Младший васнецов. Аполлинарий михайлович васнецов

1922 г.; бумага на картоне, карандаш, уголь, акварель; 64×108; Музей истории и реконструкции города Москвы. Аполлинарий Михайлович Васнецов – младший брат живописца Виктора Михайловича Васнецова, чьи знаменитые иллюстрации к произведениям русского фольклора […]

Полотно «Рыбаки» было создано в 1887 году. Рисунок выполнил маслом на холсте великий русский художник Апполинарий Михайлович Васнецов. Мастер славился своими пейзажами, тематическими историческими работами и познаниями в области искусства. Живописи обучался […]

Пейзаж этот получил вполне заслуженную медаль на выставке, которая проходила за границей. Мы видим таинственную опушку сказочного леса. Всю ее сковал лютый мороз. Вглубь картины уходит путь, который проложили проехавшие по дороге […]

А.Васнецов был чувственным мастером передачи истинной красоты русской природы. Своими работами он показывал силу и величие родной земли. Его техника уникальна и изображение пропитано реализмом. В картине «После дождя» просматриваются эпические ноты. […]

На первый взгляд, может показаться, что Васнецов изобразил совершенно непримечательную картину природы. Но именно эта картина стала серьезной заявкой на изображение образа всей родины в целом, мы видим обычный пейзаж русской деревни. […]

Эта работа была написана Аполлинарием Михайловичем Васнецов в 1926 году. Это последняя картина художника, являющаяся своего рода отражением его внутренних переживаний на закате жизни. Совершенно точно этот шедевр автобиографичного характера. Внимательно вглядываясь […]

(1856 – 1933)

«Каждому значительному художнику дано сказать своё слово, никем лучше не сказанное и неповторимое. В этом смысле художественное наследие Аполлинария Михайловича Васнецова представляет редчайшее явление.

Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, — понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа.

А.М.Васнецов принадлежит к группе русских художников, искусство которых глубоко национально…».

Эти слова, принадлежащие художнику Константину Юону, как нельзя точно характеризуют положение и место Аполлинария Васнецова в русском искусстве.

Родной брат знаменитого живописца Виктора Васнецова, он сумел обрести свой, совершенно своеобразный творческий путь. Превосходный мастер-пейзажист, А.М.Васнецов особенно прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы.

Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающие реальный образ древней русской столицы.

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 в селе Рябово Вятской губернии. Из семьи священника, младший брат художника В.М.Васнецова.

Учился в Вятке в духовной семинарии (1866-1872), занимался рисованием у художника Э.Ф.Андриолли. В 1872-1875 жил в С.-Петербурге и под руководством брата готовился к поступлению в Академию Художеств; пользовался советами П.П.Чистякова.

Отказавшись от поступления в ИАХ, в 1875-1878 учительствовал в селе Быстрица недалеко от Вятки. С 1878 жил в Москве. Здесь он сблизился с членами Абрамцевского кружка, пользовался советами И.Е.Репина и В.Д.Поленова, участвовал в рисовальных вечерах Репина.

Совершил поездки в Финляндию (1881), Украину (1885-1891), в Крым (1886), по Среднему и Южному Уралу (1890, 1891), на Кавказ (1895).

Неоднократно выезжал за границу – был в Италии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии. Участвовал в российских и европейских выставках. В 1900 был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, в 1913 – золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

В конце 1890-х – 1900-е Аполлинарий Васнецов работал в качестве художника в театрах Москвы и С.-Петербурга – в русской частной опере С.И.Мамонтова, Большом театре, Оперном театре С.И.Зимина, в Мариинском театре.

С середины 1890-х занимался изучением истории Москвы. С 1900 года участвовал в работе Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, с 1912 года – Комиссии по изучению старой Москвы. Автор ряда трудов по истории и теории искусств, археологии Москвы, астрономии.

В 1900 Аполлинарий Васнецов был удостоен звания академика. В 1903 избран действительным членом ИАХ. Преподавал в МУЖВЗ (1901-1918), в Кустарно-промышленном техникуме (1923-1930). Член ТПХВ (с 1888), СРХ (с 1903), ОХР (с 1930).

В Москве открыт Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова (филиал Государственной Третьяковской галереи).

Четверг, февраля 4, 2016

Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». Вторая половина 12 века, по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость

Аполлинарий Васнецов, изумительный художник, мастер исторической реконструкции, всегда будто находился в тени своего старшего брата Виктора Васнецова, автора знаменитых русских полотен «Богатыри», Аленушка» и прочих.

После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. В этой публикации мы посмотрим самые яркие из них с комментариями.

Смотреть изумительную старую Москву Аполлинария Васнецова —>


Строительство новых стен. 12 век


Двор удельного князя.


Кремль при Иване Калите.

В первой половине 14 века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль. Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву, в результате в Кремле появляются первые каменные соборы


Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.

Скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными.


