О происхождении названия Костёнки. Древние места России

Многие ли знают, что, согласно последним исследованиям, прародиной человечества является вовсе не Африка, а правобережье Дона, и, если точнее, село Костёнки Воронежской области? Скорее всего, ответ окажется отрицательным, т.к. Костёнки, не смотря на уникальную историю, так и не приобрели широкую известность и не стали популярным местом среди туристов, как, например, египетские пирамиды или английский Стоунхендж. Но меж тем, глубокая древность рядом, и там есть, на что посмотреть.

История села Костенки

Село Костёнки образовано в 1642 году Богданом Конинским, и на тот момент являлось городом Костёнск. Судя по названию, уже тогда местность была богата на интересные находки. Чтобы как-то объяснить небывалое количество загадочных костей, попадавшихся в земле, люди сложили легенду о звере индере, которую в 1879 году записал И. С. Поляков: «Жил некогда на земле зверь, по названию индер. Однажды он подошел из глубины материков к Дону; голова его была у вод реки, туловище тянулось по всему Чекалину оврагу, с вершинами которого кончался хвост животного, так что великан, сообразно с длиною оврага, имел больше двух верст в длину. Индер должен был перейти на другой, противоположный берег Дона; но так как за чудовищем шли его дети и он боялся, что при переходе через реку они могут потонуть, то он вздумал перепить Дон. И действительно, он начал пить, река стала уменьшаться и, наконец, сделалась не больше Чекалина ручья. Тогда зверь подумал, что пора переходить, и, чтобы дать знать об этом детям и заставить их идти, он оглянулся назад, но в это время от натуги лопнул, так что кости его разлетелись на большое протяжение…». Стоит отметить, что в преданиях северных народов белое население Сибири называется «эндри», что означает «люди мамонта».

По другой легенде, под землей живет зверь, который никогда не показывается людям, и только после смерти его кости становятся видимыми.

В XVIII веке, во время очередного пребывания Петра I в Воронеже, истории про кости дошли до императора. Петр пишет вице-губернатору Азовской губернии, центром которой на тот момент являлся Воронеж, С. Колычеву: «повелевает в Костёнску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие найденные или выкупленные у местных жителей кости были отправлены в Санкт-Петербург, в кунсткамеру.

Интересно, что по версии Петра I это были кости слонов Александра Македонского, который преследовал персидского царя Дария в южнорусских степных землях, и у которого в ходе боев погибло несколько слонов. Конечно, император и его окружение не могли представить всю полноту картины, связанной с количеством костей на местности. Разрозненные найденные фрагменты, таким образом, логично оформились в теорию о нескольких погибших животных. Но на тот момент это точка зрения была наиболее близкой к истине.

К слову, о мамонтах. Мамонт стадное, травоядное животное массой 4-5 тонн и до 4-х метров в высоту. Количество в стаде достигало до 12-15 особей. Днем они расходились, чтобы добыть пищу, к ночи возвращались в стадо. Рацион их питания установлен на основе данных, полученных в результате исследования желудков нескольких мамонтов, найденных в вечной мерзлоте (березовский, шандаренский). Питались они в основном небольшими злаками, осокой, побегами зеленого мха. Летом добывалась пища, вероятно, в долинах рек, озер, по окраинам болот, в зарослях тростника, благо, что климат способствовал богатой растительности.

Во время непогоды, чтобы уберечь самок и детенышей, взрослые особи становились вокруг них, тем самым защищая от ветра и холода. Массивность зачастую оборачивалась против самого мамонта. Так, большую опасность представляла полынья весной, к которой животное приходило на водопой. Лед не выдерживал веса мамонта, увлекая его в быстрый поток реки. Тело животного относило течением к берегам, образуя тем самым целые кладбища мамонтов.

Но вернемся к истории. Так, успев обрасти легендами, Костёнки просуществовали до 1879 года. Именно в этом году в село прибывает молодой ученый Иван Семенович Поляков, которого направило Русское географическое сообщество для исследования местонахождения «слоновьих костей». Местное население активно подключилось помогать ученому, принося найденные кости, знакомили с местностью. Заинтересовавшись участком Ф. А. Мануйлова, Иван Семенович получает разрешение у хозяина провести там исследовательские раскопки. «Наконец, к вечеру, когда весь слой чернозема мощностью от 1.15 м до 1.4 м был снят, обнаружилась серая глина, а вместе с нею и те ископаемые остатки, которые произвели на меня неизгладимо глубокое, потрясающее впечатление». Там же находились кусочки золы, угля, каменных орудий. Так, 28 июня 1879 года были найдены прямые доказательства того, что именно здесь, в Костёнках, находятся древние стоянки каменного века и, более того, здесь, по словам И. С. Полякова: «… человек не только существовал вместе с мамонтом и охотился на него, но даже больше, он преследовал его, шел по пятам за ним». Так, была открыта первая стоянка Костёнки 1, или стоянка Полякова.

Вторая стоянка была найдена в 1905 году русским археологом А. А. Спицыным, занимавшегося в основном исследованиями древних славян, в соседнем Костёнкам селе Борщево. В одном месте были найдены кости мамонта и кремни. Так, стоянка получила название Боршево 1.

