Биографии великих людей. Литературно-исторические заметки юного техника

Крупнейшим русским писателем конца XVIII в. был виднейший представитель сентиментализма Николай Карамзин.

Глубокий исторический мыслитель и смелый художественный новатор, он дал образцы во многих жанрах поэзии и прозы, реформировал литературный язык, создав «новый слог», ориентированный не на книжный «штиль», а на разговорную речь культурного общества. Активный проводник европейской культуры и почитатель российских «древностей», он своим творчеством оставил яркий след в русской литературе конца XVIII-начала XIX в. и ознаменовал собой целую эпоху - «карамзинский период» (В.Г. Белинский).

Русский путешественник

Н.М. Карамзин. Портрет работы В. Тропинина. 1818 г.

Юношей приехав из Симбирска в Москву, книги в библиотеке" href="http://tululu.org/a7729/">Карамзин попал в круг Н.И. Новикова и стал пансионером его Дружеского ученого общества. В 1780-е гг. Карамзин дебютирует как переводчик (переводил немецких и английских сентиментальных авторов, пьесы У. Шекспира и Г.Э. Лессинга и др.). В стихотворении «Поэзия» (1787) он называет своих любимых авторов (У. Шекспир, Дж. Мильтон , Э. Юнг и др., показательно отсутствие образцовых для классицистов французских поэтов) и таким образом, определяет творческую ориентацию на поэзию Чувства, а не Разума.


Дом Карамзина на Большой Гагаринской в Петербурге (ныне ул. Фурманова)

В 1789 г. Карамзин на год уезжает в Европу, где встречается со знаменитыми писателями и учеными, становится свидетелем Великой французской революции. Художественно обработанное описание поездки по Германии, Швейцарии, Франции, Англии составило «Письма русского путешественника» (1791-1792), в которых Карамзин сочетает позицию энтузиаста просвещения и сентиментальную традицию Л. Стерна . «Чувствительный» путешественник убежден, что все народы идут путем прогресса и, следовательно, Россия должна усвоить европейский культурный опыт. Свободная манера повествования, широта авторского кругозора, отточенный стиль сделали «Письма» выдающимся памятником русской литературы.

Чувствительные повести «Бедная Лиза»


«Бедная Лиза». Картина художника О. Кипренского. 1827 г.

В1792 г. Карамзин публикует повесть «Бедная Лиза» . Сюжет повести прост и внешне незамысловат. Дворянин Эраст встретил крестьянку Лизу, они полюбили друг друга, но вскоре Эраст оставил Лизу, чтобы жениться на богатой дворянке. Несчастная героиня утопилась, Эраста же всю жизнь терзали угрызения совести. Карамзин сочувствует Лизе, но не спешит осуждать ее возлюбленного. Он поэтизирует любовь и вместе с тем показывает губительность страсти. Автор тонко анализирует мир чувств Лизы, прослеживает зарождение любви в ее душе. Переживания Лизы раскрываются и в ее речи, и в невысказанных размышлениях, и в трогательных обращениях повествователя к героине. Настроения Лизы как бы отражены в состоянии природы-прекрасной и спокойной в первые дни ее любви, предостерегающей и грозной в роковой час, когда она стала возлюбленной Эраста.

Свои взгляды Карамзин пропагандировал в издававшихся им журналах - в 1791-1792 гг. он выпускал «Московский журнал», где из номера в номер печатал «Письма русского путешественника» и обзоры европейской литературы; в 1802 г. основал лучший журнал того времени «Вестник Европы», включавший новости политики и общественной жизни. Вокруг изданий Карамзина сплотился круг его последователей - от И.И. Дмитриева до молодого В.А. Жуковского . Цвет русской поэзии был представлен в стихотворных альманахах Карамзина «Аониды» (1796-1799), где наряду с признанными М.М.Херасковым, Г.Р. Державиным печатались поэты-карамзинисты - П.И. Шаликов, В.Л. Пушкин.

Декабристы высоко ценили «Историю государства Российского» и использовали это произведение для того, чтобы обличать зло самодержавия. К.Ф. Рылеев писал: «Ну, Грозный, ну Карамзин! - не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна, или дарованию нашего Тацита». Труд Карамзина вдохновил Рылеева на создание своих исторических дум, подсказал, как изображать некоторые исторические характеры, например, образы князя Андрея Курбского или царя Бориса Годунова.

Легкий, изящный язык повести, который передавал самые разнообразные чувства повествователя и героини, был новаторским для русской литературы того времени. Ее автор отказался от устаревшей славянской лексики, по традиции применявшейся в письменном литературном языке и почти исчезнувшей из разговорной речи образованных слоев русского общества. Успех повести и сострадание читателей к судьбе бедной Лизы были исключительными.

Современниками повесть воспринималась как истинное происшествие, «Лизин пруд» у Симонова монастыря стал местом паломничества чувствительных читателей. Повесть Карамзина воспитывала у читателей способность глубоко чувствовать и сопереживать. Автор был убежден: чувствительность, способность к состраданию, а не заслуги в государственной службе, не чины и звания определяют истинную ценность человека. Карамзин является одним из создателей в русской литературе направления, которые исследователи назвали сентиментализмом (от фр. Sentiment - «чувство»).

Душевная жизнь героев, их трагические страсти стали центральной темой и других повестей Карамзина - «Наталья, боярская дочь» , «Остров Борнгольм» , «Сиерра-Морена» (1792-1795), тонкий психологический портрет современного человека он рисует в повестях «Рыцарь нашего времени» , «Чувствительный и холодный» (1802-1803); черты сентиментализма сочетаются с нарастающим интересом Карамзина к истории в самой крупной его повести - «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (1803), на популярный в русской литературе сюжет древней Новгородской республики.

Колумб Российской истории


«Петербург. Вид на казанский собор со стороны Невского проспекта». Картина художника Б. Патерсена 1800-е гг.

В зените своей популярности Карамзин прекращает занятия художественной литературой и с 1804 г. становится историографом Российской империи. Затворившись в кабинете, он погружается в летописи и исторические книги. Итогом многолетнего труда стали 12 томов «Истории государства Российского» (выходили с 1818 г.), охватившие период от возникновения славянских народов до XVII в.

