Не стреляйте в белых лебедей жанр произведения. «Не стреляйте в белых лебедей» главные герои

Роман Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (в некоторых изданиях – «Не стреляйте белых лебедей») был впервые опубликован в журнале «Юность» в 1973 году. В 1980 году режиссёром Родионом Нахапетовым был снят одноимённый фильм.

Семья Бурьяновых переехала жить в отдалённый посёлок, построенный при деревообрабатывающей фабрике. Глава семьи Фёдор Ипатович получил место лесника и очень быстро стал самым богатым и уважаемым человеком в посёлке. У жены Фёдора Марьицы есть замужняя сестра Харитина. Марьица уговорила сестру переехать в тот же населённый пункт, чтобы быть ближе к родственникам.

Харитина с мужем и детьми переезжают в посёлок. Однако вместо того, чтобы помочь близким родственникам хорошо устроиться, Фёдор Ипатович пытается всячески пользоваться своим добрым и простодушным свояком Егором Полушкиным. В это время на пост лесничего назначают Юрия Петровича Чувалова. Новый лесничий обнаружил, что дом Бурьянова построен из государственного леса. Видя, что лесник – нечестный человек, Чувалов назначает на эту должность Егора Полушкина.

Фёдор Ипатович решил отомстить свояку. Услышав, как кто-то глушит ночью рыбу в местном озере, Егор поспешил к водоёму. Браконьеры напали на нового лесника и сильно избили. Полушкин узнал своих обидчиков, среди которых был и его свояк Фёдор, но так никого и не выдал милиции. Бурьянов пришёл в больницу к Егору, чтобы попросить у него прощения. Лесник простил свояка и вскоре умер.

Семья Бурьяновых

Глава семейства Фёдор Ипатович характеризуется, как человек хитрый и безжалостный, способный пойти на всё ради достижения своих собственных целей. Даже близкого родственника Бурьянов рассматривает, как бесплатную рабсилу. Переехав в новый дом, построенный Егором, Фёдор «милостиво» оставил семье свояка старую избушку, из которой забрал даже полы. Зная, что Полушкин простит его, Бурьянов организовал нападение на своего родственника.

Под стать отцу и сын Вовка. Уже в свои юные годы мальчик знает, как можно манипулировать окружающими, играя на их слабостях. Чтобы заполучить новый компас своего двоюродного брата Кольки Полушкина, Вовка угрожает утопить щенка. Компас должен стать выкупом. Однако и после получения желанной вещи, мальчик не останавливается на достигнутом. Вовка продолжает удерживать щенка у себя, утверждая, что он не стоит одного компаса. Необходимо отдать что-то ещё.

Семья Полушкиных

Полушкин получил своё имя в честь Егора (Георгия) Победоносца. Знакомые же называют его бедоносцем из-за того, что Егор постоянно попадает в неприятные ситуации. Большинство таких ситуаций возникает лишь потому, что Полушкин – добрый и честный человек, не терпящий насилия даже по отношению к насекомым. Показателен случай отказа Егора рыть канаву для канализации по прямой, как это было необходимо. Во время работы Полушкин заметил муравейник и не захотел его уничтожать.

Егор – талантливый плотник. Он умеет не только строить, но и украшать, вырезать из дерева причудливые фигурки. Однако ни на одном из рабочих мест мастер не задерживается надолго. Он работает с душой над каждой деталью, а значит, и времени на труд у него всегда уходит немало. Ни одна плотницкая артель не хочет сотрудничать с таким плотником. Полушкин срывает сроки, что приводит к конфликтам с заказчиками. Егор никогда не видит своей выгоды и не пытается её искать. Стремление к красоте заставляет плотника забывать обо всём на свете. Оказавшись в столице, он, в первую очередь, идёт в зоопарк, а не в магазины, как это обычно делают приезжие из глубинки. Поражённый красотой лебедей, Егор не мог не купить прекрасных птиц, чтобы поселить их на озере.

