Сочинение: Вавилонская башня.

(вольное изложение мифа)

"была вся земля - один язык и слова одни: И сказали люди: "Построим же себе город и башню до небес. И назовемся, чтобы мы не распылились по всей земле"
(Библейское предание; 11 глава книги «Бытие»)

Рассказ путника
Палящий зной полуденного солнца; раскалённый воздух прозрачным маревом поднимается от растрескавшейся земли. Усталость и жажда всё сильнее дают о себе знать. Но ничего. Ещё немного и этот путь будет пройден. Впереди уже видна цель моего путешествия – ещё недостроенное, но великое по замыслу творение рук человеческих. Люди, как муравьи, копошатся на лесах. Стройка идёт полным ходом: башня, высотой способная достичь неба, почти завершена.
Теперь можно и передохнуть. Скоро мне предстоит стать свидетелем триумфа человечества.
****
Однажды всё изменилось…
Стоял самый обычный день; строительство башни близилось к концу. Через два дня стройка, возможно, была бы окончена.
Тогда погода удивляла своей неестественной неподвижностью, каким-то странным затишьем. Ни одного облака на небе, ни единого дуновения ветра, только одна удушающая жара.
И, точно, не к добру оказалось всё происходящее: на горизонте появилась маленькая елезаметная тёмная точка. Она приближалась, росла, и вскоре люди увидели, что это вовсе не туча, а стремительно надвигающаяся пыльная буря!
Все спешат поскорее где-нибудь укрыться. А бушующая стихия всё ближе! Вот она уже у городских ворот: сметает всё на своём пути – даже толстые каменные стены не выдерживают бешеного натиска бури! Кругом одни обломки! Никто, даже старики, не могут вспомнить подобное. Но самое страшное не это. Бурей до основания разрушило ту самую башню! Великое творение было уничтожено в один миг!
А после наступила тишина…
Пыль постепенно оседала на руины. Ветер стих. Тучи, закрывшие собой всё небо, начали редеть. Уцелевшие жители стали осторожно выходить из своих убежищ. Но, к несчастью, их злоключения на этом не кончились…Страшная буря, так внезапно начавшаяся и так же внезапно отступившая, ещё не преподнесла свой главный «подарок». Не только великая башня была разрушена, но произошло ещё нечто невероятное – люди просто перестали понимать слова друг друга. Речь окружающих стала казаться каким-то непонятным набором звуков. Вот тогда все по-настоящему ужаснулись: никто никого не понимал, абсолютно.
Со всех сторон слышны крики не понимающих, потерянных друг для друга людей.

Wo bist du?!
- Somebody!..
- Qui comprend d"autre moi?
- Riesci a capirmi?
- Что в конце концов происходит?!
******
(Где ты? (пер. с нем.)
Кто-нибудь! (пер. с анг.)
Кто ещё меня понимает? (пер. с франц.)
Ты можешь меня понять? (пер. с итал.)
*******
Но всё со временем проходит, прошла и первая волна страха и паники. Постепенно люди начали собираться по группам, где речь была в целом схожа и понятна. Конечно, не одна семья была разлучена подобным образом, не одно сердце разбито. Но всё же волнения понемногу улеглись, крики смолкли.
Спустя несколько лет люди разошлись кто куда, каждый со своей группой, говорящих на одном языке. Только в их памяти остались все события недавнего прошлого. Хотя,через поколение и они стали казаться неправдоподными, а потом и вовсе обратились в миф.

(спустя 200 лет)

В одном достаточно зажиточном городе, некоего государства однажды появился неизвестный музыкант. Он был молод, хорош собой, но беден и совсем не понимал, что ему пытались сказать. Но не это впоследствии оказалось главным. Он пел, да как! Голос, звонким ручьём лился над толпой, проникал в каждый уголок сердца даже случайного слушателя, не оставляя равнодушным никого. И не важно было, на каком языке песня. Понятно было всё и так, без слов.

Думаю, дорогой мой читатель, пришло время вернуться в наше время, ведь сейчас также можно встретить много подобных примеров. Хотите узнать почему?
В музыке, в искусстве заключены все человеческие чувства: и радость, и печаль, и любовь, и тоска и много всего такого, что трудно выразить словами. А ведь всё это общее для всего человечества: люди из разных стран, на разных континентах испытывают практически одно и то же. Поэтому, язык здесь не имеет большого значения, многое понятно и так, без слов…

Урок развития речи. 6 класс

Вавилонская башня

Но стали - чудо из чудес - мы строить башню до небес…

А.Малинин

Цели : воспитание интереса к изучению русского языка; анализ живописного полотна и литературного источника в единстве содержания и средств художественного выражения; побуждение учащихся к самостоятельной творческой активности в работе с живописным и литературным образом; использование информационного пространства сети Интернет для работы над картиной Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня»; обучение разностороннему анализу произведения через таблицу «Шесть шляп мышления».