Современники говорили, что Карамзин открыл им историю родной страны, как Колумб открыл миру Америку. А.С. Пушкин назвал его труд не только созданием великого писателя, но и «подвигом честного человека, отметив, что события российской истории Карамзин «рассказывал со всею верностью историка,... везде ссылался на источники». Богатство фактического материала, яркие портреты исторических деятелей, героические и часто трагические сюжеты (Карамзин старался описывать и «темные» страницы прошлого: княжескую междоусобицу, тиранию Ивана Грозного) надолго стали материалом для творческой обработки русскими писателями («Думы» К.Ф. Рылеева, «Борис Годунов» Пушкина , драматическая трилогия Л.Н. Толстого и др.). В.Г. Белинский писал: «...Карамзин не одного Пушкина-несколько поколений увлек окончательно своею «Историею государства Российского» , которая имела на них сильное влияние не одним своим слогом, как думают, но гораздо больше своим духом, направлением, принципами. Пушкин до того вошел в ее дух, до того проникнулся им, что сделался решительным рыцарем «Истории» Карамзина...».

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

А. Молинари.
Н. М. Карамзин в 1800-е годы.

КАРАМЗИН Николай Михайлович (01.12.1766-22.05.1826 гг.) - русский писатель, публицист, историк, журналист, критик, член Российской академии (1818 г.), почетный член Петербургской академии наук (1818 г.), действительный статский советник (1824 г.).

Н. М. Карамзин был сыном помещика симбирской губернии. Он учился в симбирском пансионе Фовеля, потом отправился в Москву, где в 1775-1781 гг. учился в пансионе профессора Московского университета И. М. Шадена. В Москве он сблизился с масонами (А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, Я. Ленцем), оказавшим влияние на его мировоззрение, был знаком с издателем Н. И. Новиковым. Через них Карамзин приобщился к английской классической литературе, произведениям французских просветителей. Переводческой и издательской деятельности.

В 1791-1792 гг. Н. М. Карамзин издавал «Московский журнал», ставший центром русского сентиментализма, там он впервые опубликовал повесть «Бедная Лиза»; в 1802-1803 гг. - литературно-политический журнал «Вестник Европы». В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» показал неизбежность самодержавия и покорение вольного города.

В кон. 1790-х гг. обозначился интерес Карамзина к профессиональным занятиям историей. В 1803 г. Карамзин получил от Александра I поручение написать историю России и стал получать пенсион как государственный служащий.

Карамзин пересмотрел свои просветительские взгляды, порвал с масонством и стал одним из основоположников русского консерватизма. Выступал с критикой проектов государственных преобразований М. М. Сперанского.

В «Записке о древней и новой России» (1811 г.) Карамзин защищал незыблемость монархии как традиционного политического устройства России.

Карамзин ввел понятия монархии «единодержавной» и монархии «самодержавной». Манархией «единодержавной» он называл строй, где «монарх» выступал как глава удельных князей. Монархией «самодержавной» он считал политический строй, в котором отсутствуют уделы, а «монарх» пользуется неограниченной властью. Считал, что удельная система на Руси - феодальная и «сообразна с обстоятельствами и духом времени», и что она была свойственна всем странам Западной Европы. Образование единого Русского государства при Иване III Карамзин рассматривал как процесс подобный и единовременный процессу образования крупных централизованных государств в Западной Европе.

В 1816-1829 гг. был издан главный исторический труд Карамзина «История государства Российского». Эта многотомная работала вызвала огромный интерес в России, побудила российское образованное общество к углубленному изучению отечественной истории.

Исторические взгляды Карамзина исходят из понимания истории человечества как истории всемирного прогрессы, основы которого - борьба разума с заблуждениями, просвещения с невежеством. Карамзин считал, что решающую роль в истории играют великие люди и потому старался раскрыть мотивы действий исторических личностей. По его мнению, история призвана наставлять людей в их практической общественной деятельности.

При написании «Истории государства Российского» Карамзин использовал большое число документов, в том числе Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую летописи, Двинские грамоты, Судебники, сказания иностранцев и др.

Школьная энциклопедия. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003 год.

Начальные «обоснования» норманнского происхождения русского государства навязали русской науке в XVII веке немецкие учёные, прибывшие на работу в нашу Академию наук, основанную в 1724 году Петром I. Математики, ботаники, физики сделали очень много для становления молодой русской науки, неоспоримы заслуги историка Г. Ф. Миллера, но тот же Г. Ф. Миллер, а также Г. З. Байер и особенно рьяно А. Л. Шлёцер выступили с измышлениями о неполноценности средневековых славян, русских. Шлёцер: «Русская история начинается от пришествия Рюрика… Дикие, грубые, рассеянные славяне начали делаться людьми только благодаря посредству германцев…» А вот что писал исторически недавно один норманист-чудовище: «Организация русского государственного образования не была результатом государственно-политических способностей славянства в России; напротив, это дивный пример того, как германский элемент проявляет в низшей расе своё умение создавать государство». Это Гитлер. «Mein Kampf» («Моя борьба). Или, например, такое о наших предках и нас с вами: «Этот низкопробный людской сброд, славяне сегодня столь же не способны поддерживать порядок , как не были способны много столетий назад, когда эти люди призывали варягов, когда они приглашали Рюриков», - вещал другой учредитель «нового порядка», Гиммлер… Два слова в цитате я выделил, потому что и в наши дни публикуются на Западе писания наёмных историков и политиканов, мечтающих навести свой новейший порядок на европейском Востоке.

Возвращая читателя в XVIII век, напоминаю, что против немцев-норманистов сразу же выступил М. В. Ломоносов. В XIX веке норманнскую теорию поддержал Н. М. Карамзин, исходя из монархических тенденций своей «Истории государства Российского», и М. П. Погодин, дошедший до такой крайности, как высказывание о германском происхождении «Русской правды» Ярослава Мудрого, а также А. Куник, датский филолог В. Томсен и некоторые другие. Всем им возражали в принципе и множестве частностей знаменитый русский историк С. М. Соловьёв, М. Т. Качановский, М. А. Максимович, Ю. И. Венелин, С. А. Гедеонов, Г. В. Васильевский, боролись с норманистами Д. И. Иловайский и Н. И. Костомаров - это было тогдашним главным полем научных сражений.

В. Чивилихин. «Память».

Вот основные черты Шлёцерова взгляда, которого держались Карамзин, Погодин, Соловьёв. До половины IX века, то есть до прихода Варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, всё было дико и пусто, покрыто мраком: жили здесь люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню,заселённую бедными, разбросанно жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX века. Известная картина нравов, как её нарисовал составитель Повести о начале Русской земли,по-видимому оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели всё нечистое, жили уединёнными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяха кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо рожом своим». Итак, нашу историю следует начинать не раньше половины IX века изображением тех первичных исторических процессов,которыми везде начиналось человеческое общежитие, картина выхода из дикого состояния.

Василий Ключевский. «Русская история». Москва, «Эксмо». 2005 год.

Д. Б. Дамон Ортолани.
«Портрет Н. М. Карамзина».

