных ценностей в его мировоззрении.

После очередного разочарования только юная Наталья Ростова смогла зажечь искру жизни в Андрее Болконском. Она пробудила в нем чувства и эмоции, которые, как ему казалось, уже давно истлели в сердце. Благодаря ей он оправился от нравственной и физической апатии. Она открыла ему особый мир, наполненный радостью и грезами. Болконский уже начал мечтать о счастливом будущем, как его поджидала измена и крах надежд.

Несмотря на принятое ранее решение, разрыв с Наташей Ростовой, а также новое нашествие Наполеона обусловили желание князя пойти в действующую армию. Он отказался от предложения остаться в штабе у государя. Болконский был убежден, что только служба в действующей армии сделает его полезным для народа. И на этом, пятом, этапе жизни главную роль в душевном обновлении князя сыграли обычные солдаты. Ему в командование дали полк, где Болконский завоевал всеобщую любовь и доверие. Однако на Бородинском поле князь Андрей получил серьезное ранение, которое стало причиной прекращения его активной деятельности. Но и даже во время болезни, в часы физических страданий и полубреда, он продолжает размышлять. Князь Андрей мучительно раздумывает о настоящей всепрощающей любви. Пройдя путь долгих исканий и страданий, он приходит к пониманию простых христианских истин.

В часы тяжелой болезни рядом с Болконским была Наталья Ростова. Она самоотверженно ухаживала за ним. Однако князь не оправился от болезни. Ему приснился сон, в котором он боролся за жизнь, но смерть оказалась сильнее. Это видение стало переломным для нашего героя. Он сдался и умер. Однако на протяжении всей жизни Болконский стремился быть полезным народу. Его личности, духовному облику всегда был присущ пытливый и трезвый ум. Он всю жизнь посвятил борьбе за счастье, но трагическая смерть оборвала эти долгие искания.

Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.

Своеобразие характера князя Болконского проявляемся во всем и везде. Где бы он ни появился, личные качества всегда возвышают его над окружающими. В штабе Кутузова князь Андрей «своей особенной гордой и учтивой манерой» умел себя так поставить к обществу богатых веселых гвардейцев, что на него смотрели как на «человека особенного, только временно занимающего должность адъютанта, и неприятного товарища», но, несмотря на то, что «многие с ним были на ты, его невольно уважали».

Оставалось однако чувство, смущавшее князя Андрея,- он боялся, что «гений Бонапарта» окажется «сильнее всей храбрости русских войск. Он» боялся за Русские войска и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя». Единственно возможное разрешение «этого противоречия» князь Андрей находил в том, чтобы он «сам командовал русской армией против Бонапарта». Он не мог только представить себе, когда бы это могло быть.

Следующее событие войны 1805 года, которое существенно повлияло на взгляды князя Андрея, было, как иронически замечает , «знаменитое сражение» под Кремсом, за которое воздавались похвалы «со стороны русских и австрийцев русским войскам», а «со стороны французов французским войскам». Князь Болконский, участвовавший в сражении, «с великой похвалой был представлен Кутузову» и от Кутузова с донесением «об этой победе» послан в Брюнн к австрийскому двору. В Брюнне князь Андрей встречается с дипломатом Билибиным и его кружком, присутствует на приеме во дворце австрийского императора.

Не дошли до окончательного текста эти размышления. Ведь честолюбивые мечты князя Андрея в накануне Аустерлица оказались бы повторением ранее сказанного. Поэтому раздумья князя Андрея о своей карьере заменены в этой же рукописи кратким сообщением автора о том, что князь Андрей был «один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела», и что, узнав о разгроме армии под Ульмом, Болконский понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней».

Размышления князя Андрея продолжает автор, рассказывая, что «воспитанный в воспоминаниях века Екатерины и сам участвовавший в легких победах русских в Турции, князь Андрей никогда ни на мгновение не сомневался в том, что русские войска – лучшие войска в мире. И представляя себе – это была его любимая мечта – как оя с знаменем впереди ведет полк на обсыпаемый картечью мост или вал укрепления, он чувствовал, что этим войскам ничто противостоит, не может, и потому был счастлив теперь на скорое осуществление своих мечтаний».

Узнав о поражении Мака, князь Андрей невольно испытал «волнующее радостное чувство», вызванное «посрамлением самонадеянной Австрии». Уже нет речи о Наполеоне как о «величайшем гении после Кесаря», а только отражен страх князя Андрея перед гением Бонапарта, который «мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск». Так в рукописях и в окончательном тексте.

Толстому важно показать, как князь Андрей, очутившись в атмосфере высших кругов, был вновь охвачен мыслями о славе. «Тот сырой и холодный вечер» после Кремского сражения, когда он верхом объезжал «серые шинели солдат и в первый раз услыхал свист пуль, был далек от него, как будто это было десять лет назад». Князя Андрея везде «встречали и льстили»; он был приятно взволнован успехом. И опять «в его воображении восстал знакомый образ: маленький человечек с орлиным носом и твердым ртом. Он вспомнил свое лицо и сравнил одно с другим.

