Нэцкэ изображающие животных. Японские фигурки Нэцке

Как применять нецке (нэцке) в фэн шуй

В учении фэн шуй большое значение уделено статуэткам нецке (нэцке). Считается, что именно нецке сосредотачивают на себе энергию дома и вносят в дом радость, успех, любовь, богатство и т.д. Существует великое множество нецке, которые могут помочь обрести все это, здесь главное знать для чего та или иная фигурка и правильно ее расположить и тогда успех в достижении именно того, что вам нужно обеспечен.

Нецке Собачки Фу: значение и расположение - эта фигурка символизирует защиту дома и семьи. Они воплощают отвагу, справедливость, привязанность и преданность. Собачки Фу нужно приобретать только в паре, так как они объединяют мужское и женское начало. Фигурки собачек лучше ставить около входной двери или же в зоне богатства. А зоной богатства у нас как известно юго- восточный угол. Так эти собачки будут защищать благополучие семьи и семейные отношения. А также уберегут каждого члена семьи от разных бед.

Нецке Бык: значение и расположение – это животное - символ трудолюбия, упрямства, силы, ума и достижения своих целей. Очень хорошо, если статуэтка украшена деньгами или денежными символами. Этот бык поможет своему обладателю улучшить свою жизнь и добиться желаемого. Ставить быка лучше в зону богатства или в зону карьеры. Зона карьеры находиться в северной части квартиры или дома, самое лучшее место для быка в кабинете.

Нецке Кораблик: значение и расположение – это отличный амулет, который привлекает удачу, богатство и успех во всех делах. Этот символ, когда парусные корабли перевозили товары и ценные вещи. И тогда корабль ассоциировался с прибылью и удачей. Покупая кораблик, смотрите, чтобы у него были надуты и подняты паруса. Это означает, что у вас в делах не будет застоя. Ведь как известно, ветер в фэн шуй очень хороший знак. Также посмотрите, чтобы кораблик не был прототипом судна потерпевшего крушение.
Принеся корабль домой, положите в него монетки, золото и драгоценные вещи и т.д., ставить парусник нужно не далеко от двери или окна, носом внутрь квартиры, чтобы создавалось ощущение, что корабль вплывает в ваш дом. Нельзя ставить эту нэцке носом к окну или к двери, такое ее расположение будет означать, что все, что он везет, уплывет от вас. Нэцке корабль подходит, как для дома, так и для офиса.


Нецке Дракон: значение и расположение – эта нэцке символизирует мудрость, гармонию, величие, доброту и приносит удачу в бизнесе. Дракон считается одной из сильнейших нэцке в фэн шуй.
Фигурку дракона лучше ставить в секторе Востока, но чтобы она была ниже глаз главы семьи. Иначе дракон может доминировать.

Нецке Орел: значение и расположение – это одна из лучших нэцке для того, чтобы добиться успеха, уважения и славы. Нэцке орла лучше всего ставить в сектор славы. Сектор славы расположен в середине стены напротив входной двери. Посередине между секторами любви и богатства. Если вы правильно поставите эту нэцке, то сможете добиться признания не только на профессиональном поприще, но и дома.

Нецке Золотая рыбка: значение и расположение – эта нэцке очень известна и популярна в фэн шуй. Золотая рыбка, как и многие из талисманов, приносит богатство и успех в финансовых сделках и делах. Она отлично подойдет для зоны богатства, но не только, т.к. рыбка элемент воды, то ее можно поставить в северный угол вашего дома. Северный сектор как известно это сектор карьеры. Поэтому если хотите подняться по карьерной лестнице или открыть свое дело, то рыбка расположенная именно в этом секторе поможет вам в достижении высот.

Нецке Хоттей: значение и расположение – Бог счастья и богатства. Этот Бог осуществит все мечты, стоит его погладить по животу триста раз. Также нэцке хоттей означает благополучие, беззаботность и веселье.
Хоттей переводится на русский, как “холщовый мешок”. Эта нэцке сделана по образу настоящего монаха, который жил в Китае в десятом веке. Существует легенда, что в конце X века этот монах ходил по деревням с мешком и везде, где он появлялся, людям начинали сопутствовать удача, успех, любовь и здоровье. Однажды его спросили, что у него в мешке, и он ответил «Весь мир!». Хоттей хорошо подходит для юго–восточного сектора – сектора богатства.