Добротой в семье Полушкиных отличается не только глава, но и его жена и сын. Харитина – ворчливая женщина. Она считает, что её жизнь не задалась с детства, с тех пор, как во время крещения пьяный поп дал ей странное имя. Самым главным испытанием для Харитины стал муж. Прекрасный семьянин и верный супруг, Егор, тем не менее, не может хорошо устроиться в жизни. Несмотря на постоянные недовольства и ворчание, Харитина способна отдать последнее, как и её муж. Сын Полушкиных Колька безумно любит своего отца-неудачника и всегда обижается, когда Егора называют бедоносцем. Колька не пожалел ни компаса, ни спиннинга ради спасения щенка.

Юрий Чувалов

Второстепенный персонаж романа, благодаря которому Полушкин получил место лесника, предстаёт положительным героем. Он обличает нечистого на руку Бурьянова и смещает его с занимаемой должности.

Постепенно образ Чувалова начинает «чернеть» и раскрывается окончательно после того, как лесничий провёл ночь с поселковой учительницей Нонной Юрьевной. Только утром Чувалов признался, что не свободен. Когда-то он соблазнил девушку по имени Марина. После свадьбы Марина уехала от супруга в Москву, где «потеряла» паспорт и получила новый, в котором не было печати о вступлении в брак.

В конце романа Чувалову удалось себя реабилитировать. Он женился на беременной Нонне Юрьевне. У бывшей жены лесничего к тому времени уже давно была другая семья.

Главная идея

Нравственный поступок не всегда получает материальное вознаграждение. Однако поступившего по совести ожидает намного более высокая награда – это право чувствовать себя Человеком.

Анализ произведения

Даже краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» способно произвести неизгладимое впечатление на читателя. Автор использует образы, «цепляющие» публику, надолго удерживающие её внимание, заставляющие следить за ходом повествования, сопереживать героям.

Провести границу между добротой и бездушием персонажей помогает живая и неживая природа. Если для семьи Полушкиных драгоценна жизнь щенка и муравья, то другие герои романа вообще не считают ни животных, ни насекомых живыми существами. Туристы, которым мешал муравейник, просто облили его бензином и подожгли. Егор настолько был поражён видом горящих муравьёв, что позволил себе выпить лишнего.

Вряд ли кого то оставит равнодушным повесть

Васильев – автор повести «Не стреляйте в белых лебедей», который раскрыл взаимоотношения человека и природы. Борис Васильев написал произведение «Не стреляйте в белых лебедей», которое и по сей день является актуальным и учит нас с уважением и вниманием относиться к окружающей природе, быть подобно главному герою Полушкину – человеку с сердцем и доброй душой.

Не стреляйте в белых лебедей краткое содержание

Так Полушкин приехал в поселок со своей семьей и поселился в доме, что выделил родственник. В поселке он прославился, как «чудик», за что бы не взялся, все оборачивалось против него. Так он сменял одну работу на другую и нигде не мог задержаться, пока не стал лесничим. Вот здесь его было призвание, здесь он выполнял работу по зову своего сердца, пытаясь защищать природу от браконьеров.

Он защищал деревья, зверей. Однажды, ему захотелось возродить озеро, что называлось Лебяжьим и, приехав из Москвы, он привозит лебедей, что там купил. Вот только не суждено было выжить этим птицам. Свояк Полушкина Федор Бурьянов вместе со своими дружками, убивает птиц. Эти выстрелы услышал и главный герой, который бросился на защиту природы, за что и поплатился жизнью.

И хоть главный герой умирает, но остается его преемник, сын Колька, который, возможно, сможет в будущем добиться цели, что поставил его отец и озеро возродится. Поэтому это еще не конец.

Анализируя работу автора «Не стреляйте в белых лебедей», в сочинении хочется отметить, насколько важную цель преследовал автор произведения. А цель его была – показать нам проблемы, что существуют среди людей, показать, насколько равнодушным может быть человек, который с легкостью может вырубить последнюю рощу, сжечь муравейник, уничтожить природу.

При этом автор произведения «Не стреляйте в белых лебедей» не полностью разочаровался в людях, ведь среди людей с хищной натурой, среди разрушителей в виде Федора, существуют хранители, защитники, которые любят природу и сделают все ради ее спасения, даже пожертвуют своей жизнью, как сделал это главный герой Полушкин Егор.

В работе Васильева «Не стреляйте белых лебедей» затронуты проблемы и вопросы отношений человека и природы, затронута совесть человеческая, показана мера ответственности людей за то, что вокруг происходит.

В завершении по произведению «Не стреляйте в белых лебедей», в своем анализе повести, отмечу актуальность данной работы. Как ни страшно это звучит, даже сейчас в нашем обществе находятся жестокие люди, в том числе и дети, кто с легкостью и большой жестокостью обходится с природой. Радует лишь одно, что все-таки защитники есть, они были тогда и есть сейчас, а значит, природа наша будет жить.

Роман «Не стреляйте в белых лебедей» Васильев написал в 1973 году. Центральной темой произведения является тема человек и природа. Роман относится к произведениям деревенской прозы.

В романе природа является не просто фоном событий, но и отдельным героем повествования: через пейзажи, описания природных явлений передается общее настроение эпизодов, подчеркиваются чувства героев.

Главные герои

Егор Савельич Полушкин – плотник, любил природу и бережно к ней относился; часто попадал в неприятности и получил прозвище «бедоносец» (хотя был назван в честь Георгия Победоносца). У него было двое детей – Колька и маленькая Оля.

Бурьянов Федор Ипатыч – свояк Егора, женат на сестре Харитины Марье, лесник в охранном массиве при Черном озере

Колька – мальчик 10-ти лет, сын Полушкина, «чистоглазый мужичок» , любил природу, читать книги.

Другие персонажи

Юрий Петрович Чувалов – новый лесничий, уважал Полушкина, влюбился в Нонну Юрьевну.

Нонна Юрьевна – девушка 23-х лет, учительница Кольки, влюбилась в Чувалова.

Харитина Макаровна – жена Егора, мать Кольки и маленькой Оли.

Яков Прокопыч – начальник Полушкина на лодочной станции.

Филька, Череп – мужчины, с которыми Егор пил и шабашил.

От автора

«Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь». Егор всегда оставался самим собой, поступал «как велела совесть» .

Глава 1

«Егора Полушкина в поселке звали бедоносцем» . Все в поселке над ними насмехались. Федор Ипатыч, свояк Егора, был лесником и постоянно пользовался своим положением. Бурьянов осуждал и наставлял Егора.

Когда Полушкины переехали в город, Бурьянов отдал им свой старый дом, хотя и предварительно вывез пол и бревна из погреба. За это Егор возвел свояку пятистенный дом из клейменых бревен с резным петухом-флюгером.

Глава 2

Сын Егора и Харитины Колька был очень простодушным, во все верил, поэтому над ним, как и над отцом, часто насмехались. Мальчик хорошо ориентировался в лесу, умел утихомиривать злых собак.

Глава 3

«Не задалась у Егора Полушкина на новом месте привычная работа». Пока работал у Бурьянова все шло хорошо – тот его не торопил. Но в плотницких бригадах нужно было делать не качественно, а быстро, поэтому он нигде долго не продержался.

Егор устроился лодочником на лодочную станцию к Якову Прокопычу. Полушкин должен был ухаживать за лодками и пристанью, перевозить туристов.

Глава 4

Федора Ипатыча вызвал в область новый лесничий: возмущался, почему лес неустроенный и нет актов на порубку. Из области Бурьянов привез подарки, Кольке подарил компас.

На лодочной станции Егор трудился, как мог. Единственный раз он рассердил начальника: когда вместо номеров на лодке нарисовал птиц, зверей и цветы.

Глава 5

Приехали первые туристы. Их на лодке отвезли рыбачить Егор с Колькой. Недалеко от полянки, где туристы остановились, был большой муравейник. Приезжие сожгли его: «Человек – царь природы» . Егору и Кольке было жалко муравьев.

Туристы напоили Егора, начали над ним насмехаться, заставили танцевать. Колька со слезами на глазах просил прекратить. Туристы подначили Егора ударить сына. Пьяный Полушкин впервые ударил Кольку, и тот молча ушел.

Туристы сказали Егору уходить. Он все никак не мог отплыть, перевернул лодку. Таща перевернутую лодку на веревке, Егор потерял мотор.

Главы 6– 7

При первой же встрече новый лесничий спросил, во сколько обошелся Федору Ипатычу новый дом, подытожив, что это «дело уголовное» . Чтобы все уладить за деньги, Бурьянов начал искать способы заработать: за 30 рублей отвез туристов рыбачить в заповедное место.

Колька не хотел возвращаться домой и ночевал у учительницы Нонны Юрьевны.

За утерянный мотор Егору нужно было заплатить 300 рублей. Полушкин заколол кабанчика и повез его на рынок.

Глава 8

Полушкин побаивался базара, поэтому его легко обманули: купили свинью за 200 рублей, хотя она стоила 400.

Глава 9

Не удалось Егору заработать и на липовом лыке – пока он думал, другие уже ободрали деревья.

Глава 10

Полушкин, не видя никаких путей заработка, начал выпивать. У него появились друзья, с которыми он пил, – Филя и Черепок. Егор научился «шабашить» .

Харитина устроилась судомойкой в столовку. Иногда Егор тайно брал ее деньги.

Как-то, Вовка, двоюродный брат Кольки, пытался утопить щенка. Чтобы спасти животное, Колька обменял щенка на компас.

Глава 11

Нонна Юрьевна получала собственное жилье, но помещение было в аварийном состоянии. Егор согласился ей все отремонтировать.

Глава 12

«Федор Ипатович со всеми долгами расплатился, все справочки раздобыл» и поехал к новому лесничему Чувалову. Юрий Петрович оставил папку с его документами у себя: слишком Бурьянов не нравился Чувалову.

Глава 13

Когда Егор с Колькой ремонтировали жилище Нонны Юрьевны, к ним зашел приехавший в поселок Чувалов.

Глава 14

Сидя с Егором за столом, Чувалов его внимательно слушал, называя Полушкина по имени-отчеству.

На Черное озеро Чувалов взял с собой Егора, Кольку и Нонну Юрьевну.

Глава 15

По дороге к озеру под руководством Чувалова Колька вел «перепись зверья» .

Глава 16

Рано утром Егор у реки видел, любуясь, как Нонна Юрьевна купается голышом.

Вечером у костра Егор рассказал, что в старину Черное озеро называлось Лебяжьим. Пока остальные пошли обходить озеро, Егор выстрогал топором из липы фигуру тонкой гибкой женщины.

Глава 17

Узнав, что Полушкин с новым лесником пошли в лес, Бурьянов решил, что Егор метит на его место.

Глава 18

Юрий Петрович предложил Егору место лесника вместо Бурьянова. Егор согласился.

«Егор упоенно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой» , ощущал себя счастливым. Как-то Полушкин увидел, что Филя и Черепок срубили дерево без разрешения и потребовал отдать топоры. Возмущенный Филя пригрозил ему.

Глава 19

Нонна Юрьевна уехала в Ленинград, чтобы снова увидеться с Чуваловым. После проведенной ночи Юрий Петрович сказал, что женат. Девушка тут же собралась и ушла.

Два года назад Чувалов женился на практикантке из Москвы Марине. Через три дня после свадьбы она уехала в Москву и пропала. Чувалов переживал, что у нее ребенок от него.

После случившегося Нонна Юрьевна уехала из поселка. Пытавшийся ее найти Чувалов поделился своей историей с Егором.

Через неделю Полушкина пригласили на Всесоюзное совещание в Москву.

Глава 20

Приехав в Москву, Полушкин, вспоминая рассказ Чувалова, разыскал Марину. Она была уже замужем и сказала, что ее ребенок не от Чувалова.

В министерстве Егора попросили сказать речь. Полушкин говорил о Черном озере, о том, что надо, чтобы такие озера «обратно звонкими стали: Лебяжьими или Гусиными, Журавлиными» . «Никакой человек не царь ей, природе-то. <…> Сын он ее, старший сыночек».

