Сигалит ландау. "Бесконечные игры"

Выставка "Бесконечные игры" проходит в Государственной галерее на Солянке в рамках европейского турне музейной ретроспективы Сигалит Ландау

Встреча с самой известной художницей Израиля, Сигалит Ландау, состоится 7 июня в 12:00

Одна из самых заметных женщин в искусстве XXI века родилась в Иерусалиме, повзрослела в Филадельфии и Лондоне, а потом вернулась в Тель-Авив, откуда вот уже два десятилетия, по ее собственному определению, “наводит мосты” между прошлым и будущим, Востоком и Западом, человеком и обществом, делая видео, понятное всему миру с первого кадра. Сегодня работы Сигалит Ландау входят в коллекции ведущих музеев современного искусства, в числе которых парижский Центр Помпиду - здесь видео и инсталляции Сигалит наряду с работами Эвы Гессе, Луис Буржуа и Марины Абрамович были представлены на выставке “Женщины в искусстве” (2010), а также Институт медиаискусства KW в Берлине (выставка одной женщины в 2007), и нью-йоркский МоМА, где сольная выставка Ландау открылась в 2008, перед ретроспективой главной видеоарт-иконы Пипилотти Рист. В 2011 году Сигалит Ландау во второй раз представила Израиль на Венецианской биеннале - выставка «Пол для одного - душа для другого»/One Man’s Floor is another Man’s Feelings стала одним из самых популярных проектов в садах Джардини, и началом путешествия ретроспективы Сигалит по миру.

Московская выставка - первая остановка в маршруте европейского турне - представляет более десяти работ художницы, в том числе ее последние видео - “Соляное озеро”/Salted Lake и «Ашкелон»/Azkelon (2011), премьерный показ которых прошел в рамках выставки «Пол для одного - душа для другого» в Израильском национальном павильоне на Венецианской биеннале. Первоэлементы искусства Сигалит - почва, вода и соль - неизменны в ее работах, как символы родины, жизни и мудрости древнего народа. С памятью о боли и мечтой о мире художница живописно демонстрирует актуальное состояние современного Израиля, приправляя разлитой в кадре поэзией его драму, горе и счастье. В то же время, на протяжении последнего десятилетия, в работах Сигалит все ярче вырисовывается фигура художника будущего, который не просто документирует и исследует, но, пользуясь мудростью поколений, строит мир на своей земле, где бесконечный круг отчаяния - обруч из колючей проволоки - уступает образу спокойствия и вечности. Соль Мертвого моря в работах Ландау, будучи символом Завета между Богом и людьми, очищает совесть и душу, через боль сушит раны, становясь памятью судеб и надеждой новой истории.

Ретроспектива в Государственной галерее на Солянке позволит проследить эволюцию поэтических образов Сигалит Ландау на примере самых значительных работ художницы - «Хула трех мужчин»/Three Man Hula (1999), «Танец для майа»/Dancing For Maya, «Взгляд на Мертвое»/DeadSee (2005), «День сделан»/Day Done (2007) и других.

Сигалит Ландау родилась в Иерусалиме в 1969 году, проходила обучение в иерусалимской Академии искусств и дизайна Безалель с 1990 по 1995. Один из семестров провела в Школе искусств Купер Юнион (Нью-Йорк) в рамках программы по обмену студентами. После нескольких лет, проведенных в Лондоне, Сигалит Ландау поселилась в Тель-Авиве, где продолжает жить и работать. Художник создает произведения в различных медиа (графика, скульптура, видео и перформанс), среди проектов Ландау - самостоятельные/автономные инсталляции и работы, находящихся в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Ее практики затрагивают ряд социальных, гуманитарных и экологических вопросов, в частности, темы бездомных, изгнанников, отношения между жертвой и обидчиком, между распадом и ростом. Поскольку большая часть работ Ландау связана с состоянием человека, ключевое положение в ее искусстве занимает человеческое тело (часто ее собственное). Используя соль, сахар, бумагу и различные готовые объекты (реди-мейды), художник создает масштабные инсталляции, радикально модифицирующие окружающее пространство. Сигалит Ландау дважды представляла Израиль на Венецианской биеннале в 1997 и 2011 годах, участвовала в многочисленных международных выставках, в том числе 10-й Документе в Касселе (1997) и Armory Show в Нью-Йорке (2005).

Израильский скульптор Сигалит Ландау (Sigalit Landau) изобрела свою технику изготовления работ, погружая каркас предметов из папье-маше в воды Мертвого моря. Предметы перед погружением крепятся лесками или шнурами к деревянным или металлическим рамам. Весь перформанс тщательно документируется на фото и видео. Процесс кристаллизации соли на каркасе тоже постоянно снимается на видео и контролируется автором на специальном сайте через подводные мини-камеры. Когда вещь полностью покрывается соляной коркой, скульптор вынимает ее и выставляет на обозрение зрителей.

Мертвое море для Сигалит Ландау — не просто место, уникальное по своему целительному и экологическому значению. Для нее Мертвое море – место важных личных воспоминаний, где она часто бывала в детстве, вышла замуж за фотографа и соавтора Йотама Фрома.

Одновременно море — место Силы, планетарного, космического масштаба. По ее словам Сигалит Ландау, она выбрала это море, потому что именно здесь истина и духовность в какой-то мере «осязаемы». Отсутствие гравитации, иное преломление света в воде, единство красоты места и его пугающего бесплодия – вот то, что заставляет скульптора продолжать кристаллизовывать в нем свои знаки — воспоминания.

