Полное имя маркиза де сада. Преступление и наказание

, Королевство Франция), часто именуемый как марки́з де Са́д (фр. marquis de Sade ) - французский аристократ, политик, писатель и философ . Был проповедником идеи абсолютной свободы , которая не была бы ограничена ни нравственностью , ни религией , ни правом . Основной ценностью жизни считал утоление стремлений личности.

22 октября 1785 года Донасьен начал работу над романом «120 дней Содома » . Через 37 дней де Сад закончил работу над манускриптом, который был написан на рулоне бумаги длиной от 12 до 20 метров. Маркиз спрятал его у себя в камере.

8 июля 1787 года Донасьен закончил работу над повестью «Несчастья добродетели». 7 марта 1788 года де Сад завершил свою очередную работу - один из шедевров французской новеллистики - новеллу «Евгения де Франваль».

27 апреля 1789 года во Франции вспыхнули народные беспорядки. Руководство тюрьмы решило усилить охрану. 2 июля де Сад прокричал из окна своей камеры, что в Бастилии избивают арестантов, и призвал народ прийти и освободить их. 4 июля за эту скандальную выходку Донасьена перевели в лечебницу Шарантон , запретив ему забрать книги и рукописи. После перевода де Сада тюремный охранник нашёл спрятанный в камере рулон с текстом «120 дней Содома» и вынес его. 14 июля Бастилию заняли народные толпы, началась Великая французская революция . При взятии Бастилии камера де Сада была разграблена и многие рукописи были сожжены.

2 апреля 1790 года , после девяти месяцев заключения, де Сад покинул Шарантон; по решению Национальной Ассамблеи были отменены все обвинения, высказанные в lettres de cachet . На следующий день (3 апреля) мадам де Сад в суде добилась развода со своим мужем; суд также обязал его выплатить ей компенсацию. 1 июля маркиз де Сад, под именем гражданин Луи Сад (citoyen Louis Sade) , присоединился к одной из революционных группировок. -14 июля маркиз де Сад проживал у президентши де Флерье, которая была его любовницей с апреля по август этого года. 25 августа маркиз де Сад познакомился с молодой актрисой Мари Констанс Ренель, которая стала его любовницей и затем оставалась ею до последних дней его жизни.

В 1791 году де Сад опубликовал свой роман «Жюстина, или несчастья добродетели» («Justine ou les malheurs de la vertu»). 22 октября того же года в одном из театров Парижа была поставлена драма «Граф Окстьерн, или Последствия распутства», которую де Сад закончил ещё в Бастилии. 24 ноября он читал в «Комеди Франсез » свою пьесу «Жан Лене, или Осада Бове».

В 1792 году де Сад продолжал писать пьесы и успешно показывать их во французских театрах.

Сад Донасьен Альфонс Франсуа де (Sade Donatien Alphonse François de) (1740–1814), французский маркиз, писатель; эпоним садизма.

Родился 2 июня 1740 в замке Конде в Париже. Родословная Сада восходит к полулегендарной Лауре де Новес (ок 1308–1348), возлюбленной итальянского поэта Петрарки, которая около 1325 вышла замуж за графа Хьюго де Сада. Согласно ранним историческим хроникам, все мужские предки Сада носили графский титул. Однако, его дед Гаспар Франсуа де Сад стал именовать себя маркизом. Отец – Жан Батист Франсуа Жозеф де Сад (? – 1767), офицер и дипломат; одно время являлся французским посланником в России. Из сохранившихся полицейских протоколов следует, что отец Сада задерживался в саду Тюильри за «нескромное приставание к молодым людям». Мать – Мария Элеонора де Мейль де Карман, дальняя родственница и фрейлина принцессы Конде.

В детстве Сад страдал от недостатка родительского внимания. Обучался в иезуитском колледже Людовика Великого. 24 мая 1754 поступил в королевскую гвардию. Во время Семилетней войны дослужился до чина кавалерийского капитана (ротмистра). По общему мнению, обладал способностью добиваться своих целей любой ценой. Уже в юности пользовался дурной репутацией человека, не признающего нормы общепринятой морали. По собственному признанию: «…мне казалось, что все должны мне уступать, что весь мир обязан исполнять мои капризы, что этот мир принадлежит только мне одному».

В 1763 Сад вышел в отставку. По настоянию родителей женился на Рене Пелажи де Монтрей (Renée Pélagie de Montreuil), дочери президента Высшего податного суда. Венчание состоялось 17 мая 1763 в церкви Святого Роша в Париже. В семье родилось трое детей: Луи Мари (р.1767), Донасьен Клод Арман (р.1769) и Мадлена Лаура (1771). По всей вероятности, Рене Пелажи прекрасно знала о порочных наклонностях мужа, но не могла или не желала препятствовать им.

Супружеские узы отнюдь не ограничили свободу действий Сада. Известно о его связях с лучшей подругой жены Колетт, актрисой Ла Бовуазен и др. В своем загородном домике Сад устраивал групповые оргии с проститутками и простолюдинками, которых подбирал на улицах Парижа.