В 1923 году создается Костенковская палеолитическая экспедиция, возглавил которую исследователь каменного века П.П. Ефименко. Важным моментом на этом этапе стала находка в Костёнках 1 женской фигурки из кости мамонта, сопоставимая по исполнению со знаменитыми «венерами» западноевропейского образца. Таким образом, постепенно становится очевидным, что это место – самое древнее поселение Европы, и именно отсюда началась европейская цивилизация.

Постепенно к Костёнкам интерес усиливается, ежегодно проводятся исследования, делаются новые открытия и, что важно, формируется особый способ раскопок – большим площадями.
С 1939 по 1947 годы, в связи с началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войн раскопки прекратились. Возобновились работы только в 1948 году. В 50-х годах были найдены захоронения людей, на основе которых М. М. Герасимовым была сделана скульптурная реконструкция. Теперь можно было буквально увидеть внешность наших давних предков.

Исследования показали, что люди, населявшие территорию Костёнок того периода, уже мало чем отличались от нас. Объем мозга сопоставим с современным человеком. При этом телосложение их было более компактным, жилистым. Антропологи называют людей этого периода homosapiens-sapiens, т.е. разумный дважды.

Найденные предметы показали, что люди были довольно развиты и вполне могли позаботиться о себе и потомстве в сложных условиях при ледниковой зоны. Для сооружения жилища, его фундамента, каркаса, они использовали кости мамонтов. Так, для одного такого жилища требовалось примерно 500 крупных костей, а это примерно 35 животных. Нет явных доказательств того, что древний человек активно охотился на мамонта. На сегодняшний день только три находки свидетельствуют о гибели животного от рук древнего человека: в Аризоне найден мамонт с наконечником меж ребер, в Ханты-Мансийске и в Воронежской области. Т.е. большое количество костей, судя по всему, не связано с потребностью в строительном материале. Животные погибали часто в естественных условиях, попав в воду или застряв где-нибудь, либо заболев. Все, что нужно для постройки жилья было буквально под ногами.

Судя по находкам, человек умело использовал бивни, кости мамонта для изготовления орудия труда. Из бивней делали копья, дротики с кремниевым наконечником треугольной формы, приспособления для сшивания шкур и т.д. Найденные женские фигурки, зачатки письменности говорят нам, что люди той цивилизации — это люди уже особого порядка, имеющие представление о красоте, способные придать форму воображаемому образу. Суровые условия не являлись препятствием для развития духовной составляющей человека.

В 60-е годы так же активно велись раскопки, во время которых кропотливо обрабатывались большие участки территории. Такой подход замедлял работу, но приносил результаты. Стало очевидно, что под верхним изученным культурным слоем, существует более ранний слой, представляющий предыдущую цивилизацию. И так в течение тысяч лет на одном и том же месте активно селились люди, находя именно эту территорию привлекательной, дающей возможность для сохранения жизни и развития.

Музей заповедник Костенки

В 1949 году местный житель Костёнок при рытье погреба обнаружил большое количество скопления костей. При дальнейшем исследовании было обнаружено хорошо сохранившееся жилище древнего человека из костей мамонта, достигавшее в диаметре до 9 метров. Кроме того, его окружали специальные ямы для хранения пищи. Возникла идея превратить уникальную находку, названную Костёнки 11, в музей, что послужило бы наглядным фактом для будущего поколения ученых. Реализацией этой идеи занялись А. Н. Рогачев и А. П. Соловьев.

Т.к. замысел был весьма нестандартным, то пришлось сильно постараться, чтобы убедить соответствующие инстанции в целесообразности строительства такого музея. В итоге, в 1967 году было принято положительное решение. В течение десятилетия музей был построен.

Выполнение такого необычного здания было непростой задачей, т.к. нужно было построить помещение без внутренних опор, сохранив при этом открытый культурный слой, и оставить возможность проводить дальнейшие раскопки. В итоге, было построено здание без фундамента на восемнадцати железобетонных столбах-опорах, в центре которого находится раскоп – 20 000-летнее жилище из костей мамонта. Для 60-х годов это был уникальный опыт строительства.

Постепенно назрела необходимость включить в общий фонд музея все памятники, найденные за все это время. В 1991 году музей в Костёнках приобретает статус музея-заповедника, объединив на всей территории 25 объектов каменного века.

На протяжении длительного времени экспозиция музея носила временный характер. В 2000-х годах музей стал заполняться. Открылся выставочный зал, появилась таксидермическая скульптура мамонта, выполненная в настоящую величину, а так же диорама «Поселение каменного века».
Зимой музей закрыт, т.к. работает сезонно. С мая по ноябрь режим его работы с 10:00 до 18:00 (все дни, кроме понедельника)

Костёнские пещеры

Если тема музея мамонтов значима хотя бы для Воронежской области, то о пещерах не всегда знают даже местные. В Костенках больших пещер всего три, а уж маленьких не сосчитать. Меловые костенские пещеры – это те самые отголоски древней цивилизации под Воронежем, которая почему то забыта нашей властью, однако активно освещается мировым сообществом. Зимой и летом в пещерах приблизительно одинаковая температура. Именно этот фактор обеспечивал нашим древним предкам относительно спокойную жизнь.