Голландец Стрейс писал, что эта московская церковь [храм Василия Блаженного] «прекраснее всех прочих… я не видывал ничего ей подобного, ни равного». Француз Дарленкур: «Как изобразить это здание, самое непостижимое и чудное, какое только может произвести воображение человека!». Немец Блазиус: «Все путешественники прямо или не прямо, но в один голос заявляют, что церковь производит впечатление изумительное, поражающее «европейскую мысль»…А вот большая часть образованнейших наших соотечественников нескольких поколений усматривали образцы архитектурного совершенства лишь в классицизме, готике, барокко, рококо и попросту не замечали величия, разнообразия, красоты и самобытности национального русского зодчества, считая его варварским. Н. В. Гоголь в знаменитой своей статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831) превыше всего ставит средневековую европейскую готику - «явление такое, какого ещё никогда не производил вкус и воображение человека», говорит о классической греческой, римской, византийской, египетской, индийской, арабской, китайской, фламандской, итальянской архитектуре, но ни слова о русской, будто её не существовало, а Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского комплиментарно отнёс Василия Блаженного к готической архитектуре!

Ф. Кюнель.
«Н. Карамзин».

В феврале 1816 года Карамзин, официальный придворный историограф, приезжает в Петербург, чтобы представить царю восемь томов своей «Истории государства Российского». Несмотря на неоднократные просьбы, он не может добиться аудиенции. После десяти недель тщетного ожидания ему передают слова Аракчеева: «Карамзин, видно, не хочет моего знакомства». Историк понимает: на аудиенцию у государя нужно позволение сторожевого пса, охраняющего вход. Он наносит визит Аракчееву. Тот заявляет ему: «Учителем моим был дьячок: мудрено ли, что я мало знаю? Мое дело исполнять волю государеву. Если бы я был моложе, то стал бы у вас учиться: теперь уже поздно». На следующий день государь принимает Карамзина, жалует ему на печатание его труда 60 тысяч рублей, а также чин статского советника и орден Св. Андрея Первозванного.

Анри Труайя. «Александр I . Северный сфинкс».

Василий Андреевич Тропинин.
«Портрет Н. М. Карамзина.»
1818.

Из статей А. Г. Грумм-Гржимайло узнал и об интересном письме декабриста [Александра Корниловича] брату Михаилу от 24 июня 1832 года. Оно было написано в крепости, но узнику, очевидно, было позволено встречаться с людьми, нужными ему для его исторических занятий. «Знаешь, я думаю, что Карамзин решил кончить свою историю XII веком. Я всячески уговаривал продолжить её по крайней мере до воцарения Петра, но он на все мои убеждения отвечает одно: «Там писать нечего»…»

Владимир Чивилихин. «Память». Москва, «Современник». 1985 год.

А. Флоров. С оригинала В. А. Тропинина.
«Николай Михайлович Карамзин».
1815.

«История народа принадлежит царю», - писал Карамзин, посвящая свой труд Александру I. «История принадлежит народам», - отвечал Никита Муравьёв.

Илья Фейнберг.» Читая тетради Пушкина». Москва, «Советский писатель». 1985 год.

Высокого роста, благообразный, милый и важный старик, с полуседыми волосами, зачесанными на верх плешивой головы, с продолговатым, тонким и бледным лицом, с двумя болезненными морщинами около рта - в них меланхолия и чувствительность, - весь тихий, тишайший, осенний, вечерний, - Николай Михайлович Карамзин, стоя у камина, грелся. Все эти дни был болен. «Нервы мои в сильном трепетании. Слабею как младенец от всего», - жаловался. Поражен был смертью государя, как смертью Друга, брата любимого; и еще больше - равнодушием всех к этой смерти. «Все думают только о себе, а о России - никто». Все оскорбляло его, мучило, ранило; хотелось плакать без всякой причины. Чувствовал себя старою - Бедною Лизою».

Николай поручил ему составить манифест о своем восшествии на престол. Составил, но не угодил. «Да благоденствует Россия мирною свободою гражданскою и спокойствием сердец невинных», - эти слова не понравились; велели переделать. Переделал - опять не понравилось. Манифест поручили Сперанскому.

Г. Гиппиус.
«Н. М. Карамзин».
1822.

Привычно пользуясь в научном и повседневном обиходе такими словами, как влияние, переворот, сосредоточить, занимательно, промышленность, оттенок, потребность , большинство из нас, вероятно, даже не подозревает, что все эти слова были некогда неологизмами, введёнными в нашу речь Н. Карамзиным.

«Техника - молодежи» №10 1976 год.

Вяземский писал о нем: «Сперва попыткою искусства на новый лад настроив речь, успел он мысль свою и чувство прозрачной прелестью облечь. Россия речью сей пленилась и с новой грамотой в руке читать и мыслить приучилась на Карамзинском языке… Снял с речи тяжкие оковы и слову русскому дал ход…»

От этих оков он не сразу освободился. В 1793 году Карамзин еще считал большой вольностью употреблять в стихах слово «пичужка». Слово «парень» казалось ему отвратительным, недопустимым, вызывало представление «о дебелом мужике, который чешется неблагопристойным образом».

Неизвестный художник.
«Н. М. Карамзин».
Конец XIX - начало ХХ века.

«Пятьдесят лет спустя Забелин вспоминал, КАК ЕГО ПОРАЗИЛО ТО, ЧТО ТЫСЯЧИ ДОКУМЕНТОВ XVI-XVII ВЕКОВ, ЛЕЖАВШИХ В КРЕМЛЕВСКОМ ХРАНИЛИЩЕ, НЕ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ДВЕНАДЦАТИТОМНОЙ "ИСТОРИИ" КАРАМЗИНА».

Как теперь нам становится ясно, нет ничего удивительного в игнорировании Н. М. Карамзиным всех этих материалов. Он писал не подлинную историю Руси, а лишь аккуратно исполнял тенденциозный заказ Романовых. В котором, скорее всего, было четко указано - что и как надо описывать. На что и как ссылаться. А на что не обращать внимания, умолчать. Как мы видим, на уцелевшие остатки огромных архивов Московского Кремля Н. М. Карамзину, по-видимому, ссылаться не рекомендовали. Дескать, и без них напишешь все, что нужно и как нужно. Даром что ли мы платим тебе по 50 тысяч рублей в год? Напомним, о чем идет речь: «"По пятидесяти тысяч рублей в год, с тем, чтобы сумма эта, обращаемая ему (Н. М. Карамзину - Авт.) в пенсион, была после него производима сполна его жене и по смерти ее также сполна детям сыновьям до вступления всех их в службу, а дочерям до замужества последней из них" (Старчевский А. "Н. М. Карамзин", СПб, 1916, с. 264). Эта ГРОМАДНАЯ СУММА, как видим, являлась не разовым пособием для поездки на лечение в Италию, а постоянной пенсией Карамзину и его семье»…

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. «Царь славян».