Неоднократно обвинялся в жестоком обращении со своими случайными партнерами. 29 октября 1763 Людовик XV приказал расследовать накопившиеся жалобы. Полумесячное заключение в королевской тюрьме Венсенн не образумило Сада. В дальнейшем он продолжил заниматься своими сексуальными экспериментами и в общей сложности провел за решеткой около тридцати лет.

3 апреля 1768 в жандармерию обратилась вдова Роза Келлер (Rose Keller), просившая подаяние по случаю Пасхи на площади Виктории. Она заявила, что Сад в течение нескольких дней подвергал ее порке и сексуальному насилию. Разгорелся громкий скандал, взбудораживший все общество. Желая избежать дальнейшей огласки, жандармский инспектор выслал Сада в родовой замок Ла Кост (La Coste) на юге Франции в Провансе.

Летом 1772 в Марселе жертвами де Сада стали четыре девицы легкого поведения в возрасте от 18 до 23 лет. Вместе со своим слугой Арманом Латуром Сад порол девиц плетью, а затем принуждал к занятию анальным сексом. Через несколько часов беспрерывных истязаний проституткам стало плохо: у них начались судороги и неукротимая рвота. Сад спешно бежал в Италию, опасаясь сурового наказания: во Франции содомский грех карался сожжением на костре. Французскому правосудию пришлось удовлетвориться тем, что 12 сентября 1772 палач сжег чучела Сада и его лакея на одной из центральных площадей Экса.

Зимой 1777 полиция выследила и арестовала Сада в Париже, куда он приехал проститься со смертельно заболевшей матерью. Сад содержался в тюрьме Венсенн.

Сидя за решеткой, Сад активно занимался литературным творчеством. Он создал целый ряд произведений в самых разных жанрах: пьесы «Диалог между священником и умирающим» («Dialogue entre un pretre et un moribond», 1782); «Философия в будуаре» («La Philosophie dans le boudoir», опубликовано в 1795); «Сто двадцать дней Содома» («Les 120 Journees de Sodome, ou l’Ecole de libertinage», 1784); романы «Алина и Валькур» («Aline et Valcour; ou, Le Roman philosophique», 1785–88, опубликован 1795); «Преступления любви» («Les Crimes de l’Amour», опубликованы 1800); «Короткие истории, новеллы и фаблио» («Historiettes, contes et fabliaux», опубликованы 1927); «Жюстина или Несчастья добродетели» («Justine ou les malheurs de la vertu», 1787); «Жюльетта» («Juliette», 1798) и др. Помимо того, перу Сада принадлежит несколько десятков философских эссе, политических памфлетов и др.

Длительное пребывание в заключении отразилось на здоровье и характере Сада. По воспоминаниям очевидцев, он сильно располнел, стал раздражительным и нетерпимым к чужому мнению. 29 февраля 1784 С. был переведен в Бастилию, где содержался вплоть до Великой французской революции. 2 июля 1789 из окна своей камеры он громко взывал о помощи: «Здесь убивают заключенных!» За дерзкую выходку Сад был отправлен в психиатрическую лечебницу Шарантон под Парижем.

Сад освободился 29 марта 1790. Яростно обрушился на представителей монархической знати, написал несколько памфлетов против Марии Антуанетты, принцессы Т. Ламбаль, герцогини де Полиньяк и др. Отказался от дворянского титула и в официальных бумагах именовал себя гражданин Сад. 9 июля 1790 развелся с женой; затем выступил с обвинением ее родителей аристократов в трибунале. Новой подругой Сада стала Мария Констанс Кюсне (Marie Constance Quesnet), бывшая актриса и мать одиночка шестилетнего сына.

Более трех лет Сад успешно изображал жертву политического режима. Добился постановки своих пьес на парижской сцене. Вершиной революционной карьеры Сада стало избрание в Национальный конвент. Однако, бдительные депутаты заподозрили его в связях с эмиграцией. Безуспешно пытался вернуть доверие восхвалением заслуг Ж. П. Марата. 8 декабря 1793 Сад оказался в тюрьме Мадлонетт, где провел около десяти месяцев. В период якобинского террора Сад избежал гильотины только из за бюрократической проволочки. Освободился летом 1794, уже после казни М. Робеспьера.

В 1796 Сад вынужден был продать замок Ла Кост, разграбленный во время революции. Первый консул Французской республики Наполеон Бонапарт недолюбливал Сада. Возможно, он подозревал его в авторстве анонимного романа о похождениях его первой жены Жозефины. Произведения Сада были конфискованы, финансы полностью расстроены, а здоровье сильно подорвано. Не имея иного пристанища, 5 марта 1801 Сад поступил в приют Сант Пелажи. Постоянно нарушал режим, проявил навязчивую половую активность. Комиссия врачей больницы Бисетр признала его. невменяемым.

27 апреля 1803 С. был переведен в лечебницу Шарантон. Около шести лет пользовался покровительством больничного духовника аббата де Кульмье. Организовал нечто вроде больничного театра, представления которого посещались вольной публикой. По воспоминаниям, Сад замечательно исполнял роли злодеев. Он свободно гулял по территории, общался с посетителями и даже принимал в своей камере М. К. Кюсне.