Жил в ней чернец Филатий. Ходят слухи, что по акту самосожжения в ней погибло 40 человек

Население в Костенках

Народ в Костенках разношерстен. От старых бабуль в самих Костенках, а также богатых дачников, до молодых и старых сидельцев на окраине села в РТС. Всего около 1000 человек.

В 90е с костями мамонтов проходила серьезная афера. Жители находили на своих огородах кости мамонтов и продавали их фактически как лом. Небольшая кость – пачка фисташек. Большая – фантастические 300 рублей или три бутылки пива. В США потом товар перепродавался по цене 10000 $ за одну кость.

Приезжают в село как иностранцы, так и студенты исторических факультетов. Иностранцам (немцы, англичане, итальянцы) запрещено вступать в диалог с местными. Однако, они как-то играли с местной командой «Костенки». Проиграли 23:5. Пришел их профессор, спросил счет, а местные не понимают по-английски. Они ему написали палкой на земле, а мужик естественно удивился. Теперь неизвестно, а доучились ли английские студенты в своем Oxford.

Те, кто в теме – покупают недвижимость в Костенках. Ведь придут же когда-нибудь люди, которые станут развивать туризм на этой славной земле. Пока же некоторые дома заброшены, а другие отдают за дарма. Но что-то мне подсказывает, что вопрос не только всероссийской славы Костенок, но и общемировой – не за горами.

Иногда в Костенки приезжают крутые знаменитости. Би-2 решили сбежать от больших городов в маленькое древнее село.

В мире существует не так много археологических памятников, которые могут похвастаться столь пристальным вниманием ученых как стоянка Костенки. Костенковские стоянки стали объектом исследований в 19 веке и остаются им по сей день.

Само название села Костенки (Воронежская область) намекает на обнаружение здесь каких-то загадочных костей. Интересно, что академик Гмелин, который в ходе своих странствий побывал под Воронежем, отмечает, что в 30 верстах от города были обнаружены кости мамонта. Произошло это ещё в 18 веке.

За 70 лет до этого находки костей близ села были охарактеризованы как останки боевых слонов Александра Македонского, преследовавшего царя Дария. Данное предположение выдвинул сам Петр I.

Официальное же открытие первобытной стоянки в Костенках состоялось в 1879 г. Раскопки проводились под руководством молодого ученого Ивана Полякова. Тогда были обнаружены кости мамонта и ряд каменных орудий.

С того времени в Костенках начинаются регулярные исследования и открываются новые стоянки. Мало того, формируется так называемая костенковская методика, характеризующаяся раскопками большими площадями. Уже более сотни лет на территории названого археологического памятника совместно работают ученые из самых разных стран и областей науки.

Ко второй половине прошлого века археологи пришли к выводу, что комплекс Костенки не представляет собой одного поселения, так появились «Костенки-1», «Костенки-2», «Костенки-14» и т.д. К настоящему моменту на площади 10 км² обнаружено десятки стоянок, возрастом от 45 до 15 тысяч лет.

Погребальная камера из костей мамонта (Костенки 2)

Материальная культура

Скульптурная Реконструкция человека со стоянки Костенки 2. Автор М.М. Герасимов.

Стоянки, обнаруженные в ходе археологических раскопок, состояли из шалашей, основой для которых служили кости мамонтов. Встречаются как вытянутые, так и округлые жилища. Для строительства использовались земляные насыпи, дерево, кости и шкуры животных. В центре такого жилища обязательно был очаг.

Найдено огромное количество бытовых объектов, орудий труда, фрагментов мелкой пластики и украшений, типичных для палеолита. Так, на стоянке Костенки-1 обнаружено 10 так называемых палеолитических венер. Они представляют собой каменные или костяные фигуры женщин с увеличенными объемами живота, груди и бедер.

Обнаруженные археологические находки свидетельствуют о том, что здешние homo sapiens были знакомы со многими ремеслами и элементами художественного творчества. Удивительно, но техники, используемые местными кроманьонцами такие же, как в артефактах, найденных в южнороссийских стоянках эпохи неолита. Это противоречит гипотезе, согласно которой, чем древнее слой, тем примитивнее культура.

Человеческие останки

На территории Костенковских стоянок обнаружено несколько верхнепалеолитических погребений. Именно по обнаруженным здесь останкам была создана скульптурная реконструкция человека эпохи палеолита, вошедшая во многие учебники и энциклопедии мира.

Г. Дебец высказал гипотезу, что черепа Костенок относятся к 3-м расам – кроманьонской, брно-пршедмостской и гримальдийской. По его мнению, это указывает на участие в развитии палеолитического населения Русской равнины древних форм современных рас.

статуэтка женщины

Сенсационные выводы, сделанные в ходе последних исследований

До недавнего времени считалось, что возраст нижних слоев Костенковских стоянок составляет не более 32 тыс. лет. Но в ходе последнего исследования костей и вулканического пепла российские ученые установили, что возраст древнейших находок – 42-40 тыс. лет. Анализ, сделанный американскими учеными, позволил увеличить цифру до 45 тыс. лет.