На деньги людей поселка Егор купил в зоопарке две пары лебедей.

Глава 21

Федора Ипатыча трижды вызывали к следователю: «видать дом отберут» .

Полушкин устроил птиц на Черном озере. В одну из дождливых осенних ночей приболевший Егор услышал удары на Черном озере и немедленно поспешил туда. Те самые туристы убили и варили в кастрюле лебедей. Полушкин потребовал их документы. Туристы сильно избили Егора и бросили.

Нашли Полушкина на следующий день, очнулся он уже в больнице. К Егору пришел Бурьянов просить прощения: среди браконьеров был и Федор Ипатыч. Полушкин никого не выдал и простил свояка. «Егор перешагнул боль, печаль и тоску» и умер.

От автора

У Федора Ипатыча отобрали дом, он уехал с семьей.

Чувалов женился на Нонне Юрьевне. Последи их квартиры стоит вытесанная Егором из липы белая дева.

«А Черное озеро так и осталось Черным. Должно быть, теперь уж до Кольки».

Заключение

Изображая двух героев, Егора и Федора Ипатыча, автор показывает два противоположных отношения к природе, окружающему миру: созидательный и утилитарный. Полушкин считает, что все вокруг нужно беречь, приумножать, он любит и ценит каждое дерево, каждого муравья. Бурьянов же только пользуется дарами природы, ему все равно, что будет после него.

Роман «Не стреляйте белых лебедей» был экранизирован в 1980 году (режиссер Р. Нахапетов).

Краткий пересказ «Не стреляйте в белых лебедей» будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской литературой.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 283.

1001 идея интересного занятия с детьми

«НЕ СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ»

Савватеева Елена Михайловна, МОУ ООШ №3 г.Камешково, учитель русского языка, заместитель директора по ВР, Владимирская

Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 14-15 лет, 9 класс.

Место проведения: класс.

«Учитель!»

Чтобы с гордостью произносить это слово,

надо пройти долгий и трудный путь.

Моя работа строится на основе оценки интереса к предмету. Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению предмету. Основная парадигма в моей работе учителем - «Дать каждому ребенку шанс проявить себя. Научить любить русский язык и литературу не как школьные предметы, а как часть своего духовного Я. Научить всех детей одинаково практически не возможно, но научить не бояться, научить любить эти предметы – это цель, которую можно реализовать». Накопить богатую дидактическую копилку возможно только за долгие годы работы. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 2012-2013 учебном году по теме «Проблемы экологии – языком искусства».Много говорят о нарушении экологического равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и в душах людей. Инфляция гуманизма страшнее тем, что ее никакими приборами не измеришь, опустошение душ происходит незаметно. Может, ее можно измерить ростом молодежной преступности? Потребительские интересы вытесняют интерес к внутреннему миру человека. Осознавая все это, стараюсь работать над проблемой экологии души. Кто спасет мир. По-моему, дети!Разработала свою программу «Проблемы экологии – языком искусства» (на основе программы интегрированного учебного курса под редакцией В.Р. Степанова, Л. В. Кузнецова, Чебоксары, 2007 г.)Программа модуля уроков внеклассного чтения в курсе 9 класса имеет целью раскрыть внутренний духовный мир юного человека посредством литературы. Эта программа должна позволить преодолеть у учащихся представления о литературе как явлении, далеком от них, от их мира, их духовных устремлений. Поэтому в данном курсе основным критерием при подборе литературы к урокам внеклассного чтения является близость произведений внутренним запросам современных подростков, позволяющим подвести их к осознанию мысли: «Быть взрослым – это не только права, но и обязанности; т.е. проблема формирования личности подростка.Тематика уроков внеклассного чтения, используемая мною в педагогической практике:

    «Судьба человека в условиях тоталитарного режима».