В 1809 по неизвестным причинам Сад был переведен в закрытую одиночную палату. По слухам, в 1813 семидесятитрехлетний Сад ухитрился соблазнить Мадлен Леклерк (Madeleine Leclerc), тринадцатилетнюю дочь одного из надзирателей.

Де Сад скончался от приступа астмы 2 декабря 1814. Завещал похоронить себя в лесу, а дорогу к могиле засыпать желудями. Однако, его тело было захоронено на общих основаниях на кладбище Сен Морис в Шарантоне.

Жизнь и творчество Сада породили целое научное и культурологическое направление. Р. Краффт Эбинг в книге «Половая психопатия» (1876) первым ввел в оборот термин садизм для обозначения удовольствия, получаемого от причинения физической боли и моральных страданий половому партнеру.

«Тот не преступник,
кто изображает
Поступки, что
Природа нам внушает».

Эпиграф, который выбрал де Сад для своей книги «Новая Жюстина».

Современники считали его воплощением зла и безудержного разврата. О его жестокости ходили легенды.

Феномен маркиза де Сада — самой колоритной фигуры в истории мировой эротической литературы, личности, которой мы обязаны появлением такого широко распространенного термина, как садизм — до сих пор не изучен.

Его изощренная фантазия, стремившаяся найти воплощение во все новых формах разврата, в немыслимых оргиях, в итоге вылилась в целый ряд талантливых литературных произведений.

Пытаясь дойти до пика наслаждения, маркиз в конце концов нашел выход своим страстям и желаниям, неприемлемым для подавляющего большинства его современников. Высший экстаз он обрел... в творчестве.

Донасьен-Альфонс-Франсуа де Сад появился на свет 2 июня 1740 года в Париже в богатой и знатной семье. В Провансе род де Сад считался одним из самых древних и знаменитых. Его отец был королевским наместником, управлявшим четырьмя провинциями, мать — фрейлиной принцессы. С рождения мальчика окружали роскошь и богатство. Он рос избалованным и высокомерным, необузданным в гневе и деспотичным. Он с детства считал, что его происхождение позволяет ему брать от жизни все и получать наслаждение так, как ему вздумается.

Первым учителем мальчика стал аббат д"Эбрей. Затем юный маркиз обучался в иезуитском Коллеж д"Аркур в Париже. Когда ему исполнилось 14 лет, он был записан в королевскую гвардию и через год получил чин младшего лейтенанта королевского пехотного полка. Его никак нельзя было упрекнуть в трусости: маркиз участвовал во многих войнах, которые вела Франция в то время. По отзывам современников, сражался он храбро (де Сад дослужился до полковника кавалерии). Кроме того, природа наделила его красотой, которая вкупе с прекрасными манерами и отвагой делала его неотразимым для женщин. Он легко завоевывал их сердца и так же легко расставался с ними...

В 1763 году, после окончания Семилетней войны, 23-летний маркиз был отправлен в запас и через пару месяцев женился. Это был брак по расчету, по крайней мере со стороны маркиза. Его супругой стала Рене-Пелажи Кордье де Монтрей, старшая дочь президента Третьей палаты по распространению пошлин и налогов в Париже. Поговаривали, что маркизу гораздо больше импонировала младшая дочь, но родители отказались выдать ее замуж раньше старшей. Итак, получив в жены покорную, любящую его безумно, но нелюбимую им девушку, маркиз пустился во все тяжкие.

Первой известной жертвой его низменных страстей стала 20-летняя проститутка Жанна Тестар, которая согласилась на любовную встречу с маркизом в его доме. Он провел девушку в небольшую комнатку без окон, со стенами, задрапированными черными портьерами и украшенную порнографическими рисунками вперемежку с...распятиями. Здесь же стояли несколько плетей. Хозяин предложил ей выбрать любую и отстегать его, а затем самой подвергнуться такой же экзекуции. Девица наотрез отказалась, и отвергла предложение маркиза заняться анальным сексом. Де Сад пришел в ярость. Угрожая смертью, он приказал Жанне разбить одно из распя-тий... Насмерть перепуганной женщине удалось убежать.

А маркиз вскоре был заточен в королевскую тюрьму — в башню замка Венсенн (со дня его свадьбы не прошло и полугода). Однако благодаря вмешательству родителей жены, весьма влиятельных при дворе, распутного маркиза выпустили на свободу через 15 суток, правда, после «глубокого» раскаяния...

Урок не пошел впрок. Конечно, некоторое время маркизу пришлось по крайней мере, проявлять осторожность. Но успокаиваться он не собирался: встав на путь поиска наслаждений, маркиз уже не мог остановиться. Вот характерные строки из донесения полицейского инспектора Марэ, относящиеся к тому времени: «Я бы настоятельно советовал госпоже Бриссо (хозяйка публичного дома), не вдаваясь в подробные объяснения, отказать маркизу де Саду, если тот начнет требовать от нее девицу легкого поведения для забав в уединенном доме свиданий».