В итоге в 2007 г. в журнале «Сайнс» появилась статья, в которой американский ученый Джон Хоффекер заявил, что местность на правом берегу Дона – прародина европейских народов.

До этого было принято считать, что Homo sapiens начал заселять Европу с Балкан. Но поскольку в Костенках найдены скелеты кроманьонцев, обитавших здесь 45 тыс. лет назад, можно предположить, что современный человек появился в среднем течении Дона раньше, чем в Европе. Богатые находки доказывают, что здесь были сформированы зачатки древней цивилизации.

В Западной Европе пока не найдено столь древних стоянок. Эволюция от неандертальцев до кроманьонцев там даже не прослеживается. Это, в свою очередь, подтверждает, что современный человек пришел в Европу извне.

Археологический музей

С целью сохранения и изучения древних стоянок в 1991 г. был создан музей-заповедник «Костенки». Его территория охватывает площадь в 9 га, в районе сел Костенки и Борщево.

Самый известный местный памятник – жилище из костей мамонта. Кроме того, музей включает 25 охранных зон, где расположено 60 памятников верхнего палеолита. Комплекс расположен в живописном месте на правом берегу Дона. Стоит отметить, что известные стоянки исследованы лишь частично. Одна из них, а именно «Костенки-11» реконструирована и сохранена под крышей музея.

Согласно расписанию, представленному на официальном сайте, режим работы музея: с 10 до 18 часов. По установленному графику работы, выходной – понедельник.

Открытие, потрясшее научный мир. Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад. Костёнки — место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, в Воронежской области. Впервые обнаружено в 1879 году, но первые раскопки начались в 1920-х годах.

На площади 10 км² найдено свыше 60 стоянок, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет. Судя по найденным артефактам, наши предки имели развитую культуру и искусство. Это сенсационное открытие ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии.

Костёнки — место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, Хохольского района, Воронежской области. Здешние стоянками эпохи верхнего палеолита известны во всём мире. Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита». Костёнки — это место сенсационных находок, которые меняют наши взгляды на первобытную историю! С незапамятных времен здесь находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень “кость”. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди. Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Эти кости заинтересовали даже Петра I.


Еще в 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие из найденных в Костёнках останков были отправлены в Санкт-Петербургскую “кунсткамеру”. Тогда считали, что найденные гигантские кости — это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». Первые серьезные археологические исследования стоянок в Костенках были проведены выдающимся ученым,антрологом — Иваном Поляковым Во второй половине 19 века. Так, 28 июня 1879 года из первого же заложенного шурфа были извлечены кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. И лишь с 20-х годов прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок. Здесь были все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Петр Ефименко, Александр Рогачев, Павел Борисковский.

Костёнки вызывают больший интерес и сегодня. На сегодняшний день, археологические раскопки в районе Костёнок проходят на территории около 10 км². За это время было открыто свыше 60 стоянок, возраст которых по словам учёных колеблется от 45 до 15 тысяч лет!

Примечательно, что, согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником. Особого внимания заслуживает тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, атакже десять знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами». Таким образом, обнаруженные отечественной археологией находки ставят под большое сомнение общепринятую гипотезу, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал в Западную Европу. Костёнки — это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.

Под Воронежем найдена «столица» мира времен палеолита

Под Воронежем обнаружена колыбель европейской цивилизации...

Археологический мир сотрясает сенсационная новость: на правом берегу Дона, в селе Костенки близ Воронежа, обнаружена прародина всех европейских народов. Открытие американских и российских ученых в корне меняет традиционный взгляд на этногенез и последующую историю континента. Короче говоря, Европа, привыкшая считать себя передовым регионом развития, оттеснена на задворки первобытного мира.

Научный переполох

Науку переполошила опубликованная в начале этого года в журнале «Сайнс» статья профессора университета в Боулдере (штат Колорадо) Джона Хоффекера. Суть в следующем: обнаруженные в Костенках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что homo sapiens появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе.

По общепринятой версии Центральную и Западную Европу осваивали выходцы с благоприятных по климату Балкан, с территории нынешней Турции, Греции, Болгарии, но никак не с востока континента. Считалось, что восточная часть заселялась на десятки тысяч лет позднее. Вот поэтому останкам древних поселений в Костенках наука насчитывала всего 20 000 лет, от силы 32 000, что, конечно, не позволяло воронежскому селу считаться «столицей палеолита», а нашим прапращурам — законными первооткрывателями Европы.

ДОСЛОВНО. Джон Хоффекер, профессор, штат Колорадо, США: «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы еще не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда — из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа — кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».

Но наука шла вперед, палеонтологические методы совершенствовались, вместе с ними «старели» и археологические находки. В конце концов, проанализировав найденные в раскопах пепел, споры и пыльцу, а также подвергнув кости палеомагнитному и радиоуглеродному исследованию, российские ученые установили, что костенковским раритетам никак не меньше сорока-сорока двух тысяч лет. Американские лаборатории термолюминесцентным методом «прибавили» им еще три тысячелетия. Вот так Костенки выбились вперед и стали самой древней стоянкой первобытного человека в Европе. А заявивший об этом американец Хоффекер сподвигает науку к фундаментальному пересмотру общепринятых взглядов на ранний период истории человечества.