Б. Васильев «Завтра была война», В. Быков «Облава», А. Приставкин «Кукушата», «ночевала тучка золотая», Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей».2. «Человек на войне».Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», В. Быков «Альпийская баллада»3. «Мой ровесник в современном мире»Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна», А. Арканов «Девочка выздоровела»4. «Экология и мы»Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей», «Жила-была Клавочка».Проект урокаТип урока: комбинированный Метод ведения урока: исследовательский, проблемный Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная Место в учебном плане: текущий (включен в календарно-тематическое планирование по литературе – внеклассное чтение) Цели урока: образовательные: показать антропоцентризм в отношениях человека с природой; варварский характер природоиспользования. Дать учащимся возможность понять на рациональном и почувствовать на эмоциональном уровне пагубность потребительского отношения к природе, которое может привести к гибели всего живого, показать предчувствие писателя, предвидящего катастрофу; обратить внимание учащихся на то, что эта тема стала актуальной и в поэзии, и в прозе.Развивающие:формировать познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и способами.Воспитательные: развивать речевой слух и эстетическое чувство (восприятие красоты звучания русской речи).Оборудование: рисунки учащихся с изображением природы, стихи, музыка. Конспект урока

1.Оргмомент.- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите тему урока.

Начало урока – установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Достижение положительной мотивации путем активного и энергичного общения с учениками, где важно пожелать успеха ребятам, а учителю «сыграть» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.

«Не стреляйте белых лебедей» -

с тревогой о природе и человеке».

    Песня «Как прекрасен этот мир».

Современный человек все больше и больше утрачивает связи с окружающим миром и тем самым подрубает в себе корни чисто человеческие. А это очень опасно, очень страшно для человека. Нельзя быть равнодушным к природе.. Это так же невозможно, как невозможно не любить книгу, как невозможно пройти мимо плачущего ребенка или смеяться над чужим горем. Хочется, чтобы сегодня разговор взволновал, задел за живое, убедил. Чтобы каждый осознал свою личную ответственность за судьбу природы, чтобы не было тех, кто остался бы равнодушным к великой проблеме века.

    Беседа по книге Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей».

Перенесемся в прошлое. 12 век . Вся русская земля – полевая, степная – выплывает из «Слова о полку Игореве». И далеко, широко вокруг видны пороги Днепра, отмели синего Дона, полынные курганы, деревянные стены Новгорода, Полоцка, Киева. Молча и медленно стаи воронов летят над полями, где редко белеет рубаха пахаря. На русской земле еще не людно. Глухие леса полны медведей, овраги – волков. Еще не выбиты огромные туры. А подойдешь к реке – в прозрачной осенней воде сплошной стеной стоят лещи, язи, головли. Вот в сумерках плывет лодка, на носу пылает костер из оломанных сучьев. В пламени блестят зубья остроги. Один рыбак правит лодкой, другой замер над водой, высматривая добычу. Удар! И на зубьях извивается стерлядь! На дне лодки шлепают хвостами судаки и щуки (для челяди), налимы и стерляди (для княжьей ухи). Утром часовые в бойницах слышат крики диких гусей и уток. Они летят из половецкой земли, напоминают о том, что скоро подсохнет земля, реки войдут в свои берега – и снова жди набегов. Потрясает Русская земля тоскою расстояний! Упоминаются в «Слове…» и реки Онега и Печора. В этих местах живет главный герой повести Егор Полушкин.Но как же все изменилось !(текст стр. 111) «Вот тогда-то прошлым летом речку под поселком запрудили. Разлилась, ложки затопила, углом к лесу подобралась…» Что ждет нас в будущем? Земля без лесов? Тропинки в парках, покрытые асфальтом? Разные видеоприборы для поиска грибов, ловли рыбы? Или с помощью цивилизации начнется возрождение дикой природы?Две картинки будущего… Как вы их представляете? Опишите устно.Стихотворение А. Вознесенского .- Почему нужна человеку природа? Как образно отвечает Б. Васильев? (гл. 3, стр. 124). («Камень не просто душу холодит…»)Антитеза – композиционный прием произведения. Камень- дерево Человек – природа. В отношении к природе обнажается для писателя внутренняя духовная сущность человека, его героя.Но в книге еще противопоставляется и 2 жизненных философии.

    Беседа о главном герое. – Егоре Полушкине.