Задачи : использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности; оценить гармонию единства художественных средств живописи и содержания картины; совершенствовать навыки и умения анализа текста; построить высказывание о лично воспринятом художественном образе, переданном в собственном образном слове.

Оборудование : мультимедийный проектор, слайды с портретом художника и репродукцией картины, цветные жетоны, таблица «Шесть шляп мышления», карты ответов, эпиграф, дополнительная специальная литература, Интернет-ресурсы (http:// clck .yandex .ru ; http:// go . mail .ru ).

«Шесть шляп мышления»

а) Какие события произошли?

б)Герои произведения.

в) Место, время и т.д.

Желтая шляпа

Положительное,

позитивное

мышление

Выделение позитивных сторон и аргументирование: почему они являются позитивными.

Что хорошо, что полезно, конструктивно и почему?

Черная шляпа

Критическое мышление

Не только выявление противоречий, недостатков, но и анализ их причин.

Что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – почему так произошло?

Красная шляпа

Эмоциональная

Нужно связывать изменения эмоционального состояния с теми или иными моментами.

С каким именно моментом связана та или иная эмоция: грусть, радость, раздражение…

Зеленая шляпа

Творческое мышление

Помогает найти новые грани в изучаемом материале.

а) Что можно было бы сделать иначе, почему, как именно?

б) Как можно усовершенствовать тот или иной аспект?

Синяя шляпа

Философская, обобщающая, аналитическая

Анализ содержания. Приемы и средства создания образа, нужно сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня» 1563 г.

Ход урока

    Вызов.

Учитель. Вавило́нская ба́шня - башня, которой посвящено библейское предание, изложенное во 2 главе «Ноах» книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Прочитайте выразительно текст упр. 413, определите тип речи, тему, основную мысль (задание для сильной группы учащихся).

Выписать из текста словосочетания «существительное + причастие» (задание для слабой группы).

    Осмысление.

Учитель. Вавилонская башня - впечатляющее достижение древних строителей, но этим не ограничивается интерес к ней, к ее замечательной истории, воплощенной в литературе, в музыке, в живописи, например, в картине Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня», созданной в 1563 году. Ваша работа в группах должна показать, что легенда о Вавилонской башне представляет интерес с точки зрения роли языка как средства межнационального общения и с точки зрения искусства.

Учащиеся делятся на 6 групп, используя цветные жетоны, выбирают одну из «шести шляп мышления»; в группе выбирают одного человека, который озвучивает ответ от имени всех.

Время для подготовки ответа – 10 минут. Во время подготовки учащиеся работают с дополнительной специальной литературой и в сети Интернет, оформляют свои ответы на листах бумаги фломастером того же цвета, что и шляпа, выбранная группой.

Белая шляпа : Научная история поисков Вавилонской башни началась с нескольких кусков раскрашенных кирпичей, найденных на месте Вавилонского царства немецким архитектором и археологом Робертом Кольдевеем. Обломки кирпичного барельефа послужили достаточно веской причиной, чтобы кайзер Вильгельм II и только что основанное Германское восточное общество стали щедро финансировать раскопки древнего города на реке Евфрат на территории нынешнего Ирака. 26 марта 1899 г. Кольдевей торжественно начал раскопки. Только в 1913 г. уровень грунтовых вод снизился, и археологи смогли приступить к исследованию остатков легендарной башни. На дне глубоких раскопов они освободили из-под наслоений сохранившуюся часть фундамента из сырцового кирпича и несколько ступеней лестницы.

В 1962 г. экспедиция под руководством архитектора Ханса-Георга Шмидта продолжила исследования развалин башни. Профессор Шмидт создал новую модель постройки: две боковые лестницы вели к широкой террасе, расположенной на высоте 31 м от земли, монументальная центральная лестница заканчивалась на втором ярусе на высоте 48 м. Оттуда вели вверх еще четыре лестничных марша, а на вершине башни стоял храм. Зиккураты, как называли вавилоняне свои башни, были высотой примерно с современный 25-этажный дом!

Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 миллионов кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.

Желтая шляпа : Храм был высотой 91 метр и имел одну прямоугольную ступень и семь спиральных - всего их было восемь. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею» или «краеугольный камень Небес и Земли». Знаменитый храм верховного божества Мардука.

Многие историки убеждены, что храмовые башни служили жрецам также в качестве астрономических обсерваторий. Поскольку эти сооружения были самыми высокими точками на плоской, как стол, равнине междуречья Тигра и Евфрата, а глиняные таблички сохранили в веках свидетельства глубоких познаний вавилонских мудрецов в астрономии. Астрономия была в те времена чисто вавилонской наукой. Жрецы использовали знания о небесных светилах для обоснования астрологических предсказаний будущего, а также при составлении и исправлении календаря. В представлении обитателей древней Месопотамии астрономия и астрология были неразрывно связаны между собой. Наблюдая звездное небо, жрецы определяли траектории движения звезд по небосклону, а позднее научились заранее их рассчитывать.

Черная шляпа : Вавилоняне за шесть веков до нашей эры строили величественные сооружения высотой до 90 м, но до наших дней от них дошли только жалкие остатки.

Вавилонский «небоскреб» стал символом безумной гордыни земного человека, посмевшего равнять себя с самим Богом. О плачевном конце Вавилонского царства в Библии тоже говорится как о возмездии за грехи и высокомерие перед Господом. Библейская мораль ясна: усмири гордыню, не замахивайся на то, что тебе не под силу, иначе будешь повержен. Однако на людей это древнее предостережение не подействовало... У строителей Вавилонской башни есть много последователей в разных странах, и рекорды высоты зданий падают один за другим, чему в немалой степени способствует технический прогресс.

Красная шляпа : Мы считаем возможным то, что евангельские волхвы, пришедшие поклониться новорожденному младенцу Иисусу, происходили из Вавилонии, ведь никто другой не мог предсказать появление на небе Вифлеемской звезды. Вавилонские мудрецы позаботились сохранить свои знания для будущих поколений и записали их клинописью на множестве глиняных табличек, снабдив для ясности рисунками.

Легенда о Вавилонском столпотворении, в которой говорится, что Бог покарал людей за гордыню, сформировала у многих европейских народов отрицательное отношение к царству Вавилонскому как рассаднику греха и порока. В действительности нравы и обычаи в тех краях были вполне пристойными.

Зеленая шляпа : Легенда о Вавилонской башне, представленная в упражнении, является повествованием. Хотелось бы добавить описание башни, отсутствующей в тексте учебника: «А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица-башня: внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет: в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый и оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю – золотой, чтобы, как солнце сверкала!». Это описание объясняет, почему кирпичи были разного цвета. Разноцветные кирпичи сами по себе глубоко символичны – они как предвестники различий, которые появятся у некогда единого народа. Это разные языки, разный цвет кожи, разрез глаз, цвет волос и другое.

В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563).

Синяя шляпа : Действительно, легенда о Вавилонской башне позволяет объяснить, почему люди стали говорить на разных языках. Примечательна она тем, что раскрывает важность одного из обязательных условий общения – знание общего языка.

III . «Рефлексия»

Домашнее задание: написать сочинение-этюд по картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего.


важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (см. Быт. 11, 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес», сделаем себе имя, – говорили они, – прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт. 11, 4). Однако строительство было пресечено Господом, Kоторый «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и расселились по земле (см. Быт. 11, 8). Город получил название «Вавилон». По преданию, строительством Вавилонской башни руководил потомок Хама Нимрод. Библейское повествование о Вавилонской башне дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, которое может быть соотнесено и с современным пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим», из него вычленились другие языки. Kроме того, рассказ о Вавилонской башне является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы.
В христианской традиции Вавилонская башня – символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Таким образом, антитезу Вавилонской башне представляет чудо основания Церкви, которая соединяет народы Духом Святым (см. Деян. 2, 4-6). Вавилонская башня также является прообразом современной технократии с ее тоталитарной идеологией и тираническим отношением к человеку.
На образ Вавилонской башни, несомненно, наложила отпечаток месопотамская традиция храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения, на верхней террасе находилось святилище божества. Священное Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства. Во время активного археологического изучения Древней Месопотамии было сделано множество попыток найти прообраз Вавилонской башни, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука, который имел название «основание неба и земли».

Еще по теме ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ:

  1. Физические гипотезы относительно возникновения народовСвязь этой проблемы с вопросом о различии рас.- Причина разделения народов - духовный кризис, доказываемый на основании узла связей, существующих между разделением народов и возникновением языковКн. Бытия, 11. - Объяснение кризиса и позитивной причины воз-никновения народов.- Средство воспрепятствовать рас-падению на отдельные народы - поддерживать сознание единства (праисторические монументы. Вавилонская башня).

