Скульптура сальвадора дали на телефонной трубке. Сюрреалистические скульптуры Сальвадора Дали, прикоснитесь к сюрреализму

Сегодня, 3 июня 2017 года, в эфире телеигра "Кто хочет стать миллионером?". В сегодняшней передаче участвовали две пары игроков. Это Эльмира Абдразакова с Александром Серовым и Ирина Апексимова с Даниилом Спиваковским. Первая пара игроков выбрала несгораемую сумму в 200 тысяч рублей, а вторая пара аж 800 тысяч рублей. К сожалению обе пары игроков проиграли. Первым немного не хватило до выигрыша, в вторым участникам до выигрыша было далеко. Несмотря на трудности, игроки держались хорошо, играли с оптимизмом и решительностью. В статье сначала буду сами вопросы, а в конце можно ознакомиться с правильными ответами в ней.

Вопросы первой паре игроков

  1. Что, образно говоря, делает совесть с человеком, который раскаивается в содеянном?
  2. Как называется поэма Маяковского?
  3. Через что, если верить народной мудрости, лежит путь к сердцу мужчины?
  4. Где цветёт калина в популярной советской песне?
  5. Какое слово в переводе с французского означает "длинный стул"?
  6. Как называется и комнатное растение, и холодная закуска из кабачков и баклажанов?
  7. Дочь какого участника ансамбля "Битлз" стала модельером?
  8. Какой день считается первым днём недели в Израиле?
  9. С какими линиями Александр Васильевич Суворов сравнивал службу и дружбу?
  10. Кто в телефильме "Место встречи изменить нельзя" сыграл саксофониста в ресторане и в кинотеатре?

Вопросы второй паре игроков

  1. Где выступает ударник?
  2. Как устойчивое выражение описывает Ноев ковчег: "Всякой твари..."?
  3. Какой инструмент часто упоминают, говоря о долгом и скучном действии?
  4. В какой цвет покрашен мост "Золотые ворота" в Сан-Франциско?
  5. Как на Руси называли человека, выполнявшего поручения торгового характера?
  6. Какому виду спорта посвящён фильм "Малышка на миллион"?
  7. Богом чего, по его собственному признанию, был Оле-Лукойе из сказки Андерсена?
  8. Участники какой музыкальной группы написали мюзикл "Шахматы"?
  9. Название какого африканского народа переводится как "величиной с кулак"?
  10. Кого Сальвадор Дали поместил на телефонную трубку на одной из своих скульптур?

Как видим, обе части игры были одинаковыми по достижениям игроков. Обе пары участников прошли до десятого вопроса, который им оказался не по силам. Вопросы были сложными, как впрочем и всегда на такой дистанции в игре.

Ответы на вопросы для первой пары игроков

  1. гложет
  2. "Хорошо!"
  3. через его желудок
  4. в поле
  5. шезлонг
  6. "тещин язык"
  7. Пола Маккартни
  8. воскресенье
  9. с параллельными
  10. Сергей Мазаев

Ответы на вопросы для второй пары игроков

  1. на сцене
  2. по паре
  3. волынку
  4. в оранжевый
  5. приказчик
  6. боксу
  7. сновидений
  8. "АББА"
  9. пигмеи
  10. омара

Будучи большим поклонником абстракционизма и сюрреализма в целом и творчества Сальвадора Дали в частности, много лет мечтал посетить этот музей. И вот это случилось.
Немного о самом музее:
В 1960 году мэр Фигереса Р.Г. Ровира обратился к Дали с просьбой подарить музею родного города свою картину. Художник, не раздумывая, воскликнул: "Да не картину, а целый музей!". Идея создания театра-музея, как и основная концепция его наполнения, безраздельно принадлежит самому Дали. Музейный комплекс состоит из здания старого муниципального театра, а так-же части средневековых городских стен и башни "Галатея" (последняя резиденция художника, названная так в честь его жены Гала), которые украшенны гигантскими "Шалтай-Болтаями". Строился Музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей. Так как отчетность составлялась только по расходам государственных денег, общая сумма затраченного осталась неизвестной. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.
Вот как отзывался об этом месте сам художник:
"...Вся моя жизнь была театром, поэтому лучшего места для музея не найти..."
"...Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, в 1918 году в возрасте 14 лет я впервые выставил свои живописные работы..."
"...Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон..."


Над сценой театра - музея возвышается геодезический купол , ставший со временем символом и Фигераса, и музея. Его строительство было поручено в январе 1973 года Эмилио Пересу Пиньейро. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера . Кстати, тело Дали замуровано в пол прямо под куполом, недалеко от входа в женский туалет, как он и завещал. Художник хотел чтобы после его смерти по могиле могли ходить люди.

В течение 1984 года стены здания были постепенно покрыты Дали буханками крестьянского хлеба.

И не случайно. Хлеб часто использовался художником в его работах. Сам Дали говорил так:
"...Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен..."

Железная вывеска возле входа в музей.

Вход в музей находится на площади Гала и Сальвадора Дали.

Напротив главного фасада стоит памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу, другу семейства Дали, к его философии художник испытывал особый интерес. На пьедестале памятника начертано высказывание философа: "Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках". Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной "Мыслителю" Родена. Над фигурой - атом водорода. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головкой самого Франсеска Пужольса, напоминающей еще одного друга семьи - Пепито Пичота.

Воины с (опять же) хлебными батонами под крышей здания.

Женская фигура с батоном хлеба и костылем (ещё одним часто используемым и значимы предметом образного мира художника). Сквозные отверстия в солнечном сплетении иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве.

"Водолаз символизирующий погружение в подсознание" над входом - намек на облачение Дали, в котором он выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне в июне 1936 года и чуть было не задохнулся.

Сразу после входа подадаем во нутренний двор с его главной композицией - "Дождливым такси".

Как описывает легенда, своему появлению композиция обязана случаю. Дали шел однажды по городу. Было холодно и дождливо. Промок до нитки. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные люди. И тогда у него возникла мысль восстановить справедливость и изменить этот мир, изменить так, чтобы дождь шел на тех, кто был в такси, а вокруг было бы тепло и уютно. Так возник замысел шедевра великого каталонца - "дождливое такси". Если бросить монетку в слот, то зонт закрывается, а в салоне автомобиля начинается дождь, который поливает пару манекенов на заднем сиденье, шофера и ползающих по ним виноградных улиток. Когда бросают вторую монетку, зонт раскрывается, а дождь прекращается.

На капоте кадиллака Дали поместил скульптуру мифологической царицы Эсфири (символа справедливости и мести) работы австрийского скульптора Эрнста Фукса.

"Эсфирь" тянет цепями колонну Траяна из автомобильных шин - отсыл к знаменитой римской колонне Траяна и дань римскому императору из династии Антонинов (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus), к которому художник испытывал сильнейший интерес.

Всё время, пока я рассматривал скульптуру, в голове крутился куплет из песни Лаэртского "Химфак МГУ", а именно: "Здоровенные бабищи на траве в хоккей играют..."
Да, творчество Дали вызывает интересные ассоциации. За что его и люблю.

Все сооружение венчает лодка, принадлежавшая Гала, и черный зонт.

Под лодкой можно увидеть выкрашенного в черный цвет "Раба" Микеланджело, далинизированного с помощью автомобильной шины.

Капли воды под днищем лодки - наполненные краской презервативы - не случайная деталь. Pо словам Дали, на этой лодке Гала охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника.

По обе стороны от входа - фонари парижского метро в стиле модерн по проекту Эктора Гимара.

В углублениях оконных проемов партера расположились манекены, стилизированные под жрецов Древнего Египта, чередующиеся с обугленными балками, оставшимися от сгоревшего здания старого театра.

Гротескные (как их называл сам художник) чудища между центральными окнами двора, созданные Дали при содействии Антони Пичота из скелетов животных, умывальников, улиток, камней с мыса Креус, срубленных веток платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, обломков горгулий с сгоревшей соседней церкви Святого Петра, старого блюда, найденного в муниципальном парке и выдвижных ящиков старой мебели из мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию.

"Венера Велата" Оливье Бриса.

Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым.

Эскиз декорации для балета "Лабиринт".

Руки из "Сотворения мира" - часть инсталляции, посвященной Сикстинской Капелле Микеланджело.

О дна из величайших иллюзий Сальвадора - "Обнаженная Гала, смотрящая на море". При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.

Немного удаляемся от картины...

и ещё ... Что мы видим? На расстоянии 20 метров картина "трансформируется" в портрет Авраама Линкольна.

Амадеу Торрес и Тереза Марек - "Эль Поль и Ла Пуса" (Вошь и Блоха) . Скульптура посвящена двум уличным музыкантам из детства художника, играющим на шарманке. Дали превратил их фисгармонию в такой сюрреалистический предмет.