Алексей Гаврилович Венецианов.
«Н. М. Карамзин».
1828.

Гр. Каподистрия острил, что Карамзин каждый год производит на свет один том истории и одного младенца.

Ариадна Тыркова-Вильямс. «Жизнь Пушкина». Том первый. 1799-1824.

Когда, в феврале 1818 года, вышли первые восемь томов Истории, Пушкин, вместе со всей читающей Россией, пережил их появление как событие. Еще никогда не имела русская книга такого всеобщего, такого ошеломляющего успеха. В Петербурге в несколько дней разошлось 1800 экземпляров, стоимостью по 50 рублей. «Я не дивлюсь, что в Москве и в Иркутске разошлось почти равное количество экземпляров, - с легкой иронией писал Карамзин жене, - моя история в 25 дней скончалась» (11 марта 1818 г.).

Есть отрывок автобиографии Пушкина, где он рассказывает, как в феврале 1818 года он выздоравливал после гнилой горячки. В это время вышла «История государства Российского». «Я прочел их в моей постеле с жадностию и со вниманием. Появление сей книги… наделало много шуму и произвело сильное впечатление. 3000 экземпляров разошлось в один месяц… - пример единственный на нашей земле. Все, даже светские женщины, бросились читать Историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Коломбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили».

Ариадна Тыркова-Вильямс. «Жизнь Пушкина». Том первый. 1799-1824.

В послании к Жуковскому Пушкин в очень торжественных словах дает характеристику Карамзину.

Сокрытого в веках священный судия,
Страж верный прошлых лет, наперсник муз любимый
И бледной зависти предмет неколебимый
Приветливым меня вниманьем ободрил.

Ариадна Тыркова-Вильямс. «Жизнь Пушкина». Том первый. 1799-1824.

Пушкин замечает: «Мне приписали одну из лучших русских эпиграмм», подразумевая, вероятно, известную эпиграмму на Карамзина.

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

…И даже наиболее резкая из эпиграмм, вызванных появлением «Истории» Карамзина признавала:

Решившись хамом стать пред самовластья урной,
Он нам старался доказать,
Что можно думать очень дурно
И очень хорошо писать.

Илья Фейнберг. «Читая тетради Пушкина». Москва, «Советский писатель». 1985 год.

Карамзин знал, что у него много недоброжелателей, но говорил: «Мщения не люблю, довольствуюсь презрением и то невольным».

Этот якобинец был горячий патриот, преданный Престолу и Отечеству, лично привязанный к Александру, который ему отвечал если не дружбой, то неизменным благоволеньем, с оттенком кокетства. В своеобразный роман между крупным русским писателем и Царем зловеще вкралось третье лицо - Аракчеев. Как мог Александр одновременно отличать своим доверием таких не сходных людей, понять трудно. Но, чтобы попасть к Царю, Карамзину пришлось пройти через приемную Аракчеева.

Царь был к нему постоянно ласков, внимателен до мелочей. Собственноручной запиской извещал он Карамзиных, что им пора перебираться к нему в гости, так как «в Царском Селе сухо и чисто в саду, а в Китайском его жилье тепло и прибрано». Тут сказалась приветливость хозяина, у которого в поместье годами гостит историограф со всей семьей. Бывая в Царском Селе, Царь вел с Карамзиным долгие беседы о самых важных государственных делах, выслушивал его подчас горячую критику, сам читал его рукописи, делал свои замечания.

Они подолгу вместе гуляли в «Зеленом кабинете», как прозвал Царь любимую свою аллею в парке. Спугивая шумную компанию арзамасцев, Царь запросто приходил в гости к Карамзиным. «Заглянул даже в мой кабинет, то есть в нашу спальню; подивился тесноте и беспорядку».

Об этой рабочей спальне Вяземский рассказывает: «Трудно было понять, как могла в ней уместиться История Государства Российского! Все, даже пол, был завален рукописями и книгами, но Карамзин чутьем знал, где у него что лежит».

При всей преданности, при всем гипнозе, исходившем от обворожительного Александра, его ученый друг сохранял независимость не только личную, но и во взглядах. Они расходились в существенных политических вопросах, да и мистического настроения Царя Карамзин не разделял.

Ариадна Тыркова-Вильямс. «Жизнь Пушкина». Том первый. 1799-1824.

Записки князя Валерьяна Михайловича Голицына. Сентября 12. Николай Михайлович Карамзин - мой сосед по Китайскому домику. Мы с ним знакомцы давние: встречались у Олениных и Вяземских. Дядюшка поручил меня заботам Катерины Андреевны Карамзиной; она ко мне добра; Николай Михайлович тоже: знает, конечно, и он о государевой милости; намекает на камергерство мое в скором будущем.

Милый старик - весь тихий, тишайший, осенний, вечерний. Высокого роста; полуседые волосы на верх плешивой головы зачесаны; лицо продолговатое, тонкое, бледное; около рта две морщины глубокие: в них - «Бедная Лиза» - меланхолия и чувствительность. Смеяться не умеет: как маленькие дети, странно и жалобно всхлипывает; зато улыбка всегдашняя, - скромная, старинно-любезная, - так теперь уже никто не улыбается. Орденская звезда на длиннополой бекеше, тоже старинной; и пахнет от него по-старинному, табачком нюхательным да цветом чайного деревца. Тихий голос, как шелест осенних листьев.

Сентября 18. Жизнь Карамзина единообразна, как маятника ход в старинных часах английских. Утром работа над XII томом «Истории Государства Российского». «В хорошие часы мои, - говорит, - описываю ужасы Иоанна Грозного». Потом - прогулка пешком или верхом, даже в самую дурную погоду: «После такой прогулки, - говорит, - лучше чувствуешь приятность теплой комнаты». Обед непременно с любимым рисовым блюдом. Трубка табаку, не больше одной в день. Нюхательный французский - всегда у Дазера покупается, а чай с Макарьевской ярмарки выписывается, каждый год по цибику. На ужин - два печеных яблока и старого портвейна рюмочка.

Катерина Андреевна еще не старая женщина: прекрасна, холодна и бела, как снежная статуя, настоящая муза важного историографа. Когда благонравные детки собираются вокруг маменьки вечером, за круглым чайным столом, под уютною лампою, и она крестит их перед сном: «bonne nuit, papa! bonne nuit, maman!» - залюбоваться можно, как на картинку Грезову. Потом жена или старшая дочь читает вслух усыпительные романы госпожи Сюзá. Николай Михайлович садится спиной к лампе, сберегая зрение, и в чувствительных местах плачет. А ровно в десять, с последним ударом часов, все отходят ко сну.

Лета и характер, - говорит, - склоняют меня к тихой жизни семейственной: день за день, нынче как вчера. Усердно благодарю Бога за всякий спокойный день.

Ваше превосходительство, - говорю, - вы мастер жить!

А он улыбается тихой улыбкой.

Счастье, - говорит, - есть отсутствие зол, а мудрость житейская - наслаждаться всякий день, чем Бог послал. В тихих удовольствиях жизни успокоенной, единообразной хотел бы я сказать солнцу: «остановись!» Теперь главное мое желание - не желать ничего, ничего. Творца молю, чтоб Он без всяких прибавлений оставил все, как есть…

Может быть, он и прав, а только все мне кажется, что мы с ним давно уже умерли и в царстве мертвых о жизни беседуем.

Сентября 19. Золотая осень кончилась. Дождь, слякоть, холод. Осенний Борей шумит в оголенных ветвях, срывает и гонит последний желтый лист.

У Катерины Андреевны флюс; у Андрюши горло подвязано; у маленькой кашель - не дай Бог, коклюш. Николай Михайлович на ревматизмы жалуется, брюзжит:

Повара хорошего купить нельзя, продают одних несносных пьяниц и воров. Отослал намедни Тимошку в полицию для наказания розгами и велел отдать в рекруты.

Я молчу. Он знает, что я решил отпустить на волю крестьян, и не одобряет, хочет наставить меня на путь истины.

Не знаю, - говорит, - дойдут ли люди до свободы гражданской, но знаю, что путь дальний и дорога не гладкая.

Я все молчу, а он смотрит на меня исподлобья, нюхает табак и тяжело вздыхает.

Бог видит, люблю ли человечество и народ русский, но для истинного благополучия крестьян желаю единственно того, чтобы имели они добрых господ и средства к просвещению.

Встал, подошел к столу, отыскал письмо к своим крестьянам в нижегородское имение Бортное и, как будто для совета с Катериной Андреевной, а на самом деле для моего наставления, прочел:

- «Я - ваш отец и судия; я вас всех люблю, как детей своих, и отвечаю за вас Богу. Мое дело знать, что справедливо и полезно. Пустыми просьбами не докучайте мне, живите смирно, слушайте бурмистра, платите оброки, а если будете буянствовать, то буду просить содействия военного генерал-губернатора, дабы строгими мерами принудить вас к платежу исправному».

И в заключение приказ: «Буянов, если не уймутся, высечь розгами».

А вечером над романом госпожи Сюзá опять будет плакать.

Сентября 20. Хвалит Аракчеева:

Человек государственный, - заменить его другим не легко. Больше лиц, нежели голов, а душ еще меньше.

Бранит Пушкина:

Талант, действительно, прекрасный; жаль, что нет мира в душе, а в голове ни малейшего благоразумия. Ежели не исправится, - будет чертом еще до отбытия своего в ад.

Октября 10. Опротивел мне Китайский домик. Иногда хочется бежать куда глаза глядят от этого милого старика, от любезной улыбки его и прилизанных височков, от белоснежной Катерины Андреевны и благонравных деток, от черешневой трубки (не больше одной трубки в день) и макарьевских цибиков чая, от слезливых романов госпожи Сюзá и писем бурмистру о розгах, и двенадцати томов «Истории», в коих он —

Доказывает нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

Николай Михайлович, кажется, знает, что я - член Тайного Общества, и душу у меня выматывает разговорами о политике.

Основание гражданских обществ неизменно: можете низ поставить наверху, но будет всегда низ и верх, воля и неволя, богатство и бедность, удовольствие и страдание. Не так ли?

Я соглашаюсь, а он продолжает:

Я хвалю самодержавие, а не либеральные идеи, то есть хвалю печи зимою в северном климате. Свободу нам дает не государь, не парламент, а каждый из нас самому себе с помощью Божьей. Я презираю либералистов нынешних и люблю только ту свободу, которую никакой тиран у меня не может отнять…

Я опять соглашаюсь, а он опять продолжает:

Пусть молодежь ярится; мы, старики, улыбаемся: будет чему быть - и все к лучшему, когда есть Бог. Моя политика - религия. Не зная для чего, знаю, что все должно быть, как есть…

А я молчу, молчу, - мне все равно, только бы отпустил душу на покаяние.

Но иногда кажется, что этот старик, милый, умный, добрый, честный, опаснее самых отъявленных злодеев и разбойников. Если погибнет Россия, то не от глада, труса и мора, а от этой тишайшей мудрости: все должно быть, как есть.

Октября 13. Николай Михайлович любит жить на даче до первого снега. Вот и дождались: сегодня зареяли белые мухи, а к вечеру повалил снег хлопьями и на черную землю опустился белым саваном. Все звуки заглохли, как под мягкою подушкою; только откуда-то далекий-далекий, точно похоронный, доносится колокол.

Дмитрий Мережковский. «Царство Зверя. Александр Первый».

Карамзин Николай Михайлович является знаменитым русским историком, а также литератором. При этом он занимался издательством, реформаторством русского языка и был ярчайшим представителем эпохи сентиментализма.

Так как литератор родился в дворянской семье, он получил отличное начальное домашнее образование. Позже он поступил в дворянский пансион, где и продолжил собственное обучение. Также в период с 1781 по 1782 год Николай Михайлович посещал важные университетские лекции.

В 1781 году Карамзин отправился на службу в петербургский гвардейский полк, где и началось его творчество. После смерти собственного отца литератор положил конец военной службе.

С 1785 года Карамзин вплотную начинает развивать свои творческие способности. Он переезжает в Москву, где вступает в «Дружеское ученое сообщество». После этого знаменательного события Карамзин участвует в выпуске журнала, а также сотрудничает с различными издательствами.

На протяжение нескольких лет литератор путешествовал по странам Европы, где знакомился с различными выдающимися людьми. Именно это и послужило дальнейшему развитию его творчества. Было написано такое произведение, как «Письма русского путешественника».

Подробнее

Будущий историк по имени Николай Михайлович Карамзин был рожден в городе Симбирске, 12 декабря 1766 в семье потомственных дворян. Свои самые первые начальные основы образования, Николай получил дома. После получения начального образования, отец отдал в дворянский пансеон, который находился в Симбмрске. А в 1778 году, он перевез сына в московский пансион. Помимо основного образования, юный Карамзин так же очень сильно увлекался иностранными языками и параллельно посещал лекции.

После окончания своего образования, в 1781 году, Николай по совету своего отца пошел на военную службу, в элитный на то время, Преображенский полк. Дебют Карамзина, как писателя состоялся в 1783, с произведением под названием "Деревянная нога". В 1784 Карамзин решил закончить свою карьеру военного и поэтому вышел в отставку, со званием поручика.