Нецке Дайкоку: значение и расположение – еще один Бог счастья, хранитель домашнего очага. Охраняет достаток в доме и защищает дом от плохой энергии.
Дайкоку часто изображается с другим Богом Эйбису. Как правило эти боги всегда идут рука об руку. А активировать этот амулет проще простого, просто иногда смотрите, как танцует Дайкоку и за внимание он одарит вас богатством и счастьем.

Нецке Шоусин: значение и расположение – очередной Бог счастья и покровитель медицины. Нэцке Шоусина помогает в исцелении от всех болезней и дарует долголетие. Эту нэцке очень легко отличит от других фигур. Старец Шоусин держит в одной руке корень женьшеня, символизирующий здоровье и долголетия, а в другой руке у него персик - символ красоты и молодости. Активировать этот талисман не составит особого труда, поставьте фигурку там, где чаще всего бывает вся семья, например на кухне, столовой или гостиной. Также ее можно расположить в секторе помощников или в секторе счастья.
Очень хорошо если у вас будут, стоят сразу три Бога счастья – это очень благоприятный амулет. Все эти три Бога не являются Богами как таковыми, они только символические божества, очень почитаемые в фэн шуй.

Нецке Футэн: значение и расположение – бог ветра. Эта нэцке - амулет оберегающий и приносящий удачу путешественникам. Активация амулета проста, при дальней поездке берите его с собой. По приданию в мешке у Футэна находятся попутные ветра, они то и помогают в дороге.

Нецке Бэндзайтен: значение и расположение – богиня искусства, любви и счастья. Если вы хотите обрести любовь и быстрее выйти замуж, приобретите нэцке этой богини и поставьте ее в зону любви. Эта зона располагается в самом дальнем правом углу дома.

Нецке Бисямонтен: значение и расположение – бог – боец, он сражается за добро. Этот бог является защитником дома и его обитателей. В Китае же его считают защитником войнов. Эту нэцке хорошо ставить в сектор Севера – сектор карьеры. Бисямонтен помогает тем, чей девиз «честь, долг, верность».

Нецке Фукурокудзю: значение и расположение – божество интуиции и мудрости. Покровитель учеников и студентов, помогает в учебе и сдачи экзаменов. И конечно лучшее место для него это Северо-Восток - сектор мудрости и знаний.

Нецке Девять карпов и два карпа: значение и расположение – рыба карп в Китае - очень почитаемая рыба. Она символ целеустремленности и упорства. Если вы хотите сделать карьеру или хорошо учиться, то мастера фэн шуй советуют обзавестись фигуркой карпов. Нэцке карпов расположите в зоне богатства, тогда они принесут в ваш дом финансовое благополучие. Два карпа является символом мужчины и женщины, поэтому их лучше разместить в зоне любви.

Нецке Пирамида: значение и расположение – притягивает любовь, счастье и благополучие в дом, также является источником энергии. Пирамидка очищает дом от негативной энергии, она ее словно ликвидирует. Но помимо этого пирамида укрепляет иммунитет. Если такую пирамиду разместить на рабочем столе, она поможет добиться успеха в работе и учебе.

Нецке Три обезьяны: значение и расположение – защитники от клеветы и доносов. Изображение обезьян, закрывающих рот, уши и глаза, означает «не видеть плохого, не говорить о плохом, не слышать плохого». Но помимо этого три обезьянки являются символом мудрости и хитрости. Ставить таких обезьянок рекомендуется в зоне мудрости на Северо-Востоке, лучше всего расположить эту нэцке на рабочем столе или книжной полке. Они помогут вам преуспеть в карьерном плане, а вашим детям в учебе.

Фарфоровые статуэтки являются предметом искусства Китая XVII — XIX веков. Это талисманы, наделенные особым смыслом, в образах существ и божеств, передана древняя культура, которая всегда почитается и ценится. Мастера умеют изготавливать из фарфора качественные красивые изделия, пользующиеся популярностью.

Из чего изготавливаются фигурки

Китайский фарфор применяется для изготовления статуэток уже много тысяч лет, предположительно с 206 гг. н.э.. Этот материал является частью традиционной культуры страны. В его состав входят:

  • белая глина (каолин), которая образуется благодаря разрушению различных горных пород;
  • полевой шпат , породообразующий минерал из класса силикатов:
  • кварц , минерал магматических и метаморфических пород.