Будни прародины

Село Костенки, оказавшееся в эпицентре славы, не сходит со страниц научных изданий. А жители почему-то скучные.

— Обманули нас, — пояснил корреспондентам «МН» дядя Леша Прошляков. — Раз мы теперь пуп Европы, то и пенсию должны давать еврами, а нам несут рублями. Да хоть бы за науку платили! У меня во дворе одних костей мамонта на полмузея. Другой бы миллионером стал, а я, по сознательности, охраняю бескорыстно.

В Костенках каждая вторая изба — над стоянкой древнего человека. Копни лопатой — то кость вылезет, то еще что-нибудь полезное для науки. В хозяйстве эти находки без надобности, поэтому проблем с населением у археологов нет. Да и находят они в последнее время, с точки зрения деревенских, всякую ерунду — клыки да камешки. Увесистых находок давно не было. С тех пор, как во дворе у Прошлякова будто бы нашли скелет мамонта. Даже странно, как шестиметровая громадина весом пять с половиной тонн умещалась на его грядках.

— Да он головой у моего соседа лежал, Николая Ивановича, — рассказывает дядя Леша. — Один бивень прям под кухней, типа фундамента. Когда вытаскивали, угол чуть не завалился. А до этого крепко стоял. Мы еще удивлялись: всех давно перекосило, а дому Иваныча хоть бы что. Вот какая сила в этом мамонте, — заключает Прошляков. — Тыщи лет назад помер, а избу на себе держал.

Рассказчик если и привирает, то совсем чуть-чуть. В 2001 году на стоянке Костенки ХIV действительно был найден скелет молодого мамонта, который когда-то увяз в болотистой почве на дне оврага.

Древняя обитель

Для Костенок такая находка большая редкость. Здесь раскапывают древние поселения с массой костей мамонтов, но они «приносные». То есть наши пращуры специально собирали большие кости убитых или погибших животных и укладывали их в основание своих жилищ. Например, в законсервированной под крышей музея-заповедника древней стоянке насчитывается 573 кости, которые могли принадлежать 40 особям, и 16 пар черепов мамонта. Часть из них служили неким подобием фундамента, в котором укреплялись шесты с натянутыми для тепла шкурами, другая часть, складированная по пяти ямам, приберегалась про запас.

Похоже, нам страшно повезло, что древние жители Костенок извели на свои нужды не всех мамонтов и хотя бы один из них сохранился до наших дней в виде скелета. А то несколько столетий существовала теория, будто скопления костей на меловых склонах Дона слоновьего происхождения. Под подозрением находился известный завоеватель Александр Македонский, на вооружении у которого находились боевые слоны. На подходе к Костенкам несчастных животных якобы постиг массовый мор, в результате которого они устлали своими костями всю территорию.

Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей». Так началось исследование исторического памятника в Костенках. Но тогда жители села были еще не такими сознательными, как сейчас. Солдат разворотил плотину, они нажаловались царю, и раскоп был прекращен.

Тем не менее наука все же дремала. К восемнадцатому веку был реабилитирован Александр Македонский, насчет которого заблуждалась археология, еще раньше выяснилось, что слоны — всего лишь двоюродные братья мамонтов, а их кости — просто игрушки по сравнению с найденными в Костенках. И только в 1879 году известный российский естествоиспытатель Иван Поляков додумался, что в месте, где много находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: в шурфе, заложенном на территории одной из усадеб, были найдены кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия — свидетельства древней жизни.

Дорога жизни

— Вот это было настоящее археологическое открытие, — говорит директор музея-заповедника «Костенки» Виктор Попов, явно противопоставляя его той сенсации, что в начале года повергла Европу в шок. — Дальнейшие исследования просто подтвердили, что в селе Костенки богатейшее в России место сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита. Разве этого мало?

Нет, конечно. Но, похоже, благородное европейское происхождение россиянам тоже не помешает. Поэтому так близко к сердцу принята версия американца Хоффекера о костенковском протоядре Европы. Справедливости ради надо сказать, что первыми об этом заявили ученые Санкт-Петербургского института материальной культуры РАН. Но, как водится, нет пророка в своем отечестве:

Хотя нельзя сказать, что наших ученых совсем уж не услышали. В Воронежском управлении культуры, например, на научные изыскания ответили культурной инициативой. Ожидаемый поток туристов из Европы, которые наверняка захотят взглянуть на свою прародину в Костенках, предполагалось встречать «шашлыком на костях мамонта». Археологи пришли в ужас. Культура сконфузилась, зато теперь, по словам Виктора Попова, не жадничает на музейные экспозиции и дает денег на ремонт здания.

В принципе повод для культурной гордости у воронежских властей и так есть. Музей археологии — по сути саркофаг, полностью накрывающий древнюю стоянку, — построенный еще при советской власти, был и остается единственным в мире. Просто ни в одном другом месте жилище homo sapiens не сохранилось в такой первозданности. А в Костенках — пожалуйста. В 1953 году крестьянин Протопопов копал погреб и наткнулся на древние апартаменты.