Как скульптор-концептуалист, Ландау убеждена, что Мертвое море меняет свойства погруженных в него предметов не только внешне, но и изменяет их внутреннюю сущность. Побывав в водах этого моря, вещи переходят в другую реальность, утрачивают предыдущее утилитарное значение и становятся знаками в новой вселенной. Балетная пачка, свадебное платье, туфли и даже скрипка – все они знаки иной вселенной, которые вернулись в нашу реальность.

С каждым предметом связана личная история скульптора, которая подробно задокументирована в виде текстов и фото в книге «Salt Years»(соленые годы). Книга посвящена 15-летию творчества Сегалит Ландау и подробно рассказывает о том, как она жертвует морю знаковые для себя вещи и море возвращает их преображенными. В этой жертве Ландау видит библейский смысл, отдавая морю часть себя самой. Так, балетная пачка – символ ее отказа от мечты стать балериной ради того, чтобы родители не расстались. Эта пачка, преображенная солью, – символ призрачных надежд, исцеленных морем.

Сигалит Ландау родилась в Иерусалиме в 1969 году, потом некоторое время жила в США и Великобритании. В 1990-е годы она окончила Академии искусства и дизайна Бецалеля в Иерусалиме. После полугодовой стажировки в Нью-Йорке, она постоянно живет в Израиле.

Перформансы Сигалит Ландау напоминают зрителям, что нужно уметь жертвовать чем-либо дорогим для тебя ради великой цели.

Работы Сигалит Ландау (Sigalit Landau) – украшение ведущих музеев современного искусства во всем мире. Ее видео и инсталляции демонстрируют новый взгляд на привычные вещи, стирая границы между прошлым и настоящим, реальностью и выдумкой.

Проведя долгие годы в США и Великобритании, она вернулась на родину и продолжает работать в Тель-Авиве, создавая арт-объекты, которые представляют смесь современного искусства и извечного философского размышления о сути вещей. Работы Ландау, чаще всего в форме видео, можно увидеть на многих выставках, в том числе и в Москве, в Государственной галерее на Солянке.

Стоит ли считать неким знаком невольное совпадение – ведь большинство работ художницы так или иначе связаны с солью. Вода и соль – плоть и кровь родной земли, Сигалит использует их в самом различном контексте и разными способами. Белая кристаллическая корка причудливо изменяет не только вид, но, кажется, и саму сущность вещей, даже если это колючая проволока – грозный и горький символ, также часто встречающийся в творчестве Ландау.

Впрочем, это далеко не единственный предмет, измененный солью. Один из наиболее амбициозных проектов художницы, запечатленный на видео, представлял собой спираль из нескольких десятков спелых арбузов, погруженных в Мертвое море. Метафоричность подобных композиций и их восприятие вкупе с пониманием зависит в данном случае лишь от взгляда зрителя.

Столь же трудно сформулировать истинный посыл другой композиции – Salted Lake («Соляное озеро»). В течение 11 минут, прямо на глазах зрителей, пропитавшиеся солью ботинки плавно уходят под лед озера рядом с Гданьском. Разумеется, с точки зрения банальной химии происходящему есть совершенно естественное объяснение. Но целью автора явно был не химический опыт.

Хотя творчество Сигалит Ландау не является абсолютно аполитичным, метафоры в подобных работах нельзя расценивать как отсылку к конкретным событиям в истории страны. Они, скорее, охватывают необозримо огромное пространство, которое под силу отразить лишь искусству.

И если в «Соляном озере» соль играет скорее разрушительную роль, то новый проект художницы отражает как раз то, что эта субстанция может быть и созидательной.

В основе задумки – вдохновивший Сигалит Ландау сюжет пьесы С. А. Анского «Диббук» (другое название - «Меж двух миров»). Печальная повесть, основанная на народных преданиях, рассказывает о трагедии двух влюбленных. Разлученный со своей невестой юноша продает душу дьяволу, и после смерти сам становится демоном, вселяясь в тело возлюбленной. Печальна и сама повесть, и ее трагичный финал.

Ландау заказала костюмерам траурный черный наряд героини пьесы, и при помощи рамы с утяжелителем заключила его на несколько месяцев «меж двух миров» – в водах Мертвого моря. Несколько раз она вместе с помощниками спускалась под воду, чтобы запечатлеть все стадии метаморфозы, происходившей с платьем. И результат оказался более впечатляющим, чем можно было ожидать.

Насыщенные солью воды сделали то, что оказалось бы не под силу портным и дизайнерам. Осаждавшиеся на ткани кристаллики соли постепенно меняли ее цвет, а затем начали наслаиваться, придавая новую форму. Извлеченный спустя два месяца наряд был похож на белоснежное свадебное одеяние из сказки, созданное из сахара или пушистого снега. Можно увидеть в этом хорошее предзнаменование – черный траурный цвет сменился искрящейся белизной, извечным символом чистоты. Сама художница считает это знаком того, что обстоятельства переменчивы, но суть вещи всегда остается неизменной.

Цикл Salt bride («Соляная невеста»), созданный в процессе преобразования платья, демонстрировался на выставке Marlborough Contemporary в Лондоне.

Такие люди, как Сигалит Ландау, наглядно доказывают, что нет тем, которые не способно охватить искусство. И чем более непредсказуемым, поражающим воображение будет результат творчества, тем выше его ценность.