Что символизируют талисманы

На сегодняшний день выпускается множество различных фигурок. В основном они символизируют радость, счастье, успех и традиционные ценности. На Таобао можно найти интересные экземпляры на любой вкус. Но есть самые популярные и легендарные изделия, за покупкой которых приходят истинные ценители.

Три звездных старца

Старцы, каждый из которых имеет определенный смысл, являются антикварным комплектом изделий. Оригинальные статуэтки выполнены в середине XX века и продаются лишь в специализированных «лавках». Стоимость их достаточно высока и найти подлинные экземпляры сложно.

На сегодняшний день, изготовление фарфоровых мудрецов поставлено на поток, каждый мастер изображает фигурки по-разному, но то, что символизируют старцы, остается неизменным. В основе идеи лежит китайская древняя астрология, а именно, три звезды созвездия под названием Киль, еще его называют Южный ковш. А триада называется Сань-син .

Красную, восходящую низко от горизонта, звезду Канопус, олицетворяет старик Шоу-син . Образ имеет длинную белую бороду и продолговатую голову. В одной руке бумажный свиток и тыква, в другой персик. На древних картинах принято изображать рядом с божеством оленя, но на фарфоровых фигурках его может не быть.

Старец Южного полюса приносит долголетие, процветание и счастливую старость. Обладатель статуэтки должен обрести крепкое здоровье. Данный символ способствует исцелению смертельных болезней.

Легенда гласит, что образ данного божества создан в династии Северная Сун, императором, который связывает с этим одно событие из своей жизни. Однажды он увидел на улице старика, который нуждался в помощи и взял в свой дворец. В результате император прожил долго, не зная печали и недугов. В честь Шоу-син даже построены храмы.

Фу-син примечателен по яркому красному кафтану, какой носили продавцы. На руках держит младенца. Также в композиции присутствует свиток.

Божество символизирует богатство, процветание и карьерные успехи. Кроме того, прибавление и здоровье потомства. Если обладатель фигурки божества искренне верит в силу талисмана, то судьба будет складываться удачно.

Существует версия, что Фу-син, это реальный человек Ян Чэн из Даочжоу (VI в.), градоначальник общества карликов. В городе существовала проблема, каждый год государь велел отбирать из племени людей для того, чтобы сделать из них шутов. Ян Чэн, не желая больше терпеть, как разлучают семьи его горожан, сумел убедить государя в том, чтобы безобразия прекратились.

С тех пор, влиятельный и отважный чиновник, который не побоялся за свою должность, и поставил на первое место человеческие ценности, обожествлен как звездный дух, помогающей в карьерных делах. Существует еще много легенд, но эта самая распространенная.

Третий старец Лу-син может быть изображен в двух видах: со свитком и скипетром, или с младенцем на руках. Наличие у божества ребенка или нескольких детей, символизирует продолжение рода, достойных и заботливых наследников. Старец со свитком помогает своему обладателю в обретении власти.

Фигурки можно приобрести отдельно, но издревле, в народной культуре, принято держать их вместе. Триада будет привлекать счастье с приумноженной силой.

Установка талисманов в определенное место не требуется, можно «поселить» их в любом уголке дома. Для обращения за помощью необходимо только верить в фантастическую силу звездных духов, специальных слов произносить не требуется.

Семь образов Будды

В современном Фэн-шуй активно практикуется поклонение богам счастья. Талисман мудреца Хотея можно увидеть во многих домах. Существует семь традиционных статуэток Будды, каждая из которых имеет определенный смысл.

Смеющийся Будда или бог Хотей , представляет собой пузатого мужчину с лысиной. На лице всегда улыбка, а в руках мешок. Статуэтки любой конфигурации имеют общий и главный смысл: защищают дом от негативной (отрицательной) энергии.

  • Классический вариант с ношей в руках : монеты привлекают в дом богатство, обретению мудрости способствует жемчужина, посох защищает от болезней, а тыква приносит достаток.
  • В окружении детей . Символизирует здоровое и многочисленное потомство. Должен быть расположен в гостиной.
  • Персик в руках бога счастья несет отменное здоровье жителям дома, долголетие и обретение выносливости.
  • Если Будда держит веер , владелец талисмана может рассчитывать на помощь духа в благополучном завершении старых и начинании новых дел.
  • Бог счастья с зонтом укроет от несчастных случаев, ударов судьбы, и любых трагических событий, которые преподносит жизнь.
  • Если божество находится верхом на драконе , это символизирует удачу в финансовых вопросах.
  • Будда сидит на горке с монетами . Такая интерпретация является самой популярной в Фэн-шуй, ведь смысл композиции заключается в притягивании большого количества денег.

