Нужны ли взрослым сказки. Почему детям важно и нужно читать сказки

Зачем нужны сказки? И нужно ли читать их ребёнку? Ответ однозначен: читать нужно. На примере разных сказок дети учатся жить, учатся различать добро и зло. Благодаря этим довольно простым и коротким рассказам, дети учатся тому, как нужно вести себя в разных жизненных ситуациях, учатся не боятся трудностей и жизненных проблем. Сказка - это своего рода модель мира вокруг нас. В ней рассказывается о многих жизненных трудностях и проблемах на очень простых и понятных для детей примерах. Сказки, которые мы читаем детям, влияют на их психику, помогают воспитывать в них те или иные черты характера, помогают построить конкретную линию поведения в разных жизненных ситуациях.

Эти простые истории учат наших детей отличать плохое от хорошего, добро от зла. Поэтому, очень важно выбирать «правильные» сказки, сказки, в которых добро побеждает, а зло проигрывает, или наказывается за свои плохие поступки. Таким образом, дети начинают понимать, что если они будут делать зло другим, то когда-нибудь, это зло вернётся к ним. Они понимают, что, делая добрые дела, хорошо относясь к другим, они получают добро взамен, их будут любить и уважать, у них будет много друзей. Для того, чтобы дети поняли смысл, заложенный в той или иной сказке, её непременно нужно обсудить после прочтения. Пусть ребёнок расскажет о своём понимании сказки, о том, чего эта сказка его научила, о том, как поступать можно, а как нельзя. Таким образом, ребёнок учится думать, тренирует память и внимание, развивает воображение. Сказки помогают детям усваивать причинно-следственные связи, тренируя ещё хрупкую детскую психику и развивая уверенную в себе личность.

Ещё одна важная причина, почему стоит читать детям сказки, состоит в том, что чтение - это совместное времяпровождение для ребёнка и родителей. Читая на ночь очередной рассказ, Вы общаетесь с ребёнком, уделяете ему столь важное время и необходимое ему внимание. Детям важно общаться с родителями, проводить с ними вместе время, чтобы усваивать необходимые модели поведения, чтобы получать тепло, заботу и позитивные эмоции. Для тех родителей, которые целый день проводят на работе, не имея возможности погулять, или пообщаться с собственным ребёнком, сказка - это возможность наверстать упущенное, понять, как мыслит их ребёнок и что для него важно в жизни.

Сказки - это частички добра и счастья, которые передаются из поколения в поколение уже много лет, это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной форме.

История сотворения планеты. Предания о том, как человек нашел лучшего друга. Притча о войне, мирном небе и горячем хлебе. Рекомендации по решению проблем. Рассказы о пороках, вредных привычках. Способы дать отпор злодеям и плутам. Это наследие сказителей. Русский фольклор. Любимые сюжеты.

Сказки детям по нраву - факт. Но почему? Это выручалочка на все случаи жизни:

  • учит быть сильным, как Илья Муромец
  • повествует о преданности собаки своему кормильцу
  • помогает не унывать, если трижды отказано в просьбе
  • призывает не падать духом, если соломенный домик разрушен

Есть вопрос? В сказке найдется ответ! Детям нравится сия помощь более, нежели родительские советы и нотации учителей. Эпос - ненавязчивое обучение. Накапливание новых слов, интересных понятий, народных обрядов. Внимание сосредоточено, а не рассеяно. Глаза широко раскрыты от воодушевления. Не слипаются от скуки, как на уроке математики.

Проблемы общения решит воображение

Дети любят фантазировать. Выдумывают отдельную квартиру, где все такое же, как в отчем доме. Но нет взрослых: ребёнок сам себе хозяин. Или сочиняют биографию невидимого товарища. Его нельзя познакомить с родителями. Но можно отдать ему лишнюю тарелку супа. Отправляются гулять с красной варежкой вместо живого щенка. Приглашают в гости Карлсона. Говорят на тарабарском языке.


Рефлексия и отыгрывание проблем. Психологические термины. Их можно объяснить проще:

  • Юные читатели переносят свои тягости на персонажей
  • Решают, как поступить, руководствуясь примером любимого героя
  • Открывают сердце, позволяя фантазии захватить себя целиком

Народные сказки более эффективны. Взять Андерсена: он сочинил удивительный мир, в который ему путь был заказан. Причина - незнатное происхождение. И предельная откровенность в беседах с другими людьми. Правда ведь глаза колет. Ганс Христиан отыгрывает свою боль через литературного героя. Самовыражается в тексте. А русская фольклорная небылица формулируется веками. Каждое слово выверено. Отполировано, словно морской камешек. В нем - сто процентов мудрости. Законы жизни в универсальной трактовке.

Взять рассказы, где хитрая лиса - персонаж со знаком «плюс». Даже отъявленный негодяй может измениться. В книжке "Снегурушка и лиса" чернобурка спасает девочку, заблудившуюся в лесу.

Чур меня, чур!


Не только положительные качества героев приветствуются в сказочках. Страшные истории важны для развития. Они по душе ребятне, даже если мороз дерет по коже. По ходу сюжета детки испытывают массу эмоций. Переживают за фигурантов. Ищут пути спасения. Трансформируют негатив, слабые и ненужные эмоции. Страшилка превращает его в мощный позитив. Снимает напряжение и нервозность.

Отсутствиеромантики

Многие женщины нуждаются в сказочных историях, потомучто в жизни им самим попросту не хватает романтики. При этом у них может бытьлюбимой человек, которого они ценят и которым дорожат, но его зажатость вчувствах становится причиной отсутствия романтичности в отношениях.

Одинокие дамы также любят читать сказки и смотретьсказочные мультфильмы и фильмы. Конечно же, их любимым жанром являются именносказки о любви. Почему? Потому что благодаря таким произведениям, женщины попроступродолжают верить в то, что искренние и настоящие чувства существуют. Темболее, в современных интерпретациях сказок, положительные и романтичные героистали больше походить на реальных людей, которых можно всегда встретить наулице. Вот поэтому, читая и просматривая сказочные истории, женщины подогреваютв себе веру в любовь вообще и в мужчин в частности. На основе сказочныхперсонажей они создают себе образы и фантазируют. Поскольку все сказки длядетей пишут взрослые люди, зачастую, в них есть более глубокая философия,которую мы попросту не замечаем в детском возрасте. Зато взрослые девушкивполне могут понимать и осознавать, какой именно подтекст вкладывал автор, чемухотел научить. К тому же, в сказках всё происходит очень легкои просто, принцы всегда сами находят своих принцесс. А многие женщины так ихотят: ничего не делать, а потом раз – и выйти замуж за самого красивого, умного, любящего и вообще,идеального мужчину. Сказки являются отличнымлекарством от комплексов, потому что в сказках получить свою любовь можетпрактически каждая.

Приключения

Кстати, сказкисмотрят не только те, кому не хватает романтики. Ещё их любят настоящиеавантюристы и искатели приключений. Стоит отметить, что сказками можно называтьне только те истории, которые изначально определяются как сказки. Например,многие приключенческие фильмы, по большому счёту, тоже можно отнести к сказкам,поскольку все они заканчиваются хорошо, герои обладают какими-тосверхъестественными способностями, в них прославляется дружба, взаимоподдержкаи любовь. Приключенческие сказки любят те, кому не хватает в жизни остротыощущений. Это люди, которым пришлось отказаться от своих настоящих желаний,ради роботы, из-за каких-то личных страхов и так далее. Вот они и смотрятсказочные приключенческие истории, ассоциируя себе с главными героями этихпридуманных эпопей. Сказочные приключения всегда захватывающие. В них нет местаодинаковым дням и скучному быту. Это те основные характеристики, которые ипритягивают людей к сказочным приключенческим историям. Многие могут сказать,что с таким же успехом человек может любить каждую историю о приключениях. Ноэто не совсем так. Просто в сказках всё всегда заканчивается хорошо. Там никтоне теряется, не умирает, не делает больно окружающим. Вот поэтому мы выбираемименно сказочные истории, ведь в них нет места горю и разочарованию, глядя наэкран или читая книгу, мы заряжаемсятолько позитивом.

Дружбаи героизм

Ещё одна причина, по которой взрослые люди любят сказки – это нехватка появления настоящих дружеских качеств и героизма в их реальной жизни.Людям хочется получать то, чего им не могут дать окружающие. Вот поэтому они ипогружаются в сказочную жизнь. Ведь там нет места предательству. Еслисуществует компания друзей, то все они будут стоять друг за друга до самогоконца. В сказочных историях никто никого не предаёт. Даже совершив какую-тоглупость, в итоге, люди осознают свои ошибки и просят прощения, искупают своигрехи. Сказочные персонажи намного искреннее и добрее тех, кого мы встречаем вреальной жизни. Сказки позволяют людям не потерять свою веру в настоящуюдружбу. С одной стороны, они вроде бы и понимают, что это всего лишь сказка. Но с другой стороны, такие историидействуют на их подсознание, укореняя мысль о том, что настоящие друзья всё-такисуществуют, никогда не подводят и не предают. В итоге, люди начинают искатьсебе друзей по образу и подобию сказочных героев, и что характерно, зачастуюнаходят именно таких, поскольку подсознательно чувствуют, какой именно человеким нужен.

Что же касается героизма, то многим людям хочетсяспасать других или чтобы спасали их. Но в реальной жизни далеко не всегда этоудаётся. К тому же, в реальности все враги и проблемы намного более жестокие излые, чем в сказках. Поэтому людям становится легче, когда они ассоциируютсебя со сказочными рыцарями и принцессами, которые спасают дуг друга, проявляютгероизм и так далее. Благодаря сказкам, мы не прекращаем верить во что-тохорошее, светлое, доброе, в чудо, которое всё-таки когда-то с нами произойдёт.Именно поэтому очень хорошо, когда взрослые люди любят сказки, потому чтоименно сказки дают им силы жить и надеяться на лучшее.

Традиция читать сказки появилась очень давно. Сказки помогают упорядочивать представления ребёнка о повседневных вещах, носят воспитательную функцию, способны утешить и успокоить маленького слушателя. С какого возрастанужно начинать читать сказки детям?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: « Почему детям нужно читать сказки?»

Традиция рассказывать сказки своим маленьким детям появилась очень давно. Поучительные истории о Золушке, Коте в сапогах, Красной шапочке и многих других, увлекательно рассказанные нашими мамами и бабушками, помогали детям познавать окружающий мир, учиться новому и даже преодолевать им маленькие страхи и слабости.

Слушая сказки, ребёнок учится думать, он трудится душой, а вот телевизор этому мешает. Поэтому будем читать сказки вслух, иначе, став взрослым, наш ребёнок не научится критически осмысливать происходящие события, станет рабом навязываемых ему идей, будет не только легко внушаем, но и поддастся зомбированию, стать чёрствым душой к своим престарелым родителям, т.е. к вам, дорогие читатели.

Народные сказки имеют особый поэтический язык, их содержание - иррационально. Но эта иррациональность понятна детям и очень им нужна. Современный детский автор при всём желании не сможет приблизиться к духовной высоте и образности русских народных сказок. Недаром их рассказывали веками, из поколения в поколение. Их рассказывали перед сном, и они закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках есть та мудрость, которую была необходимо знать с детства представителю сильного народа.

Сказки помогают упорядочивать представление ребенка о повседневных вещах.

Мир сказочных героев - это мир добра и зла, поэтому, следя за судьбами персонажей, Ваш малыш начинает лучше понимать какие поступки принято считать хорошими, а какие совершать категорически нельзя.

Сказки носят также и воспитательную функцию.

Дети видят в сказочных персонажах самих себя, поэтому сказки о хороших манерах, хвастунах, задирах и жадинах учат их поступать правильно, стараться не совершать ошибок, а также подсказывают как можно найти выход из самых, казалось бы, затруднительных ситуаций.

Сказки способны утешить маленького слушателя.

Как мы не пытаемся уберечь наших детишек от неприятных событий, они все-равно нередко случаются. Ребенка может огорчить ссора в детском саду, поход к стоматологу, развод родителей. В таких случаях поможет забавная сказка, которая развеселит Вашего малыша и даже заставит поверить, что добро часто побеждает и в жизни.

На развитие воображения и мыслительных способностей ребенка сказки тоже оказывают немалое влияние. Иногда процесс чтения сказки можно превращать в очень увлекательную игру или рассказывать за едой . Просто закройте книгу и спросите у своего малыша: «Чем продолжится эта сказка, как Ты считаешь? А чем она могла бы закончиться?». Пусть Ваш ребенок немножко пофантазирует и придумает свое продолжение этой сказки, которое потом можно рассказать папе или бабушке. А еще можно рисовать с малышом героев его самых любимых сказок.

Можно прямо с младенческого. Лучше перед ночным сном, при мягком освещении. Читать нужно медленно, сказки должны быть обязательно народные, ни в коем случае не пересказы, в которые внесён рациональный, "упрощающий" момент. Нельзя читать каждый вечер новую сказку: наши предки детям рассказывали сказку столько раз, чтобы он успевал её выучить наизусть. Только так малыш мог усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке. Обязательно читайте сказки своим детишкам, ведь это неплохая возможность провести совместное время с пользой. Чтение вслух оказывает немалое влияние на умственное развитие, который, слушая сказки, и пополняет словарный запас, и все больше с каждым днем хочет научиться читать сам.

Сказка ложь, да в ней намек…

Очень много сказано о том, как же сказки полезны для детей. Чтение сказок развивает мышление и они полезны для формирования воображения ребенка. И все же многие взрослые с удовольствием читают сказки сами.

  • Есть ли разница в сказках для взрослых и для детей?
  • Может ли одна и та же сказка по-разному действовать на ребенка и взрослого?
  • Зачем существуют страшные сказки, сказки в которых герой странно себя ведет и получает за это награду?

Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах, а также расшифровать некоторые нестыковки в известных сказках.

Помимо общеизвестных постулатов, таких как "надо" и "полезно", хочется понять, почему сказку нельзя заменить просто рассказом для ребенка? Зачем ребенку читать "Колобка" и "Курочку Рябу"?

В дошкольном возрасте у ребенка доминирует сюжетно-ролевая игра. Это значит, что он познает мир играя и придумывая разные истории. Сказка не просто развивает его речь, мышление, память, внимание и воображение. Она помогает усвоить абстрактные понятия, такие как любовь, дружба, доброта, помощь, надежда. Никакие объяснения и рассказы не смогут так повлиять на психику малыша, как сказка. Вера в то, что все возможно, что все вокруг живое - развивает чувствительность и восприимчивость ребенка, дает возможность всем его процессам реализоваться на полную мощь.

К примеру, когда я работала в детском саду психологом, дети больше всего любили приходить ко мне, потому что я была для них удивительной тетей, которая читает сказки, проигрывает их, и позволяет им верит во все на свете. У меня есть целая брошюра, созданная нашим государством как комплекс сказок для коррекции тревожности детей. Малыши буквально дрались за то, чтобы пойти в первой пятерке ко мне в кабинет послушать сказку. Я помню, как один из них напоминал другу, что пауков боятся не нужно, ведь паучок Борька спас целую группу от комаров, пока они спали (у нас как раз была сказка про паука).

Что же касается классических народных сказок - то они очень важны как социальное наследие. Например, Курочка Ряба и ее яйцо, является мифом о мироздании, а также учит переживать утрату. Эта сказка несет в себе сразу два контекста:

  • поучительный - ценить то, что есть, быть внимательным, благодарным. Знать, что жизнь всегда даст второй шанс (второе яйцо), который будет соответствовать потребностям (простое яйцо);
  • мифологический: сказка сама по себе странная, так как непонятно, зачем дед и баба золотое яйцо пытались разбить, а потом, когда мышь его все-таки разбила, сильно расстроились. В чем смысл? Оказывается, у сказок есть второй слой, который несколько мистичен по своему характеру. Дело в том, что, например, миф о птице и необычном яйце, которое разбивается, есть у многих народов мира. Это значит, что человечество развивалось синхронно в разных концах земли, и что опыт, полученный от предков, передается именно в таком нелепом виде, как сказка про Курочку Рябу. Это посыл, как считают психоаналитики, для нашего подсознания, которое имеет свой код расшифровки.

Можно считать, что сказка - это особый язык для детей, на котором можно объяснить все что угодно, и ребенок это поймет. Вы никогда не замечали, с какой скоростью дети поглощают и запоминают сказки? Вот объясняешь - непонятно, расскажешь об этом сказку - готово. Остается ли этот механизм во взрослом возрасте?

Неадекватное отношение к сказкам

Почему некоторые люди любят сказки, а некоторые нет? Ответ очень прост: человек, которому в детстве перебили охоту к сказкам, не будет их любить во взрослом возрасте. Некоторые уникальные родители, считают, что у ребенка есть возраст сказки. И когда он идет в школу, например, ему говорят: "все, ты уже взрослый, никаких сказок". И дальше - "ты что маленький(ая)?" - фраза искусственного взращивания сознания приводит к замкнутости и травме ребенка. Для таких взрослых сказка - это напоминание о том, что пришлось пережить утрату, разочарование, боль или унижение из-за своей излишней доверчивости.

У вас наверняка есть такие знакомые, которые говорят: "думаешь, в сказку попал(а)?", или "нечего мне тут сказки рассказывать". Также есть люди, застрявшие в сказках, они ищут всюду тайные знаки, ходят регулярно к экстрасенсам, чтобы "магическим" образом решить проблему.

И все-таки голливудские сказки сейчас собирают кучу людей в кинотеатрах. Режиссеры поймали волну и вот уже несколько лет достаточно быстро обогащаются благодаря разным интерпретациям "Белоснежки" или "Золушки".

Почему сейчас? Потому что человечество возвращается к символизму. В психотерапии есть направление сказкотерапии, которое помогает детям и взрослым найти безопасный выход из ситуации. Человека можно продиагностировать при помощи сказки, а также "излечить" ту тему, которую, раньше не удавалось.

Сказочные тесты

Если вам хочется проверить, как работает механизм сказки, предлагаю вам простой и очень эффективный тест.

Придумайте и запишите сказку, в которой использовались бы следующие слова: Cадовник, Cад, Медведь, Лес, Река, Цветы, Ключ. Очень важно описать все, что первое приходит в голову, без попыток как-то логично и красиво построить предложение.

Чтобы тест был эффективным - не читайте расшифровку до того, как напишите сказу, иначе диагностика будет бессмысленной.

Расшифровка:

1.Садовник - это и есть вы. Каким вы его представили, таким вы и являетесь в жизни: или любящим свое дело, с любовью ухаживающим за садом, или наоборот.

2. Сад - территория садовника. То есть либо ваш внешний мир (больше присуще экстравертам), либо ваш внутренний мир (для интровертов). Сад может быть, к примеру, чистым и ухоженным или заброшенным и пустым.

3. Медведь - это есть или ваш мужчина, или ваша женщина. Или то, как вы себе его (ее) бессознательно представляете.

4. Лес - это место обитания вашего любимого. Например, если лес далеко, то и вы на такой же дистанции в отношениях от вашего мужчины или женщины.

5. Цветы - дело жизни, то есть то, чем вы занимаетесь, ваша работа, ваши цели, миссия и т.д.

6. Река - ваша жизнь, в целом. Она может быть бурлящей, глубокой, с чистой водой, которая и ассоциируется с вашей жизнью. А может быть узкой, с грязной водой, серой и неприятной.

7. Ключ - способ открыться во взаимоотношениях с партнером и решать возникающие в них проблемы. Например, если вы потеряли ключ, то, возможно, в жизни есть ситуации, которые вы не знаете, как решить в данный момент.

Результат говорит о том, как ваше подсознание связало все символы. Ведь медведь, например, может быть добрым или нежным, или полярным. Он необязательно негативный персонаж. Вы уже смогли убедиться, в том, что подсознание умеет кодировать символы, даже если сознательно у вас нет никаких способностей к расшифровке символов.

Странные "ленивые" сказки

Наверняка, есть ряд сказок, которые просто убивают наповал своей бессмысленностью. Например, что хорошего в сказке "Морозко"? Что за отец такой у девушки был: сказала ему жена дочь в лес отвезти оставить умирать от холода, он быстренько это выполнил. Почему в сказках отцы часто безвольные (если это не король, конечно) и делают какие-то странные вещи? Почему мачехи злые и кровожадные? Если брать Морозко - то посыл таков: для тог, чтобы девушка стала женщиной, отец должен ее отпустить, уйти в сторону и позволить другому мужчине позаботится о ней. Мачеха - это темная сторона матери, мать которая завидует, конкурирует, но также и заставляет развиваться. Опять, же мать должна быть злой, чтобы девушка смогла уйти без сожалений, покинуть отчий дом. Сколько у нас есть женщин и мужчин, которые до конца жизни живут с мамами и не могут представить своей жизни без них? Мама решает все. Негативная мать же провоцирует героя к деятельности и переменам в жизни.

Что касается мужской лени: Емеля, который лежал на печи, и щука выполняла его желания, Илья Муромец, Иванушка-дурачок. Тоже какие-то спорные персонажи. Неужели быть ленивым - это то, чему нужно учить ребенка? Все эти сказки народные, и вряд ли в народе прославлялась лень.

Тогда в чем смысл? Психоаналитики считают, что Емеля и другие персонажи искали себя. Печь - это материнский символ, а также символ "божьей искры", таланта, творчества. Это значит, что мужчина должен созреть внутренне, познать себя, и уже потом строить семью. Как правило, эти герои обладали добротой и смелостью, а их работящие братья обычно были хитры и коварны. Обычно "Емели" сильно менялись, встречая желанную женщину. Они проходили испытания, добывали что-то, варились в котле и становились умными и красивыми, соответственно счатье не совсем "просто так" им в руки шло.

В других народах также есть странные сказки. Например, есть интересная иннуитская сказка про женщину-скелет, которую отец сбросил со скалы и она пролежала на дне, пока ее не вытащил рыбак. Пока он спал, она вынула его сердце и создала себе плоть, вернув потом сердце на место. "Какая-то мрачная сказка" - первая мысль. Но оказывается, это сказка об отношениях и о том, как любовь может излечить травмы прошлого и научить пару помогать друг другу восстанавливаться.

Любая сказка - это ключ к нашему подсознательному опыту. Согласно теории коллективного бессознательного, все есть уже в нас самих, важно научится этим управлять и считывать информацию. Сказка - это именно тот язык, на котором говорит наше подсознание, и если правильно подобрать ее - можно добиться удивительных изменений в своей жизни. Сказка может запустить спящий механизм восстановления и человек интуитивно и самостоятельно сможет решить любую проблему.