Предупреждаю:Легенда не маленького обьема:)

Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали.

И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.

Давайте соберемся все вместе и выстроим высокую башню! - сказал один.

Все обрадовались и закричали:

Мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!

Выбрали высокую гору - и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из нее кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвертые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.

Все работают, всем весело, все поют.

Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня. Город Вавилон.

Башня строилась не год и не два. Одних кирпичей для нее понадобилось тридцать пять миллионов! И для себя пришлось еще дома построить, чтобы было где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было где петь.

А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю - золотой, чтобы, как солнце, сверкала!

И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам бог Ягве. Не понравилась ему их затея - выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добрались до неба.

"Это оттого они умудрились свою башню выстроить,- подумал он,- что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились!"

И наслал Ягве на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.

Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам сказать, чтобы те скорее ковали тонкие золотые листы для кровли, А кузнецы не понимают ни слова.

И во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.

Маляр кричит;

Краска кончилась!

А у негополучается:

Номорпэнт!

Ничего не понимаю! - кричит ему снизу другой. А получается

Жэнэком пренепа!

И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные Другим.

Виндадоры!

Маракири!

Бобэоби!

Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять?

И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старсется держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.

И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону - строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться.

Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской Башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.

И до сих пор на всех языках света люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.

Хамураппи. Нравы и законы

Вавилонская башня

Висячие сады

Гильгамеш (О все видавшем)

Вавилонские стены и дорога Мардука

Составитель и оформитель:

Динул Роман

Хаммурапи

Нравы

и законы

К

Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе…

Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу ещё и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон – также золотые. По словам халдеев, на изгоᴛᴏʙление [всех этих этих вещей] пошло 800 таланᴛᴏʙ 2 золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и ещё один огромный алтарь – на нём приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 таланᴛᴏʙ ладана на празники в честь этого бога. Была ещё в священном участке в то время, о котором идёт речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей 3 высоты. Мне самому не довелось её видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить её…».

Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела 8 ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, т.е. вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку учёному и добросовестному, но, вероятно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землёй и при раскопках Кольдевей не нашёл от неё никакого следа.

Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На её строительство ушло 85 000 000 кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей: то, что начинал дед, продолжали внуки. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его востонавливали и украшали заново. Это понятно: правители, сооружавшие зиккураты, строили их не для себя, а для всех. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Сначала люди выходили из Нижнего храма, где перед статуей Мардука, совершалось жертвоприношение, потом они поднимались по гигантским каменным ступеням лестницы Вавилонской башни на второй этаж. Жрецы тем временем спешили по внутренним лестницам на третий этаж, а оттуда проникали потайными ходами в святилище Мардука

В это святилище народ не имел доступа – здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно для себя. Только одна избранная женщина, гоᴛᴏʙая разделить с Мардуком ложе, проводила здесь ночь за ночью.

Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали Вавилонскую башню – святилище Мардука. Набополасар и Навуходоносор отстраивали её заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-темен-анки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И всётаки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от неё только развалины, которые увидел на своём пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины – он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить её снова. «Но, – как пишет Страбон, – ϶ᴛόᴛтруд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать 10 тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, учитывая, что вскоре заболел и умер».

Висячие сады семирамиды



В 90 км от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона. Город давно перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о его грандиозности. В VII веке до н э. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца – сады, ставшие легендой.

Создание знаменитых садов легенда связывает с именем ассирийской царицы Семирамиды. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею были построены «висячие сады» в Вавилоне. Правда, вплоть до начала нашего столетия «висячие сады» считались чистым вымыслом, а их описания – просто излишества разыгравшейся поэтической фантазии. Первой способствовала этому сама Семирамида, вернее, её биография. Семирамида (Шаммурамат) – историческая личность, но жизнь её воистину легендарна. Однако, наиболее реалистично её жизнь описывает греческий писатель Афиней из Навкратиса (II в.н э.). По его словам Семирамида вначале была «незначительной придворной дамой при дворе одного из ассирийских царей», но была она «столь прекрасна, что своей красотой завоевала царскую любовь». И вскоре уговорила царя, взявшего её в жёны, дать ей власть всего на пять дней…

Получив жезл и облачившись в царское платье, она сразу устроила великое пиршество, на котором склонила на свою сторону военачальников и всех сановников; на второй день она уже повелела народу и благородным людям воздавать ей царские почести, а своего мужа бросила в темницу. Так эта решительная женщина захватила трон и сохранила его до старости, совершив многие великие деяния.