Чтобы магическая статуэтка поспособствовала исполнению мечты, необходимо потереть живот божества 300 раз по часовой стрелке. В это время нужно четко сформулировать желание.

Другие мудрецы

Кроме вышеперечисленных, традиционно выпускаются еще несколько мудрецов, также имеющих определенное значение.

Два бога счастья Дайкоку и Эбису . Изготавливаются стоящими неразлучно рядом друг с другом. Дайкоку несет мешок с небесным рисом, молот и крысу. Грызун совсем не является плохим символом, а наоборот, считается другом человека, в данном сюжете он сопровождает старца для того, чтобы надгрызать мешок и посыпать, таким образом, обогащенный счастьем рис, каждому в ладони.

У Эбису в руке, известная в китайской мифологии, рыба Тай, которая является символом духовности и способствует саморазвитию мыслителей.

Мудрецы имеют интересный смысл - союз двух дружных мудрецов олицетворяет равновесие между обилием денег, властью, славой, и духовной чистотой.

Также божества изготавливаются и по отдельности , в этом случае один символизирует богатство, а другой душевное благополучие и счастье.

Хранитель домашнего очага Дзаошень . Мудрец держит предметы, в совокупности олицетворяющие счастье в семейной жизни, защиту и укрепление домашней обители. Имеет табличку, на которой можно записывать просьбы, когда понадобится помощь божества.

Существует красивая легенда, которая объясняет, как старец осуществляет желания обладателей талисмана. Один раз в год, мудрец попадает к самому правителю Поднебесной, на священную гору Кунь Лунь. А именно, это происходит в знаменательную дату – 24 декабря. На приеме Дзаошень рассказывает, что полезного сделал для семьи, которую оберегает, и передает табличку с пожеланиями. Благодаря этому осуществляются мечты.

Не менее интересный персонаж, бог бессмертия Дзюродзин . Оберег способствует долгой жизни, полной счастья. В его руках величественно размещен свиток, на котором написано «Небеса даруют бессмертие».

А также, музыкальный инструмент, при игре на котором, с человеческим обликом и организмом, осуществляется процесс, о котором мечтает каждый – омоложение.

Мудрец Фукурокудзю - покровитель ученых, помогает в решении умственных задач, в получении образования и любых действиях, связанных с наукой. Старца сложно спутать с другими, у него вытянутый, символизирующий наличие нестандартного, богатого ума, череп.

А во лбу, буквально выдавлены крупные морщины, одного взгляда на которые достаточно, чтобы сразу понять, что этот старец отличается особой мудростью. Посох дополняет образ.

Бисямонтэн, покровитель войнов . Изображен в военном обмундировании и с оружием. Способствует обретению совокупности следующих качеств: мужества, силы духа и мудрости. А также помогает осознать, как поступить по справедливости.

Божества – дамы

В китайской мифологии существуют и женские божества. Они представлены в пяти образах, каждый из которых наделен глубоким смыслом.

Богини - покровительницы китайских девушек

Фея Луны Амэ-но Удзумэ . Помогает в обретении настоящей, вечной любви, которая делает человека счастливым и приносит радость. Также считается, что именно благодаря ей появилось театральное искусство и были созданы ритуальные танцы. Богиня любви изображена с пухлым добрым лицом и длинными волосами.

Матушка Запада - Сиванму , бессмертная царица небес. Символизирует любовь и здоровье. Защищает от несчастных случаев на воде.

По легенде, в горах Куньлунь богиня держала сад, засаженный чудо-деревьями, а росли на них персики. Фрукты, уже известные в китайской мифологии, могли исцелить безнадежно больных и сделать человека бессмертным. Деревья плодоносили раз в тысячу лет, богиня собирала урожай и готовила из него лекарства.

Богиня Бэндзайтэн помогает девушкам найти любовь, удачно выйти замуж и прожить счастливую, благополучную жизнь. Дама также является символом искусства, в ее образ добавлен музыкальный инструмент и змея, вплетенная в прическу.

Гуаньинь - покровительница рожениц, беременных женщин и терпящих бедствие людей. Кроме того, призвана помогать детям. Ее имя переводится как «слышащая все в мире».

На талисманах, богиня держит в руках (всегда на готове) большую толстую книгу, емкость (кувшин) с водой, могущественный посох и веревку. Принято считать, что символы способствуют спасению из беды в различных ситуациях.

По поверию, когда требуется срочная помощь, женщина активирует тысячи рук, а на открытых ладонях появляются глаза, таким образом она помогает каждому нуждающемуся.

Аматэрасу , главная среди богов счастья. Богиня является символом настоящей женщины, в которой должны сочетаться следующие качества: неземная красота, великая и глубокая мудрость, девственная чистота и гармония. Обладательница статуэтки получает помощь в стремлении к идеалу.

Огненный дракон

Самая сильная космическая энергия «ци», которая дает жизнь всему живому, исходит от дыхания дракона. Он считается самым величественным символом в Фэн-шуй, так как способен передавать просьбы поклоняющихся с земли на небо. Кроме того, он отпугивает злых духов и притягивает успех.

Излучаемая от дракона энергия, помогает обладателю фигурки, активизировать потенциал всех важных уровней: тела, осознания и души.

Если большинство талисманов не имеют четких требований к месту расположения в жилище, то дракон должен быть поставлен только в соответствии с рекомендациями, иначе его сила не будет действовать в нужном направлении и появятся неправильные энергетические потоки, которые разрушают энергию дома.

В Фэн-шуй говорится, что животное должно располагаться в гостиной или в коридоре, и обязательно на подставке, лицом на Восток. В первом случае, талисман поможет членам семьи укрепить здоровье и обрести благополучие. Стоящий по левую сторону от входной двери в коридоре, защитит жилище от проникновения в дом негативной энергии.

Больше никакие места в квартире не подойдут. Это объясняется тем, что присутствие дракона создает сильную энергетику. По этой же причине не рекомендуется держать в доме сразу несколько таких статуэток. Если поместить существо в спальне, бушующая небесная энергия нарушит сон.

При выборе статуэтки необходимо обратить внимание на количество пальцев у дракона. Пятипалое животное (императорское) нельзя ставить в доме, оно посылает слишком мощную энергию и подойдет только для рабочего места.

Здесь перечислены лишь самые популярные фарфоровые статуэтки, есть еще много образов, которые принято олицетворять в виде фигурок.

Нэцкэ (яп. netsuke, нэцукэ ) — маленькая символическая резная фигурка. Сделана она в основном из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нецке для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также нэцкэ служили еще и в качестве украшения одежды.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.

Нэцкэ саси, изображающее Иисуса Христа, слоновая кость, XVII век

Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗 ), которая была лишена карманов.

Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物 ). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ).

Нэцкэ удерживает инро на оби

Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси

(紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды


Нэцкэ, прикреплённое к инро, гравюра Кацусики Хокусая

нэцкэ справа

Некоторые люди приравнивают нецке к окимоно, но этого делать не нужно. Нецке и окимоно очень похожи, но по предназначению и символики они совершенно разные фигуры.

Окимоно - это статуэтки служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нецке.

С давних времен нецке различались по типологии и формам. Это же отличие нецке сохранилось и до наших дней.

Фигурки и виды нецке

Катабори (形彫) - это самый известны и знакомый для многих вид нецке. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - XIX веках.


катабори

Анабори (穴彫) - подгруппа катабори. Эти нецке изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.


анабори

Саси (差) - эта форма нецке является одной из древнейших форм. Эти нецке, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нецке отличался от других.

Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.

Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.

Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.

Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.


саси

Маска (яп. 面 мэн) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нецке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.


маска

Мандзю (饅頭) - эти нецке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иной раз мандзю делались из двух полукругов. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.


мандзю

Итараку - эти нецке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.

Рюса (柳左) Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.

Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа.

Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, скатабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.



рюса

Кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.


кагамибута

************************************

Конечно же, каждый образ имел свое предназначение.

Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума ,

Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,

а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).

Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису .

Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина , который держал женьшень и волшебный персик.

Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй , именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном.

Путешествующие брали фигурку Футэна , который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.

Самурай давал. силу духа, смелость и мужество

Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод.

Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответственно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать ее для решения трудностей.

Но известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.

Японские нэцке : миниатюрные фигурки

Два самурая.

"Мальчик, рисующий богиню счастья Амэ-но Удзумэ".
Помните "Каникулы Кроша". Я из них про нэцке узнала, т.е. из книги и фильма)

демон


нэцкэ с секретом

Эбису с рыбой и корзинкой. Начало 20 в., резьба по кости

Шоусин с посохом и персиком. Конец 19-начало 20 в., резьба по кости,прокрашивание

Хотей с веером и мешком. Конец 19 в.,резьба по кости,прокрашивание

Дзюродзин со свитком. Резьба по кости,чернение.

Окимоно Бисямонтэн с пагодой. Резьба по кости,19 в.

Дзюродзин, один из семи богов удачи

ПРОДАВЕЦ КУКОЛ ДАРУМА, мастера ЯСУЮКИ

Слоновая кость, резьба. Вторая половина XIX в. Нэцке знаменитого мастера
Ясуюки изображает карикатурную сцену, типичную для Эдо того времени. Крестьянин приехал торговать в
Эдо перед новым годом куклами Дарума своего изготовления.

НЭЦКЕ В ФОРМЕ МАНДЗЮ мастера КОЮСАЙ. Слоновая кость. Диаметр ок. 4 см. XIX в.

Как бывает у мужчин - приветствовалась эротика)

НЭЦКЭ "ГЕЙША И ДЕМОН"
Слоновая кость. Высота ок. 4.2 см. Нач. 19в.Прекрасный экземпляр работы Масацугэ, школы Эдо. Редкий сюжет

АКТЕР ТЕАТРА НО В РОЛИ ДЕМОНА.
Слоновая кость. Золотой лак, красный лак, чернение, инкрустация золотом и
перламутром. Высота ок. 3.8 см.Начало 19 в. Мастер Сугоку (Хидэтама) Редкая нэцкэ

Кану (Гуань Юй) с алебардой.19 в.,резьба по кости

АКТЕР В РОЛИ ЛИСЫ-ОБОРОТНЯ.
Вишня (?), слоновая кость. Высота ок. 4 см. Первая половина 19 век. Подпись: Хогёку.

нецке Краб

Игроки в кости

Танец на празднике урожая - японская подписная нецке из слоновой кости, автор Тадамори

МАТЬ И РЕБЕНОК. БЫТОВАЯ СЦЕНКА.

Слоновая кость, тонировка,гравировка. Высота ок. 4.2 см Вторая половина 19 в. Мастре Сёсай.

СЛЕПОЙ, ВЫНИМАЮЩИЙ КАМЕНЬ ИЗ ГЭТА

Слоновая кость. Высота ок. 5.8 см. Первая половина XIX в. Подпись: Когёку.

Беременная женщина.

МАТЬ С РЕБЕНКОМ. Слоновая кость. Высота ок. 4 см. Вторая половина 19 в.

ФУКУРОКУДЗЮ , бог здоровья, мудрости и долголетия, ПРИНИМАЮЩИЙ ГОРЯЧУЮ ВАННУ
Самшит, слоновая кость. Высота ок. 5.3 см. 1840-1860 гг. Подпись: Тоё.

Спасибо yip , который сделал классный клип!!


Вы заметили, что много бытовых фигурок, женских.. то, что напоминает о доме и любимых!)

Надеюсь, вам было интересно!!) Капочка Капа

Использованы материалы - вики,

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.





Нэцкэ – это японская миниатюрная скульптура. Они представляют собой маленькие фигурки, вырезанные из дерева или слоновой кости.

В прежние времена в Японии использовали их в виде брелков для прикрепления к кимоно ключей или кошельков. Дело в том, что их национальная одежда не имела карманов. Именно поэтому они изобрели фигурки нэцкэ. Помимо этого, их использовали для украшения одежды.

Позднее люди обнаружили, что нэцкэ обладают магическими способностями. Они приносят любовь, богатство и удачу. С тех пор их стали использовать в качестве талисманов. В наше время японские миниатюрные скульптуры пользуются огромной популярностью. Их привозят в качестве сувениров из стран Востока или приобретают для себя, чтобы привлечь деньги и успех.

Многие обыватели считают, что нэцкэ и окимоно – это одно и то же, поэтому не задумываясь, в качестве сувениров или талисманов приобретают то, что «подвернется под руку». В этом и состоит основная ошибка пользователей.

Дело в том, что они имеют различное значение. Окимоно – это фигурки, которые служат для оформления интерьера. Они не обладают магическими способностями.

Следовательно, окимоно – это простое украшение, а нэцкэ – это талисман.