– Каково ваше мнение о Е. П.? Дайте слова, определяющие его характер. (Бессребренник, чудак)- Согласны вы с прозвищем, данным Е. П.? (Бедоносец юродивый)- Соответствует ли оно внутреннему содержанию героя?- Можно ли назвать Е.П. философом, поэтом? Приведите примеры, говорящие об особенном, поэтическом восприятии мира Егором Полушкиным.(- Чтение отрывка из книги «Последний из могикан» - стр. 116)(стр. 111)(- Плотник – работал для людей, совесть маялась от плохой работы) Итак, Е.П. – душа доверчивая, наивная, чистая и простодушная. Глубоко, изнутри, от себя задумывается он над жизнью, над ее смыслом. Только вот не всегда все складно бывает у Егора6 то тут проштрафится. То там. И прозвали его Бедоносцем.(противопоставление 2-х жизненных позиций, 2-х философий.)- Кто в повести противостоит Е.П.? В чем несхожесть героев, их жизненных позиций?Полная противоположность Егору – Федор Бурьянов, лесник, человек основательный, трезвый, хозяин. «И держал себя в соответствии, и рублю, и слову цену знал».Если Полушкин – обнаженная совесть, Бурьянов – человек с совестью ущемленной, недозрелой. Если Егор – бессребреник, способный легко отдавать последнее. Федор – откровенный приобретатель, готовый ради денег на все. (история с домом).- А как вы оцениваете Федора Ипатыча: «На земле живем, не на небе»? Что значит, по-вашему «духовная нищета»? как по-разному относятся они к природе?* Ф. Бурьянов: «Природа – источник наживы».Докажите!- Он и заповедный лес использовал для постройки дома себе* Лесник, а браконьерит* Возит возами для продажи липовое лыко, беспощадно обдирая деревья.*Для Егора – природа – дар бесценный, радость великая. (даже фамилии Полушкин – Бурьянов противопоставлены).История с муравейником, с липами (стр. 140).Стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар» (читает ученик). Р. Бредбери – отрывок из рассказа. Рассказ о белых лебедях Стихотворение М. Дудина «Летели лебеди» - индивидуальная работа – читают ученики. - Какие названия вам больше нравятся: Грачиный переулок или переулок Буденного; Грушевая улица или улица Профсоюзная, улица Клары Цеткин или улица Бедных влюбленных? Почему?- «Чистоглазиком» звали Кольку, сына Егора Полушкина. Есть ли в нем отцовские черты?1. Колька плакал от чужого горя, от бабьих песен, от книг и от жалости, но слез этих очень стеснялся и потому старался ревет в одиночестве.2. Мечты красивые – про путешествия, зверей, космос.3. История с щенком (компас отдал за щенка).- Как повторится характер Федора Ипатыча в его сыне – Вовке?1. Вовка – только от обиды ревел. Читать не любил, а кино смотрел все подряд.2. Мечта – гипноз, чтобы все-все заснули, и тогда б он у каждого по рублику взял.3. Собаки у Вовки не переводились, их пристреливал Федор Ипатыч.- кто из героев по –настоящему серьезно сознает свою ответственность за жизнь природы, тревожится за ее судьбу? (Юрий Петрович Чувалов; Нонна Юрьевна; Колька; отец). Стихотворение М. Дудина «Чудак» – читает ученик - Как вы понимаете слова учительницы о Егоре Полушкине? «Он куда более интеллигентнее, чем некто с 3 дипломами»?* Что значит, человек высокой культуры? Достаточно ли для этого быть образованным, много знающим, умным?Смысл повести: в письмах к писателю многие читатели не соглашаются с ним, недоумевая «и зачем вы убили Е. Полушкина? Не снижает ли его образ его всепрощение?

«Ошибетесь вы, дорогие товарищи: дело здесь не во всепрощении Егора. Дело в его великодушии, а великодушие обладает поразительной способностью будить дремавшую человеческую совесть» - отвечает Б. Васильев.