Имя этого копателя не очень интересно для фундаментальной науки, зато навеки останется в исторической памяти односельчан. Потому что погреб Протопопова советская власть выкупила за бешеные деньги, ему предоставила двухкомнатную квартиру в Воронеже, а селу досталась асфальтированная дорога, которая, благодаря музею, существует до сих пор. И если бы не эта дорога жизни, связывающая Костенки с больницей, почтой и собесом в райцентре, то за последние десять лет, когда окончательно рухнул местный колхоз, над первобытными стоянками уже образовался бы новый культурный слой. Так невесело шутит Виктор Попов, на глазах у которого древние жители Костенок прошли эволюцию до европейцев, а современники задержались в каком-то непонятном палеолите. Из-за безработицы большинство селян, как в старину, живут натуральным хозяйством, а у некоторых даже хаты под соломой и с земляным полом. Для полной идентификации с прародителями не хватает только мамонтов.

Но это уже другая история, не имеющая к археологии никакого отношения.

МН: Археологический заповедник «Костенки» располагается на территории Хохольского района Воронежской области. Общая площадь 36 кв. км. Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет. Большинство из них многослойны, содержат от двух до семи культурных слоев, относящихся к разному времени.

Обитание первобытного человека в Костенках совпадает с периодом так называемого валдайского оледенения, когда южная граница ледникового панциря находилась на полпути между нынешними Питером и Москвой. Наличие большого количества мамонтов на равнинной местности объясняется устойчиво холодным климатом. В последние годы в Костенках был сделан ряд новых сенсационных открытий. В 2000 г. были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения — пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птиц. В 2001 г. — голова человеческой статуэтки из бивня мамонта, созданная около 35 000 лет назад. На сегодняшний день это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы.

Людмила Бутузова, Роман Мухаметжанов (фото), село Костенки (Воронежская область)

Фото: Вот из таких костей мамонта наши прапращуры строили свои жилища (внизу — полностью сохранившаяся древняя стоянка)
Виктор Попов — директор единственного в мире археологического музея-заповедника
Найденные на раскопах в Костенках статуэтки женщин (20-30000 лет). Реконструкция древнего человека, жившего на среднем Дону 28-30 тысяч лет назад.

Древняя цивилизация под Воронежем — открытие, потрясшее научный мир! Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад. Место археологических раскопок село Костёнки, общей площадью 36 кв. км., расположено на правом берегу Дона, Хохольского района в Воронежской области. Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет. Большая часть стоянок многослойные и содержат от 2 до 7 культурных слоев, относящихся к разным тысячелетиям.

Обитание первобытного человека в Костёнках совпадает с периодом «Валдайского оледенения» , когда южная граница ледникового панциря находилась на полпути между территориями нынешнего Санкт-Петербурга и Москвой. Наличие большого количества мамонтов на Русской равнине объясняется устойчиво холодным климатом. В последние годы в Костенках был сделан ряд новых сенсационных открытий.

Во время раскопок 2000 года были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения – пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птиц.


В 2001 г. археологи нашли голову статуэтки человека, вырезанного из бивня мамонта , она создана около 35 000 лет назад. Сегодня это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы.

Костёнки – место сенсационных находок эпохи верхнего палеолита, впервые исследовали в 1879 году. Первые археологические раскопки в Костёнках и научные исследования стоянок начались в 1920-х годах.
Археологические раскопки в Костёнках сегодня проходят на территории около 10 кв. км и вызывают больший интерес. По словам учёных за это время было открыто свыше 60 стоянок разных эпох, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет!

Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита».

Из истории археологических изысканий в Костенках.

С незапамятных времён в Костёнках находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень “кость”. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди. Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Об этих диковинных находках стало известно даже царю Петру Первому.

Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей» в Костенках. Так впервые было начато исследование исторического памятника, но жители села Костенки пожаловались царю Петру, что солдаты разворотили плотину, и раскоп был прекращен.

В 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных».
Многие из найденных в Костёнках останков крупных животных были отправлены в “кунсткамеру” Санкт-Петербурга. В то время считали, что найденные гигантские кости – это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». На берегах Дона несчастных животных якобы постиг массовый мор, они пали и потому вся территория устлана их костями.

Первые научные археологические исследования палеонтологических стоянок в Костёнках были проведены выдающимся ученым, антрологом – Иваном Поляковым в 1879 году.
Поляков выдвинул гипотезу о том, что в местах находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: из первого же шурфа, заложенного 28 июня 1879 года на территории одной из усадеб, археологи извлекли множество кремневых орудий труда, наконечников копий, кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия труда – свидетельства древней жизни, факт существования «человека разумного» в этих местах много тысячелетий назад.

В 20-х годах прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок древних людей в Костёнках. В археологических и научных исследованиях палеолитических стоянок принимали участие все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Александр Рогачев, Петр Ефименко, Павел Борисковский.

Найденные на раскопках в Костёнках статуэтки женщин (20-30000 лет).

Согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником.
Особое внимание учёных привлёк тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, и 10 знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами», возраст которых 20-30-тысяч лет.
Судя по найденным в Костёнках артефактам, известным во всём мире, наши предки имели развитую культуру и искусство 45 000 лет назад. Это сенсационное открытие меняет взгляды на первобытную историю человечества и ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии и в Западную Европу.

Эпоха верхнего палеолита- 50 тыс лет назад - археологический комплекс « признан самым древним местом обитания человека современного типа. Костёнки – это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле, на Русской равнине с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.

Научный переполох.

Археологический мир сотрясает сенсационная новость: под Воронежем обнаружена колыбель европейской цивилизации времен палеолита, прародина всех европейских народов.

Науку переполошила опубликованная в начале 2016 года в журнале «Сайнс» статья профессора университета в Боулдере (штат Колорадо) Джона Хоффекера. Обнаруженные в Костёнках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что «homo sapiens» — «человек разумный» появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе.
Справедливости ради заметим, что первыми об этом заявили всему миру учёные Санкт-Петербургского института материальной культуры РАН.

Джон Хоффекер, профессор, штат Колорадо, США пишет : «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы ещё не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда – из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа – кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».

Антропологическая реконструкция древнего человека, жившего на среднем Дону 28-30 тысяч лет назад.

Проанализировав современными методами найденные в раскопках пепел, споры и пыльцу, а также подвергнув кости палеомагнитному и радиоуглеродному исследованию, российские ученые установили, что костёнковским раритетам никак не меньше 40 000 — 42 000 лет. Американские лаборатории термо-люминесцентным методом определили возраст находок 45 000 лет. Таким образом, палеонтологический стоянки в Костёнках стали самыми древними стоянками первобытного человека в Европе. А заявивший об этом американец Хоффекер сподвигает науку к фундаментальному пересмотру общепринятых взглядов на ранний период истории человечества.

В селе Костёнки каждая вторая изба и сегодня стоит над стоянкой древнего человека. Копни лопатой в огороде – то кость вылезет, то ещё что-нибудь полезное для науки, жители охотно несут свои находки — клыки да камешки археологам.

В законсервированной под крышей музея-заповедника древней стоянке насчитывается 573 кости, которые могли принадлежать 40 мамонтам, и 32 черепа мамонта . Часть костей мамонтов служили фундаментом, в котором укреплялись шесты с натянутыми для тепла шкурами, другая часть костей мамонта была сложена в пяти ямах, приберегалась про запас.

В 2001 году на стоянке Костенки ХIV археологи обнаружили скелет молодого мамонта, который когда-то увяз в болотистой почве на дне оврага. Шестиметровая громадина — костный скелет мамонта, весом пять с половиной тонн была обнаружена археологами во дворе у жителя Костёнки, даже странно, как мамонт умещался на его грядках. Для Костёнок такая находка большая редкость, так как в древних поселениях кости мамонтов были «принесенные». То есть наши пращуры специально собирали большие кости убитых или погибших животных и укладывали их в основание своих жилищ.

Похоже, археологам страшно повезло, что древние жители Костенок извели на свои нужды не всех мамонтов и хотя бы один из них сохранился до наших дней в виде скелета.

«Дальнейшие исследования просто подтвердили, что в селе Костенки богатейшее в России место сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита» — говорит Виктор Попов – директор единственного в мире археологического музея-заповедника «Костенки» Виктор Попов — «Музей археологии – по сути саркофаг, полностью накрывающий древнюю стоянку, – построенный еще при советской власти, был и остается единственным в мире. Просто ни в одном другом месте жилище homo sapiens не сохранилось в таком первозданном виде, как в Костенках. В 1953 году крестьянин Протопопов копал погреб и наткнулся на древние апартаменты.»

Большинство жителей села Костёнки, как в старину, живут натуральным хозяйством, возделывают свои огороды и приусадебные участки, а у некоторых селян даже хаты с земляным полом и крыши покрыты соломой. Для полной схожести с прародителями не хватает только мамонтов.

Палеолитическая охота на мамонтов вошла в сюжеты древнерусских народных сказок . «Бой на калиновом мосту».

Борис Александрович Рыбаков в , ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛУБОКИЕ КОРНИ. Глава третья. «, пишет:

« Для древнего населения Восточной Европы охота была прежде всего облавно-загонная охота на мамонтов , которых огнём факелов нужно было направлять к заранее вырытым и замаскированным ямам и там убивать, пока они не выбрались из них. Эти героические действия охотников на мамонтов повторялись неисчислимое количество раз на протяжении многих тысячелетий и должны были бы как-то запечатлеться в памяти людей . В чистом виде такого сюжета в сказках, разумеется, нет. Но есть несколько загадочных и в то же время устойчивых сюжетов и деталей, которые требуют особого внимания.

Начну с распространённого сюжета «бой на калиновом мосту» . Он описан исследователями многократно, но ни разу не было обращено внимание на поразительную нелогичность: мост, по которому пойдёт массивное мифическое чудовище, изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника , абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать ловчую яму, но не строить из них.

Чудовище иногда находится под этим калиновым мостом. У этого декоративного моста близ огненной реки происходит встреча и бой сказочного героя с чудовищем , у которого нет единого наименования: его называют то Чудом-Юдом, то Змеем , то заимствованным из былин Идолищем . Когда оно приближается к месту своей гибели, то «гром гремит, земля дрожит » . Крылатость Змея является позднейшим наслоением, как доказал В. Я. Пропп. «Змей, – пишет исследователь, – есть механическое соединение из нескольких животных». «Связь Змея с огнём – постоянная черта его».