Виды Нэцкэ

С самого начала создания нэцкэ различались по формам и типологии. В связи с этим выделяют следующие виды фигурок:

Это самые популярные формы нэцкэ. Однако существуют и другие, но они не пользуются большим спросом.

Значение фигурок Нэцкэ

У различных фигурок нэцкэ разное значение. Одни притягивают деньги, другие помогают обрести любовь и т.д. Поэтому, чтобы подобрать для себя нужный талисман, нужно знать виды и значение фигурок. Вот они:

  • Дайкоку и Эбису.
  • Зачастую эти две статуэтки идут вместе. Они приносят удачу и даруют счастье.

  • Шоусин.
  • Это бог здоровья и долголетия. Чаще всего он изображается с персиком или женьшенем. Самое название нэцкэ означает, что такая фигурка укрепляет здоровье человека, защищает от болезней или помогает избавиться от уже существующего заболевания. Помимо этого, Шоусин продлевает человеку жизнь.

    Это одна из самых популярных нэцкэ. Данная фигурка представляет собой вечно улыбающегося толстячка. Хотей – это бог счастья и богатства. Соответственно, он притягивает деньги и дарует счастье. Считается, что если погладить его по животику, то исполнится самое заветное желание.

  • Футэн.
  • Это бог ветра. Такая фигурка представляет собой счастливого мужчину с мешком за плечами. Ее рекомендуется брать с собой в дорогу или путешествие. Она дарует защиту в пути и помогает человеку вернуться обратно живым и невредимым.

  • Дзюродзин.
  • Такая фигурка представляет собой мудрого старца. Он считается старцем долголетия и науки. Он продлевает жизнь владельца, а также дарует мудрость, улучшает память и открывает короткий путь к знаниям.

  • Бисямонтэн.
  • Эта фигурка притягивает деньги.

  • Бэндзайтэн.
  • Это женское божество. Оно дарует представительницам прекрасного пола счастье и помогает устроить личную жизнь.

  • Обезьяна.
  • Это фигурка нэцкэ, которая дарует защиту от злых сил.

  • Фукурокудзю.
  • Это бог мудрости. Он дарует владельцу мудрость, помогает ему понять свое истинное предназначение. Помимо этого, считается, что такая фигурка продлевает жизнь.

  • с монеткой во рту.
  • Эта фигурка притягивает деньги. С ее помощью можно в короткие сроки поправить свое материальное положение.

  • Пара собачек.
  • Они подарят надежную защиту дому и всем его обитателям. Собачки оберегают от злых сил, злого колдовства и различных несчастий.

  • Черепаха – Окамэ.
  • Она символизирует мудрость и долголетие. Черепаха – Окамэ продляет жизнь человека, а также укрепляет его здоровье и защищает от заболеваний. Также она дарует мудрость.

  • Золотая Рыбка.
  • Она притягивает деньги.

    Он дарует счастье, достаток и удачу.

  • Китайская монетка.
  • Притягивает деньги и позволяет избавиться от долгов в самые короткие сроки.

  • Модель корабля.
  • Она дарует финансовое благополучие и приносит удачу во всех начинаниях.

  • Два карпа.
  • Нормализуют взаимоотношения в семье и возрождают угаснувшие чувства между мужем и женой. Также существуют нэцкэ девять карпов. Они притягивают деньги и даруют удачу.

  • Нэцкэ Слон.
  • Он олицетворяет силу и мудрость. Такую фигурку советуют ставить в спальне бездетным парам. Он помогает зачать, выносить и родить здорового малыша.

  • Орел.
  • Данная фигурка помогает построить карьеру.

  • Пирамидка.
  • Она притягивает деньги, дарует счастье и радость.

  • Нэцкэ Бегемотики.
  • Они изображаются парой. Бегемотики тесно прижимаются друг другу. Такие нэцкэ помогают обрести свою любовь, а также возрождают угаснувшее чувство между супругами.

  • Рыба Тай.
  • Это священный небесный карп. Он дарует защиту от злых сил, а также помогает наладить отношения между учителем и обучаемым (учитель – ученик, преподаватель – студент, родитель – ребенок и т.д.).

    Он олицетворяет счастье, сострадание, добро и силу. Такую фигурку рекомендуется брать с собой в морские путешествия. Она поможет человеку возвратиться домой живым и невредимым.

Существуют и другие фигурки нэцкэ. Мы рассказали лишь о самых популярных и действенных из них.