Трудно согласиться с теми из критиков повести, кто видит в Егоре постыдное «непротивленчество» (убийц своих простил). Разве сама смерть Егора не есть доказательство обратного? И разве прощение Егором Федора Бурьянова не пробудило в последнем дремавшее чувство совести (слезы на его глазах)- Как вы думаете, чья жизненная философия побеждает?_ В чем смысл повести, ее название? («Не стреляйте белых лебедей»! Дорожите каждой травинкой, каждым живым существом, каждым родничком чистой воды! Любите природу! Нельзя оставаться равнодушными, когда леса «стонут», когда звонкие озера – Лебяжьи, Гусиные, Журавлиные – превращаются в Черные, умирают. Образ Черного озера, называвшегося когда-то Лебяжьим, звучит как серьезное предостережение, тревожное напоминание: «Хватит покорять природу! Пора оглянуться!)

Звучит «Песня о лебединой верности». В это время – анонимная анкета.

Какой жизнью вы хотели бы прожить: жизнью «чудака» Е. Полушкина или Хозяина жизни Ф. Бурьянова?Д/З: творческая работа – разработать макет щита для защиты леса.

Доброго времени суток. Нужна сравнительная характеристика героев романа: П. П. Кирсанов и Е. Базаров

1.) Портретная характеристика (использование текста)
2.) Социальное происхождение (использование текста)
3.) Образование (использование текста)
4.) Языковые особенности (использование текста)
5.) Жизненные интересы (использование текста)
6.) Отношение к крестьянству, к земельным вопросам, к жизненным и политическим примерам (использование текста + собственные выводы)
7.) Отношение к любви, дружбе (использование текста + собственные выводы)
8.) Отношение автора к героям романа (использование текста + собственные выводы)
9.) Ваше отношение к героям романа (собственные выводы)
Буду очень благодарен и признателен за полные ответы! :)

Помогите кто чем сможет

I Литература XIX века.
1. Назовите литературные направления 19 века.
2. Какие события мировой и российской истории создали предпосылки
для зарождения романтизма в России?
3. Назовите основателей русского романтизма.
4. Кто стоял у истоков русского реализма?
5. Назовите основное литературное направление второй половины XIX
века.
6. Какую задачу поставил перед собой в пьесе «Гроза» А.Н.Островский?
7. Выразите философию писателя А.Н. Островского на примере
пьесы «Гроза».
8. Какую задачу поставил перед собой И.С. Тургенев в романе «Отцы и
дети»?
9. Почему роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» критики назвали
антидворянским?
10.Выразите основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
11.Сформулируйте основные принципы философии Ф.М. Достоевского и
главного героя романа Родиона Раскольникова.
12.Почему, по вашему мнению, роман «Война и мир» критики
назвали «энциклопедией русской жизни»?
13.Что отличает положительных героев романа Л.Н.Толстого «Война и
мир»?
14.Назовите этапы духовной эволюции одного из героев романа: Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
15.Что общего в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова?
II Литература XX века.
1. Какие явления социальной жизни России повлияли на развитие
литературы XX века?
2. Какое название получила литература рубежа XIX – начала ХХ веков?
3. Назовите основные литературные течения этого времени?
4. Какова философия рассказа И.Бунина «Холодная осень»?
5. Что объединяет рассказы И.Бунина «Холодная осень» и А.
Куприна «Гранатовый браслет»?
6. «Во что веришь – то есть». Какому герою произведения М.Горького
принадлежат эти слова? Разъясните его философию.
7. Какова роль Сатина в пьесе «На дне»?
8. Образ гражданской войны в рассказах М. Шолохова «Родинка»
и «Продкомиссар».
9. Каковы особенности русского характера в рассказе М. Шолохова
«Судьба человека»?
10.Какой вы увидели деревню в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин
двор»?
11.Какие философские и нравственные проблемы поднимает автор в
рассказе?
12.Какой сюжетный эпизод является кульминацией в рассказе «Матрёнин
двор»?
13.Что объединяет характеры Андрея Соколова («Судьба человека») и
Матрёны Васильевны («Матрёнин двор»)?
14.Кто из русских писателей был удостоен Нобелевской премии за вклад в
мировую литературу?