Хотя, кроме известной Шаммурамат, мы знаем ещё нескольких «Семирамид». Об одной из них Геродот писал, что «она жила за пять человеческих веков до другой вавилонской царицы, Нитокрис» (т.е. около 750 г. до н э.). Другие историки называют Семирамидой Атоссу, дочь и соправительницу царя Белоха, правившего в конце VIII в. до н э.

Однако знаменитые «висячие сады» были созданы не Семирамидой и даже не во времена её царствования, а позже, в честь другой – нелегендарной – женщины. Они были построены по приказу царя Навуходоносора для его любимой жены Амитис – мидийской царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зелёным холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя роскошью, беспримерной даже в те времена.

Свой дворец Навуходоносор построил на искуственно созданной площадке, поднятой на высоту четырёхярусного сооружения. Висячие сады были разбиты в северо-восточной части дворца, на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживалиась мощными высокими колоннами, расположенными внутри каждого этажа. Платформы террас представляли ᴄᴫᴏжное сооружение – в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шёл двойной ряд кирпичей, соединённых гипсом, ещё выше – свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и давала достаточно света для растений.

В повозках, запряжённых быками, привозили в Вавилон деревья, завёрнутые во влажную рогожу, семена редких трав, цвеᴛᴏʙ и кусᴛᴏʙ. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожанными вёдрами, подавая в сады воду из Евфрата.

Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света. Но во время персидского господства дворец Навуходоносора пришёл в запустение.

В IV веке этот дворец стал резиденцией Александра Македонского. Тронный зал дворца и покои нижнего яруса висячих садов были последним местом его пребывания на земле.

Человеком, который раскопал «висячие сады», был немецкий учёный Роберт Кольдевей. Однажды при расопках Вавилона Кольдевей наткнулся на какие-то своды. Они были под пятиметровым слоем глины и щебня на холме Каср, скрывавшем руины южной крепости и царского дворца. Он продолжал раскопки, рассчитывая под сводами найти подвал, хотя ему и казалось странным, что подвал оказался бы под крышами соседних зданий. Но никаких боковых стен он не нашёл: лопаты рабочих отрывали только столбы, на которые эти своды опирались. Информация с сайта Бигреферат.ру / сайт Столбы были каменные, а камень в месопотамской архитектуре был большой редкостью. И наконец Кольдевей обнаружил следы каменного колодца, но колодца со странной трёхступенчатой спиралевидной шахтой. Свод был выложен не только кирпичём, но и камнем.

Вдруг Кольдевея осенило! Во всей литературе о Вавилоне содержалось лишь два упоминания о применении камня в Вавилоне, причём это особенно подчёркивалось: при постройке северной стены района Каср и при постройке «висячих садов» Семирамиды. Он пришёл к убеждению, что найденное сооружение не могло быть ничем иным, как сводом подвального этажа вечнозелёных «висячих садов» Семирамиды, внутри которого находилась удивительная для тех времён водопроводная система.

Но чуда больше не было: висячие сады были уничтожены наводнениями Евфрата, который во время паводков поднимается на 3-4 метра. И теперь представить их мы можем только по описаниям античных авторов и с помощью своего воображения.

Гильгамеш

(о все видавшем)




Двойное название великой ассиро-вавилонской поэмы объясняется просто: клинописные тексты на глиняных табличках (ни шумерские, ни аккадские) вообще не имеют никаких заголовков. Их различают и каталогизируют по первой строке. Эпос о Гильгамеше начинается так:


О всё видавшем до края мира,

О познавшем моря, перешедшем все горы,

О врагов покорившем вместе с другом,

О постигшем премудрость и всё проницавшем:

Сокровенное видел он, тайное ведал,

Принёс нам весть о днях до ᴨᴏᴛопа,

В дальний путь ходил,но устал и вернулся,

Рассказ о трудах на камне высек…


«Гильгамеш» велик уже хотя бы тем, что это – по существу первое произведение мировой классики, где устная мифологическая традиция, преследовавшая к тому же в основном религиозно-идеологические цели, переросла в связное художественное произведение. Герои эпоса, которых чтили и в Шумере, и в Ассирии, и в Вавилонии – в первую очередь, сам Гильгамеш, правитель Урука (стольного города на берегу Евфрата) – не бесплотные мифологические персонажи, а живые, полнокровные люди, полулюди, боги и другие существа, которые, по представлениям жителей Древнего Двуречья, населяли земной, подземный и небесный миры

В поэме ставятся и разрешаются фундаментальные вопросы бытия, жизни, смерти, бессмертия. Впервые в мировой классики здесь обозначен красной нитью приоритет дружбы перед всеми остальными человеческими качествами.

Характеры главных героев даны в динамике, диалектическом развитии: от вызывающего себялюбия и непримеримого противостояния – к побратимству и абсолютной гоᴛᴏʙности к самопожертвованию во имя друг друга. Фонтан феерических чувств и «буйство плоти», клубок необузданных страстей и трудно постижимых с точки зрения современного читателя, зачастую слабо мотивированных поступков – вот что такое великая аккадская поэма. Гильгамеш не совсем обычный герой. Он – богочеловек: «на две трети бог, на одну – человек». Власть развратила его. Царь ведёт разгульный, неупорядоченный образ жизни. И его дворец – «место, где не кончается праздник». Там идёт нескончаемый пир. На ᴨᴏᴛеху Гильгамешу, его друзьям и дружине сюда то и дело приводят молодых красивых девушек и юношей, которые становятся участниками непрерывных оргий, забывая дорогу в отчий дом.

В городе царит паника. Его жители обращаются к верховным богам с просьбой утихомирить и образумить Гильгамеша. Боги согласны, но делают это не совсем обычным способом. Они создают небывалое существо, покрытое шерстью, не ведающее никаких благ цивилизации, похожее на «снежного человека», к тому же и на самом деле «спустившегося с гор». Зовут соперника Гильгамеша – Энкиду. (В прежних переводах, и, в частности, сделанных Николаем Гумилёвым и ассирологом Владимиром Шилейко это имя звучало более поэтично – Эабани; но с тех пор научный перевод ушёл «далеко вперёд» в сторону буквализма).

Гильгамеш понимает, что наступает час его перерождения, но сначала хочет испытать самого Энкиду. Он посылает ему навстречу самую прекрасную и любвеобильную женщину из своего окружения – блудницу Шамхат.

Пройдя испытание любовью, Энкиду очеловечивается. Но он помнит наказ богов: необходимо также и перерождение Гильгамеша.

Сойдясь в поединке, оба героя понимают: их сила не в противоборстве, а в единении. Они становятся побратимами. Отныне их судбюа нераздельна. Вместе они сражаются с врагами, вместе одолевают исполинского демона Хумбабу, чей голос «волнует море, колеблет землю, как ᴨᴏᴛоп, сотрясает страны света».

Дружба способна творить чудеса. Объединившись на базе кровной дружбы, Гильгамеш и Энкиду стали непобедимыми. Теперь это обеспокоило самих богов: разве может кто-то быть им равным. Сначала Гильгамеша попытались разлучить с Энкиду с помощью богини любовной страсти Иштар, которая ни на миг не сомневалась в очередной победе. Но герой отвергает домогательства страстной и – он знает – мстительной богини. Отвергнутая Иштар обезумела от нанесённого оскорбления. При помощи верховных небожителей она насылает на родной город Гильгамеша чудовищного огнедышащего быка. Тот беспощадно уничтожает его жителей и заодно пытается разделаться с Энкиду. Но Гильгамеш пресекает чинимую расправу и убивает небесного быка. Боги вновь забеспокоились: дружба двух побратимов, не знающих поражений, должна быть расторгнута. И они выносят приговор: один из друзей должен умереть. До нас не дошли многие части поэмы, но, судя по всему, Энкиду добровольно вызвался принести себя в жертву во имя священной дружбы.

Гильгамеш остался один Он впервые задумывается о жестокой несправедливости, царящей в мире, решает сделать всё, чтобы вновь вернуть Энкиду к жизни. Для этого необходимо постичь тайну бессмертия. И Гильгамеш отправляется в беспримерное путешествие по всем мирам и землям в поисках способа вызволить Энкиду из преисподней. Судьба приводит его к бескрайнему океану, где на далёком острове живёт прародитель всех людей Утнапишти. Он знает тайну бессмертия, но не хочет выдавать её чужестранцу. Зато во всех подробностях рассказывает историю своей жизни. Когда-то Утнапишти вместе с женой по воли богов спасся от всесокрушающего потопа, ʜᴎϲпосланного за грехи людей на землю

В поэме развёртывается апокалипсическая картина тех жутких событий. Кстати запечатлённый на глиняных табличках рассказ Первопредка считается самым древним описанием светопреставления: он древнее библейских тексᴛᴏʙ и всех прочих – древнекитайских, древнеиндийских, древнеиранских, не говоря уже о преданиях индейцев обеих Америк, записанных уже после испанских завоеваний:


…> Цепенеет небо,

Что было светлым,– во тьму обратилось,

Вся земля раскололась, как чаша.

Первый день бушует Южный ветер,

Быстро налетел, при этом пляя горы,

Словно войною, людей настигая.

Не видит один другого,

И с небес не видать людей…


Наконец Утнапишти сжаливается над своим гостем и открывает ему тайну бессмертия:


«Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,

И тайну цветка тебе расскажу я:

Этот цветок – как тёрн на дне моря,

Шипы его, как у розы, твою руку уколют.

Если ϶ᴛόᴛцветок твоя рука достанет,–

Будешь всегда ты молод».


Гильгамеш немедленно бросается в пучину и достаёт чудесный цветок. Он торжествует: побратим Энкиду будет вырван из преисподней и вернётся к живым. Бессмертными можно сделать всех людей и, прежде всего, народ Урука. Но не тут-то было. На обратном пути, когда Гильгамеш совершал омовение, выползла коварная змея и похитила цветок бессмертия. Побратимам не сужденно было больше встретиться. Поэма обрывается на трагической ноте. Сказанное касается только сюжета. Дух поэмы остаётся оптимистичным. «Нет уз святее ᴛᴏʙарищества» – это сказал Гоголь сорок веков спустя. Впервые же – безвестный автор «Гильгамеша».

Вавилонские стены

и

дорога Мардука



Навуходоносор очень много строил в Вавилоне. Превратив столицу в неприступную крепость, он приказал высечь в камне надпись: «Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожжённого кирпича. У основания рва я воздвиг высокую крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Для того чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожжённым кирпичём. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость».

250 башен защищали город, имевший сто медных ворот и около 60 миль в окружности. Евфрат делил его на две части, и на каждом берегу возвышался величественный дворец. Превосходный мост соединял оба берега, а в царствование Семирамиды был даже вырыт тоннель под Евфратом. Один из двух дворцов был цитаделью, а другой – местом пребывания царей.

Уже известный нам Роберт Кольдевей во время раскопок Вавилона обнаружил два ряда вавилонских стен, которые тянулись вокруг города почти на 90 километров. Это было в два раза больше окружности Лондона прошлого столетия, а ведь Лонлон того времени насчитывал более двух миллионов жителей. Сколько же жителей в таком случае должно было проживать в Вавилоне?

А в начале 1900 года Кольдевей выяснил факт того, что его рабочие раскопали ещё и третий пояс вавилонских стен Если бы все кирпичи этих стен расположить цепочкой, то получился бы пояс длиной от 500 до 600 тысяч киллометров. Им можно было бы опоясать земной шар по экватору 12 – 15 раз… Вторая стена была из обожжённого кирпича: для производства его в необходимом количестве должны были работать 250 заводов с годовой производительностью в 10 000 000 штук кирпича.

Какаво же было назначение этих стен? Защищать жителей Вавилона от вражеских орудий? Возможно ли это за 2000 лет до изобретения пороха?

Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы глазурованными плитками, покрытыми арнаментом, а также изображениями львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Уже в первые дни раскопок, когда отрыли неполных 10 метров стен, Кольдевей нашёл почти тысячу больших и малых обломков от их украшений: львиные хвосты и зубы, ноги газелей и людей, наконечники копий… И все 19 лет раскопок находки продолжались!

На огромной равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелёными и голубыми плитками, которые отражают солнечные лучи далеко к горизонту. А за этими стенами и башнями – ещё более великолепные и высокие. В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом и Тигром – легендарная Вавилонская башня.

И весь ϶ᴛόᴛволшебный пейзаж отражается в огромном озере, которое защищало от нападения и без того неприступные стены. Хитроумная водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона.

Все авторы сходятся в том, что стены были возведены из кирпичей, скреплённых асфальтом. Но ещё больше, чем крепосные стены, Кольдевея (а вместе с ним и весь мир) поразило другое открытие – «Дорога смерти», или, точнее, «Дорога для процессий бога Мардука».

Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона – Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвящённому богу Мардуку. Эта дорога двадцатичетырёхметровой ширины была ровной, как шнур, и вела сначала к воротам богини Иштар (мощному укреплённому сооружению с четырьмя башнями), а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата – к святилищу бога Мардука. Посередине дорога была вымощена большими каменными плитами, и во всю длину её обрамляли красные кирпичеые полосы. Пространство между блестящими каменными плитами и маᴛᴏʙым мощением было залито чёрным асфальтом. На нижней сороне каждой плиты было выбито клинописью: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу поломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными плитами… О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!».