В 1764 году маркиз сменяет своего отца на посту королевского генерального наместника, а параллельно предается безудержному разврату в компании танцовщицы Бовуазен, известной своим распутным поведением. Он отправляется с танцовщицей, которую выдает за свою жену, в родовое поместье Лакост и здесь реализует свои фантазии в бесконечных оргиях...

После первого заключения проходит всего 4 года, и маркиз вновь попадает за решетку за аналогичное преступление. На этот раз в сети коварного маркиза попала 36-летняя вдова кондитера Роза Келлер. А дело было так: когда де Сад гулял по городу, разодетый охотником, он встретил эту женщину на площади Виктуар. Роза подошла к нему и попросила милостыню. В ответ маркиз предложил ей подняться с ним в поджидавший его фиакр и отвез ее на свою виллу. Здесь, пригрозив пистолетом, заставил ее раздеться, связал ей руки и начал избивать плетью семихвосткой с узелками на концах, а затем нанес ей множество неопасных порезов перочинным ножом. После чего маркиз уложил жертву на шелковые простыни и смазал ее раны бальзамом. Затем он накормил несчастную и запер ее в комнате.

Роза не стала дожидаться продолжения и, связав простыни, выбралась из заточения и сбежала, оглашая окрестности громкими воплями... Простолюдины были крайне возмущены — ведь маркиз издевался над Розой как раз на Пасху...

Израненная вдова побежала в полицию и подала на маркиза жалобу. Вскоре его арестовали и препроводили в тюрьму, где он находится чуть больше месяца — 2 400 ливров, которые маркиз передал Розе через своего поверенного, убедили потерпевшую отказаться от жалобы. Верховный суд Франции утверждает королевский указ о помиловании, и де Сад, заплатив штраф в 100 луидоров, вновь оказывается на свободе. Маркиза обязали жить тихо-мирно в своем замке, но не таков был де Сад, чтобы отказывать себе в привычных удовольствиях. Перебравшись в замок вместе с семьей, он пригласил туда «погостить» и младшую сестру своей супруги, которая вскоре стала его любовницей. Атмосфера в замке была сладострастной: с легкой руки маркиза здесь ставились целые эротические спектакли, в которых принимали участие и его жена вместе с сестрой. Однако, видимо, такая спокойная в общем-то жизнь вряд ли могла удовлетворить изощренные пристрастия де Сада.

Довольно быстро пресытившись, он отправился в Марсель под благовидным предлогом — получить долг. Здесь он приказал своему лакею Латуру привезти в замок несколько женщин легкого поведения. Лакей выполнил поручение господина—через некоторое время он вернулся в сопровождении четырех портовых проституток. Девиц заставили принять участие в оргии. Первым делом их по очереди отстегали плетьми, затем каждая проделала то же самое с маркизом, после чего де Сад и Латур занялись с женщинами сексом. При этом хозяин щедро раздавал всем девицам под видом конфет засахаренных и облитых шоколадом шпанских мушек.

По прошествии нескольких часов двум женщинам стало плохо — началась рвота, которую невозможно было остановить. Напуганные возможными последствиями, де Сад и Латур, бросив все и всех, поспешно бежали из города. Их опасения оправдались: местные власти заочно приговорили их к смертной казни — де Саду должны были отрубить голову, его слугу и компаньона — повесить. Однако казнь не состоялась по причине отсутствия приговоренных.

По прошествии нескольких месяцев маркиза и его слугу все-таки арестовали и посадили в Миоланский замок. Правда, ненадолго — с помощью все еще любящей де Сада жены им удалось бежать. Некоторое время беглецы скрывались в Женеве, затем отправились в Италию и, наконец, вернулись на родину.

Снова оргии следуют одна за другой. Оставив в покое дам легкого поведения, де Сад развлекается теперь тем, что развращает в своем замке молоденьких девушек. Двум его жертвам удается сбежать — одна из них была изранена до такой степени, что ей срочно потребовалась медицинская помощь.

Но этого ненасытному маркизу показалось мало: он подкупает монаха местного монастыря с тем, чтобы тот поставлял ему новые жертвы для оргий. Ходили упорные слухи, что некоторых девушек маркиз зверски убивал, однако подтверждения эти факты не нашли.

В начале 1777 года де Сад получает из Парижа весть, что его мать умирает. И хотя маркиз всегда относился к матери довольно равнодушно, он бросает все и мчится в Париж, невзирая на предупреждения друзей, что там его могут арестовать. Что и происходит. На этот раз маркиз попадает в заключение в Венсенский замок. И хотя смертный приговор давно обжалован влиятельными родственниками, по приказу короля освобождению де Сад не подлежит. Годы тюремного заключения не проходят даром. Именно в Венсенском замке маркиз всерьез занялся литературным трудом. Все его нереализованные фантазии находят воплощение на бумаге.

Революция 1778 года застает неутомимого маркиза в Бастилии. Высунувшись из окна своей камеры и используя в качестве рупора жестяную трубу для нечистот, он призывает народ на штурм крепости. Об инциденте становится известно королю, и де Сада срочно переводят в психиатрическую лечебницу в Шантарон — за 10 дней до штурма и разрушения Бастилии.