В 1785 после окончание своей военной карьеры, Карамзин принимает волевое решение переехать из Симбмрска, в котором он родился и прожил почти всю жизнь, в Москву. Именно там литератор познакомился с Новиковым и Плещеевыми. Так же, находясь в Москве он увлекся масонством и по этой причине он вступил в масонский кружок, там он заводит общение с Гамалеей и Кутузовым. Помимо своего увлечения он так же занимается изданием своего первого детского журнала.

Помимо написания собственных трудов, Карамзин так же занимается переводами различных произведений. Так в 1787 году он переводит трагедию Шекспира - "Юлий Цезарь". Уже через год он переводит "Эмилия Галотти" написанное Лессингом. Первое же произведение целиком и полностью написанное Карамзином вышло в 1789 году и назвалось оно "Евгений и Юля", публиковалось оно в журнале под названием "Детское чтение"

В 1789-1790 Карамзин решает разнообразить свою жизнь и поэтому отправляется в путешествие по всей Европе. Писатель посетил такие основные страны, как Германия, Англия, Франция, Швейцария. Во время своего путешествия Карамзин познокомился со многими известными историческими личностями того времени, например Гердер и Бонне. Ему даже удалось поприсутствовать на выступлениях самого Робеспьера. Во время путешествия он непросто любовался красотами Европы, но и все это тщательно описывал, после чего назвал этот труд "Письма русского путешественника".

Подробная биография

Николай Михайлович Карамзин – величайший русский писатель и историк, основатель сентиментализма.

Николай Михайлович Карамзин появился на свет 12 декабря 1766 года в Симбирской губернии. Его отец был потомственным дворянином и обладал собственным имением. Как и большинство представителей высшего общества, Николай получил домашнее образование. В подростковом возрасте он покидает родной дом и поступает в Московский университет Иоганна Шадена. Он делает успехи в изучении иностранных языков. Параллельно с основной программой, парень посещает лекции известных просветителей и философов. Там же и начинается его литературная деятельность.

В 1783 Карамзин становится солдатом Преображенского полка, где служит вплоть до смерти своего отца. После извещения о его кончине, будущий писатель отправляется на свою родину, где и остаётся жить. Там он знакомится с поэтом Иваном Тургеневым, состоящим в масонской ложе. Именно Иван Сергеевич предлагает Николаю присоединиться к этой организации. После вступления в ряды масонов, юный поэт увлекается литературой Руссо и Шекспира. Его мировоззрение постепенно начинает меняться. В итоге, увлечённый европейской культурой, он разрывает все связи с ложей и отправляется в путешествие. Посещая ведущие страны того периода, Карамзин становится свидетелем революции во Франции и приобретает новых знакомых, самым известных из которых был популярный философ того времени Иммануил Кант.

Вышеуказанные события очень сильно вдохновили Николая. Находясь под впечатлением, он создаёт документальную прозу “Письма русского путешественника”, где в полной мере изложены его чувства и отношение ко всему происходящему на Западе. Читателям понравился сентиментальный стиль. Заметив это, Николай начинает работу над эталонным произведением этого жанра, известного под названием “Бедная Лиза”. В нём раскрываются мысли и переживания разных героев. Данное произведение было положительно воспринято в обществе, оно фактически сместило классицизм на нижний план.

В 1791 году Карамзин занимается журналистикой, работая в газете “Московский журнал”. В нём он издаёт свои собственные альманахи и иные произведения. Кроме этого, поэт работает над обзорами театральных постановок. Вплоть до 1802 года Николай занимается публицистикой. За этот период Николай сближается с царским двором, активно общается с императором Александром 1-ым, их часто замечали за прогулками в садах и парках, публицист заслуживает доверие правителя, фактически становится его приближённым. Через год он меняет свой вектор на исторические записки. Идея создания книги, повествующей об истории России охватила писателя. Получив титул историографа, он пишет своё самое ценное творение “История государства Российского”. Было выпущено 12 томов, последний из которых был закончен к 1826 году в Царском Селе. Здесь же Николай Михайлович и провёл свои последние годы жизни, умерев 22 мая 1826 из-за простудного заболевания.

Николай Михайлович Карамзин – известный российский литератор и историк, прославившийся реформами русского языка. Он создал многотомную «Историю государства российского» и написал повесть «Бедная Лиза». Николай Карамзин родился недалеко от Симбирска 12 декабря 1766 года. Отец в это время находился в отставке. Мужчина принадлежал к дворянскому роду, который, в свою очередь, происходил из древней татарской династии Кара-мурзы.

Учиться Николай Михайлович начал в частном пансионе, но в 1778 году родители направили мальчика в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена. У Карамзина было желание учиться и развиваться, поэтому в течение почти 2 лет Николай Михайлович посещал лекции И.Г. Шварца в учебном заведении Москвы. Отец хотел, чтобы Карамзин - младший пошел по его стопам. Писатель согласился с родительской волей и поступил на службу в Преображенский гвардейский полк.


Недолго Николай был военным, вскоре подал в отставку, но кое-что положительное из этого периода жизни вынес – появились первые литературные работы. После отставки выбирает новое место проживания – Симбирск. Карамзин в это время становится членом масонской ложи «Золотой венец». Надолго в Симбирске Николай Михайлович не задержался – вернулся в Москву. В течение четырех лет состоял в «Дружеском ученом обществе».

Литература

На заре литературной карьеры Николай Карамзин отправился в Европу. Писатель встретился с , посмотрел на Великую французскую революцию. Итогом путешествия стали «Письма русского путешественника». Эта книга принесла известность Карамзину. Подобных произведений до Николая Михайловича еще не писали, поэтому философы считают творца родоначальником современной русской литературы.


Вернувшись в Москву, Карамзин начинает активную творческую жизнь. Он не только пишет истории и рассказы, но и руководит «Московским журналом». Издание публиковало произведения молодых и известных авторов, в том числе и самого Николая Михайловича. В этот период времени из-под пера Карамзина выходят «Мои безделки», «Аглая», «Пантеон иностранной словесности» и «Аониды».

Проза и стихи чередовались с рецензиями, разборами театральных постановок и критическими статьями, которые можно было прочитать в «Московском журнале». Первая рецензия, созданная Карамзиным, появилась в издании в 1792 году. Писатель делился впечатлениями от ироикомической поэмы «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку», написанной Николаем Осиповым. В этот период творец пишет повесть «Наталья, боярская дочь».


Карамзин добился успехов в поэтическом искусстве. Поэт использовал европейский сентиментализм, который не вписывался в традиционную поэзию того времени. Никаких од или , с Николая Михайловича начался новый этап развития поэтического мира в России.