Это была великолепная дорога, но всё же чудом света её делало совсем другое

В сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный канал-шлюз. Ничего не было видно ни справа ни слева, ᴨᴏᴛому что с обеих сторон её обрамляли гладкие стены семиметровой высоты, заканчивавшиеся зубцами, между которыми на одинаковом расстоянии друг от друга стояли башни. Внутренняя сторона стен была облицована блестящей глазурованной синей плиткой, и на холодном синем фоне её грозно вышагивали львы с ярко-жёлтой гривой и оскаленной пастью с клыками. Сто двадцать двухметровых хищников глядели на паломников, за ними со стен ворот богини Иштар скалили пасти драконы, рогатые полукрокодилы, полупсы с чешуйчатым туловищем и огромными птичьими когтями вместо лап. Этих вавилонских драконов было свыше пятисот.

Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужасной дороге? Ведь вавилонская религия, хотя и была полна магии, чудес и фантастических существ, отнюдь не была религией ужаса. Но дорога Мардука вызывала чувство страха и превосходила всё, даже храм ацтеков в Чичен-ице, который называют окаменевшим ужасом. На этот вопрос исследователи вавилонской религии так и не смогли ответить. Военные историки предполагают, что дорога великого бога Мардука служила не просто для процессий поломников, а была и частью оборонительной системы самой крупной крепости, которая когда-либо существовала в мире. Текст с сайта Биг Реферат РУ

Попробуем представить, что встретил бы враг, решивший захватить Вавилон Навуходоносора? Сначала ему бы пришлось преодалеть широкий ров, в который были бы пущены воды Евфрата. Допустим, это удалось… Для таких случаев в Месопотамии использовали ни лодки, а надутые воздухом овечьи бордюки, на которых войны плавали, как на спасательных кругах. (Работники Кольдевея таким образом каждое утро перебирались на работу с правого берега Евфрата.) Допустим, что враг преодалел и первую, и вторую, и третью линии стен И вот он оказывается у главных ворот, а преодалев эти ворота, попадает на ровную, вымощенную и заасфальтированную дорогу, ведущую к царскому дворцу. Тогда из бесчисленных отверстий в башнях на него посыпался бы дождь стрел, копий и раскалённых асфальᴛᴏʙых ядер. И не осталось бы ему ни малейшей возможности для бегства. Кроме того, враг оказался бы междустен, наводящих ужас – львов, взирающих с грозным видом, а с ворот богини Иштар скалили бы пасти сотни драконов. Дорога Мардука становилась для неприятеля настоящей дорогой смерти.


И всё-таки Вавилон пал… Пал, хотя стены Навуходоносора продолжали стоять и никто ими так и не овладел… Персидский царь Кир подкупил правящую верхушку, пообещав ей сохранить все привелегии. И она открыла ему ворота городских стен и главные ворота богини Иштар. А щиты воинов, отдающих честь новому господину, прикрыли пасти грозных львов на стенах дорог

Испльзуемая литература:


Сто великих книг (Ю. А. Абрамов, В. Н. Демин Москва. «ВЕЧЕ» 1999 г.)


Сто чудес света (Н. А. Ионина. Москва. «ВЕЧЕ» 1998 г.)


Энциклопедия для детей ТОМ I

«Всемирная история» 1995г.


Детская энциклопедия ТОМ VIII

«Из истории человеческого общества» 1967г.


Большая советская энциклопедия
1953г.

1 Расᴛᴏʙщик – человек, дающий деньги в рост, т.е. в долг под большие проценты.
Культура и достопримечательства Древнего Вавилона

Содержание Содержание............................................................................................... 2 Введение..................................................................................................... 3 1. Древний Вавилон и переплетение культур.......................................... 4 2. Культура Ново-Вавилонского царства.............................................. 10...


Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)

И.Лосева

Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада.

Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии). ...


Вавилон: искусство и архитектура, наука, религия

Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

Главными памятниками Нововавилонского царства являются развалины Вавилона. Самый крупный город на Древнем Востоке представлял собой прямоугольник площадью более 10 км 2. Он был разделен Евфратом на восточную (старую) и западную (новую) части. Обе половины города соединялись деревянным мостом на каменных опорах. Вавилон был обнесен рвом и тремя рядами высоких стен с 360 башнями. Первая стена была толщиной 7м, вторая - 8 м, а третья - 3,5 м. Все они были облицованы глазурованными кирпичами, некоторые из них составляли рельефы, изображавшие животных и воинов. Кроме того, хитроумные инженерные сооружения позволяли в случае угрозы затопить водой всю раскинувшуюся перед Вавилоном плоскую, как стол, равнину. ...