Не знаю как называется эта композиция, но в голову приходит осьмирог.

Старый электрический столб.

"Галарина". На этой картине, как и на многих других работах художника, изображена жена, муза и модель Дали - русская эмигрантка Елена Ивановн а Дьяконова, известная всему миру как Гала (с ударением на второе А).

Крокодил с фонарём и одноногий манекен с костылём.

Предыдущая инсталляция с крокодилом вызвала у меня такую ассоциацию:-)

Скульптура "Стул-мане кен".

Придуманная Дали маска со шляпой, в тулью которой встроены ящики. В таком наряде он появился на балу-маскараде семейства Ротшильдов. У маски четыре лица: два - вариации портрета "Моны Лизы", одна - с усами, другая - с бородкой, третье лицо - с портретом Хелен Ротшильд, а четвертое - пустое место, предназначенное для лица обладателя маски.

"Оторинологическая голова Венеры" - то ли чудище, то ли божество, с ухом вместо носа и носом вместо уха.

Портрет скандальной голливудской звезды Мэй Уэст. Чтобы его увидеть нужно забраться по летнице и посмотреть на стоящие отдельно друг от друга диван-губы, камин-ноздри и картины-глаза в специальную линзу с париком по краям, подвешенную между ног верблюда.

"Ретроспективный женский бюст на фоне тушек фазанов". Батон на голове, муравьи на лице и початки кукурузы как ожерелье.

Aнтропоморфное лицо со зрачками-пупсами, безголовой куклой вместо носа, волосами из кукурузных початков и увесистым живописным камнем на макушке.

Не люблю фотографировать картины, но тут, пожалуй, можно и нужно сделать исключение из правил. Малоизвестная сторона творчества Дали - тема евреев и Израиля представленна на втором этаже музея сериями из 25 литографий, названых "Алия" (1968) , "Песня песней" (1971), "Двенадцать колен Израиля" (1973), и "Наши пророки" (1975).

"Алия" - Рисунок юноши с откинутой курчавой головой, торс которого обвит знаменем Израиля с голубой звездой Давида.

"Сцены Холокоста" - свастика над погибшими и звезда Давида как символ надежды в небесах.

Видимо, что то связанное с 40-а годами в пустыне...

Корабль под флагом с шестиконечной звездой, прибывающий к палестинскому берегу.

Провозглашение декларации создания Израиля в 1948 году.

"Бен-Гурион провозглашает декларацию независимости".

"Менора".

"Обрезание"

Своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.

Инсталляция с двумя футлярами подарочного издания книги Дали "Десять рецептов бессмертия". Бессмертие, как считал художник, является конечной целью любого алхимического поиска.

Глядя на тень на стене от "Ньютона с продырявленной головой", вспомнил фильм "Район № 9 "

"Постоянство памяти " или "Текучесть времени", как её ещё иногда называют, является одной из самых любимых мной работ Дали. Репродукция этой картины много лет висит у меня дома. В Фигейрасе представлен гобелен с всемирно известными стекающими часами, а оригинал находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Кстати, идея написать мягкие, текучие часы появилась у Дали однажды, когда будучи дома, он положил кусочек сыра "Камамбер" под лампу и увидел через некоторое время как сыр расплавился, растекся...

Золоченый скелет гориллы в спальне вместо прикроватной тумбочки.

Кровать привезена из Франции, а точнее - из легендарного парижского борделя "Ле Шабанэ" и возможно, принадлежала Кастильони, одной из фавориток Наполеона III.

Фигура с вмонтированными посередине головой Христа и печатной микросхемой.

Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает "коллекция" ящиков вмонтированных художником в тело статуи.

Потолочное панно "Дворец ветра".

Выходим из здания музея и сразу видим возвышающийся на покрышках один из трёх памятников французскому живописцу Жан-Луи Эрнесту Мейсонье (художнику, которым Дали восхищался). Скульптуры были созданы Антоненом Мерсье в 1895 году и "подправлены" Дали.

Тема яиц раскрыта не только на стенах и башне музея. Вот такая интересная композиция в одном из окон. Подарок от художника Рафаэля Дурана - "картонная голова великана" с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором стоит на опорах из яиц.

"Телевизионный обелиск" работы Вольфа Фостеля - одного из крупнейших немецких скульпторов второй половины 20-го века. Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой. В 1978 году Дали и Фостель подписали договор об обмене произведениями между своими музеями.

И напоследок - ещё один "Ньютон с продырявленной головой и свисающим с маятника яблоком-шаром" , провожающий посетителей этого замечательного театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.

Рассказывая о Каталонии, хочется открыть ее для вас по-новому, и описать в первую очередь достопримечательности, которым на различных сайтах и в блогах уделено меньше всего внимания. Однако не поделится своими впечатлениями от посещения некоторых из широко известных мест я все же не могу.

Говоря о Каталонии в ассоциативном ряду в первую очередь всплывают имена известных художников, а из художников в первую очередь конечно эксцентричный Сальвадор Дали. Нам посчастливилось побывать в Доме-музее Сальвадора Дали в Порт-Льигате, который полностью соответствует своему хозяину, но обо всем по порядку.


Порт-Льигат - это небольшая рыбацкая деревушка, расположенная недалеко от старинного испанского городка Кадакес. Дом Дали не узнать не возможно, его крыша украшена яйцами, а белые стены, как будто сияют на солнце. Перед домом на волнах Средиземного моря плещутся маленькие рыбацкие лодки. Вид очень умиротворяющий. Здесь великий художник жил с 1930 по 1982.


Дом состоит из нескольких рыбацких хижин, которые Дали выкупал постепенно и соединял с уже имеющимися помещениями. Все начиналось с полуразрушенной рыбацкой хижины, которая не была приспособлена для проживания. Именно эта хижина сегодня является первой комнатой, в которую вы попадаете входя в дом, еще ее называют медвежьей прихожей. Название очень говорящее, так как у входя в тесную комнатушку вас встречает чучело белого медведя. Который стоит на задних лапах с лампой, освещающей помещение, в одной лапе и несколькими нитями украшений из металла и камня на груди. За медведем красуется чучело совы и бабочки в рамке. Это не единственные чучела, которое вы встретите в этом доме. В этом же комнате стоит знаменитый диванчик в форме губ, обтянутый белой тканью с нарисованными на ней тропическими растениями.


Рядом очень скромная по размерам столовая, где расположены стулья с плетеными камышовыми сиденьями, старинная скамья с резной фигурной спинкой, стол на котором расположились два массивных кованых подсвечника, выдолбленный прямо в скале камин.

Из столовой, поднявшись несколькими ступенями выше, попадаешь в библиотеку, с большим количеством книжных полок, полностью заполненных книгами. Конечно сейчас на полках не стоит библиотека Дали, это всего лишь муляжи. Дело в том, что все книги из этой библиотеки находятся в Фигерасе, в центре изучения творчества Дали, основанном при фонде «Гала-Сальвадор Дали».

На самом верху книжных полок стоят три чучела белых лебедей с расправленными крыльями. Это создает впечатление, что, казалось бы, миролюбивые птицы, готовятся к нападению.

В ходе дальнейшего осмотра дома вам предстоит еще увидеть множество самых разных помещений, украшенных в неповторимом стиле Дали. Но одной из самых важных комнат в доме является мастерская художника. Это самая просторная и хорошо освещенная комната. В этом доме есть также отдельная комната Галы, так называемый овальный зал, где она читала и принимала посетителей. Чтобы попасть в это помещение сначала необходимо пройти через гардеробную со шкафами, на дверцах которых собраны коллажи из фотографий на которых пара появляется в компании разных звезд.


Однако, на осмотре всего дома экскурсия не заканчивается, вас ждут внутренний двор, оливковая роща, голубятня, знаменитый «Мусорный Христос» гигантских размеров, которого Дали создал из всевозможного сора и обломков, вынесенных волнами на берег бухты в Кадакесе.

А мы отправляемся дальше в еще одно место, связанное с Сальвадором Дали - мыс Кап де Креус. Это самая восточная точка материковой Испании, пиренейские горы, разделяющие Испанию и Францию, спускаются со своих заоблачных высот и уходят в Средиземное море скалистыми отростками, образуя неземные пейзажи. Эти места часто сравнивают с космическими. Постоянно дующие здесь пронзительные морские ветры делают растительность мыса крайне скудной (в основном это колючие кусты), а вулканические скалы превращают во что-то наподобие каменной губки. Именно это создает впечатление абсолютно инопланетного пейзажа. Инопланетный характер ландшафта во многом определен транмонтаной — суровым северным ветром, чьи разрушительные порывы подчас достигают 150 км в час.

Вдоль многокилометрового побережья проложены специальные пешеходные дорожки, которые петляют между выступами скал и заливами с прозрачной водой. Сам по себе маршрут достаточно сложный, порывы ветра делают его еще сложнее, потому для прогулки по этой местности нужна удобная обувь и неплохая физическая подготовка.


Мыс привлекателен не только для любителей необычных пейзажей и пеших прогулок, но и для тех, кому интересно творчество Дали. Именно эти пейзажи вдохновляли художника, Дали часто изображал на своих полотнах Кап де Креус. Например, на картине «Великий мастурбатор» можно рассмотреть силуэт скалы на мысе. Это не единственная картина, на которой Дали изобразил очертания скал Кап де Креус и чтобы вы могли их наблюдать, на дорожках расположены специальные указатели, которые подскажут куда смотреть и какое полотно художника вы должны увидеть. Но учтите, что транмонтана постоянно вносит свои коррективы в пейзаж мыса.


В самом начале материала я упоминала, что рассказывая о Каталонии, хочется открыть ее для вас по-новому, и описать в первую очередь достопримечательности, которым на различных сайтах и в блогах уделено меньше всего внимания. Ознакомится с такими местами вы сможете в июньском номере журнала Forbes Kazakhstan.

Сюрреализму всегда было нелегко в двух измерениях живописи. Дали - несомненно живописец. Но и ему, время от времени, было необходимо создавать объемные модели своих сложных образов, чтобы самому лучше понять собственную идею и способ ее воплощения на холсте.

Мастер работал исключительно с воском, поскольку никогда сам не рассматривал свои скульптуры, как самостоятельные произведения. Мир узнал о Дали-скульпторе только благодаря коллекционеру Исидру Клоту, который выкупил у мастера его восковые модели и по ним заказал бронзовые отливки. Представленные публике скульптуры произвели сенсацию в мире искусства. Многие скульптуры впоследствии были многократно увеличены и украсили не только музейные коллекции, но и площади многих городов.

По своему содержанию абсолютно все скульптуры Дали - пластическое воплощение образов, хорошо знакомых по его живописным работам. Благодаря объемности, многие образы приобрели дополнительную выразительность и эстетическое звучание.


Адам и Ева


Работа представляет собой композицию из фигур Прародителей, а также Змея, изогнутого в виде сердца. В эту фигурную петлю Ева подает яблоко Адаму. Автор трактует библейскую историю, как познание радостей плотской любви через преступный грех, привлекательный и вожделенный.
Фигуры людей выглядят несколько обобщенно, они лишены индивидуальных черт, что несомненно сделано осознано. Змей - напротив, выполнен тщательно и точно. Центр композиции четко обозначен яблоком с дерева Познания. Бронза позволила обозначить акценты, выделив их цветом. Змей выполнен в золотистых цветах, а яблоко - идеальная сфера - зеркально отполирована и выглядит почти перламутровой.


Профиль времени


Один из любимых образов художника - пластичные, текучие часы. Подобных скульптур у Дали несколько. Профиль времени - самая известная из всех. Феномен времени - особенно важен для художников сюрреализма, воспринимающих время, как непременный атрибут всех своих сюжетов, загадочных, сложных и неясных. Быстротечность, иллюзорность и неуловимость времени - предмет пристального внимания автора.

Святой Георгий и Дракон


Классический сюжет в трактовке автора выглядит несколько иначе, чем мы привыкли его видеть. Иконический символ Святого на коне, поражающего копьем Дракона, дополнен небольшой фигурой женщины, стоящей несколько поодаль, которая подняла руку, приветствуя подвиг Георгия. Автор тем самым напоминает о тех, ради кого был совершен подвиг, о даме, во имя которой рыцари совершают все свои подвиги, о любви и защите слабых. Художник раздвигает рамки классического сюжета, заставляет зрителя пересмотреть свое отношение к классике.


Космическая Венера


Известные всему миру формы античной Венеры в работе Дали несколько изменены, осовременены, эротизированы. Скульптура дополнена деталями, которые и заключают в себе идею автора. Первая деталь - "текущие часы", призванные напомнить зрителю об изменчивости вкусов и эстетических представлений людей. Вторая деталь - золотое яйцо - символ великого предназначения женщины - дарить жизнь. Символы вечного и проходящего объединены в работе. Автор иронизирует над изменчивостью человеческих вкусов, противопоставляя им вечную и постоянную мудрость природы.


Персей


В этом случае автор обращается к мифологии, причем, использует для образца известную статую Челлини. В скульптуре великого сюрреалиста Персей изображен схематично, детали не проработаны. Лицо полностью отсутствует. Голова Горгоны также весьма схематична. По своему содержанию работа представляет собой трактовку содержания мифа. Герой убил Горгону, уничтожающую взглядом, только потому, что сам сумел избавиться от лица, самого уязвимого места.

На сегодняшний день в европейских и находится более трех сотен скульптур . Большинство из них - третьи и четвертые копии, отлитые в оригинальных формах коллекционера Клота. Оригиналы скульптур хранятся в его частной коллекции.

Навскидку можно припомнить сразу несколько громких дел за последнее время, связанных с хулиганством. Дрифтера с площади Победы осудили за хулиганство и надругательство над историко-культурной ценностью, дали три года колонии. Посчитали хулиганством и веревку, городового в Минске, за это оштрафовали. За что наказывали хулиганов в советские годы? В архивах БГАКФФД нашлось несколько видео: там хулиганы портят скульптуры, свинчивают телефонные трубки в автоматах и «сидят» 15 суток за пьяное хулиганство.

Срезанные хулиганами телефонные трубки, 1965 год, Минск. Здесь и далее — скриншоты с видео БГАКФФД.

Про школьников и срезанные трубки в телефонных автоматах

Первое видео — 1965 год. Киножурнал «Пионер Беларуси» рассказывает про подростков-хулиганов, которые срезали трубки в телефонных автоматах Минска. Школьники признаются, что телефонные трубки разбирали на детали, которые делили между собой.

«Вось, палюбуйцеся, канструктары! А ці падумалі вы аб людзях, якім тэрмінова мог спатрэбіцца тэлефон? Гэта не свавольства, а злачынства!» — возмущен голос за кадром. Резонно.



Открыть/скачать видео (5.84 МБ)

Киножурнал «Піянер Беларусі», № 3, 1965 г., режиссер-оператор В. Шаталов; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

Видеоматериалы подготовила ведущий архивист отдела использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук .

Про взрослых хулиганов, выпивку и 15 суток

Видео за 1966 год — тут уже речь про взрослых, которые хулиганят и не знают меры в выпивке. Как раз в этом году в СССР приняли указ «Об усилении ответственности за хулиганство». На хулиганов массово рисуют карикатуры, советская общественность отказывается с ними мириться. А с нетрезвых хулиганов — больший спрос.

«15 суток придется отработать: суд, быстрый и справедливый, сразу протрезвляет хулиганов», — говорят авторы видео.

В последних кадрах зрителям показывают, как хулиганы трудятся под присмотром милиции.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Открыть/скачать видео (5.89 МБ)

Киножурнал «Савецкая Беларусь», № 19, 1966 г., реж. В. Цеслюк, опер. Ю. Иванцов, Г. Лейбман, В. Пужевич, Е. Соколов, С. Фрид, В. Цеслюк; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

Про хулиганов, которые разбили знаменитую минскую скульптуру

Третье видео — 1981 год. В кадре — суд над хулиганами, которые повредили известную минскую скульптуру. Бронзовый «Мальчик с лебедем», что в Александровском сквере. Скульптура эта появилась в Минске еще в 1874 году в связи с открытием водопровода в городе.

Наша скульптура — одна из копий работы немецкого скульптора Теодора Эрдманна Калиде. Повредили изваяние еще в войну — восстанавливал ее Заир Азгур. А теперь вот еще и хулиганы!

Кинофильм про случившееся с фонтаном — грустный и лиричный. Краеведам будет любопытно увидеть знаменитый фонтан без скульптуры и минчан, которые прогуливаются рядом с ним.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Открыть/скачать видео (35.56 МБ)

Кинофильм «Мы гуляли у фонтана», 1981 г., реж. А. Карпов, опер. Ю. Плющев; киностудия «Беларусьфильм».

Тогда, в 1981 году, изваяние отреставрировал и вернул историческую ценность городу скульптор Владимир Маслыко. Весной прошлого года, кстати, на фонтане снова появились фигуры лягушек — такие были там до революции. На кинокадрах 1981 года лягушек на бортике фонтана нет.

Как были наказаны те хулиганы, не знаем, но обвинение предложило «рассматривать действия подсудимых не только с точки зрения нанесенного материального ущерба».