Чудовище всегда многоглавое . Нередко сказка упоминает хоботы, а самого Змея называет «хоботистым»

«Змий о 12 головах и 12 хоботах; ногами топат… зубами скрехчет »

Чудо-Юдо своих противников не кусает, не когтит, а «вбивает в землю» или бьёт хоботом, «жогнул своим хоботом».

Самого Змея убивают, помимо стандартного сказочного меча, стрелами, копьями и раскаленными камнями , которые помощники героя бросают ему в пасть; часто герой распарывает брюхо чудищу.

После победы над Змеем его тушу сжигают на костре .В. Я. Пропп указывает два ответвления данного сюжета: во-первых, вместо сухопутного чудища, находящегося под калиновым мостом , в сказке может быть морское чудище, обитающее в пучине и требующее себе человеческих жертв. Это, на мой взгляд, отголоски представлений о ящере, более поздние, чем палеолит. Во-вторых, значительно более поздним, связанным уже с развитием государственности, В. Я. Пропп считает мотив змееборчества типом борьбы Георгия с драконом.

Если мы подытожим все признаки сказочного чудища , с которым герою неминуемо надлежит сразиться, то получим следующее.

1. Чудище огромно и непомерно сильно. Оно не крылато.
2. Оно «хоботисто» или у него несколько голов на длинных шеях.
3. Схватка с чудищем происходит у калинового моста ; иногда чудище бывает прикрыто этим мостом.
4. Обязательной чертой схватки с чудищем является огонь (огненная река ); иногда чудище само извергает огонь.
5. Своих противников чудище «вбивает в землю» .

Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников (калины). Длинношерстные мамонты, размахивая длинными хоботами, прорываясь сквозь «огненную реку», могли и сами быть носителями огня. Охотники, загнавшие мамонтов в яму, должны были окончательно одолеть их, распарывая чрево, пронзая копьями, забрасывая камнями. Мамонты хватали охотников хоботами и, вероятно, действительно «вбивали в землю». Роспись В. М. Васнецова в Историческом музее даёт хорошую реконструкцию этого охотничьего эпизода.

Произведём расчёт, который пригодится нам и для последующего. Когда речь идёт о народной памяти , то в качестве условной единицы удобнее всего взять одно поколение рассказчиков: дед рассказывает внукам. В точных цифрах годов интервал между рассказчиком и слушателями примерно равняется полувеку ; через 50 лет слушатели-мальчишки сами станут стариками, передающими своим внукам то, что они в своё время восприняли от деда. От последних живых мамонтов Восточной Европы до русских крестьян-сказочников XIX века прошло около 240 «поколений рассказчиков» , а для Сибири – всего около 150 поколений. Много это или мало?

Следует учесть, что схватки с мамонтами происходили на протяжении по крайней мере 500 «поколений рассказчиков», и на глазах одного рассказчика за всю его жизнь они повторялись сотни раз. Для того чтобы все героические и трагические стороны этих жизненно необходимых схваток запечатлелись в памяти людей, времени было более чем достаточно. Конечно, за те 240 поколений, когда рассказ вёлся уже о прошлом , не подкреплялся свежими впечатлениями и превратился в чудесную сказку с фантастическими для слушателей персонажами, многое забылось, перепуталось, смешалось с другими, новыми образами, но то, что, несмотря на вполне естественную путаницу, в сказках удаётся все же выделить несколько устойчивых элементов, ведущих нас к палеолитической охоте, является очень интересным.

Очень важны общие наблюдения фольклористов над жизнью и местом в сказочном фонде сюжета «победитель змея». А. И. Никифоров установил его повсеместность, широкое проникновение в разные сказки и вместе с тем отсутствие специальной сказки, посвященной только бою с чудищем. За этим сюжетом «неправомерно сохранять наименование особой сказки, а более правильно видеть в нём только подвижной эпизод, вовлекаемый в связь с другими по мере надобности».

Эту мысль поддерживает и новейший исследователь волшебных сказок Н. В. Новиков, упоминая, что «этот подвижной эпизод в русском материале входит в сочетание более чем с 20 сюжетами » . Из этого становится ясно, что пришедший из другой эпохи красочно описанный бой с хоботистым Змеем оказался таким самостоятельным, своеобразным и впечатляющим эпизодом, который не могли, не хотели забыть. Он не был законченной сказкой, потому что возник в до сказочный период, но титаничностью своих образов и героичностью ситуации импонировал рассказчикам, и они вплетали его всюду, расцвечивая им более бледные сюжеты позднейших эпох, видоизменяли, осмысливали неясное, дополняли. Позднее, когда южные кочевники начали нападать на оседлых земледельцев, чудище-мамонт всё более принимало черты символического огненного Змея, часто верхом на коне (Змей на коне!), олицетворявшего внезапно нападавшего внешнего врага.

Таким образом, можно считать, что к палеолиту восходят в сказках три элемента : связь с инициациями (испытания для добра-молодца), образ женского охотничьего божества (бабы-Яги) и героическое описание грозных схваток с мамонтами».