Карамзин восхвалял духовный мир человека, оставляя без внимания физическую оболочку. «Язык сердца» использовал творец. Логичные и простые формы, скудные рифмы и практически полное отсутствие троп – вот что представляла собой поэзия Николая Михайловича.


В 1803 году Николай Михайлович Карамзин стал официально историком. Соответствующий указ подписал император . Писатель стал первым и последним историографом страны. Вторую половину жизни Николай Михайлович посвятил изучению истории. Государственные посты Карамзина не интересовали.

Первым историческим произведением Николая Михайловича стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Карамзин представил консервативные слои общества, выразил их мнение относительно либеральных реформ императора. Писатель творчеством пытался доказать, что Россия не нуждается в преобразованиях. Эта работа представляет набросок к масштабному труду.


Только в 1818 году Карамзин издал свое главное творение – «Историю государства российского». Она состояла из 8 томов. Позже Николай Михайлович выпустил еще 3 книги. Эта работа помогла сближению Карамзина с императорским двором, в том числе с царем.

Отныне историк проживает в Царском селе, где государь выделил ему отдельное жилье. Постепенно Николай Михайлович переходил на сторону абсолютной монархии. Последний, 12-й том «Истории государства российского» так и не был завершен. В таком виде книгу опубликовали после смерти писателя. Карамзин не был основоположником описаний истории России. По мнению исследователей, Николай Михайлович первым смог достоверно описать жизнь страны.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - », - заявил .

Популярность книг по истории обусловлена тем, что Карамзин выступил больше писателем, чем историком. Он соблюдал красоту языка, но не предлагал читателям личных оценок случившихся событий. В специальных рукописях к томам Николай Михайлович делал пояснения и оставлял комментарии.

Карамзин известен в России как писатель, поэт, историк и критик, но о переводческой деятельности Николая Михайловича осталось мало информации. В этом направлении он трудился недолго.


В числе трудов - перевод оригинала трагедии « », написанной . Эта книга, переведенная на русский язык, не прошла цензуру, поэтому была отправлена на сожжение. К каждой работе Карамзин прикреплял предисловия, в которых давал оценку произведению. На протяжении двух лет Николай Михайлович работал над переводом индийской драмы «Сакунтала» авторства Калидаса.

Русский литературный язык менялся под влиянием творчества Карамзина. Писатель специально игнорировал церковнославянскую лексику и грамматику, придавая произведениям налет жизненности. За основу Николай Михайлович брал синтаксис и грамматику французского языка.


Благодаря Карамзину русская словесность пополнилась новыми словами, в том числе появились «достопримечательность», «благотворительность», «промышленность», «влюбленность». Варваризмам тоже нашлось место. Впервые Николай Михайлович ввел в язык букву «ё».

Карамзин как реформатор вызывал много споров в литературной среде. А.С. Шишков с Державиным создали сообщество «Беседа любителей русского слова», участники которого пытались сохранить «старый» язык. Любили члены сообщества критиковать Николая Михайловича, и других новаторов. Соперничество Карамзина с Шишковым завершилось сближением двух литераторов. Именно Шишков способствовал избранию Николая Михайловича членом Российской и Императорской Академии наук.

Личная жизнь

В 1801 году Николай Михайлович Карамзин впервые сочетался законным браком. Супругой писателя стала Елизавета Ивановна Протасова. Молодая женщина была давней возлюбленной историка. По признанию Карамзина, Елизавету он любил в течение 13 лет. Жена Николая Михайловича слыла образованной гражданкой.


Она при необходимости помогала супругу. Единственное, что беспокоило Елизавету Ивановну – здоровье. В марте 1802 года родилась Софья Николаевна Карамзина, дочь литератора. Протасова страдала послеродовой горячкой, которая оказалась смертельной. По мнению исследователей, произведение «Бедная Лиза» было посвящено первой жене Николая Михайловича. Дочь Софья служила фрейлиной, дружила с Пушкиным и .

Будучи вдовцом, Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Девушка считалась внебрачной дочерью князя Вяземского. В этом браке родилось 9 детей. В юном возрасте умерло трое потомков, в том числе две дочери Натальи и сын Андрей. В 16-летнем возрасте скончался наследник Николай. В 1806 году в семье Карамзиных случилось пополнение – родилась Екатерина. В 22 года девушка вышла замуж за подполковника в отставке князя Петра Мещерского. Сын супругов Владимир стал публицистом.


В 1814 году родился Андрей. Молодой человек учился в Дерптском университете, но после уехал за границу из-за проблем со здоровьем. Андрей Николаевич подал в отставку. Женился на Авроре Карловне Демидовой, но в браке дети не появились. Однако внебрачные наследники у сына Карамзина имелись.

Через 5 лет в семье Карамзиных вновь случилось пополнение. Сын Владимир стал гордостью отца. Остроумный, находчивый карьерист – так описывали наследника Николая Михайловича. Он был остроумным, находчивым, достиг серьезных высот в карьере. Владимир работал в консультации при министре юстиции, сенатором. Владел имением Ивня. Женой стала Александра Ильинична Дука – дочь известного генерала.


Фрейлиной стала дочь Елизавета. Даже пенсию женщина получала за родство с Карамзиным. После того, как мать скончалась, Елизавета переехала к старшей сестре Софии, которая в то время обитала в доме княгини Екатерины Мещерской.

Судьба у фрейлины была непростой, но девушку знали как добродушную и отзывчивую, умную личность. Даже считал Елизавету «примером самоотвержения». В те годы фото были редкостью, поэтому портреты членов семьи рисовали специальные художники.

Смерть

Весть о смерти Николая Михайловича Карамзина облетела Россию 22 мая 1826 года. Трагедия произошла в Санкт-Петербурге. В официальной биографии писателя сказано, что причиной гибели стала простуда.


Историк заболел после посещения Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Похороны Николая Карамзина проходили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Библиография

  • 1791-1792 – «Письма русского путешественника»
  • 1792 – «Бедная Лиза»
  • 1792 – «Наталья, боярская дочь»
  • 1792 – «Прекрасная царевна и счастливый карла»
  • 1793 – «Сиерра-Морена»
  • 1793 – «Остров Борнгольм»
  • 1796 – «Юлия»
  • 1802 – «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
  • 1802 – «Моя исповедь»
  • 1803 – «Чувствительный и холодный»
  • 1803 – «Рыцарь нашего времени»
  • 1816-1829 – «История государства российского»
  • 1826 – «О дружбе»

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) – русский писатель, крупнейший представитель эпохи сентиментализма, реформатор русского языка, историк, издатель. Действительный член Императорской Российской академии, Почётный член Императорской Академии наук.

Биография Карамзина Н. М.