Кремль при Иване III

В конце 15 века итальянскими зодчими возводится нынешний краснокирпичный Кремль, еще без шатровых завершений и шпилей с деревянными крышами на типично итальянских башнях. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, построен Успенский собор, строится Благовещенский. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье уже проложен наплавной мост.


Кремль в конце 14 века

В 1382 г. к Москве подошли войска Тохтамыша. Два дня москвичи и литовцы отчаянно отбивали атаки, мощные крепостные стены невозможно было взять приступом, тогда Тохтамыш пошел на хитрость и прислал нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семёна Дмитриевича. Князья убедили обороняющихся сдаться при условии, что Тохтамыш не сделает ничего дурного. Ворота города были открыты, но обещания хан не сдержал, город был разграблен, а множество населения перебито.


Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Смутное время закончилось. У власти первый из династии Романовых — Михаил. Кремль масштабно реконструировали.


Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.


Троицкий мост и Кутафья башня

Ныне официальный туристический вход в Кремль и Александровский сад вместо реки.


Книжные лавки на Спасском мосту, 17 век

Мост через Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Вид на Кремль с нынешней Берсеневской набережной. К 1692 г. был построен Всехсвятский мост, прозванный Большим Каменным, действительно большой и каменный с торговыми лавками и проездными воротами. О стоимости строительства моста в народе ходили легенды, до наших дней дожила поговорка «дорогой как каменный мост». Мост дожил в перестроенном виде аж до 1853 года, после чего был разобран и заменен металлическим, но народное название за полтора века прижилось и используется до сих пор.


Всехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.


Вид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья.

Замоскворечье тогда было районом стрельцов, защищавших город с юга от набегов крымских татар на оборонительных укреплениях Крымского вала.

Такой Москву принял Петр I

К Кремлю еще примыкает стена Белого города, сквозь дыру в которой протекает Неглинная.


Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век


Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена


Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.


Семиверхая угловая башня Белого города.

Башня стояла примерно на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Её пушки были направлены на Крымский брод. В Смутное время у этой башни был большой бой.


Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

В 17 веке здесь работало около 500 мастеров, в работе использовались водяные колеса на реке. Именно отливали пушки для стрельцов и в 16 веке отлили Царь-пушку. Напоминанием об этом дворе до сих пор служит Пушечная улица за Центральным детским миром.


У Мясницких ворот.

На месте храма Фрола и Лавра сейчас пустырь у театра Et Cetera, справа от несохранившихся ворот сейчас стоит вестибюль м.»Чистые пруды»


Лубяной торг на Трубе.

Трубная площадь, названная по дыре в стене Белого города (дыре) для реки Неглинной. Здесь торговали лубом и готовыми срубами для строительства домов.


Выход боярыни


Медведчики


Вьюжит. Метель. Старая Москва


На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.

Густонаселенный квартал Зарядья. Ныне на этом месте пустырь вдоль Варварки

И снова Зарядье. Васнецов все больше дает волю фантазии. На этих картинах грань между историей и сказаниями начинает размываться. Закончим подборку совсем фантастической картиной:

Вымышленная архитектура, вымышленные персонажи, а вот Кремль за рекой настоящий


Мемориальная доска на доме 6 в Фурманном переулке, где жил и работал Аполлинарий Васнецов

    Аполлинарий Васнецов Портрет работы Виктора Васнецова Имя при рождении: Аполлинарий Михайлович Васнецов Дата рождения: 25 июля (6 августа) 1856 Место рождени … Википедия

    Васнецов, Аполлинарий Михайлович Большая биографическая энциклопедия

    Васнецов Аполлинарий Михайлович - (1856 1933), рус. художник. Брат В.М.Васнецова. Член Т ва передвижников. Илл. В. к «Песне про... купца Калашникова» «Москва при Иоанне Грозном» помещена в изд. Кушнерева (1891) как полустраничная заставка (итал. карандаш, тушь; ГТГ); историко… … Лермонтовская энциклопедия

    Васнецов Аполлинарий Михайлович - (1856 1933), русский живописец и график, театральный художник. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член ТПХВ (с 1899), один из организаторов Союза русских художников (1903). Пейзажист, создал большое число … Художественная энциклопедия

    Васнецов Аполлинарий Михайлович - , русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член Товарищества передвижников (с 1899), один из организаторов «Союза… … Большая советская энциклопедия

    Васнецов Аполлинарий Михайлович - живописец. Родился в 1856 г. Первое руководство в живописи получил у своего брата, Виктора Васнецова. Много работал для иллюстрированных журналов и книг, совершенствовался в Париже, путешествовал в Италии и Германии. К числу наиболее удачных его … Биографический словарь

    Васнецов Аполлинарий Михайлович - (1856 1933), живописец и график, археолог. Брат В. М. Васнецова. Передвижник. Поэтичные виды старинной Москвы, эпические пейзажи Подмосковья, Урала и др. * * * ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович }