Эмоциональный интеллект как развить в школе. Как развить эмоциональный интеллект? Упражнения для развития EQ

Среди других связанных с формированием социального и эмоционального интеллекта аспектов выделим умение отказывать в просьбах и делегировать задачи , а также способность не зацикливаться на проблемах и стараться воспринимать неудачу как обратную связь , пространство для совершенствования и новых возможностей.

Например, почаще вспоминайте, что вы не можете изменить прошлое , а значит, вместо того чтобы думать снова и снова о том, что надо было бы сделать в той или иной ситуации, думайте о том, что сделать сейчас и как можно улучшить будущее. Также помните, что в принципе вы ничего никому не должны, а значит, не обязаны всем отвечать согласием, даже если кому-то это причинит те или иные неудобства. Как парадоксально это не прозвучит, но умение отказывать – это тоже навык , и ему можно научиться. После пары отказов вы поймете, что мир не переворачивается, когда вы говорите: «Нет, я не могу». Если вы чувствуете вину или угрызения совести, то помните, что через какое-то время пройдет и это. Таким образом, после нескольких «упражнений» вы поймете, что отказывать – это нормально.

Как мы говорили, человеку с развитым EQ свойственна эмпатия, однако такие личности скорее манипулируют сами, чем поддаются на манипуляции . Главное, они точно определяют манипуляторов и сами решают, поддаваться их уловкам или нет. Если вы чувствуете, что кто-то пытается вами манипулировать, воспользуйтесь старым, но эффективным приемом: представьте данного человека с мусорным ведром на голове. Это изменит ваше отношение к собеседнику, а следовательно – и реакцию на его слова и просьбы. Такой прием пригодится и в других ситуациях.

5. Эмоции

Еще одно направление – работа над собственными эмоциями . Чтобы научиться их контролировать, важно знать, что конкретно вы контролируете. Наблюдайте за собой – какие события какие чувства вызывают; какие эмоции мешают сосредоточиться, а какие придают работоспособности; какими управлять легко, а какими нет.
Не сердитесь на свои реакции, не отрицайте их, не подавляйте, не осуждайте себя и, главное, не врите себе : если вы будете делать все вышеперечисленное, то не сможете управлять ими. Вы чувствуете то, что вы чувствуете, но у всех чувств есть причина. Важно понять ее – и тогда вы сможете корректировать эмоции.

И в заключение еще один полезный совет. Повышая и развивая социальный и эмоциональный интеллект, очень важно оставаться тем, кто вы есть , и не пытаться становиться кем-то другим. Цель повышения уровня EQ и SQ – самосовершенствование, то есть совершенствование себя, а не попытка надеть на себя чужую маску и ходить в ней.

Тема развития эмоционального интеллекта сегодня невероятно популярна среди топ-менеджеров нашей страны. О том, сколько можно заработать, научившись управлять собственными эмоциями и всегда ли нужно быть любезным с подчиненными – подробно в нашей статье.

Тема развития эмоционального интеллекта (emotional quotient, далее - EQ) набирает все большую популярность в России. Многие компании стремятся максимально раскрыть потенциал сотрудников, отказываясь от директивной системы управления в пользу индивидуального подхода. Топ-менеджеры из «надсмотрщиков» превращаются в наставников, учитывающих в работе особенности характера и эмоциональный тип сотрудников.

Однако сделать такой стиль управления эффективным под силу лишь эмоционально компетентному руководителю, который умеет управлять не только чужими эмоциями, но и своими. Как узнать уровень своего EQ и какие упражнения помогут его повысить?

Почему высокий уровень эмоционального интеллекта важен для топ-менеджеров

Высокий уровень EQ позволяет быстро распознавать природу эмоций и регулировать их, не подавляя. Почему это так полезно для топ-менеджеров? Психолог Дэниел Гоулман уверяет: эмоциональный интеллект, в отличие от логического, на 85 % определяет эффективность и успешность руководителя.

Это также подтверждает исследование американской компании TalentSmart: его результаты показали, что увеличение показателей EQ всего на один пункт добавляет $1300 к годовому окладу работника. Соглашаться с этим или нет - выбор за вами; однако давайте рассмотрим, что дает высокий уровень EQ.

Осознание собственных эмоций . Нас с детства приучали подавлять свои переживания, при этом не все научились анализировать природу и причины появления тех или иных ощущений. Тем не менее это очень важно для руководителя, ведь в течение рабочего дня он испытывает весь спектр переживаний: волнуется, беспокоится, расстраивается и т.  д. Но поскольку управленческая деятельность публична, основную часть эмоций ему приходится скрывать.

Однако из-за этого руководителю не всегда удается отследить момент, когда необходимо взять себя в руки. Порой осознание приходит только «задним числом», когда, казалось бы, на ровном месте учиняется или после возвращения домой возникает ощущение полного упадка сил.

В итоге эмоции, не найдя адекватного выхода, накапливаются и приводят к постоянной усталости, раздражению и апатии. По данным TalentSmart, лишь около 30 % людей умеют эффективно справляться со стрессом.

С помощью упражнений по осознанию своих эмоций руководитель одной из московских компаний в течение месяца смог справиться со вспыльчивостью и заметно улучшить отношения с коллегами. Анализируя свое эмоциональное состояние, он научился быстро находить причину собственных переживаний и подавлять их до того, как раздражение или гнев становились неконтролируемыми.

Избавление от стереотипов. В нашем обществе существует множество мифов об эмоциях: например, что женщины эмоциональнее мужчин или что нельзя злиться на близких людей. Подобные иррациональные установки существуют и в отношении образа «настоящего руководителя»: он всегда должен быть примером для своих подчиненных, быть на пике эффективности и энергичности и пр. Такие установки не оставляют руководителю выбора, а в случае их нарушения вызывают негативные эмоции.

Допустим, во время выступления директор растерялся, что заметили его подчиненные, то есть он нарушил установку, предполагающую, что руководитель всегда обязан держать лицо и быть суперуверенным. В итоге он долгое время будет ощущать эмоциональный упадок, который негативно скажется на качестве его работы.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, эмоционально компетентный руководитель прорабатывает ограничивающие убеждения, подбирая другие формулировки и разрешая себе в некоторых случаях действовать иначе, чем предписано обществом. К примеру, установка «Я всегда должен держать лицо» изменяется на «Я предпочитаю выглядеть уверенно, но при этом иногда могу позволить себе проявить беспокойство или растерянность».

Осознание эмоций окружающих. Для принятия верного управленческого решения руководителю необходим максимум информации, носителями которой являются прежде всего сотрудники компании. Высокий уровень EQ позволяет выстраивать более открытые отношения с подчиненными. Однако здесь существует миф, что эмоциональная компетентность означает «доброе» поведение. На деле же это далеко не так. Эмоциональная компетентность вырабатывает в первую очередь эмоциональную гибкость и способность действовать по обстоятельствам в зависимости от ситуации, характера партнера, собственных целей и задач.

Высокий EQ позволяет топ-менеджеру быть как доброжелательным «обаяшкой», так и руководителем, способным «дать пинка». Например, во главе одной консалтинговой компании стоит женщина с мягким стилем управления. Она очень терпелива к подчиненным и спокойно относится к их ошибкам, но иногда может показать свое раздражение, на что работники немедленно реагируют и начинают трудиться гораздо упорнее.

Умение разрешать конфликты. Успех в улаживании разногласий во многом зависит от EQ руководителя. Нежелание понимать и учитывать переживания участников конфликта приводит к невозможности выстроить конструктивный диалог и достичь решения, которое полностью удовлетворит обе стороны.

Психологические уловки сотрудника ФБР, основанные на эмоциональном интеллекте

Крис Восс работал в ФБР четверть века и вел дела, связанные с захватом заложников. После отставки Крис осознал, что навыки, приобретенные за годы службы, можно использовать и в бизнесе. Его методы базируются на эмоциональном интеллекте, а не на логике и причинно-следственной связи, которые лежат в основе классических подходов. Из-за неумения вести переговоры, по данным британского Центра изучения экономики и бизнеса, компании ежечасно теряют до 702 млн руб.

Принципы стратегии Восса описала редакция журнала «Коммерческий директор».

С чего начать развитие EQ

Модель EQ включает в себя четыре группы навыков:

1) осознание своих эмоций;

2) осознание эмоций других людей;

3) управление своими эмоциями;

4) управление эмоциями других людей.

Какие пункты, на ваш взгляд, привлекают внимание руководителей? Конечно же, те, что связаны с управлением. Однако ключевой навык, повышающий EQ, - это не управление эмоциями, а их анализ.

Мы уже выяснили, что большинство людей так и не научились понимать природу своих переживаний. Поэтому, если спросить среднестатистического человека о самочувствии, он ответит: «Нормально», «Хорошо (плохо)», «Голова болит». Если вы зададите этот вопрос в своем окружении, то вряд ли кто‑то ответит вам: «Знаешь, я сейчас чувствую возникающее раздражение, слегка окрашенное беспокойством». Или, скажем: «Я ощущаю радость, к которой примешивается небольшая доля враждебности».

Конечно, из этого вовсе не следует, что нужно так подробно сообщать о своих чувствах окружающим, но анализировать свои эмоции с учетом всех полутонов руководителю просто необходимо. К примеру, вы изучаете отчет. С цифрами все в порядке, информация дана логично, однако вы внезапно чувствуете легкое беспокойство. Еще раз просматриваете цифры и вновь не находите ошибок. После повторной проверки вы отмахиваетесь от неприятного чувства и принимаете решение, которое впоследствии оказывается неверным. «Недаром он мне не понравился!» - восклицаете вы, но исправить ничего уже нельзя. Такие эмоции, как правило, мимолетны, а их источник, казалось бы, совершенно непонятен.

Развитие эмоционального интеллекта как раз учит быстро улавливать такие сигналы в суматохе рабочего дня и констатировать: «Да, все‑таки мне это не нравится». В итоге повторный просмотр отчета или, например, возврат к обсуждению какого‑либо пункта договора с партнером позволяет сэкономить как время, так и деньги. Но это лишь в том случае, если вы успели «ухватить за хвост» нужный эмоциональный сигнал. К тому же делать это нужно оперативно.

«Что это со мной? Может быть, это раздражение? Да, наверное, раздражение, но не только. Кажется, к нему примешивается страх? Или нет?» - такие многочасовые размышления не вписываются в напряженный график управленца. А высокий EQ позволяет выполнять ежеминутный «срез» эмоционального фона и быстро принимать решения на основе его анализа.

Упражнение 1. Осознание собственных эмоций

Во-первых, периодически спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом начинайте с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Для этого поставьте себе на каждый день два-три напоминания. Когда они срабатывают, отвечайте на вопрос: «Что я испытывал за секунду до этого?».

Во-вторых, научитесь определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого ведите таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Например, руководитель одной московской компании нередко проявлял необоснованную агрессию по отношению к подчиненным, которая негативно влияла на эффективность их работы.

Упражнение, направленное на осознание своих эмоций, помогло управленцу понять причину раздражения: она заключалась в том, что его подчиненные заканчивали свой трудовой день вовремя, тогда как руководителю нередко приходилось задерживаться на службе. После этого он изменил свой рабочий график, переложив часть мелких обязанностей на сотрудников. В итоге более свободное расписание позволило ему стать намного терпеливее в отношениях с ними.

Нередко для анализа настроения нам нужен партнер, чтобы помочь осознать те эмоции, в которых мы сами себе не хотим признаваться, - скажем, увидеть страх, который мы предпочитали не замечать, или раздражение по отношению к кому‑то из окружающих. К примеру, руководитель одной компании решил улучшить систему мотивации сотрудников. Несмотря на реальную эффективность новшества, внедрение системы вызвало огромное сопротивление со стороны подчиненных. В ответ на это руководитель, не скрывая раздражения, начал силой «продавливать» свою идею.

Взгляд со стороны помог ему вовремя понять, что сотрудники попросту боялись перемен. Тогда он подробно объяснил им выгоды новой системы, и ситуация в корне изменилась.

Упражнение 2. Осознание чужих переживаний

Обращайте внимание на состояние ваших подчиненных. В каком настроении вернулся с переговоров менеджер? А почему этот сотрудник уже третий день такой унылый? Главное в этом процессе - не формулировать свое мнение как факт: «Я вижу, этот клиент тебя явно выводит из себя». Начинайте фразу со слов «мне кажется», при этом придерживаясь вопросительной интонации. Не спорьте, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите.

Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой своих подчиненных без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли? Верно истолковав эмоции подчиненных, вы сможете результативно использовать инструменты управления: ставить задачи, поощрять или критиковать.

Упражнение 3. Управление собственными ощущениями

Когда навык осознания эмоций отработан, большинство людей удивляются, насколько структурированным и спокойным становится их повседневное эмоциональное взаимодействие с окружающим миром. На данном этапе пора приступать к управлению эмоциями.

Техника дыхания. Возьмите в привычку правильно дышать, как только почувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии. Выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох.

Физические действия для снятия напряжения. Как только появляется волнение, незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног. Если позволяют окружение и ситуация - потянитесь, пройдитесь, попрыгайте, скорчите гримасу.

Формирование комплекса техник саморегуляции. Еженедельно отрабатывайте каждую из них. Например, сначала выполняйте визуализацию, потом - медитацию. Одну неделю улыбайтесь своему отражению в зеркале, другую - вспоминайте перед сном лучшие моменты дня. Интересен и рефрейминг, когда вы смотрите на ситуацию под новым углом. Допустим, после долгих переговоров компания не получила заказ.

Казалось бы, это провал. Однако если взглянуть с другой стороны, то станет понятно, что работа с этим клиентом была бы очень сложной: он бы постоянно предъявлял претензии, вынуждая тратить на него много времени. В итоге заказчик принес бы больше убытка, чем выгоды.

Исследование ограничивающих установок. Большинство «лишних» эмоций вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. На нее сильно влияют укоренившиеся убеждения, которые необходимо вовремя обезвредить.

Так, одна компания планировала внедрить новые ценности, к чему были приурочены праздничные мероприятия. Руководители задумались, будут ли сотрудники рады изменениям. Эмоциональная компетентность подсказала, что любые нововведения, даже позитивные, вызовут у работников страх.

В итоге были приняты меры, чтобы снизить беспокойство сотрудников, поэтому модернизация прошла гладко. Например, во время презентации новых ценностей сотрудников объединяли в группы, где они после обсуждения анонимно записывали свои сомнения относительно нововведений, а затем передавали их руководителю, который спокойно комментировал замечания. Возможность высказать сомнения снизила уровень страха.

Упражнение 4. Управление чужими переживаниями

Несколько простых приемов помогут понимать эмоции других людей и адекватно реагировать на них.

Фиксация данных. Заведите дневник и кратко описывайте, что вы чувствовали и как управляли эмоциями. Через какое‑то время вы удивитесь, насколько проще стало их контролировать.

«Примерка» эмоций. Чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами, ведь эмоциональным состоянием мы чаще всего заражаемся.

Умение слушать. Дать другому человеку выговориться - один из лучших способов управления эмоциями. Но по-настоящему слушать умеют немногие. Мы перебиваем, утешаем, подбадриваем - и в итоге усиливаем у собеседника «лишнюю» эмоцию.

Расширение лидерского репертуара. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю, а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните проблему сотруднику спокойно. Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? Возможно, с кем‑то уже давно пора поговорить пожестче. Необязательно резко менять свой управленческий стиль. Для начала выясните, что у вас хорошо получается, а в каких ситуациях стоит попробовать действовать иначе.

Метод тотального «да». Обычно, когда наш собеседник выражает недовольство, мы начинаем либо оправдываться и объясняться, либо спорить и выдвигать встречные возражения. И то и другое усиливает агрессию второй стороны. Чтобы ее снизить, стоит в чем‑то согласиться с критикой. При этом важно найти адекватную формулу согласия: вместо фразы «Конечно, вы правы» начните свою защиту со слов «Да, мы действительно несколько раз задерживали поставки».

  • Ценности корпоративной культуры: 6 идей, которые удержат сотрудников

Какие результаты можно получить

Учет в работе эмоционального фактора позволяет руководителю быть результативным: качественнее выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать в них драйв, грамотно разрешать конфликты. За счет этого повышается вовлеченность сотрудников и снижается текучесть кадров. Кроме того, эмоциональная компетентность позволяет эффективно вести переговоры и выстраивать крепкие отношения с партнерами, повышать качество работы с клиентами и их обслуживания.

Экспресс-тест для оценки уровня EQ

Хотя уровень EQ трудно измерить, существует ряд тестов, способных достаточно подробно рассказать о вашем эмоциональном интеллекте. Это, к примеру, тест американского исследователя Николаса Холла, в котором предлагается оценить тридцать утверждений по шестибалльной шкале (от –3 до 3) в зависимости от степени согласия с ними.

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен заметить изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, ощущение внутреннего подъема.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что‑то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен понять проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13. Я могу заставить себя снова и снова вставать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем нуждаются другие люди.

24. Окружающие считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, способные точно осознать свои истинные чувства, намного лучше других управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Суммарный балл покажет уровень развития EQ: 70 и более - высокий, 40–69 - средний, 39 и менее - низкий.

«КД» по материалам открытых источников

Эмоциональный интеллект (EQ) – это умение понимать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции других людей и умение эффективно влиять на свое и чужое поведение посредством управления своими эмоциями и чувствами и эмоциями, чувствами других людей.

Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций. Развитый эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

Начиная с 40-х годов прошлого века, неоднократно проводились исследования, целью которых было выявить связь школьных или университетских академических достижений с дальнейшей успешной или не успешной жизнью учащихся. Выяснилось, что для достижения своих целей очень важно умение ладить с людьми: понимать чужую реакцию и уметь ее предсказывать, договариваться и сотрудничать.

Это получается далеко не у всех: существуют вещи, которые этому не способствуют:

Невосприимчивость к невербальным сигналам. Встречается примерно у каждого десятого: это плохое чувство личного пространства собеседника, неумение установить зрительный контакт, неумение начать, поддержать или вовремя закончить разговор, неверное истолкование выражения лица собеседника.

Поведение, связанное с уходом от конфликта. Люди, чувствующие себя нелюбимыми, одинокими, обремененными заботами, совершенно не склонны к контактам с окружающими. Они предпочитают хандрить в одиночестве, нежели попробовать разрешить свои проблемы.

Агрессивность. Агрессивных никто не любит – ни дети, ни тем более взрослые. Люди, выбравшие агрессию как базовую (а иногда и единственную) реакцию на все происходящее, довольно быстро оказываются в изоляции.

Нажмите на картинку для увеличения.


Большинство успешных людей обладают развитым эмоциональным интеллектом. Тому есть несколько причин.

Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

В третьих, эмоциональный интеллект можно развивать и повышать в течение всей жизни, в отличие от IQ.

Как улучшить свой эмоциональный интеллект.

  1. Любые эмоции должны быть осознанными. Негативные эмоции – тем более. Вы можете врать кому угодно, но не себе, особенно когда дело касается социально приемлемого поведения. Вы вправе признаться себе (и никому больше): «Этот фильм считается нелепой слезливой мелодрамой, но меня он ужасно растрогал».
  2. Как у вас обстоит дело со словарным запасом? Много ли слов вы используете для обозначения чувств? Попробуйте быстро перечислить десяток любых эмоций. Если вы застряли после «напрягалово», «офигение» и «чумовой», пора заняться расширением словарного запаса. Иначе, как можно научиться отличать одни чувства от других , если для них даже нет названий?
  3. Какие вообще бывают эмоции, можно узнать от окружающих. Более того: совсем даже неплохо быть в курсе ощущений тех людей, с которыми вы общаетесь. Вы уверены, что вам на сто процентов известны их эмоции? А если поинтересоваться? Или если поделиться своими ощущениями и попросить ответной реакции?
  4. Окружающие – вообще неиссякаемый . Помнится, небезызвестный Гомер Симпсон сводил воспитание Барта к одному: с воплем «Ах ты, гаденыш» бросался его душить. В жизни такое поведение не выглядит столь комично. Понаблюдайте за окружающими: какими способами они реагируют на требования, на претензии, на приятные новости, на агрессию, на комплименты. Найдите (для начала мысленно) новые способы реакции на типовые ситуации. Какие чувства они могут выражать?
  5. Как у вас обстоит с локусом контроля? Считается, что внутренний локус контроля (есть ощущение, что

Эмоциональный интеллект – это развитие таких навыков, как понимание и собственных чувств, так и эмоций окружающих людей. Благодаря этому мы можем эффективно управлять реакцией на чувства других людей и, таким образом, продуктивнее делать свою работу. Главная задача в развитии эмоционального интеллекта – не подавлять или игнорировать трудные эмоции или чувства, но разумно контролировать их.

Именно эмоциональный интеллект отличает успешных лидеров от всех остальных. более продуктивны в найме новых сотрудников, лучше мотивируют коллег, эффективны в сфере услуг. Но эмоциональный интеллект важен на любом этапе вашей карьеры, особенно если вы хотите достичь высокого уровня ответственности за вашу работу. А в других аспектах жизни ЭИ позволяет быть более счастливой, здоровой и укрепить отношения. Так как же улучшить эмоциональный интеллект и заставить его работать на вас?

1. Развивайте эмоциональное самосознание

Эмоции могут заставить человека вести себя необычно и часто непродуктивно, а самосознание улучшит вашу способность понимать и интерпретировать собственные эмоции, настроения и внутренние мотивы. Эта практика поможет и распознавать эмоциональные состояния других людей и понимать, что стоит за их словами и действиями. Говоря кратко, если вы не понимаете собственную мотивацию и поведение, то и других не поймете.

Что для этого делать:

  • Проговаривайте каждый день три фразы, которые начинаются словами «Я чувствую себя…», — благодаря этой технике вы постепено сможете научиться точно определять свои эмоции и повысить самосознание.
  • Каждый день уделяйте время испытанной эмоции – формулируйте, что вы чувствуете и почему.
  • Напоминайте себе, что эмоции переменчивы и недолговечны, поэтому не могут быть основой для общения и принятия решений.
  • Размышляйте о том, как негативные эмоции – разочарование, отторжение, гнев или ревность – влияют на ваших коллег и клиентов.
  • Определите ваши страхи и желания. Это поможет лучше понять, что вас беспокоит и движет вами.
  • Проверьте, как вы реагируете на стресс. Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда что-то идет не так, как вы запланировали?

2. Эмоциональный самоконтроль

Важно развить способность контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые негативно влияют на ваш потенциал и лидерство. Это следующий шаг после развития самосознания. Кратко говоря, самоконтроль – это способность стать «выше» жалких объяснений, ревности, срывов и не позволять эмоциям контролировать вас. Благодаря самоконтролю вы будете думать, прежде чем действовать, и создадите репутацию надежного члена в любой команде.

Техники самоконтроля:

  • Не позволяйте себе присоединяться к той или иной стороне во время офисных драм и конфликтов.
  • Если ситуация эмоционально трудная и заряженная, отступите на время, не принимайте решение сразу. Проанализируйте ваши эмоции.
  • Примите факт, что жизнь изменчива, и фрустрация и разочарования являются частью любой работы. И профессиональная реакция на них – это «мозговые штурмы» и разработка стратегий, а не жалобы и отстранение от работы.
  • Не присоединяйтесь к игре «найди виноватого», не показывайте пальцем на всех и все, что вас окружает. Кроме себя: изучите и примите свои ошибки.
  • Оставайтесь сконцентрированной на себе и тех вещах, которые вы можете контролировать, а не на том, что вне вашей власти.
  • Найдите способы, как реагировать на эмоции, которые бы не включали спонтанные реакции или некорректные выражения.

3. Развивайте способность выказывать сочувствие

Сочувствие – естественный путь в развитии эмоционального самосознания. Оно позволяет отойти от вашего личного опыта и увидеть и понять проблему с точки зрения другого человека. Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны.

Как развить эмпатию:

  • Живите по золотому правилу – относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
  • Свою точку зрения поддерживать легко, руководствуясь этим чувством, поставьте себя на место другого человека и посмотрите на ситуацию с его позиции.
  • Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник.
  • Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать.
  • Признавайте тревоги и чувства других людей – дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения.

4. Работайте над вашей мотивацией

Мотивация – это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью.

Как улучшить мотивацию:

  • В любой сложной ситуации и даже при провале пытайтесь найти хотя бы одну хорошую вещь.
  • Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Прекратите это делать, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова. Измените их на позитивные, даже если поначалу вам придется притвориться.
  • Легко забыть, что вы действительно любите в своей работе. Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать это, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете.
  • Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов.
  • Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь. Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей.

5. Улучшите навыки общения

Важный аспект эмоционального интеллекта – умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ. Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой – они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие.

Как улучшить навыки общения:

  • Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками.
  • Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной.
  • Старайтесь понять человека, с которым разговариваете. У вас не может быть только одного подхода, который бы срабатывал со всеми на работе.

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность понимать собственные эмоции и использовать их для улучшения качества жизни. Управление собственными чувствами позволяет регулировать уровень стресса и способствует плодотворному общению с другими людьми, и именно это улучшает качество жизни в личной и профессиональной сфере. В отличие от IQ, который не меняется на протяжении жизни, EQ можно развивать и улучшать. Читайте дальше, и вы узнаете, как развить эмоциональный интеллект, используя подручные методы

Шаги

Понимание собственных эмоций

    В течение дня понаблюдайте за собственной эмоциональной реакцией на различные события. Проще всего отодвинуть на задний план собственные чувства и переживания, испытанные за день. Но понимание собственных чувств по поводу той или иной ситуации имеет большое значение для улучшения EQ. Игнорируя собственные чувства, вы игнорируете важную информацию, влияющую на ваш образ мышления и поведение. Начните обращать внимание на собственные чувства и связывать их с полученным опытом.

    • Для примера представим, что вы на работе и вас прервали во время совещания. Какие эмоции вы испытаете, если это происходит? И напротив, какие чувства вызовет у вас похвала за хорошо выполненную работу? Если вы привыкнете осознавать собственные эмоции, такие как грусть, смущение, радость, удовлетворение и другие, вы сможете повысить уровень эмоционального интеллекта.
    • Заведите привычку осознавать собственные эмоции в определенные моменты в течение дня. Какие эмоции вы испытываете, когда просыпаетесь по утрам? Какие чувства охватывают вас перед сном?
  1. Обратите внимание на сигналы тела. Перестаньте игнорировать физические проявления эмоций, начните прислушиваться к ним. Наш разум и тело взаимосвязаны; они оказывают глубокое воздействие друг на друга. Вы можете повысить уровень эмоционального интеллекта, научившись распознавать физические факторы, влияющие на эмоции. Например:

    • Находясь под воздействием стресса, мы ощущаем тяжесть в желудке и сдавленность в груди, а наше дыхание учащается.
    • Когда нам грустно, возникает тяжесть в веках.
    • Веселье и радость ощущаются как легкость в животе, учащенное сердцебиение и энергичность.
  2. Проанализируйте взаимосвязь эмоций и поведения. Как вы реагируете, когда испытываете сильные чувства? Синхронизируйте реакции вашего тела с различными ситуациями, повторяющимися изо дня в день, вместо того чтобы реагировать на них без лишних эмоций. Чем лучше вы поймете, что влияет на вашу поведенческую реакцию, тем выше будет уровень вашего эмоционального интеллекта, и вы сможете использовать ваши знания на практике, чтобы изменить собственную модель поведения в будущем. Вот несколько примеров моделей поведения и их значения:

    • Чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор.
    • Чувство гнева заставляет повышать голос и раздраженно уходить прочь.
    • Чувство переутомления заставляет паниковать и терять контроль над вашими действиями или плакать.
  3. Старайтесь не осуждать ваши собственные эмоции. Все эмоции имеют право на существование, даже негативные. Если вы осудите собственные эмоции, то потеряете способность полноценно чувствовать, что помешает вам испытывать положительные эмоции. Подумайте об этом следующим образом: каждая эмоция это часть полезной информации, связанной со всем происходящим в вашей жизни. Без этой информации вы ощутите неполноценность собственной жизни и не сможете адекватно реагировать на происходящие в ней события. Именно способность испытывать эмоции формирует наш интеллект.

    • Поначалу это сложно, но нужно стараться проявлять и негативные эмоции в качестве реакции на все происходящее. Например, если вы сильно завидуете кому-то, о чем говорит эта эмоция в конкретной ситуации?
    • Но не забывайте и о позитивных эмоциях. Начните ассоциировать радость или удовлетворение с происходящими вокруг вас событиями, и вы научитесь испытывать эти эмоции чаще.
  4. Обратите внимание на конкретные эмоции в вашей жизни. Это еще один способ узнать как можно больше о собственных чувствах и их взаимосвязи с вашим жизненным опытом. Испытывая сильные чувства, спросите себя, когда вы ощущали подобное в последний раз. Что случилось до этого, в процессе и после?

    • Научившись различать модели поведения, вы научитесь контролировать свое поведение. Понаблюдайте, как вы поступали в той или иной ситуации до этого, и как вы хотели бы поступить в следующий раз.
    • Ведите дневник эмоциональных реакций и собственных ощущений изо дня в день, и вы поймете, как именно вы реагируете на происходящее.
  5. Тренируйтесь выбирать подходящую модель поведения. Невозможно контролировать свои эмоции, но вы вполне можете контролировать реакцию на эмоции. Если вы постоянно злитесь или кричите, когда вас больно ранят, подумайте, как можно отреагировать по-другому. Вместо того чтобы позволять эмоциям взять над вами верх, решите, как вы поступите в следующий раз, когда вас будут переполнять чувства.

    • Когда в вашей жизни происходит что-то плохое, выплесните эмоции наружу. Некоторые люди описывают это как наплыв грусти или гнева. Как только первый наплыв пройдет, решите для себя, что делать дальше. Вы должны выражать свои чувства, а не держать их в себе. Вы должны встать на ноги и снова попробовать справиться с проблемой, а не покорно признать поражение.
    • Не прибегайте к мерам проигравшего. Всем из нас сложно выплеснуть наружу негативные эмоции, и многие люди начинают много пить, смотреть телевизор дни напролет или приобретают другие привычки, чтобы хоть как-то заглушить боль. Это лишь навредит вашему эмоциональному интеллекту, особенно если прибегать к таким мерам слишком часто.

    Общение с другими людьми

    1. Будьте открыты и сговорчивы. Открытость и сговорчивость идут рука об руку, если дело касается эмоционального интеллекта. Недостаток открытости - это признак слабого эмоционального интеллекта. Когда ваш разум открыт для понимания сути конфликта и внутреннего самоанализа, вам будет легче справиться с возникшей ситуацией, особенно если вы спокойны, и уверены в своих силах. Вы поймете, что стали более открытым для окружающих, и у вас появятся новые возможности. Для достижения успеха в данном аспекте эмоционального интеллекта попробуйте сделать следующее:

      • Слушайте интеллектуальные дебаты по телевизору или радио. Всегда рассматривайте обе стороны конфликта и обращайте внимание на нюансы, требующие детального рассмотрения.
      • Когда эмоциональная реакция человека не соответствует вашим ожиданиям, спросите себя, почему это происходит, и постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны другого человека.
    2. Развивайте эмпатию. Эмпатия - это понимание чувств и переживаний другого человека и способность разделять его эмоции. Внимательно слушая других людей и обращая внимание на то, что говорят окружающие, вы сможете лучше понять их чувства. Способность использовать эту информацию при объяснении своих решений и налаживании отношений с другими людьми это признак эмоционального интеллекта.

      • Чтобы научиться эмпатии, поставьте себя на место другого. Подумайте, как бы вы чувствовали себя в его ситуации. Представьте, каково этому человеку в данной ситуации и как вы можете помочь ему справиться с трудностями в рамках заботы и поддержки.
      • Если вы видите, что кто-то расчувствовался, спросите себя: «Как бы я отреагировал в подобной ситуации?»
      • Искренне интересуйтесь мнением других людей, так вы научитесь правильно реагировать на их слова. Вместо того чтобы мысленно летать в облаках, задавайте вопросы и подводите итоги сказанного, тогда будет понятно, что разговор вам интересен.
    3. Научитесь читать жесты других людей. Постарайтесь читать между строк и научитесь распознавать настоящие чувства других людей, наблюдая за их выражением лица или жестами. Зачастую люди говорят одно, а их лица говорят совсем о другом. Старайтесь быть более наблюдательным и обращать внимание на менее очевидные способы выражения эмоций других людей.

    4. Понаблюдайте за собственным воздействием на других людей. Когда дело касается эмоционального интеллекта, понимание эмоций других людей это еще полбеды; вы также должны понять, какое воздействие вы оказываете на других людей. Люди нервничают, смеются или злятся в вашем присутствии? Как ведут себя люди в разговоре, когда вы входите в комнату?

      • Подумайте, что вам следует изменить. Если вы часто устраиваете сцены своему партнеру или ваша девушка может легко расплакаться во время разговора с вами, а может, люди придвигаются ближе друг к другу, когда вы появляетесь, это означает, что вам нужно изменить свое отношение к людям, тогда люди изменят свое отношение к вам.
      • Спросите надежных друзей или близких, что они думают о вашем эмоциональном воздействии. Вам самим будет сложно осознать собственное воздействие, а близкие вам люди помогут вам в этом.
    5. Тренируйтесь искренне выражать эмоции. Если вы скажете «хорошо» с хмурым выражением лица, вы проявите неискренность в общении. Тренируйтесь быть открытым в ваших эмоциях, тогда людям будет проще читать эмоции у вас на лице. Если вы расстроены, скажите об этом людям, но не забывайте также делиться с ними своей радостью или счастьем.

      • Если вы будете «собой», это поможет другим людям узнать вас как человека, и они будут больше доверять вам, когда поймут, что вы собой представляете.
      • Но нужно помнить, что существуют определенные рамки, поэтому контролируйте свои эмоции, чтобы не ранить других людей

    Использование эмоционального интеллекта на практике

    1. Определите, что вам нужно исправить в себе. Иметь высокий интеллект очень важно в жизни каждого человека, но эмоциональный интеллект также играет немаловажную роль. Высокий эмоциональный интеллект помогает наладить отношения с людьми и дает возможность найти хорошую работу. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных элементов, которые помогут вам жить более полноценной жизнью. Далее приведен список компонентов эмоционального интеллекта, который поможет вам определить, что вам нужно исправить в себе. После этого начните развивать необходимые навыки в нужном направлении:

      • Самосознание. Это способность принимать собственные эмоции как есть, и понимать, на фоне чего они возникли. Самосознание означает понимание своих сильных сторон и недостатков.
      • Самоуправление. Это способность не ожидать вознаграждения, соотносить свои потребности с потребностями других, брать инициативу и с готовностью отступаться от своих идей. Самоуправление означает способность мириться с переменами и оставаться верным своим принципам.
      • Социальная осознанность. Это способность сопереживать другим людям и разделять их эмоции, а также замечать социальные сигналы и приспосабливаться к ним. Быть социально осознанным означает видеть динамику власти в группе или организации.
      • Управление отношениями. Это способность находить общий язык с другими людьми, достойно выходить из конфликтной ситуации, вдохновлять и влиять на других людей, а также четко аргументировать свою позицию.
    2. Постарайтесь снизить уровень стресса, повысив эмоциональный интеллект. Стресс охватывает различные чувства, именно поэтому в состоянии стресса вы чувствуете себя переполненным разнообразными эмоциями. Жизнь полна сложных ситуаций, начиная от разрыва отношений и заканчивая потерей работы. Между тем, есть масса факторов, провоцирующих стресс, которые создают еще больше, казалось бы, неразрешимых проблем. Часто испытывая стресс, очень сложно вести себя так, как нам хочется. Но хорошие методы борьбы со стрессом помогут вам улучшить свой эмоциональный интеллект во всех отношениях.

      • Определите, что вызывает у вас стресс и что помогает вам справиться с ним. Составьте список эффективных способов борьбы со стрессом, таких как отдых с друзьями или прогулка по лесу, и попробуйте регулярно их применять.
      • По необходимости обратитесь к специалисту. Если вам сложно справиться со стрессом самостоятельно, обратитесь к психотерапевту или психологу, которые подскажут вам, как это сделать (а также помогут повысить свой эмоциональный интеллект).
      • Негативное отношение заставляет людей концентрироваться на неудачах вместо того чтобы вырабатывать устойчивость к ним.
      • Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно знают, как с помощью юмора и веселого настроения осчастливить других людей. Смех помогает пережить тяжелые времена.
    • Не отчаивайтесь и не забывайте, что эмоциональный интеллект можно улучшить, и не важно, насколько он низок. Для этого потребуется приложить усилия и быть готовым открыться миру и отказаться от прежнего образа жизни.
    • Если у вас высокий уровень эмоционального интеллекта, вам подойдет работа, требующая постоянного общения с людьми и предполагающая построение взаимоотношений с окружающими.
    • Эмоциональный интеллект не просто контролирует ваши чувства. Он контролирует вас самих.
    • Некоторые аспекты необходимо проанализировать более детально, чем другие.

    Предупреждения

    • Высокий IQ вовсе не означает высокий эмоциональный интеллект.
    • Открытость для новых идей не означает ставить такие понятия как слепая приверженность, гонение или геноцид выше более здоровых понятий. Это означает понимать, почему кто-то другой настолько боится определенной категории людей, что считает нужным их притеснять.