Из дома умалишенных он освобождается в марте 1990 года. К этому времени его верная жена, не в силах больше выносить «художества» супруга, разводится с ним и принимает постриг. Маркиз, похоже, не слишком сильно переживает утрату: рядом с ним постоянно находится какая-нибудь пылкая утешительница.

Казнь короля сильно меняет его жизнь. Де Сада назначают присяжным революционного трибунала. Однако террор, развязанный кликой Робеспьера, оказывается ему не по нутру. Любопытно, что, имея прекрасную возможность реализовать свои порочные наклонности в период смуты, маркиз не использует ее. Красочно описывая в своих произведениях запредельную жестокость, в реальной жизни маркиз резко осуждает зверства, которые творят приспешники Робеспьера. Революция оказалась для де Сада... излишне жесткой.

Маркиз расстается с «товарищами» по революции, пытаясь полностью посвятить себя литературному труду. Не тут-то было. На сей раз его обвиняют «в умеренности» и снова препровождают в тюрьму.

Из очередного заточения он освобождается лишь после падения режима Робеспьера. Уже больной, практически без средств к существованию, он вынужден участвовать в театральных представлениях, зарабатывая себе на пропитание. Жизнь катится под уклон.

В 1800 году де Сад пишет роман «Золоэ и два ее спутника», в героях которого, предающихся безудержному разврату, легко угадываются император Бонапарт и Жозефина. И снова тюрьма, затем — психиатрическая лечебница, которая и стала последним пристанищем этого незаурядного человека. Один из современников де Сада вспоминал: «Старый садовник, который знал маркиза во время его заключения здесь рассказывал нам, что одним из его развлечений было приказать принести ему полную корзину роз, самых красивых и дорогих, какие только можно найти в окрестностях. Сидя на табуретке около грязного ручья, пересекающего двор, он брал одну розу за другой, любовался ими, с видимой страстью вдыхал их аромат... Затем опускал каждую из них в грязь и отбрасывал от себя, уже смятую и вонючую, с диким смехом».

Перед смертью маркиз де Сад впал в полное безумие. Он умер в психиатрической лечебнице Шарантон 10 декабря 1814 года. Еще будучи в здравом уме, он написал завещание, в котором есть и такие строки: «Я льщу себя надеждой, что имя мое изгладится из памяти людей»...

Надежды де Сада не оправдались — интерес к его творчеству не ослабевает. Напротив, многие исследователи находят в его произведениях все новые грани. И он по-прежнему остается одной из самых загадочных и противоречивых личностей в истории литературы...

Алиса МИНИНА

План Бастидии.Сначала его камера находилась на 2 ом этаже,затем на 6-ом

Наиболее значимые работы Маркиза де Сада

  • 1782: Диалог священника с умирающим;
  • 1785: Сто двадцать дней Содома, или Школа разврата;
  • 1787: Несчастья добродетели;
  • 1788: Жюстина, или Несчастная судьба добродетели;
  • 1788: Алин и Валькур, или Философский роман;
  • 1788: Дорси, или Капризы судьбы;
  • 1787—88: Сказки, басни и фаблио;
  • 1787—88, 1799: Преступления любви, героические и трагические новеллы, предваряемые Мыслями о романе;
  • 1791—93: Политические труды: Послание парижских граждан королю Франции, Секция Пик и т. п.;
  • 1790: Философия в будуаре;
  • 1790: Новая Жюстина, или Несчастья добродетели, или Успехи порока;
  • 1790: Окстьерн, или Несчастья развратной жизни;
  • 1797: Жюльетта;
  • 1800: Обращение автора «Преступлений любви» к Вильтерку, презренному писаке;
  • 1803: Заметки к «Дням Флорбеля» под заглавием «Последние наблюдения и замечания к данному великому труду»;
  • 1812: Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская;
  • 1813: Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции.
  • 120 дней Содома, или Школа разврата (Les 120 journées de Sodome, ou l"École du libertinage , роман, 1785)
  • Несчастья добродетели (Les Infortunes de la vertu , роман, первая редакция «Жюстины», 1787)
  • Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (Justine ou les Malheurs de la vertu , роман, вторая редакция, 1788)
  • Алин и Валькур, или Философский роман (Aline et Valcour, ou le Roman philosophique , роман, 1788)
  • Дорси, или Насмешка судьбы (Dorci, ou la Bizarrerie du sort , новелла, 1788)
  • Сказки, басни и фаблио (Historiettes, Contes et Fabliaux , 1788)
    • Змей (Le Serpent )
    • Гасконское остроумие (La Saillie Gasconne )
    • Удачное притворство (L’Heureuse Feinte )
    • Наказанный сводник (Le M… puni )
    • Застрявший епископ (L"Évêque embourbé )
    • Привидение (Le Revenant )
    • Провансальские ораторы (Les Harangueurs Provençaux )
    • Пусть меня всегда так надувают (Attrapez-moi toujours de même )
    • Угодливый супруг (L"Époux complaisant )
    • Непонятное событие, засвидетельствованное всей провинцией (Aventure incompréhensible )
    • Цветок каштана (La Fleur de châtaignier )
    • Учитель-философ (L’Instituteur philosophe )
    • Недотрога, или нежданная встреча (La Prude, ou la Rencontre imprévue )
    • Эмилия де Турвиль, или жестокосердие братьев (Émilie de Tourville, ou la Cruauté fraternelle )
    • Огюстина де Вильбланш, или любовная уловка (Augustine de Villeblanche, ou le Stratagème de l’amour )
    • Будет сделано, как потребовано (Soit fait ainsi qu’il est requis )
    • Одураченный президент (Le Président mystifié )
    • Маркиз де Телем, или последствия либертинажа (La Marquise de Thélème, ou les Effets du libertinage )
    • Возмездие (Le Talion )
    • Сам себе наставивший рога, или непредвиденное примирение (Le Cocu de lui-même, ou le Raccommodement imprévu )
    • Хватит места для обоих (Il y a place pour deux )
    • Исправившийся супруг (L"Époux corrigé )
    • Муж-священник (Le Mari prêtre )
    • Сеньора де Лонжевиль, или отмщенная женщина (La Châtelaine de Longeville, ou la Femme vengée )
    • Плуты (Les Filous )
  • Философия в будуаре (La Philosophie dans le boudoir , роман в диалогах, 1795)
  • Новая Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (La Nouvelle Justine, ou les Malheurs de la vertu , роман, третья редакция, 1799)
  • Преступления любви, героические и трагические новеллы (Les Crimes de l’amour, Nouvelles héroïques et tragiques , 1800)
    • Мысли о романе (Une Idée sur les romans )
    • Juliette et Raunai, ou la Conspiration d’Amboise
    • Двойное испытание (La Double Épreuve )
    • Miss Henriette Stralson, ou les Effets du désespoir
    • Faxelange, ou les Torts de l’ambition
    • Флорвиль и Курваль, или Неотвратимость судьбы (Florville et Courval, ou le Fatalisme)
    • Rodrigue, ou la Tour enchantée
    • Лауренция и Антонио (Laurence et Antonio )
    • Эрнестина (Ernestine )
    • Dorgeville, ou le Criminel par vertu
    • La Comtesse de Sancerre, ou la Rivalle de sa fille
    • Эжени де Франваль (Eugénie de Franval )
  • История Жюльетты, или Успехи порока (Histoire de Juliette, ou les Prospérités du vice , роман, продолжение «Новой Жюстины», 1801)
  • Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская (Adélaïde de Brunswick, princesse de Saxe , роман, 1812)
  • Маркиза де Ганж (La Marquise de Gange , роман, 1813)
  • Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции (Histoire secrète d’Isabelle de Bavière, reine de France , роман, 1814)

~ ~
~ ~ ~ ~


Маркиз де Сад о себе: "Властный, холеричный, раздражительный, доходящий до крайности во всем - в атеизме и распутстве..."

Донасьен Альфонс Франсуа, граф де Сад (фр. Donatien Alphonse Francois, comte de Sade), известный более под своим литературным именем маркиз де Сад (фр. marquis de Sade; 1740-1814) - французский писатель. По его имени сексуальное удовлетворение, получаемое при причинении другому человеку боли или унижений, получило (в работах сексолога Р. фон Крафт-Эбинга) название садизма (впоследствии слова садизм, садист стали употребляться и в более широком смысле).

Сад был привлечен к суду и заключен в тюрьму за насилие над женщиной, но по повелению короля Людовика XV преследование было прекращено. В 1772 г. он был приговорен парламентом к смертной казни «за содомию и отравление» (он обвинялся в том, что давал во время оргии проституткам подмешанную в еду шпанскую мушку, известную как вредный для здоровья афродизиак). Сад бежал, был арестован, опять бежал и вновь схвачен; смертный приговор был заменен тюремным заключением.

В 1784 г. Сад был переведен в Бастилию, где начал писать свои романы и драмы. Позже он был переведен в психиатрическую больницу Шарантон, но в 1790 г. получил свободу. (Распространённое представление о том, что маркиз де Сад был в числе узников Бастилии во время её штурма 14 июля 1789, не соответствует действительности[Источник?]). В 1791 г. появился в свет самый известный из его романов: «Justine оu les malheurs de la vertu» («Жюстина, или несчастья добродетели»), в 1797 г. вышедший вторым изданием, с еще более откровенными эпизодами; продолжением его явился роман «Juliette» («Жюльетта», 1798).

В 1801 г., после усиления строгости нравов при диктатуре Бонапарта, издание этих романов было конфисковано, а Сад был вновь заключен в тюрьму.

В 1830-е романтики, а в XX веке сюрреалисты и экзистенциалисты возвращались к осмыслению личности и творчества де Сада, не столько как к образцу сексуальной и душевной патологии, сколько как к последовательному примеру философии либертинажа, к психологическому подходу, опередившему время.

На протяжении более чем двух столетий идут споры, является ли творчество де Сада порнографией. Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. С одной стороны, 90% текста в романах де Сада "Жюстина", "Жюльетта", "120 дней Содома" составляет детальное описание извращенных форм секса. С другой стороны, описание это имеет характер отчужденный, чисто технический, де Сад описывает действия участников оргий, но крайне редко и крайне коротко - их ощущения. А ведь именно описание сладострастных ощущений является отличительным признаком порнографической литературы, призванной вызвать у читателя сексуальное возбуждение. В механическом же описании де Сада чувствуется больше раскрытие человеческой природы, свободной от любых ограничений. подчас подчеркнуто гротескное, нарочито отталкивающее, доводящее идею вседозволенности до абсурда, возможно, даже сознательно. В перерывах между оргиями герои де Сада пускаются в философские рассуждения, этому посвящен и облаченный в художественную форму трактат "Философия в будуаре". Кроме того, из всего литературного наследия де Сада издаются только его скандально известные произведения, поэтому объективную оценку всему его творчеству дать крайне сложно.

Основные аспекты философии
Отрицание традиционного для его времени деления общества на дворянство, духовенство и третье сословие. У де Сада существуют лишь сословие властителей и сословие рабов. Отрицание традиционного для его времени деления интеллектуальной элиты общества на христиан-консерваторов и гуманистов-антихристиан. Фраза из романа "Жюльетта" "христиане для меня не менее презренны, чем евреи" позволяет причислить де Сада к антихристианам-антисемитам, из которых в ту эпоху был известен разве что Вольтер.
Идея о том, что убийство является благом для общества, иначе народы погибнут целиком и полностью от перенаселения и нехватки ресурсов. Аналогичные идеи были у Томаса Мальтуса. Интерес к поведению человека, с которого сняты все органичения, начиная от социальных, и заканчивая наложенными Богом. Либертинаж.

Наследие
Создание приемов шокирования потребителя художественной продукции, сильно повлиявших на развитие сюрреализма, экзистенционализма, и даже массовой культуры. Философское и эстетическое наследие либертинажа, гедонизма. Создание произведений, которые, поначалу вызывая естественный интерес, неминуемо приводят к отторжению своей нарочитой, запредельной, бессмысленной жестокостью, возможно, по замыслу автора, подталкивая, таким образом, человека в противоположную сторону от идеи вседозволенности, к условно-христианскому моральному кодексу.

Завещание
Перед смертью маркиз де Сад написал завещание, в котором раскаивался в своих заблуждениях и просил похоронить его в лесу и насыпать на его могилу желудей, чтобы дорога к его могиле была забыта а само имя его стерлось из памяти людской. Завещание выполнено не было.

(Материал Википедии)

Человек с дурной славой, Маркиз де Сад без зазрений совести выворачивал мир наизнанку. Комбинируя философские рассуждения с порнографией, писатель изображал в своих работах сексуальные фантазии с особым упором на насилие, криминальность и богохульство против католической церкви. Его имя привело к рождению таких слов, как "садизм" и "садист"...


Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился в Париже (Paris), в замке Коде, 2 июня 1740-го. Его образованием занимался его дядя и преподаватели иезуитского лицея. Выстраивая военную карьеру, де Сад служил в драгунском полку и участвовал в Семилетней войне. В 1763-м он начал обхаживать дочь богатого магистрата, отец которой выступил против свадьбы, но устроил брак со своей старшей дочкой Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. В 1766-м маркиз отметил открытие частного театра в его замке и пережил кончину отца.

Долгие годы потомки де Сада клеймили его жизнь и работу как ужасное постыдство, нуждающееся в сокрытии. Такое отношение не менялось вплоть до середины 20-го века, пока граф Ксавье де Сад не вернул себе звание маркиза, надолго вышедшее из употребления, на своих визитках. Он же проявил особый интерес к "божественному маркизу", легенды о котором были запретной темой в семье Ксавье. Многие рукописи распутника-вольнодумца находятся в университетах и библиотеках, другие – бесследно исчезли в 18-19 вв. Многие отцовские труды были уничтожены по наущению его сына Донатьена-Клода-Арманда.



Де Сад вел свободное и скандальное существование, неоднократно покупая для жестоких утех проституток и сексуально эксплуатируя своих рабочих, мужчин и женщин, в своем замке в Лакосте (Lacoste). Его обвиняли в богохульстве, тяжком преступлении в то время. Он крутил интрижку с Анной-Проспер, сестрой своей жены, и любовница проживала прямо в его замке. Несколько проституток пожаловались на жестокое обращение со стороны Донасьена, и полиция начала вести наблюдение за аристократом-садистом. Его несколько раз арестовывали на короткие сроки, в том числе держали в замке Сомюр, пока в 1768-м не взяли под стражу в его же замке в Лакосте.

Первый серьезный скандал вспыхнул на Пасху в 1768-м, когда де Сад оплатил сексуальные услуги вдовы-нищенки Розы Келлер, подошедшей к нему за подаянием. Он сорвал с женщины одежду, бросил на софу и связал ей руки и ноги. Маркиз отхлестал свою жертву, излил горячий воск на полученные раны и избил Розу. Процесс повторился по кругу семь-восемь раз, пока бедняжка не смогла ускользнуть от него через окно.

В 1772-м произошел неприятный эпизод в Марселе (Marseille). Де Сад со своим лакеем Латуром поднялись в комнату, где находилось несколько проституток, согласно протоколу, занявшихся с маркизом анальным сексом и флагелляцией. Они не смертельно отравились конфетами со шпанской мушкой (на то время считавшейся вредным для здоровья афродизиаком), как и позднее еще одна девица, которой маркиз предлагал заняться содомией.

Пострадавшие с болью в желудке обратились в полицию, и виновников заочно приговорили к смертной казни. Донасьену должны были отрубить голову, Латура – повесить. Преступникам удалось сбежать, в Италию (Italy), куда маркиз прихватил и сестру своей жены. Мужчин поймали, заключили в тюрьму в крепости Миолан в конце 1772-го, оттуда они совершили побег через четыре месяца.

Впоследствии укрываясь в Лакосте, де Сад воссоединился со своей супругой, ставшей соучастницей его деяний. Он содержал группу молодых рабочих, большинство из которых жаловались на жестокое сексуальное обращение и покидали хозяина. Маркиз был вынужден укрыться в Италии повторно. В период затишья он написал книгу "Voyage d"Italie". В 1776-м, по возращению в Лакост, распутный философ взялся за старое. В 1777-м отец одной из нанятых де Садом сотрудниц отправился в замок с требованиями выдать ему дочь и попытался выстрелить в маркиза в упор. Оружие дало осечку.

В этом же году Донасьен под предлогом навестить свою больную мать, которая на самом деле давно почила, выехал в Париж. Его задержали и заключили в Венсенский замок. Маркиз успешно обжаловал свой смертный приговор в 1778-м, но оставался под стражей, согласно приказу о внесудебном аресте (lettre de cachet). Рецидивист вновь сбежал, и вновь его поймали. Он возобновил писательскую деятельность и познакомился с другим невольником, графом Мирабо, также марающим листы эротической прозой. Несмотря на общий интерес, отношения между мужчинами закончились лютой неприязнью.

В 1784-м Венсенская тюрьма закрылась, и де Сада перевели в Бастилию. 2 июля 1789-го он, как сообщается, выкрикнул толпе на улице из своей камеры "Они убивают здесь заключенных!", чем спровоцировал волнения. Через два дня его доставили в психиатрическую лечебницу в Шарантон (Charenton), недалеко от Парижа. Несколько дней спустя, началось главное событие французской революции – штурм Бастилии.

В 1785-м де Сад буквально за месяц написал роман "120 дней Содома, или Школа разврата", о четырех богачах-развратниках, решивших посредством оргий испытать наивысшее сексуальное блаженство. Аморальный эксперимент заканчивается изощренными пытками и всеобщим убийством. Вольная экранизация романа, "Сало, или 120 дней Содома" 1975-го режиссера Пьера Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini), переносит в фашистскую республику Сало, в 1944-й.

В 1790-м маркиза выпустили из психушки, после того как новое Учредительное собрание отменило внесудебные аресты. Супруга де Сада получила развод. Пребывая на свободе, Донасьен, начиная с 1790-го, анонимно опубликовал несколько своих книг. Он встретил брошенную мужем Мари Констанс Ренель, бывшую актрису и мать шестилетнего сына, и оставался вместе с ней всю оставшуюся жизнь.

Разъяренная толпа разгромила и разграбила имение де Сада в Лакосте в 1789-м, из-за чего тот переехал в Париж. В 1790-м он был выбран членом Национального конвента, где представлял крайне левый сектор. Донасьен написал несколько брошюр, призывающих к осуществлению прямого голосования. Есть предположения, что он стал жертвой жестокого обращения со стороны своих коллег-революционеров из-за своего аристократического происхождения.

В 1801-м Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte) приказал посадить анонимного автора провокационных романов "Жюстина, или Несчастная судьба добродетели" и "Жюльетта, или успехи порока". Де Сада арестовали в офисе его издателя и заключили в тюрьму без суда и следствия. Из первого места заключения, где Донасьен якобы пытался совратить молодых сокамерников, его перевели в суровую крепость Бисетр.

В 1803-м Де Сада объявили сумасшедшим и перевели в приют в Шарантоне. Его бывшая жена и дети согласились оплачивать его содержание. Вместе с ним разрешили проживать Мари Констанс Ренель. Глава приюта позволил маркизу поставить несколько пьес, где актерами стали заключенные, на потеху парижской публике. В 1809-м новым приказом де Сада определили в одиночную камеру и отняли у него пишущие инструменты и бумагу.

Похотливый философ вступил в сексуальные отношения с 14-летней Мадлен Леклерк, дочкой служащего в Шарантоне. Интрижка продлилась около четырех лет, вплоть до самой смерти де Сада в 1814-м. В своем завещании маркиз запретил вскрывать его тело, велел продержать в камере нетронутым 48 часов, а затем поместить в гроб и похоронить. Его череп был извлечен из могилы для френологической экспертизы.

Маркиз де Сад признавал только деление на властителей и господ. Отрицал существование Бога и моральных норм и правил. Признавал убийство лучшим способом разрешения вопросов с перенаселением и нехваткой ресурсов. Наконец, считал жестокие и гнусные желания естественными, базовыми элементами человеческой природы.