Толстой ослабил восхищение князя Андрея перед гением Наполеона, разъяснив, что это была «радость за посрамление самонадеянных педантов австрийцев, которое он предсказывал, и, главное, он чувствовал радость от того, что теперь скоро придется и русским войскам вступить в дело с столь страшными для всех французами». Исправленный текст зачеркнут, и ощущения князя Андрея выражены по-иному: в центре их не столько ироническое отношение к тому, что «полусумасшедший старый фанатик Мак хотел бороться с величайшим гением после Кесаря», хотя мысль эта оставалась,- сколько «волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянных австрийцев», а главное, надежда принять участие в столкновении русских с французами и «положить на одну сторону весов и свою долю любви к славе и равнодушия к жизни».

Отношение князя Андрея к войску звучит в новом варианте совсем по-иному, оно уважительное. Он возражает на ироническую реплику Билибина о «победоносном православном воинстве», говорит, что это «воинство» в сущности, не так плохо, что он узнал это в последнем сражении. «Солдат очень хорош. Офицеры дрянь. Но все вместе – Это еще хорошее орудие в руках искусного человека». Князь Андрей с удовольствием говорит о том, что завтра после вечера у княгини Эстергази он будет «в палатке, в избе, с солдатами». Разговор он закончил признанием: «Я это люблю, право, люблю». Хотя с тою же настойчивостью повторяются его честолюбивые мечты о славе, карьере, однако отношение его к Кутузову и особенно к войску, к солдатам качественно совершенно отлично от того, какое было в предыдущем варианте.

Князь Андрей Болконский предстает перед читателем в самом начале романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В этот момент его душа находится в состоянии глубокого душевного кризиса, о чем свидетельствует «усталый, скучающий взгляд» героя. Он устал от светской жизни, его не привлекает семейная жизнь, он не находит применения своей интеллектуальной энергии. Толстой рисует образ типичного дворянина своего времени. Как и большинству представителей дворянской молодежи, Болконскому не чужды тщеславные мечты, он представляет себя героем своего отечества. Но он разочаровывается в своих честолюбивых мечтаниях после Шенграбенского сражения, где царили паника и неразбериха. Однако именно благодаря службе в армии раскрываются незаурядные способности героя, его благородство, ум и мужество: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным.

Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее». Изменился и характер героя. Он испытывает чувство боли за состояние армии, за ставших близкими ему солдат и офицеров, и постепенно честолюбивые мечты отходят на второй план.

Окончательно понял Андрей, в чем состоит смысл его жизни после ранения во время битвы. Ему открылась истина о быстротечности жизни и о своей ничтожности перед вечностью.

После возвращения домой Болконский принял решение больше не служить в войсках и решил стать спокойным семьянином. Однако спокойно наблюдать за проходящей мимо жизнью он не может.

Духовный мир и характер героя претерпел изменения. Большую роль сыграла в судьбе Андрея встреча с Наташей Ростовой. Возвращаясь однажды домой, Андрей увидел, что старый дуб, давно ему знакомый, пустил новые ветви. Для князя Андрея это был знак, который говорил о том, что счастье еще возможно. В Наташе герой видел идеальную женщину, в которой не было ни жеманства, ни расчетливости, ни неискренности, которые так раздражали князя. Болконский делает Наташе предложение, но вынужден отложить свадьбу на год по настоянию отца. Но Наташа, молодая, увлекающаяся натура, полная жизни, не смогла выдержать разлуки, известие о ее влюбленности в Анатоля Курагина нанесло Болконскому тяжелую душевную травму.

Новой страницей в жизни героя стала война 1812 года. Князь Андрей Болконский принимает участие в сражениях, видит всенародные бедствия и начинает чувствовать себя частью всего народа. Теперь он желает воевать, но совсем не ради славы и карьеры, а для того, чтобы защитить свою родину. Но тяжелое ранение помешало князю воплотить в жизнь свои порывы. Он видит небо Аустерлица, которое становится для героя символом понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский почувствовал, что жизнь природы и жизнь человека имеют большее значение, чем война и слава. Встретив на перевязочном пункте тяжело раненного Анатоля, к которому совсем недавно испытывал чувство глубокой ненависти, Андрей вдруг понимает, что эта ненависть ушла, что нет ее и по отношению к Наташе, а есть лишь любовь и жалость. Душа героя согрета великодушием и любовью, которые могли возникнуть лишь в благородном, честном и возвышенном сердце.

Последующие события в жизни Болконского - рождение сына, смерть жены – направили жизнь героя в новое русло: он стал жить ради своих родных. Но вечные философские вопросы продолжали терзать его ум. Андрей становится помещиком-преобразователем, улучшившим жизнь своих крестьян.

В ходе романа Л. Н. Толстой обрекает своего героя на огромное количество испытаний, благодаря которым он смог понять, что самый верный путь в жизни – это путь чести, свободы от гордыни, поисков славы, путь к чистоте чувств, желаний, мыслей, путь к чистоте души. И это путь Андрея Болконского.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -