Поверил ли печорин в судьбу после выстрела. Трагическая обреченность печорина и его отношение к предопределению

Верит ли Печорин в предопределение (по главе «Фаталист» романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — пер-вый психологический роман в русской литературе , так как идейным центром произведения являются не события, а личность человека, его сложная духовная жизнь. Через противоречивый образ главного героя, Григория Александровича Печорина, автор утвер-ждает мысль о том, что нельзя в нашей жизни все объ-яснить, все познать до конца, всегда найдется в ней что-то тайное, высокое, что глубже всяких слов и идей.

Одной из особенностей композиции романа являет-ся нарастание раскрытия некой тайны . М. Ю. Лер-монтов ведет читателя от поступков своего героя к их мотивам, то есть от загадки к разгадке. При этом для читателя становится ясно, что тайной являются вовсе не поступки Печорина, а его богатый внутренний мир, его психология.

В первых трех повестях романа («Бэла », «Максим Максимыч », «Тамань ») автор рисует лишь поступки героя, а вот в последней повести «Фаталист » решают-ся уже не столько психологические, сколько фило-софские и нравственные проблемы. Эта часть романа раскрывает Печорина с важной и существенно новой стороны.

Повесть начинается с философского спора Печори-на с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Наш герой до конца верен своему времени, которое подвергает пересмотру все коренные положения люд-ского существования. Вот он и пытается решить для себя эти «вечные вопросы»,— создан ли человек выс-шей божественной силой, диктуются ли нравствен-ные законы его жизни кем-то свыше или люди сами распоряжаются своей судьбой, своим разумом, своей волей. У Печорина деятельная душа, требующая от него подчас опасных для жизни поступков, и он легко подставляет себя под чеченские пули, лишь для того чтобы проверить на собственном опыте, существует ли действительно фатальное предопределение земно-го пути человека.

Печорин видит в себе единственного творца собст-венной судьбы, потому-то он так и дорожит своей сво-бодой как самой высшей ценностью. Он сам единст-венный Бог и законодатель всех жизненных норм, он сам должен найти смысл своему земному существова-нию. Вера в высшую справедливость им отброшена, но какую же другую жизненную философию он может предложить взамен?

Печорин отвергает наивную веру предков в светила небесные, иронизирует над ней, но в то же время от-кровенно завидует их способности верить, так как по-нимает, что любая вера — благо. Ему нечего противо-поставить спасительной вере в провидение, которая была для прошлых поколений огромным стимулом для совершения благородных дел. И наш герой горько признает, что его современники, в отличие от «людей премудрых», не способны «к великим жертвам... для блага человечества». Они не только сомневаются в не-обходимости добрых поступков вообще, а еще и ци-нично насмехаются над всем на свете. А безверие по-рождает в Печорине мысль о том, что единственным измерением всех существующих ценностей является собственное «Я», только ему стоит служить. И почему бы тогда не принять за истину то, что человеку дейст-вительно все позволено?

Печорин может с уверенностью сказать, что смысл жизни следует искать в самой жизни. Человеку отпу-щен определенный срок земного существования, и ничто не может помешать ему прожить свою жизнь согласно его запросам, стремлениям и способностям.

Печорин во всем может найти тайное присутствие зла. Весь род людской, по мнению нашего героя, не за-служивает особого уважения и доверия. Под его тяже-лым, проницательным взглядом бледнеет всякая доб-родетель. Возможно, такое отношение к жизни и к людям покажется жестоким и несправедливым, но разве не смелее, не мужественнее оно сладкой и наив-ной веры во всепобеждающую силу добра над злом?

Печорин так глубоко заглянул в бездны собствен-ной души, что его уже нельзя убедить в мысли о непре-менном будущем возмездии, о том что единственная возможность возрождения человечества — нравст-венное самоусовершенствование, и не утешить рас-сказом о спасении души. Он может тосковать о былой вере, завидовать убеждениям предков, но для него возвращение назад невозможно. Те «низкие истины», которые открылись его трезвому, оценивающему взгляду уже не сбросить со счета, то, что познано чело-веком, навеки остается с ним, оно может лишь быть переосмыслено и дополнено, но не забыто.

Такое отношение к действительности приводит к тому, что Печорин ничего не ждет от жизни, ничего от нее не требует и ни к чему не стремится.

Повесть «Фаталист» помогает нам яснее понять столь непростой печоринский характер , его жизнен-ную концепцию, как показательную черту, прису-щую поколению тридцатых годов девятнадцатого века. В мировоззрении нашего героя мы видим опре-деленную философию жизни, попытку ответить на принципиальный вопрос о смысле жизни, о ценно-стях человеческого бытия, о самом назначении чело-века.

У Печорина нет ни веры, ни идеала, однако он не самодовольный циник, и, выполняя «роль палача» и «топора в руках судьбы», он сам переживает от этого не меньше, чем его «жертвы».

Роман «Герой нашего времени» — это роман о лич-ности, свободной от предрассудков, отрицающей саму идею фатализма. Печорин не мирится с судьбой, не покоряется ей. Он сильный, мужественный человек, искренне страдающий от того, что не смог угадать сво-его высокого назначения.

Была ли у Печорина вера в "судьбу" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (Глава "Фаталист").

В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов пытается отразить духовные проблемы, волновавшие общество во времена создания произведения. Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределении», входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, положен в основу главы «Фаталист». Итак, как же Печорин, яркий представитель современников Лермонтова, относился к данной проблеме и верил ли он в предопределение?

Оказывается, этот вопрос действительно был актуален, особенно после событий 14 декабря 1825 года. Он волновал многих представителей русской интеллигенции. Великие события – следствие общественно-политической деятельности отдельных личностей или неизбежность? Лермонтов в «Фаталисте» своеобразно обосновал убеждение, что «человек должен быть деятелен, горд, силён, смел в борьбе и опасности, неподвластен и непокорен обстоятельствам».

Сюжет новеллы трижды подтверждает реальность предопределения: в первый раз, когда произошла осечка у Вулича; во второй - когда Печорин «прочитал печать смерти на лице» Вулича; и в третий - когда главный герой «вздумал испытать судьбу» и обезвредить обезумевшего пьяного казака. В первом случае Печорин абсолютно не верит в так называемое «предопределение» и решает заключить пари с Вуличем только ради развлечения. Григорий Александрович устал от жизни и ищет способы «пощекотать себе нервы». За несколько мгновений до того, как Вулич спустил курок, Печорин увидел «какой-то страшный отпечаток неизбежной судьбы» у него на лице - отпечаток смерти.

В данном случае герой сам противоречит своим убеждениям: если нет никакого предопределения, тогда откуда этот отпечаток? А если он появился, то почему произошла осечка?... «Мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть», - говорил Печорин Вуличу. Главный герой в смятении – что же получается: с одной стороны, случай показал, что Вуличу ещё не время умирать, с другой – смерть уже отметила его своим страшным знаком.

Уже ночью Печорин узнаёт, что его партнёра по пари зарубил пьяный казак. Что же получается - судьба сыграла злую шутку? Дело в том, что и Печорин шёл домой той же дорогой. Появись он там немного раньше, и - кто знает, может быть, на месте Вулича был бы сейчас сам Печорин!.. Но этого не произошло, значит – так решила судьба. Героя ждет смерть в другое время и в другом месте.

Григорий Александрович же не хочет этого сознавать и признавать. Поэтому он «испытывает судьбу» ещё раз, решая в одиночку обезвредить хулигана. Его противник стреляет… И снова удача (или предопределение?) на стороне главного героя: пуля сорвала лишь эполет. Однако Печорин снова в сомнении: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?». Но кто знает наверняка, убеждён ли он в этом или нет?... И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка?

По мнению Печорина, если всё предопределено, известно изначально, то скучно становится жить, нет стимула, нет интереса. А ведь главный герой сам признаёт, что сомневается во всем: «это расположение ума не мешает решительности характера». И говорит, что смелее идёт вперёд, когда не знает, что его ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь! Это подтверждает случай с Вуличем: отпечаток смерти, который увидел Печорин, оправдал себя. Участь Вулича была предначертана. Избежав шальной пули, он погиб в этот же день от пьяной руки…

Мы теперь видим, что невозможно однозначно ответить на вопрос: верит ли Печорин в предопределение? Если признать то, что за человека всё уже решено, всё просчитано, то многие люди потеряют интерес к происходящему. Зачем стремиться к невозможному? Если же считать, что жизнь человека - в его руках, то как объяснить счастливые «случайности», постоянно происходящие в жизни главного героя? Что же решает Печорин? Он признаёт фатализм как факт, несомненно, существующий, но, вместе с тем, не исключает активного вмешательства, свободы действий, решительного вторжения в заданный ход событий. Человек сам вершит свою судьбу так, как считает нужным.

В этом и заключается сущность главного героя: он не ищет легких путей в жизни, не может покориться явному, пытается самореализоваться через отрицание. Печорин признаёт, что «вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно», и ему «скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».

И все же на протяжении всей главы мы видим, что Печорин, возможно, на подсознательном уровне верит в высшую силу, которой человек противостоять не в силах. Но он остается верен своему принципу - идти наперекор всему, противостоять общественному мнению, даже в вопросе о фатализме!

Повесть великого русского писателя Михаила Лермонтова является первой в литературе раскрывающей проблемы психологии личности. В ее основе не события, а замысловатый жизненный путь главного героя, пытающегося получить решение своих духовных проблем.

Волнующие вопросы о судьбе, предопределении и обществе времен написания произведения отражаются в противоречивом образе яркого Печорина и составляют основу главы «Фаталист».

Утверждения автора повести и убеждения героя

В лице Григория Александровича Печорина, представителя современников, Михаил Лермонтов доказывает, что нельзя в жизни все объяснить и предопределить будущее.

Автор утверждает, что человек обязан обладать силой, смелостью, быть непокорным обстоятельствам. Таков Печорин - он считает только себя единственным творцом своей судьбы. Он сам себе хозяин и создатель жизненных правил, ищет смысл в жизненном существовании, не верит в высшую справедливость. Что же можно предложить ему взамен?

Рассуждения героя о смысле жизни

Григорий Печорин считает, что жизненный смысл таится в самой жизни. Каждому отпущено время, и ничего не сможет помешать прожить отведенный срок. Он стремится решить сложные вопросы: создан ли человек внеземной силой и устанавливаются ли законы нравственности свыше, или человек сам управляет судьбой, разумом и волей. Он подвергает себя опасности, чтобы проверить, существует ли предопределение земного пути.


Противоречия и судьбоносные знаки

В сюжете находит свое подтверждение существование предопределения. Сначала - через осечку у Вулича. В этом случае герой не поверил в «предопределение» и ради утешения своего самолюбия заключает пари, желая потрепать нервы.

Затем - когда Григорий Печорин за несколько секунд до выстрела пистолета узрел печать смерти на лице соперника. Здесь очевидно противоречие своим же убеждениям: если нет предопределения, то откуда этот знак, и почему пуля прошла мимо, если Вуличу уже пришел срок умереть? Но вскоре он узнает, что с его знакомым судьба сыграла злую шутку. Не погибнув от пули, он погибает от шашки пьяного казака.

Герой понимает, что пройди он дорогой Вулича (по которой тот возвращался), то заколотым мог оказаться он сам. Значит судьба распорядилась иначе, смертный час поджидает его где-то не здесь и не сейчас.

Вера героя в знаки судьбы

Вышеизложенная ситуация не может дать ответ на вопрос, согласен ли он с существованием предопределения? Если он признает, что за него все решено, то можно утратить интерес к жизни, а значит необходимо покорно ждать своего конца. Что если жизнь человека - только в руках его самого, то как дать объяснения случайностям. Он признает существование фатализма, но не без неизменного участия самого человека, его действий.

Суть жизненной позиции фаталиста

Главный герой стремится проникнуть в глубину собственной души, он уже не подвержен убеждению, что единственная возможность становления человечества - самосовершенствование. Это привело к тому, что герой ничего не ожидает от своего жизненного пути, утратил стремление к чему-либо. Он пытается усовершенствоваться путем отрицания всего, не ищет легких выходов.

На протяжении всей повести Григорий Александрович верит во внеземную силу, которой он противостоять не может, но не изменяет своим принципам: бороться, идти вопреки обстоятельствам и обществу.

Данная повесть дает нам возможность понять трудный печоринский характер, ту жизненную позицию, которая присуща поколению его века. Во взглядах главного героя определяется философия жизни, попытка ответить на вопрос о смысле существования, ценностях и о самом предназначении человека.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТЕХ,КТО ЧИТАЛ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" ООООЧЕНЬ НУЖНО. У МЕНЯ МЕЖДУ ПЯТЕРКОЙ И ЧЕТВЕРКОЙ И НУЖНО СДЕЛАТЬ ЭТУ РАБОТУ.ПОЖААЛУУУЙСТА

ПОМОГИТЕ!!!

1)Как называется последняя повесть романа?

2)Сколько повестей в журнале Печорина?

3)Чей это портрет:"...рожа у него была самая разбойничья:маленький,сухой,широкоплечий...А уж ловок был,как бес! Бешмет всегда изорванный,в заплатках,а оружие в серебре"?

4) Закончите фразу. "Герой нашего времени",милостивые государи мои,точно портрет,но не одного человека:это портрет,составленный из пороков...".

5) Допишите название повести. Контрабандист Янко, "ундина",слепой мальчик-это герои...

6) Что уронил Грушницкий у колодца,чтобы привлечь внимание Мэри?

7) Почему Печорин стал ухаживать за княжной Мэри?

8) С кем стрелялся Печорин на дуэли?

9)Что обозначает название повести "Фаталист"?

11) За что Максим Максимыч обиделся на Печорина?

12) Кого любила Вера?

13) Кто из героев романа поет песню: "Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены"?

14) Были ли знакомы Максим Максимыч и княжна Мэри?

15) "...эти господа,вероятно,второпях,забыли положить пулю в мой пистолет..." Чей пистолет во время дуэли оказался не заряжен?

нужно срочно сочинение по рассказу Мёртвые души, на одну из тем: 1. Печорин - "страдающий эгоист" 2.Сцена дуэли в романе " Герой Нашего Времени" 3.

Роль женских образов в романе "Герой Нашего времени" 4. Особенности композиции в романе "Герой Нашего Времени

1. Кто автор «Героя нашего времени» ?

2.От лица кого ведётся повествование в «Герое нашего времени» ?
3. Кто такой Максим Максимыч?
4. Каково его звание?
5. Кем являлся Печорин, каково его имя, отчество?
6. Чем промышляли Казбич и Азамат?
7. Кто такая Бэла из «Героя нашего времени» ?
8. Каковы были чувства Печорина к Бэле?
9. Сколько лет было Бэле?
10. Оказалось ли её ранение смертельным?
11. Если да, сколько дней прожила Бэла после ранения?
12. Кто виноват в том, что пережила Бэла?

Вопросы по произведению Герой нашего времени!

1.Молодежь назвала его Мефистофелем, он показывал, будто сердился за это прозвище, но в самом деле оно льстило его самолюбию. О ком эти слова? Почему именно такое прозвище дали этому человеку? 2.Как Печорин объясняет свою неспособность к дружбе? 3.Сердце Печорина волновало чувство сразу к двум дамам. Кто они? Почему именно их персоны тревожат его покой? 4.Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперед по комнате. Я внутренне хохотал и даже раза два улыбнулся, но он, к счастию, этого не заметил. Разговор о чем довел Грушницкого да такого состояния? 5.Как Печорин объясняет страсть Веры по отношению к нему? 6.О чем поспорили Грушницкий и Печорин после внезапного появления Печорина в черкесском костюме перед Мери и Грушницким? 7. Почему Печорин тянул с настоящим знакомством с княжной Мери? Чего он ждал? Когда он собирался официально ей представится? 8.Почему дамы недолюбливали Мери? 9.Знал ли Печорин, что на балу Мери ожидает жесткая шутка со стороны тех, кто невозлюбил ее? 10.Что в первую очередь Печорин решил сообщить о Грушницком, когда начал общаться с княжной Мери? Зачем он это сделал? 11.Это шутки Грушницкого! – подумал я. Почему Печорин решил, что Грушницкий ему и Мери уже начал мстить? 12.В какой момент Печорин был готов все простить Грушницкому? 13.Как Печорин объяснял свое отвращение к женитьбе?

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» звучит на протяжении всех глав книги. В «Тамани» Печорин задумывается, с чего бы это его судьба закинула в компанию контрабандистов. В «Княжне Мэре» он радовался, что судьба послала ему ради развлечения Грушницкого, а позднее Печорин писал в своем дневнике: «…судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм… Я был необходимое лицо пятого акта, невольно я разыгрывал роль палача или предателя. Какую цель имела судьба?» В последней повести романа тема судьбы становится главной и определяет ее название «Фаталист». Какая роль этой заключительной повести? Если Лермонтов, дорисовывая портрет главного героя, хотел прибавить последний штрих к характеру Печорина, изобразив его человеком, который верит в судьбу, то он не сказал бы ничего нового. Если бы Печорин не верил в судьбу, едва ли стал бы так часто на нее ссылаться в пояснениях многих событий своей жизни. На мой взгляд, повесть «Фаталист» в самом деле вносит еще один штрих к портрету Печорина. И дело не в том, был он фаталистом или нет, а в том, как он относится к судьбе, к ее неотвратимости.

В споре о судьбе, которая возникла между офицерами, возможны два варианта отношения к этому: «Своей судьбы не пройдешь!» и «Не подчинюсь!» Вулич своей судьбой подтвердил первое решение. Вера в неотвратимость руководила всеми его поступками. Ощущая благосклонность судьбы, он «до самого конца прехладнокровно перестреливался с чеченцами», а потом также хладнокровно приставил пистолет к своему виску, продолжая играть с судьбой. После пари с Вуличем Печорин продолжает раздумывать о судьбе, о предках, которые верили в то, что «целое небо смотрит на них с участием». Потом он переходит к раздумьям о своем поколении: «…мы неспособны более к большим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Это поколение не знает ни надежды, ни наслаждения, с которым сталкивается душа в любой борьбе с людьми или с судьбой.

Возможно, само осознание обреченности своего поколения подтолкнуло Печорина бросить вызов самой судьбе, когда ему выпала такая возможность. «Я вздумал испытать судьбу», - сознается Печорин, когда решил, рискуя жизнью, обезоружить казака, который разозлился. Но он, в отличие от Вулича, решает «перехитрить» судьбу, бросает ей вызов. Поступок Печорина - не нерассудительная храбрость, а хорошо продуманные действия. «Велев есаулу завести с ним разговор и поставил у двери трех казаков, …я обошел дом и приблизился к роковому окну». Расчет Печорина оказался правильным. «Народ разошелся, офицеры меня поздравили - и точно, было с чем!» На этот раз в поступке нашего героя был смысл: он предотвратил возможность невинных жертв пьяного казака. И, наверное, испытал наслаждение от того, что не ждал сюрпризов от судьбы, а стал с ней в бой, и оказался победителем. «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь».

Без повести «Фаталист» портрет Печорина был бы неполным. Ведь он не только холодный эгоист, который заставляет многих страдать. Он сам старается восстать против собственной судьбы, против никчемной судьбы целого поколения. «Вы думаете, что я без спора подставлю свой лоб?» - записывает Печорин в дневнике накануне дуэли с Грушницким. «Без спора» у Печорина не обходится нигде. Сила воли, ум, решительность, отвага - все это черты, присущие и герою романа и всему поколению, которое он представляет. И от этого судьба Печорина выглядит еще трагичнее.

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

    "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии....

    Роман "Герой нашего времени", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: "Отчего же этот характер... не находит у вас пощады? Уж не оттого...