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году в семье помещика Симбирской губернии. Учился сначала дома, потом в симбирском дворянском пансионе, и позднее с 1778 года в в пансионе профессора Шадена. На протяжении 1781-1782 гг. Карамзин посещал университетские лекции.

После пансиона в 1783 году по настоянию отца Николай поступил на военную службу в преображенский гвардейский полк . Именно в эти годы Карамзин впервые попробовал себя на литературном поприще.

После смерти отца в 1784 году вышел в отставку в чине поручика, жил в Симбирске, вступил в масонскую ложу «Золотого венца».

В 1785 голу Карамзин уезжает в Москву и поселяется в принадлежащем ему доме. Здесь он знакомится с Н.И. Новиковым и другими писателями, вступает в «Дружеское ученое общество», с членами этого кружка сотрудничает в различных изданиях, в частности, принимает участие в издании журнала «Детское чтение для сердца и разума», ставшего первым русским журналом для детей.

В 1789-1790 годы предпринял путешествие в Европу, в ходе которого встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями. Карамзин посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, беседовал с И.Г. Гердером, Ж. Ф. Мармонтелем, был в Париже во время Великой французской революции.

Впечатления от поездок нашли своё отражение в знаменитых «Письмах русского путешественника» Карамзина. Эта повесть (1791-1792) появилась в «Московском журнале», который по приезду на родину стал издавать Н.М. Карамзин. Её публикация сразу же сделала Карамзина известным литератором. Ряд филологов считает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем».

Литературный авторитет писателя упрочила повесть «Бедная Лиза» (1792). Выпущенные впоследствии сборники и альманахи «Аониды», «Аглая», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности» сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина – его признанным лидером.

Писатель стал также вдохновителем движения за раскрепощение русской прозы, находившейся в стилистической зависимости от церковнославянского языка.

Под влиянием его произведений писали К.Н. Батюшков , В.А. Жуковский , а также А.С. Пушкин в начале творческого пути.

В1802-1803 гг. Карамзин издавал «Вестник Европы» – первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал. В этом журнале историческая тематика преобладала над всеми остальными, что свидетельствовало о неподдельном интересе издателя и автора к истории.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 года назначает Карамзина официальным историографом. К званию Николаю Михайловичу Карамзину тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования (после смерти Карамзина титул историографа в России не возобновлялся). Перед ним ставится задача запечатлеть историю Российского государства.

В 1804 году была полностью свернута литературно-художественная работа, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816-1824), ставшей в его жизни главным трудом и целым явлением в русской истории и литературе.

Лишь временно работа Карамзина была прервана Отечественной войной 1812 года. Сам писатель был готов сражаться в московском ополчении и покинул город только в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу.

Карамзин провел 1813 год в эвакуации сначала в , а затем в Нижнем Новгороде. Он возвратился в Москву в июне 1813 года и продолжил работу над «Историей...», невзирая на то, что его библиотека сгорела в московском пожаре 1812 года.

Карамзин в своём труде выступал больше как писатель, чем историк – описывая исторические факты, он менее всего старался делать какие-либо выводы из описываемых им событий, а, прежде всего, заботился о красоте языка.

Освещение Карамзиным истории России подвержено критике в известной эпиграмме, чьё авторство приписывается :

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

Карамзин свое историческое повествование довел до начала XVII века, при этом он использовал многие первоисточники, прежде обойденные вниманием (некоторые до нас не дошли), и ему удалось создать интересную повесть о прошлом России.

В феврале 1818 года увидели свет первые восемь томов. Было продано за месяц три тысячи экземпляров – такие активные продажи не имели прецедента. Опубликованные в следующие годы очередные три тома были быстро переведены на несколько европейских языков, а заключительный, 12-ый том увидел свет уже после смерти автора.

Н. М. Карамзин в рукописи XVI века открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и опубликовал его в 1821 году.

Он выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади (1818).

Александр I в 1810 году пожаловал Карамзину орден св. Владимира 3 степени. В 1816 году Карамзин получил титул статского советника, был награжден орденом св. Анны 1-го класса. В 1818 году Н.М. Карамзин был принят членом Императорской Российской Академии. В 1824 году стал действительным статским советником.

Николай Михайлович придерживался консервативных взглядов, был сторонником абсолютной монархии.

Последние годы жизни он провел в Петербурге и сблизился с царской семьей, хотя император Александр I сдержанно относился к писателю. Смерть императора стала большим ударом для Карамзина, а восстание декабристов 14 декабря 1825 года окончательно надломил его физические силы (он простудился в этот день на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку). В первые месяцы 1826 года Карамзин решился, по совету докторов, ехать весной в Италию и Южную Францию, для чего император Николай выделил денежные средства и предоставил в его распоряжение фрегат. Но для путешествия Карамзин был уже слишком слаб и 22 мая (3 июня) 1826 года скончался в Петербурге

Был похоронен в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.

На развитие русского литературного языка проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние. От использования церковнославянской лексики и грамматики Карамзин целенаправленно отказывался, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и, в качестве образца, используя грамматику и синтаксис французского языка.

Работая над историей, он оценил и хорошие стороны языка памятников и сумел ввести в обиход много красивых и сильных выражений.

По выражению Пушкина, «Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».

Этот живой элемент заключается в разговорной конструкции, в краткости периодов и в большом количестве новых слов (таковы, например, сцена, гармония, моральный, эстетический, эпоха, катастрофа, трогательный, занимательный, будущность, влиять на кого или на что, сосредоточить, промышленность).

Одним из первых он начал использовать букву Ё.

В 1810-х годах изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику. При содействии Державина , писатель А. С. Шишков в 1811 году основал общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, и их последователей.

Шишков восстал против всех нововведений (причем, иногда брал примеры и у неумелых и крайних подражателей Карамзина), резко отделяя от разговорного литературный язык, с его сильным славянским элементом и тремя стилями.

Карамзин не принял вызова, но за него вступились его последователи.

В ответ образовалось в 1815 году литературное общество «Арзамас ». Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Вяземский , Жуковский, Давыдов, А.С. Пушкин , В.Л. Пушкин . Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, в 1818 году Карамзин был избран членом Российской академии.

В своей вступительной речи он высказал светлую мысль, что «слова не изобретаются академиями; они рождаются вместе с мыслями».

Именем писателя названы:

  • В Москве проезд Карамзина
  • В Ульяновске Областная клиническая психиатрическая больница.

Памятник Н. М. Карамзину установлен в Ульяновске, памятный знак – в подмосковной усадьбе Остафьево.

На памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина.

18 апреля 1848 года в Симбирске в честь знаменитого земляка была создана Карамзинская общественная библиотека.